Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
АЛМАСЗАДЕ, Гамэр Гаджи Ara кызы (р. 10. III. 1915) - азербайджанская
советская артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Член
КПСС с 1945. Творч. деятельность начала в 1930 в Т-ре оперы и балета им.
Ахундова (Баку). Была первой балериной-азербайджанкой. Дебютировала в
1931 в роли Тао Хоа. Училась в Бакинской студии. В 1936 i окончила
Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова-Уланова). С
1936солистка Т-ра им. Ахундова. Яркостью характеристики отличаются
партии, исполненные А. в нац. балетах: Гюльянак ("Девичья башня"
Бадалбейли, 1940), Гюлыпен ("Гюлыпен" С. Гаджибекова, Ст. пр. 1952),
Айша ("Семь красавиц" Караева, 1952). А. создала образы, исполненные
драматизма и поэзии. Выразительная пластика, мягкость сочетаются в
иск-ве А. с движениями, присущими азерб. нар. танцу (игра плечами и
кистями рук, "плывущая" походка и т. д.). Тонкостью, лирикой отмечены
партии в классич. балетах: Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мария,
Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда. С 1953 А.- гл. балетмейстер
Т-ра им. Ахундова: пост. спектакли:
"Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1950),
"Красный цветок" (1954), "Лауренсия" Крейна (1956) и др. В 1936-37
руководила танц. группой Азерб. ансамбля песни и пляски, ставила нар.
танцы. С 1936 вед„т педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще.
Автор ряда статей по азерб. балетному иск-ву.
"AJIMACT" - опера А. Спендиарова, либр. С. Парнок по поэме О.
Туманяна "Взятие Тмкаберда" (окончат, редакция партитуры и дополнения-М.
Штейнберга). Пост. 23 июня 1930, филиал Большого т-ра (Надир-шах - Г.
Пирогов, Алмаст - Максакова, Татул - АН. Иванов. Дириж„р Штейнберг,
пост. Шарашидзе); Одесский т-р оперы и балета (1930; на укр. яз.;
дириж„р Столерман, пост. Гречнева, худ. Сарьян, балетм. Моисеев); Т-р
оперы и балета, Тбилиси (1932; на груз. яз.; дириж„р Столерман, реж.
Цуцунава); 20 янв. 1933 т-р оперы и балета им. Спендиарова (Ереван, на
арм. яз., пост. на открытии т-ра).Либр. Парнок и Ахумяна, дириж„р
Столерман (последующими спектаклями дирижировал Будагян) (реж.
Бурд-жалов, худ. Сарьян). В 1939 опера была показана тем же т-ром на
декаде арм. иск-ва в Москве (во 2-й редакции) (Татул - Лисициан, Алмаст
- Сазандарян, Рубен - Пого-сян, Надир-шахИсецкий-Иоанисян, Шейх -
Гусельников, Ашуг - Габриэлян, Шут - Багдасарян. Дириж„р Будагян, пост.
Ованесяна, худ. Сарьян, балетм. Арбатов, хормейстер Никольский). Среди
исполнителей в последующие годы: Шара Тальян, Сердобов - Татул,
Шахназарян, Аветисян - Алмасти др. В 1953 опера была пост. в Т-ре оперы
и балета им. Навои (Ташкент).
И з дания.- М., изд. Гос. театров оперы и балета, 1930. Лит.: Абасова
Э., Опера "Алмаст" А. Спендиарова, Баку, 1958; Тигранян Г., Александр
Афанасьевич Спен-диаров, М., 1959, с. 221-306. Я. Гр.
АЛМЕЙДА (Almeida), Франсишку Атониу д' (г. рожд. неизв.-ум.
1755)-португальский композитор. Основоположник португ. нац. оперы.
Музыке обучался в Лисабоне и Италии. Автор первой португ. оперы
"Терпение Сократа" (Лисабон, 1733), опер "Хитрая сумасшедшая" (Лисабон,
1735), "Спинальба, или Старый безумец" (Лисабон, 1739), ораторий и др.
соч.
Лит.: Vieira E., Diccionario biografico de musicos portuguezos, v. l,
Lisboa, 1900. Иг. Ф.
АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ (Almeida Garrett), Жуан Бап-тишта да Силва Лейтан (da
Silva Leitao) (4. II. 1799-9. XII. 1854) - португальский писатель и
драматург, общественно-политический деятель. Род. в Порту. В 1816
поступил на юридич. ф-т ун-та в Коимбре. Для университетского т-ра А.-Г.
написал свои первые трагедии "Лукреция", "Ксеркс" (1819), "Меропа"
(1820) и др., явившиеся подражанием др.-греч. классикам. В 1820 А.-Г.
написал первую драму на нац. сюжет - "Афонсу д'Албукерки". В 1821 в
Лисабоне была пост. трагедия А.-Г. "Ка-тон", проникнутая идеями
революции 1820, борьбы против англ. оккупации и феод. реакции. В конце
30-х гг. 19 в. А.-Г. разработал план создания нац. португ. т-ра. По его
инициативе были открыты школы драматич. иск-ва и начато строительство
Нац. т-ра в Лисабоне (открыт 1846). Работая в 1836-42 генеральным
инспектором т-ров, А.-Г. боролся за создание нац. репертуара, за.
вытеснение второсортных переводных пьес, господствовавших в то время на
португ. сцене. В этот период А.-Г. написал пьесы: "Ауту Жила Висенте"
(1838, т-р "Руа душ Кондиш" Лисабон), "Дона Филиппа ди Вильена" (1840),
"Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соуза" (1843, т-р "Квинта
ду Пиньейру" в Ларанжейраше; самА.-Г. играл роль Телмо). Эти пьесы посв.
различным периодам истории Португалии, связанным с борьбой против исп.
завоевателей; в них созданы яркие характеры суровых, стойких, гордых
героев, порой погибающих в тяж„лой борьбе. Пьесы А.-Г. исполнены поэзии,
написаны со знанием законов сцены; оказали значит, влияние на
последующее развитие порту г. т-ра.
Соч.: Obras completas, v. l-2, Rio de Janeiro - Lisboa, 1904. Ал. С.
АЛМИ (Almi), Алфонс (р. 20. VIU. 1904) - финский артист оперы
(драматический тенор). Пению обучался в Хельсинки у X. Гранфельт.
Впервые выступил на оперной сцене в 1931 в Сортавала. С 1934 А.- ведущий
певец "Финской оперы". Партии: Ше-мейкка, Антти ("Юха", "Северьяне"
Мадетои), Тристан ("Тристан и Изольда" Вагнера), Канио, Хозе, Радамес,
Герман и др. Выступает в концертах. С 1938 А. - активный участники
руководитель различных фин. театр.-обществ. организаций. А. С., С. Л.
