Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
AMTMAH, Теодор (1884-1938) - латышский акт„р и режисс„р. Брат А.Ф.
Амтмана-Бриедита. А. способствовал своей деятельностью развитию
прогрессивного латыш. театр. иск-ва, утверждению на нац. сцене реализма.
В 1909-13 работал в Новом рижском т-ре, где пост. "Индулис и Ария"
Райниса (1912), "Голос и эхо" Упита (1911), "Живой труп" (1911), "Юдифь"
Хеббеля (1911) и др. Среди лучших ролей А.: Антынь, Угис ("Золотой
конь", "Индулис и Ария" Райниса), Протасов ("Живой труп"), Уриэль Акоста
(о. п. Гуцкова). В 1911-13 А. был директором Нового рижского т-ра, в
1915-17 руководил латыш. спектаклями в Таллине. После Октябрьской
революции работал в латыш. т-рах СССР, в 1918-19- режисс„р Моск. латыш.
рабочего т-ра (пост. "Враги"),в 1921-22 возглавлял латыш. агиттеатр в
Москве. Работал также в моек. Реалистич. т-ре.
Лит.: Klusais E., Teodors Amtmans, "Darbs", 192.'; ј 2. ff
АМТМАН-БРЙЕДИТ (наст. фам.- Амтманис), Альфред Фрицевич [р. 24. VII
(5. VIII). 1885] -латышский советский режисс„р и акт„р. Нар. артист СССР
(1953). Депутат Верх. Совета Латв. ССР 5-го созыва. Учился у Е. Дубура
на драм. курсах в Риге (1909-12). Сценич. деятельность начал в 1903 в
качестве акт„ра в Новом латыш. т-ре в Риге. В 1905-07 был акт„ром т-ра
"Аполло". С 1908 работал в
Новом Рижском т-ре как режисс„р и акт„р.В 1915-18- в латыш. т-ре в
Петрограде. В 1919 вступил в Рабочий т-р Советской Латвии (ныне
Академич. т-р драмы Латв. ССР), открывшийся (1919) спектаклем
"Воскресение" Паэгле в пост. А.-Б. С 1944
А.-Б.- худ. рук. (с 1949- гл. режисс„р) этого т-ра. А.-Б.- один из
крупнейших мастеров реалистич. акт„рского иск-ва Латвии. Творчество его
отмечено большой выразительностью, стремлением к глубокому раскрытию
драматургич. образов. Роли: Улдис, Индулис ("Вей, ветерок!", 1914,
"Индулис и Ария" Райниса, 1912), Атвасар ("Глина и фарфор" Григу -лиса,
1947, Ст. пр. 1948), Белугин ("Женитьба Белу-гина" Островского, 1929),
Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Кнуров ("Бесприданница", 1948). ,
Режисс„рская деятельность А.-Б. тесно связана с развитием латыш.
театр. иск-ва. Особенно яркое сце-нич. воплощение в пост. А.-Б. получили
пьесы, посв. совр. жизни и прошлому латыш. народа. В этих спектаклях
творчески претворены лучшие нац. традиции латыш. т-ра. А.-Б. осуществил
пост. пьес: "Илья Муромец" (1928), "Иосиф и его братья" (1956) Райниса,
"Сын рыбака" (1949, Ст. пр. 1950) и "J новому берегу" (1954) Лациса,
"Земля зел„ная" Упита (1950, Ст. пр. 1951), "Цеплис" Розита (1953) и др.
Среди пост. рус. и зап.-европ. классики и совр. драматургии: "Женитьба
Белугина" Островского (1929), "Буря" (1927) и "Мера за меру" (1930)
Шекспира, "Фуэнте-Овехуна" ("Овечий источник", 1927); "Последние"
Горького (1946), "Разлом" (1940), "Человек с ружь„м" (1949) и др.
А.-Б.режисс„р большого темперамента, для его творчества характерны
монументальные спектакли, в к-рых созданы эмоционально насыщенные,
психологически правдивые сценич. образы. А.-Б. ставит также и комедийные
спектакли. Ярким колоритом, нар. юмором, музыкальностью отмечен
спектакль "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1955). Вед„т педагогич.
работу (с 1949- профессор театр. ф-та при Гос. консерватории Латв. ССР).
Лит.: Zandersons R., Alfreds Amtmanis-Brieditis, [Riga, 1953];
Kundzins К., Pussimts gadu uz skatuves, "Karogs", 1953, ј 11.
АМУНДСЕН (Amundsen), Сигне (р. 9. VI. 1899) - норвежская артистка
оперы (сопрано). Пению обучалась в Осло, Париже и Милане. Впервые
выступила на оперной сцене в Осло в 1927. Пела в оперных т-рах
Стокгольма, Рима, Неаполя, Турина, Ниццы, Бордо, Антверпена,
Монте-Карло, Парижа ("Опера комик") и др. городов. Обладая ярким
драматизмом, А. создавала запоминающиеся образы не только на оперной
сцене, но и на концертной эстраде. Партии: Аида, Виолетта; Леонора
("Трубадур"), Брунгильда "("Валькирия" Вагнера), Маргарита ("Фауст"),
Елена ("Мефистофель" Бойто), Мими ("Богема") и др. В. Ц. . АМУТБАЕВ,
Сабир Гадельзянович (р. 1908)- татарский советский акт„р и режисс„р.
Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1954). В 1929 окончил театр. техникум в
Казани. В 1929-35- акт„р Т-ра им. Камала (Казань). В 1935 организовал
Мензелинский колх.-совх. т-р, является его бессменным руководителем.
Пост. спектакли: "Галия бану" Файзи (1935), "В вороньем гнезде" Ш.
Камала (1935), "Банкрот" Г. Камала (1935), "Неписанные законы" (1956),
"Корни" (1959) Аминева, "Васса Железнова" (1936), "Коварство и любовь"
(1941), "Женитьба" (1952). X. К.
