Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ИРКУТСКИЙ ТЕАТР (Иркутский д р а -м а т и ч е с к и и театр) -
русский советский театр. Один из крупнейших т-ров Сибири (см. Иркутск).
Создан в 1934 на основе стационировавшегося в Иркутске Сибирского
экспериментального т-ра (СЭТ). В становлении и развитии коллектива
решающую роль сыграли возглавлявшие его режиссеры Н. Н. Бу-торин
(1934-38), Н. А. Медведев (1939-45), В. Я. Го-ловчинер (1949-51), М. А.
Куликовский (1954- 1958), а также молодые режиссеры Г. А. Боганов, Р. Р.
Суслович. Тяготея к масштабным спектаклям, произв. широкого звучания,
т-р ставит пьесы, посв. животрепещущим проблемам современности. В первые
годы были пост.: "Мой друг" (1935, реж. Бу-торин) и "Аристократы" (1935,
реж. Панфилов) Погодина, "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1938, реж. Э.
Г. Вин) и др.* Значительным событием в жизни т-ра явилась пост.
спектакля "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1940, реж.
Медведев, в гл. роли - Ситко). Активно работая с иркутскими
драматургами, т-р пост. пьесы П. Г. Малярев-ского ("Счастье", 1940,
"Костер", 1946, "Крутые перекаты", 1956, "Поэма о хлебе", 1957), Б.
Леваптовской ("Дмитрий Стоянов", 1956, "От щедрого сердца", 1961). И. т.
иногда поручает пост. спектаклей выпускникам театр. ин-тов. Здесь начал
режиссерскую деятельность А. Б. Шатрпн, осуществили свои первые работы
многие молодые режиссеры. В т-ре работали П. С. Давыдов, Г. Н.
Загурская, Е. Е. Баранова, С. И. Курский, А. Н. Аркадьев и др.
В труппе т-ра (1962): нар. арт. РСФСР Г. А. Кра-мова, засл. арт.
РСФСР А. А. Павлов, В. П. Попов, А. П. Тишин, Н. П. Харченко; арт. В. К.
Венгер, И. В. Лешев, К. Г. Юренев; гл. режиссер - И. Б. Кол-тынюк, гл.
художник - Н. Г. Патрикеев.
Спектакли: "Таня" (1938, реж. Боганов); "Петр 1-й" по А. Н. Толстому
(1939, реж. Медведев), "Русские люди" (1942, реж. Медведев),
"Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (1942, реж. Боганов), "Фронт" (1943,
реж. Суслович), "Счастье" Павленко (1950, реж. Головчинер), "Порт-Артур"
Степанова и Попова (1955, реж. Куликовский), "Иван Рыбаков" Гусева
(1954, реж. Шатрин), "Дали неоглядные" Вирты (1958, реж. Табачников),
"Доходное место" (1934), "Борис Годунов" (1937), "Отелло" (1941, реж.
Медведев, в гл. роли Аркадьев). П. Мал., М. Лифш.
ИРКУТСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Возник в 1928 как Т РАМ. В коллектив
вошли участники кружков рабочей художеств. самодеятельности. Открыт в
авг. 1929 ("Бузливая когорта" Скоринко). В репертуаре первых лет -
спектакли "Зови фабком", "Ударники", "Мать" по Горькому, "Платон
Кречет", "Поднятая целина" по Шолохову и др. Т-р принимал активное
участие в обществ, жизни края, показывал спектакли и агитпрограммы в
колхозах области, на пром. предприятиях. В 1937 т-р был реорганизован в
ТЮЗ. Большое влияние на развитие т-ра оказали режиссеры Н. П. Колпаков,
В. Я. Молдавский, И. С. Городецкий, С. С. Казимировский, М. А. Нор-вид,
драматург П. Г. Маляревский. В т-ре работали актеры-В. Я. Коноплянский,
Т. О. Золотарева, Т. С. Тузовская, В. П. Манихин, Р. И. Манихнна К. И.
Мыльникова, В. И. Корзун, Г. М. Бойченко. В труппе т-ра (1962) - засл.
арт. РСФСР В. Г. Кли-манова, П. И. Лавров, Т. Ф. Козлитина, М. И.
