Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
"КУЭВА" (La Cueva, исп., букв. - пещера )- кубинский театр. Осн. в
1936 в Гаване. Назывался также Художеств, т-р Гаваны. Начал свою
деятельность в здании т-ра "Принсипаль де ла комедия" пост. пьесы "Эта
неожиданная ночь" по Пиранделло. Один из основателей "К." - театр.
деятель Л. А. Баральт. Для пост. этого т-ра характерна монументальность,
мастерство разработки массовых сцен. Т-р пост. спектакли "Жизнь есть
сон" Ленормана, "Миссия глупца" Хаусманна, "Прелюбодейка" Марти, "Луна
.на болоте" Баральта и др. В деятельности "К." принимали участие X.
Маньяч, Ф. Ичасо, Л. де Сото, Р. Суарес Солис и др. Т-р пропагандировал
национальную драматургию, организовывал чтения неизданных пьес, конкурсы
на лучший спектакль года. л Х
КУЮКОВА, Даркуль (р. 15. V. 1919) -киргизская сов. актриса. Нар. арт.
Кирг. ССР (1958). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Сценич. деятельность
начала в 1936 в Кирг. ТЮЗе (г. Фрунзе). Исполнение ролей ослепленной
ханом Акчаим ("Сарынжи" Эшмам-бетова) и матери героя Буруя ("Кокуль"
Сарбагишева) отличалось романтич. приподнятостью, трагедийностью. С 1941
К. - актриса Кирг. драм. т-ра. Героини К. обладают сильным, мужеств.
характером. Она играла девушку-охотника Айганыш ("Курманбек"
Джан-тошева), девушку-витязя Джаныл (о. п. Маликова и Куттубаева). Др.
роли: Меланья ("Егор Булычев и другие"), Кабаниха ("Гроза"), Эмилия
("Отел-ло"), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Майсалбюбю
("Узкое ущелье" Абдумомунова), Гонерилья ("Король Лир"). Я. Л., Д. Бр.
КШЕНЕК (Krenek), Эрнст (р. 23. Vlil. 1900) --австрийский композитор,
музыкальный писатель. Один из гл. представителей модернизма в музыке.
Учился в Венской муз. академии и Берлинской высшей муз. школе. Работал в
Касселе (в 1925-27 был ассистентом режиссера и музыковеда П. Беккера). В
1928-38 жил в Вене, в 1938 эмигрировал в США. Автор опер: "Прыжок через
тень" (1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленингр. Малый оперный т-р),
"Джонни наигрывает" (1927, Лейпциг; 1928, Ленингр. Малый оперный т-р;
1929, Моск. муз. т-р им. Немиро-вича-Данченко), "Жизнь Ореста" (1931,
Лейпциг), "Карл V" (1938, Прага), "Плачет Афина Паллада"(1955, Гамбург)
и др.; оперетт: "Центр тяжести, или Честь нации" (1928, Кассель) и др.;
балетов: "Маммона" (соч. 1925) и др.; музыки к спектаклям и многочисл.
соч. в др. жанрах. В ряде своих произв. К. выступает с острым
разоблачением мещанства, но его творчество лишено стилистич. и идейного
единства; оно испытывает воздействие разл. направлений в музыке 20 в.,
вт. ч. и самых крайних (додекафония, линеаризм). К. принадлежит ряд
муз.-теоретич" работ и статей.
Соч.: Selbstdarstellung, Z., 1948.
Лит.: Эрнст Кшенек и его опера "Прыжок черев тень". (Сб. статей), Л..
1927;' Эрнст Кшенек и его опера "Джонни наигрывает" (Сб. статей), Л.,
1929; Saathen F., Ernst Krenek, Munch., 1959,
КШЕСИНСКАЯ, Матильда (Мария) Феликсовна [р. 19(31). Vlil. 1872] -
русская артистка балета, педагог. Дочь танцовщика Ф. И. Кшесинского.
Окончила ПетерС, театр. уч-ще в 1890 (ученица Э. Чекетти и X. ИЬгнсо) и
в том же году была принята в труп- ф пу Мариияского театра. Яркий
темперамент и мимич. выразительность, виртуозная техника и артистичность
утвердили К. как одну из ведущих танцовщиц труппы. В 1895 получила
звание "прима-балерина". Пользуясь покровительством членов царской
семьи, К. оказывала влияние на репертуар т-ра, монопольно исполняла мн.
ведущие партии, добивалась увольнения нежелательных для нее сотрудников
и др. В 1904 вышла из состава труппы и выступала редко (2-3 раза в
течение сезона).
Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Эсмеральда,
Жизель,0дет-та-Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Царь-Девица
("Конек-Горбунок" Пуни), Китри ("Дон Кихот") и др.
Участвовала в постановках балетм. М. М. Фокина- "Эвника" Щербачева,
"Шопениана"; "Эрос" на муз. Чайковского и др. В 1909 гастролировала в
Париже ("Гранд-Опера"), в 1911-12 в составе антрепризы С. П. Дягилева -
в Лондоне и др. городах. В 1920 эмигрировала во Францию. С 1929
занималась педагогической деятельностью в своей студии в Париже.
Последнее выступление К. состоялось в 1936, В 1960 издала свою
автобиографию.