АМФИТЕАТР [лат. amphitheatrum, от греч. aliKpieatQov (ap,(pL - с
обеих сторон и Oiatgov - зрелище)]-1) древнеримское монументальное
здание для публичных зрелищ: бо„в гладиаторов, травли диких зверей,
массовых театрализованных представлений. Развился из греческого т-ра,
представляя собой как бы соединение двух т-ров, образующих грандиозное
сооружение с эллипсовидной, усыпанной песком ареной посредине. Арену
окружала высокая стена - "подий", на к-рой размещались ряды кресел для
привилегированных зрителей. За подиумом поднимались кверху 1-2 открытых
яруса, завершавшихся крытой кольцевой колоннадой. Крыши у А. не было:
зрителей защищал от солнца составной тент - "веларий", натянутый на
мачты. Места для зрителей, образующие гигантскую, вытянутую по
продольной оси воронку, базировались на системе радиальных стен и на
размещ„нных концентрич. кольцами опорных столбах. Прол„ты между опорными
столбами перекрывались бетонными сводами, образуя кольцевые галереи,
к-рые использовались в качестве фойе и дополнит. переходов. Сообщение
между ярусами осуществлялось при помощи радиальных и кольцевых лестниц.
В подземельях, под ареной, помещались клетки зверей и сценич. машины. В
центр, части арены, очевидно, имелись подъ„мнс-опускные устройства,
служившие для театр. эффектов.
Древнейший известный нам А. в Помпеях был построен в 70 г. до н. э. и
вмещал около 15 тыс. зрителей. Наиболее грандиозным по размерам и
совершенным по архитектуре А. был Колизей, сооруж„нный в Риме в 80 г. н.
э. (сохранилась лишь часть наружной стены и конструкций). Длина Колизея
равнялась 188 м, ширина 156 лс, высота 48,5 м\ длина арены 86 м, ширина
54 м. Предполагается, что он вмещал ок. 50 тыс. зрителей. Сохранились
руины А. в Вероне, Арле, Ниме и др. городах Римской империи.
2) В совр. т-ре А. называют места в зрит. зале, расположенные
поднимающимися уступами за партером. И. Ф.
АМФИТЕАТР В ЛАЗЕЙКАХ (Amfiteatr w Lazienkach) - театральное здание,
выстроенное в 1790 под открытым небом в Лазенковском парке в Варшаве 1
по приказу короля Станислава Августа Понятовского.
Внешний парапет полукруглого каменного амфитеатра украшают статуи
знаменитых драматургов мира. сцена находится на искусственно построенном
острове и отделяется от зрителей каналом, наполненным водой. Постоянные
декорации представляют собой живописные руины. Амфитеатр вмещает св.
1500 зрителей. В 18 в. здесь ставились оперы и балеты, позже - и
драматич. спектакли. В народно-демокра-тич. Польше А. в Л. используется
в летнее время для выступлений раг"л. проф. и нар. коллективов.
Лит.: Tatarkiewicz W., Lazienki warszawskie, Warsz., 1957, s. 80-88;
K o t w i c k i A., Teatr na Wyspie w Lazienkach, "Teatr", 1958, ј 11.
АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ - см. Колизей. АМФИТЕАТРОВ (псевдоним-О Id
Gentleman), Александр Валентинович [14 (26). XII. 1862-l. III. 1938] -
русский писатель-фельетонист, драматург, критик. Окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та (1885). Сотрудничал сначала в либеральных изданиях, затем в
консервативных "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Новом времени" А. С.
Суворина; был редактором националистич. газ. "Русская воля". Написал
пьесы - "Полоцкое разорение" (1897, моек. Малый т-р), "Отравленная
совесть" (1897, петерб. т-р Суворина), "Оруженосец" (1901, петерб.
Александрийский т-р), "Чортуш-ка" (1906, петерб. т-р Красова) и др.
Много выступал как театральный критик. Критич. статьи А. собраны в сб.
"Маски Мельпо-мены" (1911) и "Склон„нные ивы" (1913). После 1920 А.
эмигрировал за границу (жил гл. обр. в Италии), заняв враждебную позицию
по отношению к СССР. Участвовал в ряде реакц. журналов. А. переводил на
рус. яз. пьесы дтал. классиков - Макиавелли ("Мандрагора", 1913),
Гольдони ("Комедии", т. 1-2, П.-M., 1922; здесь же помещена статья А.-
"Карло Гольдони", стр. 7-107).
С о ч.: Пять пьес, СПБ, 1908.
Лит.: В. И. Ленин о культуре и искусстве. Сб., М., 1956.
АМЭНО УДЗУМЭ - персонаж японской мифологии; богиня театра, музыки
и'танца. Древний миф об А. У., исполнившей танец под аккомпанемент
священной флейты и заставившей богиню Солнца Ама-тэрасу-Омиками осветить
мир своими лучами, л„г в основу ряда сюжетов т-ра Кагура ц Но. Н. И.
АНАГНОРИСМОС (ауауусорюр.ос; - узнавание) - в Древней Греции термин,
обозначавший один из при„мов построения трагедии. Употреблялся
Аристотелем (в "Поэтике") и др. античными авторами. См. Узнавание.
АНАКСАНДРЙД rAvagavoOT]g) (1-я пол. 4 ь. до н. э.) - древнегреческий
комедиограф. Жил в Афинах. Писал в жанре средней аттической комедии.
Сохранилось 42 названия и 81 отрывок из 65 написанных А. комедий.
Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
1884.
АНАНД, Мулк Радж (р. 12. XII. 1905, г. Пеша-вар) - индийский
писатель, публицист, общественный деятель. В 1915 окончил Пенджабский
ун-т, затем изучал лит-ру, иск-во и философию в Англии. Доктор
философских наук (1929). Пишет на пенджаби и англ. языках. Лит.
деятельность начал в 30-е гг. 20 в. В 1943 принимал активное участие в
создании Ассоциации народных т-ров Индии. Автор книги "Индийский театр"
(1950), к-рая содержит краткий обзор театр. иск-ва ряда районов Индии.
