Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

АРЛЬБЕРГ (Arlberg), Георг Эфраим Фриц (21. III. 1830 - 21. II. 1896)
- шведский артист оперы (баритон). Член Швед. муз. академии(с 1868).
Пению обучался в Стокгольме у Ю. Гюнтера и Л. Визера. Впервые выступил
на оперной сцене в 1854 в Стокгольме. В 1858-74 А.- солист Королевского
оперного т-ра в Стокгольме, в 1874-77- оперного т-ра в Осло.
Гастролировал в Неаполе, Париже, Лондоне, Москве и др. городах. Партии:
Альмавива, Дон Жуан ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта), Оттокар
("Вольный стрелок" Вебера), Во-тан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера),
Вильгельм Телль (о. п. Россини), Дон Карлос (о. п. Верди) и др. В 1883
А. оставил сцену. С 1884 занимался педагогич. деятельностью в
Стокгольме, Копенгагене и Осло; среди учеников А.- С. Арнольд-сон, Ф.
Лундквист, Э. Хольм и др. Перев„л на шведский яз. ряд оперных либретто,
в т. ч. "Орфей и Эвридика" Глюка, "Риенци", "Летучий голландец" Вагнера
и др. Лит.: Hedberg F. F., [Arlberg], Svenska opera sangare, Stokh.,
1885. J] M\
АРМЕНЯН (наст. фам.- И n e к я н), Армен Ну-риджанович [р. 10(22).
IX. 1871] - армянский советский акт„р и режисс„р. Нар. арт. Арм. ССР
(1935). Род. в Турции. Сценич. деятельность начал в 1891 в Тифлисе. В
1895-97 учился акт„рскому иск-ву в Париже у П. Муни. С 1902 выступал в
арм. т-рах (Тифлиса, Баку). Гастролировал в Турции, Египте, Румынии,
Болгарии и др. С 1935 - акт„р Ленинакан-ского театра. А. вн„с значит.
вклад в развитие армянского театрального искусства в дореволюционные
годы. Способствовал росту нац.сценич. культуры и в сов. время. Роли:
Франц Моор,
Яго, Шейлок. Автор ряда статей по вопросам театрального иск-ва и
мемуаров "60 дет на армянской сцене".
"АРМИДА" ("Armide") - l) Опера x. глюка, либр. Ф. Кино по поэме Т.
Тассо "Освобожд„нный Иерусалим". Пост. 23 сент.1777, Париж.В Париже
ставилась до 1837, возобновлена 12 апр. 1905 (до 1913 состоялось 392
представления). В России пост. в переводе на рус. яз. в Т-ре Шереметева,
Кусково, 1786 и 1787. Пост. в Германии - Ганновер, 18 янв. 1782 (на
итал. яз.); Кассель, 4 апр. 1783 (на франц. яз.); Берлин, 20 мая 1805
(на нем. яз.); Дрезден, 5 марта 1843 (под упр. Р. Вагнера); Карлсруэ,
май 1853 (на нем. яз.); Висбаден, 15 мая 1902 (на нем. яз.); в Англии -
Лондон, 6 июля 1906 (на франц. яз., первая постановка в Англии),
возобновлена 1 мая 1928 (на нем. яз.); Фалмут, 24 ноября 1936 (впервые
на англ. яз.); в Италии - Неаполь, 11 марта 1890 (впервые в Италии, пер.
А. Цанардини); Милан, 17 дек. 1911 (нов. итал. пер. А. Лега), Флоренция,
май 1941 (на нем. яз.). В др. странах:
Копенгаген, 1779 (в концертном исполнении), Стокгольм, 1787 (шведск.
пер. А. Ристелла, с прологом Г. Фоглера, текст К. Леопольда, балетная
музыка - И. М. Крауса); Вена, 1808 (на нем. яз.); Брюссель, 1823 (на
франц. яз.) и 1905;
Прага, 1866 (на чешском яз., пер. И. Б„ма), 9 марта 1898 (на нем.
яз.); Базель, 1880; Нью-Йорк, 1910; Глазго, 1939.
2) Опера Ж. Б. Люлли, либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобожд„нный
Иерусалим". Пост. 15. февр. 1686, Париж. Возобновление (в Париже); 27
ноября 1703, 26 июля 1713, июнь 1714, 9 ноября 1724, 7 янв. 1746, 17
февр. 1747, ноябрь 1761, 4 дек. 1764. В др. городах Франции: Авиньон,
1687, Лион, 1689, там же, 1698 и 1730; Марсель, 1701; в др. странах:
Рим, 1690 (первая франц. опера, исполненная в Италии); Мадрид, 1693;
Брюссель, 1695 (с новым прологом П. А. Фиокко); Гаага, 1701.
Издания.-"А.", партитура, Р., 1686; нов. изд. Lpz., 1885 (Publikation
aelterer praktischer und theoretischer Musikwerke, B. XIV). H. Гр.
АРМИИ (Armin), Роберт (ок. 1568- (к. 1611)-английский акт„р. В
1599-1610 играл комич. роли в труппе "Слуги лорда-камергера" (Лондон), в
к-рой постоянным драматургом и акт„ром был Шекспир. А. был первым
исполнителем ролей в комедиях Шекспира - Кисель, Оселок ("Много шума из
ничего", "Как вам это понравится"). Комедийное мастерство А. было более
тонким, чем у известных акт„ров-комиков 16 в. -У. Кемпа и Р. Тарлтона.
Для него была написана роль шута в "Короле Лире". А.- автор пьесы "Две
девушки из Морклейка" (1609\ А. А.
АРМСТРОНГ (Armstrong), Луи Даниел (р. 4. VII. 1900) - американский
певец джаза и трубач. Играть на трубе начал с 13 лет. В 1924 впервые
выступил в открытом концерте в Нью-Йорке. С 1927 руководил
организованным им джаз-оркестром и джаз-оркестрами "Первоклассная
пят„рка" "и "Первоклассная сем„рка" (Нью-Йорк), созданными для записи
муз. произв. на пластинки. Гастролировал в Лондоне, Париже, Берлине и
др. как дириж„р, певец и трубач. А. часто выступает по радио и
телевидению. Снимался в фильмах. Как трубач-виртуоз удостоен высших
премий на много-числ. конкурсах джаз-оркестров (1944, 1947, 1951, 1953,
1954).
Лит.: S 1 a w e J., L. Armstrong, Basel, 1953. M. Зон.
АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия в Армении возникла в эпоху
эллинизма (1 в. до н. э.). Первым драматургом был царь Артавазд II. По
свидетельству Плутарха, Артавазд, кроме историч. произведений и речей,
писал также трагедии, к-рые ставились не только в Армении (в т-ре г.
Арташата), но и в Риме. Эти трагедии сохранялись во времена Плутарха
(1-2 вв. н. э.), но не дошли до нас. Нек-рые фрагменты древних драматич.
произведений сохранились в лит. памятниках 5 в. у историков (Павстос
Бу-занд, Мовсес Хоренаци и др.). Циклы сюжетов "О персидской войне" (у
Бузанда) представляют собой изложение в прозе драматургич. произведений,
исполнявшихся рапсодами и гусанами.
M. Хоренаци в книге "Гирк Питоиц" ("Книга Хрия"), а также арм.
переводчики и толкователи грамматики Дионисия Фракийского разрабатывали
вопросы драматургии. Хоренаци упоминает греч. драматургов Ев-рипида и
Менандра и да„т высокую оценку их произведениям. Он же изложил сюжет
несохранившейся трагедии Еврипида "Авга". С 5 века дошла драматургич.
терминология на арм. яз.- трагедия вохбергу-тюн и комедия катакергутюн.
В период раннего средневековья (4-5 вв.) в арм. христианской церкви
возникает литургич. драма с канонич. текстом. Элементы театральности
проникли в вост. церкви (сирийскую, греч., арм. и др.) раньше, чем в
западные. Параллельно с литургич. драмой развивается мистерия, выходящая
за рамки церкви. Наибольшее развитие арм. драма-мистерия получила в
11-12 вв. В средневековой арм. лит-ре (начиная с 5-6 вв.) имеются
многочисленные религиозно-моральные соч. в форме диалога, большей частью
на библейские сюжеты, а также на апокрифич. темы (мученичество святых),
в к-рые проникают реалистич. элементы. (Образцы этих драм-мистерий
хранятся в Матенадаране - хранилище арм. рукописей). Первие дошедшие до
нас произв. арм. средневековой драматургии - драматич. поэма О. Плуза
(1260-1326) о любви арм. юноши, сына христианского священника, и дочери
магометанина (муллы) и мистериальная драма "Адамова книга" А. Сюнеци
(конец 14-нач. 15 вв.).
Со 2-й половины 17 в. зарождается арм. школьная драма; сохранилась
трагедия "Мученичество святой Рипсиме" (пролог, эпилог и интермедии на
польском яз.), пост. в 1668 в арм. школе Львова. В Львовском арм.
школьном т-р ставились: "Смерть Цезаря",
"Притчи Соломона", "Смерть Ирода" и др. (не сохранились).
Ко 2-й половине 18 в. относятся многочисл. класси-цистич. трагедии на
историч. и религиозные темы на древнеарм. яз. (грабаре) (часть этих пьес
напечатана, рукописи остальных пьес хранятся в архиве арм. мхитаристов в
Венеции). А. д. 1-й половины 19 в. следовала традициям классицизма. А.