Ермакова, И. Г. Коршунов, В. И. Шестерников, Н. В. Кушникова. Гл.
режиссер - Э. Д. Корсаков, художник - А. С. Якимчук.
Спектакли - "Павел Корчагин" по Н. Островскому, "Юность отцов"
Горбатова, "Надежда Дурова" Лип-скерова и Кочеткова, "Вей, ветерок"
Райниса, "Алеша Пешков" по Горькому, инсценировки сказок - "Храбрый
портняжка", "Финист - ясный сокол", "Красная шапочка", "Снежная
королева", "Три толстяка", "Кот в сапогах", "Золотой ключик", "Чудесный
клад", "Репка". А. Л.
ИРЛАНДСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР (Irish Literary Theatre)-первый
национальный театр Ирландии. Основана 1899 в Дублине по инициативе поэта
У. Б. Йитса и А. Грегори на частные пожертвования. Репертуар И. л. т.
составлялся из пьес, написанных спец. для т-ра писателями-ирландцами на
англ. яз. В 1899 были показаны спектакли: "Графиня Кэтлин" Йитса,
"Вересковое поле" Мартина (спектакль ставил писатель Дж. Мур). В 1900 -
"Сгибается куст" Мура, "Последний пир Фениев" Миллигана, "Мэв" Мартина.
В 1901 - "Диармуд и Гранни" Йитса и Мура, "Витье веревки" Хайда [первая
пьеса на гэльском (др.-ирл.) яз.]. Т-р не имел ни собств. помещения, ни
труппы. Все пьесы ставились силами приглашенных из Лондона англ. актеров
(за искл. спектакля "Витье веревки", сыгранного любителями-ирландцами).
Спектакли И. л. т. отличались от пост. англ. коммерч. т-ров простотой
оформления, статичностью и в то же время особой отточенностью,
выразительностью сценич. речи. Несмотря на противодействие католич.
церкви и ирл. реакц. буржуазии, т-р просуществовал до 1901, но и за это
время он в значит, степени выполнил свою задачу - вызвать к жизни ирл.
нац. драматургию.
Лит.: М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928, L., 1929; Е 1 1
i s-F е г т о г U., The Irish dramatic movement, 2 ed., L., [1954]. .
Ел. К.
ИРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Завоеванная Англией (12 в.),
подавлявшей развитие самобытной ирландск. (гэльской) культуры, Ирландия
до конца 19 в. не имела нац. т-ра и драматургии. Но с языческих времен в
народе жило иск-во устной поэзии и декламационное мастерство
поэтов-сказителей, определившие впоследствии поэтичность языка ирл.
драматургов и эстетич. принципы ирл. нац. т-ра. В 16 в. в Дублине англ.
цеховыми гильдиями устраивались представления мистерий, а с 17 в.
создаются т-ры для англ. знати и чиновничества. В периоды усиления
нац.-освободит, борьбы против Англии .были созданы и пост. пьесы,
выражавшие интересы ирл. народа - трагедии "Гнев Колы, или Страдания
Ли-ренды" Берна-о восстании 1641 (1646, Килкенни), "Генералы-соперники"
Дж. Стерлинга, комедия "Источники Уэксфорды" М. Конканена (1721,
Дублин), историч. героич. пьеса "Бриан Боройн" Дж. Ноулса (1811,
Белфаст) и др. Наиболее одаренные ирл. драматурги - У. Конгрив, Дж.
Фаркуар, О. Голдсмит, Р. Б. Шеридан, О. Уайльд, Б. Шоу переселялись в
Лондон, и их творчество принадлежит истории англ. лит-ры и т-ра.
В конце 19 в. в результате возникновения куль-турно-освободит.
движения, получившего название "Ирландского литературного Возрождения",
в Дублине был создан Ирландский литературный театр (1899- 1901). В 1901
основатели этого т-ра У. Б. Йитс, А. Грегори, объединившись с кружком
любителей, возглавляемым Ф. и У. Фей, основывают Ирл. нац. драм.