АЛОГИЗМ (от греч. a - частица отрицания и Кбуос - разум) -
литературно-стилистический при„м, характеризующийся логич. разрывами
речи, нарушением логич. связи между речевыми оборотами, фразами, отд.
частями диалога. Применяется обычно для большего ко-мич. эффекта. А. -
существенный элемент народной драмы, употребляется нередко и "в
профессиональных лит.-драматич. произведениях. Особенно значительна роль
А. в эстрадно-цирковой драматургии (в клоунских репризах, диалогич.
конферансах, сатирич. монологах и пр.). А. является осн. при„мом в
эксцентрике (в цирке, на эстраде). Л. Шн.
АЛОНСО (Alonso), Алисия (наст. фам. М а р т и-н e с, Martinez) (р.
21. XII. 1921) - кубинская артистка балета. Училась хореографич. иск-ву
в Гаване, затем в Нью-Йорке. В 1941-42, 1943-48, 1951-56 работала в
труппе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), исполняла гл. партии в т. н.
"психопатологических" балетах ("Подводное течение" на муз. Шумена и
др.). А. выступала также и в классич. балетах: Коппелия, Жизель,
Одетта-Одиллия и др. Среди др. партий А.:
Терпсихора ("Аполлон" Стравинского), Флоринда ("Синяя Борода"
Оффенбаха), партия балерины ("Темы и вариации" на муз. Чайковского) и
др. Исполнение А. отличается ч„ткостью танц. рисунка, большой драматич.
насыщенностью, остротой решения образов. Однако натуралистич. детали,
к-рыми изобиловали балеты репертуара "Балле тиэтр", наложили нек-рый
отпечаток и на творчество А. В 1948 А. совм. с танцовщиком Ф. Алонсо
организовала кубинскую труппу "Балет Алисии Алонсо" (в наст, время
"Балет Кубы"). Работала также как балетмейстер. В 1958, 1960
гастролировала в СССР.
Лит.: A m b e r g (т., Ballet in America, N. Y., 1949. Ham. P.
АЛПЕРС, Борис Владимирович [р. 11 (23). III. 1894] - русский
советский театровед. Доктор искусствоведения (1946). Окончил юридич. ф-т
Петроградского ун-та (1918). Был художеств. руководителем т-ра Новой
драмы в Петрограде (1921-24), зав. лит. частью в Моск. т-ре Революции
(1924-27). Лит. деятельность начал в 1921. Занимается гл. обр. рус.
дореволюционным и сов. театром. Автор ряда статей и книг. Осн. работа А.
- "Актерское искусство в России" (1945). С 1925 вед„т педагогич. работу
(с 1939 - в ГИТИСе). Профессор (с 1943).
Соч.: Театр Революции, М., 1928; Театр социальной маски, М.-Л., 1931;
М. С. Щепкин, М., 1943; Актерское искусство в России, т. 1, М.- Л.,
1945; Путь советского театра, М., 1947; Творческий путь МХАТ, "Сов.
театр", 1931, "ј 6; "Беспокойная жизнь" (о В. Билль-Белоцерковском),
"Лит. критик", 1935, ј 6; Б. В. Щукин, "Сов. театр", 1936, ј 9;
Островский в постановках Мейерхольда, "Театр", 1937, ј 1; "Сердце не
камень" и поздний Островский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954,
М., 1956. Я. Лит.
"АЛТЫНЧЕЧ" ("Золотоволосая") -опера Н. Жиганова, либр. М. Джалиля по
его поэме (о героич. борьбе тат. народа против монг.
ханов-поработителей). Пост. 12 июля 1941, Татарский оперный т-р, Казань
(Алтынчеч - Кайбицкая, Джик - Даутов. Дириж„р Са-дрижиганов, режисс„ры
Бара-тов и Сафин, худ. Матрунин). 24 мая 1957 опера была показана на
Декаде тат. иск-ва и лит-ры в Москве (Алтынчеч - Билялова, Джик -
Насретдинов, Тугзак-Булатова, Кара-каш -Хисматуллин, Тансы-лу-Тимирова,
Хан-Аполлонов, Урмай - Альмеев, Бу-раш - Галкин. Дириж„р Сад-рижиганов,
пост. Даутова, худ. Людмилин, хормейстер Гай-мерль, балетм.
ГаскаровиБай-давлетов). Н. Г р.
АЛУНАН, Адольф Петрович [29. IX (11. X). 1848, Елгава, - 22. VI (5.
VII). 1912] - латышский акт„р, режисс„р, театральный деятель и
драматург. Основоположник латыш. театра. Сце-нич. деятельность начал в
1866; работал акт„ром в нем. т-рах в Дерпте (Тарту) - 1866. в Ревеле
(Таллин) - 1867 и 1869- 70, в Петербурге в 1868- 69. Исполнял гл. обр.
комедийные роли. В 1870 вернулся в Латвию и организовал первый нац.
театр при Рижском латыш. об-ве (Рижский латышский т-р), работал
директором, режисс„ром и акт„ром. А. пропагандировал рус. классич.
драматургию. В 1870 пост. "Ревизор" и с большим успехом играл
Хлестакова. Среди пост. А.:
"Ленора" Голтея (1880), "Скупой рыцарь" Пушкина (1882), "Редактор"
Бь„рнсона (1883), "Женитьба" Гоголя (1884) и др. Роли: Барон ("Скупой
рыцарь"), Жевакин ("Женитьба"), Ицик ("Ицик Мозес" Алунана). Труппа под
рук. А. гастролировала по стране. Под воздействием этого т-ра в латыш.
городах и с„лах возникают в 70-х гг. драм. кружки. Первые латыш. акт„ры
- Б. Румниеце, А. Бригадер-Майя, Ю. Скай-дрите, Ф. Лепшевиц и др. - были
учениками А.
А. явился также основоположником латыш. драматургии. Сатирич.
одноактная комедия А. "Доморощенный" (1869) - первая латыш. оригинальная
пьеса. Для созданного им т-ра А. написал комедии:
"Радость и горе" (1871), "Бондарь и его жена" (1872), "Ицик Мозес"
(1874), сатирическую пьесу "Джон Ней-ланд"(1881), высмеивающую латышскую
буржуазию, и др.
Демократич. воззрения А. встречали сопротивление со стороны
официальных руководителей Рижского латыш. об-ва и в 1885 ему пришлось
уйти из т-ра. А. организовал в Елгаве передвижную труппу, работавтую в
уездных латыш. городах. В эти годы А. особенно плодотворно работал в
области драматургии, поднимая в своих пьесах общественно-политич.
вопросы. Написал пьесы: "Старейшины Лиелпилской волости" {1888),
отразившую классовое расслоение в латыш. деревне, "Кто без солнца песню
пел" (1888), показывающую противоречия между крестьянством и помещиками,
"Шесть маленьких барабанщиков" (1889) о расслоении крестьянства,
выделении деревенской буржуазии, историческую пьесу "Наши предки" (соч.
