Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ЗОЩЕНКО, Михаил Михайлович [29.VII(10.vilI) 1895-22.VII.1958] -
русский советский писатель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Служил
доб' ровольцем в Красной Армии. Печататься начал в 1922. Автор новелл,
повестей. 3. написал комедии: "Уважаемый товарищ" (1930, Ленингр. т-р
Сатиры), "Преступление и наказание" (1933, Ленингр. мюзик-холл),
"Опасные связи" (1939), "Парусиновый портфель" (1945, Т-р им. Ленсовета,
Ленинград), "Очень приятно" (1946, там же), "Пусть неудачник плачет"
(1946) и др. В основе комедий 3.- обычно бытовой анекдот, сатирически
заостренный, поданный с шутливой назидательностью. Сатира 3. направлена
против мещан, пошляков, стяжателей, невежд. Однако пьесы 3.,
отличающиеся вялостью действия, монотонностью диалога, не имели большого
сценич. успеха.
Соч.: Опасные связи, "Звезда", 1940, ј 2; Парусиновый портфель, М.,
изд. ВУОАП, 1956. /f. p.
ЗРАЖЕВСКИЙ, Александр Иванович (25.VI II. 1886-14.XII.1950) - русский
советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Играл в любительских спектаклях
(с 1905). Проф. сценич. деятельность начал в провинции. Выступал в
Одессе, Харькове и др. городах Украины. В 1925 был принят в труппу
Ленингр. академич. т-ра драмы. В 1927-33 работал в Моск. драм. т-ре (б.
Корша), в 1933-35 - в Т-ре им. МОСПС. С 1935 - актер Малого т-ра. Игра
3. отличалась жизненной полнокровностью, сочностью, красочностью,
непосредственностью. В 1933 в спектакле
"Шторм" 3. создал образ Предукома - большевика, обладающего богатым
жизненным опытом, умеющего разбираться в людях. Свежее, оригинальное
толкование получила в исполнении 3. роль Ванюшина ("Дети Ванюшина"
Найденова, 1938); подчеркивая реакционную сущность этого образа, 3. в то
же время с большой теплотой и сердечностью раскрывал внутр. мир своего
героя. Оптимистич., жизнеутверждающий характер творчества 3. наиболее
полно проявился в роли председателя украинского колхоза Галушки ("В
степях Украины" Корнейчука, Гос. пр. СССР, 4942); с добродушным юмором,
тонкой иронией высмеивал актер ограниченность, наивную самовлюбленность
и простодушие зазнавшегося председателя. -С 1937 снимался в кино (Гос.
пр. СССР, 1941,1946, 1947).
Др. роли: Малый т-р - Печенегов ("Враги"), Варлаам ("Борис Годунов"),
Миллер ("Коварство и любовь"), Лыняев ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На
всякого мудреца довольно простоты"). Буранов ("На берегу Невы" Тренева),
Варра-вин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Будков ("За тех, кто в
море!" Лавренева), Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), сэр Тоби Бэлч
("Двенадцатая ночь"), Покор-ский ("Молодость" Зорина), Остапенко
("Фронт") и др.
Лит.: Д у р ы л и н С., А. И. Зражевский, "Театральная неделя", М.,
1941, ј 22, с. 8-9; Александр Зражевский, [М.], 1949 (Буклет); Александр
Зражевский, [М.], Госки-ноиздат, 1951 (Буклет). С. Г. "ЗРЕЛИЩА" -
русский советский еженедельный иллюстрированный театральный журнал.
Выходил в Москве с мая по август 1922 (15 номеров) под назв. "Эрмитаж";
с августа 1922 по июнь 1924 (89 номеров) -под назв. "З.". В журнале
печатались небольшие заметки о т-ре, цирке, кино, рецензии, хроника,
корреспонденции с мест и из-за рубежа, программы-либретто спектаклей и
др. Журнал распространялся в моек. т-рах, цирке, мюзик-холле. Редактор
журнала Л. В. Колпакчи. В "З." сотрудничали: В. Е. Ардов, В. М. Бебутов,
О. М. Брик, П. А. Марков, В. Э.Мейерхольд, С. И. Юткевич и др. А. Шн.