Соч.: Souvenirs de la Kschessinska, P., [i960] Лит.: Борисоглебский
М. В. [сост ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, Т е
л я-ковский В. А., Воспоминания, Л., 1924; К а г s a-vin а Т., Ballets
russes, P., 1931; Beaumont С. W.,
Complete book of ballets, L., 1949; В е n o i s A., Reminis' cences
of the Russian ballet, L., [1941]; H u rok S., The world of ballet, L.,
1955. JJ д
КШЕСИНСКИЙ (наст. фам.-Кржесинский-Нечуй) Феликс Иванович (Янович)
[5(17). XI. 1823-3(16).VI. 1905)- русский артист балета и балетмейстер.
Сын польского актера. В 1831-38 учился у М. Пиона в Варшавской балетной
школе. Выступал в Варшаве сначала как классич., затем характерный
танцовщик. В 1853 дебютировал на сцене Александрийского т-ра. В
1853-1905-артист петерб. балетной труппы. В 1858 пост. комич. балет
"Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуни (по берлинскому спектаклю
балетм. Ф. Ore), в 1864 дивертисмент "Лезгинские танцы" Стефани. К. был
известен как исполнитель народно-характерных, прежде всего польских,
танцев ("первый в России мазурист"). Особый успех имел в "польском акте"
в опере "Иван Сусанин". Исполнял пантомимные партии: Клод Фролло и Хан
("Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Пуни), черногорец Радивой ("Роксана"
Минкуса), Царь нубийский ("Дочь фараона" Пуни) и др.
Дети К. - Юлия, Матильда (см. Кшесинская) и Иосиф Кшесинские-были
танцовщиками Мариинско-го т-ра в Петербурге.
Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; Словарь
сценических деятелей, изд. журн. "Театр и искусство", П., 1903, вып. 12.
с. 5-6; Светлов В., Терпсихора. Статьи..., СПБ, 1906; Борисоглебский М.
В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39;
Kschessinska [M.], Dancing in Petersburg, L., 1960 (P., 1960). В. К р.
КЫДЫКЕЕВА, Бакен (р. 1920) - киргизская сов. актриса. Нар. арт. Кирг.
ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1936 в Кирг. ТЮЗе (Фрунзе),
где играла роли героинь: Лауренсия ("Овечий источника),
Бермет ("Сарынжи" Эшмамбетова), Кулайим ("Ко-куль" Сарбагишева). В
1941-44 работала в Пржевальском и Нарынском обл. т-рах. С 1944 -актриса
Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Игра К. отличается глубокой эмоциональностью,
яркостью выражения драма-тич. и лирич. переживаний. Роли: Айша ("Курман"
Абдумомунова), Си-Эр ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни), Джесси
("Русский вопрос"), Дездемона, Лариса; Катерина ("Гроза"), Фань-И
("Тайфун" Цао Юя), Айганыш ("Курманбек" Джантошева). К. владеет
мастерством перевоплощения, успешно играет характерные роли, используя в
целях сатирич. обличения острый сценич. рисунок, порой гротесковые
приемы:
Мария Антоновна ("Ревизор"), Варвара ("Егор Булы-чов и другие"),
колдунья Мастан ("Болот и Тынар" Кобегенова), Майсалбюбю ("Узкое ущелье"
Абдумомунова). С 1955 снимается в кино ("Салтанат" и др.).
Лит.: Кумушалиев К., Бакен Кыдыкеева, Фрунзе, 1958. H. Л.
"КЫЗ-ЖИБЕК" - музыкальная драма E. Г. Брусиловско-го, либр. Г.
Мусрепова по одноим. казах, нар. поэме. Первая казах, муз. драма. Пост.
7 нояб. 1934, Казах, гос. муз. т-р, Алма-Ата (дирижер Кузьмин, реж.
Байсеитов, худ. Ненашев;
Кыз-Жибек - Байсеитова, Тулеген - Байсеитов, Беке-жан - Джандарбеков,
Шеге - Ержанов, Камка - Тур-дукулова, Карлыгаш - Ержанова). 17 мая 1936
опера была показана на декаде казах, иск-ва в Москве (дирижер Жу-банов,
состав исполнителей в осн. тот же). Во 2-й ред. пост. в 1945 в Т-ре
оперы и балета им. Абая. Пост. в др. городах Сов. Союза: Фрунзе (1943,
1948), Ташкент (1950) и ДР. Я. Гр.
КЫЗЫКЧЙ (или масхарабозы) - актеры узбекского народного театра.
Упоминания о К. встречаются в лит. памятниках ср. веков, особенное
развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20 вв. Представления К. носили
преим. комедийно-сатирич. характер, они высмеивали представителей
правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р К.
имел широкое распространение во всех областях Туркестана. В дореволюц.
время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние
реакп. кругов. Однако и нар. К. часто приглашались ко дворам ханов.
Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также нар. и придворные
женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось путем длительного обучения
(до 10-12 лет) у опытного исполнителя (уста). В 19-нач. 20 вв. К.
объединялись в особые корпорации, имевшие выборного руководителя
(корпормон), свой устав (рисоля) и даже тайный язык. К. должен был
изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев общества.
Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась умелым и
точным отбором характерных черт, созданием типичных образов ишанов,
чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных драматургич. произв., К.