А.- член Всемирного Совета Мира (1951), лауреат Международной премии
Мира (1953).
Соч.: The Indian theatre, L., [1950]. Св П
АНАНКО, П„тр Иванович (р. 25. XI. 1921) -'со ветский молдавский
драматург. Член КПСС с 1944. Лит. деятельность начал в 1941. Автор пьес
"Зв„зды над земл„й" - о борьбе советских людей за восстановление
разрушенного войной колхозного села (изд. 1946), "Котовский" (1949,
Молд. муз. драм. т р), "Тамбовский рейд" (1958, Молдавско-русский 'i-p,
Бельцы) - о коннице Котовского, боровшейся в 1919с кулаками-антоновцами
на тамбовщине. Д. П.
"АНАР" - балет В. А. Власова и В. Г. Фере, либретто Н. С. Холфина и
К. Эшмамбетова (о любви пастуха Кадыра и девушки Анар), пост. 7 ноября
1940, Киргизский муз. т-р (ныне Киргизский Академический т-р оперы и
балета, Фрунзе). (Анар - Молдобаева, Кадыр - Мамакаев, Багиш -
Австан-дилов. Балетмейстеры Холфин и Козлов, дириж„р Чернов, худ.
Штоффер). Новая ред. в том же т-ре, 1957 (Анар- Бейше-налиева, Кадыр -
Сарбагишев, Багиш - Карас„в. Балетмейстер Холфин, дириж„р Молдобасанов,
худ. Молдахматов).
И з д. - Клавир "А.", Музфонд, М., 1946. Д. JJ.
АНАСТАСЬЕВ, Аркадий Николаевич [р. 1(14). VI. 1914] - рус. советский
театровед и театральный критик. Член КПСС с 1942. В 1939 окончил Ин-т
истории; философии и лит-ры им. Чернышевского (ИФЛИ) в Москве. А.- автор
статей по вопросам сов. драматургии и т-ра, книг "МХАТ в борьбе с
формализмом" (1953), "В китайском театре" (Путевые заметки, 1957).
Соч.: МХАТ в борьбе с формализмом, М., 1953; В китайском театре.
Путевые заметки, М., 1957; Путь советской драматургии, в сб.: Пьесы
советских писателей, т. 1, М., 1953;
Великий советский художник, в кн.: Горчаковы., Режисс„рские уроки К.
С. Станиславского, 2 изд. доп. и перераб., М., 1951, с. 3-18;
Размышления о минувшем сезоне, "Театр", 1954, .ј 10, с. 99-117; Слово и
характер в драме, в сб.: Вопросы советской драматургии, М., 1954, с.
358-403; Театральные заметки, "Театр", 1957, .ј 3, с. 34-46; Перед
поднятием занавеса, там же, 1955, .No 10, с. 20-31; Десять дней в
Греции, там же, 1958, .N" 3, с. 175-188. Я. Лит.
"АНГ" ("Разум") - татарская драматическая труппа. Организована в
сентябре 1919 при Казанском заводе (б. Крестовников а, ныне ЖиркомбиНат
им. Вахитова). В состав "А." вошли артисты труппы "Сайяр". "А." заложила
основы для создания в 1920 первого тат. показательного т-ра,
переименованного в 1922 в Тат. гос. драм. т-р им. Красного Октября (ныне
Т-р им. Камала). В составе "А." были А. Синя-ева, Н. Арапова, Г.
Камская, Р. Кушловская С.Айдаров, Г. Айдарский, Камал 2-й и др. X. Н.
АНГАЖЕМЕНТ (франц. engagement - обязательство, на„м) (устар.) -
приглашение артиста (артистки) или артистического коллектива на
известный срок для участия в спектаклях или концертах на определ„нных
условиях.
АНГАРОВ, Николай Константинович (р. 1914) - русский советский акт„р и
театр. деятель. Нар. арт. Каз. ССР (1956). Член КПСС с 1942. Сценич.
деятельность начал в 1933. С 1949- акт„р Уральского межобластного т-ра
(Каз. ССР). Создал образы Ленина ("На берегу Невы" Трен„ва, "Кремл„вские
куранты", "Человек с ружь„м") и Кирова ("Крепость на Волге" Кремл„ва).
Другие роли: Степанов ("Директор" Ал„шина), Каштанов ("Особняк в
переулке" бр. Тур), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского), Мальволио
("Двенадцатая ночь"), Митрофанушка. С I960-директор и акт„р Рус. т-ра во
Фрунзе. Б. К.
АНГЕЛЕСКУ (Anghelescu), Марчел (р.З.Х!. 1909) - румынский акт„р.
Засл. арт. РНР (1952). Учился в консерватории драм. иск-ва в Кишин„ве. С
1930, по окончании консерватории, выступал в разл. т-рах Румынии, вт. ч.
в бухарестском "Т-ре комедии". В 1944 А. вместе с группой акт„ров
организовал театр. коллектив, силами к-рого была осуществлена постановка
"Безымянной звезды" Себастьяна. В 1944 вступил в труппу Нац. т-ра в
Бухаресте. А. с большим мастерством и обаянием играет комедийные и
драма-тич. роли. Среди лучших ролей: Пристанда, Ипинд-жеску, Йордаке
("Потерянное письмо", "Бурная ночь" и "Во время карнавала" Караджале),
Фили-песку-Вулпе ("Бэлческу" Петреску), шахт„р ("Шахт„ры" Давидоглу),
крестьянин ("Великий день" Ба-нуш). Создал героико-романтич. образ
основателя рум. т-ра Матея Милло (в о. п. Штефанеску). Роли в рус.
классич. и сов. драматургии: Чебутыкин ("Три сестры"), Добчинский
("Ревизор"), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Боцман
("Оптимистическая трагедия") и др. А. вед„т педа-гогич. работу в
Бухарестском театр. ин-те. Снимается в кино. Дважды удостоен Гос. пр.
РНР (1950, 1952). Я. Р.
