Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ПТИ, Пети (Petit), Ролан (р. 13. I. 1924)- франц. артист балета,
балетмейстер. В 1933-40 учился в балетной школе "Гранд-Опера", по
окончании к-рой был принят в кордебалет этого т-ра. В 1944 ушел из т-ра.
Борясь против рутины и штампов, царивших в "Гранд-Опера", организовал
"Вечера танцев" в Т-ре Сары Берн ар, в к-рых стремился осуществить свои
новаторские искания. Позднее из участников этих вечеров была
организована труппа "Балет Елисей-ских полей" (1944). В этой труппе П.
пост. балеты, выражавшие его стремление к свободе и содержательности
танца: "Комедианты" на музыку Соге (1945), "Юноша и смерть" на музыку
Баха (1946), "Кармен" на муз. Бизе (1949), "Сирано де Берже-рак" на муз.
Констана (1959) и др. Исполнял почти все партии в пост. им балетах:
Сирано де Бер-жерак (о. п.), Хозе ("Кармен") и др. В своих пост. П.
использует танец как средство раскрытия сценического образа, передачи
нюансов, сложных человеческих чувств. Движения классич. танца сочетает с
бытовыми движениями. Творчество П. оказало значительное влияние на новое
поколение зарубежных балетмейстеров. Работал в мюзик холлах, кино.
Лит.: Lidova I., Roland Petit, Р., 1956; M i с h a-u t P., Le ballet
contemporain. 1929-1950, P., 1950.
Ham. P. "ПТИ-БУРБОН" (Petit-Bourbon) - театр. зал в здании дворца
Бурбонов (Париж), построенного в ср. века на территории совр. Лувра. В
16 в. при Генрихе III здесь выступали иностр. труппы (в т. ч. "Джелози"
- первая прибывшая во Францию труппа итал. комедии дель арте),
устраивались придворные балы. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в
"П.-Б." балет "Цирцея, или Комический балет королевы" (муз. Болье и
Сальмона), положивший начало жанру франц. придворного балета с
характерным для него объединением пения, музыки, танца. Придворные
балеты ставились в "П.-Б." и в 17 в. ("Триумф Минервы", "Балет короля",
1621, и др.).
В 1645 кардинал Мазарини пригласил из Италии театр. худ. Дж. Торелли
и итал. оперную труппу, дебютировавших оперой "Притворная сумасшедшая"
Сак-рати. В 1650 поставлена пост. "Андромеда" П. Корнеля с декорациями и
машинерией Торелли. В 1658 Людовик XIV предоставил помещение т-ра
"П.-Б." труппе Мольера, к-рая играла поочередно с итал. актерами до
1660, когда дворец, а вместе с ним и т-р были снесены из-за перестройки
Лувра (часть построек дворца "П.-Б." сохранялась до конца 18 в.). Е. Ф.
ПТИ ДЕ ЖЮЛЬВЙЛЬ (Petit de Julleville), Луи (18.VII. 1841-1900) -
франц. литературовед и историк т-ра. С 1886 был профессором ср.-век.
лит-ры и истории лит-ры в Сорбонне (Париж). Написал книгу "Театр во
Франции. История драматич. лит-ры от истоков до наших дней" ("Le theatre
en France. Histoire de la litterature dramatique depuis ses origines
jusqu'a nos jours", P., 1889), фундаментальный труд "История театра во
Франции в средние века" ("Histoire du theatre en France au Moyen age" ,
pt. 1 - Les mysteres, v. 1-2, P., 1880, pt. Il-Les comediens, P., 1885,
pt. III - La comedie et les moeurs, P., 1886). Среди др. работ -
"Репертуар комедийного театра во Франции в средние века" ("Repertoire du
theatre comique en France an Moyen age", P., 1886).
ПТИЦИНЫ - русские советские артисты цирка. Исполнители номера
акробатич. вольтижировки. Михаил Алексеевич (р. 18. I. 1915). Засл. арт.
РСФСР (1961). В 1930 поступил рабочим манежа в Омский цирк. С 1931 стал
исполнять с партнером акробатич. номер, включавший рекордные трюки.
Раиса Андреевна (наст. фам.-К а л а-ч е в а). Засл. арт. РСФСР (1961). С
1931 входила в состав труппы "Океан ос", выступала в разл. цирковых
жанрах. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960).
В 1940 П. создали совм. номер, четкий, законченный по композиции,
сочетающий акробатич. трюки, пла-стич. выразительность. Ю. Д.
"ПТИЧКИ ПЕВЧИЕ" - см. Шериколаь.
ПУАНТЫ, точнее - танец на пуантах (от франц. pointe, букв. - острие,
острый конец),- танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги;
один из осн. элементов женского классич. танца. Танец на П. требует
особой балетной обуви с твердым носком. Как средство образной
выразительности особенно широкое применение получил в роман -тич.
балете.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд.. Л.- М.,
1948 (гл. 9).
ПУАРО, О. - см. Огюст.
ПУАССАР - то же, что пуассардский жанр.
ПУАССАРДСКИЙ ЖАНР - особый вид пьес, в к-рых использовался грубый,
"простонародный" жаргон, язык торговок рыбой (langue poissarde). П. ж.
был введен франц. драматургом Ж. Ж. В аде, автором пьесы "Грушевое
дерево" (1750, по новелле Боккаччо) и др., работавшим в ярмарочном т-ре
"Опера комик". Иногда В аде создавал в своих пьесах колоритные,
правдивые образы людей из народа - крестьян, рыбаков, прачек, солдат и
т. д. Но чаще жизненные черты у героев его пьес сочетались с
надуманными, искусств. чертами(раболепие, любовь к "обожаемому" королю и
т. п.), обусловленными реакц. политич. взглядами драматурга.
ПУАССОН (Poisson) - семья франц. актеров 17- 18 вв. 1) Р а и м о н П.
(1633-9.V.1690). Начал выступать в бродячей труппе. С 1651 работал в
т-рах "Бургундский отель", "Маре", "Пале-Рояль". Создал сценич. образ
Криспена, остроумного и бойкого комич. слуги. Этот персонаж был выведен
впервые в комедии "Саламанкский школяр, или Великодушные враги" (1654)
Скаррона и утвердился в пьесах франц. драматургов 17-18 вв. П.
пользовался импровизацией, театр.трюками (лацци). Написал ок. 10
комедий, к-рые ставились в т-ре "Комеди Франсез".
2) П о л ь П. (1658-29.XII.1735) - сын Раймона П. Дебютировал в т-ре
"Комеди Франсез" в 1686. Особенным успехом пользовался в ролях Криспена,
перешедших к нему от отца. Популярность Поля П. была так велика, что,
когда он ушел на пенсию (в 1711), зрители не приняли ни одного из его
преемников, заставив П. вернуться на сцену. Был автором 7 комедий,
ставившихся в "Комеди Франсез".
3) Ар ну П. (15.III.1696-25.VIII.1753)-сын Поля П. С 1722 выступал в
"Комеди Франсез". Кроме ролей Криспена, с успехом играл Созия,
Пурсоньяка ("Амфитрион", "Г-н де Пурсоньяк" Мольера), Тюр-каре (о. п.
Лесажа), Ляфлера ("Честолюбивый" Дету-ша) и др.
Все представители семьи П. создавали образ-маску, комедийно заостряя
черты героя, что сближало их иск-во с приемами игры актеров ярмарочных
т-ров.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 2, под общ. ред. С. С.
Мокульского, М., 1959; Fournel V., Les contemporains de Moliere, t. 1.
Theatre de l'Hotel de Bourgogne, P., 1863; Gueullette Ch., Acteurs et
actrices d'autrefois, P., 1881; Lyonnet G., Dictionnaire des comediens,
P., 1912-1913. Е. Ф.
ПУБЛИЛИЙ СИР (Publilius Sirus) (1 в. н. э.)- др.-рим. мимограф и
актер. Родом из Сирии. Был рабом, затем вольноотпущенником, получил
образование. П. С. славился иск-вом импровизации. Основал собств.
труппу, к-рая давала представления мимов в разл. городах Италии. Мимы П.
С. изобиловали сентенциями и афоризмами, пользовавшимися популярностью в
Др. Риме. От двух мимов II. С.- "Ворчун" и "Подрезыватели деревьев" -
сохранились отрывки.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, М., 1953, с. 117; В а р н е к е Б. В., История античного
театра, М., 1940. Лид. Ф.
ПУГИНЯН, Никогайос (1834-80) - арм. драматург. Окончил Моск. ун-т. С
1863 был чл. Арм. театр. к-та в Тифлисе. Написал водевили "Далал Хахо" и
"Каба за тысячу туманов", к-рые долго не сходили со сцен т-ров Кавказа.
В 1867 переделал комедию Мольера "Брак поневоле" под назв. "Лопни, но
женись", придав пьесе арм. колорит, переменив место действия, имена
действующих лиц. С. Мел.
ПУКСТ, Григорий Константинович [14 (27). XI. 1900-12. XI. 1960] -
белорус. сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1955). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу
композиции Г. Э. Конюса. Автор первой белорус. оперы для детей "Маринка"
о событиях Великой Отечеств, войны (1955, Белорус. т-р оперы и балета),
опер "Машека" по поэме "Могила Льва" Янки Купалы (соч. 1947),
"Свитезянка (соч. 1960), музыки к спектаклям драм. т-ров (Т-р им. Я.