общество. В 1904 оно было преобразовано в постоянный т-р в Дублине,
игравший в спец. помещении на ул. Аббатства. Драматурги Т-ра Аббатства
("Эбби т-р") У. Б. Йитс, А. Грегори, Рассел, писавший под псевдонимом
"А. Е.", П. Колум, Дж. М. Синг создали своеобразный нац. репертуар, а
режиссеры Йитс и бр. Феи нашли новые принципы создания спектакля.
Труппу составили любители, нек-рые из них стали впоследствии
известными проф. актерами (С. Олгуд, М. О'Нил, Э. Кроу, Б. Фицджералд и
др.). Драматурги Ирландии пишут на англо-ирл. яз., используя идиоматику
разговорной речи; источники сюжетов своих пьес черпают из мифологии и
истории Ирландии: "Кэтлин-ни-Холиэн", "У порога короля" Йитса, "Дейрдра"
Рассела, "Дейрдра, дочь печали" Синга и др. Нек-рые драматурги
обращались к сел. жизни Ирландии - "Когда восходит месяц" Грегори,
"Опустошенная земля" и "Земля" Кол ума и к психологич. проблемам -
"Всадники моря" "Источник святых", "Удалой молодец, гордость Запада"
Синга. Хотя в нек-рых пьесах ирл. авторов выражены идеалистич.
тенденции, в целом их творчество дышало патриотич. свободолюбием,
ненавистью к бурж. об-ву. Постепенно в И. т. ид. укрепляются реалистич.
тенденции, репертуар пополняется пьесами новых драматургов-У. Бойла, Т.
С. Марри, Дж. Шилса, Л. Робинсона и др.
В 20-х гг. начинается новый подъем нац. театр. иск-ва, вызванный
пост. пьес Шона 0'Кейси "Тень стрелка" (1922), "Юнона и Павлин" (1924),
"Плуг и звезды" (1926), в к-рых воссозданы события освободительной
борьбы ирл. народа (1916-22). В 30-е гг. ставятся пьесы П. В. Кэрролла
"То, что принадлежит Цезарю", "Мудрые безмолвствуют" (4937), "Тень и
сущность" (1937), Т. Диви "Кэти Роуч" (1936) и'др. Ирл. т-р ставят и
переводной репертуар.
В 1904 возник Ольстерский т-р в Белфасте, объединившийся в 1939 с др.
труппами и получивший название - Ольстерский групповой т-р. Первые пост.
этого т-ра - историч. пьесы "Реформаторы" Л. Пер-селла и "Брайан из
Банбы" Б. Хобсона. Ставились также пьесы Сент-Джон Эрвина, Р. Мейна, Дж.
Шилса, Л. Доила, Д. Даффи, отражавшие жизнь Северной Ирландии.
В 1929 Э. Хилтон и актер, драматург, режиссер М. Мак-Лиамоир
организовали в Дублине т-р (в помещении Гейт-тиэтр), в к-ром ставились
произведения Шекспира, Гете, Эсхила, Шеридана, Чехова, Толстого,
Уайльда, Шоу, Стриндберга, О'Нила, Кайзера и пьесы ирл. драматургов:
"Старая дама отвечает - нет" (1929), "Невеста для Единорога" (1933),
"Песнь бури" (1934) Д. Джонстона, "Буря над Уиклоу" (1933), "Жаворонок в
ясном небе" (1934) М. Ман-нинга, "Мертвые движутся быстро" (1931) Д.
Сирза. Новаторская режиссерская деятельность Мак-Лиамои-ра принесла т-ру
большой успех.
Идея создания Гэльского т-ра возникает в нач. 20 в. Организуются
любительские труппы, поддерживаемые различными патриотич.
.организациями. Первая пьеса на гэльском яз. "Витье веревки" Д. Хайда
была исполнена любителями в Ирл. лит. т-ре (1901).
В 1912-14 успешно выступила труппа любителей, назвавшаяся "Актеры". В
1922 создан Драматич. союз, привлекший к участию в спектаклях и
актеров-профессионалов. Здесь были пост. историч. пьесы "Датчане" и
"Доблестная женщина" П. Бислоу, социальная сатира "Восстание мышей" Ш.