Багратуни перев„л трагедии Эсхила, Софокла, Расина, Вольтера, Альфье-ри,
а также несколько комедий Мольера, написал оратории в духе Метастазио и
историч. трагедию "Ерванд II" (1815), в к-рой звучит протест против
тирании. П. Минасян создал ряд трагедий и комедий. Из его трагедий
изданы "Хосров великий" и "Смбат I" (1845, Венеция). Появились комедии:
на новом яз. (ашхарабаре) "Тер-Пилос" (1805), "Близнецы" (изд. 1847). В
1821 в Калькутте изд. комедия нравов "Мошенник-физиономист" M. Мкртчяна
(пост. в арм. колониях в Мадрасе и Калькутте). В 1832 - комедия "Лейли"
неизв. автора.
Просветитель-демократ X. Абовян впервые создал драму на новом арм.
яз. (ашхарабаре)-"Феодора, или Дочерняя любовь" (1841). Абовян написал
несколько сценич. произв. ,положивших начало драматургии нового времени.
В 40-х гг. 19 в. появились комедия Г. Шер-мазаняна "Описание некоторых
делишек епископа Карапета", историч. трагедия "Арташир -царь Армении"
неизв. автора (пост. в Елисаветполе, ныне Рировабад, 1846). Сохранилась
неоконченная историч. драма А. Аламдаряна "Радамест и Зенобия" [пост. в
Ново-Нахи-чевани, Карасубазаре в Крыму (ныне Белогорск)]. В 1820-30
развивается драматургия в арм. школьном т-ре. В 1838-40 в
Ново-Нахичевани на Дону Т. Ха-дамян и С. Тигранян написали и пост. драмы
и комедии: "Храбрый Вартан", "Царь Тиридат", "Опекун сирот" и др.
В драматургии нач. 19 в. отразились тираноборческие настроения,
связанные с нац.-освободит, движением армян против угнетения турецкими и
персидскими поработителями. С 50-60-х гг. 19 в. это движение усилилось,
и идея нац. освобождения стала основным содержанием драматургии и
театра.
Борьба народа за социальное и нац. освобождение выдвинула перед А. д.
50-60-х гг. новые проблемы. Получает распространение романтич.
направление, вызванное патриотич. чувствами народа. В этот период
развивается и широко ставится на арм. сцене исто рич. трагедия:
"Корнак", "Аршак", "Ва'ан" M. Пешик-ташляна, "Самэл", "Смбат I" С.
Экимяна, "Арта-шес миродержец", "Ч„рные земли" П. Дуряна, "Шуша-ник" M.
Патканяна, "Вартан Мамиконян" А. Кареня-на, "Аршак II" X. Галфаяна,
"Смерть Михрдата" С. Ванандеци и др.
Принципы эстетики реализма развивал выдающийся писатель и мыслитель,
революционный демократ M. Налбандян, утверждавший высокое обществ,
па-значение драматургии и т-ра, способствовавший развитию передовой нац.
драматургии. Новая А. д. зарождается как реалистич. драматургия,
сатирически освещавшая действительность. Н. Аладатян, О. Гур-генбекян,
Н. Пугинян M. Тер-Григорян, M. Патканяп и др. пишут водевили, бытовые
комедии, драмы, отражающие быт широких слоев арм. об-ва, но не
раскрывающие социальные противоречия. Популярность пьес "Гаджи-сулейман"
Гургенбекяна (1858), "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна (1859),
"Сводник" Патканяна (1859), "Скупой" Тер-Григоряна (1863), "Маклер Хахо"
Пугиняна (1863) и др. подготовили развитие высокой комедии и социальной
драмы.
Крупнейшим представителем реалистич. драматургии, реформатором арм.
т-ра явился Г. Сундукян. Пьесы Сундукяна "Хатабала" (1866), "Ещ„ одна
жертва" (1870), "Пэпо" (1871), "Разор„нный очаг" (1873),
"Супруги" (1890) и др. стали основой реалистич. репертуара арм. т-ра.
В них изобличаются купцы и чиновники, власть денег, показаны быт и нравы
господствующих классов. Сундукян отобразил также рост демократич.
тенденций, борьбу людей за свои права, их протест против социальных
условий, трагич. участь женщины в капиталистич. об-ве.
Аналогичный процесс развития драматургии происходит и у зап. армян.
Жизнь народа в Турецкой Армении отразил в своих пьесах другой крупнейший
арм. драматург А. Поронян. Вслед за Налбандяном и Сундукяном Паронян
способствовав утверждению реализма. В пьесах "Восточный дантист" (1868),
"Льстец" (1869), "Комедия в четыр„х действиях" (1873) и, наконец, в
нашумевшей комедии "Багдасар ахпар" ("Дядя Багдасар", 1886) Паронян
остро сатирически изобразил господствующие классы, косность
патриархального быта, рабское преклонение перед иностранщиной. Большим
успехом пользовались у зрителя инсценировки повестей Пароняна
"Высокочтимые попрошайки" и "Ущербы вежливости".
В период дальнейшего роста нац. самосознания арм. народа продолжает
развиваться историч. драматургия прогрессивного романтизма, образцом
к-рой была драма "Рузан" Мурацана (1881), где создан героич. образ арм.
девушки-патриотки.
Новая ступень в развитии реализма в арм. драматургии - творчество А.
Ширванзаде, выдающегося прозаика, драматурга, публициста и критика.
Пьесы Шир-ванзаде - образцы критич. реализма в арм. лит-ре- отразили
углубление социальных противоречий в Закавказье. Ширванзаде создал
типич. образы представителей капиталистич. об-ва, запечатлел картины
разложения бурж. семьи, идейную и нравственную опустош„нность буржуазии,
пропагандировал гума-нистич. идеалы, выражал глубокое сочувствие жертвам
капитала и эксплуатации. Пьесы Ширванзаде:
"Княгиня" (1891), "Евгене" (1901), "Имела ли право" (1902), "Из-за
чести" (1904), "На развалинах" (1906- 1907), "Погибший" (1907, пост.
1912), "Арменуи" (1909), "Намус" (1912), "Злой дух" (1913) и др.
заложили основу нац. социально-психологич. драмы, критич. реализма.
Современники Ширванзаде, писатели-драматурги Э. Тер-Гри горян Нар-Дос
Вр. Папааян С. Тараян, Л. Манвелян следовали принципам реалистич.
направления в драматургии. Пьесы "Убитый голубь" Нар-Доса (1906), "Ут„с"
Папазяна (1905) и др. прочно вошли в репертуар арм. т-ра. В годы первой
рус. революции (1905-07) рабочий-большевик А. Вартпа-нян написал драму
"Забастовка" (1906, пост. 1912), посвящ„нную борьбе пролетариата.
В период реакции, после поражения революции, в А. д. получили
распространение символизм и декадентство ("Ч„рная птица" Агароняна,
"Хохот демонов" Манвеляна и др.). Последовательную борьбу с реакционными
течениями вели большевики С. Шаумян и С. Спандарян, они отстаивали
принципы реализма и народности в драматургии и в т-ре.
После установления Советской власти в Армении расцвет экономики и
культуры народа определил мощный подъ„м нац. советской драматургии. А.
д. развивается в едином русле многонац. советской лит-ры, она отличается
жанровыми тематич. разнообразием. Большое развитие получила сатирич.
драматургия, направленная против реакционеров, носителей пережитков
прошлого. Один из основоположников арм. советской драматургии - Д.
Демирчян. Его комедия "Храбрый Назар" (1924), написанная по мотивам арм.
нар. сказки, положила начало развитию совр. арм. комедии (до революции
написал пьесы "Васак", 1912, "Суд", 1916, и др.). В 1923 известный поэт
Е.Чаренц пишет острую сатиру-комедию "Капказ-тама-ша" ("Кавказское
зрелище"), разоблачающую контрреволюц. партии Закавказья. А. Вштуни
созда„т драматич. поэму "Парламент" (1923) - сатиру на дашнаков.
Сатирически высмеял эмигрантов-дашнаков и буржуазию А. Ширванзаде в
комедии "Кум Моргана" (1927). К жанру сатирич. драматургии относится
пьеса "Министр финансов" В. Вагаршяна (1935), изобличающая авантюристич.
политику дашнакского эмигрантского правительства.
Жизнь армянской деревни, борьба нового со старым находят отражение в
пьесах "За клочок земли" Л. Сагателяна (1923), "Комсомолка Астхик" А.
Карагюляна (1927). Большое место в А. д. заняла историко-революц. тема.
Драмы Демирчяна "Потрясения" (1923) и "Песнь торжествующей любви"
(1924), Вагаршяна "В кольце" (1930), А. Гулакяна "На заре" (1937) и
"Великая дружба" (1939),Т. Ахумяна "На рассвете" (1932), Г. Саряна "Три
песни" (1935) и др. воспроизводят героич. события борьбы арм. народа за
сво„ освобождение. В жанре историч. драматургии пишут М. Геворкян, Е.
Багатур ("Вартазар". 1922, "Артавазд", 1925) и др. Социалистич.
преобразования, формирование характера нового человека, борьба с
пережитками капитализма в сознании людей нашли отражение в пьесах Т.
Ахумяна ("Враг", 1931), В. Вагаршяна ("Нефть", 1932) и Демирчяна
("Фосфорическое сияние", 1932, "Наполеон Коркотян", 1934, "Капутан",
1938), к-рые заняли большое место в ре пертуаре т-ров Армении 30-х гг.