Купалы, 3-й Белорус. драм. т-р, Полесский драм. т-р, Т-р кукол БССР) и
др. соч. Музыка П. мелодична, основана на нац. муз. фольклоре; в его
операх большое место занимают хоровые эпизоды. С 1945 П. вел педагогич.
работу в Белорус. консерватории. Лит.: С и з к о В., Белорусская
советская опера, Минск, 1959, с. 21-26; Журавлев Д., Г. К. Пукст...,
Минск, 1963. С. и И. Hue.
ПУЛЕНК (Poulenc), Франсис (7. I. 1899-30. I. 1963) - франц.
композитор. С детства обучался музыке (композиции - у Ш. Кеклена). На П.
оказало влияние знакомство с выдающимися франц. композиторами Э. Сати и
Ж. Ориком; вместе с ними П. вошел вт. н. "Шестерку" (1920), выступавшую
за муз. новаторство. Первая удача П. - балет "Лани", пост. труппой С. П.
Дягилева (1924, Монте-Карло). Написал балеты "Утренняя серенада" (1930,
"Рус. балет С. Дягилева", Париж), "Примерные звери" по Лафонтену (1942,
т-р "Гранд-Опера"), комич. оперу "Сосцы Тиресия" (1947, т-р "Опера
комик", Париж), оперы "Диалоги кармелиток" (1957, т-р "Ла Скала") и
"Человеческий голос" (1959, т-р "Опера комик"), музыку к пьесам Ж. Ануя,
Ж. Жироду, Ж. Кокто, А. Салакру и др. Наибольший успех имела опера
"Диалоги кармелиток", пост. во мн. т-рах Европы. В этом произв. П.
возвращается (вслед за К. Дебюсси) к старинному пониманию лирич. оперы
К. Монте-верди ("когда поют, как бы говоря"), кладет в основу муз. формы
ясную, свободно льющуюся мелодию, отказавшись от законченных муз.
номеров.
Лит.: Р о б e р Ф., Живой Пуленк, "Сов. музыка", 1964, ј 1; Д ю м e н
и л ь Р., Современные французские композиторы группы "Шестй, пер. с
франц.. Л., 1964;
Ш н e e рсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964;
Hell Н., Fr. Poulenc, P., 1958. Ал. М.
ПУЛЬВЕР, Лев Михайлович [ р. 6(18). XIJ. 1883]- сов. композитор и
дирижер. Нар. арт. РСФСР (1939). В 1908 окончил Петерб. консерваторию. В
1922-49- композитор, дирижер и зав. муз. частью Моск. евр. т-ра. Написал
музыку ко мн. спектаклям т.-ра, в т. ч. "200 ООО" Шолом Алейхема (1923),
"Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927), "Человек
воздуха" по Шолом Алейхему (1928), "Король Лир" (1935) и др. (всего св.
40). Писал музыку к спектаклям др. т-ров: "Уриэль Акоста" Гуцкова (Малый
т-р, 1940), "Тевье-молочник" Шолом Алейхема (Харьковский укр. т-р им.
Шевченко, 1940). Автор оперетт "Как ее зовут" (1938, Моск. т-р
оперетты), "Моряки" (1940, там же) и др., музыки к фильмам и др. соч.
Вел педагогическую работу.
ПУЛЫ1ЙТУМ (лат. pulpitum - помост) - название логейона в др.-рим.
т-ре.
ПУЛЬЧИНЕЛЛА (итал. pulcinella)- персонаж итал. комедии делъ арте.
Маска П. появилась в Юж. Ита лии (Неаполь) в последнее десятилетие 16 в.
В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие,
придурковатость деревенского обжоры и увальня с ловкостью к сметливостью
городского простолюдина. Наряду с Арлекином П. - самая популярная из
масок. Остряк и весельчак, П. нередко бывал носителем са-гирич. начала в
представлении комедии дель арте. Традиционный облик П. - горбун с
большим крючковатым носом, в одежде из грубой пеньковой материи, в
высокой остроконечной шляпе. Характер П. окончательно сложился в 17 в. в
исполнении видного итальянского комедианта С. Фьорилло, нек-рую шлифовку
маске придал и актер-любитель А. Кальчезе (Чуччо). Итал. П. родственны
Полишинель (Франция) и Панч (Англия).
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, 2 изд.. M., 1962.
ПУНИ (правильнее - П у н ь и; Pugni), Цезарь (Чезаре) [31. V. 1802,
Генуя, - 14 (26). I. 1870, Петербург] - композитор. По нац. - итальянец.
В 1822 окончил Миланскую консерваторию по композиции. В 1825-34 П. -
"директор музыки" в т-ре "Ла Скала", где были пост. его балеты: "Осада
Кале" (1827), "Агамемнон" (1828), "Аделаида Французская" (1829),
"Макбет" (1830) и др. С 1834 - директор муз. ин-та "Казино Паганини"
(Париж). С нач. 40-х гг.- композитор балетной музыки при Королевском
т-ре (Лондон), сотрудничал с хореографами Ж. Перро, А. Сен-Леоном, П.
Тальони. В этом т-ре были пост. балеты П.: "Аврора" (1843), "Ундина"
(1843), "Эс-меральда" по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго
(1844), "Маркитантка" (1844), "Розида, или Сиракузские рудокопы" (1845),
"Катарина, или Дочь бандита" (1846), "Метаморфозы" (1850) и др. Нек-рые
из них созданы специально для танцовщиц Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони,
Ф. Черрито, Ф. Эльслер. В эти же годы П. написал ряд балетов, пост. в
Париже. С 1851 П. - композитор балетной музыки при петерб. имп. т-рах.
Сотрудничал здесь с балетм. М. и Л. Петипа и др. В петерб. 'Большом т-ре
были пост. балеты П.: "Война женщин" (1852), "Армида" (1855), "Жемчужина
Севильи" (1861), "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868) и др.
Музыка П. отличается свежестью, гибкостью мелодич. рисунка,
пластичностью, яркой танцевальн остью. П. создал первый балет на рус.
нац. тему - "Конек-Горбунок" по сказке П. П. Ершова (1864, там же), где
использовал популярные рус. мелодии ("Соловей" Алябьева, нар. песни и
пляски).
П. написал 312 балетов, 10 опер, 40 месс, симфонии, кантаты и др.
соч.
Лит.: Борисоглебский М.В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 1, М., 1938; Guest I., The romantic ballet in England, L.,
1934; P e t i p a М., Russian ballet master..., N. Y., 1958.
ПУРО (Puro), Карло Теуво (9. XI. 1884-24. VII. 1956) - фин. актер и
театр. деятель. Творч. деятельность начал в Рабочем т-ре в Хельсинки
(1901-04). Затем был актером (1904-06) и директором (1923-25)
Таммерфорсского т-ра. В 1906-54 - актер и чл. правления (1919-54) Фин.
нац. т-ра. Много гастролировал,' исполнял характерные роли и роли в
пьесах Г. Ибсена. Был председателем Союза фин. актеров (1915-23 и
1926-30) и Союза театр. работников (1930-54), с 1948 - театр.
советником.
Роли: Эско ("Сельские сапожники" Киви), Пер Гюнт (о. п. Ибсена),
Шейлок ("Венецианский купец"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) и др. С. Л.
"ПУРОРЭТАРИА ЭНГЭКИ" ("пролетарский театр") - театр. движение в
Японии. Возникло в 20-30-е гг. 20 в., связано с распространением
марксизма и революц. идей среди япон. театр. деятелей. Явилось частью
демократич. движения япон. деятелей культуры, поддерживалось япон.
компартией. Одна из первых трупп "П. Э."-"Торанку гэкидзе" ("Передвижной
т-р") организована в февр. 1926 с целью оказания помощи бастующим
печатникам Токио. Основу труппы составили актеры Сасаки Такамару,
Мураяма Томоеси, Сано Сэки, Сэнда Корэя, Янагасэ Масаму и Хатта Мотоо. В
репертуаре т-ра были агитационно-пропагандистские пьесы япон.
драматургов. В окт. 1926 т-р был реорганизован и получил название
"Дзэнъэйдза" ("Авангард"). Первая пост. этого т-ра - пьеса
"Освобожденный Дон Кихот" Луначарского. Среди деятелей т-ра были Аоно
Суэкити, Маэдакава Коитиро и Сэки Акико. В 1927 труппа "Дзэнъэйдза"
снова реорганизуется и на ее основе возникли "Пурорэтариа гэкидзе"
("Пролетарский театр") и "Дзэнъэй гэкидзе" ("Т-р авангарда"). В 1928
труппы вновь объединились и образовали "Саекугэкидзе" ("Левый т-р"), с
деятельностью к-рого связан наиболее прогрессивный период "П. Э.".
Труппа "Саекугэкидзе" осуществила пост. остро политич. пьес: "Вся линия"
("Записки о шайке разбойников") Мураяма Томоеси, "Улица без солнца" по
повести Токунага Сунао, "Паровоз" Одзава Микио и др., а также переводных
пьес: "На западном фронте без перемен" по Ремарку, "Город ветров"
Киршона, "Страх" Афиногенова. В труппе были:
Мураяма Томоеси, Курахара Корэхито, Оно Миякити, Хисаита Эйдзиро и
др. В 1929 т-р "Саекугэкидзе" возглавил демократич. театр. объединение
"Них он пурорэтариа гэкидзе домэй" (сокр. ",,Пуротто" японский союз
пролетарских т-ров"), в к-рый вошли десять наиболее прогрессивных трупп.
