Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

МЭИ ЛАНЬ-ФАН (23. X. 1894-8. Vlil. 1961)- китайский актер, педагог,
театральный и общественный деятель. Род. в потомственной актерской
семье. С 11 лет начал заниматься театр. иск-вом. Впервые выступил в 1904
на сцене пекинского т-ра Гуанхэ-лоу в спектакле "Небесная чета", где
играл роль одной из небесных ткачих. Брал уроки у видных актеров Ван
Яо-цина, Чэн Дэ-лина, Ши Сяо-фу. Учился и в театр. уч-ще Пекина, при
к-ром была труппа Фу-лянь. В возрасте 15 лет выступал в составе этой
труппы. Исполнял женские роли, играл добрых, сильных духом,
самоотверженных женщин. Отходя от традиции узкой специализации в одном
амплуа, М. Л.-ф. играл разноплановые роли: положит. женщин - цинь, юных
красавиц - гуймэн-дань, субреток - тьедань, девушек-воинов - даома-дань.
В совершенстве овладев художеств. приемами каждого из этих амплуа, М.
Л.-ф. сочетал их в своем исполнении. В 20-летнем возрасте М. Л.-ф. начал
театр.-обществ, деятельность. Под влиянием движения за приближение
театр. иск-ва к современности М. Л.-ф. создал новый тип "спектакля в
современных костюмах", направленного против старой феод. системы брака,
против коррупции и разложения общества, но пьесы, являвшиеся переделками
традиц. репертуара, были далеки от действительности, а совр. костюмы и
использование совр. выразит, приемов приводило к разрыву между
художеств. формой и содержанием. Вновь обратясь к традиц. репертуару, М.
Л.-ф. продолжал совершенствовать исполнение ролей канонич. амплуа. В
спектаклях "Сон в саду", "Расставание на мосту", "Бой на воде" он создал
образцы виртуозного мастерства. Но стремление к утонченному рисунку роли
приводило М. Л.-ф. к известному эстетизму, чрезмерной изысканности игры.
Пост. патриотич. спектакли "Ненавижу жизнь и смерть", "Отпор цзинь-ским
войскам". В период япон. интервенции М. Л.-ф. временно (1937-45) оставил
сцену и жил продажей своих рисунков (был также способным художником).
После создания КНР (1949) он принял активное участие в развитии нац.
т-ра; продолжал актерскую и педагогия, деятельность в крупнейшем
коллективе Т-ра цзиньси в Пекине. Был депутатом Всекит. собрания нар.
представителей, директором научно-исследоват. ин-та т-ра сицюй (позднее
Академия т-ра сицюи) в Пекине.
Среди лучших реж. работ М. Л.-ф.-спектакли:
"Опьянение Ян Гуй-фэй", "Бо-ван расстается с наложницей", "Феникс
возвращается в свое гнездо", "Сон в саду", "Меч вселенной" и др. В 1959
М. Л.-ф. пост. свой последний спектакль "My Гуй-ин становится
главнокомандующим".
М. Л.-ф. - мастер перевоплощения. Созданные им образы изящны,
женственны, тонко и правдиво передают психологию, поведение, внешний
облик сценич. героинь. М. Л.-ф. обладал высокой сценич. культурой, был
блестящим знатоком, т-ра кунъцюй, откуда он заимствовал мелодии и
сложные приемы вок. исполнения, изучал танц. иск-во Танской эпохи.
Особая пластичность, изящество внешнего рисунка роли, тонкость вокальных
и речевых интонаций отличали сценич. мастерство М. Л.-ф.
М. Л.-ф. трижды посетил Сов. Союз (1935, 1952, 1957), встречался со
Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и др. театр.
деятелями. Соч.: Сорок лет на сцене, пер. с кит., М., 1963.
Лит.: М э и Л а н ь-ф а н и китайский театр. М.-Л., 1935; Образцов
С., Театр китайского народа, М., 1957;
Brecht В., Schriften zum Theater, В., 1957, с. 77-89.
И. Г.
МЭТЫОС (Mathews) - семья английских актеров и театральных деятелей.
Ч а р л з М. (28. VI. 1776-27. VI. 1835). Дебютировал в 1794 в
Дублине. Работал в провинции, преим. в Йорке. С 1803-в Лондоне. Первый
успех - роль Риска, комич. слуги ("Любовь смеется над Локсми-тами"
Колмена-младшего). Выступал на сцене т-ров "Друрп-Лейн",
"Ковент-Гарден", "Хеймаркет", гастролировал в Париже и Нью-Йорке.