ЗРИТЕЛЬ. О зрителе как одном из основных компонентов спектакля см. в
ст. Театр.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ - см. Здание театральное.
ЗРИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - собрание зрителей для обсуждения просмотренного спектакля того или иного т-ра, иногда - деятельности т-ра в целом. 3. к. зародилась в нач. 20-х гг. (обсуждение спектаклей Т-ра им. Мейерхольда, Большого драм. т-ра в
Петрограде и др.) и получила впоследствии широкое распространение. 3. к.
организуются самими т-рами, различными театрально-обществ. организациями
(Дома актеров. Дома работников иск-в и др.). клубами, уч. заведениями и
т. д. Д, Шн.
ЗУБАЙРОВ, Абдулламин Фахреевич (р. 1891)- башкирский советский
актер. По национальности-татарин. Нар. арт. РСФСР (1949). Старейший
артист Башк. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1912; участвовал в
спектаклях татарских трупп, игравших на терр. совр. Башкирии. С 1922
работает в Башк. академич. т-ре драмы.
Сочный, бытовой актер, хорошо знающий жизнь башк. народа, 3. создал в
пост. нац. драматургии галерею ярких характеров, точных по внешнему
рисунку. Часто играл людей, наделенных народной мудростью и юмором;
Хужа Насретдин (о. п. Исанбета), Бадри ("Галпябану" Файзи), Кадыргол
("Тальян-гармонь" Ахмет-шина), Гимали ("Черноликие" по Гафури). Образы,
созданные 3., полны обаяния, человечности, простоты. 3. успешно сыграл
ряд ролей и в пост. рус. классич. и сов. драматургии: Осип ("Ревизор"),
Лука; Щукарь ("Поднятая целина" по о. п. Шолохова), Чир ("Любовь
Яровая"). Д. Б.
ЗУБАЙРАЕВ, Яраги Магомадович (р. 22.X.1917)- чечено-ингушский советский
актер. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). Засл. арт. РСФСР (1960).
Род. в бедной крестьянской семье. По национальности чеченец. В 1933-36
учился в театр. студиях при Чечено-Ингушском т-ре и Т-ре им. Руставели
(педагоги С. Ахметели, А. Хорава, А. Васадзе). В 1936-44 и с 1958 -
актер Чечено-Ингушского т-ра (Грозный). В 1944-46 работала
Южно-Казахстанском рус. т-ре. 3, создает образы, резко контрастные по
сценич. рисунку, обладает яркой пластич. выразительностью. Остро и легко
играет комедийные роли: Кочкарев ("Женитьба"), Сганарель ("Лекарь
поневоле" Мольера), Братишка ("Шторм"), Мулла ("Петимат" Бадуева);
создал острые и выразительные гротескные образы: Вахушти ("Храбрый
Кикила" Нахуцришвили и Гамрекели), Мулла ("Мирза Усач" Музаева и
Вайнштейна); психологически насыщенно играет 3. роли Татарина ("На
дне"), Али ("Горянка" Гамзатова), страстно разоблачает угнетателей
народа - Умалт ("Совдат и Дауд" Хами-дова). Ведет режиссерскую работу
("Песнь Софии" Хубецовой и Хугаева, 1959, и др.). Е. Ж.
ЗУБКОВСКАЯ, Инна Борисовна (р. 29.XI.1923) - русская советская
артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила Моск.
хореографич. уч-ще (педагоги Е. И, Долинская, М. А. Кожухова) и была
принята в Т-р оперы и балета им, Кирова. Лирико-драматич. танцовщица,
сочетающая в широкой кантилене движений уверенную силу и мягкость, 3.