Оада, мифо-логич. пьеса "Кухулин и Эйоф" М. Шифхра.
В 1928-31 существовал Гэльский т-р в Голуэй. М. Лиамоир пост. на
сцене этого т-ра пьесу "Диармуд и Гранни", он же перевел на гэльский яз.
и пост. пьесы Уайльда, Чехова, Шоу. С 1939 спектакли на гэльском яз.
начал ставить и Т-р Аббатства.
Лит.: Гвоздев, Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6; Ф о
к с Р., Современная ирландская драма, "Интернац. литература", 1940, .ј
3-4; М а 1 о п е А. Е., The Irish drama. 1896-1928. L., 1929; The Irish
theatre. Lectures delivered during the Abbey theatre festival held in
Dublin in Aug. 1938. Ed. byL. Robinson. L., 1939; Mac L i-a m m о i г
М., Theatre in Ireland,Dublin,1950; F а у G., The Abbey theatre cradle
of genius, Dublin. 1958; E 1 1 i s-F e r-mor U., The Irish dramatic
movement,2 ed.,L., [1954]. Ел.К.
ИРОДА АТТИКА ТЕАТР (Одеон)- греческий театр под открытым небом,
построенный в Афинах во 2 в. римским наместником в Греции Иродом
Аттиком. Считался одним из лучших античных т-ров. Хорошо сохранившийся
до наших дней, И. А. т. используется в наст. время в качестве летней
сцены для спектаклей оперного т-ра Лирики скини и др., а также для
театр. фестивалей и концертов. Юл. М.
ИРЧАН, Мирослав (наст. имя и фам.- Андрей Дмитрович Б а б ю к)
(14.VII.1897-1937) - украинский советский писатель, драматург. Чл.
Коммуни-стич. партии с 1920. В 1914 окончил Львовскую учительскую
семинарию. Печататься начал в 1918. Написал пьесы "Бунтарь" (1920),
"Нежданный гость" (1921)-фронтовые агитки. Первые пьесы И., посв.
революции, классовой борьбе, носили абстрактно-романтич. характер. После
пьесы "Безработные" (1923) И. обращается к реа-листич. драматургии. Его
пьесы-остро сюжетны, герои их - люди несгибаемой воли, революционеры. И.
писал о жизни и борьбе трудящихся в капиталистич. странах ("Плацдарм",
1932), выступал против милитаризма ("Семья щеточников", 1923). Но многие
пьесы И. отмечены абстрактностью, символичностью, надуманностью образов.
В 1923-29 жил в* Канаде. Его пьесы "Бунтарь", "Нежданный гость" были
пост. в 1923 в драм. кружке в Виннипег.е(Канада),в 1926 здесь же шла
пьеса "Подземная Галиция", посв. революц. борьбе трудящихся Галиции. И.
организовал драм. кружки и театр. студию в Виннипеге, для к-рой написал
учебное пособие "Сцена". В 1929 И. вернулся в СССР.
Лит.: Власенко В. и Кравчук П., Мирослав ?рчан. Життя ? творч?сть,
Кив, 1960; Власенко В. П., Мирослав ?рчан, "Радянське
л?тературознавство", Кив, 1957, ј 2, с. 22-39. С. Б.
ИСАЕВ, Михаил Александрович [р.2(15).XI.1914]- русский советский
актер. Нар. арт. Удм. АССР (1955). В 1934 окончил студию Архангельского
т-ра и был зачислен в труппу этого т-ра. Один из основателей т-ра
Северного флота, в к-ром работал в 1936-46. В 1946 и в 1950-57 - актер
Ижевского т-ра. С 1957- в труппе Томского т-ра (в 1947-50 играл в т-ре
Кривого Рога).
Роли: т-р Северного Флота - Берсенев ("Разлом"), Вайнонен
("Оптимистическая трагедия"), Сафонов ("Русские люди"), Сергей Горлов
("Фронт"), Ижевский т-р -Ноздрев ("Мертвые души"), Яровой ("Любовь
Яровая"), Соленый ("Три сестры"), Лаврухин ("Годы странствий" Арбузова),
Карандышев ("Бесприданница"), Хлебников ("Персональное дело" Штейна),
Грозный ("Василиса Меленть-ева" Островского и Гедеонова), Томский
тр-Бессеменов ("Мещане"), Борис Годунов ("Царь Федор Иоанно-вич" А. К.