1890, пост. 1905), пьесы "Плачет вся моя родня" (1891), "В зажиточности
и в нищете" (1893), позднее-комедию "Благотворительный базар" (1911).
Пьесы А., отражавшие жизнь народа, его быт, отмечены романтической
устремл„нностью. А. положил начало реалистич. направлению в нац. театр.
иск-ве, противостоявшему реакционным тенденциям.
Написал ряд статей по т-ру и воспоминания. В 1904 оставил сцену.
Соч.: А 1 1 u n a n s A., Atminas par latviesu teatra izcelsanos,
Riga, 1924.
Лит.: Kundzins К. E., Latviesu teatra re-pertuars lidz, 1940, 2 izd.,
Riga, 1955. A. B.
АЛЧ‚ВСКИЙ (Чередниченко), Василий Иванович [р. 26. IV (9. V). 1904] -
русский советский артист оперетты. Народный артгст РСФСР 1959). Член
КПСС с 1940. Сценич. деятельность начал в Ростове-на-Дону в 1923. В
1923-37 работал в передвижных т-рах муз. комедии, выступал в городах
Крыма, Сибири, Дальнего Востока и др. С 1937 А. - артист Моск. т-ра
оперетты. Роли: Черевук ("Сорочинская ярмарка" Рябова), Нечипор и
Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Филипп,
Наконечников ("Вольный ветер", "Белая акация" Дунаевского), Филимон Шик
("Трембита" Милютина), Барабашкин ("Москва, Чер„мушки" Шостаковича),
Дежурный ("Летучая мышь" Штрауса), Франсуа ("Фиалка Монмартра"
Кальмана).
А. обладает ярким комедийным дарованием. Созданные им образы отмечены
мягким юмором, изяществом, пластич. выразительностью. О. В.
АЛЧ‚ВСКИЙ, Иван Алексеевич [15(27).XII. 1876, Харьков,-27. IV(IO.V).
1917, Баку] - русский артист оперы (драматический тенор). Окончил
Харьковский ун-т. Пению обучался у своего брата Г. А. Алчевского, затем
в Париже. Уже будучи солистом, А. занимался у вок. педагога и режисс„ра
О. Па-лечека и др. педагогов. Впервые выступил на оперной сцене в
Мариинском т-ре в Петербурге (1901), где пел до 1905; в 1908-10-в
"Гранд-Опера" (Париж), в 1910-14 - в Большом т-ре. Выступал также в
качестве гастрол„ра в различных оперных т-рах России, Европы и США.
Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Дон Жуан ("Каменный гость"
Даргомыжского), Садко; Рауль ("Гугеноты" Мейербера), Фауст, Хозе и др.
Одна из лучших работ А. - партия Германа, исполнявшаяся артистом с
большой экспрессией.
Пение А. отличалось мастерством, высокой художественной культурой и
выразительностью. А. обладал голосом широкого диапазона, красивого
тембра. Был известен также как исполнитель камерной музыки.
Лит.: Яголим Б., Вдохновенный мастер (Жизнь и творчество
И.А.Алчевского),"Советская музыка",! 949, J\e 10. О.В.
АДЬБАН‚ЗИ (Albanesi), Личия (р. 22. VII. 1914)- американская артистка
оперы (сопрано). По национальности итальянка. Училась пению у Д.
Бальдассаре-Тедески. Впервые выступила на оперной сцене в 1935 в Парме*.
С 1940 - солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Исполняла гл. обр.
лирич. партии в операх франц. и итал. композиторов: Чио-Чио-сан; Мими
("Богема" Пуччини), Маргарита ("Фауст"), Норма (о. п. Беллини), Джильда,
Виолетта; Розина ("Севильский цирюльник") и др. Гастролировала в т-рах
Милана, Лондона, Парижа, Мадрида, Чикаго, Сан-Франциско и др. городов.
Л. М.
АЛЬБАНИ (Albani), Эмма (наст. имя и фам. - Мари Луиз Сесиль Л а ж „ н
е с;
Lajermesse) (1. XI. 1847-3. IV. 1930)-канадская артистка оперы
(драматич. сопрано). По нац. француженка. Пению обучалась у Ж. Дюпре в
Париже и Ф. Ламперти в Милане. Впервые выступила на сцене оперного т-ра
в Мессине в 1870. Пела в различных городах Италии, а также в Лондоне,
Париже, Нью-Йорке, Петербурге (сезоны 1873-74 и 1877-79), Африке,
Австралии и др. странах. Обладала красивым голосом, производившим
особенный эффект в колоратурных пассажах, славилась иск-вом пения "мецца
воче". Партии: Амина ("Сомнамбулам Беллини), Дездемона ("Отелло"),
Эльза, Елизавета, Изольда ("Лоэнгрин", "Тангейзер", "Тристан и Изольда"
Вагнера)идр. Пользоваласьизвестностьюкак испольнительница партий в
ораториях. В 1896 оставила сцену. С 1911 занималась педагогич.
деятельностью.
Л и т. соч.: Forty years of song, L., 1911. Лит.: Edwards H. S., The
Primadonna, L., 1888. Bc.T.
АЛЬБЕНИС (Albeniz), Исаак (29. V. 1860, Кам-сродон,- 18. V. 1909,
Камбо-ле-Бен) - испанский композитор и пианист. Основоположник новой
исп. музыки. Музыке обучался в Париже (у А. Мармон-теля), Мадриде (у Э.
Комп-та), Лейпциге (у С. Ядассона и К. Рейнеке) и Брюсселе (у А. Дюпона
и Ф. Геварта); брал уроки у Ф. Листа. Автор популярной лирич. оперы
"Пепита Хименес" (1896, Барселона, т-р "Лисео"), а также опер "Волшебный
опал" (1893, Лондон, т-р "Лирик"),. "Генри Клиффорд" (1895, Барселона,"
т-р "Лисео"), трилогии "Король Артур" ("Мерлин", "Ланцелот", "Джиневра",
соч. 1897-1906, не пост.), написал ряд муз. комедий, в т. ч. "Сан
Антонио" (1894, Мадрид, т-р "Аполо"), сарсуэл, в т. ч. "Каталонцы в
милости", "Песня спасения" (не были пост.), музыку к "Библейским
легендам" А. Сильвестра (пост. с участием Сары Бернар, Лондон, 1892),
неск. номеров к оперетте "Бедный Ионафан" (1893, Лондон), а также мн.
фп., симф. и др. соч. На музыку А. в 1940 в Лондоне Дж. Крэндалл пост.
балет"Испанская сатира". А. был одним из первых исп. композиторов нового
времени, положивших в основу своего творчества нар. исп. музыку с е„
характерными ритмами и интонациями. Вместе с тем в творчестве А.
