Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
АЛАДОВ, Николай Ильич [р. 9 (21). XII. 1890] - белорусский советский
композитор. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1942. В 1910 окончил
Петерб. консерваторию. С 1932 вед„т педагогич. работу в Минской
консерватории (с 1946 - профессор). Автор оперы "Андрей Костеня" (соч.
1947 ) о героич. борьбе Константина Заслонова против фашистских
захватчиков, музыкальной комедии "Тарас на Парнасе" (соч. 1927), а также
симф., камерных и др. сочинений. В р. С.
АЛАРКОН-И-МЕНДОСА, Хуан Руис де - см. Руис де Аларкон-и-Мендоса.
АЛБАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки алб. т-ра восходят к древней
культуре иллирийских плем„н, живших на Балканском п-ове во 2-м
тысячелетии до н. э. Значит, роль в культурной жизни иллирийцев сыграли
древнегреч. колонии - Коркира,
Бутротон, Диррахий, Аполлония. В греч. городах на территории Иллирии
устраивались театр. представления. Здесь сохранились остатки театр.
зданий. До наших дней у албанцев распространены нар. игры, гл. обр. на
темы из жизни крестьян, возникшие под влиянием древнегреческих
театральных представлений.
Формированию национального театра в Албании препятствовало
многовековое господство иностранных государств, особенно турецкое иго,
длившееся 5 веков. В Италии оригинальные драматические произв. были
созданы в 19 в. алб. эмигрантами (арбре-шами). Известный писатель И. Де
Рада написал трагедии "Нумидийцы" и "Софонисба", А. Сантори -
стихотворную романтич. трагедию "Иеробоам" и драму "Эмира". Первые
театр. представления в Албании относятся к концу 19 в.; в это время Кото
Ходжи организовал театр. кружок, просуществовавший 4 года. В 1879 в г. Ш
кодере ученики католич. школы пост. пьесу "Сын еврея" П. Баби. Вначале
представления шли на итал. или лат. яз., позже - на алб. яз. К периоду
освободит, борьбы албанцев против тур. ига относится творчество
основоположника алб. драматургии С. Фрашери, автора патриотич. пьесы
"Клятва верности" (1880), пост. к-рой были осуществлены в колониях алб.
эмигрантов в Америке, Румынии и др. странах. В это же время писатель С.
Гечови написал пьесу "Князь Моиси Големи" на историч. тему. Используя
выразит, диалект горцев, автор впервые вв„л в алб. драматургию нар. яз.
Пьесы М. Дучи "Судьба" и "Честь" отличались занимательным сюжетом,
рааработкой характеров. В нач. 20 в. писатель-патриот М. Грамено написал
драмы в стихах: "Проклятия албанскому языку" (1905)-о стремлении
албанцев к изучению родного языка, и "Смерть Пирра"
(1906), отразившую политич. настроения в Албании конца 19 в. Ф. Ноли
перев„л на албанский язык трагедии "Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь",
"Отел-ло" Шекспира и пьесу "Враг народа" Ибсена. Ему принадлежит драма
"Израильтяне и филистимляне"
(1907), в которой он ставил актуальную для своего времени проблему
борьбы против лжепатриотов в национальном антитурецком движении. В 1909
появилась драма "Любовь к родине" Н. Дельвина. Классик алб. литературы
поэт А. Зако-Чаюпи создал пьесы, большинство к-рых до наст. времени
входит в репертуар нац. т-ров. В его комедии "Четырнадцатилетний жених"
изображены быт и нравы алб. крестьян, с большим мастерством обрисованы
характеры героев. Патриотич. пьеса "После смерти" отличается
антитурецкой направленностью. В трагедию "Сын своей земли", написанную в
стиле франц. классицизма, Зако-Чаюпи вв„л образ нац. героя Скандербега.
Важный вклад в алб. драматургию вн„с писатель Ф. Пос-толи, написавший
пьесы "Незабудка", "Долг матери", "Женитьба адвоката". К историч. и
обществ, темам обращались в своих пьесах Э. Харапи ("Мустафа-наша"). К.
Мирдита ("Смерть Скандербега"), X. Стер-мили ("Страдающие дибранцы" и
"Любовь и верность"), К. Фл„чи ("Вера и Родина" и "Карл Топия").