АНГЕЛОПУЛОС ('АууеКб-яоиос), Иоаннис (1890- 5. XII. 1943) - греческий
артист оперы (баритон). Музыке обучался в школе Л. Лотнер в Афинах и в
школе Д. Борги в Милане. Сценич. дея-тельность начал в 1911 в Афинском
оперном т-ре "Олимпия". Был одним из лучших баритонов греч. оперного
т-ра. Гастролировал в Италии, Турции, Египте, Румынии, России и др.
странах. Партии:
Архонт, Кирякос ("Протомасторас", "Кольцо матери" Каломириса),
Риголетто, Жермон; лорд Эштон ("Лю-чия ди Ламмермур" Доницетти),
Валентин ("Фауст"), Фигаро ("Севильский цирюльник") и др. Д. С.
АНГЕР (Ahnger), Александра (15. V. 1859-9. XI 1940) - финская
артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог. Пению обучалась в
Гельсингфорсском муз. ин-те, Дрездене и Париже (у Д. Арто). Периодич.
выступала на сценах фин. оперных т-ров; пела в концертах. Партии: Лиза
("Сомнамбула" Беллини), Кармен;
Мария, Брангена ("Летучий голландец", "Тристан и Изольда" Вагнера) и
др. В 1907-27 А.- профессор Хельсинкской консерватории; среди е„
учеников - X. Гранфелып и др. С. Л.
АН ГИ OK (p. 28.VI. 1896) - корейский композитор и
музыкант-исполнитель. Засл. арт. КНДР (1952). Игре на нар. муз.
инструменте каягыме обучался с 1915 под руководством известного
корейского музыканта Ким Чан Чо. После освобождения страны (1945) А. Г.
О. вед„т активную композиторскую, испол' нительскую и педагогич.
деятельность. С 1952 сотрудничал в качестве композитора в Корейском нац.
художеств. т-ре. Автор ряда муз.-драм. произв. на сюжеты нар. легенд, в
т. ч. "Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Хын Бо" и др. С 1951 препода„т
в Пхеньянской консерватории.
АНГЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древняя форма А. д., связанная с
языческими нар. играми,- диалоги между двумя запевалами (или жен. с ким
и мужским полухориями) в нар. балладах f записи относятся к более
поздним временам). Лит. форму А. д. приобрела после христианизации (7
в.) и возникновения церковной литургич. драмы. Расцвет ср. век. драмы
наступил в 14-15 вв., после того как драматич. представления были
изгнаны из церкви и устройство их перешло в руки городских цехов. В
средние века получили развитие осн. жанры мисте-риальной драмы на сюжеты
из Библии и житий святых. В отличие от Франции, где произошло
обособление жанров мистерии и миракля в Англии между этими двумя
разновидностями различия не было и все пьесы на религ. сюжеты
обозначались обоими терминами. Англ. мистерии создавались циклами,
объединявшими небольшие пьесы на отд. сюжеты из Библии. Сохранилось 4
цикла средневековых городских мистерий:
Йоркский - 48 пьес, Честерский - 25, Таунлий ский - 32 и
Ковентрийский - 42 (Таунлийский цикл назван по фамилии владельцев
сохранившейся руко писи, остальные три - по названию городов, в к-рых
они возникли). Религиозно-нравоучит. тематика сочеталась в отд. пьесах с
реалистич. бытовыми и соци-ально-сатирич. мотивами. Особенно
выразительны бытовые элементы в пьесах Честерского цикла ("Ноев ковчег",
"Жертвоприношение Исаака" ) и во "Второй пастушеской пьесе" Таунлийского
цикла.
В 15 в. возникают новые жанры городской драмы: моралите и интерлюдии.
Моралите, освобождаясь от легендарных библейских сюжетов, сохраняет и
углубляет нравоучит. тематику городской драмы, изображая конфликты, в
к-рых действуют абстрактные персонажи, воплощающие Добродетель, Порок и
т. п. Наиболее значит, образец англ. моралите - пьеса "Каждый человек".
Интерлюдии представляли собой англ. форму средневекового фарса.
Персонажами их были крестьяне и горожане, представленные в повседневной
обстановке. Сюжеты пьес носили характер бытового анекдота. Комизм
интерлюдий сочетался нередко с социальной сатирой на дворянство и на
духовенство. Эти жанры ср.-век. драмы, особенно интерлюдии,
свидетельствовали об освобождении от церковной тематики, в них
преобладали светские мотивы. Однако освобождение от влияния религии и
богословия наступило в А. д. лишь в эпоху Возрождения. С конца 15 в. и
особенно в нач. 16 в. Дж. Растелл, Дж. Хейвуд и др. англ. гуманисты
используют жанры моралите и интерлюдий для пропаганды гуманистич.
идеологии, сатирич. изображения отживающих феод. порядков.
Антикатолической направленностью проникнута пьеса "Король Джон" (ок.
1540) Дж. Бейла сочетавшая при„мы моралите с сюжетом из истории Англии и
положившая основу развития историч. жанра в А. д. эпохи Возрождения.
Переломным моментом в развитии англ. драмы как художеств. формы
явилось обращение (под влиянием итал. гуманистов) к античным образцам и
возникновение т. н. правильной драмы, следующей классич. правилам. С
сер. 16 в. появляются первые "правильные" комедии -"Ральф Ройстер
Дойстер" (ок. 1551) Н. Юдалла и "Иголка кумушки Гертон" (1556) неизв.
автора. Обе комедии, особенно первая, написаны по образцу произв.
Плавта, но со значит, элементами англ. нар. фарса. Затем появляется
первая "правильная" трагедия - "Горбодук" (1561) Т. Нортона и Т.
Сэквилла. Подражая трагедиям Сенеки, авторы создали драму на сюжет из
истории древней Британии, придав ему злободневное политич. звучание,
пьеса утверждала идею централизованной абсолютистской монархии. С этого
времени происходит вытеснение ср.-век. драматич. жанров в А. д. и
утверждение жанров трагедии и комедии. Однако с самого начала в А. д.