строили свои представления на импровизации, на основе заранее
обусловленного сюжетного каркаса-сценария, сохранявшегося в устной
передаче. Иск-ву К. были присущи синтетичность (сочетание диалога,
песен, цирковых номеров), буффонада, яркость, комедийность, условность
(человек изображал дерево, забор и т. д.). К. широко пользовались
преувеличениями, карикатурой (буффонные гримы, костюмы, предметы
бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы
гражд. войны сатирич. острое мастерство К. широко использовал поэт и
драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов. время
К. сохраняли в своем репертуаре спектакли прошлых лет, обличающие б.
угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие новую
жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц и т. д. Т-р К. выдвинул много
выдающихся актеров-комиков, в числе к-рых - нар. арт. Узб. ССР Ю.
Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние на развитие узб.
сов. т-ра (приемы воплощения сатирич. образов, мастерство языковых
характеристик и т. д.).
Лит.: Троицкая А. Л." Из истории народного театра и цирка в
Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м а н о в М-,
Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный
театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р
КЫЗЫКЧИЛЙК - название пьески фарсового характера в узбекском народном
т-ре кызыкчи. К. обычно имеют остро сатирич. или юмористич. содержание.
Народные актеры разделяли свой репертуар на две группы: танкид (критика,
пародия) и таклид или мукаллид (подражание). Первая группа содержит
более древние фарсы, осмеивающие традиционный ритуал, сопровождавший
обряды (свадьбы и др.), бытовые пороки (азартные игры, пьянство,
разврат), а также фарсы из быта ремесленников. В основе фарсов второй
группы - конкретное происшествие, в них осмеиваются духовенство, баи,
чиновники.
Содержание К. чрезвычайно разнообразно, они отображали почти все
стороны дореволюц. узб. быта. В сов. время сатира К. направлена на
осмеяние пережитков прошлого, в них высмеиваются лодыри, увиливающие от
работы в колхозе, спекулянты, пьяницы, хулиганы и пр.
Лит. см. при ст. Кызыкчи. А. Р.
КЫРВЕР, Борис Вольдемарович (р. 30. III. 1917) - эстонский советский
композитор. Засл. деят. иск-в ЭССР (1955). В 1950 окончил консерваторию
в Таллине по кл. композиции проф. X. Эллера. Автор оперетт "По следам
Гермеса" (совм. с Л. Нор-метом, 1946), "Только мечта" (1955), "Лесной
цветок" (1959) (Т-р оперы и балета "Эстония") и ряда соч. в др. жанрах.
Гос. пр. СССР (1948). X. Кыр.
КЬЕР (Kjer), Бодиль (р. 2. IX. 1917) -- датская актриса. В 1937
окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и была принята в
труппу этого т-ра. Дарование К., характеризующееся глубоким драматизмом
и тонкостью психологич. анализа, наиболее полно проявляется в пьесах
совр. драматургов.
Роли: Эстер, Жена, Тордис ("Анна Софи Хедвиг", "Дни на облаке",
"Голубая пекин-ка" Абелля, Эстер) ("Лишняя женщина" Сеннербю),
Эври-дика, Жанна д'Арк ("Эвриди-ка", "Жаворонок" Ануя) и др. Лит.:
Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, [Kbh., 1958]. Вл. М.
КЬЕР (Kjaer), Нильс (11.XI. 1870-9. II. 1924)- норвежский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Творчество К., проникнутое
скептицизмом, неверием в возможность обществ, прогресса. характерно для
настроений норв. либеральной интеллигенции конца 19 -нач. 20 вв. Пьесы
"Судный день" (1902, Нац. т-р) и "Дерево может надеяться" (1917, там
же), раскрывающие ханжескую сущность официальной бурж. морали,
проникнуты цинизмом. Лучшее драм. произв. К. - политич. сатира
"Счастливый выбор" (1913, Нац. т-р), зло и метко высмеивающая
беспринципность бурж. парламентариев. Пьесы К. отличаются точностью и
выразительностью речевых характеристик, тонкой ироничностью,
изобретательностью комедийных ситуаций.
Соч.: Samlede skrifter, bd 1-5, Oslo, 1921-22. Лит.: N о г e n g H.,
Nils Kjaer, Oslo, 1949; Kjaer M., Nils Kjaer og hans samtidige, Oslo,
1950. Вл. М.
КЬЕРУЛЬФ, правильнее Хьерульф (Kjerulf), Хальфдан (15. IX. 1815 - 11.
VIII. 1868) - норвежский композитор, пианист, дирижер, педагог. Один из
создателей нац. муз. стиля. Первоначально учился у К. Арнольда в Осло; в
1851 окончил Лейпцигскую консерваторию по кл. К. Рихтера. Автор
многочисл. хоровых и сольных песен ("отец норв. романса") и др. соч. К.
написал музыку к пьесам Б. Бьернсона. Хоровая композиция из разл.
произв. К. была пост. на сцене т-ра "Христиания".
Лит.: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии. Очерк ее развития, СПБ, 1910;
Левашова О., Эдвард Григ" М., 1962; S a u d v i k O. M., Schjelderup G.
(red.), Norges musikhistorie, bd l-2, Kristiania, 1921.