Писатель Э. Хаджиадемк в своих стихотворных трагедиях на античные темы
следовал канонам "Поэтики" Аристотеля, стремясь создать образцы
албанской классической драмы.
Большинство произв. алб. драматургии ставилось любительскими театр.
труппами. Особенно много таких трупп появилось после провозглашения нац.
независимости Албании в 1912. По окончании 1-й мировой войны
любительские труппы были созданы во всех крупных городах Албании -
Шкодере, Корче, Тиране, Эльбасане, Дурресе, Вл„ре, Нгирокастре. Возникли
театр. общества ("Братство", "Богдани", "Клятва албанцев" - в Шкодере;
"Молод„жь Корчи" и
"Друг искусства" - в Корче), пытавшиеся в условиях реакционного
режима ставить пьесы на политич. темы. Ряд постановок об-ва "Клятва
албанцев", осуществл„нных в 1928-39, .был запрещ„н цензурой. В
спектаклях театрального об-ва выступали видные акт„ры-любители: 3. Хиль
Гега, Л. Ковачи, Г. Коле Дайя, М. Прендуши, А. Кастрати, Ф. Хаджимери,
Д. Радими, М. Попи и др. Значительную роль в развитии алб. театр. иск-ва
сыграл в этот период реж. С. Мио.
С 1939, после вторжения в Албанию итал. фашистов, театр.
представления в городах прекратились, но театр. кружки были созданы в
партизанских отрядах. После бо„в в освобожд„нных городах и с„лах
партизаны устраивали театр. представления под открытым небом, иногда - в
церквах и мечетях. Театр. кружки существовали подпольно в
концентрационных лагерях, в оккупированных городах (Тирана, Корча,
Дуррес и др.). Ставились пьесы, интермедии, скетчи на актуальные темы. В
начале существования партизанского т-ра представления носили
импровизационный характер. Устраивались представления теневого т-ра,
пантомимы. В июле 1943, когда борьба алб. народа против оккупантов
приобрела особенно активный характер, появились первые революц. пьесы,
написанные партизанами и драматургами, работавшими в подполье (пьесы не
сохранились или известны только по названиям). Подпольные театр. труппы
Тираны пост. в 1943 спектакли "Смерть фашизму- свобода народу" А.
Бануши, "Пятое мая" С. Вачари и X. Салаку. В Эльбасане была пост. пьеса
К. Фл„чи "Триумф свободы".
Важную роль в воспитании молод„жи в духе патриотизма сыграли
пионерские т-ры, самым значительным из к-рых был т-р в Тиране; здесь
была пост. пьеса "Разорванное знамя" С. Вачари, отражавшая ненависть
алб. пионеров к оккупантам. Партизанский т-р, проникнутый идеями
революции, пафосом борьбы за светлое будущее, был важным звеном в
политическом воспитании народа. Здесь начали свою деятельность
драматурги Б. Левоня, С. Вачари, режисс„р А. Пано, акт„ры Н. Фрашери, Л.
Филипп, Э. Аголи и др.
В мае 1944 в г. Пермети была создана Центральная театральная группа
при нац.-освободит, армии. После освобождения страны (ноябрь 1944), в
январе 1945, открылась первая драм. школа (Тирана) для подготовки
профессиональных акт„ров. В мае 1945 организован первый профессиональный
албанский театр - Государственный т-р, ныне Народный т-р в Тиране. В
1946 на сцене этого т-ра были пост.: "Женитьба" Гоголя, "Мать" по
Горькому, "Портрет" Афиногенова, "Чудесный сплав" Киршона. Среди первых
пост. алб. произв. - "Эпопея Баллы Комбе-тар" по поэме Ш. Мусарайя,
"Священник Г„ни" К. Яковы, "Префект" Левони (в гл. рола М. Попи).
Вначале в репертуаре т-ра преобладали произв. сов. драматургии -
"Нашествие", "Русский вопрос", "Платон Кречет"; "Московский характер"
Софро-нова, и др. Конкурсы, организованные Министерством образования и
Союзом писателей Албании, способствовали появлению новых произв. нац.