Среди ролей: Зекиил Хоумспан ("Наследник по закону"
Колмена-младшего), Фальстаф; сэр Питер Тизл ("Школа злословия"
Шеридана), Томас Эпплтри ("Офицер-вербов-щпк" Фаркера), Уизл ("Колесо
счастья" Кемберленда), Дон Мануэль ("Она пожелала бы или она не пожелала
бы" Сиббера).
С 1808 М. выступал с исполнением комич. песенок п сценич. шаржей на
своих современников. Обладал редким сценич. темпераментом; великолепно
владел иск-вом имитации. Его талант высоко ценил В. Скотт. В 1828 стал
одним из руководителей т-ра "Адельфи".
Чарлз ДжеймсМ. (26. XII. 1803-24. VI. 1878) - сын Ч. Мэтьюса. В 1835,
после смерти отца, возглавил т-р "Адельфи", но в том же году пере шел
актером в т-р "ОлимпиК", сыграв роль Джорджа Рэттлтона в собств. пьесе
"Горбатый любовник". Через три года М. женился на руководительнице этого
театра Э. Вестрис; с 1839 вместе с ней возглавлял театр "Ковент-Гарден"
(пост. комедию Бусико "Лондонская самоуверенность", сыграл в ней роль
Дэзла, 1841, и др. спектакли), а с 1847 -т-р "Ли-цеум". Гастролировал в
США и Канаде (1871-72), в Австралии (1870), Индии (1875). Как и его
отец, М. был комедийным актером, обладал богатой мимикой, однако уступал
Чарлзу М. в эмоциональности игры.
Среди ролей: сэр Чарлз Колдстрим ("Изнуренный" Бусико), любезный Хоук
(по "Дельцу" Бальзака), Плам-пер ("Хладнокровный" Джерролда), Пуфф, сэр
Чарлз Сер-фес ("Критик", "Школа злословия" Шеридана).
Лусия Элизабет М. [урожд.-Б а р т о л о ц-ци (Bartolozzi); янв.
1797-8. VIII. 1856]. Известна также как Элиза Вестрис (мадам Вестрис),
по имени своего первого мужа, французского танцовщика А. Вестриса.
Обладала хорошим голосом (контральто) и в течение неск. лет выступала в
Итал. опере в Париже. В 1820 переехала в Лондон, играла на сценах т-ров
"Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Хеймаркет", преим. комедийные роли, в т.
ч. миссис Форд, миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), леди Тизл
("Школа злословия" Шеридана), Люциана, Розалинда ("Как вам это
понравится", "Комедия ошибок" Шекспира). В 1831 возглавила т-р
"Олимпик". М. была первой женщиной-антрепренером и режиссером. Обладая
хорошим вкусом, она боролась с рутиной в области актерской игры и
оформления спектаклей. Стремясь к большей доступности т-ра, снизила цены
на билеты. В 1839 вместе с мужем, Ч. Дж. Мэтью-сом, возглавила т-р
"Ковент-Гарден", где сыграла роли: Оберона ("Сон в летнюю ночь"), Люси
("Опера нищих" Гея), Катерины, леди Анны ("Любовь", "Старые девы"
Ноулса), Грейс ("Лондонская самоуверенность" Бусико), много ролей в муз.
спектаклях. Последнее выступление М. состоялось в 1854.
Лит.: Mathews A., Memoirs of Ch. Mathews. Comedian, v. 1-4, L., 1838;
Life of Ch. J. Mathews, ed. of Ch. Dickens (jr), v. 1-2, L., 1879; С о 1
e m a n J., Players and playwrights I have known, v. 1-2, L., 1888'
Armstrong С. F., A century of great actors. 1750-1850, L., 1912; P l a
n-c h е J. R., Recollections and reflections, L., 1872, new ed., L.,
1901. ф. Я.
МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall - музыкальный зал) -- вид театров,
дающих концертные представления. Возникли в нач. 18 в. в Англии - в
тавернах (вначале назывались saloon-theatre - кабацкий т-р). В 1830-е
гг. создаются небольшие передвижные т-ры, представления к-рых состоят из
отд. номеров, коротких пьесок, пения, танцев, балаганных представлений.