КЫОЗЕК, К ь ю с e к (Cusack), Элен Димфна (р. в нач. 20
в.)австралийская писательница, драматург. В 1924 окончила ун-т в Сиднее.
С 1926 работала учительницей. Лит. деятельность начала в 30-х гг.
Написала пьесы: "Солнце красно поутру" (1935), "Когда проносятся кометы"
(1943), "Золотые девушки" (Репертуарный т-р, изд. 1955) о социальных
противоречиях капиталистич. общества, о новом человеке-борце; в пьесах
"Тихоокеанский рай" (1955, Новый т-р, Сидней) выражен протест против
атомного вооружения; в пьесе "Уход из жизни" (соч. 1957) осмеивается
декаданс в иск-ве. В своих романтич. и психологич. драмах К. показывает
развитие характера героев. Пьесы К. отличаются динамичным диалогом, в
них используются приемы гротеска, фарса, буффонады, символики.
Соч.: Three Australian three-act plays, Sydney, [1950]; в рус. пер.-
Когда проносятся кометы. Пьеса, М., ВУОАП, 1956; Тихоокеанский рай, М.,
1961; Загнанный в болото..., газ. "Советская культура", 1960, 16 июля,
JS? 84.
Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney - L., 1953;
Miller М., Australian literature. A bibliography to 1938, extended to
1950 by F. Macartney, Sydney - L. [a. o.], 1956. Д К.
КЬЯРЕЛЛИ (Chiarelli), Луиджи (7. VII. 1880- 20. XII. 1947) -
итальянский драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Первая пьеса
-"Ночь любви" (1912, труппа "Гран Гиньоль", Болонья). Комедия К. "Лицо и
маска" (1913. "Драм. труппа" 1916, Рим) положила начало итал. "т-ру
гротеска", характеризующемуся контрастным сочетанием трагич. и
фарсового, подчеркнутой парадоксальностью драм. ситуации. В этом жанре
написаны пьесы "Шелковая лестница" (1917, труппа Боризи-Микелуцци, Рим),
"Химера" (1920, труппа Карини-Джентилли, Турин), "Смерть возлюбленных"
(1921, труппа Галли-Гуасти, Рим). "Жолли" (1928, труппа Т. Арчимбольди,
Милан) и др. В -некоторых своих пьесах К. высмеивал лицемерие бурж.
морали и законности, пытался противопоставить уродливым условностям
капиталистич. общественных отношений благородство естественных
человеческих чувств. В отличие от др. драматургов ?т-ра гротеска", К. в
большинстве своих пьес не прибегал ни к сюрреалистич. фантастике, ни к
условной деформации действительности.
В годы фашистской диктатуры К. написал революц.-символич. пьесу
"Театр в огне" (1945, т-р "Квирино", Рим), напоминающую "Зори" Верхарна.
Последняя пьеса К. "Существование" (1953, "Т-р Пиранделло", Рим)
построена на экзистенциалистском конфликте между "сущностью" и
"существованием", в ней действуют абстрактно-символич. персонажи.
Лит.: Lanocita A., Scrittori del tempo nostro Mil., 1928; Pullini G.,
Teatro italiano fra due secoli, Firenze, [1958]. p. X.
КЬЯРИ (Chiari). Пьетро (25. XII. 1711-31. Vili. 1785)-итальянский
писатель, драматург. Был аббатом. В историю т-ра вошел как соперник и
противник К. Гольдони. В 1749-53 писал комедии для трупп Дж. Имера и Г.
Касали, пародируя комедии Гольдони ("Школа вдов", "Марианна, или
Сиротка"). В 1753-62 писал для труппы Дж. Медебака комедии на экзо-тич.
и историч. сюжеты: "Китайская раба", "Китайские сестры", "Плавт",
"Диоген", "Троянская тетралогия" и др., в к-рых продолжал высмеивать
Гольдони. В это время у К. появились сторонники среди аристократич.
зрителей, недовольных демократич. реформой Гольдони. Но сам К. подвергся
нападкам К. Гоцци. В 1762, не выдержав его насмешек, уехал в Брешию.
Пьесы К. тяжеловесны, растянуты, риторичны и сентиментальны, их успех у
части венецианских зрителей объясняется лишь их злободневностью. К. -
автор романа "Удачливые комедианты" (1755), в к-ром он хвалит актеров
труппы Медебака и поносит сторонников Гольдони.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; Sommi Picena rd i G., Un rivale del
Goldoni: l'abbate [Pietro] Chiari e il suo teatro comico, Mil., 1902. P.
X
"КЬЯРОСКРО" (итал. chiaroscuro - светотень, контраст) - стиль
исполнения итальянской оперы-сериа в 18 в. Принцип "К." лежал в основе
эстетики оперы-сериа. В соответствии с ним происходила контрастная
группировка гл. и второстепенных действующих лиц оперы, строились
(трехчастность арий) и распределялись по эмоц. силе и значению вок.
номера. Гл. внимание в операх-сериа было сосредоточено на вок. иск-ве
певцов (бель канто), поэтому принцип "К." применялся и к вок. исполнению
сольных партий, отличавшемуся богатством средств выражения,
разнообразием оттенков звучания, противопоставлением кантилены и
колоратуры, частой сменой разл. регистров в пении (носового, горлового,
головного, грудного) и т. д. Принцип "К." нашел отражение и в декорац.