Это объединение подвергалось преследованиям со стороны правительства. С
1931 в связи с агрессией в Маньчжурии преследования усилились, в 1932
мн. актеры подверглись аресту, в 1934 "Пуротто" и "Саекугэкидзе" были
закрыты. Движение "П. Э." оказало большое влияние на развитие совр.
япон. драмы сингэки.
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960;
Ибараки Тадаси, Сева-но сингэки, Токио, 1956 (на япон. яз.). Л. Г.
ПУРУНЕН (Puurunen), Вяйне Сакари (р. 25. VII. 1921) - фин. режиссер и
педагог. Учился в Хельсинкском ун-те, Академии им. Сибелиуса. В 1945-49
- актер и реж. Университетского т-ра, в 1949-55- режиссер Фин. нац.
т-ра, в 1955-59- директор Таммерфорского т-ра, с 1959 - директор Нар.
т-ра в Хельсинки.
Пост.: "Ребро мужчины" Иотуни (1950, Нац. т-р), "В бурю" Мунка (1949,
Университетский т-р), "Смерть коммивояжера" Миллера (1957,
Таммерфорсский т-р) и др. В 1947-55 преподавал в Фин. театр. уч-ще. С.
Л.
ПУУР (Puur), Хельми Александровна (р. 20. XII. 1933) - эст. сов.
артистка балета. Засл. арт. Эст. ССР (1957). Училась в Эст. (1946-51) и
Ленингр. (1951-53) хореографич. уч-щах. С 1953 - солистка балета Эст.
т-ра оперы и балета (Таллин). П. - ли-рич. танцовщица. Ее виртуозный
танец наполнен драматич. содержанием.
Партии: Одетта-Одиллия; Беатриче ("Мнимый жених" Чулаки), Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Тийна ("Тий-на" Аустер), Жизель; гл. партия в
"Штраусиане" и др.
Леа Т.
ПУЧЧИНИ (Puccini), Джакомо (22. XII. 1858, Лукка,-- 29. XI. 1924,
Брюссель) - итал. композитор. Род. в семье музыкантов. В 1880-83 учился
в консерватории в Милане (у А. Баццини и А. Понкь-елли). Первые оперы П.
"Виллисы" (1884, т-р "Даль Верме", Милан), "Эдгар" (1889, т-р "Ла
Скала") успеха не имели. Известность П. началась с опер "Манон Леско" по
роману А. Прево (1893, т-р "Реджо", Турин) и особенно "Богемы" на сюжет
А. Мюрже (1896, там же, под упр. А. Тоска-нини, ставшего неизменным
Пропагандистом творчества П.). Эти произв. выдвинули П. как крупнейшего
представителя веризма. В них отчетливо выражены важнейшие черты оперного
творчества П.: жизненно правдивый сюжет, изобилующий острыми драматич.
положениями, глубоко сочувств. изображение драмы "обыкновенных" людей,
наделенных простыми и сильными переживаниями; концентрированность
действия, сценичность, ярко эмоциональный, впечатляющий ариозно-мелодич.
стиль. Следуя классич. итал. оперной традиции, П. сохраняет ведущую роль
в опере за певцом-актером и в то же время, вслед за Дж. Верди в позднем
периоде творчества, всемерно повышает роль оркестра. Те же черты
характеризуют и оперы П. "Тоска" по В. Сарду (1900, т-р "Костанци",
Рим), "Мадам Баттерфляй", или "Чио-Чио-сан", по новелле Дж. Л. Лонга и
драме Д. Беласко (1904, т-р "Ла Скала"). В этой опере характерная для П.
драматич. коллизия окрашена япон. экзотикой. Позднее в творчество П.
проникают нек-рые приемы импрессионистской гармонии. В 1910 в Нью-Йорке
в т-ре "Метрополитен-опера" была пост. опера П. "Девушка с Запада" (по
пьесе Д. Беласко), в к-рой использованы элементы совр. урбанистич.
музыки; в 1918 - "Триптих" (три одноактные оперы: "Плащ", "Сестра
Анжелика", "Джанни Скикки"). В 1917 в Монте-Карло пост. комич. опера
"Ласточка". Последняя опера П. "Турандот" на сюжет сказки К. Гоцци была
закончена после его смерти композитором Ф. Альфано (1926, т-р "Ла
Скала"). Произв. П. ставятся на оперных сценах всего мира.
Лыт.: С м и с А. К. [Кузнецов К. А.], Пуччини и его опера "Богема",
М., 1936; Нестьев И., Дж. Пуччини, М., 1963;
F e I 1 e r e г С. К. G., G. Puccini, Potsdam, 1937; A d a m i G ,
Puccini, 2 ed., MiL, 1938; M a r o t t i G., G. Puccini Firenze, 1949;
Marek G. R., Puccini, L 1952- C o n-t i P. G., Vita e melodie di G.
Puccini, MiL, 1955; F r a c-c a r o 1 i A., La vita di G. Puccini, MiL,
1957- S a г t o-r i C., Puccini, MiL, 1958.
ПУШКИН, Александр Сергеевич [26. V (6. VI). 1799, Москва,-29. I (10.
II). 1837, Петербург-рус. поэт, основоположник новой рус. лит-ры и рус.
лит. языка, создатель реалистич. драматургии.
Первые известные нам опыты П. в области драмы относятся ко времени
южной ссылки. Под воздействием необычайно напряженной предреволюц.
обстановки в России П. задумал трагедию о республиканце Вадиме
Новгородском (1821). Судя по сохранившимся отрывку и плану, "Вадим"
задуман был П. как политич. трагедия, близкая по идейной направленности
и художеств. методу декабристской лит-ре. К этому же времени (1821)
относится и замысел комедии об игроке (сохранились стихотворный отрывок
и план). В рамках типичной на рус. сцене того времени светской
стихотворной комедии П., видимо, хотел дать сатирич. разоблачение
барина-картежника, проигравшего*в карты преданного ему крепостного слугу
("дядьку"). Однако оба эти замысла П. оставляет в самом своем начале.
Мировоззрение и творчество П. в годы перед восстанием декабристов
развивались с необычайной стремительностью, опережая как политич., так и
эстетич. представления дворянских революционеров. Именно этот процесс
объясняет переход П. от романтич. поэм к созданию реалистич. романа
("Евгений Онегин"), а в драматургии - от условно-историч.,
традиционно-классицистич. "Вадима" к глубокому историзму
народно-реалистич. трагедии "Борис Годунов". Эта трагедия, написанная в
1825, является синтезом общественно-политич. раздумий и художеств.
исканий П. в этот период. Став на позиции реализма, П. осознает, что для
его новаторских начинаний в области новой рус. драмы неприемлемы
принципы системы т-ра классицизма. Для рус. т-ра, писал он, "неприемлем
придворный обычай трагедии Расина". П. выступает против узко понятого
классицистской эстетикой термина "правдоподобия" театр. иск-ва, отрицает
нормативные "правила", понятие об "изящном" и "грубом", своеобразную
"иерархию" жанров. Отказывается он и от принципов романтической драмы
Байрона, в которой все герои односторонни и несут в себе черты только
"единого характера". К тому же, ставя перед собой цель - создать
произведение для сцены, П. не мог ориентироваться на пьесы Байрона,
которые были написаны, по мнению П., не для театра, а для чтения.
Выступая за полную реформу драматургии, П. считал бесполезными мелкие
поправки к "установленным правилам". Поэтому, напр., он не принимал
драматургию В. А. Озерова, не сумевшего до конца преодолеть "узкую
форму" трагедии классицизма, нигде не изменившего "жеманным правилам
французского театра". Отказавшись в "Борисе Годунове" от уже испытанных
правил и драм. систем, П. сознательно строил свою трагедию в духе "отца
нашего Шекспира". П. обобщал особенности творчества Шекспира в законы
шекспировской драмы или, как он ее называл, драмы "истинно
романтической", обладающей в трактовке П" чертами реализма 19 в.
Народность "Бориса Годунова" отражает историч. опыт более позднего
времени и, если, по словам В. Г. Белинского, содержание шекспировских
хроник составляет "борьба личностей", то "Борис Годунов" - истинно
народная, социально-историч. трагедия, рассказывающая не только о
столкновении Годунова, Самозванца, русского боярства и польских
интервентов в борьбе за престол, но и рисующая народ как основное
действующее лицо. В "Борисе Годунове" П. воскрешает "во всей своей
истине" одну из самых "драматических эпох новейшей истории". Материалом
для трагедии послужили рус. летописи и "История государства Российского"
Н. М. Карамзина. Однако, в противоположность Карамзину, П. показал
постепенно нарастающее недовольство народа "царем иродом", к-рое
выливается в крамольные призывы ("мужик на амвоне", призывающий к
восстанию). В то же время, следуя историч. правде, П. показывает, что
народ не смог воспользоваться плодами своих побед, когда он сверг
правление рода Годунова. Однако сущность самодержавия народ разгадал: в
ремарке, заключающей трагедию,- "Народ безмолвствует",-по справедливому
выводу Белинского,"...слышен страшный, трагический голос новой Немезиды,
изрекающей суд свой над новою жертвою..." (Полн. собр. соч., т. 7, 1955,
с. 534). В трагедии воспроизведен широкий фон эпохи, в ней действуют все
слои населения - народ, духовенство (от "божьих старцев" Варлаама и
Мисаила до патриарха), боярство с его разноликими представителями самых
противоположных партий, пестрое окружение войск Самозванца, где под
знамена "русского царевича" собрался и всякий "сброд" и люди, не
выдержавшие страшных условий российского самодержавия, олицетворенного
для них в фигуре Годунова. П. интересует в развитии действия трагедии и
в раскрытии характеров не традиционное противопоставление "добра" и
"зла" в лице Годунова и Самозванца, а создание живых, емких образов,
сотканных из противоречий: трагичен Годунов, когда он с неумолимой
трезвостью осознает безвыходность своего положения; привлекателен своей
удалью. решительностью, смелостью авантюрист Самозванец. Неизбежное
столкновение Годунова и Самозванца, зависимых от хода истории, от
"судьбы народа", составляет трагич. узел этого новаторского
произведения. В работе над трагедией сформировался реа-листич. метод П.