воплощает содержание муз. образа в благородной, законченной пластич.
форме.
Партии: фея Сирени и Флорина ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия,
Раймонда, Эсмеральда; Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка" Минкуса),
Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан"). Царица бала ("Медный
всадник"), Татьяна (о. п. Крейна), Гаянэ; Сюимбике ("Шурале", Гос. пр.
СССР, 1950), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном
цветке" Прокофьева), Бьянка ("Отелло" Мачавариани), Мехменэ-Бану
("Легенда о любви" Мели-кова). В. Кр.
ЗУБКОВСКИЙ, Николай Александрович [р. 12 (25).XI.1911 ] - русский
советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1940), По окончании Ленингр.
хореографич. уч-ща (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарев) в 1931 был
принят в Ленингр. т-р оперы и балета (ныне им. Кирова). Для танца 3.
характерен мягкий, воздушный прыжок, блестящая техника заносок. 3.
создавал виртуозные, иногда гротескно окрашенные партии: Голубая птица
("Спящая красавица"), Зимняя птица ("Ледяная дева" на муз. Грига),
Арлекин ("Карнавал"). В 1934-48 3. одновременно выступал и в Ленингр.
Малом оперном т-ре. В партиях Арлекина ("Арлекинада" Дриго), Колена
("Тщетная предосторожность"), Рене ("Фадетта", на муз. Делиба),
Танцовщика
("Светлый ручей" Шостаковича), Бесенка, Труф-фальдино ("Сказка о попе
и работнике его Балде" и "Мнимый жених" Чулаки; Гос. пр. СССР, 1947)
раскрылся своеобразный талант 3., создававшего средствами классич. танца
комедийные характеры. Экспериментальные постановки в Ленингр. Малом
оперном т-ре позволили 3. обогатить хореографич. образность своих партий
в Т-ре оперы и балета им. Кирова: Золотой божок ("Баядерка" Минкуса),
Базиль ("Дон Кихот"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Карен ("Гаянэ"),
Николай ("Татьяна" Крейна). В этих партиях отчетливо прозвучала мажорная
направленность творчества 3. С пластич. выразительностью и психологич.
глубиной исполнял 3. свои последние роли: Принц ("Золушка"), Евгений
("Медный всадник"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Гренгуар
("Эсмеральда"). Оставил сцену в 1956.
Лит.: Блок Л., Танец Зубковского, "Театр", 1938. ;ј 7. В. Кр.
ЗУБОВ, Константин Александрович [8(20). IX. 1888-22.XI.1956]- русский
советский актер, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1949). Чл.
Коммуни-стич. партии с 1942. Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва.
Родился в семье учителя, учился во Франции в технич. уч-ще (в г. Нанси)
и на историко-филологич. ф-те Парижского ун-та. В 1906, вернувшись в
Россию, продолжил образование в Петерб. ун-те (на том же ф-те).
Одновременно занимался в Петерб. театр. уч-ще у В. Н. Давыдова. В 1908 в
летней гастрольной труппе Давыдова 3. начал проф. сценич. деятельность
(первая роль - Алеша - "Дети Ванюшина" Найденова). Затем занимался в
Школе сценич. иск-ва А. А. Санина и А. П. Петровского. В 1910- 1915
(кроме сезона 1913-14, когда 3. служил в Самаре) работал в антрепризе Н.
Н.
Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 3. был приглашен в Моск. т-р
Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актеров Иркутского драм. т-ра.
где впервые выступил как режиссер ("Вишневый сад", "Мещане", "На дне").
В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революц. т-ре; роли:
Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925- 1931 - актер, режиссер и зав.
труппой Моск. т-ра
Революции; создал здесь остро сатирич. образы Кор-зинкина, Семена
Рака ("Конец Криворыльска" и "Воздушный пирог" Ромашова), министра
Кальмана ("Гоп-ля, мы живем!" Толлера). В 1932-38 - художеств.