допускалось смешение "ужасного" и смешного, что отражено в названии
пьесы Т. Престона "Прежа-лостная трагедия, содержащая много приятного
веселия, о жизни Камбиза, царя персидского" (1569). Несмотря на то, что
поэт Ф. Сидней и др. в своих теоретич. трудах пытались направить А. д.
на путь строгого соблюдения правил тр„х единств, драматурги, следуя
вкусам нар. зрителя, создавали произведения, в к-рых не соблюдались эти
правила. Черпая сюжеты из истории, поэзии и новеллистики, они писали
пьесы с несколькими параллельными сюжетными линиями, вставными
клоунадами и т. п. Большое значение для развития гуманистич. А. д. имело
использование идей и форм итал. драмы эпохи Возрождения. Роль посредника
между А. д. и итал. гуманизмом выполнил Дж. Гаскойн в комедии
"Подмен„нные" (1566) на сюжет Ариосто и трагедии "Иокаста" (1566),
переделанной из одноим. драмы Л. Дольче.
Высшего расцвета А. д. эпохи Возрождения достигает после 1588, в
период укрепления позиций буржуа-аии и нового дворянства, в обстановке
нац. подъ„ма, вызванного борьбой против Испании. В это время в Лондоне
появляется плеяда драматургов, создающих яркие образцы поэтич. драмы,
гуманистич. по своей направленности, намечается дифференциация
гуманистической драмы. Одно из направлений, типичным представителем
к-рого был Дж. Лили ("Энди-мион", 1588, идр.), ориентировалось на
придворную публику, другое - на зрителей нар. т-ров. В русле этого
направления были созданы наиболее яркие образцы драматургич. творчества.
Развитие А. д. эпохи Возрождения прошло несколько этапов. От нападения
англичан на исп. порты (1587) до конца 90-х гг. 16 в. А. д.
характеризовалась оптимистич. устремл„нностью, была проникнута верой в
осуществление гуманистич. идеалов. Отсюда - смелые духовные порывы в
произв. К. Марло ("Тамерлан", 1587, "Фауст", 1589, и др.), романтич.
мотивы и юмор у Р. Грина ("Монах Бэкон и монах Бэнги", "Векфильдский
полевой сторож") и Дж. Пила ("Нянюшкины сказки", ок. 1590),
мелодраматичность у Т. Кида ("Испанская трагедия". ок. 1585), сатира у
Т. Нэша ("Собачий остров", 1597, текст не сохранился). Влияние этой
плеяды сказы' вается на начальном этапе творчества великого англ.
драматурга Шекспира ("Генрих VI", 1590-92, "Ричард III", 1593, "Два
веронца", 1594, и др.).
В этот период утверждаются жанры "кровавой тра гедии", драматич.
хроники, романтич. комедии. Осн. формой литературного языка А. д.
становится белый стих, введ„нный впервые Марло и Кидом и вытеснивший
рифмованный стих, господствовавший в драме средних веков. Произв. этого
периода проникнуты идеями гуманизма, утверждают права человека на
пользование всеми благами жизни (Марло), отрицают феод.-сословные
ограничения, подч„ркивают героизм и достоинство людей из народа (Грин).
В них находят отражение политич. идеи - поддержка абсолютизма как силы,
сдерживающей феодалов, утверждение патриотизма и принципа мира, порядка
в государстве. Центральной этич. проблемой пьес становится вопрос о
пределах прав личности. Если Марло занял крайне индивиду алистич.
позиции, то Грин и Шекспир (в ранний период творчества) выступали за
гармонич. сочетание интересов личности и общества, что получило развитие
в 1590-х гг. и было ярко воплощено в драматургии Шекспира. Оптимизм и
вера в социальную гармонию доминировали в гуманистич. драме с конца 15
в. до последних десятилетий 16 в.
Рост социальных противоречий, углубление конфликтов между абсолютной
монархией,с одной стороны, буржуазией и народом - с другой, растущая
власть золота, товарно-денежных отношений получили отражение в
драматургии первого десятилетия 17 в., к-рое явилось высшим пунктом в
развитии А. д. эпохи Возрождения. Если последнее десятилетие 16 в.
характеризовалось преобладанием романтики, то начало 17 в. стало
временем расцвета реализма. К этому 2-му этапу относятся трагедии
Шекспира ("Гамлет", 1601, "Отелло", 1604, "Король Лир", 1605, "Макбет",
1606, и др.), Дж. Чапмена, Дж. Уэбстера, С. Т„рнера и острые
социально-обличит. комедии Б. Джонсона ("Вольпоне", 1606,
"Варфоломеевская ярмарка", 1614). В нач. 17 в. происходит резкое
разделение драмы по сословным и классовым признакам. Появляется бурж.
драма Т. Хейвуда, Т. Деккера, Дж. Марстона, придворно-аристократич.
тенденции выражают в сво„м творчестве Ф. Вомонт и Дж. Флетчер. Им обязан
своим развитием жанр трагикомедии или романтич. драмы, к к-рому
относятся и поздние пьесы Шекспира.
После завершения творческой деятельности Шекспира'(1613) начинается
упадок А. д. эпохи Возрож' дения. Причиной этого была аристократизация
т-ра, его углубляющийся разрыв с нар. зрителем. Идейная глубина,
жизненная правдивость, романтика благо родных чувств, здоровая
жизнерадостность уступают место поверхностному мелодраматизму, внешнему
комизму, погоне за сенсационностью сюжетов. Дра. матургия Ф.
Мессинджера, Т. Мидлтона, Дж. Ш„рли Дж. Форда и др. писателей 1620-30-х
гг., несмотря на появление отд. крупных произв., отмечена чертами
деградации. Закрытие т-ров по указу пуританского парламента (1642)
положило конец этому этапу развития А. д.
Т-ры открылись вновь после реставрации монархии в Англии (1660).