Он отказывается от единства места (действие в трагедии происходит и на
площадях Москвы, и на литовской границе, и в Польше, и в царских
палатах), времени (трагедия охватывает события нескольких лет) и
сохраняет только единство действия, по его мнению, обязательное, как и
"занимательность", для драматического произведения. Единство слога,
необходимое в классицизме, П. нарушает, индивидуализируя язык
персонажей, сменив александрийский стих на белый пятистопный, а нек-рые
сцены в трагедии пишет прозой. Традиционное разделение драмы на пять
актов также игнорируется Пушкиным: он делит трагедию на 24 отдельные
сцены.
"Борис Годунов" был запрещен цензурой. В 1826 Пушкин читал "Бориса
Годунова" в Москве у С. А. Соболевского, П. А. Вяземского и у Д. В. и А.
В. Веневитиновых. Бенкендорф, узнав об этих чтениях, распорядился
передать рукопись на отзыв Ф. В. Булгарину, вынесшему резолюцию: "Играть
ее невозможно и не должно". Николай I на полях отзыва Булгарина
"советовал" П.переделать "Бориса Годунова" в историч. повесть "наподобие
Вальтер Скотта", но П. не выполнил волю царя. Трагедия появилась в
печати только в 1831, а на сцене при жизни П. не была пост. вообще.
Попытки М. И. Валь-берховой пост. сцены из трагедии в свой бенефис
(1831) и ходатайство моск. Малого т-ра (1833) были отвергнуты цензурой.
"Борис Годунов" находился под запретом для т-ра до 1866 (а отдельные
сцены трагедии были запрещены до 1917). Впервые "Борис Годунов" шел в
Александрийском т-ре в 1870; т-р произвольно перестроил текст трагедии и
трактовал ее как пьесу о цареубийце, наказанном свыше за свое
преступление. В Москве впервые отдельные сцены из трагедии (в Чудовом
монастыре, в корчме, у фонтана) были пост. любителями. Народ как гл.
действующее лицо трагедии показан только в спектакле МХТ в 1907 (реж.
Вл. И. Немирович-Данченко и Лужский). После Октябрьской революции
трагедия была пост. Ленингр. академич. т-ром драмы (1934; Борис-Н.
Симонов, Самозванец-Бабочкин, Варлаам - Черкасов), в Малом т-ре (1937,
реж. Хохлов) и др. Трагедия П. оказала огромное влияние на развитие рус.
оперного т-ра, вызвав появление реалистич. муз. драмы М. П. Мусоргского
Борис Годунов" (соч. 4869). Наиболее значит, событием в сценич. истории
оперы явилось исполнение партии Бориса Годунова ф. И. Шаляпиным (1898),
создавшим на основании музыки Мусоргского и текста П. сложный,
многогранный, подлинно трагич. образ рус. царя.
После "Бориса Годунова" П. неоднократно возвращался к замыслам
трагедий и комедий (к последним относятся незавершенные наброски:
"Насилу выехать решились из Москвы" и перевод комедии франц. писателя К.
Бонжура "Муж-волокита"). Приблизительно к 1826 относятся замыслы, к-рые
П. надеялся осуществить в форме драмы (дошли до нас в виде перечисления
тем: "Скупой, Ромул и Рем, Моцарт и Сальери, Дон Жуан, Иисус, Беральд
Савой-ский, Павел I, Влюбленный Бес, Димитрий и Марина, Курбский"). В
1830 в Болдине П. завершил цикл "Маленьких трагедий" (как он их сам
назвал): "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во
время чумы". На рукописном заглавном листе к пьесам П. написал:
"Драматические опыты", "Драматические изучения", "Опыт драматических
изучении", подчеркивая мысль о том, что он продолжает поиски в области
драмы.
В "Маленьких трагедиях" на материале разл. эпох и нац. характеров П.
раскрывает "судьбу человеческую". Отказываясь от изображения широкого
фона историч. событий, как это было в "Борисе Годунове", П. пристально
исследует в "Маленьких трагедиях" страсти человека, погружаясь в
тончайшие нюансы переживаний, добиваясь "правдоподобия чувствований".
Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты
человека получают здесь оригинальное, лаконичное, философски глубокое
разрешение. "Маленькие трагедии" по своей художеств. завершенности -
шедевр мировой драм. поэзии.
"Скупой рыцарь" (опубл. 1836, "Современник", кн. 1) для сцены был
запрещен до 1852. Впервые пост. в Петерб. т-ре в 1852 (Барон - В.
Каратыгин, Альбер - А. Максимов). В 1853 в роли Барона выступил М. С.
Щепкин (Малый т-р), в 1888 - К. С. Станиславский (Об-во иск-ва и
лит-ры). В сов. т-ре роль Барона играли А. А. Остужев (Малый театр.
1937), Н. К. Черкасов (1962) и др. На текст пушкинской трагедии
композитор С. В. Рахманинов написал одноим. оперу (1906, Большой т-р).
"Моцарт и Сальери" (изд. 1832, альманах "Северные цветы на 1832") -
единственная пьеса П., пост. при его жизни (1832, Большой т-р,
Петербург; Моцарт - Сосницкий, Сальери - Брянский). Роль Сальери играли
Щепкин 1854), Станиславский (1915), в сов. т-ре - Н. К. Симонов
(Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1962). В 4897 Н. А. Рим-ский-Корсаков
написал оперу "Моцарт и Сальери", оставив в неприкосновенности текст
П.(пост. 1898). Партию Сальери пел Ф. И. Шаляпин.
"Каменный гость" (изд. 1839, в сб.: "Сто русских литераторов", т. 1),
впервые в Петерб. театре пост. в 1847. Роль Дон Гуана исполняли А. П.
Ленский (1877), К. С. Станиславский (1899), В. И. Качалов (1915), роль
Лепорелло - К. А. Варламов и др. Среди пост. в сов. время - спектакль
Т-ра им. МОСПС (1937, реж. Бирман; Дон Гуан - Берсенев, Донна Анна -
Гиацинтова). Этапом в развитии рус. оперного реализма стала опера А. С.
Даргомыжского "Каменный гость" (1872).
"Пир во время чумы" впервые пост. в Александрийском т-ре (1899;
Председатель - Давыдов, Мери - Комиссаржев-ская). На сцене Моск.
Художеств. т-ра трагедия шла в 1915 и возобн. в 1919. На концертной
эстраде монолог Председателя часто исполнял В. И. Качалов. На текст
пушкинской трагедии написана опера Ц. Кюи (1901, Новый т-р, Москва,
Священник - Шаляпин).
В "Русалке" (первые наброски относятся к 1829; в 1832 П. переделывает
отдельные сцены, но так и не завершает всей пьесы целиком) П. обратился
к рус. нар. жизни, к фантастич. элементам рус. поэзии и сказки. В этой
пьесе П. как бы синтезирует отдельные черты, свойственные "Борису
Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они
раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной
остротой, с психологич. тонкостью.
"Русалка" (опубл. 1837, "Современник", кн. 4) на сцене впервые пост.
в Александрийском т-ре со значит, сокращениями. (Мельник - Брянский;
дочь Мельника - Асенкова). На провинц. сцене в роли Мельника выступил Н.
X. Рыбаков (1846). Роль дочери Мельника исполняли крупнейшие рус.
актрисы - П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова. Опера А. С.
Даргомыжского "Русалка" (1856) близка по замыслу, по подлинно нар.
основе музыки, по драматизму пьесе Пушкина. Среди исполнителей оперы -
Шаляпин, О. А. Петров (Мельник), Ю. Ф. Платонова (Наташа), Ф. П.
Комиссаржевский (Князь). Среди сов. певцов в партии Мельника выступали
А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, А. И. Кривченя.
Уделяя в последние годы жизни исключит. внимание темам восстания
Пугачева, истории Петра I и истории феодализма в Зап. Европе, П. создает
"Сцены из рыцарских времен" (1835, незаверш.; пост. впервые в Ленингр.
Большом драм. т-ре в 1937); отрывок "От этих знатных господ" (1835),
близкий по теме "Сценам из рыцарских времен", и план драмы о папессе
Иоанне (1834-1835), в к-рой П. обращается к средневековой легенде;
отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через неделю буду в
Париже" (1834- 1835). "Сцены из рыцарских времен"- историч.,
социально-философская драма, написанная, ка-к и большинство произв. П.
этих лет, прозой. Размах замысла чрезвычайно широк: П. ставил перед
собой цель- показать смену феодальной формации формацией буржуазной,
крестьянское восстание, силу денежного мешка и духовную убогость буржуа
("А мне черт ли в истине, мне .нужно золото" - говорит Мартын), он вывел
здесь представителей науки и иск-ва, наметив их судьбу в сложных и
противоречивых условиях этой переходной эпохи. Можно предположить, что в
завершенном виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую форму
драмы, вобравшую весь опыт пушкинских "драматических изучении". На
сюжеты произв. П. написаны оперы - "Руслан и Людмила" Глинки (1842),
"Евгений Онегин" (1879), "Мазепа" (1884) и "Пиковая дама" (1890)
Чайковского, "Алеко" Рахманинова (1893), "Сказка о царе Салтане" (1900)
и "Золотой петушок" (соч. 1906) Римского-Корсакова; балеты - "Руслан и
Людмила" (пост. 1821, муз. Шоль-ца; был 1-м сценич. воплощением произв.