руководитель Т-ра им. Ленсовета в Москве; пост. "Разгром" по Фадееву,
"Платон Кречет" (исполнил гл. роль), сыграл роль Кинолы ("Гавань бурь"
по Бальзаку). С 1936 - актер и режиссер, а с 1947 - гл. режиссер Малого
т-ра. Иск-ву 3. свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония,
изящество. Блистательный мастер диалога, 3. за внешним лоском,
воспитанностью людей прошлого раскрывал их социальную и классовую
сущность (роль Цыганова в "Варварах", 1941). Среди лучших ролей 3. также
- Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова),
Фамусов, Репетилов ("Горе от ума"), Расстегин ("На берегу Невы"
Тренева), Телятев ("Бешеные деньги"), Городулин ("На всякого мудреца
довольно простоты" Островского) и др. Режиссерские работы 3.,
стремившегося к точным, конкретным средствам театральной
выразительности, выявлявшего идею пьесы прежде всего через иск-во
актера, отмечены четкостью, ясностью мысли. Пост.: "Евгения Гранде" по
Бальзаку (1939, реж. Уварова), "Варвары" (1941, совм. с Судаковым),
"Пигмалион" (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж. Велихов), "За тех, кто в
море!" Лавренева (1946, совм. с Цыганковым, Гос. пр. СССР, 1947),
"Великая сила" Ромашова (1947, совм. с Н. Петровым, Гос. пр. СССР,
1948), "Васса Же-лезнова" (1952, совм. с Велиховым), "Порт-Артур" (1953,
совм. с Марковым). Гос. пр. СССР, 1951. С 1920 3. занимался педагогич.
деятельностью. С 1946-профессор театр. уч-ща им. Щепкина.
Соч.: Реалистическое искусство советского театра в кн.: Ежегодник
Малого театра. 1953-1954гг., М., 1956.
Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953; Шатрова Е., К. А. Зубов, в
кн.: Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг., М., 1961. С. Г.
ЗУБИВИЧ, Дмитрий Иванович (ум. 5,Х1.1887) - украинский актер. Начал
сценич. деятельность как суфлер. В 1843 во время гастролей М. С. Щепкина
в Одессе обратил на себя внимание великого артиста исполнением эпизодич.
ролей Свистунова и Уховер-това ("Ревизор"). В 1846 3. сопровождал
Щепкина в его поездке по Украине. Играл Бобчинского; Подколе-сина
("Женитьба"), позднее - Хлестакова. Среди ролей в укр. драматургии:
Выборный, Чупрун ("Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" Котляревского). В
сер. 50-х гг. 3. переехал в Ростов-на-Дону, где прожил более 30 лет.
Летом 1863 выступал здесь вместе с Щепкиным. Особый успех имел в пьесах
укр. драматургов. Лучшая роль 3. в рус. классич. репертуаре - Репетилов
("Горе от ума"). Гибкий и разнообразный актер, 3. с большим успехом
играл и в опереттах (Синяя борода в о. п. Оффенбаха, и др.). Страстный
приверженец и последователь школы Щепкина, 3. утверждал реалистические
традиции рус. и укр. сценического иск-ва. Заболев в преклонном возрасте
тяжелой болезнью, оторвавшей его от т-ра, 3. застрелился. А. Г.
ЗУБРОВ, Петр Иванович [1822-9(21).XII.1873] - русский актер. В 1850
дебютировал на сцене Александрийского т-ра в водевильных ролях (Фрейтаг
- "Девушка-гусар" Кони, Мальяр - "Две женщины против одного мужчины, или
Одного вывели, другого провели" П. Каратыгина, Ганс - "Заколдованный
принц, или Переселение душ" Куликова) и был принят в труппу т-ра, где
работал до конца жизни. 3. обладал хорошими внешними данными, острой
наблюдательностью, тщательно работал над каждой, даже эпизодич., ролью.