Среди драматургов конца 20-нач. 30-х гг.-С. Багдасарян ("Кровавая
пустыня", 1927), М. Джанан ("Шах-наме", 1935).
Во 2-й пол. 30-х гг. в жанре историч. драматургии созданы драмы в
стихах "Давид Сасунский" Ьагар-шяна (на осн. нар. героич. эпоса),
историч. драма "Страна родная" Демирчяна (1940), отобразившая борьбу
Армении против иноземного нашествия в 11 в. В драматургию 2-й половины
30-х гг. приходит новое поколение драматургов: А. Араксманян
(историко-революц. драма "Эммануел", 1938), Л. Микаэлян (историч. драмы
"Гош", 1936, "Вараздат", 1940), М. Кочарян ("Слепой музыкант", 1937), А.
Барсегян (историко-революц. драма "Камо", 1938), 3. Ацагорцян, В.
Худа-вердян (совр. комедии "Свирель радости", 1937, "Пусть цветут розы",
1939), С. Паязат ("Свадьба", 1939) и др.
В годы Великой Отечественной войны драматурги Армении создали пьесы о
героизме советских людей на фронтах и в тылу, о борьбе народа с
фашизмом. Среди них "Месть" Н. Заряна, "На вулкане" А. Араксманя-на
(1943), "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945), "Зоя" Ягджяна (1942),
"Когда распускается фиалка" Дарбни (1941), "Ярость" Гулакяна (1943).
Решения ЦК ВКП(б) 1946 по идеологич. вопросам направили внимание
драматургов на создание пьес о современности. Во 2-й пол. 40-х и в 50-е
гг. были написаны и пост. пьесы "На высотах" Г. Боряна (1947) - о
героизме советских людей в Отечеств, войне. Различные стороны совр.
жизни республики, образы колхозников, сов. интеллигенции, молод„жи
отражены в комедиях "Старая болезнь" М. Кочаряна (1948), "У родника"
(1947) и "Опытное поле" (1953) Н. Заряна, в пьесах - "Эти зв„зды наши"
Л. Карагезяна и Г. Тер-Григоряна (1949), "Последние гвоздики" (1958),
"Весенний дождь" (1960) Тер-Григоряна, "Когда в доме нет глаз" (1956) и
"Огонь твоей души" (1959) Араксманяна, "Спать опасно" А. Вердяна (1959).
Созданы пьесы о борьбе арм. народа за Советскую власть - "Под одной
крышей" Боряна (1957), "Розы и кровь" Араксманяна (1958), "Музыкантская
команда" М. Шатиряна (1957), "Дела, люди незабываемые" А. Гулакяна
(1957). Продолжается работа над историч. драматургией - "Ара прекрасный"
Н. Заряна (1946), "Месроп Маштоц" А. Араксманяна. С 40-50-х гг. с
пьесами выступали также Л. Сагателян, Г. Габриэлян, Гр. Мурадян, А.
Шайбон,
Гр. Капланян, Гр. Ягджян, Аш. Папаян, Ар. Папа-ян, 3. Дарян, А.
Барсегян, М. Чаманян и др.
Лит.: Г о я н Г. И., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М., 1952 (т.
1 - Театр древней Армении, т. 2 - Театр средневековой Армении); Лисициан
С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, Ер.,
1958;
А дон ц Н., Дионисий Фракийский с армянским толкователем, П., 1915;
Арутюнян С., Армянская советская драматургия, Ер., 1956; А х у м я н Т.,
Драматургия Д. Демир-чяна, Ер., 1958 (на арм. яз.); Ахвердян Л. О.,
Армянская драматургия наших дней (1945-1955), Ер., 1955 (на арм. яз.);
Гамразян Г., Драматургия Ширванзаде, Ер.,1958. Б.А,
"П И Т.1 и" р п I/ 9"", 9'шолАА/ (}пЛп.п1.Ь1шЬ (/шЪоЬ т .прпЛЬщ-РпЛр
), ЬрЬ-шЪ) 1953 Р'Ш1/'ршшЬ .ч Ц ЬпшЪашпЬ" Ш1/шп.тл шЬЪшрЬ, Ьп1лшЪ, 1958*
Р3 ш /-р ш ш Ь рч а/1р1шЬш.Ь/г [ИтГшшт-р-шЪ ршшЬ" оЬЪш пштшЬшЪ шЬЬшп ),
ЬпЦ-шЬ) 1954* Ь I/ п Ъ 1 ш Ъ 9" Р*Ш1лпп1щ /гЬ ш/шитшЬпиГ, Щшииш-
ршЪшипшшЬ тЬ-ит.РпЛ, Ьи-шЪ, 1941 * Р*Ь[11[1ршшЪ */., ш /ш*/ш тт.рц.ш 11
щшинГт.рщЛ 1668-1868, ЬпЬ-шЪ, 1959*
АРМЯНСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ В МОСКВЕ - учебное заведение,
существовавшее (с перерывами) в 1918-41 в Москве. Основана (по
инициативе Комиссариата по арм. делам) под рук. С. И. Хачатурова с целью
подготовки проф. акт„ров для арм. т-ров. В студии преподавали К. С.
Станиславский, Е. Б. Вахтангов, Г. С. Бурджалян, Р. Н. Симонов (с 1922 -
худ. рук. студии).
К работе в студии привлекались акт„ры и режисс„ры Б. В. Щукин, И. М.
Рапопорт, И. М. Кудрявцев, А. А. Гейрот, С. Г. Бирман, художники Г. Б.
Якулов, В. А. Фаворский, М. Мазманян, С. И.Аладжалов, композитор
А.И.Хачатурян. Студию окончили режисс„ры В. М. Аджемян, В. Т. Вартанян,
А. К. Гулакян, Т. А. Шамирханян, С. А. Кочарян, Т. X. Сарян и др.
Выпускники 1928 составили основу коллектива Ленинакан-ского арм. т-ра.
Многие артисты Т-ра им. Сундукяна (Ереван) также являются выпускниками
студии. С. Р.
АРМЯНСКИЙ АНСАМБЛЬ НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ - см. Народной песни и
пляски (танца) ансамбли.
АРМЯНСКИЙ БАКИНСКИЙ ТЕАТР. В Баку еще с конца 19 в. систематически
выступали арм. драма-тич. труппы. Здесь работали все крупные арм.
акт„ры. Постоянный арм. т-р в Баку был создан после установления
Советской власти (под названием Бакинский армянский гос. т-р). Открылся
спектаклем "Из-за чести" Ширванзаде 20 июня 1920. В труппе т-ра в разные
годы работали акт„ры - О. Абелян, В. Па-пазян, Жасмен, А. Арменян, А.
Ованесян, X. Арутюнян, А. Арзуманян, Л. Ерамян, Б. Мурадян, В. Есаян и
др.; режисс„ры - М. Сагиян, А. Искендеров, Т. Сарян, А. Иванов, А.
Овсепян. Большое значение для истории арм. сов. т-ра имели спектакли:
"Из-за чести" (1925), "Намус" (1936) Ширванзаде, "Дядя Багда-сар"
Пароняна (1930), "Пэпо" Сундукяна (1936), "Ру-зан" Мурацана (1941), "В
кольце" Вагаршяна (1931), "Яшар" Джабарлы (1933), "Гроза" (1939), "Без
вины виноватые" (1934); "Камо" Барсегяна (1938), "На заре" Гулакяна
(1938), "Овечий источник" (1939); "Ленин в 1918" Каплера и Златогоровой
(1940), "Вараздат" Ми-каэляна (1941), "На высотах" Боряна (1948),
"Евгине" Ширванзаде (1948). В 1949 т-р закрылся. Часть труппы вошла в
состав Степанакертского арм. театра. В 1958 в Баку был организован новый
драм. коллектив при Азерб. филармонии под рук. Г. Таври-зяна. Б. А.
АРМЯНСКИЙ СТЕПАНАКЕРТСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО -
открылся 11 августа 1932 спектаклем "В кольце" Вагаршяна. Помимо работы
в Степанакерте (Азерб. ССР), т-р обслуживает районные центры Армении и
арм. население Азербайджана. В т-ре работали в разное время акт„ры:
Анна Мелик, X. Арутюнян, А. Аршакуни, К. Алварян, А. Арзуманян, И.
Ованесян, Б. Овчян, Г. Григорян и др. Среди лучших спектаклей т-ра:
"Дядя Багдасар" Пароняна (1932), "Намус" Ширванзаде (1934), "Пэпо"
Сундукяна (1937), "На дне" (1932), "Без вины виноватые" (1935),
"Отелло"(1934); "Севиль" Джабарлы (1935), "Геворк Марзпетуни" по Мураану
(1942), "Под одной крышей" Боряна (1958). В труппе т-ра (1960) - нар.
арт. Азерб. ССР Г. Арутюнян, засл. арт. Арм. ССР Н. Овсепян, О.
Саркисбекян, М. Корганян, Т. Мелку-мян и др. Гл. реж. театра - И.
Ованесян. Б. А.
АРМЯНСКИЙ ТБИЛИССКИЙ ТЕАТР (Государственный театр армянской драмы им.
С. Шаумяна). Арм. спектакли в Тифлисе организовывались еще в 20-х гг. 19
в. В 1863 возник арм. проф. постоянный т-р. На тифлисской сцене выросло
несколько поколений известных деятелей арм. т-ра. После установления
Сов. власти (1921) в Тбилиси был организован армянский гос. т-р.