иск-ве (роскошные залы дворцов сменялись мрачными подземельями), в
мизансценах спектаклей. Сцена для спектаклей, пост. в стиле "К.", была
условно разделена на две части, персонажи располагались соответственно
их значению. Правая сторона сцены считалась "неподвижной", на ней
находились гл. герои оперы (боги, цари и т. д.). Они двигались плавной,
"балетной" поступью, пели арии, стоя в одной из балетных позиций. На
левой, "подвижной", стороне сцены находились второстепенные персонажи,
принадлежавшие к "низкому сословию". По контрасту с гл. героями они
отличались беспокойным поведением: выбегали, искали, просили, добивались
чего-нибудь у "высших персон". Это разделение было одним из проявлений
"К." в пост. оперы-сериа. По этому же принципу сцена делилась на планы.
На первом плане происходили сцены между гл. персонажами, на втором -
между второстепенными, на третьем располагался хор.
Лит.: L e г t E., Mozart auf dem Theater, B.- Stuttg., 1921. Св. Г.
КЭЙ, К e и (Кауе; наст. фам.-К о p e в а). Нора (р. 1920) -
американская артистка балета. Училась в балетной школе при т-ре
"Метрополитен-опера", в Школе американского балета, а также у М. М.
Фокина, А. И. Вильзака, А. Тюдора и др. По окончании школы была принята
в труппу "Метрополитен-опера". В 1940 перешла в труппу "Балле тиэтр",
где успешно исполнила партию Птицы ("Петя и волк" Прокофьева) и Агари
("Огненный столп" на муз. Шенберга). В 1951 перешла в труппу "Нью-Йорк
сити балле", в 1953-54 выступала в Японии, в 1954-60 вновь в труппе
"Балле тиэтр". Танец К. характеризуется эмоциональностью,
экспрессивностью. В нем сказались влияния психопатологических и эротич.
тенденций совр. амер. балета, в развитии к-рого она принимала
непосредств. участие.
Партии: Русская балерина ("Торжественное представление" на муз.
Прокофьева), Принцесса ("На сцену!" Делло Джойо), Балерина ("Факсимиле"
на муз. Бернстай-на), Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора; Лиззи Борден
("Легенда Фолл Ривер" Голда), Булотта ("Синяя борода" Оффенбаха) и др.
Лит.: Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949-Ham. P.
КЭМПБЕЛЛ (Campbell), Бартли (12.VIII. 1843- 30. VII. 1888) -
американский драматург. Один из первых проф. амер. драматургов. Работал
в Чикаго журналистом. В 1871 написал первую пьесу - мелодраму "Сквозь
огонь" (Чикаго), в 1872 - пьесу "Судьба". Лучшая драма К. - "Мой
партнер" (1879)- посв. жизни амер. пограничников. Последняя пьеса
К."Белый раб" (1882). Пьесы были пост. многими театрами Америки. Э. Г.
КЭМПБЕЛЛ (Camp-bell), миссис Патрик (псевд.; наст. имя и фам. -
Беатрис Стелла Т а н-н е р; Tanner) (9. II. 1865-9. IV. 1940)английская
актриса. Дебютировала в Ливерпуле в 1888. С 1890 выступала в Лондоне.
Завоевала широкую популярность после исполнения роли Паулы в пьесе А.
Пинеро
"Вторая мисс Тэнкверей" (1893, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди лучших
ролей К.-Джульетта, Офелия; Агнес ("Знаменитая миссис Эбсмит" Пинеро),
Мелисанда ("Пелеас и Мелисанда" Метерлинка), Магда (о. п. Зуде рмана),
Гедда Габлер (о. п. Ибсена), позже леди Макбет. Неоднократно
гастролировала в США (впервые в 1901). Снималась в кино. Оставила сцену
в 1938. К. обладала красивым голосом, точным жестом. Ее игра отличалась
филигранным рисунком, высокой техникой. К. связывала дружба с Б. Шоу,
к-рый написал для нее роль Элизы Дулитл в "Пигмалионе" (1914).
Многолетняя переписка К. с Шоу легла в основу пьесы Дж. Килти "Милый
лжец" (1957, Чикаго; в СССР пост. в 1962 Ленингр. т-ром Комедии и
МХАТом).
Соч.: My life and some letters, N. Y., 1922. Лит.: В. Shaw and Mrs
Patrick Campbell. Their correspondence (1899-1940), ed. by A. Dent, L.,
1952; Dent A., Mrs Patrick Campbell, L., 1961. К. Г., Ф. К.
КЭРАМ, Габдрахман (1878-25. VI. 1947)- татарский театральный критик.
В 1906-13 писал по войррсам т-ра в газете "Иолдыз" ("Звезда"), в журнале
йЛ'нг" ("Сознание"). К. призывал деятелей тат. т-ра использовать опыт
реалистич. рус. иск-ва, включать в репертуар пьесы Островского, Гоголя,
Горького. Перевел "Мещан" Горького на тат. яз. (1916). После Октябрьской
революции в 20 гг. К. писал рецензий на спектакли тат. т-ра. X. Г.