Играл преим. характерные комедийные роли - деревенских парней, мелких
чиновников, слуг, приказчиков: Федька ("Солдат-балагур"-водевиль
Григорьева 1-го), Болтай ("Сбитенщик"- опера-водевиль Княжнина), Ляфлеш
("Скупой"); был замочат, исполнителем роли Вральмана ("Недоросль", сезон
1850-51). Самобытное дарование 3., его глубокое знание рус. жизни
наиболее полно раскрылись с появлением пьес Островского, в к-рых он был
первым исполнителем 19 ролей (на петерб. сцене)- Лисавский ("Утро
молодого человека", 1853), Вася ("Не так живи, как хочется", 1855) ,
Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Кулигин ("Гроза", 1859),
Васютин ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Рисполо-женский ("Свои
люди - сочтемся", 1861), Мыкин ("Доходное место", 1863), Силан ("Горячее
сердце", 1869), Счастливцев (1871) и др.; играл также Беневоленского
("Бедная невеста"), Болыпова ("Свои люди - сочтемся"), Дикого ("Гроза"),
Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Еремку ("Не так живи, как
хочется") и др. В 1870 в свой бенефис 3. исполнил роль Городничего.
Написал водевиль "Глухой всему виной", к-рый был пост. на петерб. (1853,
с участием 3.) и моек. (1856) сценах. Перевел ряд пьес с франц. яз.
Др. роли: Шприх ("Маскарад"), Никон ("Горькая судьбина" Писемского),
Шпекин ("Ревизор"), Репетилов; Жак ("Скупой").
Лит.: Вольф А. И., Хроника петербургских театров, Ч. 1-2. СПБ, 1877
(ч. 1, с. 145-47, 158-61; ч. 2, с. 26-30, 35-39, 44-46); Нильский А. А.,
Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, с. 189. И. Лев.
ЗУДЕРМАН (Sudermann), Герман (30.IX.1857- 21.XI.1928) - немецкий
писатель, драматург. Изучал историю литературы в Кенигсбергском и
Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность начал
в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик и драматург О.
Блюменталь, возглавлявший "Лессинг-театр". Драмы 3. "Честь" (1889),
"Гибель Содома" (1890), "Родина" (1893) были пост. в этом т-ре.
Стремление драматурга изобразить "кусок действительности", подробности
быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к натурализму,
господствовавшему в нем. драматургии конца 19 в. Как и Гауптман, 3.
пытается критически осветить существующее социальное неравенство,
подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть значит. обществ, вопросы.
Драматург показывал разложение бурж. семьи, гибель художника в
капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации, но пьесы
его отличались слащавостью, слезливой сентиментальностью, родственной
драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая социальные конфликты, 3.
переводит их в морально-этич. область. Мещанскую добродетель своих
героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в
первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в
последующих драмах на совр. сюжеты он отказывается от критики бурж.
морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных сыновей и
дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Все
это определило успех пьес 3. у либерально настроенного бурж. зрителя.
Пьесы 3. ставились во мн. т-рах мира. Популярность их объяснялась
сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными у франц.
драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом и выигрышными
ролями. Особенно удавались 3. роли молодых женщин и девушек с
характерными для того времени неврастенич. порывами, поисками цели в
жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.: "Бой бабочек" (1894),
"Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни Ивановой ночи" (1900), "Да
здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные режиссеры: О. Брам
("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р), А. Антуан ("Честь",
Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые актеры: И. Кайнц (Вилли
Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте - "Три соколиных
пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер (фон Рекниц -
"Счастье в уголке");
Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу 3. "Честь"
показал в 1891 Э. Поссарт во время гастролей, в дальнейшем в России
пьесы 3. ставили Т-р Корша, Александрийский т-р, Малый т-р.Лучшими
исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина (Ада -
"Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози - "Бой
бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка - "Огни Ивановой ночи").
Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде драм 3. проявлялись и
модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899),
"Иоанн" и др.
С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т. 1, 2 изд..