сказалось известное влияние импрессионизма.
Лит.: Heras A. de las, Vida de Albeniz, Barcelona, 1940; S a g a r d
i a A., Isaac Albeniz, B. Aires, 1951; L a p l a-ne G-., Albeniz,
Geneve, 1956. Вл О
АЛЬБЕР (Albert), Эжен д'(10. IV. 1864-3. IIL 1932) - немецкий
композитор и пианист. Родился в Глазго (Шотландия). По нац. француз.
Музыке обучался в Лондоне, Вене, Веймаре (у Ф. Листа). Крупнейший
представитель веризма в Германии. Автор 20 опер, в т. ч. "Рубин" (1893,
Карлсруэ), "Гис-монда" (1895, Дрезден), "Отъезд" (1898,
Франкфурт-на-Майне), "Каин" (1900, Берлин), "Флейта-соло" (1905, Прага),
камерно-инструментальных и др. соч. Лучшая опера А. - "Долина" (1903,
Прага, Немецкая опера) на характерный для веризма мело-драматич. сюжет с
социальной окраской (столкновение между землевладельцем и батраком). А.
был одним из блестящих пианистов-виртуозов своего времени. Лит.: H eisig
H., D'Alberts Opernsciiaffen, Lpz., 1912;
R a up p W., Eugen d'Albert.., Lpz., 1930.
АЛЬБЕРГАТИ-КАПАЧЕЛЛИ (Albergati Capacelli), Франческо (29. IV.
1728-16. III. 1804) - итальянский писатель, драматург, акт„р-любитель.
Происходил из знатной семьи. В сво„м поместье Цола (близ Болоньи)
выстроил т-р (на 300 мест), в к-ром выступал в качестве акт„ра. Для
этого т-ра К. Гольдони, друг
А.-К., написал 5 комедий, герой одной из них ("Остроумный кавалер")
напоминал самого А.* К. Комедии, написанные А.-К., насыщены
просветительскими идеями. Среди них наибольшей известностью и успехом
пользовался "Злой сплетник". А.-К. пытался работать и в др. драматич.
жанрах (сентиментальная и роман-тич. драма, комедия-сказка), но без
особого успеха. А.-К. был известен своим вольнодумством, разделял
взгляды франц. просветителей, в частности Вольтера, с к-рым был дружен.
После образования И.тал. республики А.-К. отказался от титула маркиза и
принял пост сначала цензора (1800), а затем инспектора театр. зрелищ
(1801).
Лит.: Mas 1, E., La vita, i tempi e gli amici di Francesco
Albergati.... 2 ed., Bologna, 1888.
АЛЬБЕРДИ (Alberai), Хуан Баутиста (29. Vili. 1810-18. VI. 1884) -
аргентинский писатель, драматург, политический деятель, публицист. Род.
в Тукумаде. Принимал активное участие в борьбе с реакц. диктатурой
Росаса [1835-52]. По своим взглядам примыкал к революц. романтикам.
Находясь в изгнании, написал драму "Майская революция" (1839)- о героях
борьбы за освобождение Аргентины, и одноактную сатирич. пьесу "Гигант
Амаподас" (1841), высмеивавшую Росаса. В 1943 "Гигант Амаполас" был
пост. т-ром "Тингладо" в Буэнос-Айресе.
Лит.: Estrella G-utierrez F. y Suarez Calimano E., Historia de la
literatura americana y argentina, B. Aires, 1946. В. Cm.
АЛЬБЕРС (Albers), Ханс (р. 22. IX. 1892)-немецкий акт„р. В 1914 начал
сценич. деятельность в т-ре "Шаушпильхауз" (Гамбург). С 1918 работал в
Берлине в т-рах оперетты и обозрения. С 1926 выступал в Немецком т-ре,
т-ре "Фолъксбюне" и др. Среди лучших ролей: Мэкки ("Тр„хгрошовая
опера"), Лилиом (о. п. Мольнара), Пер Гюнт. Большую популярность А.
приобр„л как акт„р кино.
"АЛЬБЕРТ ХЕРРИНГ" ("Albert Herring") - опера Б. Бриттена, либр. Э.
Крозье по рассказу Г. де Мопассана "Избранник госпожи Гюссон". Пост. 20
июня 1947, т-р Глайндборн (Англия). В 1959 берлинский т-р "Комише опер"
показал "А. X." на гастролях в Москве; исполнители: Альберт Херринг -
Вольфарт, Леди - Дертил, Пастор - Крейссиг, Мэр - Эндерс, Начальник
полиции - Залер, Сид - Миснер, Нэнси - Баум, Учительница - Рихтер,
миссис Херринг - Клозе. Дириж„р Кн„р, реж. Герц. Я. Гр.
АЛЬБЕРТИ (Alberti), Доменико (1710-40) - итальянский композитор.
Музыке обучался у А. Биф-фи и А. Лотти. Автор опер "Эндимион" (1737),
"Га-латея" (1738), "Олимпиада" (1739), инструментальных и др. соч. С
именем А. связано изложение гар-монич, сопровождения мелодий, часто
употреблявшегося впоследствии композиторами "венской школы" (в т. ч.
Гайдном, Моцартом), т. н. альбертиевы басы. А. пользовался также
известностью как певец и клавесинист. Л. М.
АЛЬБЕРТИ (Alberti), Рафаэль (р. 16. XII. 1902)- испанский поэт и
драматург. В 1920-е гг. начал писать для т-ра. В 1931 в мадридском т-ре
"Сарсуэла" состоялось представление пьесы А. "Опустош„нный человек". В
этом же году в Мадриде с участием знаменитой актрисы М. Кснргу была
пост. стихотворная драма А. "Фермин Галан" - о республиканском герое,
революц. писателе Ф. Галане, расстрелянном монархистами. Во время
нац.-революц. войны исп. народа против фашистских мятежников-интервентов
(1936-39) А. руководил передвижным т-ром, писал агитационные сатирич.
фарсы, создал сценич. вариант "Нумансии" Сервантеса, включив в пьесу ряд
сцен, содержащих нам„ки на современные события. С 1939, после
установления франкистского режима в Испании, А. жив„т в Буэнос-Айресе
(Аргентина) как по-литич. эмигрант. Здесь в 40-е гг. написаны пьесы
"Цветущий клевер", "Урод" и др., пост. труппой Ксир-гу. В I932-33, 1934
и 1937 приезжал в СССР. Я. Т.