Эти т-ры получили название М.-х. Один из первых М.-х. был организован в
пригородном "Чайном саду" в лондонском предместье Воксхолл. В 1890 в
Лондоне был создан специальный т-р-М.-х. "Альгам-бра", в к-ром выступали
эстрадные и цирковые артисты, большое внимание уделялось эксцентрике,
гротеску, фарсу и др. комедийным приемам. В 1904 организован М.-х.
"Колизей", дававший по четыре представления в день. Успех этих и др.
М.-х. привел к распространению их в нач. 20 в. в др. странах Европы и
Америки. Вначале М.-х. по преимуществу ориентировались на демократич.
зрителя. Посетив в 1903 Лондонский М.-х., В. И. Ленин говорил: "Тут есть
какое-то сатирическое пли скептическое отношение к общепринятому, есть
стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм
обычного. Замысловато, а - интересно" (пит. по кн. : Г о p ь-к и и М..
Собр. соч., т. 17, 1952, с. 16).
Но постепенно европ. и амер. М.-х. становятся типично буржуазными
зрелищами, представления их сводятся к чередованию сценич. трюков,
демонстрации виртуозной техники. В М.-х. все больше проникают грубость,
пошлость и порнография. Обозрения, ставящиеся М.-х., представляют собой
меха-нич. сочетание экстравагантных приемов, пышных зрелищ, в них
участвуют обнаженные танцовщицы - герлс. Крупнейшие М.-х.:
"Метрополитен", "Палладиум" (Лондон), "Радио-сити М.-х." (Нью-Йорк),
"Мулен руж", "Казино де Пари" (Париж).
В СССР первый М.-х. был создан в 1923 в саду "Аквариум". Это был
обычный эстрадный т-р. В 1926 в Москве (в помещении 2-го Гос. цирка) был
открыт М.-х., задуманный его создателями как злободневный, остро
сатирич. т-р, в к-ром были отдельные эстрадные номера, объединенные
общим сюжетом.
Однако первые программы моек. М.-х. подверглись справедливой критике,
несмотря на участие в них лучших эстрадных артистов. Ставящиеся здесь
обозрения - монтаж аттракционов "Чудеса тридцатого века" (1928), "С неба
свалились" Гутмана (1929), "Туда, где льды" Типота и Воскресенского,
"Букет моей бабушки" Смирнова-Сокольского, Пессимиста, Гутмана (1929) и
др.-не отличались лит. достоинствами и повторяли приемы бурж. М.-х.
Большой успех имел спектакль "Артисты варьете" (сценарий Е. Г.
Геркена и Н. О. Волконского, пост. Волконского, худ. М. Левин; в гл.
ролях С. А. Мартинсон и Б. М. Тенин, 1933). Спектакли "Как 14-я дивизия
в рай шла" Д. Бедного (пост. Ф. Н. Каверина, худ. М. М. Сапегин,
композитор Л. М. Пуль-вер, танцы - Э. И. Мэй, 1934) и "Под куполом
цирка" Ильфа, Петрова, Катаева (пост. Ф. Н. Каверина, 1934) -
своеобразные эстрадно-драматич. представления на актуальные темы.
Последующие работы Моск. М.-х. отмечены форма-листич. тенденциями:
"Севильский обольститель" по Тирсо де Молине (1934) и др., что привело к
его закрытию (1935). В Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку и др.
городах также были созданы М.-х., просуществовавшие (из-за отсутствия
репертуара и четких художеств. принципов) недолго.
В 1941 назв. М.-х. получил Моск. эстрадный т-р. В 1960 создан новый
М.-х., ставящий своей целью создание злободневных обозрений,
объединяющих эстрадные, цирковые, драматич. и балетные номера. Здесь
были пост. обозрения: "Когда загораются звезды" (1960), "Москва-Венера,
далее везде..." (1961), "Тик-так, тик-так" (1963) Дыховичного,
Слободского.
В странах нар. демократии также возникают новые формы М.-х.,
спектакли к-рых сочетают яркую зре-лищность и значительность содержания,
демонстрируют разл. формы нац. иск-ва (Фридрихштат-палас театр. ГДР).
Лит.: Academie du cirque et du music-hall. Histoire du music-hall.
P., 1954; Green retreats (Vaux-hall), L., 1955;
Jacques-Charles, Cent ans de music-hall, Geneve - P., 1956. Ю. Д.