Аристократич.-придворный характер т-ра этого периода обусловил
идеологич. направленность новой драматургии, поворот к поэтике
классицизма с е„ принципами тр„х единств и др. Крупнейший представитель
драматургии серь„зного жанра Дж. Драйден пытался найти компромисс между
традициями трагедии эпохи Возрождения и трагедиями классицизма, создав
промежуточный жанр "героической пьесы" "Завоевание Гранады", 1669-70, и
др.) но вскоре и он примкнул к классицистскому направлению ("Вс„ для
любви", 1678), представителями к-рого были также Т. Отуэй и Н. Ли. В
комедии Драйдена, У. Конгрива, У. Уичерли, Дж. Ван-бру и Дж. Фаркера
изображались нравы циничной аристократии, среды без моральной оценки
поступков героев. Пьесы эти не были лишены черт реализма, хотя и
ограниченного сюжетными штампами, подчинением условностям поэтики
классицизма.
После гос. переворота 1688-89, когда буржуазия, по выражению
Энгельса, стала "признанной частью господствующих классов Англии" (К.
Маркс и Ф. Э н г е л ь с, Избр. соч., т. II, М., 1955, с. 96), е„
идеологи начали борьбу против аристократич. драмы, в результате чего
возникла бурж. просветительская драматургия, ставившая целью обществ, и
нравственное воспитание зрителя. Отсюда - подч„ркнутая нравоучительность
и дидактизм просветительской драмы, сохранявшиеся на протяжении почти
всего 18 в. 1-й этап развития просветит, драмы характеризовался
введением нового содержания, новой морали в уже существовавшую
драматургич. форму. В духе просветит, классицизма, утвердившегося в
трагедии и комедии, развивалось творчество Дж. Аддисона, Р. Стила, С.
Джонсона. Но скоро определилось несоответствие между высоким стилем
классицизма и обыденным буржуазным бытом, к-рый показывался в пьесах. В
этот период Дж. Лилло выступил с новаторской реалистич. теорией
"буржуазной трагедии", или "мещанской драмы", программу к-рой он
осуществил в своей пьесе "Лондонский купец" (1731). Лилло идеализировал
бурж. среду и бурж. отношения, выставляя их как высшую норму
нравственности. В силу этой ограниченности бурж. реалистич. драме 18 в.
остались недоступными широта и глубина в изображении противоречий совр.
общества, к-рые в ту эпоху были достигнуты в области романа (Дефо,
Свифт, Филдинг, Смоллетт). Более плодотворным было развитие политич. и
социально-обличит. комедии, начало к-рой положила балладная опера Дж.
Гея ("Опера нищих", 1728) и комедии Г. Филдинга. Смелое обличение в
драматургии хищничества, продажности, взяточничества министров, членов
парламента заставило правительство издать в 1737 закон о театр. цензуре,
положивший конец политич. сатире в А. д. того периода.
Просветители-реалисты сосредоточили сво„ внимание на развитии жанра
комедии нравов, углубив е„ социальную направленность. Высшего расцвета
просветительская обличит, комедия нравов достигла в творчестве Р.
Шеридана. Он подверг уничтожающей критике дворянское общество, заклеймив
его пороки в сво„м комедийном шедевре "Школа злословия" (1777). Вес„лые,
жизнерадостные комедии нравов создавал и О. Голдсмит ("Добрячок", 1768;
"Ночь ошибок", 1773). Они противостояли мещанским комедиям и мелодрамам
("Игрок" Э. Мура, 1753). Конец 18 в. отмечен появлением нового жанра -
трагедии "кошмаров и ужасов", родственной пред романтическому жанру
готического романа. Создатель жанра X. Уолпол имел многочисл.
подражателей, культивировавших этот вид пьес и в нач. 19 в.
Предромантич. драма последних десятилетий 18 в. отражала идеологич.
реакцию, возникшую в результате противоречий бурж. прогресса
(пауперизация крестьянства, гибель остатков патриархального быта и
культуры). Промышленный переворот в Англии и бурж. революция конца 18 в.
во Франции вызвали усиление реакции среди правящих кругов Англии.
Ответом на эти события явилось романтич. движение в лит-ре и иск-ве.
Отвергая просветительские иллюзии, романтики отрицали реализм 18 в. и
вели против него решительную борьбу. В драматургии они отрицали бытовую
тематику, повседневную действительность, предпочитая им необычные
конфликты незаурядных героев. Романтич. драма отражала протест широких
демо-кратич. слоев англ. общества против бурж. хищничества, подавления
личности и нар. масс политич. деспотизмом. Особенно значительны были
социально-политич. мотивы в ранней пьесе Р. Саути "Уот Тай-лер" (1792,
изд. 1816) и в написанной им совм. с С. Колриджем трагедии "Падение
Робеспьера" (1795). В дальнейшем эти романтики, как и связанный с ними
У. Вордсворт, переходят в лагерь политич. реакции и образуют крыло
консервативного романтизма, проповедуя возврат к патриархальным нравам,
выступают за укрепление церкви и др. Лучшие традиции просветительства и
политич. радикализма нашли сво„ продолжение в драматургии революц.
романтиков. Из них наибольшей популярностью пользовался Дж. Г. Байрон,
мрачные и гордые герои к-рого ("Манф-ред", 1817, "Каин", 1821) бросали
смелый вызов бурж.-аристократич. об-ву с его лживой религией и пошлой
моралью. Антидеспотич. мотивами проникнуты "итальянские трагедии"
Байрона - "Марино Фальеро" (1820) и "Двое Фоскари" (1821). П. Б. Шелли в
лирич. драме "Освобожд„нный Прометей" (1818) использовал популярный
греч. миф для утверждения необходимости замены существующего соц. строя
обществом, основанным на всеобщем равенстве. Его трагедия "Ченчи" (1819)
выдвигала идею необходимости ответить на деспотизм активной борьбой
вплоть до применения насилия.
Драматургия поэтов-романтиков не вошла в репертуар т-ров, где
преобладали мещанские сл„зные комедии, мелодрамы, пошлые фарсы и пустые
пантомимы. Не утвердилась на сцене и драматургия поэтов сер. 19 в. А.
Теннисона и Р. Браунинга замыкавшаяся в кругу нравственно-психологич.