"АЛЬБЕРТ-ХОЛЛ" ("Albert Hall") - концертный зал в Лондоне. Назван в
честь англ. принца Альберта, мужа англ. королевы Виктории. Рассчитан на
10 тыс. мест. Постройка "А.-х." первоначально намечалась на 1851; он
должен был явиться одним из сооружений на предполагавшейся в Лондоне
выставке. Строительство "А.-х." было завершено только к 1871;
архитекторы X. Скотт и Ф. Фаук. На сцене "А.-х." с первых лет его
существования выступали известные исполнители разных стран, в т. ч. А.
Патти, Э. Альбани, Б. Джильи (Италия), К. Нильсон (Швеция), М. Дюпре
(Франция) и др. В наст. время "А.-х." является одним из крупнейших
концертных залов мира. Вс. Т.
АЛЬБИНОНИ (Albinoni), Томазо (8. VI. 1671- 17. I. 1750)- итальянский
композитор. Музыке обучался у Дж. Легренци. Сочинял оперы для т-ра в
Венеции: "Зенобия" (1694), "Радамисто" (1698), "Гризель-да"(1703), "Элио
Сейано" (1707), "Кир" (1709), "Меле-арго" (1718), "Эрменгарда" (1723),
"Эумена" (1723), "Сципион" (1724), "Покинутая Дидона" (1725) на сюжет
Метастазио, "Триумф Армиды" (1726), "Арде-линда" (1732), "Артамена"
(1740) и др. Нек-рые оперы А. были также пост. в Генуе, Риме, Мюнхене и
др. городах. Сценич. произв. А. пользовались большим успехом; до наших
дней не сохранились. А. был одним из наиболее значит, итал. композиторов
эпохи позднего венецианского барокко.
Лит.: Griazotto R., Tomaso Albinoni, Milano, 1945. Л. M.
АЛЬБОНИ (Alboni), Мариетта (наст. имя Мария Анна Марция) (6. III.
1826 - 23. VI. 1894) - итальянская артистка оперы (контральто). Музыке
(игре на фп.) начала учиться с 5 лет. В 1839 А. услышал Дж. Россини;
заметив большие способности девочки, он определил е„ в муз. лицей
Болоньи и лично давал ей уроки в течение тр„х лет. В 1843 А. впервые
выступила в оперном т-ре в Болонье. В том же году пела в Венском оперном
т-ре. Зимой 1844-45 выступила в Петербурге; гастролировала в Праге,
Берлине, Гамбурге, Варшаве, Будапеште и др. городах. В последующие годы
пела в Англии, Франции, Бельгии, Испании, США. А. обладала голосом
большого диапазона (от контральто до сопрано). Партии: Керубино
("Свадьба Фигаро"), Розина; Норма (о. п. Беллини), Линда ("Линда ди
Шамуни" Доницетти), Фидес, Паж ("Пророк", "Гугеноты" Мейербера) и др.
Арию Фидес Мейербер написал спец. для А. В 1863 А. оставила сцену и
выступала только эпизодически.
Лит.: А с 1 о с q u e E., Manetta Alboni, celebre contralto, Р.,
1847; Pougin A., Manetta Alboni, 2 ed.. Р., i912. Иг. Ф.
АЛЬБРЕХТ, Карл Францевич [27. Vili. 1807-24. II (8. III). 1863] -
русский дириж„р и композитор. По нац. немец. Муз. образование получил в
Бреслав-ле, где в 1825-38 работал скрипачом, хормейстером, оперным
дириж„ром и композитором. В 1838 переселился в Петербург. Был дириж„ром
оркестра нем. оперной труппы, затем Александрийского т-ра, в 1840-
1850петерб. Большого театра. В 1842 под управлением А. была впервые
пост. опера М. И. Глинки "Руслан и Людмила". А. принадлежат балеты
"Горный дух" (1825), "Две т„тки" (1845), музыка к драм. пьесам и
водевилям (сценич. произв. А. были пост. в Петербурге),
камерно-инструмент. соч. и др. Как дириж„р А. обладал большим
мастерством и опытом. О. В.
АЛЬВАРЕС КИНТЕРО (Alvarez Quintero), братья С e р а ф и н (26.
III.1871-12. V. 1938) и Х о а к и н (20. I. 1873-14. VI. 1944),испанские
драматурги. В 1888 впервые выступили с комедией "Фехтование и любовь" (в
том же году пост. в т-ре Сервантеса в Севилье). В дальнейшем А. К.
создали совместно ок. 200 пьес, пользовавшихся большой популярностью у
буржуазного зрителя и широко ставившихся в т-рах Мадрида, Севильи и др.
йен. городов. В пьесах "Мальчишка" (1899), "Солнечным утром" (1905),
"Любовь в пот„мках" (1906), "Живая вода" (1908), "Четверть часика"
(1922) и др. А. К. разрабатывали преимущественно жанр сайнете .(муз.
комедия), черпая сюжеты гл. обр. из патриархального быта Андалу. зии. В
комедиях "Каторжники" (1900), "Дворик" (1900), "Дух веселья" (1906),
"Мальвалока" (1912), "Волк всегда в лес смотрит" (1916), "Как бы убить
время" (1928), "Донья Нормига" (1930) и др. воспроизводятся
незначительные явления быта, рисуются картины благополучно завершающихся
семейных неурядиц и т. п., юмор нередко сочетается в этих пьесах с
мелодраматизмом. Сатирич. изображение быта мадридских чиновников
получило отражение в комедии "Безумная муза" (1905). В комедии "Суета"
(1921) высмеиваются нравы великосветского мадрид ского общества,
честолюбивым политиканам противопоставляются люди, ведущие сельскую
жизнь. Пьесы А. К., лиш„нные значительного обществ, содержания,
утверждающие буржуазную мораль, торжество абстрактного добра над злом,
дают неглубокие психоло-гич. характеристики, но содержат колоритные
картины быта, яркие типы, отличаются мастерством сце нич. композиции.
С о ч.: Obras completas, v. 1-4, Madrid, 1947-49. Лит.: Carpi M.,
L'opera dei fratelli Quintero, Roma, 1930. v 3. Я.
АЛЬВЕНДИ (наст. фам. - M e л и к о в), Мамед (г. рожд. неизв. - ум.
1919)- азербайджанский акт„р. Сценич. деятельность начал в Баку в 1904.
Играл в азерб. ' труппах. Роли: Гейдар-хан ("Надир-шах" Нариманова),
Гахтан ("Кузнец Гяве" С. Ахундова по Ш. Сами), Гаджи Фарадж
("Бесполезное богатство" Рустамбекова). А. выступал также в комедийных
ролях: Ахмед (по "Скупому" Мольера), Мамед Джа-фар ("На всякое чихание
не наздравствуешься" Сун-дукяна), Осип ("Ревизор"). Образы, созданные
А., отличались ч„ткостью бытовой характеристики, ясностью,
целеустремл„нностью. К. Кае.