Толстого), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады) и ДР. А. Ив.
ИСАЕВА, Асет Марцаровна (р.25.VI.1915)- чеченская советская актриса.
Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1961). В 1931 поступила в нац. театр.
студию в Грозном. По окончании студии вошла в состав Чечено-Ингушского
т-ра.
Роли: Хава, Белила, Лайла ("Золотое озеро", "Красная крепость",
"Семья чабана" Бадуева), Жанетта ("Свекровь" Шамхалова), Смеральдина
("Слуга двух господ") и др.
ИСАЕВА, Галина Ивановна (р. 1915) - русская советская артистка
балета. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1931 окончила Ленингр. хореографич.
техникум и в том же году была принята в Малый оперный т-р (Ленинград).
Партии: Одетта-Одиллия, Фадетта (о. п. Делиба), Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Сванильда ("Коп-пелия"), Змеральдина ("Мнимый жених"
Чулаки, Гос. пр. СССР, 1948), ?аша ("Юность" Чулаки, Гос. пр. СССР,
1950). В 1959 выступала как балетмейстер, пост. танцы в оперетте
"Летучая мышь" Штрауса.
Лит.: Театральный Ленинград, 1961, .Nc 9, с. 7-8; театр. 1950, .ј 9,
с. 55-58.
ИСАЕНКОВ (псевд.- Эклер), Трофим Григорьевич (р. 1879)- советский
цирковой артист; дрессировщик медведей. Засл. арт. РСФСР (1939). В 1904
начал работать в цирке Чинизелли как конюх, потом берейтор. В 1908-14
участвовал в конно-спортивных номерах. В 1924 впервые создал большой
номер с дрессированными бурыми медведями, к-рые исполняли сложные трюки:
ездили на роликах, велосипедах. Выдающийся мастер дрессуры, И.
оригинально использовал на манеже природные качества животных. Выступал
до 1956.
Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947. М.
Зон.
ИСАЙЛОВИЧ (Исаийлович), Михайло (15.X.1870- 1938) - сербский актер и
режиссер. Окончил консерваторию в Вене. В 1898 дебютировал, а с 1920
выступал на сцене Нар. т-ра в Белграде. Роли: Шейлок, Ричард III и др.
Был ведущим режиссером этого т-ра, утверждая на его сцене принципы совр.
режиссуры. Пост. спектакли: "Король Лир", "Ричард III", "Гамлет",
"Эгмонт" Гете. Вел педагогич. работу, развивая традиции психологического
реалистического актерского иск-ва. Ю. д.
ИСАКОВ, Павел Александрович (27.VIII.1823- 20.1.1881) - русский
театральный художник. Ученик Роллера. Начал самостоятельно работать в
1851 в Петербурге, с 1856 - в Москве. С 1858 - декоратор императорских
т-ров. Расцвет иск-ва И. относится к 70-м гг. В этот период он
сближается с А. Н. Островским, много работает в Малом т-ре, создает
декорации к спектаклям "Поздняя любовь" (1873), "Трудовой хлеб" (1874),
"Сердце не камень" (1879) и др. Опираясь на творчество великого
драматурга, И. впервые в рус. театр .-декорац. иск-ве решает спектакль
на совр. социально-бытовую тему как художник-реалист. И.- мастер театр.
павильона, блестяще знал законы перспективы, театр. машин ерию.
Лит.: Сыркина Ф.Я., Русское театрально-декорационное искусство второй
половины XIX в., М., 1956.
АН. Ш.
ИСАКОВ, Сергей Петрович [p.lO(23).V.1900] - русский советский
театральный художник. Учился в художеств. студиях Н. В. Шлейна
(1913-15), К. Ф. Юона (1915-17)иуП.В.Митурича(1919-22). Работу в т-ре
начал в 1921. Наиболее значительны декорации И. к спектаклям 20-х гг.,
посвященным сов. действительности. Применяя принцип
архитектурно-конструктивной декорации, И. добивался реалистич.