КЭРИ (Сагу), Анни Луиз (22. X. 1842-3. IV. 1921)- американская
артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась в Бостоне;
совершенствовалась у Дж. Кореи в Милане и П. Виардо-Гарсиа в
Баден-Бадене. Дебютировала на оперной сцене в 1868 в Копенгагене, после
чего гастролировала в Швеции, Норвегии, Бельгии и др. странах.
Участвовала в первых исполнениях оперы "Аида" в США (Нью-Йорк, 1873) и
России (Петербург, 1875), заслужила высокую оценку А. Г. Рубинштейна. К.
была первой амер. оперной певицей, обратившейся к творчеству Вагнера
("Лоэнгрин", Нью-Йорк, 1877). В 1875-77 - солистка Итал. оперы в
Петербурге. Партии: Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрин"),
Маффио Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти). Вс. Т.
КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ (Cuvelier de Trye), Жан Гильом Антуан (15. I. 1766 -
27. V. 1824) - французский драматург. Юрист по образованию. В 1790
вступил в армию, принимал участие в первых походах Наполеона. Выйдя
вскоре в отставку, занялся лит. деятельностью. Известность К. е Т.
принесли его сце-нич. произведения - пантомимы и мелодрамы,
конкурировавшие с мелодрамами Г. Пиксерекура и Л. Кенье. К. де Т.
получил прозвище "Кребийона бульваров", т. к. пьесы его, подобно
трагедиям Кребийона, были насыщены ужасами, кровавыми преступлениями,
происходившими в таинственной и страшной атмосфере. К. де Т. в течение
первых десятилетий 19 в. заполнял своими пьесами сцены т-ров "Ам-бигю
комик", "Гете" и др. Среди его мелодрам: "Невидимый трибунал, или
Преступный сын" (1801), "Герман и Софи, или Баварский карнавал" (1803),
"Девушка-нищенка" (совм. с Ж. Б. Корсом, 1809), "Жан Сбогар" (по новелле
Ш. Нодье, совм. с Леопольдом, 1818), пантомимы "Дитя несчастья, или
Немые любовники" (1798), "Железная рука, или Виновная супруга" (1810).
К. де Т. был инициатором использования шекспировских сюжетов на сценах
"т-ров бульваров"; в 1818 в Олимпийском цирке была пост. его пантомима
"Венецианский мавр, или Отелло". Он был также одним из создателей
популярного в годы Империи жанра большой постановочной, зрелищной
пантомимы на военные темы.
Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1860 jusqu'en 1875, v. 1, P., 1879 (Histoire
universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф.
КЮИ, Цезарь Антонович [6 (18). I. 1835, Вильно,- 26. III. 1918,
Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник "Могучей
кучки". Военный инженер. Отец К.-француз, мать-литовка. Образование
получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной академии (с
1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии и
полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как композитора
и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М.
А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с 1857). К. принадлежат
оперы "Сын мандарина" (1878, Петербург, Клуб художников); "Вильям
Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго (1876, там
же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там же), "Флибустьер" ("У
моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин" по Дюма-отцу (1899,
Мариинский т-р), "Пир во время чумы" по Пушкину (1901, Новый т-р,
Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж", Москва),
"Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка" по
Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906),
"Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок"
(1913), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч.
Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии "Могучей
кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются острым,
напряженным драматизмом, реалистичностью, яркостью образов, нац.
колоритом бытовых сцен. Вок. партии произв. К. выдержаны преим. в
ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх К. сказалась присущая
композитору склонность к камерным лирич. романсовым формам. Условная
романтичность сюжетов и образов опер К. определила их ограниченное,
преходящее значение в развитии рус. муз. иск-ва. По завещанию
Даргомыжского К. дописал его неоконч. оперу "Каменный гость" (изд.
1871); в 1916 дописал и отредактировал оперу Мусоргского "Сорочинская
ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими Н. А.
Римским-Корсаковым принимал участие в создании оперы-балета "Млада"
(1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность К. Он
сотрудничал во мн. петерб. газетах и журналах. Важное значение имели
критич. выступления К. в 60-х -нач. 70-х гг., он горячо отстаивал
передовые идеи "Могучей кучки", пропагандировал творчество Глинки,
Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба за реализм,
за утверждение рус. композиторской школы.
Соч.: Избранные статьи, Л., 1952; Избранные письма, Л." 1955;
Избранные статьи об исполнителях, М., 1957.
Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи, "Артист", 1894, ј 34 (см.
также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об операх
Ц. А. Кюи, поставленных на сцене Императорских театров, "ЕИТ". Сезон
1892-1893, СПБ, 1894.
КЮЛЯВКОВ, Крум (25. II. 1893-18. XII. 1955)- болгарский писатель,
драматург, художник, театральный деятель. Чл. Болг. коммунистич. партии
с 1919. Автор пьес о совр. Болгарии: "Борьба продолжается" (1945,
софийский Нар. т-р) - посвящена борьбе с последствиями фашизма, "Марта"
(1946), "Борса-новы" (1948, софийский Нар. т-р) - высмеивает
приспособленчество буржуазии после установления Нар. Республики,
"Дорогие гости" (1948), "Дом отдыха" (1954);- "Первый удар" (1951,
софийский Нар. т-р)- посвящена Г. Димитрову. Пьесы К. ставятся также в
Чехословакии и Венгрии. Н. Инд.