АЛЬБИН (AIwin), Карл (15. IV. 1891 - 15. X. 1945) - немецкий дириж„р
и педагог. Музыке обу чался у Э. Гумпердинка и Г. Кауна. В 10-х гг. 20
в. работал ассистентом-дириж„ром Берлинской придвор-ной оперы. В 1912 -
ассистент-дириж„р на вагнеров-ском фестивале в Байр„йте; дирижировал в
оперных т-рах Галле (1913), Дюссельдорфа (1915-17), Гамбурга (1917-20).
В 1920-38 А. - дириж„р Венской оперы. Гастролировал в Англии и Испании
(1924- 1925), в 1938-41 работал в США. В 1941-45 А. - дириж„р Народной
оперы в Мехико. Был одним из крупвых оперных дириж„ров, сочетавших
глубокое знание обширного оперного репертуара с тонким раскрытием
содержания исполняемых произв. А. принадлежит ряд симф. и вок. соч. С
1924 А. - профессор Венской муз. академии. Л. М.
"АЛЬГАМБРА" (Alhambra) - театр в Лондоне. Основан в 1854. В 50-60-е
гг. 19 в. в "А." ставились гл. обр. цирковые представления и
мюзик-холльные обозрения, в 70-80-е гг. 19 в. - оперетты и муз. комедии
("Уиттингтон" Оффенбаха, 1874, "Нищий студент" Милл„кера, 1884, и др.).
С конца 80-х гг. в "А." вновь давались мюзик-холльные представления,
ревю, балетные обозрения, спектакли варьете. В нач. 20 в. здесь
проходили выступления артистов "Русских сезонов". В 1936 т-р был закрыт;
здание используется как кинотеатр. Ф. К.
АЛЬКАЛА ГАЛЬЯНО (Alcala Galiano), Антонио (17S9-1865) - испанский
политический деятель и лит. критик. Активный участник революции 1820-23.
В J814-20 вместе с писателем X. де Мора А. Г. выступил с рядом статей в
защиту господствовавших в исп. лит-ре и театре устаревших принципов
классицизма, против традиций нац. йен. драмы Возрождения. А. Г. был
автором предисловия к поэме герцога де Ривас "Мавр-подкидыш" (1834),
близкого по идеям предисловию В. Гюго к драме "Кромвель" и оказавшего
значит, влияние на развитие исп. романтич. драмы. Посмертно
опубликованные "Воспоминания старца" (1878) и "Мемуары" (1886) содержат
ценные сведения по истории исп. литературы и т-ра 1-й пол. 19 в.
Лит.: Ximenez de Sandoval F., Antonio Alcala Galiano, el hombre que
no llego, Madrid, [1948J. 3. JJ.
АЛЬМАДА (Almada), Алехандро (1852-17. III. 1925) - аргентинский
акт„р. По окончании Королевской консерватории в Мадриде (класс
известного исп. акт„ра X. Ромеро) создал в 1874 вместе с актрисой Л.
Касадо акт„рскую труппу. В 1889 работал в т-ре "Насьональ Флорида" в
Буэнос-Айресе. В 1901 с успехом выступал в роли Отелло (т-р "Одеон" в
Буэнос-Айресе). В 1904 с труппой ар-гент. актрисы А. Пагано выступал в
т-ре "Сан-Мартин" (Буэнос-Айрес) в драме "Нирвана" X. Л. Пагано, затем
до 1920-в т-ре "Ривадавия" в труппе О. Рико. В 1920 организовал собств.
труппу, с к-рой гастролировал в провинциях Аргентины и в др. странах.
Наиболее успешно выступал в нар. драме "Болезнь или здоровье", "Добрый
Гусман" неизв. исп. автора, "Гражданская смерть" Джакометти и др.
Лит.: Bosch M. Ст., Historia de los origenes del teatro nacional
Argentino..., B. Aires, 1935. Ал. Р.
АЛЬМЕДЙНГЕН, Борис Алексеевич (1887-19. V. 1960)-русский советский
театральный художник, архитектор. Ученик А. Я. Головина. Начал работать
в т-ре в 1910 (Мариинский т-р). Художник реалистич. направления, А. в
1920-х гг. отдал дань увлечению "психологическим гротеском"-одному из
течений конструктивизма ("Смерть Тарелкина" Су-хово-Кобылина, 1918,
"Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1923, Академич. театр драмы в
Петрограде). А. оформлял спектакли во мн. т-рах. Среди его лучших работ:
"Ромео и Джульетта" Гуно (1920, 1955), "Травиата" Верди (1923, 1952)-в
Ленингр. Малом оперном т-ре, "Мейстерзингеры" Вагнера, "Дон Кихот"
Минкуса (1926) - Харьковский т-р оперы и бале га. Для А. характерна
графи ч. манера исполнения, крепкий рисунок, ч„ткая, спокойная
выразительная композиция, мастерское владение законами перспективы.
Лит.: Театрально-декорационное искусство в СССР...Сб. статей, Л.,
1927. 4 Щ
АЛЬМЕЕВ, Усман Гафиятович [р. 11 (24). IV. 1915]- татарский советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Тат. АССР (1957). В 1938 окончил
тат. оперную студию при Моск. консерватории по кл. проф. С. И.
Друзякиной. В 1939 дебютировал на сцене Тат. т-ра оперы и балета в
партии Кирамата в опере Жиганова "Беглец". Вок. и сценич. данные
позволяют А. исполнять героич., лирич., комич. партии, в т. ч. Урмай,
Ильдар, Хайдар ("Алтынчеч", "Ильдар", "На-мус" .Жиганова), Искандер
("Фарида" Юдина), Ха-лил ("Галиябану" Музаффарова), Андрей ("Семья
Тараса" Кабалевского). А. пользуется известностью как камерный певец и
исполнитель нар. песен. С 1958 А.- солист Тат. гос. филармонии им.
Тукая. 3. X.
АЛЬМКВИСТ (Almquist), Карл Йонас Лове (28. XI. 1793-26. IX. 1866) -
шведский писатель, публицист, поэт, драматург. Лит. деятельность начал в
конце 10-х гг. 19 в. Автор пьес "Дон Ромидо Маринес-ко" (1834), "Исидор
из Тадмора" (1835), "Мариам" (1839) и др. В пьесах А. проявился протест
против стяжательства, лживой, ханжеской морали. Значит. место в
творчестве А. занимает антиклерикальная тема, что навлекло на него
преследования церкви. Вследствие травли со стороны реакционных кругов А.
был вынужден в 1851 уехать в Америку, где жил до 1865. Произведения А.
носят по преимуществу романтич. характер, отличаются сложными аллегорич.
образами и символами. Во 2-й пол. 19 в. бунтарские мотивы творчества А.
получили развитие в шведской драматургии, напр. в пьесах А. Стриндберга,
С. Ла-герл„ф. А. Пог.