Открылся 10 марта 1921 пост. пьесы "Жан Руль" Мирбо. В 1955 т-ру
присвоено имя С. Шаумяна. Здесь работали крупные мастера арм. сцены: О.
Майсурян, О. Гулазян, В. Па-пазян, А.Арменян, Н.Алиханян, А.Мамиконян,
А.Бе-роян, М. Бероян; режисс„ры А. Бурджалян и С. Ка-панакян. Пост.:
"Из-за чести" (1939), "Намус" (1947) Ширванзаде, "Пэпо" (1938),
"Разор„нный очаг" (1947), "Хатабала" (1958) Сундукяна, "Ревизор" (1925);
"Шах-наме" Джанана (1936), "Маскарад" (1927), "Гроза" (1936), "Без вины
виноватые" (1947), "На дне" (1928), "Враги" (1938), "Гамлет" (1928),
"Мнимый больной" (1922), "Овечий источник" (1925), "Макбет" (1928),
"Отелло" (1948), "Коварство и любовь" (1948), "Молодая гвардия" (1947);
"Арсен" Шаншиашвили (1938);
"Самвел" по Раффи (1956); "Под одной крышей" Боряна (1959).
В труппе т-ра (1960) - нар. арт. Груз. ССР А. Лу-синян, М. Моджорян,
Д. Амирбекян, Л. Алавердян, засл. арт. В. Акопян, А. Каджворян, С.
Шекоян, Ц. Вруйр , В. Галстян, А. Аршакунп, Э. Степанян. Режисс„шд: А.
Абарян, Ф. Бжикян, Г. Умикян. Б. А.
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. Древний армянский театр. Армянский трагедийный т-р
дзай-нарку-гу санов и вохбергаков возник в эпоху рабовладельческого
общества (1-е тысячелетие до н. э.) из культа предков, связанного с
воспеванием подвигов героев, с погребальными церемониями, обрядами,
посвящ„нными умирающему и воскресающему богу Гисанэ-Ара Прекрасному.
Древнеарм. комедийный т-р, акт„рами к-рого были катакергаки и
катака-гусаны, также связан с культом Гисанэ-Ара, с празднованием
возвращения весны, вакханалиями в честь богини плодородия Анахит. В
армянских эллинистич. монархиях из языческой мистериальной трагедии и
народной ко' медии возник профессиональный т-р. В 69 до н. э. царь
Тигран II построил в юж. столице Армении Тиг-ранакерте здание по типу
амфитеатров эллинистич. Сирии, в к-ром давались представления. Сын
Тиграна царь Артавазд, автор трагедий, создал в северной столице Армении
Арташате эллинистич. т-р, где выступала труппа во главе с трагиком
Язоном. В 53 до н. э. здесь была разыграна трагедия Еврипида "Вакханки".
Начиная с этого времени многочисленные факты подтверждают непрерывность
существования многообразного по жанрам и видам арм. профессионального
театра. В древнеарм. т-ре получила развитие пантомима: известна арм.
актриса-пантомимпстка (вардзак) Назе-ник (2 в.). Акт„ры трагедии
(дзайнарку-гусаны и вох-бергу-гусаны) исполняли во 2-3 вв. греч. и арм.
пьесы. В 4 в. представления давались при дворе Аршака II.
Армянский средневековый театр. В период укрепления феодального строя,
несмотря на противодействие церкви (проповеди католикоса Иоанна
Мандакуни, 5 в., и др.), давались представления античной драматургии
(Менандр, Еврипид), произведений арм. комэдиографов, трагиков,
мнмографов. Существовали специальные театр. здания (по типу античных
амфитеатров) с отд. верхними местами для женщин. Представления давались
систематически, т-ры привлекали большое количество зрителей.
Популярность театр. представлений побудила духовенство вводить
театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы
возник христианский мистериальный т-р - характерное порождение культуры
эпохи феодализма. В 6-7 вв. в трудах армянских уч„ных-философов имеются
свидетельства, что т-р занимал видное место в общественной жизни
Армении. В эпоху позднего средневековья (10- 15 вв.) театр.
представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в
Анийском царстве, в Киликийском королевстве. В Ахтамаре выступали труппы
акт„ров-гусанов и актрис-вардзак. На высеченных из камня горельефах на
стенах Ахтамарского храма (10 в.) изображены маски арм. т-ра того
времени в двух его разновидностях - бытовой комедии, сходной с
драматургией Менандра, и сатирич. площад-яом т-ре гусанов-мимосов,
цахрацу. В 12 в. возникает т-р в королевстве Киликии, куда перемещается
центр культурной жизни арм. народа. К этому же времени относятся первые
дошедшие до наших дней произведения арм. с р.-век. драматургии
(драматич. поэма О. Плуза, мистериальная драма "Адамова книга" А.
Сюнеци).
В конце 14 в. Армения потеряла свою самостоятельность. Изменение
условий жизни народа отразилось и на иск-ве. В 15-18 вв. происходил
процесс постепенного отмирания древнего А. т. В 17-18 вв. возникает
новый А. т. в среде армян-эмигрантов. С 1668 до середины 19 в. в
городах, где жили армяне (Львов, Венеция, Вена, Константинополь, Мадрас,
Калькутта, Тбилиси, Москва, Ростов-на-Дону), существовал арм* школьный
т-р (церковный и светский). Классицистический по направленности, т-р
этот выражал идеи, порожд„нные нац.-освободит, движением.
Армянский театр 19 - нач. 20 вв. Присоединение Вост. Армении к России
в 1827 сыграло важную роль в развитии А. т. нового времени, деятели
к-рого получили возможность более близко знакомиться с передовой
культурой рус. народа и испытали е„ благотворное влияние. Первая пост.
комедии Грибоедова "Горе от ума", на к-рой присутствовал автор, была
осуществлена в декабре 1827 в Эриванской крепости после взятия е„ рус.
войсками. В 20-е гг. 19 в. были организованы первые арм. любительские
школьные спектакли в г. Карасубазаре (ныне Белогорск в Крыму) и в
Тифлисской арм. семинарии под рук. А. Аламдаряна. В 1836 Г. Шермазанян
создал в Тифлисе т-р под назв. "Шермазанян дарбас". Пост. там в 1842
комедия Шермазаняна "Описание некоторых делишек епископа Карапета" резко
критиковала арм. духовенство, купечество и царских чиновников.
Реалистич. по своей направленности, арм. любительский т-р противостоял
псевдоисторич. классицистич. драматургии (А. Каренян и др.). В 1821 в
Калькутте была издана пьеса "Мошенник-физиономист", высмеивающая бурж.
нравы.
Великий арм. революционный демократ М. Налбан-дян в рецензии на
спектакль, сыгранный в 1859 в Москве арм. студентами (историч. трагедия
С. Ванан-деци "Аристакес" и бытовая комедия Н. Аладатяна "Пропали мои
пятьдесят червонцев"), изложил свои взгляды на роль и значение театр.
иск-ва, послужившие теоретич. основой для развития арм. демократич.
т-ра. В нач. 2-й пол. 19 в. появился ряд бытовых комедий М. Патканяна,
Н. Пугиняна, М. Тер-Григоря-на, О. Гургенбекяна и др. арм. драматургов,
вытеснявших псевдоисторич, классицистич. драматургию.
Центром духовной культуры зап. армян (живших за пределами Российской
империи) был Константинополь
(Стамбул), где еще в 1810 были пост. первые арм. спектакли под рук.М.
Бжишкяна. В 1846-66 существовал т-р "Арамян татрон" под рук. О.
Гаспаряна, сохранявший традиции древнеарм. т-ра. В 50-х гг. в
Константинополе функционировало несколько арм. люби тельских трупп. В
1856 поэт-драматург М. Пешикташ-лян основал арм. нац. т-р. В 1857
выходил театр. журнал "Музы Арарата". Развивалась западноарм.
драматургия (М. Пешикташлян, С. Экимян, П. Дурян, Т. Терзян и др.).
С нач. 60-х гг. любительские труппы в Константинополе и в Тифлисе
превратились в проф. постоянные т-ры. В 1861 в Константинополе был
создан т-р Аревелян татрон" ("Восточный т-р"), а в 1863 в Тифлисе под
рук. Г. Чмшкяна создан армянский т-р. В Ереване первые арм. спектакли
состоялись в 1865, в 1873 создан театр. коллектив под рук. драматурга,
акт„ра и режисс„ра Э. Тер-Григоряна.
Утверждение критич. реалйзвма на арм. сцене связано с деятельностью
тифлисской труппы и с появлением произведений великого арм. драматурга
Г. Сундукяна. Его пьесы "Хатабала", "Ещ„ одна жертва", "Пэпо",
"Разор„нный очаг" знаменовали новый этап в развитии нац. сценич. иск-ва.
На пост. пьес Сундукяна и классиков рус. и зап.-европ. драматургии
(Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Островский, Шекспир, Шиллер, Мольер)
воспиталось в 60-80-х гг. 19 в. поколение видных арм. акт„ров - М.
Амрикян К. Арамян, С. Чмшкян, Вардуи, Г. Тер-Давтян, С. Матинян и др.
Выдающийся акт„р и режисс„р Г. Чмшкян, борясь вместе с С. Мандиня-ном,
М. Амрикяном и др. за утверждение демократич. направления в А. т.,
порвал с классицистич. манерностью и напыщенностью исполнения, отказался
от внешних эффектов и добивался создания правдивых, реалистич. образов.