образности и жизненного правдоподобия: в единую конструкцию он включал
сменяющиеся крупные реалистически трактованные детали, использовал
разнообразные фактуры, подчеркивающие характер места действия (строит,
леса, служащие площадкой действия в "Темпе", фрагменты бревенчатой избы,
березовый плетень, солома в "Ви-ринее" и т. д.). С 1933 работал гл. обр.
как художник-проектировщик по оформлению выставок и интерьеров в
обществ, учреждениях.
Оформил спектакли: "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского
(1923), "Женитьба" (1924); "Виринен" Сейфулли-ной (1925) - в 3-й студии
МХАТ; "Барсуки" Леонова (1927), "Зойкина квартира" Булгакова (1926),
"Темп" Погодина (1930) - в Т-ре им. Евг. Вахтангова; "Продавцы славы"
Пань-оля и Нивуа в МХАТ (1926); "Нашествие" Леонова (1943) и "Встреча в
темноте"Кнорре (1944)-в Т-ре им. Моссовета. М.П.
ИСАНБЕТ, Наки Сиразеевич [р. 29.XII.1898 (10.1. 1899)] -татарский
советский драматург, поэт, переводчик, ученый. Засл. деят. иск-в Тат.
АССР (1957). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960). Один из
крупнейших драматургов Татарии, И. создал пьесы в различных жанрах.
Динамичные пьесы И. показывают характеры героев в развитии. Сочный,
образный язык И. близок к народной речи. Первая комедия "Амирхан хазрат"
написана II. в 1914, трагедия "Райский мост" - в 1919. Сатирич. пьеса
"Переселение", разоблачающая контрреволюц. тат. буржуазию и ханжество
мусульм. духовенства в эмиграции, была пост. в Башк. т-ре драмы (Уфа) и
Тат. т-ре (1925). Комедии И., воссоздающие годы нэпа - "Культурный
Шенгерей" (1925), "Пикуляй Шарафи" (1927) и
"Портфель" (1929), пост. в Башк. т-ре драмы. В Т-ре им. Камала
поставлены драма И. "Миркай и Айсылу" (1936) - о борьбе против религ.,
консервативных устоев и комедия "Забулачная республика" (1939),
разоблачающая национализм. С 1940 в репертуаре этого т-ра сохраняется
веселая комедия И. "Хужа Насретдин" - о популярном герое фольклора.
Борьбе сов. народа с фашизмом посвящена трагедия И. "Марьям" (1943).
Проблемы семьи, морали, борьбы с пережитками прошлого нашли отражение в
пьесах "Райхан" (1952) и "Зифа" (1953).
В псторич. драме "Мулланур Вахитов" (1948, Т-р им. Камала), трагедии
о Герое Сов. Союза Мусе Джалиле (1956, Башк. т-р драмы, 1957, Т-р им.
Камала) И. с большим драматизмом показывает героя в переломные моменты
его судьбы, его связь с народом. И. обогатил нац. культуру переводами
произведений Грибоедова, Пушкина, Шекспира, Мольера.
По его либретто Н. Жиганов написал оперу "Туляк" (1945, Т-р оперы и
балета, Казань). Пьесы И. шли в т-рах Татарии, Башкирии, Узбекистана,
Казахстана. И. является также автором статей, очерков по истории тат.
т-ра.
/ Соч.: Комедия пэм драмалар, Казан, 1953; Сэхнэ эсэрла-ре, Казан,
1958; Мулланур Вахитов. Драма, пер. с татарок., М., 1957.
Лит.: Шамуков Г., Нэкый Исэнбэт, Казан, 1959;
К p ы ж и ц к и и Г., Корифей татарского театра, "Театр", 1959, .Ni
4. У. К.
ИСАЧЕНКО, Константин Степанович [р.5(17).III. 1882] - русский
советский артист оперы (тенор), хоровой дирижер, педагог. Пению обучался
в Петерб. консерватории у С. И. Габеля. Впервые выступил на оперной
сцене в 1908 в петерб. Народном доме. В 1911 выезжал с труппой С.