МЮЛЕШТЕЙН (Muhlestein), Ханс (р. 15.III. 1887) - швейцарский
писатель, драматург, поэт, историк. Творч деятельность начал в 1906
пьесой "Джорджоне". Автор пьес: "Швейцарцы" (1912, т-р "Каммер-шпиле" -
1917, Цюрих) о борьбе швейц. кантонов за независимость; "Диктатор и
смерть" (1932, Драм. т-р - 1933, Берн), отражающей конфликт между
нарождающейся буржуазией и аристократией в 1-й пол. 17 в. Пьеса
"Безбожники" (1932, Драм. т-р, Базель), посв. проблеме религии и атеизма
в Сов. Союзе, полна туманных мистич. рассуждений. Герой пьесы "Слитки
золота" (1940) пытается помочь беднякам вырваться из нужды. Пьеса
"Курбе, или Колонна зашаталась" (1949) посв. известному франц.
художнику. Большинство пьес М. проникнуто мистикой, пессимизмом, М.
утверждает в них мысль о бесполезности борьбы за лучшее будущее, о
всесилии смерти.
Лит.: Schweizerische Buhnenwerke in deutscher Sprache. Berufstheater,
Zurich, 1955, с. US-119. Г. Е.
МЮЛЛЕР, Владимир Николаевич [р. 23.1(4.11). 1887] - русский советский
искусствовед, педагог, художник театра и кино. В 1915 окончил Уч-ще
технич. рисования (уч-ще Штиглица, Петроград). Работу в т-ре начал в
1918 в Одессе. В 1921-24 был гл. художником т-ра "Массодрам" в Одессе.
Переехав в Москву (в 1934), оформлял спектакли во МХАТе 2-м, Т-ре им.
МГСПС и др. т-pax. Автор книг и статей по вопросам сценич. оформления
спектакля. Ведет педагогич. работу (с 1939 в ГИТИСе). Профессор.
Спектакли: "Власть" Тверского, "Тартюф"; "Волки" Роллана (все в т-ре
"Массодрам"), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Т-р им. МОСПС),
"Нора" (1939, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Так и будет!"
Симонова (1944, там же).
С о ч.: Театрализованная ширма, в сб.: Материалы сценической
экспериментальной лаборатории при МХАТ СССР им. М. Горького, вып. 1,
М.-Л., 1942; Трансформирующиеся мужской и женский театральные костюмы,
М., 1948;
Декорационное оформление спектакля, М., 1956; Театральный художник, в
сб.: Как поставить спектакль, М., 1962.
МЮЛЛЕР (Muller), Герда (1894-1951) - немецкая актриса. Ученица М.
Рейнхардта. В 1917-22 работала в т-ре во Франкфурте-на-Майне, затем в
Гос. т-ре (Берлин) у Л. Йеснера. Сценич. деятельность М. была прервана в
годы фашистского режима, в 1945 она вернулась в Нем. т-р (Берлин). М.
была актрисой широкого диапазона, особенное внимание уделяла речевой
характеристике образа. Играла в пьесах Чехова, А. Стриндберга, Ф.
Ведекинда, Г. Кайзера и др. Лучшими ее ролями были: леди Макбет; Мария
Стюарт; Китти Уоррен ("Профессия г-жл Уоррен" Шоу). В 1949 награждена
Нац. пр. ГДР.
МЮНХЕНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР - немецкий театр. Организован по
инициативе группы архитекторов и художников, существовал только один
сезон (1907-08). Во главе т-ра стоял реж. Г. Фукс. Выступая против
натуралистич. т-ра, руководители Мюнхенского т-ра протестовали против
иллюзионной сцены-коробки. В специально построенном летнем театр. здании
Мюнхенского т-ра (арх. М. Литман) зрительный зал был расположен
амфитеатром, длинная сцена т-ра (10 м), лишенная глубины (4 м),
ограничивалась с боковых сторон башнями; на фоне задней стены,
окрашенной в белый цвет, благодаря спец. системе электрич. освещения
рельефно выделялись силуэты актеров (отсюда назв.-силуэтная, или
рельефная, сцена). Декорации почти отсутствовали, интерьер состоял из
нескольких объемных колонн, или пилястров, и занавесей, скульптурные
мизансцены подчеркивали схематизм изображения. Гл. место в т-ре было
предоставлено художнику, широко использующему эффекты разноцветного
освещения. Т-р вел ожесточ. борьбу с реализмом в театр. иск-ве,
утверждал эстетику декаданса, его художеств. практика свидетельствовала
о кризисе, охватившем нем. т-р в канун 1-й мировой войны.