П.), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Кавказский пленник" (1938) и
"Барышня-крестьянка" (1946) Асафьева.
Во взглядах П. на театр. иск-во отразились рево-люц. мысли его эпохи,
высшим проявлением к-рой в России было восстание декабристов против
царизма и крепостничества. Взгляды П. на театр тесно связаны сего
поисками в области драмы, со всем его творчеством, они развивались на
протяжении всего творч. пути поэта. Драматургия П. явилась практическим
осуществлением его реалистич. эстетики.
Критич. работы П.- "Мои замечания об русском театре", "Письмо к
издателю "Моск. вестника"" (1828), варианты предисловия к "Борису
Годунову", набросок статьи "О народной драме и драме Погодина "Марфа
Посадница"" (1830)- дают обширный материал для понимания его театр.
эстетики. Суждения о театр. иск-ве и драматургии имеются в статьях П. по
вопросам лит-ры, истории, в отдельных отрывках, заметках, письмах,
художеств. произв. В первой критич. статье П. - "Мои мысли о Шаховском"
(1815) уже есть попытка определить метод создания комедии; он считает,
что недостаточно подмечать "все смешное и замысловатое" и как попало
"вклеивать в свои комедии", как это делает Шаховской, нужно отбирать,
обобщать, занимательно строить действие. После окончания лицея П.
постоянно посещал петерб. т-р. Он принимал участие в лит. кружке
"Зеленая лампа", связанном с декабристским "Союзом благоденствия". Для
этого кружка была предназначена статья "Моя замечания об русском театре"
(1820, не завершена). Вынося свои суждения об игре А. С. Яковлева, Я. Г.
Брянского, М. И. Вальберховой, А. М. Колосовой, П. определяет свое
отношение к искусству актера: художник, одаренный "средствами душевными
и физическими", самобытный, оригинальный, умеющий передать искреннее
чувство, жизненную правду характера,- вот тот идеал, к-рого ищет П. В
центре внимания П. - творчество трагич. актрисы Е. С. Семеновой,
олицетворяющей для него славу и гордость рус. сцены. Он отмечал
самостоятельность ее дарования, естественность игры, "чувство живое и
верное", "порывы истинного вдохновения". В наиболее законченном виде
взгляды П. на историю и теорию драмы изложены в ст. "О народной драме и
драме Погодина ,,Марфа Посадница"". Возвращаясь в этой работе к
вопросам, волновавшим его в период создания "Бориса Годунова", П. решает
их с большей социальной и теоретич. глубиной. В гениальной формуле
раскрывает П. сущность реали-стич. драмы: "Истина страстей,
правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Задача
поэта - "воскресить минувший век во всей его истине", объективно
передать обстоятельства и характеры "минувших дней". В развитии рус.
комедии П. отмечает "две драматические сатиры" - "Недоросль" Фонвизина и
"Горе от ума" Грибоедова.
Высоко ценил П. реалистич. иск-во М. С. Щепкина. Считая необходимым
сохранить жизненный и творч. опыт Щепкина для последующих поколений, П.
побудил актера начать знаменитые "Записки" и написал своей рукой первую
фразу.
Традиции реалистич. эстетики П. и его драматур-гич. принципы были
восприняты и развиты Гоголем, Белинским, Островским, Добролюбовым,
Чернышевским, Горьким. К. С. Станиславский не раз обращался к
драматургии и эстетике П., к его пониманию смысла иск-ва.
Соч.: Полн. собр. соч. в 10 томах, М., 1964, т. V (Драматич.
произведения); т. VII (Критика и публицистика;) т. Х (Письма).
Лит.: Пушкин и театр. сб., Л., 1937; Пушкин и театр. сб., М., 1953;
Белинский В. Г., Полн. собр. соч.,т. I-XIII, М., 1953-59, [т. I (с.
18-19), IV (с. 408-447), VII (с. 505- 579)]; Благой Д. Д., Творческий
путь Пушкина, М.-Л., 1950 (глава о "Борисе Годунове"); А рд енс Н. П.,
Драматургия и театр А. С. Пушкина, М., 1939; Б о н д и С., Драматургия
Пушкина и русская драматургия XIX в., в кн.: Пушкин - родоначальник
новой русской литературы, М.- Л., 1941; Городецкий Б. П., Драматургия
Пушкина, М.-Л., 1953; Загорский М. Д., Пушкин и театр. М.- Л., 1940; Д у
p ы л и н С. Н., Пушкин на сцене, М., 1951. Н.Лит.
ПУШКИНСКИЙ ТЕАТР ("Драматич е-ский театр А.А.Бренко в доме Малки е л
я") - рус. т-р. Создан в 1880 актрисой А. А. Бренко в Москве. В период
существования монополии имп. т-ров Бренко получила разрешение на
организацию "вечеров с пением и чтением", а затем на пост. пьес, назвав
их "чтением драматических сцен в гримах и костюмах", "вольными
выступлениями артистов" (1879). Театр открылся весной 1880 в помещении
Т-ра Солодовникова на Петровке, а с 9 сент. 1880 спектакли давались в
доме Малкие-ля на углу Тверской ул., близ памятника Пушкину (отсюда
название т-ра). П. т. был одним из первых столичных проф. частных т-ров.
Обществ, позиции т-ра в значит, степени определялись воздействием
взглядов революц. демократов. Т-р пропагандировал серьезный репертуар и
прежде всего рус. классику. В числе лучших спектаклей: "Лес",
"Маскарад", "Гроза", "Бедность не порок"; "Горькая судьбина" Писемского,
"Гамлет", "Скупой", "Мария Стюарт", "Уриэль Акоста"; 30 апр. 1881 П. т.
пост. "Свои люди- сочтемся" в первой ач. редакции без цензурных
изменений. В труппу т-ра входили выдающиеся актеры:
М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, В. Н. Андреев-Бурлак, В. П.
Далматов, А. Я. Глама-Мещерская, А. И- Южин, М. Т. Иванов-Козельский и
др. В 1882 т-р был закрыт из-за финансовых затруднений.
Лит.: Глама-Мещерская А. Я., Воспоминания, М.- Л , 1937; Юрьев Ю.,
Записки, М.- Л., 1939; "Театр", 1940, ј 9, с. 159-60; Вирен В., Подвиг
Анны Алексеевны, "Театральная жизнь", 1959, ј 18, с- 26. С. Г.
ПФЙЦНЕР (Pfitzner), Ганс (5. V. 1869-22. V. 1949) - нем. композитор.
Сын оркестранта. С 1872 жил во Франкфурте-на-Майне. Музыку изучал у
своего отца, затем у И. Кваста, Г. Римана и др. В 1894- 1896 П. -
дирижер т-ра в Майнце, в 1897-1907- преподаватель композиции в Берлине,
в 1908-18- директор т-ра и консерватории в Страсбурге, в 1920- 1929 -
проф. Берлинской академии иск-в. С 1930 жил в Мюнхене, до 1934
преподавал в Мюнхенской академии музыки. Почетный д-р философии
Страсбург-ского ун-та (1910). Автор пяти опер, симф. и
камер-но-инструмент. произв. Оперы "Бедный Генрих" (1895, Гор. т-р,
Майнц), "Роза из сада любви" (1901, Нац. т-р, Эльберфельд) продолжают
идейно и художественно линию "Парсифаля" Вагнера. Наиболее значит,
произв. П., принесшее ему славу,- муз. легенда "Палестрина" (на собств.
текст, 1917, "Т-р принца-регента", Мюнхен), в к-рой изображаются творч.
муки великого итал. композитора на фоне враждебных иск-ву историч.
событий Тридентского собора (1563). П. принадлежит также опера "Сердце"
(1931, Нац. т-р, Мюнхен), музыка к драмам "Кетхен из Хейльбронна"
Клейста (1905, Берлин, на открытии Нем. т-ра М. Рейнхардта) и "Пир в
Сульхауге" Ибсена (1890, Гор. т-р, Майнц) и др. Последний крупный
представитель позднего романтизма, П., кроме Вагнера, многим обязан
Веберу и Шуману. Для П. характерен углубленный психологич. стиль,
драматизм в сочетании с камерной интимностью. П. обработал романтич.
оперы "Ундина" Гофмана (изд. 1908), "Храмовник и еврейка" (1912,
Страсбург) и "Вампир" (1924, Штутгарт) Маршнера.
Соч.: Reden, Schriften, Briefe, hrsg. von W. Abendroth, B., 1955.
Лит.: Muller K. F., In memoriam Hans Pfitzner, W., 1950; Mann Th.,
Pfitzners "Palestrina", B., 1919;
R i e z l e r W., Hans Pfitzner und die deutsche Buhne, Munch., 1917;
Zorn G., Hans Pfitzner als Opernregisseur, Munch., 1954. Ал. М.
ПХЕНЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - ведущий драм. т-р
КНДР. Осн. в 1947. Первые спектакли были посвящены теме классовой борьбы
в деревне, становлению нар. власти и развитию хозяйства: "Факел" Хан Тхэ
Чхона (1947), "Пау" Хан Тхэ Чхона (1947), "Народ защищает Родину" Сон
‚на (1947), "Великая артерия" Хан Чхона (1948), "Два соседних дома" Сон
‚на (1949), "Пламя" Син Го Сона (1950). О героич. борьбе кор. партизан
против япон. колонизаторов рассказывает пьеса "Пэктусан" (1948, инсц.
Хан Тхэ Чхона по одноим. поэме Чо Ги Чхона). В годы Отечеств, войны
(1950-53) в т-ре успешно ставились пьесы о героизме и патриотизме
народа: "Шахтеры" Хан Бон Сика (1951), "Молодежь нашей страны" Пак Тхэ
‚на (1952), "На берегу Чхончхонгана" Юн Мука (1953) и др. Созидательному
труду посвящены пьесы "Наша деревня" Син Го Сона (1956), "Красный
агитатор" Чо Пэк ‚на (1961), "Мы счастливы" Хан До Су (1961). Значит,
была пост. пьес рус. сов. драматургов: "Любовь Яровая" ("Ее путь")
(1948) и "Платон Кречет" ("Хирург Кречет") (1949), а также "Фронт"
(1952), "Кремлевские куранты" (1957). Из рус. классич. репертуара были
пост. "Дядя Ваня" (1959), "Ревизор" (1951).
Среди др. пост.: "Люди в горах" Хам Се Дока (1950),. "Боевой друг" Чо
‚н Чхуля (1951), "Флотоводец Ли Сун Син" Чо ‚н Чхуля (1954), "Семья Чхве
Хак Сона" Пэк Ин Чжуна (1955), "Сказание о янбане" Чо ‚н Чхуля (1955),
"Правители уезда Кымсан" Сон ‚на (1959), "Феникс" Сон ‚на (1959),
"Взорвался вулкан гнева" Сон ‚на (1960). "Высота 1211" Хон Гона (1961),
"Подсолнечник" Пак ‚н Бо (1961), "Пак ‚н Ам" Сон ‚на (1962) и др.
Спектакли т-ра характеризуются социальной и политич. направленностью.
Изучая и развивая традиции нац. культуры, т-р творчески осваивает луч- \
шие достижения сов. и зарубежного театр. иск-ва.
В труппе т-ра: режиссеры - АН Ен Иль, Хан Пэк Нам, Ли Со Хян, Ли Сок
Чжин и др.; нар. арт. КНДР - Пак ‚н Син, Хан Чин Соп, Ли Дан, Ли Чэ Док,
Пэ ‚н; засл. арт. КНДР - Ом Ми Хва, Ли Мон, Пак Ч e Хэн, Сим ‚н, Ю Кен
Э; актрисы - Хан Чон Сук, Ким Хэ Сун и др.; актеры - Ом До Су, Ин Хен
Соп, Мун Чу Хон, Ким Нам Сун и др.; художники - Ким Иль ‚н, Кан Хо, Чхве
Чан Еп, Пак ‚н Даль и др.
Лит.: "Чосон есуль", 1962, .ј 8-12, 1963, ј 1-8;
"Чосон мунхак тхонъ-са", ч. 2, Пхеньян, 1959 (на кор. яз.);
"Театр", 1954, ј 8, с. 140-146. Г. Ли.
ПХЕНЬЯНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Государственный
национальный художественный театр) - ведущий муз. т-р КНДР. Открыт в
Пхеньяне 14 февр. 1948 оперой "Сказание о девушке Чхун Хян" Ли Мен Сана.
Задачей т-ра было создание совр. корейской оперы и балета на основе нац.
традиций и опыта рус. и европ. т-ра. В первый период работы в т-р
входили оперная и балетная труппы, симф. оркестр, группа нар.
музыкантов, певцов и танцоров "Хепнюльтан". В 1955 секция нац. музыки
организовала самостоят. Гос. классич. художеств. т-р, ныне - Гос. т-р
нац. иск-ва. В 1956 из т-ра выделился симф. оркестр, положивший начало
Гос. филармонии. Среди первых пост. т-ра: "Сказание о девушке Сим Чей"
(1949) Ли Мен Сана, "Ондаль" (1948), "Снегопад в горах" (1950) Хван Хак
Кына, "Кармен" (1950). Во время войны 1950-53 в подземном зале на горе
Моранбон (здание т-ра было разрушено амер. бомбой) была пост. опера
"Молодая гвардия" Мейтуса (1952; Гос. пр., 1954).
В послевоенном репертуаре т-ра оперы (в т. ч. в жанре чхангык):
"Прекрасная дружба" (1954), "Кхончи и Пхачи" (1954) Ли Мен Сана, "Луна
Кым-нана" Хам Хон Гына (1957), "Сказание о Хын Бо" АН Ги Ока (1958),
"Расскажи, тайга!" Ли Мен Сана и Син До Сона (1959, Гос. пр.), "Сказание
о девушках Тян Хва и Хон Рен" Ким Дин ‚на (1959), "Королевна Сен Хва" Те
Сан Сэна, "Песня о Хванхэ" Тен Нам Хи и Те Сан Сэна (1960), "Мать Кореи"
Ли Мен Сана, Ли Ден Ока и Ким Гиль Хака (1962), "Русалка" (1954), "Иван
Сусанин" (1957), "Евгений Онегин" (1958) и др.
Балетная труппа от хореографич. номеров и групповых танцев ("Розы" и
др.) перешла к созданию большого балетного спектакля: "Полевые цветы"
Хван Хак Кына (1954), "Сим Чхон" Ким Ен Гю (1955), "Лебединое озеро"
(2-е д., 1957). Нек-рые спектакли ставятся на сцене Большого т-ра в
Пхеньяне. В т-ре в разные годы работали: нар. арт. КНДР Ким Ван У, засл.
арт. КНДР Ю Ын Ген, артисты Ван Сен Хва, Кан Дян Ир, Ким Хен Ок, солисты
балета и балетм. Цой Ен Ай, Тен Дек Вон, Ким Дя Хын, дирижеры Пак Хван
У, Пак Сын Ван, Ким Ги Дек, режиссеры Ли Хян Вун, У Голь Сон и др.
Лит.: Л а то в В., Искусство в свободной Корее, М., 1955, с. 52-66;
Син Го Сон, Корейский театр в дни войны и в дни мира, "Театр", 1954, ј
8; Бедов E., Вечер в театре Пхеньяна, "Огонек", 1956, ј 3; П а к Нак
Хен, 10 лет Государственному художественному театру, "Новая Корея",
1958, .ј 2. А. Ив.
ПШИБЫЛКО-ПОТОЦКАЯ (Przybylko-Potocka; наст. фам.- П ш и б ы л к о),
Мария (1880-1944)- польская актриса. В 1895 дебютировала в роли Норы на
сцене Радомского т-ра. В 1896-97 служила в лодзинской труппе М.
Воловского. В 1897-1900 работала в Краковском т-ре (директор Т.
Павликовский). В 1900-12 - актриса т-ра "Розмаитости", с 1913 до конца
жизни - "Т-ра Польски" в Варшаве. II.-П. - представительница краковской
школы актерского иск-ва. Наибольший успех имела в комедийном репертуаре.
Мастер сценич. диалога. В реалистич. драмах захватывала зрителей
стихийным темпераментом; в психологич. пьесах - глубиной и
непосредственностью чувства. Гастролировала в Москве, Петербурге, Киеве
и др. Выступала как режиссер:
"Дом женщин" Налковской (1930, "Т-р Польски"), "Вот женщина!" Моэма
(1931, там же). Погибла от взрыва бомбы во время варшавского восстания
1944.
Роли: Алина, Виолетта ("Балладина", "Кордиан" Словацкого), Анеля
("Девичьи обеты" Фредро), Малка Швар-ценкопф. Елка, Елена (о. п.,
"Агасфер", "Жабуся" Заполь-ской), Елена ("Легкомысленная сестра"
Пежиньского), Жорж Занд ("Лето в Ноан" Ивашкевича), Пани ("Лилии"
Мор-стина), Беатриче, Порция ("Много шума из ничего", "Венецианский
купец"), Елизавета ("Дон Карлос"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"),
Раневская ("Вишневый сад") и др.
Лит.: В. Д. [орошевич], Г-жа Пшибылко-Потоцкая, газ. "Русское слово",
1915, 16 мая, ј 110; G r z y m a l a-Siedlecki A., Swiat aktorski moich
czasow, Warsz., 1957, s. 254-64, 327, 454, 491 А. Ив.
ПШИБЫШЕВСКИЙ (Przybyszewski), Станислав [25. IV(7.V). 186823.XI.1927]
-польский писатель и драматург. Писал на польском и нем. яз. Род. в
семье сельского учителя. В 1892-93-редактор выходившей в Берлине "Газеты
работничьей"- польского органа нем. социал-демократич. партии. Вскоре
отошел от революц. движения. В 1898-1900 в Кракове редактировал лит.
журнал "Жыце" ("Жизнь"). В этот период П. становится одним из
представителей декадентской группы бурж. литераторов "Молодая Польша".