С конца 70-х гг. арм. т-ры в Константинополе подверглись гонениям со
стороны тур. правительства. В эти годы из Константинополя в Закавказье
переехали многие крупные арм. акт„ры: П. Адамян, Сирануйш Астхик, Рачья
Азнив, М. Мнакян и др.
Выдающаяся роль в развитии А. т. в 80-е гг. 19 в. принадлежала
крупнейшему трагику П. Адамяну, выразившему в сво„м творчестве протест
против социального и нац. гн„та. Адамян создал замечательные реалистич.
сценич. образы в пьесах Сундукяна и в переводном репертуаре (Гамлет,
Отелло, Лир, Арбенин, Чацкий, Акоста, Кин и др.), насыщенные
вдохновенной романтикой.
Дальнейшее развитие А. т. связано с драматургией А. Пароняна,
создавшего яркие сатирич. комедии ("Дядя Багдасар", "Восточный дантист",
"Льстец" и др.), и А. Ширванзаде, автора выдающихся реалистич.
психологич. драм ("Из-за чести", "Намус", "Злой дух", "На развалинах" и
др.). Широко вошли в репертуар арм. т-ров драмы и комедии Э.
Тер-Григо-ряна ("Под маской благотворительности", "Жертва угнетения" и
др.). Романтич. тенденциями проникнуто творчество Мурацана (историч.
драма "Рузан"). Реалистич. направление в арм. т-ре утверждали акт„ры П.
Араксян, А. Арутюнян, А. Арменян, А. Вруйр, Г. Аветян, О. Севумян, Г.
Петросян, О. Маису рян, Забел, игравшие в Тифлисе, Баку и др. городах.
Социальные сдвиги в жизни арм. народа в конце 19-нач. 20 вв. нашли
художеств. отражение в иск-ве выдающихся артистов О. Абеляна и Сирануйш,
развивавших традиции Чмшкяна и Адамяна.
В период революции 1905-07 А. т. пережил большой творч. подъ„м. Еще в
1890 - нач. 1900-х гг. в рабочих районах крупных городов (Баку, Тифлис)
организуются арм. любительские спектакли силами прогрессивной
интеллигенции. Затем создаются нар. т-ры, в спектаклях к-рых принимают
участие как любители
(рабочие, ремесленники, приказчики, учителя), так и проф. акт„ры. В
Тифлисе были созданы общедоступные театры - Авчальская аудитория (1901),
театр Мурашко (1902), Авлабарский т-р Араксяна (1903), т-р Собрания
(1903). Большую работу проводила арм. драм. секция Нар. дома Зубалова
(1909). В Баку при нар. домах рабочих окраин (Балахны, Ч„рный город,
Баилов) существовали арм. драмкружки. Общедоступные спектакли давались
арм. любительскими труппами в Эривани, Александрополе (Ленинакане),
Батуме, Шуше, Елизаветполе (Кировабад). Спектакли этих т-ров и кружков
были рассчитаны на широкие слои населения, они ставили классич. и
передовую совр. драматургию, цены на билеты были общедоступными.
Некоторые из этих т-ров работали до 1-й мировой войны (1914). В
деятельности нар. т-ров принимали участие артисты и режисс„ры П.
Араксян, А. Харазян, В. Тер-Григорян, М. Гаврош, В. Галстян, Д. Гулазян
и др. Решающее значение для развития нац. искусства имела критич.
деятельность большевиков С. Шаумяна и С. Спандаряна, уделявших большое
внимание т-ру. В 1910-х гг. появились новые акт„ры, ставшие мастерами
арм. сцены,- Асмик, И. Алиханян, С. Адамян, О. Гулазян, Кнарик М.
Манвелян А. Мамиконян, позже-А. Восканян, В. Папазян О. Зарифян и др.,
новые драматурги В р. Папазян, Л. Манвелян и др.
В годы реакции (1907-12) и 1-й мировой войны (1914-18) передовые
деятели А. т. боролись за сохранение реалистич. традиций. Большую помощь
в этой борьбе оказала им драматургия Горького; в 1908 тифлисская арм.
труппа с успехом поставила "На дне". Зарождается арм. пролетарская
драматургия ("Забастовка" Вартаняна, 1912). Но политич. бесправие, нац.
гн„т, политика подавления передовой нац. культуры, проводившиеся царским
правительством, тормозили развитие нац. т-ра. Отсутствие материальной и
организационной поддержки, цензурные притеснения мешали развитию арм.
сценич. иск-ва, испытывавшего воздействие бурж. идеологии. Реакц.
интеллигенция проповедовала со сцены национализм, декадентство,
пессимизм и мистику. Глубочайший кризис переживал А. т. в годы
господства дашнаков (1918-20). Только Сов. власть открыла перед арм.
нац. театр. иск-вом певый широкий путь развития.
Армянский советский театр. В конце 1918 на территории Сов. России, на
Сев. Кавказе, на Украине стали организовываться арм. труппы. После
установления Сов. власти в Закавказье (1920-21) труппы были организованы
в Армении, Грузии, Азербайджане. В 1921 создан 1-й Гос. т-р Армении в
Ереване (с 1937- Т-р им. Сундукяна). Гл. режисс„ром т-ра был Л.
Калантар. В труппу вошли - Асмик (Т. Акопян), И. Алиханян, М. Манвелян,
А. Восканян, А. Мамиконян, А. Бероян, М. Бероян, А. Агасян, А.
Элизабарян, О. Вуниатян и др., затем в театр пришли Р. Нерсесян, А.
Аветисян, М. Джанан, В. Папазян, В. Вагартян, О. Абелян, О. Гулазян, Г.
Аветян, Г. Джанибекян, С. Гарагат, Д. Малян, Г. Габриелян, О. Степанян,
Р. Вартанян, А. Хачанян и др. Ведущую роль в становлении театра сыграли
режисс„ры Л. Калантар и А. Бурджалян. Первые годы деятельность т-ра
характеризуется борьбой за ансамбль, за повышение сценич. культуры.
Важнейшее значение в этом процессе имело творчество арм. режисс„ров: В.
Аджемяна, В. Вартаняна, А. Гула-кяна, Т. Шамирханяна. Для подготовки
новых акт„рских кадров были организованы студии в Москве, Тбилиси,
Ереване, Баку. Много арм. актеров и режиссеров вышло из Моск. драм.
студии, созданной С. Хачатуровым в 1918 (позднее студией руководил Р.
Симонов).
В 20-30-е гг. непрерывно раст„т сеть арм. т-ров; возникают арм. т-ры
в Баку (1920) и Тбилиси (1921), Т-р им. А. Мравяна в Ленинакане (1928),
Передвижной т-р им. А. Харазяна (1928), ТЮЗы в Ереване (1929), Тбилиси
(1929), т-ры - в Кировакане (1931), Степанакерте (1932), Кировабаде
(1935) и др. В этих т-рах работали акт„ры Ц. Америкян, А. Арменян, X.
Арутю-нян, А. Бероян, М. Бероян,. Жасмен, Л. Ерамян, А. Ованесян, Е.
Дурян-Арменян, Л. Зограбян, А. Хара-зян, В. Мирзоян, Н. Манучарян и др.
В Армении создаются также рус. Т-р им. Станиславского (1937, Ереван),
азерб. Т-р им. Джабарлы (1929, Ереван), Курдский т-р, вн„сшие свой вклад
в общую театр. культуру республики.
20-е гг. ознаменованы в истории арм. сов. т-ра обращением к классич.
драматургии. По-новому интерпретируются пьесы Сундукяна, Ширванзаде,
Паро-няна, Островского, Гоголя, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера,
Мольера, Гольдони, Ибсена. Появление во 2-й половине 20-х - нач. 30-х
гг. произведений арм. сов. драматургов - Д. Демирчяна, В. Ва-гаршяна, Т.
Ахумяна, и пост. переводных пьес К.Трен„ва, Б. Лаврен„ва, Вс. Иванова,
Б. Ромашова открыли перед А. т. путь борьбы за утверждение методов
социа-листич. реализма, определили его значение в комму-нистич.
воспитании трудящихся. В 30-е гг. большое значение имели пост. нац.
классики: "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (Ленинакан, 1934), "Из-за
чести" Ширванзаде (Т-р им. Сундукяна, 1939) и др.; среди постановок арм.
сов. драматургии: "Фосфорическое сияние" (1932) и "Страна родная" (1940)
Демирчяна, "На заре" Гулакяна (1937) - Т-р им. Сундукяна, "Марокко"
Багдасаряна (Ленинакан, 1930) и др. Большое распространение получают на
арм. сцене пьесы рус. драматургов: Погодина, Афиногенова, Вишневского;
рус. и зап.-европ. классика: "Егор Булычев и другие" (1933), "Гроза"
(1935) - Т-р им. Сундукяна, "Без вины виноватые" (1934, арм. т-р в
Баку), "Женитьба Фигаро" (1933, Т-р им. Сундукяна), "Хозяйка гостиницы"
(1936, Ленинаканский т-р) и др. Во 2-й половине 30-х гг. на сценах
Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси впервые был создан образ Ленина в
спектаклях: "Человек с ружь„м", 1938,"Кремл„вские куранты", 1941; "Из
Искры..." Дадиани (1939), "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой
(1940).
В годы Великой Отечественной войны на сцене арм. т-ров созданы
спектакли о патриотизме советского народа, о борьбе с фашизмом. Шли
пьесы: Н. Заряна ("Месть"), А.Араксманяна ("На вулкане"), К. Симонова
("Русские люди"), А. Корнейчука ("Фронт") и др.; историч. пьесы Д.