В репертуаре т-ра были: "Фауст" Гете (1-я часть);
"Двенадцатая ночь"; "Театр чудес" Сервантеса, "Птицы" Аристофана.
Лит.: Фукс Г., Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с
рукописи Л. Гуревич, "Ежегодник императорских театров", 1909, вып. IV;
его же, Революция театра. История Мюнхенского художественного театра,
пер. с нем., СПБ, 1911. И. Н.
МЮС (Musch), Ян (р. 22. XII. 1875) - голланд ский актер. Впервые
выступил на сцене в 1891 в амстердамском т-ре "Салон де варьете". В
1899-1908 работал в Нидерландском сценич. объединении, затем в "Театре"
(под рук. В. Ройярдса) и др. труппах.
Участвовал (совм. с драматургом Г. Хейермансом) в создании Нового
нидерландского сценич. объединения (1912). В 1919 совм. с Л. ван дер
Хорстом организовал труппу "Сцена", где играл до 1933. В 1933-36 был
режиссером и актером т-ра "Маски". В 1936 возглавил собств. труппу "Ян
Мюс". Оставил сцену в 1952.
M. - один из лучших голл. актеров 20 в. Продолжатель реалистич.
традиций Л. Бауместера. Создал разнохарактерные сценич. образы. Выступал
как чтец.
Роли: Люцифер, Уриил ("Люцифер" Вондела), Роббекноль ("Испанский
брабантец" Бредеро), Крелис Лоувен (о. п. Лан-гендейка), Яспер ("Ева
Бонер" Хейерманса),Пук ("Сон в летнюю ночь"), Гарпагон; Натан ("Натан
Мудрый" Лессинга), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Сирано де Бержерак (о. п.
Ростана) и др. Вл. О.
МЮССЕ (Musset), Альфред де (11. XII. 1810, Париж,-2. V. 1857, там же)
-французский писатель, драматург, поэт. Член Франц. академии (с 1852). В
ранней юности испытал влияние прогрессивного романтич. кружка "Сенакль",
руководимого В. Гюго. Первые произв. (сб. "Итальянские и испанские
повести", в который вошла пьеса "Каштаны из огня", 1829) близки поэзии
де-мократич. романтизма своим антибурж. бунтарским пафосом, яркой
живописностью. Испытывая отвращение к буржуазной действительности, поэт
не верил и в утопич. методы преобразования жизни, иронически относился к
оторванному от жизни романтич. идеалу. Первая поставленная на сцене
пьеса М.-"Венецианская ночь" (1830, т-р "Одеон")-не имела успеха, т. к.
в годы революц. подъема изящная ирония М. оказалась чуждой зрителям.
Развенчивая романтич. героя, М. высмеивал не только преувеличенную
риторику, чрезмерные страсти, но и патетику борьбы. В 1832 был издан
сборник "Спектакль в кресле", в к-рый вошли драм. поэма "Чаша и уста" и
пьеса "О чем грезят девушки". В 30-е гг. написаны пьесы, пост.
впоследствии в т-ре "Комеди Франсез",- "Каприз" (1847), "Андреа дель
Сарто", "Не надо биться об заклад" (обе в 1848), "Прихоти Марианны"
(1851), "Любовью не шутят" (1861), "Фантазио" (1866), "Прялка
Барбериньгй (1882), а также "Подсвечник" (1848, "Т-р историк") и др.
В этих пьесах М. сочетается трагическое и комическое, гротеск и
лиризм. В поисках драмы, передающей сложную противоречивость жизни, он
разрушает клас-сицистские каноны, следует причудам поэтич. фантазии,
добивается свободы формы. Он перебрасывает место действия, нарушает
жанровую однотонность пьесы, обнажает условность приемов, вносит в
трагедию иронич. подтекст, пародийность. Обычно М. писал свои пьесы
прозой, строя гибкий, выразительный, драматически напряженный диалог,
раскрывающий мысли и чувства героев. Насыщенные трагич. мироощущением,
пьесы M. - свидетельство духовного недуга поколения, лишенного веры в
будущее. Герои M.- скорбные скептики, разочарованные, исполненные
сомнений, тревоги, иронии, лишенные идеалов, неспособные к активному
действию. Лишь в историч. драме "Лоренцаччо" (1834, т-р "Ренессанс" -
1896, в гл. роли Сара Бернар) М. преодолевает лирич. замкнутость своей
драматургии. Драма определяет роль народа как решающей силы истории.