тематики даже при разработке историко-политич. сюжетов - "Королева
Мария" Теннисона (1876), "Страффорд" Браунинга (1837). Большое
распространение получили развлекательные пьесы Ч. Дибдина, Дж. Р. Планше
и Ф. Рейнолдса.
Утверждение критич. реализма в англ. лит-ре, появление
социально-критич. романов Ч. Диккенса и У. Теккерея, обличавших пороки
бурж. общества, не получило отражения в А. д., в репертуаре т-ров
господствовали произв. эпигонов романтизма - Ш. Ноулса, С. Филлипса и
др. В сер. 19 в. выделяется Э. Булеер-Лиштон ("Лионская красавица",
1838, "Деньги", 1840), драматургия к-рого, романтич. по сюжетам, темам и
характерам, содержала отдельные элементы реализма (комедия "Деньги",
1840). Утверждению реализма в А. д. препятствовали правительственная
цензура и ханжество буржуазии, закрывавшие доступ жизненной правде на
сцену. Лишь отдельные нам„ки на современность встречались в произв. Д.
Бусико, Т. Тейлора и Т. У. Робертсона, занявших ведущее место в
репертуаре 2-й пол. 19 в. Но эти драматурги ограничивались
семейно-бытовой тематикой, узким кругом этич. проблем, не касаясь острых
социальных вопросов. Наибольшее значение для дальнейшего развития А. д.
имели пьесы Робертсона, среди к-рых бытовые драмы "Общество" (1865),
"Каста" (1867) и др. изображали суровые факты действительности. С
позиций умеренного бурж. филантропизма Робертсон критиковал
аристократич. чванство и мещанское ханжество.
В эпоху империализма, в связи с обострением социальных противоречий и
ростом демократич. оппозиции, в А. д. 1880-90-х гг. возникли новые
тенденции. Драматурги Г. А. Джонс и А. У. Пинеро создали пьесы,
посвящ„нные вопросам семьи и брака, но содержащие элементы критики
господствующих классов. Начав как последователи Робертсона, они отразили
затем в своих пьесах влияние Г. Ибсена и в известной мере подготовили
почву для утверждения критич. реализма в драме 20 в. В этот период О.
Уайльд создал образцы декадентской драмы: "Герцогиня Падуанская" (1891)
и "Саломея" (1894). Гл. вклад Уайльда - возрождение подлинного комизма.
Его комедиям "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая
внимания" (1893), "Идеальный муж" (1895) и "Как важно быть серь„зным"
(1895) присущи блещущий остроумием диалог, острота драматич. ситуаций,
смелость парадоксов, обнажающих паразитизм, безнравственность, пустоту
т. н. светского общества, изящество формы.
Подлинно реалистич. и социально-критич. характер А. д. обрела в
творчестве Б. Шоу, выступившего в 1890-х гг. со своими "неприятными
пьесами" - "Дома вдовца" (1892), "Профессия г-жи Уоррен" (1893, "Сценич.
об-во" - 1902). В своей борьбе за реализм Шоу во многом опирался на
творчество Ибсена, пропагандистом к-рого он был в Англии. Совместная
борьба драматургов и театр. деятелей ("Независимый т-р" Дж. Т. Грейна,
1891-98) привела к победе критич. реализма в А. д. Но драматургия
критич. реализма была неоднородна по характеру и неравноценна по
художеств. достоинствам. Драматургия Б. Шоу, неутомимо боровшегося
против несправедливости бурж. общества, при всей ограниченности его
фабианского социализма, критиковала основы эксплуататорского строя,
вскрывала пороки господствующей социальной системы. Другие драматурги,
стремясь показать в своих пьесах социально-бытовые условия, приближались
к натурализму. Это проявилось в творчестве группы драматургов, начало'
деятельности к-рой было связано с "Гейети тиэтр" (Манчестер). Сент-Джон
Хэнкин ("Помолвка в семье Каселис", 1907;
"Последняя из Де Мулоинсов", 1908), Сент-Джон Эрвин ("Смешанный
брак", 1911; "Джейн Клег", 1913), М. С. Хотон ("Младшее поколение",
1910, и др.), режисс„р X. Гренвилл-Баркер ("Наследство Войси", 1905;
"Опустошение", 1907, и др.) затрагивали проблемы социального
неравенства, женской эмансипации, борьбы против семейного деспотизма,
мещанских условностей. Утверждению критич. реализма в А. д.
способствовал известный романист Дж. Голсуорси, создавший значительные
социальные драмы - "Серебряная коробка" (1909), "Борьба" (1909), "Чернь"
(1914), "М„ртвая хватка" (1920) и др. Мастерское изображение характеров
и ситуаций, взятых из действительности, делает его драмы наглядной
картиной англ. жизни нач. 20 в. Глубокий гуманизм отличает творчество
Голсуорси от драматургии У. С. Моэма, произведения к-рого, обличающие
нравы господствующего класса ("Круг", 1921, и др.), проникнуты неверием
в возможность изменить жизнь. Особняком стоит в А. д. нач. 20 в.
монументальная поэтич. драма романиста и поэта Т. Харди "Династы"
(1904-08), в к-рой он пытался создать философию истории и жизни всего
человечества; эта драма проникнута неверием в буржуазный прогресс.
Поэтич. символизм характерен для драматургии С. Филлипса, Дж. Э.
Флекера, Г. Боттомли, представлявших декадентское крыло А. д. нач. 20 в.
Неоромантич. направление в А. д. представляли поэты-драматурги Дж.
Мейсфилд и Л. Аберкромби.
Несмотря на то, что многие авторы, писавшие в нач. 20 в., продолжали
свою деятельность и после 1-й мировой войны 1914-18, характер А. д.
этого периода определило новое поколение писателей, отразивших глубокий
идеологич. кризис англ. бурж. общества. Пацифистское осуждение войны
звучит в "Конце путешествия" (1928) Р. Шерриффа, либерально-филантропич.