Демирчяна ("Страна родная"), Мурацана ("Рузан"), В. Соловь„ва
("Фельдмаршал Кутузов"), Л. Микаэляна ("Вараздат"). А. т. обращался и к
классике; особое место заняла в его репертуаре драматургия Шекспира. В
1944 в Ереване были проведены Всесоюзный шекспировский фестиваль и
конференция, на, к-рых были показаны спектакли "Отелло" (1940), "Гамлет"
(1942) - в Т-ре им. Сундукяна, "Сон в летнюю ночь" (1944) - в ТЮЗе,
"Двенадцатая ночь" (1944) - в Ленинаканском т-ре.
Определяющую роль в развитии А. т. в 40-50-х гг. сыграли
постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и иск-ва. В эти годы А.т.
борется за создание острых правдивых разнообразных по форме спектаклей,
отражающих жизнь и труд советского народа. Большой интерес у зрителей
вызвали пост. новых пьес арм. сов. авторов: "Опытное поле" Заряна
(1953), "Монастырское ущелье" Вагаршяна (1945), "На высотах" (1947) и
"Под одной крышей" (1957) Боряна, "Последние гвоздики" Тер-Григоряна
(1958), "Розы и кровь" (1958), "Огонь твоей души" Араксманяна (1959) - в
Т-ре им. Сундукяна, "Ара прекрасный" Заряна (1946) - в Ленинаканском
т-ре и пьес рус. сов. драматургов.
Т-ры Армении создали значительные пост. классич. драматургии -
"Намус" (1955), "Хаос" (1959) Ширванзаде, "Ещ„ одна жертва" Сундукяна
(1955), "Дядя Багдасар" Пароняна (1954), "Ут„с" Вр. Папазяна (1944),
"Маскарад" (1949), "Живой труп" (1951), "Вишн„вый сад" (1951)-в Т-ре им.
Сундукяна. В репертуар т-ра вошли пьесы рус., укр., груз., азерб., эст.,
узб., туркм. авторов, драматургия стран нар. демократии, прогрессивная
драматургия капитали-стич. стран. Большое значение в истории сов. арм.
т-ра имели акт„ры: Асмик, А. Восканян, В. Вагаршян, Р. Вартанян, М.
Джанан, Г. Габриелян, режисс„ры- А. Бурджалян, Л. Калантар, А. Гулакян.
Среди деятелей театр. иск-ва Армении (1960): нар. арт. СССР Р. Нерсесян,
В. Папазян, нар. арт. Арм. ССР А. Авети-сян, А. Арменян, Г. Джанибекян,
Л. Зограбян, О. Гу-лазян, Д. Малян, режисс„ры - В. Аджемян, Т. Са-рян,
В. Вартанян и др.
Кадры для драм. т-ров Армении готовит Театр. ин-т (созд. 1944) в
Ереване.
В 1939 и 1956 состоялись декады арм. иск-ва и лит-ры в Москве, на
к-рых выступал Т-р оперы и балета им. А. Спендиарова, т-ры им. Г.
Сундукяна и А. Мравяна, рус. т-р им. Станиславского. Декады
продемонстрировали высокую театр. культуру арм. народа, рост арм.
советских т-ров, сохранивших лучшие традиции дореволюционной арм. сцены
и обогативших их искусством соц. реализма. Г. Г. и Б. А.
Музыкальный театр занимает важное место в духовной культуре
армянского народа. Главным его истоком является нар. творчество - песня
и танец, иск-во гусанов, ашугов, в к-ром с давних врем„н проявлялись
ярко выраженные тенденции к синтезу музыки, поэзии, танца и драматич.
действия (бытовые, военные, обрядовые песни и танцы, ашугские сказки).
Другим истоком арм. муз. т-ра были "живые картины" - любительские
представления и особенно арм. драматич. т-р, где часто спектакли
сопровождались нар. песнями, танцами, ашугскими напевами. С сер. 19 в.
отдельные арм. театр. труппы имели своих композиторов; появились первые
сборники театр. музыки.
Возникновение арм. муз. т-ра (в частности, оперы) относится ко 2-й
пол. 19 - нач. 20 вв., когда в обстановке подъ„ма освободительного
движения и роста нац. самосознания формировались новые направления в
армянской литературе, т-ре, живописи; складывалась арм. нац.
композиторская школа; выдвинулся ряд талантливых композиторов: Т.
Чухаджян, М. Екмалян, X. Кара-Мурза, Н. Тигранян, Комитас, А. Спендиаров
(Спендиарян) и др. Одной из важнейших творческих проблем того времени
было создание нац. оперы. Первая армянская опера "Аршак II" написана в
1868 Т. Чухаджяном (либр. Т. Тер-зяна). Она отражала нац.-освободит,
устремления передовой арм. общественности, протест против гн„та
султанской Турции. Опера повествует об освободительной борьбе арм.
народа в 4 в. против иноземных завоевателей. Чухаджян написал оперу в
традициях историк о-романтич. опер Россини, Беллини и особенно раннего
Верди. Она содержит разв„рнутые массовые сцены, хоры, ансамбли, арии,
оркестровые эпизоды. Музыка ее очень мелодична. В концертном исполнении
отдельные номера из оперы исполнялись при жизни композитора. Полностью
опера пост. в Советской Армении в 1945. В 70-е гг. 19 в. Чухаджян создал
ряд оперетт и комических опер: "Ариф" (1872), "Кесе-Кехва" (1874),
"Леблебиджи хор-хор-ага" (1876), сочетавших черты бытовой комедии с соц.
сатирой на совр. буржуазно-аристократич. общество. Злободневность тем,
живость и меткость характеристик, стремительность развития действия,
остроумие, простота и лиризм музыки принесли этим произв. большую
популярность. Композитор сочетает в них при„мы и формы зап.-европейской
классич. оперы и оперетты с интонациями арм. городской песни. Чухаджян
является также автором муз. драмы "Алексиназ" из истории
сербско-турецкой войны, опер "Зейбеглер", "Индиана", лирич. оперы-феерии
"Земире". Большинство из этих произв. ставилось при жизни Чухаджяна.
Особым успехом пользовалась его оперетта "Леблебиджи хор-хор-ага",
исполнявшаяся в городах Закавказья, Ближнего Востока, на Балканах и в
Зап. Европе.
На создание опер, органично связанных с жизнью и культурой родного
народа, национальных по теме и по муз. языку, были направлены в конце
19- нач. 20 вв. усилия мн. арм. композиторов. Наряду с
иеторико-патриотич. темой они затрагивали в сво„м творчестве тяж„лую
жизнь арм. трудового крестьянства. Живой интерес к жанру оперы проявил
Комитас. Его замыслы опер "Вартан" из истории освободительной борьбы
армянского народа в 5 веке, "Сасунские богатыри" по эпосу "Давид
Сасунский", "Ануш" (по О. Туманяну), "Жертвы деликатности" (по А.
Па-роняну) свидетельствуют о стремлении композитора создать
реалистические оперы, основанные на арм. крестьянском песенном мелосе и
речевых интонациях. Крестьянская тема, нар. песенность лежали в основе и
оперы X. Кара-Мурзы "Шушан" по пьесе Атрпета. Она также не была
закончена, но е„ пролог и 1-е действие неоднократно исполнялись любит,
труппами и хорами.
В 1912 в Александрополе была показана опера "Ануш" А. Тиграняна (по
О. Туманяну). В ней были реалистически изображены быт и нравы армянской
дореволюц. деревни, ярко обрисованы бесправие и тяж„лая доля арм.
женщины. Музыка оперы отличается подлинной народностью; мелодичная,
искренняя и задушевная, она насыщена интонациями арм. нар. песни.
Песенность здесь становится действенным средством раскрытия переживаний
героев и драматич. ситуаций. Опера завоевала большую популярность и
исполнялась арм. любительскими и полупроф. траппами в городах
Закавказья, Ближнего Востока, Европы и США. Упорно искал своих путей в
нац. оперном творчестве А. Спендиаров (отрывки из неоконченной оперы
"Шамирам", 1909-10, начало работы над оперой "Алмаст", 1916). В 1913 в
Берлине русской труппой был показан балет "Семь дочерей короля джинов",
созд. на основе музыки симф. картины Спендиарова "Три пальмы" (сценарий
и постановка М. Фокина, в главной роли А. Павлова). В нач. 20 в. над
операми работали и др. арм. композиторы: В. Саргсян ("Ануш"), Е.
Багдасарян ("Ануш"), Г. Мирзоян ("Сюни"), С. Мурадян, С. Демурян и др.
Большинство из этих произв. йе были завершены. В это время появились и
исполнявшиеся в школах Еревана, Тифлиса, Баку первые арм. детские оперы
А. Манукяна ("Конец зла")" М. Мирзояна ("Стрекоза и муравей"), Е.
Багдасаряна ("Сказка бабушки Гюльназ"), А. Маиляна ("Чар Ми-кич", "Бахти
кориз", "Зайчик") и др. Небольшие арии, ансамбли, песни сочетаются в
этих операх с разговорными эпизодами. С сер. 60-х гг. 19 в. начали
создаваться первые арм. оперные либретто (Чизмеджя-ном, Терзяном,
позднее - Комитасом, Кара-Мурзой, А. Тиграняном и др.), переводились на
арм. язык тексты зап.-европ. и рус. опер.