Антимещанское бунтарство П., привлекавшее к нему внимание современников,
носило буржуазно-анархич. характер. Отражая с большой остротой кризис
сознания бурж. интеллигенции, П. искал выхода в ницшеанском культе
"сильной личности", в принципе "искусство для искусства", в эротизме,
что предопределяло реакционность его позиций. Оценивая его пьесы "Ради
счастья" (1899, Краков), "Снег" (1903, Лодзь), В. В. Боровский писал об
их идейно-художеств. несостоятельности. Произведения П. отличаются
вычурностью и нарочитой аффектацией стиля. Среди пьес:
"Золотое руно" (1901, Львовский т-р), "Гости" (1901, Краковский т-р),
"Мать" (1902, там же), "Обеты" (1906, Краковский т-р), "Пучина" (1912,
Львовский т.-р), "Город" (1920, Познань), "Мститель" (1925, Варшава,
"Т-р Народовы") и др. Драмы П. в 1900-е и 1910-е гг. широко ставились в
польских, рус., сербских, хорватских, болг., австр., амер. и др. т-рах.
В пьесах П. выступала В. Ф. Комиссаржевская (в пору сближения с
символистскими кружками), к-рую привлекали женские образы П. своей
надломленностью, обреченностью. Она видела в них отражение драматич.
коллизий современности. Свои взгляды на сценич. иск-во П. изложил в
статье "О драме и сцене" (1905), выдержанной, как и др. его
критико-теоретич. работы, в духе воинствующего эстетизма. Долгие годы
жил за границей (в последнее время - в Мюнхене).
Соч.: Das grofie Gluck, W., 1904; Miasto, Kijow, 1914;
Msciciel, Warsz., 1927; Полное собр. соч., т. IV. Драмы. Пер В.
Тучапской, А. С., В. В. и Н. Эфроса, М., 1905, li V. Критика, М., 1910.
Лит.: Боровский В., Ева и Джиоконда. Литературные параллели, в кн.:
Соч.,т. II, Л., 1931, с 396-406, 517-518; Луначарский А., О театре, Л.,
1926, с. 127, с. 132-34; Украинка Л., Заметки о новейшей польской
литературе, в кн.: Собр. соч., т. 3, М., 1956;
Szczygielska J., PrzybyszewsKi jako dramaturg, Poznan, 1936; Wyka K.,
Modernizm polski, Krakow, 1959; "Dialog", 1965, ј l, s. 114-34. А. Ив.
ПЫДЕР (Poder), Инге Хансовна (наст. имя и фам.- Ингеборг Л а к с - П
о д e р; р. 1.V.1917)- эст. сов. артистка балета. Засл. арт. Эст. ССР
(1952). В 1926-34 училась в студии танца у Т. Бек. В 1936-39 -
танцовщица и драм. актриса т-ра "Эпдла" (Пярну). С 1945 - солистка
балетной труппы Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).
Выступает как балетмейстер, ставит танцы в опереттах, драм.
спектаклях и др.
Партии: За рема; Робин ("Виндзорские проказницы" Оранского), Тао Хоа;
Даша ("Юность" Чулаки), Эсмеральда;
Мари ("Тийна" Аустер), Локспер ("Золотопряхи" Каппа) и др. Леа Г.
ПЫЖОВА, Ольга Ивановна [р. 17(29). Х.1894] - рус. сов. актриса,
педагог, режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947), засл. деят. иск-в
Тат. АССР (1949), Тадж. ССР(1964).В 1914-27-актриса МХАТа, затем 1-й
Студии МХТ (впоследствии МХАТа 2-го). Начало сценической деятельности П.
проходило под рук. крупнейших мастеров рус. и сов. т-ра. Она была
ученицей К. С. Станиславского; работала с Вл. И. Немировичем-Данченко,
Л. А. Су-лержицким, Е. Б. Вахтанговым. В Моск. Художеств. театре П.
играла роли: Гувернантки ("Где тонко, там и рвется" Тургенева), феи
Берилюны ("Синяя птица" Ме-терлинка), Миранд о-лины; Вари ("Вишневый
сад"). Во 2-й Студии МХТ играла Колибри ("История лейтенанта Ергунова"
по
Тургеневу). Роли в 1-й Студии МХТ и во МХАТе 2-м - Лиззи ("Потоп"
Бергера), Виола и Себастиан ("Двенадцатая ночь"), Фея ("Сверчок на печи"
по Диккенсу), Гоплана ("Балладина" Словацкого), Дина Краевич ("Евграф,
искатель приключений" Файко), Катерина Хель, Люсиль ("Король квадратной
республики", "Архангел Михаил" Бромлей). В 1928-34 П. работала в Моск.
т-ре Революции. Лучшими ролями актрисы здесь были: Глафира ("Голгофа"
Чижевского), Ксения ("Человек с портфелем" Файко), Вероника ("Инга"
Глебова), Кикси ("Улица радости" Зархи), Лена ("Личная жизнь"
Соловьева), Кормилица ("Ромео и Джульетта"). Высокое мастерство,
изобретательность, яркие сочные краски, праздничная театральность
сочетались в иск-ве актрисы с умным, психологически глубоким раскрытием
образов, порой окрашенных тонкой иронией.
В 1920 П. начала режиссерскую деятельность. В конце 30-х гг. была
связана с 3-м Моск. т-ром для детей, где пост. (совм. с Б. В. Бибиковым)
"Проделки Скапена" Мольера (1937) и поэтичные, тонкие спектакли "Сказка"
(1939), "Двадцать лет спустя" (1940) Светлова. В 1938 П. (совместно с
Бибиковым) пост. страстный, эмоциональный спектакль "Фуэнтеовехуна" в
Моск. т-ре Революции. В годы Отечеств, войны П. работала в Казахстане,
ставила спектакли в Казахском т-ре драмы им. Ауэзова. Значит, событием в
театр. жизни республики явился спектакль "Укрощение строптивой" (1943),
пост. П. и Бибиковым в этом т-ре. Одновременно П. была актрисой и
режиссером Т-ра имени Моссовета, находившегося в эти годы в Алма-Ате.
Принимала участие в пост. спектакля "Нашествие" (1943, совм. с Ю. А.
Завадским и Бибиковым) и играла в нем роль Талановой. В 1948-50 П.-худ.
рук. Центр. детского т-ра (Москва). Пост. совм. с Бибиковым спектакли "Я
хочу домой" Михалкова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Ее друзья" Розова,
"Снежная королева" Шварца и др. Большое место в творчестве П. занимает
педагогич. работа (с 1939 - профессор). Преподавала в Студии Вахтангова,
Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, с 1934 - в ГИТИСе, с 1942одновременно
и во ВГИКе. Особенно велики заслуги П. в воспитании молодых актеров нац.
республик. Руководимые ею нац. студии в ГИТИСе образовали впоследствии
новые т-ры в республиках или влились в уже существовавшие коллективы.
Она руководила студиями: Каракалпакской, Узбекской, Татарской,
Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской и др.
Снималась в кино. И. Рос.
ПЫЛЬДРООС, Прийт (наст. имя-Иоханнес Фридрих) (р. 11.1.1902)-эст.
сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1942). В 1920-24 учился в
Школе драм. иск-ва (под рук. П. Сеппа). Работал в т-ре "Дра-ма-Студио".
В 1926-40 - режиссер Рабочего т-ра в Таллине, одновременно в
1933-37-режиссер т-ра "Эстония". В нач. своей деятельности П.
использовал принципы политич. т-ра Пискатора, обогащая их нац. театр.
традициями. В 30-х гг. стал сторонником театр. воззрений Брехта
("Железный дом" Таммлаа-на, 1938). В спектаклях П. использовалось кино,
особое внимание уделялось массовым сценам. В годы наступления фашизма П.
стремился создавать спектакли, выражающие идею борьбы за свободу, его
творчество приобрело также сатирич. направленность.
Пост. спектакли: "Цианкали" Вольфа (1931), "Торговцы славой" Паньоля
(1933), "Мне 26 лет" Михаля (1933). Значит, событием стала пост. пьесы
"Егор Булычев и другие" (1933). В 30-х гг. П. пост. яркие нар.
спектакли: "Сватовство" Китцберга (1932), "Бравый солдат Швейк" по
Гашеку (1930). Стиль нар. спектакля режиссер перенес и в пост. классич.
драматургии- "Двенадцатая ночь" (1936); пафосом антифашистской борьбы
был проникнут спектакль "Вильгельм Телль" Шиллера (1936). В эти же годы
пост. "Аристократы" (1937).
Играл роли: Несчастливцева (1938), Раскольнико-ва (1938,
"Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Исполнял роль В. И.
Ленина (1947, "Кремлевские куранты").
После образования Эст. ССР (1940) П. был назначен директором и худ.
рук. Драматич. и Рабочего т-ров. Пост. "На хуторе Пюве" Китцберга (1941)
и др. После освобождения Эстонии от оккупантов (1944) был назначен
директором и худ. рук. Драм. т-ра Эст. ССР (Таллин).
Поставил спектакли: "Таня" Арбузова (1945), "Нашествие" (1945); "Дни
и ночи" Симонова (1947) и др. С 1946 ведет педагогич. работу (с 1946 -
профессор), в 1946-51- директор театр. ин-та, в 1951-53 - директор музея
т-ра и музыки. H. А.
ПЬЕРО(франц.Pierrot, уменьш. от имени Pierre) - персонаж франц. нар.
т-ра (слуга). Возник в нач. 17 в. Прототипом П. послужил образ слуги
Педролино из итал. комедии дель арте. Ловкий, решительный П.