Глубина философско-политич. обобщений, эпич. масштабность делают
"Лоренцаччо" одной из самых значит, историч. пьес 19 в. Но в этой пьесе,
созданной после крушения революции 1830 и разгрома восстаний 30-х гг.,
проявляется неверие М. в возможность революц. преобразования жизни, что
придает пьесе пессимистич. направленность. В 1836 М. написал ряд статей
("Переписка Дюпюи и Котоне"), в к-рых высказал свои взгляды на
драматургию романтизма.
Последние пьесы M.-развлекательные салонные-комедии, воскрешающие
жанр аристократич. комедий-пословиц 18 в.,-"Нужно, чтобы дверь была
открыта или закрыта" (1845), "Луизон", "Всего не предусмотришь" (1849),
"Кармозина" (1850), "Беттина" (1851), "Осели ручей" (1855), ироничные,
изящные пьесы, содержащие тонкие психологич. зарисовки, но лишенные
глубокого содержания.
"Открытие" М.-драматурга произошло в России: актриса А. М.
Колосова-Каратыгина пост. в свой бенефис комедию-пословицу "Каприз" (под
назв. "Женский ум лучше всяких дум", 1837, Александрийский т-р),
заинтересовав этой пьесой Л. Р. Аллан-Де-прео, к-рая играла в
Михайловском т-ре. Вернувшись в Париж, Аллан-Депрео сыграла роль мадам
де Лери в "Капризе" (1847, "Комеди Франсез") и "ввела в моду"
драматургию М. Пьесы М. вошли в репертуар "Комеди Франсез", их ставили
крупные франц. режиссеры (Ж. Копо, Ш. Дюллен, Г. Бати, Л. Жуве, Ж. Л.
Барро, Ж. Вилар). Роль Лоренцаччо была одной из лучших в репертуаре Ж.
Филипа (1959).
На сов. сцене ставились: "Лоренцаччо" (1923, Одесский т-р), "Любовью
не шутят" (1928, Т-р-сту-дия под рук. Завадского), "Подсвечник" (1943,
Ле-нингр. т-р Комедии).
Соч.: Comedies et proverbes, v. 1-2, P., 1866- 1867; в рус.
пер.-Избр. произведения, т. 1-2,М.,1957;
Театр, М.-Л., 1934.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М." 1963; Федоров А.
В., Драматургия Альфреда де Мюссе, в кн.: А. д е Мюссе, Театр, М.-Л.,
1934, с. 9-28; История франц. литературы, т. 2, М., 1956, с. 306-15; L
а-foscade L., Le theatre d'Alfred de Musset, P., 1901, S u a г e s A.,
Alfred de Musset au theatre. P., 1923. Е. Ф.
МЮФКЕ, Константин Карлович [р. 24. X (6.XI). 1913]-русский советский
актер. Нар. арт. Груз. ССР
(1950). В 1927 окончил театр. техникум в Саратове и в этом же году
начал проф. театр. деятельность. Играл в т-рах Воронежа, Саратова,
Киева, Днепропетровска. С 1934 работает в Тбилисском рус. т-ре им.
Грибоедова. M.- один из первых исполнил роль В. И. Ленина на сцене
(спектакли "Человек с ружьем", 1938, "Кремлевские куранты", 1940,
"Третья патетическая", 1958, Погодина, "В. И. Ленин и М. Горький"
Добжинско-го, 1948, "Грозовой год" Каплера, 1957) и в кино ("Великое
зарево", 1938). M. - характерный актер; его-игра отличается
тщательностью отделки, мастерством; сценич. детали, простотой. Лучшие
роли актер создал в рус. классич. и сов. драматургии.
Роли: Вожеватов ("Бесприданница"), Громов ("Аристократы" Погодина),
Протасов ("Дети солнца"), Лыняев ("Волки и овцы"), Леонид Борисович
("Машенька"), профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), Вайнонен
("Оптимистическая трагедия"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно
простоты"), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Сорин ("Чайка"), Швач
("Разлом"), Стесель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Мадзимура ("На
той стороне" Барянова) и ДР. Г. В., Бал.