В 60-70-х гг. возникли первые арм. любительские и проф. муз.-театр.
труппы под руководством Т. Чухаджяна, А. Вардовяна, а позднее -
Аристакесяна (1892), О. Восканяна (1910) и др. В репертуаре этих трупп
были водевили, муз. комедии, оперетты и оперы западно-европ., рус. и
арм. авторов (оперетты Т. Чухаджяна, оперы "Ануш" А. Тиграняна, "Аршин
мал алан" У. Гаджибекова и др.). Среди первых арм.' оперных певцов и
певиц: Н. Папаян, Е. Тэрян-Корганова, М. Генджан, Н. Шахламян, Т.
Налбандян, Б. Амирд-жанян, Ш. Тальян, В. Арцруни и др. ИногДа оперы
ставились в концертном исполнении (на арм. языке) артистами любительских
хоров под рук. X. Кара-Мурзы, А. Тиграняна, Е. Багдасаряна и др. В конце
19 в. в арм. прессе появляются статьи, посвящ„нные муз. театру (статьи
X. Кара-Мурзы, В. Корганова и др.). Вопросы развития нац. муз. т-ра
привлекали внимание передовых обществ, деятелей, писателей (М.
Налбандяна, О. Туманяна и др.), художников (В. Суренянца, М. Сарьяна и
др.).
Уже в первый период своего развития арм. муз. театр формировался в
осн. как т-р демократический, реалистический, связанный с передовыми
идейными устремлениями эпохи. Он опирался, с одной стороны, на нар.
творчество, с другой - на традиции рус. и зап.-европ. муз. классики.
Однако многочисл. трудности (отсутствие муз. учебных заведений, нац.
стационарных т-ров, запреты цензуры, сопротивление правящих кругов и т.
п.) ограничивали возможности развития арм. музыкального т-ра в
дореволюц. период. Подлинного расцвета арм. муз. т-р достиг лишь после
победы Советской власти в Армении. В 20-х гг. разв„ртывается
деятельность передвижных муз.-театр. трупп. В городах Армении, а также в
Баку, Тбилиси выступала оперно-опереточная труппа, возглавлявшаяся Ш.
Тальяном; в ней начинали свою деятельность певица А. Даниэлян, дириж„р
А. Мелик-Пашаев и др. Репертуар труппы включал наряду с опереттами оперы
"Евгений Онегин", "Кармен", "Ануш" и др. В Ростове-на-Дону работала
труппа, в состав к-рой входили Г. Айвазян, И. и Г. Данзасы, Ш. Лусинян и
др. Она ставила преимущественно музыкальные комедии и драмы, водевили,
оперетты, в т.ч. популярную арм. муз. комедию "Уш-лини - нуш-лини" Г.
Ерицяна. В муз. учебных заведениях Еревана, Москвы, Ленинграда шла
подготовка кадров для арм. муз. т-ра. В 1927 в Ереванской консерватории
был организован оперный класс.
В эти же годы создастся ряд новых арм. опер, среди к-рых "Седа" А.
Тер-Гевондяна (1921), "Алмаст" А. Спендиарова (1928), детские оперы
"Гарник ах-пер" К. Заваряна (1924), "Птенчик" М. Мазманяна (1926),
исполнявшиеся школьниками.
Задуманная еще до революции опера "Седа" на сюжет из арм.
средневековья не была пост., но отдельные арии, полифонич. развитые хоры
и оркестровые эпизоды исполнялись в концертах.
Выдающееся место в истории арм. оперы занимает героико-патриотич.
опера "Алмаст". Она относится к лучшим произв. нац. оперной классики.
Написанная на сюжет поэмы О. Туманяна "Взятие Тмкаберта", она повествует
о борьбе арм. народа в 18 в. против нашествия персов. Использовав
замечательные образцы арм. нар. мелодий, опираясь на традиции рус.
оперной классики, композитор создал оперу, отличающуюся развитой муз.
драматургией, меткой характеристикой действующих лиц и сценич. ситуаций,
сквозным оимф. развитием. Впервые "Алмаст" пост. в Москве (1930),
позднее - в Ереване и др. городах страны.
5 мая 1932 Совет Министров Армянской ССР принял решение об
организации в Ереване первого в истории Армении стационарного оперного
т-ра. Открытие т-ра состоялось 20 января 1933. В создании т-ра принимали
участие видные деятели армянского искусства: артисты А. Даниэлян, Ш.
Тальян, Л. Исецкий-Иоаннисян, А. Каратов и др.; дириж„ры К. Са-раджев,
Г. Будагян, С. Чарекян, режиссер А. Бурджалян, художник М. Сарьян и др.
В последующие годы в состав театра вошли: дирижеры В. Пирадов,
С.Шатирян, М.Тавризиан, реж. Л. Калантар, А. Гулакян, художники М.
Арутчян, П. Ананян, С. Аладжа-лов, балетмейстер И. Арбатов (Ягубян) и
др., а также ряд молодых исполнителей-вокалистов - Т. Сазандарян, М.
Седмар, Т. Шахназарян, Т. Хачатурян,
П. Лисициан, Г. Габриэлян, Д. Погосян и др. После организации
балетной труппы, осуществившей ряд постановок муз.-хореографич.
спектаклей, т-р стал называться Т-ром оперы и бале.та (впоследствии ему
было присвоено имя А. Спендиарова). Среди артистов балета выдвинулись Л.
Воинова-Шиканян, Р. Тавризиан, Г. Георгиан, 3. Мурадян, С. Саркисян,
П. Бур-назян и др. Ереванский Т-р оперы и балета вырос в крупнейший очаг
муз. культуры Армении. В нем велась большая работа по воспитанию молодых
нац. кадров, по овладению классич. репертуаром. Главная задача, стоявшая
перед арм. музыкальным театром,- создание нац. репертуара. В 1935 т-р
поставил оперу "Ануш" А. Тиграняна (в новой редакции). В сер. 30-х годов
на сцене т-ра появились новые арм. комич. оперы. Одна из них -
сказочно-сатирическая (по народной сказке, обработанной Д. Демирчяном) -
"Кадж Назар" А. Степаняна (1935), содержала ряд удачных жанровых сцен,
меткие комедийные характеристики действующих лиц и была отмечена
поисками в области претворения народно-песенных и речевых интонаций.
Комич. опера "Тапарникос" А. Айвазяна (1938), написанная по комедии А.
Пароняна "Восточный дантист", обрисовывала быт п нравы
константинопольских армян 19 в. Композитор, опираясь на интонации
зап.-арм. городских мелодий, продолжил традиции комич. опер Чухаджяна.
Ценным опытом воплощения в муз.-сценич. иск-ве арм. героич. эпоса была
опера А. Степаняна "Давид Сасунский" (соч. 1936). Основываясь на
интонациях старинных нар. песен и танцев, духовных песнопений,
композитор стремился воссоздать музыкальный колорит средневековой
Армении; выразит, хоры оперы воплощают образ угнет„нного и борющегося
народа. В 1939 на сцене Бакинского оперного т-ра им. Ахундова была
показана опера арм. композитора А. Маиляна "Сафа", в основе к-рой лежит
идея интернационализма, братской дружбы и солидарности арм. и азерб.
народов, совместно боровшихся против феодалов-поработителей. В музыке
использованы арм. и азерб. нар. мелодии.
Особое значение имела в эти годы работа арм. композиторов над
созданием опер на сов. тему; к ней обращались композиторы В. Тальян, А.
Тер-Гевондян и др. В 1938 Ереванский т-р оперы и балета поставил оперу
А. Степаняна "Лусабацин". В опере показаны гражданская война в Армении,
майское восстание 1920, борьба за Сов. власть. Это первая арм. опера о
пролетарской революции; гл. герой в ней-революц. народ, возглавляемый
большевистской партией. Центральное место в опере занимают массовые
сцены; дана психологически правдивая обрисовка отдельных героев.
Звучание массовых революционных песен, призывные интонации, ораторски
приподнятая речь, волевые ритмы марша придали музыке оперы героический
характер. Содержание оперы потребовало новых при„мов муз. сценич.
воплощения, способных передать революц. романтику, драматизм и героику
изображаемых событий. В 1941 в Ереване была пост. опера, повествующая о
революц. борьбе за установление Советской власти в Армении,- "Марджан"
К. Закаряна. Не раз обращались арм. композиторы к темам, заимствованным
из жизни и лит-ры других народов. В Ленинграде были поставлены оперы Л.
Ходжа-Эйнатова "Шлюз" (1931) о классовой борьбе на Урале в первые годы
революции и "Мятеж" (1938) по повести Фурманова. В Москве в театре им.
В. И. Немировича-Дан-ченко шла опера того же автора "Семья"-из жизни
советских золотоискателей. С. Баласанян пишет оперы на таджикские темы
(пост. в Сталинабаде) "Восстание Восэ" (1939) и "Кузнец Кова" (1941); Н.
Чемберджи - оперу "Карлугас"-об освободительной борьбе башкирского
народа (пост. в Уфе, 1942).
Во 2-й пол. 30-х гг. появляются первые балеты, написанные арм.
композиторами. В 1936 учащимися Ереванского хореографии, уч-ща был
показан балет для юношества "Пионерия". Два балета создал А.