Дягилева в Париж, Монте-Карло, Лондон. В 1911-12 выступал в оперном т-ре
в Киеве, затем в Петерб. т-ре муз. драмы. В 1918 вместе с труппой этого
т-ра перешел в состав Большого оперного т-ра в Нар. доме, где пел до его
закрытия (1923), после чего оставил сцену, занимался педагогич.
деятельностью (с 1918 И.- проф. Ленингр. консерватории).
Партии: Ленский; Берендей ("Снегурочка"), Шуйский ("Борис Годунов"),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Альфред, Альмавива и др.
ИСЕНЕ (Isene), Ула (р.2.VI.1898) - норвежский актер. В 1Р23-37
выступал как камерный певец.
С 1938-в драм. т-рах Осло: Треннелагском (1938-39), Новом (1939-46),
Национальном (1946-52), Народном (1952-60). И.- характерный актер, его
игра отличалась эмоциональностью, тонкой 'ироничностью, выразит. внешним
рисунком ро/пи.
Роли: Яльмар Экдаль, Эйлерт Левборг, Вангель ("Дикая утка", "Гедда
Габлер", "Женщина с моря" Ибсена), Петруч-чио ("Укрощение строптивой"),
Бенедикт ("Много шума нз ничего"), Сведенхьельм (о. п. Бергмана), Менш
("Он сидит на кипящем котле" Мунка), Отец ("Дневник Анны Франк" Гудрич и
Хаккета).
Лит.: Gjesdahl P., Premierer os portretter, Oslo, [l 957 ]. Вл. М.
ИСЕЦКИИ (наст. фам. - Тер-Иоанесянн), Леон Николаевич
[8(20).IX.1890-10.V.1946] -советский артист оперы (бас). Нар. арт. Груз.
ССР (1943). Засл. арт. Арм. ССР (1933). В 1914 окончил Брюссельский
ун-т, в этом же году, поселившись в Тифлисе, брал уроки пения у А. А. и
В. И. Зеленых; совершенствовался в Милане. С 1916 И.- солист Тифлисской
оперы, с 1937-Т-ра им. Палиашвили. Н. обладал голосом красивого тембра и
высокой вок. культурой. В 1923 принимал активное участие в организации
оперного т-ра в Александрополе (ныне - Ленинакан), в к-ром пел партии на
арм. языке. В Т-ре им. Палиашвили исполнял партии на груз. и рус.
языках: Цангала ("Даиси" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная"
М. Баланчивадзе), Надир-шах ("Алмаст" Спендиарова), Огсен ("Лусаба-цин"
Степаняна); Кончак, Мельник, Дон Базилио, Мефистофель; Цунига ("Кармен")
и др. Принимал активное участие в создании Т-ра оперы и балета им.
Спендиарова. Б. Д., Л. Ц.
"ИСКАТЕЛИ ЖЕМЧУГА" ("Les Pecheurs de Perles")- опера Ж. Би.зе, либр.
M. Kappe и Э. Кормона, пост. 30 сент. 1863, Париж. Последующие пост.:
Милан (1886, 1938), Женева (1887), Лондон (1887 и 1889, на итал. яз.),
Барселона (1887, на итал. яз.), Брюссель (1887), Мехико (1-887, на итал.
яз.), Буэнос-Айрес (1888, на итал. яз.), Будапешт (1888), Прага (1889),
Париж (1889, на итал. яз.; 1893, 1.938), Берлин (1893, 1934), Копенгаген
(1900), Загреб (1900), Рио-де-Жанейро (1902, на итал. яз.), Варшава
(1904), Стокгольм (1913), Нью-Йорк (1916, на франц. яз.), София (1927),
Рига (1933), Сидней (1935) и др. В России впервые исполнена итал.
труппой в Москве в 1863 (Надир - Мазини), На рус. яз. пост. 5 сент. 1889
Частной оперной труппой Картавова в Петербурге (дирижер Плотников; Надир
- Любин, Лейла- Муран-ская, Зурга - Круглов, Нурабад - Петров). В 1903
пост. в Новом т-ре в Москве (дирижер Авранек, балетм. Манохин;
Надир - Собинов, Лейла - Нежданова, Зура - Гераси-менко, Нурабад -
Горяинов).