M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5
Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т.
2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ,
1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.
ЗУЕВА, Анастасия Платоновна [р. 5(17).XII. 1896] - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1957). Род. в с. Спасском Тульской губ. в
крест, семье. В 1915 окончила школу драм. иск-ва под рук. Н.Г.
Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 вступила во
2-ю Студию МХТ (1-я роль: Варя- "Зеленое кольцо" Гиппиус, 1916),
принимала участие в спектаклях Моск. Художеств. т-ра. С 1924-в труппе
МХАТа. Иск-во 3., обладающей неповторимой своеобразной
индивидуальностью, глубоко народно. Созданные ею образы отличаются яркой
характерностью, смелостью красок. Играя роли простых русских женщин, 3,
показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Таланты
и поклонники", 1933), Анна ("Кремлевские куранты", 1942), Кухарка
("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает
порой в своем исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты,
1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной
отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск"
Леонова, 1928), Матрена ("Воскресение", 1930), Коробочка ("Мертвые
души",
1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и
"Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес",
1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь:
тетушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский
клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946).
Снималась в кино (Пошлепкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.).
Гос. пр. СССР (1952). Я. М.
ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский актер.
Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933
окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 -
актер Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал
образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").
Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952),
Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм
("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис
("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев
("Бесприданница") и др.
Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai",
Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,
ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский
композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера
и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч.
деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал
оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости
грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена).
Первый успех пришел к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р
"АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3.
известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими
опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и
развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми
образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3.
написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер
Вин", Вена), "Веселые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея"
(1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Легкая кавалерия" (1866,
"Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),
"Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же),
"Донна Жуанита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей,
фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха
сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой
мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал
капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в
1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил
постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница",
"Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич.
опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах
многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.
Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0.,
Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger
E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта,
Л.-М., 1937.
ЗУРАБИШВИЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) -
грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный
критик, актер. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.
Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена"
Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор
("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат
исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са
раджи-швили и др.
ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский актер.
Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра
(впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том
же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема).
В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.:
Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима),
Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие звезды" по Шолом
Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса
шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит.
музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах,
созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость
трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и
неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на
спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринужденностью
творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших
артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже
исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда
самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и
фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых
суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, наделенных
грустным юмором. В этих печально-веселых созданиях актер видел черты
народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души
артистов и мечтательных поэтов.
В течение почти всей сценической деятельности 3. был партнером С. М.
Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера,
взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса,
полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа
возникали образы веселого и печального лирика-3.: эксцентричный
индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот
- Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий
кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не
терявший связи с реальным будничным миром.
3. занимался также режиссерской деятельностью. С 1948 - художеств.
руководитель ГОСЕТа. С 1935 вел преподавательскую работу в театр. уч-ще
при Моск. евр. т-ре.
Др. роли: Сват Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема, 1923), Нафтоли
Гоз ("Суд идет" Добрушина, 1929), водовоз Мендель ("Земля" Маркиша,
1930), доктор Бобрицкий ("Мера строгости" Бергельсона, 1933), большевик
Станислав Бро-новский ("Четыре дня" Даниэля, 1931). 3. снимался в кино.
Лит.: Добру шин И. М., В. Зускин, М., 1939;
Гурштейн А. К., Об искусстве Зускина, "Альманах "Советиш"", М., 1935,
ј 2 (на евр. яз.). ?, 3.