мотивы пронизывают историч. драмы Дж. Дринкуотера ("Авраам Линкольн",
1919, и др.).
Психология так наз. "потерянного поколения" получила отражение в
пьесах Н. Коуарда ("Сенная лихорадка", 1925, "Кавалькада", 1931, и др.).
Романтику бурж. и мещанского быта стремился воплотить в своих пьесах А.
Милн ("Мистер Пим проходит", 1921, и др.). В его пьесах апология
маленького человека не выходит за рамки бурж. филантропизма. Большое
значение в А. д. периода между 1-й и 2-й мировыми войнами имело
творчество Дж. Б. Пристли. Представитель радикально настроенной
мелкобурж. интеллигенции, Пристли отразил в своих пьесах противоречивые
тенденции. Социальная и этич. критика бурж. общества ("Опасный поворот",
1932, "Время и семья Конвэй", 1937, "Они пришли в город", 1943,
"Семейство Линден", 1947, и др.) совмещается в его творчестве с
декадентскими и мистич. мотивами ("Музыка ночью", 1938, "Джонсон над
Иорданью", 1939). Острая соц. проблематика отличает пьесу поэта С.
Спендера "Суд над судь„й" (1938). Сложная символика характерна для
драматургии Дж. Брайди, использовавшего в своих совр. по теме пьесах
библейские ("Иона и кит", 1932, "Сусанна и старцы", 1937, и др.) и
средневековые сюжеты ("Ланселот", 1945). Психологич. драмы и бытовые
комедии писал Т. Реттиген, не затрагивавший серь„зных социальных
вопросов. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в А. д. возникло
движение за возрождение поэтич. драмы. Это движение возглавил
представитель реакционного модернизма Т. С. Элиот, драматургия к-рого
проникнута политич. охранительными и рели-гиозно-мистич. идеями
("Убийство в соборе", 1935, "Семья в сборе", 1939, "Вечеринка с
коктейлем", 1949). Мелкобуржуазный радикализм и заигрывание с марксизмом
характеризуют поэтич. драмы У. Оде-на ("Пляска смерти", 1933, "Собака
под шкурой", 1935. и др.).
Борьба между реалистич. тенденциями и разл. разновидностями декаданса
наблюдается в совр. А. д. не только между различными писателями, но и в
творчестве одного и того же драматурга. Реакционная буржуазия всячески
поддерживает различные произв. декадентской драматургии. Театр.
предприниматели не допускают на сцену прогрессивные, демократич. по
своей направленности пьесы. Нек-рое возрождение реалистич. совр. драмы
связано с появлением пьес о "рассерженных молодых людях", выражающих
недовольство совр. англ. молод„жи бесперспективностью своего
существования, доказывающих иллюзорность и ложность идеалов бурж.
общества- Однако это недовольство носит преимущественно характер
индивиду алистич. бунтарства. Отсутствие прогрессивных положительных
идеалов лишает драматургию почвы для плодотворного развития. В
творчестве главного представителя этого направления Дж. Осборна
("Оглянись во гневе", 1956) и др. драматургов не нашла отражения большая
социальная проблематика. Линию поэтич. драмы продолжает К. Фрай. Жанр
сатирич. комедии культивирует П. Устинов, психологич. драмы созда„т Г.
Грин. Эти драматурги затрагивают в своих пьесах злободневную
проблематику, оставаясь в рамках развлекательной драмы.
В 40-50-х гг. в Англии начала зарождаться прогрессивная демократич.
драматургия, представителями к-рой являются Ю. Маккол ("Уран 236",
"Поезд должен остановиться") и др. драматурги, группирующиеся вокруг
т-ров "У нити" и "Уоркшоп". Их произведения посвящены острым социальным
проблемам и борьбе за мир.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С.С.
Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57; История английской литературы [под
ред. И. И. Анисимова и др.], т. 1-3, М.-Л., 1943-1958;Nicoll A., British
drama, 4 ed., L., [1955];
Chambers E. K., The English folk-play, Oxf., 1933;
Symonds J. A." Shakespeare's predecessors in the English
drama, new ed., L., 1900; Boas F. S., An introduction to Tudor drama,
0х1., 1933; S с h e l l i n ? F. E., Elizabethan drama. 1558-1642, v.
1-2, N. Y., 1959; E l l i s -F e r m о г D. M., The Jacobean drama, L.,
[1936]: Boas F. S., An introduction to Stuart drama, L., 1946;
NettletonGr. H., E;iu;lish drama of the Restoration and eighteenth
centiiry(1642- 1/8U), N. Y., 1923; N i с о 1 1 A., A history of English
drama, UOC-lUOu, v. 1-6, Cambr., 1952-59; Reynolds E., Moijcrn English
drama, L., 1949; S p e a i g h t R., Drama since 1939, L., [1947]. A. A.
"АНГЛИЙСКИЕ КОМЕДИАНТЫ" - название английских трупп, состоявших из
профессиональных акт„ров, странствовавших в 1-й пол. 17 в. по Германии.
Первые сведения об "А. к." относятся к 1591. Первоначально "А. к."
играли на англ. яз., за исключением комич. персонажа - "дурацкой
персоны", шутки к-рого, для того чтобы они были понятны зрителям,
произносились на нем. яз. Позднее в труппы "А. к." влилась местная
молод„жь, и вскоре образовались коллективы, состоявшие из нем. акт„ров.
В их репертуар входили пьесы, известные под названием "главные и
государственные действа". "А. к." ставили также пьесы Шекспира, его
предшественников и современников, но эти пьесы были упрощены, огрублены
в угоду вкусам зрителей, уснащены "кровавыми" эффектами, балаганной
клоунадой. Вместе с тем в них были сильны и элементы морализирования.
Представления "А. к.", яркие, действенные, способные растрогать и
рассмешить зрителей, по своему воздействию были сходны с мелодрамой 19
в.
Лит.: Gr e n „ e R., Lehr- und Wanderjahre des deutschen Schauspiels,
B., 1882.
Обратно в раздел культурология
|
|