добивался своей цели, прикрываясь добродушием, но нередко и сам попадал
впросак. Исполнитель роли П. выступал без маски, с лицом, обсыпанным
мукой, носил широкую крестьянскую рубаху, часто сшитую из мешка. Был
любимым героем ярмарочного т-ра, участником мн. сатирич. пьес и пантомим
А. Р. Лесажа и др. Эта маска подверглась эстетизации на сцене т-ра
"Комеди Италь-енн" (Париж): в характере П. стали преобладать черты
печального любовника - неудачливого соперника Арлекина. Традиционный
костюм П. - белая рубашка с жабо, с большими пуговицами и широкие белые
панталоны, на голове остроконечная шапочка. В 19 в. актер-пантомимист Ж.
Б. Т. Дебюро превратил П. в центр, фигуру пантомимы, в его исполнении П.
стал нар. комич. героем, преодолевающим жизненные трудности.
Гротесковый, экс-центрич., но психологически правдивый образ, созданный
Дебюро, получил популярность у де-мократич. зрителя. В дальнейшем, в
модернистском т-ре 20 в. образ П. приобрел черты декадентской
изломанности, стал выражать песси-мистич. настроения. В совр. франц.
т-ре традиции Дебюро продолжают Ж. Л. Б appo, M. Mapco.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, 2 изд.. M., 1962;
Sand M., Masques et bouffons, v. 1-2, P., 1860. См. также,лит. при
ст. Дебюро Г.
ПЬЕСА (от франц. piece) - драм. произв., предназначенное для
представления в т-ре. См. Драма, Комедия Трагедия Водевиль.
ПЬЯВЕ (Piave), Франческо (18.V.1810-5.III. 1876) - итал. либреттист.
С 1848 был директором спектаклей и поэтом (автор либр.) т-ра "Фениче" в
Венеции, в 1859-67 - поэтом т-ра "Ла Скала". П.- один из лучших оперных
либреттистов 19 в. Яркий представитель романтич. направления, он отразил
в своем творчестве патриотич. настроения в Италии периода Рисорджименто.
В историю итал. муз. т-ра вошли его либр. к операм Дж. Верди: "Эрнани",
"Двое Фоскари", "Макбет", "Корсар", "Риголетто", "Травиата", "Симон
Бокканегра", "Сила судьбы" и др. На либр. П. созданы также оперы С.
Меркадан-те, Дж. Пачини, Ф. Риччи и др. итал. композиторов.
Лит.: Quarti G. A., F. M. Piave poeta melodrammatico, Roma, 1939. Св.
Г.
ПЬЯЗА (бирм., букв.-драматич. повествование)- жанр бирманской
классич. пьесы. Сложился и получил развитие в 19 в. Создателем П.
считается бирм. драматург-классик У Чин У. В П. используются элементы
нар. и дворцовых театр. представлений, оркестровое сопровождение.
Исполнители П. были рассказчиками, акробатами, позднее певцами,
танцовщиками. Среди авторов лучших П. У Чин У, пьесы к-рого отличались
занимательностью и остротой сюжета, и У Поун Нья, который в своих
произведениях стремился раскрыть внутренний мир героев. П. создавались
по мотивам буддийских джатак. П. делились на акты. В них впервые
появляются герои из народа. П. разыгрывались как при дворе феодалов, так
и актерами нар. т-ра.
Среди драматургов конца 19 в., писавших в жанре П.: У Ку, Схайя Йо,
Схайя Шу Тха и др. Со временем П. приобретает характер муз. драмы
(иногда комедии), становится чисто развлекательным зрелищем. Лучшие
пьесы в жанре П.: "Парпахейн", "Дейвагоунбан", "Вейтхандайя" У Чин У;
"Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" У Поун Нья;
"История Тхатона" (1877) Схайя Йо; "Дети обезьяны" (1877), "Бурида"
(1880), "Каркавуллья" (1881), "История Оккалаба" (1881), "Миннандар"
(1883) У Ку; пьесы Схайя Шу Тха и др. Известностью пользовались актеры:
Аунгбала, Сейн Кадон, У По Сейн. Классич. П. разыгрываются и в совр.
Бирме.
Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama, Oxf., 1937, 1947, 1956. Ю. О.
ПЭ EH (p. 1914) - кор. актер. Нар. арт. КНДР (1959). Сценич.
деятельность начал в 1933 в труппе "Чосон енгыкса". После основания Гос.
драматич. т-ра (1947, Пхеньян) стал одним из его ведущих актеров и
руководителей. Иск-во П. ‚. характеризуется ярким темпераментом,
романтич. приподнятостью, мастерством сценич. жеста и слова.
Среди ролей: Сим Бон Са ("Сказание о Сим Чхон"), Ли Мон ‚н ("Сказание
о Чхун Хян"), Де Бон ("Факел" Хан Тхэ Чхона), Платон Кречет ("Хирург
Кречет"), Ким Ин Чхоль ("Шахтеры" Хан Бон Сика) и др. Одна из лучших
работ последних лет - Забелин ("Кремлевские куранты"). Лит. на кор. яз.:
"Чосон есуль", 1962, ј 4, с. 33-39. Г. Ли.
ПЮЙ (франц. puy - возвышенность, эстрада)- франц. литературно-театр.
ассоциации, возникавшие в ср. века при церквах. В П. представители
духовенства и прихожане читали церковные книги, пели священные гимны,
сочиняли духовные стихи и исполняли религиозные пьесы. Первые известные
П. организованы в 11 в. во франц. городах Кане, Руане, Бо-ве. Под
влиянием роста городов, демократизации культуры деятельность П.
принимала мирской характер, религиозный репертуар вытеснялся светским.
Так, П. в г. Аррасе пост. одно из ранних произв. светской драматургии -
комедию "Игра в беседке" (ок. 1262) Адама де Ла Аля. В аррасском П.,
называвшемся "братство жонглеров", читались не только духовные стихи, но
и лирич. шуточные произв. местных поэтов. В связи с развитием цеховых
объединений ремесленников П. порывали связь с церковью; существовали при
городских ремесленных корпорациях, являясь ячейками, из к-рых
развивались самодеят. театр. союзы горожан.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Бояджиев Г.H., У истоков французской
реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник Института
истории искусств. 1955. Театр. М., 1955; Petit de Julleville L., Les
comediens en France au Moyen age, P., 1885 (Histoire du theatre en
France au Moyen age). Гр. Б.
ПЯРИ, Виктор Гансович (р. 31.1.1919) - эст. сов. артист балета,
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1956). В 1938-41 учился в
Саратовском театр. уч-ще (хореографич. отделение). В 1939-46 - артист
балета Саратовского т-ра оперы и балета им. Чернышевского, Узбекского
т-ра оперы и балета им. Навои, Муз. т-ра им. Станиславского и
Немировича-Данчен-ко. В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те
ГИТИСа. В 1951-56 - гл. балетмейстер Башк. т-ра оперы и балета (Уфа);
в 1956-65 - гл. балетмейстер Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).
Пост.: "Лауренсия", "Раймонда"; "Золотопряхи" Каппа, "Жизель", "Дон
Кихот"; "Тропою грома" Караева, "Спящая красавица", танцы в операх и др.
Ст. М.
ПЯСЕЦКИЙ, Борис Иванович (г. рожд. неизв. - 19. IX. 1938) - рус. сов.
актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в
1903. Работал в киевском Т-ре Соловцова (1918), в Ростовском-на-Дону
т-ре политуправления Сев.-Кавказского военного округа (1921), Моск. т-ре
комедии и драмы(1925), Моск. т-ре драмы (1927), Т-ре МОСПС (1930-35).
Наиболее значит, роли: Александр ("Павел I" Мережковского), Каренин
("Живой труп"), Шигабуддинов ("Мятеж" Фурманова), Глоба ("Ярость"
Яновского), Кряжич ("Гордость" Гладкова), Гельпах ("Профессор Мамлок"
Вольфа), Щегловский ("Дело рядового Шибунина" Никулина), Бобоедов
("Враги"), Клоун ("Салют, Испания!" Афиногенова), Лавр Мироныч
("Последняя жертва").
Пост.: "Весенний поток" Косоротова, "Каин" Дымова, "За океаном"
Гордина (все в 1921), "Трильби" Ге (1922), "Бойцы" Ромашова (1934),
"Враги" (совм. с В. Давыдовским, 1937).
Лит.: Образцова А. Г., Создатель первых революционных спектаклей,
"Сообщения Ин-та истории искусств. Театр", 1955, [вып.] 6. EX РААБ
(урожд.- Б и л и к), Вильгельмина Ивановна [1848-10(23). XI. 1917] -
рус. артистка оперы (сопрано). Училась пению в Венской консерватории у
А. Бухгольц-Фалькони (до 1869) и в Петерб. консерватории у Г.
Ниссен-Саломан (окончила в 1872). В 1871 дебютировала в партии Матильды
("Вильгельм Телль" Россини) на сцене Мариинского т-ра, где выступала до
1885. Исполняла драматич. и лирико-колоратурные партии [лучшая-Маргарита
("Фауст")].
Партии: Наталья, Оксана ("Опричник", 1874, "Кузнец Вакула", 1876,
Чайковского), Тамара ("Демон", 1875)- первая исполнительница; Горислава
и Людмила ("Руслан и Людмила"), Купава и Снегурочка ("Снегурочка"),
Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Маргарита и Паж ("Гугеноты"), Юдифь
(о. п. Серова), Джильда; Аида (о. п. Верди), Эльза ("Лоэнгрин") и др.
С 1884 вела педагогич. работу в Петерб. консерватории.
Лит.: Памяти В. И. Рааб, "Рус. муз. газета", 1918, ј 1- 2, с. 15-19;
Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953.
Обратно в раздел культурология
|
|