Тер-Гевондян: "Невеста огня" (1935) на сюжет пьесы Дж. Джабарлы (не был
пост.) и балет "Анаит" по арм. сказке, обработанной Г. Агаяном (пост. в
Ереване в 1941). В 1938 был написан лирич. балет "Наринэ" С. Бархударяна
(не был пост.), воспевающий любовь и осуждающий соц. неравенство в
старой Армении. В "Анаит" и "Наринэ" сделана первая попытка сочетать
арм. музыку и танец с формами классич. балета. Эти произв. содержали
красочные бытовые сцены, выразит. лирич. эпизоды. Однако в них еще не
были достигнуты в достаточной мере сквозное муз.-драматургич. развитие,
симфонизация балетной музыки.
В 1939 Ереванский т-р оперы и балета показал балет А. Хачатуряна
"Счастье" (написан в том же году)- на сюжет из соврем, колхозной жизни.
Актуальность содержания, яркие массовые сцены, выразит, обрисовка
действующих лиц, красочная музыка, в к-рой широко использованы и развиты
нар. мелодии, определили успех балета. В дальнейшем композитор,
использовав значит, часть музыки и нек-рые сюжетные положения "Счастья",
создал новый балет - "Гаянэ".
Итог первому этапу развития муз. т-ра Советской Армении был подвед„н
на декаде арм. искусства в Москве в октябре 1939. На сцене ГАБТ были
показаны оперы "Ануш", "Алмаст", "Лусабацин" и балет "Счастье". Произв.
арм. композиторов и мастерство исполнителей получили высокую оценку
общественности. Ереванский т-р оперы и балета был награжд„н орденом
Ленина.
В 1940 состоялось открытие нового здания Ереванского т-ра оперы и
балета на 1 250 мест (построено по проекту академика архитектуры А. И.
Таманяна).
В годы войны Ереванский т-р оперы и балета осуществил ряд значит,
постановок, в т. ч. опер "Иван -Сусанин" (1942); "Отелло" Верди (1942),
"К„р-оглы" У. Гаджибекова (1942), "Даиси" Палиашвили (1943), балета
"Кавказский пленник" Асафьева (1943) и др. В эти годы в муз. театр.
иск-ве с особой силой зазвучала тема защиты Родины. В начале войны А.
Тигранян начал работать над патриотич. оперой "Давид бек" (по мотивам
романа Раффи); пост. в 1950 в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова).
Опера повествует об освободит. борьбе арм. народа против иноземных
завоевателей в 18 в. Это произв. отличается глубокой народностью и
реалистичностью образов, песенной основой и мелодичностью муз. языка.
Большую роль в опере играют массовые хоровые сцены, раскрывающие образ
народа, а также патриотич. арии героев. В опере получили развитие и
лирич. темы. Над сюжетом, связанным с героич. прошлым арм. народа,
работал композитор В. Араратян, написавший оперу "Царь Гагик" из истории
Армении. В Ереванском т-ре оперы и балета велась работа над постановкой
обнаруженной и восстановленной в эти годы патриотич. оперы "Аршак II"
Чухаджяна, балета "Хандут" (на муз. А. Спендиарова), лирико-психологич.
оперы Л. Ход-жа-Эйнатова "Намус" (по повести Ширванзаде).
В 1943 на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова состоялась
премьера балета "Гаянэ" А. Хачатуряна - выдающегося произв. сов.
муз.-хореографич. иск-ва (в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова пост. в
1947). Балет рассказывает о жизни и труде простых советских людей, о
патриотизме и братской дружбе народов Советского Союза. Оптимистичная,
отмеченная большим темпераментом музыка балета отличается богатством
красок, яркостью нац. колорита, близостью к нар. истокам. В балете много
ярких массовых сцен. Большой психологической глубиной отмечена муз.
характеристика главной героини - Гаянэ.
Балет вошел в репертуар т-ров многих городов Советского Союза и
зарубежных стран (Ст. пр. 1943). В 1942 в Ереване открылся Гос. т-р муз.
комедии. Активную роль в его деятельности сыграли певец Ш. Тальян,
дириж„р А. Тер-Оганесян, артист и режиссер Т. Сарьян, а также артисты
И. и Г. Данзасы, В. Шахсуварян, Н. Алиханян, Э. Амбарцумян и др. За
короткое время т-р осуществил ряд интересных постановок, в т. ч.:
"Леблебиджи хор-хор-ага" Т. Чухаджяна, "Восточный дантист" и "Ашуг
Мурад" А. Айвазяна.
Нового подъема достиг арм. муз. т-р в послевоенные годы. Осенью 1945
в ознаменование 25-летия Советской Армении в Ереване состоялись премьеры
опер "Аршак II" (Ст. пр. 1945), "Намус" и балета "Хандут". В 1947 в
Сталинабаде был показан новый балет С. Баласаняна "Лейли и Меджнун"
(Ст. пр. 194;)). В 1950 на сцене Т-ра оперы и балета им. Спендиарова
были пост. оперы "В лучах солнца" А. Тер-Гевондяна, "Героиня" А.
Степаняна (Ст. пр. 1951). Оба произв.- на сов. темы. В опере "В лучах
солнца" рассказывается о негритянском мальчике, попавшем в Сов.
Армению, о его дружбе с пионерами. В "Героине" сделана одна из первых в
арм. опере попыток воплотить образы наших современников - колхозниц и
колхозников, рассказать об их жизни, новом отношении к труду.
В эти же годы были написаны оперы на историч. темы: "Агаси" К.
Закаряна (по роману X. Абовяна "Раны Армении"), "Нунэ" А. Степаняна
(посвящ„нная борьбе крестьян-тондракийцев в Армении 9 в. против
феодалов); балет "Невольница" (из истории Армении 1 в.) В. Араратяна, и
др. В 1954 был закончен балет "Спартак" А. Хачатуряна (1956, Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинская премия 1959). Это произв.
характеризуется монументальностью форм, развитой музыкально-сценич.
драматургией, сильными контрастами, кульминациями, рельефными
пластичными образами, содержит грандиозные по масштабам хореографич.
картины, массовые сцены, сольные номера, симфонич. эпизоды. В балете
органично переплетены гражданственность и лирика, героика и трагедия.
В 1954 в Сталинабаде была пост. новая опера С. Баласаняна "Бахтиор и
Ниссо" (по роману П. Лукницкого), посвященная событиям, связанным со
становлением Сов. власти в Таджикистане. В 1956 Т-р оперы и балета им.
Спендиарова показал балет Г. Егиа-заряна "Севан". Тема балета - жизнь и
труд колхозной молодежи Армении. В тонкой, красочной музыке балета
широко использованы арм. нар. мелодии. Одновременно т-р продолжал работу
над постановкой опер и балетов рус., зап.-европ. и сов. композиторов.
Весной 1956 состоялась вторая декада арм. литературы и искусства в
Москве, на которой были показаны оперы "Аршак II", "Ануш", "Давид бек",
балет "Севан". Декада продемонстрировала новые творческие достижения
арм. муз. театра.
В 1957-60 Т-р оперы и балета им. Спендиарова пост. ряд новых произв.
арм. композиторов, в т. ч. В. Тиграняна "Сое и Вардитер" (по П.
Прошяну), Ю. Геворкяна "Кост„р" (из жизни пионеров), балет Э.
Хагагорцяна "Сона" (о борьбе за Советскую власть в Армении). Наиболее
значит, из новых произв., поставленных т-ром,- сказочно-эпический балет
"Мармар" Э. Оганесяна и опера А. Бабаева "Арцваберд", повествующая о
классовой борьбе в арм. деревне в 30-е годы, о победе колхозного строя.
Музыкально-сценич. действие оперы насыщено драматизмом, острыми
столкновениями, сильными кульминациями, сочетает развитые народные сцены
с индивидуальными портретами героев. Выразит, музыка оперы связана с
интонациями крестьянской и революц. песни. Осенью 1960 пост. опера
"Хачатур Абовян" Г. Арменяна, посвящ„нная основоположнику арм. классич.
литературы.
В труппе т-ра работают (1960): вокалисты- нар. арт. СССР Г. Гаспарян
и Т. Сазандарян, нар. арт. Арм. ССР - Н. Овапесян, А. Петросян, Д.
Погосян, засл. арт. Арм. ССР -М. Еркат, В. Шорохов; солисты балета-С.
Григорян, М. Мартиросян, Ф. Еланян, С. Ми-носян; реж.- А. Гулакян, В.
Вартанян, В. Аджемян, Т. Мелкумян, дириж„ры - С. Черекян, Р. Степанян,
балетмейстеры- З. Мурадян, А. Гарибян, гл. художники-А. Мирзоян, К.
Минасян; хормейстер К. Карапетян.
Дальнейшее развитие в 40-50-х гг. получила также деятельность
Армянского театра музыкальной комедии. Г. Т.
Лит. на рус. яз.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1-2, М.,
1952 (т. 1. Театр древней Армении, т. 2. Театр средневековой Армении);
Степанян Г., Петрос Адамян, Ер., 1956; Меликсетян С., Путь нашего
театра, Ер., 1941; Р и з а е в С., Драматургия М. Горького на армянской
сцене, Ер., 1956; Арутюнян Б., Армяно-русские театральные связи, Ер.,
1956; его же, Русская драматургия на армянской сцене, Ер., 1957; Ю з о в
с к и и Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; А р у т ю-н
я н С., Вагарш Богданович Вагаршян, М., 1956; Саркисян С., Портрет
артиста [Жизнь и творчество М. Манвеляна], Ер., 1956; Тигранов Г.,
Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.