МЯЗИНА, Екатерина Петровна (1898-5. VII. 4963) - русская советская
актриса. Народная арт. JPCOCP (1955). В 1922 окончила Воронежскую
театральную студию. Работала в театрах Архангельска, Майкопа, Таганрога,
Но-вочеркасска, Грозного, Ставрополя, Краснодара и др. С 1933-в Театре
им. Горького (Волгоград). Играя роли молодых героинь, щедро наделяла
свои сценические образы яркими красками.
Роли: Катерина ("Гроза"), Глафира ("Волки и овцы"), Юлия Тугина
("Последняя жертва"), Кручинина; Татьяна ("Мещане"), Татьяна ("Враги"),
Надежда ("Варвары"), Анна Каренина, Любовь Яровая; Оксана ("Гибель
эскадры"), Татьяна ("Разлом") и др.
Особой задушевностью, мягкостью актерской манеры отмечены образы рус.
женщин, созданные М. в 50-60-х гг.; она играла Марию Александровну
("Семья" Попова), Кошевую ("Молодая гвардия"), Лагутину ("Мать своих
детей" Афиногенова), Дарью Архиповну ("Стряпуха" Софронова), Бережкову
("Обрыв" по Гончарову). Острый внешний рисунок отличал исполнение М.
роли хозяйки Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки). Е. Ж.
МЯКШПЕВ, Константин Михайлович [р. 29. VII (11. VIII). 1910] -
русский советский артист и режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1955).
Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 4-го и 5-го созывов. Чл. Коммуни-стич.
партии с 1941. В 1933 окончил Азерб. театр. техникум (по классу
режиссуры). В 1930-60 (с перерывом)-актер и режиссер Бакинского рус.
т-ра им. С. Вургуна. С 1960 - в моек. Малом т-ре. M.- актер яркого
темперамента, большого сценич. обаяния, ему особенно удаются роли
героев.
Роли: Жадов; Черкун ("Варвары"), Нил ("Мещане"). Фархад ("Фархад и
Ширин" Вургуна), Фердинанд; Овод (по о. п. Войнич), Дон Гуан ("Каменный
гость"). Директор ("Заря над Каспием" Касумова, Гос. пр. СССР, 1951),
Чацкий, Паратов; Вагиф (о. п. Вургуна), Клаверов ("Тени"
Салтыкова-Щедрина), Арбенин ("Маскарад") - в Бакинском т-ре; Макдуф
("Макбет"); генерал Кондратенко ("Порт-Артур" Степанова и Попова),
Абрезков ("Живой труп"), Серегин ("Перед ужином" Розова) - в Малом т-ре.
Пост. спектакли в Бакинском рус. т-ре: "Сады цветут" Масса и
Куличенко (1940), "Наследники Рабурдена" Золя (1941), "Вы этого не
забудете" Пристли (1945), "Старые друзья" Малюгина (1947), "Мать своих
детей" Афиногенова (1955) и др. Г. К.-К.
МЯЛЬТОН (Malton), Александр Харальдович (р. 17. IX. 1901) - эстонский
советский актер. Засл. арт. Эст. ССР (1951). Сценич. деятельность начал
в 1920 в т-ре "Угала" (Вильянди). Затем работал в т-pax "Эндла" (Пярну),
"Ванемуйне", "Эстония". С 1944 - снова в "Ванемуйне". М.-яркий
характерный актер. Играл разл. роли, синтетичность дарования позволяла
ему выступать в оперетте, опере, балете.
Роли: Вестман ("Домовой" Вильде, 1927), Бубус ("Учитель Буоус" Файко,
1927), Кустас ("Леннбок" Раудсеппа, 1932), Цезарь ("Далекие берега"
Паньоля, 1937), Юрка ("Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре, 1944). В
пьесах Якобсона -д-р Мийлас ("Жизнь в цитадели", 1946),Самуэль Кондор
("Борьба без линии фронта", 1947), Лехтметс ("Ржавчина", 1948), Самуэль
Сунне ("Ангел-хранитель из Небраски", 1953). А также -Макферсон
("Русский вопрос", 1947), Оргон ("Тар-тюф", 1950), д-р Вайк ("Неуловимое
чудо" Вильде, 1952), Ранк ("Кукольный дом" Ибсена, 1953), Луи ("Роберт
Великий" Лийвеса, 1957), пробст Лузик ("Лабиринт блаженства" Парве,
1959).
Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Незабываемый 1919-й" Вс.
Вишневского (Гос. пр. СССР, 1952),. Э. Л.
МЯСИН, Леонид Федорович (псевдоним - Леонид М а с с и н; р. 26. III.
1896) - артист балета и балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. уч-ще
и был принят в труппу Большого т-ра. В 1913 приглашен С. П. Дягилевым в
труппу "Русский балет Сергея Дягилева", где занял положение ведущего
танцовщика и балетмейстера. Первая сольная партия -Иосиф ("Легенда об
Иосифе" Р. Штрауса). M.- характерно-гротесковый танцовщик, его
исполнение отличается мимич. выразительностью. Лучшая партия М.Петрушка
(о. п. Стравинского). М. близки танц. образы, требующие драматического
осмысления.
Партии: Китайский фокусник ("Парад" Соти), Бова-Ко-ролевич ("Русские
сказки" на муз. Лядова), Пульчинелла (о. п. Стравинского, по
Дж.Перголези), Мельник ("Треуголка" де Фальи), Гусар ("Прекрасный Дунай"
на муз. И. Штрауса) и др.
В 1915 М. пост. свой первый балет "Ночное солнце" на муз. оперы
"Снегурочка". В дальнейшем работал балетмейстером в труппах "Балле рюсс
де Монте-Карло", "Балле тиэтр" и др.
Среди пост.: "Бабы" на муз.Скарлатти по Гольдони,(1917), "Чудесная
лавка" на муз. Респиги (1919), "Треуголка" де Фальи (1919), "Весна
священная" Стравинского (1920), "Але-ко" на муз. Чайковского (1942),
"Мамзель Анго" на муз. Ле-кока (1943).
В своих пост. М. добивался раскрытия образа преимущественно
средствами характерного танца. Одним из первых балетмейстеров М. начал
ставить балеты на муз. симфоний, но при этом стремился к сюжетности,
часто построенной на мистич. символике,-.- "Предзнаменования" на муз.
5-й симфонии Чайковского (1933), "Седьмая симфония" на муз. Бетховена
(1938), "Красное и черное" на муз. 1-й симфонии Шостаковича (1939) и др.
М. мастерски владел иск-вом испанского танца. В 1960 сформировал
балетную труппу "Баллетто Эуропео" (в основном из итал. танцовщиков). В
конце 50-х гг. окончил сценич. деятельность. Снимается в кино, ставит
танцы в фильмах.
Лит.: Луначарский А. В., В мире музыки. Статьи и речи..., М., 1958,
с. 251-58; Heskell A., Some studies in ballet, L., 1934; с. 133-40;
Beaumont С., Ballets past and present. Being a third suppi to the
complete book of ballets, L., 1955, с. 110-20. Ham. P.
МЯСНИКОВА, Лидия Владимировна [р. 8(21). IX. 1911] - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1960). В 1939
окончила Ленингр. консерваторию по классупроф. М. И. Бриан; в 1939-41
училась в аспирантуре консерватории, в 1942-44 М. - солистка ВГКО. С
1944 - артистка Новосибирского т-ра оперы и балета. Особенно удаются М.
трагич. образы.
Партии: Азучена ("Трубадур"), Кармен, Любаша; Любовь ("Мазепа"),
Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Амнерис; Эболи
("Дон Карлос" Верди), Дьячиха ("Ее падчерица" Яначека), Гертруда("Банк
Бан" Эркеля), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского) и др.
Лит.: Михаил ов Л., Лидия Мясник ова, "Музыкальная жизнь", 1961, ј 7;
Н есть ев И., Яначек - впервые на советской сцене ("Ее падчерица" в
Новосибирском театре), "Советская музыка", 1958, ј 9. Цв
МЯСНЙЦКИЙ (наст. имя и фам.- Иван Ильич Б а р ы ш е в; 1854-1911) -
русский писатель. С конца 70-х гг. 19 в. помещал юмористич.
стихотворения и рассказы в различных журналах. Автор многочисленных
комедий-фарсов: "Да здравствует свобода!", "Два часа правды", "Двести
тысяч", "Домашний стол", "Дядюшкина квартира". Пьесы М. ставились на
частных сценах в Москве (Т-р Корша и др.) и Петербурге (Литейный т-р,
Павловский т-р и др.). Часть их вошла в его "Драматические сочинения"
(т. 1, 1895).

Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.