Лит.: S с hue k H. och Warburg K., Illustrerar svensk
litteraturhistoria, de 6 - 7, 3 uppl., Stockh., 1930-32.
АЛЬМЛ‚Ф (Almlof)-семья шведских акт„ров. Нильс Вильгельм (1799-17.
II. 1875). В 1820 окончил школу при Королевском драма тич. т-ре, в к-ром
затем выступал до конца жизни. Был крупнейшим представителем шведской
романтич. школы акт„рского иск-ва. Его исполнение отличалось ярким
темпераментом, тщательной работой над словом, изяществом и простотой
внешнего рисунка. Много играл в драмах Шиллера: Валленштейн ("Смерть
Валлен-штейна"), Филипп II ("Дон Карлос"), Фиеско ("Заговор Фиеско в
Генуе"), Мортимер ("Мария Стюарт"). В числе лучших ролей А. также:
Отелло; Гамлет, Клавдий и Полоний ("Гамлет"), Магомет (о. п. Вольтера),'
дон Сильва ("Эрнани" Гюго), Пальнатоке ( о. п. Эленшлегера). В„л
педагогич. работу в театр. школе.
Карл А н д e p с К н у т (9. II. 1829-3. I. 1899). Сын предыдущего. В
1851 начал сценич. деятельность в Королевском т-ре. Был популярным
комедийным акт„ром. Его игра отличалась мягким добродушным юмором,
пластичностью, музыкальностью. Успешно выступал в классич. репертуаре.
Роли:
Гарпагон ("Скупой"), Хенрик ("Хенрик и Пернил-ла" Хольберга), в
водевилях и опереттах - Перри-шон ("Путешествие Перришона" Лабиша),
Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха). Неоднократно гастролировал по
Швеции и Финляндии.
Хедвиг Кристина Элисабет (Бетти; 14. XI. 1831 - l. IV. 1882). Жена и
постоянная партн„рша Карла Андерса Кнута. Дебютировала в 1847. Была
характерной актрисой, обладавшей тонким юмором, грацией. Лучшие роли:
Дорина ("Тартюф"), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Скриба), мадам
Руннхольмен ("Союз молод„жи" Ибсена), Пернил-ла ("Хенрик и Пернилла"
Хольберга).
Лит.: Nordensvan Gr., Svensk teater och svenska skadespelare.... bd
1-2, Stockh.. 1917-18. Вл. М,
АЛЬМУ XA M E Т О В,
Газиз Салпхович [1895-1936(?)] - башкирский советский певец (тенор) и
композитор. Народный певец Башкирии (1929). Как исполнитель башк. нар.
песен выступил впервые в Ташкенте в 1913. Совм. с В. Виноградовым и С.
Габаши принимал участие в работе над первыми нац. тат. операми: "Сания"
(Казань, 1925), "Рабочий" (1930, Казань). В опере "Сания" А. пел партию
Зия, в опере "Рабочий" - партию Нигма-та. А. принадлежит ряд песен и др,
соч. Д. В.
АЛЫ1ЕРОВЫ - русские артисты цирка; клоуны. Сергей Сергеевич
(1859-1923) - утверждал вместе с братьями Дуровыми сатирические традиции
циркового искусства. Сын хозяина балагана, А. десяти лет бежал из дома с
бродячим цирком Фюрера. Выступал сначала как эквилибрист, затем как
гимнаст на трапеции. Под влиянием клоуна М. Высокин-ского А. переш„л в
жанр клоунады ( т. н. Белый клоун). Освоил игру на нескольких муз.
инструментах. А. использовал в своих выступлениях словесные реплики,
акробатику, танцы на ходулях. Выступал в лучших цирках России. В 1889 А.
привл„к партн„ра Бернардо (Рыжий) и создал клоунский дуэт "А. и
Бернардо". Исполняемые им сценки: "Печенье", "Лестница", "Бокс",
"Фотография", "Гамлет", пародирующие плохие цирковые номера, грубость
бурж. спорта, халтурные спектакли провинциальных т-ров, пользовались
большим успехом, до сих пор повторяются многими клоунами. В 1904-06 А.
выступал с другим партн„ром - Мишелем, в 1906 -14 - снова с Бернардо. В
эти годы в репертуар А. входили злободневные политич. острые шутки. С
1914 партн„ром А. стал его сын Д. С. Альперов.
Дмитрий Сергеевич (1895-1948) - советский артист цирка. Сын С. С.
Альперова. В детстве вдво„м с младшим братом выступал как
акробат-эксцентрик. Участвовал в пантомимах, затем стал партн„ром отца в
клоунадах. Позднее выступал самостоятельно. Партн„рами А. были: Макс (М.
И. Ф„доров), Мишель (М. П. Калядин), Н. Л. Лавров (Н. Л. Селяхин).
Отличное знание всех видов циркового иск-ва А. использовал как
исполнитель и режисс„р пантомим: "Махновщина" Масса и "Москва горит" по
сценарию Маяковского. При„мы старой клоунады сочетались в номерах А. с
хл„сткими политич. репризами. Традиц. сюжеты клоунад А. наполнял новым
текстом, отражавшим совр. жизнь. Написал книгу о дореволюционном рус.
цирке "На арене старого цирка" (1936).
Лит.: Альперов Д., На арене старого цирка, М., 1936; Дмитриев Ю. А.,
Русский цирк, М., 1953. М. 3.
АЛЬТ - 1) Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая низким
детским или низким женским (меццо-сопрано, контральто) голосами; звучит
и ноти-руется в партитуре выше тенора, отсюда и название (лат, altus,
итал. alto - высокий). 2) Низкий детский голос ( у мальчиков). 3)
4-струнный смычковый муз. инструмент скрипичного семейства.
АЛЬТАВЙЛЛА (Altavilla), Паскуале (6. XII. 1806-1872) - итальянский
акт„р. Род. в Неаполе.
Представитель неаполитанского диалектального т-ра (вид итал. т-ра,
где акт„ры играют на местном диалекте). Вначале выступал в
импровизированных фарсах; в 1835 был приглаш„н в т-р "Сан-Карлино", где
исполнял роли глуповатого слуги в одноактных пьесках собственного
сочинения - "Миллионерша с м„ртвой головой", "Поездка в Кастелламаре по
железной дороге", "Открытие кафе", "Европа", "Читатель газеты", "Свет и
газ" и др. Игра А. отличалась живостью и виртуозностью, унаследованными
им от лучших акт„ров комедии дель арте. Он пользовался импровизацией,
при„мами акробатики. А. вн„с черты человечности в исполнение комического
образа-маски, предвосхищая манеру исполнения акт„ра А. Петито. Написал
большое количество фарсов и комедий (издавались в 1849-61), не
отличающихся большими художеств. достоинствами, но очень сценичных. В
1958 миланский "Пикколо-театр" поставил комедию А. "Пульчинелла ищет
сво„ счастье в Неаполе".