ЗУТЕРМЕЙСТЕР (Sutermeister), Генрих (p.l2.VIII. 1910) - швейцарский
композитор. В юности изучал филологию в ун-тах Базеля и Парижа. Музыке
обучался в Мюнхенской муз. академии у В. Курвуазье, К. Орфа. Работал
пианистом-репетитором в Муниципальном т-ре в Берне, с 1943 посвятил себя
композиции. В раннем творчестве 3. заметно влияние К. Дебюсси, Д. Мийо,
А. Онеггера. Под воздействием музыки Верди позднего периода 3. создает
(гл. обр. на собств. либретто) оперы: "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру,
1940, Гос. опера, Дрезден), "Волшебный остров" (на сюжет "Бури"
Шекспира, 1942, там же), "Ниоба" (1946, Цюрих), "Раскольников" (по
роману Достоевского "Преступление и наказание", 1948, Королевская опера,
Стокгольм), "Красный сапог" (по сказке Хауфа,
1951, там же). Оперы 3. отличаются мелодичностью, изобретательной
оркестровкой.
3. принадлежат также комич. оперы: "Рыжий Титус" (по пьесе "Талисман"
Нестроя, 1958, Базель), "Серафина, или Немая аптекарша" (на сюжет Рабле,
1960, Мюнхен), балет "Деревня под ледником" (1937, Карлсруэ) и др. соч.
ЗХБА, Минадора Ивановна [6 (19). XI. 1909]-абхазская советская
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). С 1935-актриса Абхазского т-ра
(Сухуми). В 1939 закончила студию при Т-ре им. Руставели, ученица А.
Хо-равыиА. Васадзе. Актриса большого сценич. обаяния, обладающая высокой
выразительностью жеста, мимики, интонации, 3. создает правдивые
колоритные образы.
Роли: Ханума (о. п. Цагарели, 1945), Зейнаб ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1955), Софья ("Последние", 1954), Эсма ("Черные гости"
Г. Гулиа, 1955), Шесья ("Данакай" Лакербая, 1956). Трагедийное дарование
3. раскрылось наиболее полно в исполнении роли Медеи (о. п. Еврипида,
1959).3. создает также и остросатирич. образы - пустая, нелепая Уаква
("Мышь в амбаре" Джонуа и Хуа-тландзия, 1958). Tf. Л.
ЗЮВАНОВ, Михаил Акимович [р.24.П(9.Ш). 1906] - белорусский советский
артист оперы (бас). Нар. арт. БССР (1954). В 1951 окончил Минскую
консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Баку в 1938. Пел в
различных оперных т-рах страны. В 1949-62 3. - солист Белорус. т-ра
оперы и балета.
Партии: Данила, Анищук ("Девушка из Полесья", "Ми-хась Подгорный"
Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Сусанин, Мельник, Гмин, Кончак;
Кецал ("Проданная невеста") и др.
Лит.: ЖураулеУ Д., Шлях акпера [М. Я. Зюва-нау], в сб.: "Майстры
беларускай сцэны", М?нск, 1960. ?p, С.
ЗЮСМАЙР, Зюсмайер (Susmayr, Sussmayer), Франц Ксавер (176617.IX.1806)
- австрийский композитор и дирижер. Ученик Сальери, ученик и друг
Моцарта. С 1792 3.- капельмейстер Национального т-ра, с 1794-композитор
и капельмейстер "Кернтнертортеатра" в Вене. Автор многих опер, в том
числе "Моисей" (1792, Т-р Шиканедера, Вена), "Зеркало Аркадии" (1794,
там же), Благородная месть" ИдЯг и Земида" (обе 1795,
"Кернтнер-тортеатр"), "Добровольцы" (1796, там же), "Шарлатан",
"Сулейман II" (обе 1799, там же). 3. дополнил оперу Гретри "Двойное
испытание" (пост. под назв.' "Двойная признательность" в 1796,
"Керн-тнертортеатр", под упр. 3.), написал речитативы к опере Моцарта
"Милосердие Тита" (для пост. в Праге, 1796) и закончил его "Реквием".
Лит.: S i e v e r s G. L. Р., Mozart und Sussmayer, Mainz, 1829;
Lehner W., F. X. Sussmayer als Opernkomponist, в кн.: Studien zur
Musikwissenschaft, v.18, В., 1931.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.