КЮРЕЛЬ (Curel), Франсуа де (10. VI. 1854 - 26. IV. 1928) -
французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1918). Лит.
деятельность начал как романист. Первые пьесы К. - "Изнанка святой",
"Ископаемые" (обе 1892, Свободный т-р, под рук. А. Антуана). В
большинстве своих пьес К. анализирует природу человека, в к-ром, по его
мнению, борются звериные инстинкты и разум. С позиций реакц. идеологии
социального дарвинизма он оправдывает эксплуатацию рабочих в пьесе "Пир
льва" (1897, Т-р Антуана). Признавая официальную церковь, К. в то же
время ищет новую религию в жертвенной любви, героизме, науке - "Новый
идол" (1899, Т-р Антуана), "Дикарка" (1902, там же). Теме эго-истич.
любви и разрушения человеческой морали посв. пьесы: "Любовь лжет" (1893,
"Комеди Франсез"), "Танец перед зеркалом" (1914, т-р "Нувель амбигю").
Успех имела пьеса К. о войне "Бесчеловечная земля" (1922, "Т-р дез ар"),
в к-рой естественные чувства героев торжествуют над сословными и нац.
предрассудками. Автор пьесы "Живая и мертвый" (1925, Монте Карло) о
поисках путей возрождения человека, духовно искалеченного войной. А. В.
Луначарский писал: "Де Кюрель, принадлежа к реакционному крылу общества,
тем не менее был отчаянным парадоксалистом, заставлял серьезно думать
над странной и волнующей постановкой больших проблем".
С о ч.: Theatre complet, t. 1-5, P.- Vienne, 1918-1931.
Лит.: Н о р д а у М., Современные французы, Собр. соч., т. 6, пер. с
нем., Киев, 1902; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 2, М.,
1958; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P.,1921;Marsan J.,
Theatre d'hier et d'aujourd'hui, P., 1926. Я. Пол.
КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович [10(21). VI. 1797 - 11(23). VIII.
1846] - русский поэт и драматург; декабрист. В 1811-17 учился в
Царскосельском лицее; друг Пушкина и Дельвига. Лит. деятельность начал в
1815. Большое значение для творческого развития К. имела его дружба с А.
С. Грибоедовым, начавшаяся на Кавказе. Участник восстания 14 декабря
1825, К. после разгрома восстания был приговорен к смертной казни,
замененной заключением в крепость и ссылкой. Один из наиболее ярких
выразителей декабристского романтизма в лит-ре и критике, К. был
активным борцом за нац. самобытность рус. культуры, ее народность;
выступал против влияний "мистического" нем. романтизма, утверждая иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности. Подчеркивал роль
воображения, поэтического чувства, фантазии, конкретного историзма, нац.
особенностей характеров героев.
В 1824-25 (вместе с В. Ф. Одоевским) издавал альманах "Мнемозина",
где дал блестящий анализ драматургии Шиллера и Байрона в сравнении с
Гете и Шекспиром, к-рого считал истинно народным гением.
В своей первой трагедии "Аргивяне" (1822-24) К. стремился претворить
принципы Шекспира, разрабатывая тему освободит, борьбы и революции на
материале др.-рим. истории. Трагедия, призывающая к уничтожению
самодержца, не была пост. в т-ре и в печати появилась только в отрывках
(впервые опубл. в советское время Ю. Н. Тыняновым). В традициях
прогрессивного романтизма выдержана историч. трагедия К. из эпохи
"смутного времени" - "Прокофий Ляпунов" (1834, изд. 1938).
Трагедия-мистерия "Ижор-ский" (I и II чч.,соч. в 1829-33, изд. в 1835
благо даря Пушкину; ч. III, соч. в 1840-41, изд. в 1939) рисует судьбу
совр. героя, "русского Фауста", за к-рого борются злые и добрые силы.
Герой обретает смысл жизни в революц. борьбе, в гибели за свободу
народа. Антибурж. сатирич. характер имеет драма К. "Иван -купецкий сын"
(начата в 1832, окончена в 40-х гг.), написанная в такой же, как и
трагедия "Ижорский", причудливо-романтической манере, соединяющей
фантастику и политический памфлет, философскую лирику и приемы
сценической условности.
К. принадлежат переводы трагедий Шекспира - "Макбет", "Генрих IV",
"Ричард II", "Ричард III". Написал статью "Рассуждение о восьми
исторических драмах Шекспира и, в особенности, о "Ричарде IIIм".
Соч.: Драматические произведения. Ред. и прим. Ю. Тынянова, т. 1-2,
Л., 1939.
Лит.: Мордовченко Н. И., Кюхельбекер, в кн.:
История русской литературы, т. 6, M.- Л., 19.53; База-нов В., Очерки
декабристской литературы, М., 1953;
Гуковский Г. А., Очерки по истории русского реализма, ч. 1 - Пушкин и
русские романтики, Саратов, 1946;
Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
Т. Р.
КЯЗИМ-ЗАДЕ, Кязим Мамедали оглы (р. 10.VIII. 1913) - азербайджанский
советский художник. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Чл.