Лит.: BragagliaA. ., Pulcinella, Roma, 1953. P.X. АЛЬТАНИ, Ипполит
Карлович [ 15(27). V. 1846- 17. II. 1919] - русский дириж„р и
хормейстер. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки (у Г.
Венявского) и композиции (у Н. Зарембы и А. Рубинштейна). В 1867-82
работал дириж„ром и хормейстером рус. оперы в Киеве; способствовал
развитию музыкально-сценич. иск-ва на Украине. В 1882- 1906 - гл.
дириж„р Большого т-ра. А. осуществил впервые на моек. сцене постановку
рус. опер - "Опричник" (1874), "Мазепа" (1884), "Пиковая дама" (1891),
"Иоланта" (1893) Чайковского, "Снегурочка" (1893), "Псковитянка" (1901)
Римского-Корсако-ва, "Борис Годунов" (1888) Мусоргского и др. Уделял
большое внимание технич. законченности исполнения, чистоте строя и
ровности звучания. Выступал также в симф. концертах. Преподавал в Муз.
уч-ще Киевского отделения Рус. муз. об-ва.
Лит.: И. К. Альтани..., "Рус. муз. газета", 1902, ј 41;
Ипполит Карлович Альтанн (По поводу 25-летия его дириж„рской
деятельности), "ЕИТ", вып. 6-7, [СПБ], 1909. В. А. К.
АЛЬТЕРМАН, Теодор Юрьевич [12(24). XI. 1885- 18(31). III. 1915] -
эстонский акт„р. Творч. деятельность начал в 1902 в полу
профессиональной труппе об-ва "Эстония" в Ревеле (Таллин). В 1905
занимался в Берлине у проф. Э. Милан сценич. речью и акт„рским
мастерством. С 1906, с перерывом (в 1911-13 работал в нар. т-ре в
Эссене, Германия)- акт„р эст. проф. т-ра "Эстония" (один из
организаторов этого т-ра). А. создал яркие сценич. образы: Барон (1903),
Хлестаков (1908); Борис Годунов ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого,
1909), Отелло (1910), Гамлет (1913); Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена,
1914). А. был первым исполнителем ролей:
Лео Саалепа и Пийбелехта ("Неуловимое чудо", 1913, и "Домовой", 1914,
Вильде). Игра А. отличалась мастерством перевоплощения, большим
акт„рским темпераментом, яркой характерностью. Он владел искусством
пауз, внутреннего монолога. Успешно исполнял роли в комедиях и фарсах
(Антон Мель-цер -"Хорошо сшитый фрак" Дрегели, 1913, и др.). А.
занимался также режисс„рской деятельностью; первая режисс„рская работа
А. - "Безумная мысль" Лауфса (1907). В дальнейшем пост. спектакли
"Неуловимое чудо" Вильде (1913), "Маскарад" (1914), "Без вины виноватые"
(1915) и др.
Лит.: Theodor Altermann, Tallinn, 1940; Pinna P., Theodor Altermann,
"Looming", 1945, .No 11, lk. 1145-1158;
Lauter A., Theodor Altermann, в кн.: Eesti Noukogude teater. Aim. II,
Tallinn, 1956, lk. 233-40; Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956, с.
38-43. Л. Цр.
АЛЬТЛЕЙС-ХЕЙСЛЕР, Анна Андресовна [20. XII. 1885 (l. I. 1886) - 8. X.
1957] - эстонская актриса. Сценич. деятельность начала в 1903 в
любительской труппе г. Вильянди в Эстонии. В 1906-25- актриса т-ра
"Ванемуйне" (Тарту). Дебютировала в роли Ренаты ("Ледоход" Хальбе). В
1927-28 - актриса т-ра "Эндл а" (Пярну). Творчество А. характеризуется
реалистич. тенденциями, широтой диапазона. С большим темпераментом
исполняла как дра-матич., так и комедийные роли: Ганна ("Возчик
Ген-шель" Гауптмана, 1907), Акулина ("Власть тьмы", 1908), Тийна
("Оборотень" Китцберга, 1911), Лилли ("Неуловимое чудо" Вильде, 1913),
Елена Андреевна ("Дядя Ваня", 1916), Йо ("Гибель "Надежды"" Хейер-манса,
1907). В 1928 А. покинула сцену.
Лит.: К. E. S., Altleis-Heisler Anna, в кн.: Eesti biogra-tiline
leksikoni, taiendkoide, Tartu-Tallinn, 1940, c. 11. Л. K p.
АЛЬТМАН, Иоганн Львович (l. V. 1900-26. II. 1955)- русский советский
литературовед и театральный критик. Член КПСС с 1920. Окончил Моск. ун-т
(1926), Ин-т красной профессуры (1932, лит. отделение). Был редактором
газеты "Советское искусство" (1936-38), журнала "Театр" (1937-41). А. -
автор работ по теории драмы, а также ряда статей (о Луначарском,
Трен„ве, Билль-Белоцерков-ском, Вишневском, Афиногенове, Киршоне, о
спектаклях моек. театров, театров Армении, Грузии, Азербайджана и др.).
Соч.: Драматические принципы Аристотеля, М.,. 1936; Теория драмы
Лессинга, М., 1936; Лессинг и драма, M.-Л., 1939; Акакий Алексеевич
Хорава, M.-Л., 1947;
Избранные статьи, М., 1957. С Под"
АЛЬТМАН, Натан Исаевич [р. 9(21). XII. 1889]- русский советский
театральный художник, график и живописец. Учился в Одесском художеств.
уч-ще. Работу в т-ре начал в 1918. Участвовал в оформлении массовых
инсценировок в Ленинграде (1918-20). Художник спектаклей:
"Мистерия-Буфф" Маяковского (1921, Госцирк), "Гадибук" Ан-ского (1922,
студия "Габима", Москва), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1932, Театр
интернационального действия, Париж). Элементы схематизма и
абстрактности, свойственные ранним работам А., успешно преодолеваются им
в последующий период. В своих театрально-декорационных работах А.
стремится к глубокому раскрытию темы спектакля, ч„ткости, скульптурной
заверш„нности композиционного построения сценич. пространства,
использованию условных при„мов для создания реалистич. образа. Среди его
лучших работ: "Отелло" (1944) и "Гамлет" (1954); "Победители ночи" Штока
(1950) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Тристан и Изольда" Бруштейн
(1947) в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола и др. А" работает также
в кино.
Лит.: Гиляровская Н., Декоративное искусство за 12 лет, 1917-1929,
"Искусство", 1929, ј 7-8, с. 19-20. М. Л.
АЛЬТХАУЗ - см. Олтхаус.
Обратно в раздел культурология
|
|