На сов. сцене пост. в 1927 в енингр. Нар. доме (дирижер Ульрих;
Надир- Смирнов, Лейла - Попова, Зурга - Бочаров, Нурабад - Налимов).
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ташкент (1956), Минск (1956), Каунас
(1957), Уфа (1961).
Издания: "И. ж.", клавир, М., Юргенсон, [1894].
ИСКЕНДЕРОВ, Адиль Рза оглы (р.10.X.1912) - азербайджанский
советский режиссер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1940. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-го и 5-го созывов. Окончил
Бакинский театр. техникум (1930), в 1936 - ГИТИС. В 1932-36 -
режиссер-практикант в Т-ре им. Евг. Вахтангова. С 1936 - режиссер (в
1937-60 - гл. режиссер и директор) Т-ра им. Азизбе-кова. Уже первый
спектакль "Платон Кречет", пост. И. в 1935, отличался
целеустремленностью, яркостью сце-нич. характеристик. И. способствовал
развитию нац. драматургии. Работая совм. с азерб. драматургами и
писателями, И. пост. новые пьесы С. Вургуна, М. Ибрагимова, С. Рахмана,
Э. Мамедханлы и др. Среди " работ И. в Т-ре им. Азизбекова: "Хаят"
Ибрагимова (1937), "Вагиф" (1938) и Фархад и Ширин" (1941) Вургуна,
"Счастливцы" Рахмана (1941), "Рассказ о Турции" Назыма Хикмета (1953),
"Намус" Ширванзаде (1952), "Джаваншир" М. Гуссейна (1957), "Бухта
Ильича" Меджнунбеко-ва (1958), "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР,
1948); осуществил также постановки драм Дж. Джабарлы - "Айдын" (1940),
"В 1905 году" (1947) и др.; Шекспира ("Отелло", 1949). Поставил в Т-ре
оперы и балета им. Ахундова "Шах Сенем" Глиэра (1937), в Бакинском рус.
т-ре "Вагиф" Вургуна (1956). Для творчества И. характерны монументальная
героика, торжественная репрезентативность, яркая зрелищность. С 1937 И.
ведет педагогич. работу (в Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева).
Снимался в кино. С 1961 работает в кино. К. Кае.
"ИСКУССТВО"- русское советское специализированное издательство.
Создано в 1935, в 1938 было объединено с издательством "Изогиз". Имеет
отделение в Ленинграде. Изд-во выпускает лит-ру по разл. отраслям иск-ва
на рус. яз. Значит. раздел деятельности "И." занимает драматургия. В
издательстве выпущены 10-томный сб. "Советская драматургия", 1917-47;
сборники пьес драматургов нац. республик СССР, избр. пьесы сов.
(Арбузов, Симонов, Тренев и др.) и зап.-европ. драматургов (Гауптман,
Пиранделло, Уайльд и др.). Нзд-во выпускает книги по истории и теории
русского т-ра, т-ра народов СССР и зарубежных т-ров всех времен. Изд-во
публикует книги, освещающие театр. наследие К. С. Станиславского и Вл.
И. Немировича-Данченко (собр. соч., режиссерские партитуры, записи бесед
и репетиций, письма и др.); критич. исследования и монографии, сце-нич.
истории произв. драматургии, работы по технике сцены, учебно-методич.
литературу, книги, освещающие творч. опыты мастеров т-ра, театр.
мемуары, книги по цирку и эстраде. Большими тиражами издается массовая
театр.лит-ра для худ. самодеятельности, серии одноактных пьес, брошюры,
посв. творчеству крупнейших актеров и драматургов, брошюры к юбилейным
датам, гастролям зарубежных т-ров в СССР и др.
Ряд изданий, гл. обр. мемуарную литературу и книги, посв. вопросам
техники сцены и оформлению спектакля, "И." выпускает совм. с ВТО. Из
периодических изданий "И." выпускает журналы "Театр", "Ежегодники
Московского Художественного театра", альманах "Современная драматургия".
Лит- см. при ст. Театроведение.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.