Коммунистич. партии с 1952. В 1936 окончил Азерб. художеств. техникум, в
1960-ин-т им. Репина в Ленинграде. Работает гл. обр. в области книжной и
журнальной графики. Создал ряд эскизов костюмов для спектаклей:
Т-р им. Азизбекова - "Фархад и Ширин" Вургуна (1941), "Низами"
Гусейна (1942), "Вэфа" Р. Рзы (1943), "Утро Востока" Мамедханлы (1947),
в Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Азад" Джангирова (1957),
"Кер-оглы" Гаджибекова (1954). Эскизы К.-З. отличаются историч.
точностью, реалистич. выразительностью, правдиво передают детали азерб.
быта, в них проявляется глубокое знание жизни и культуры азерб. народа,
тонкое чувство нац. колорита. Гос. пр, СССР (1950).' К. Кае.
КЯЗИМ ЗИЯ (наст. фам.- Кязимзаде), Джафар оглы (21. III. 1896-30.
XII. 1956)- азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР
(1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в
1916 и вскоре стал одним из ведущих азерб. актеров. Создавал крупные
спенич. образы, отмеченные яркостью реалистич. характеристик, лишенные
внешней патетики, декламации.
Роли: Ариф, Дели-дервиш ("Сатана", "ШейхЧанан", Джавида, 1920, 1925),
Томсон ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948). В пьесах Д.
Джабарлы играл роли:
Имамяр ("Яшар"), Гаджи Ахмед ("Алмас"), Генерал-губернатор ("В 1905
году"),
Крупнейшие спенич. создания К.- Уста Сейгах ("Счастливцы" Рахмана),
шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамед-кулизаде).
К. снимался в кино. Перевел на азерб. яз. "Живой труп", "Ревизор" и
др. Вел педагогич. работу в театр. уч-ще, театр. ин-те, Азерб. ун-те. Я.
Кае,
КЯЗИМОВСКИЙ, Мир Махмуд Алекпер оглы (1882-1. XII. 1940) -
азербайджанский актер, театральный деятель, драматург. Засл. арт. Азерб.
ССР. Участник кружка Г. Махмудбекова. Спенич. деятельность начал в 1898;
играл роль слуги в пьесе "Везир Ленкоранского ханства" Ахундова. Был
одним из организаторов и членов "Бакинского мусульманского драматич.
общества" (1906). В годы, когда в Азербайджане не было актрис, К. часто
выступал в женских ролях. Автор одноактных пьес, водевилей и муз.
комедий, высмеивающих патриархально-феодальные порядки, быт дореволюц.
бурж. общества: "Да-шым-дашым" (1905), "Молла Джаби" (1908), "Как
понимает, так и разумеет" (1915), "Суд справедливости" (1919) и др. К.
Кае.
КЯКШТ, Георгий Георгиевич [26. I (7. II). 1873- год смерти неизв. ] -
русский артист балета. Сын крестьянина. В 1891, по окончании Петерб.
театр. уч-ща, был принят в балетную траппу Мариинского т-ра. К. был
одним из лучших классич. танцовщиков конца 19-нач. 20 вв. Партии:
Голубая птица ("Спящая красавица"), Арлекин ("Арлекинада" Дриго).
Актерское дарование К. раскрылось в комедийных танце-вально-мимич.
партиях: Иванушка ("Конек-Горбунок" Пуни), Пьер ("Привал кавалерии"
Армсгей-мера), Франц ("Коппелия"). Лучшая партия К.- Альберт ("Жизель"),
в к-рой танцовщик психологически тонко передал переживания героя. К. был
противником реформы M. M. Фокина. В 1910 вышел на пенсию и уехал за
границу.
Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 66-67. В. Кр.
КЯКШТ, Лидия Георгиевна [13 (25). III. 1885, Петербург,- 11. I. 1959,
Лондон ] - русская артистка балета. Дочь крестьянина. Сестра Г. Г.
Кякшта. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица П. А. Гердта, Э. Чекетти,
Е. Соколовой). В 1902 была принята в балетную труппу Мариинского т-ра.
Высокий рост, сильно развитая мускулатура, жизнерадостность,
темперамент, артистич. мягкость определили творч. облик К. Исполняла
бравурные и лирико-комедийные партии: Тереза ("Привал кавалерии"
Армсгеймера), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия").
В 1908 была партнершей В. Нижинского в дуэте Флорины и Голубой птицы
("Спящая красавица"). С 1908 жила за границей. В 1908-12 выступала в
Лондоне, в т-ре "Эмпайр", в 1912-13 - участница "Русских сезонов". В
1939 организовала балетную труппу, в репертуаре к-рой был балет "Катюша"
(1943), пост. по мотивам сов. песен. Соч.: Romantic recollections, L.,
1929. Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 159; "Рампа", 1908, .Ne 18, 25 декабря, с.
289; Левинсон А., Балет в Малом театре. Гастроли г-жи Л. Г. Кякшт, ж.
"Аполлон", 1911, Приложение "Русская художественная летопись", .ј12, с.
190-191; Beaumont С. W., The Diaghilev ballet in London, L., [1940],
Guest I., Adeline Genee, L., 1958.
Обратно в раздел культурология
|
|