драматургов. Пьесы "Халиль и Хайрия" К. Яковы" "Семь храбрецов из
Шальяна" Н. Люцы, "Дракон из Драгобии" Дж. Брои, "Скандербег" С. Питарки
посвящены теме борьбы против турок. Пьесы "Раны, которые говорят"
Левони, "Под гн„том" Брои, "В бурю" Ф. Пач-рамп, "Молод„жь" В. Винчани,
"Семья рыбака" С. Питарки обличают фашизм. О борьбе против пособников
империалистов рассказывается в пьесе "Задание" Ф. Гьяты. Жизнь новой
алб. деревни отражена в пьесах "Наша земля" К. Яковы, "Девушка из села"
Гьяты, "Амбиция" Левони, "Свет и тени" Брои. Судьбе алб" женщины,
получившей равные права с мужчиной, посвящены пьесы "Майлинда" Брои,
"Чужой очаг" Люцы, "Сестра Катерина" В. Зико. В 1957-58 большим событием
в жизни алб. театра стал спектакль "Кремл„вские куранты" (в роли В. И.
Ленина- Л. Филипи).
Проф. т-ры созданы во мн. городах Албании: Т-р км. Мичени (в 1949) -
в Шкодере, Т-р им. Чаюпи (1950) - в Корче, Т-р им. Моисеи (1953) - в
Дурре-се. Среди видных алб. режисс„ров - П. Стилу, С. Мио, З.Андри, а
также А. Пано, К. Спахивогли, А. Мало. В числе ведущих акт„ров Албании:
М. Попи, Л. Ковачи, П. Гека, Л. Филипи, 3. Юбани, К. Роши, Н. Фра-шери.
На сцене проф. т-ра впервые появились женщины-актрисы (раньше женские
роли играли мужчи-иы) - Б. Имами, Т. Курти, Д. Пелинку, М. Логореци, В.
Мануши и др. С 1947 многие алб. акт„ры и режисс„ры учились в Советском
Союзе. Большую помощь в воспитании нац. акт„ров оказали сов. режисс„ры
В.Ф. Дудин и А. И. Кричко, работавшие также как режисс„ры. В 1959 в
Тиране организовано первое высшее учебное заведение для подготовки
акт„ров - Ин-т им. А. Моисеи.
В 1946 в Тиране открыт Художественный лицей для подготовки оперных
кадров. В 1950 на его основе создана Гос. филармония, к-рая стала муз.
центром страны. При филармонии организованы хор, группа солистов-певцов,
танцев, группа и др. 29 ноября 1953 филармония поставила при участии
певцов И. Труя, X. Пелинку и др. первый в истории алб. иск-ва оперный
спектакль - "Русалку" Даргомыжского. После этого состоялись премьеры
балета "Эсмеральда", оперы "Иван Сусанин" и др. В 1956 был создан Гос.
т-р оперы и балета Албании. Т-р пост. оперы - "Проданная невеста"
(1956), "Травиата" (1957), "Иоланта" (1957); "Сельская честь" Маска-ньи
(1958), "Севильский .цирюльник" (1958); "Дон Паскуале" Доницетти (1959),
"Евгений Онегин" (1959); балеты - "Бахчисарайский фонтан", "Шурале";
"Фадетта" Делиба, и др. Вначале в труппу т-ра входили гл. обр.
молодые артисты, выступавшие преим. на эстраде. В наст. время в т-ре
работают артисты, получившие спец. муз. образование (многие- в СССР).
Среди них певцы - А. Муля, М. Джемали, С. Рафаэль, Дж. Атанас: певицы -
лауреат премии Республики М. Края, Г. Костури, Т. Чаво, К. Мулиси;
дириж„ры-М. Крантя, Р. Теча; хормейстер К. Трако; танцовщик А. Алиай и
др. В 1956 при т-ре была открыта балетная школа. В 1959 была пост.
первая алб. нац. опера "Мрика" П. Яковы, в 1960 - опера "Весна" Т. Дайи.
В 1954 в Корче состоялась премьера первой алб. оперетты "Рассвет" К.
Коно\ в 1956 в Дурресе - премьера оперетты алб. композитора П. Дунгу
"Дружба", посв. дружбе алб. и сов. народов.
Лит.: Histori e letesise shipe, T. 1-2. Tirane, 1960.
АЛБЕРГ (Ahlbera-), Аксель (23. III. 1855-4. II. 1927)-финский акт„р.
Работал журналистом. В 1878-1924 - акт„р Финского национального г-ра в
Хельсинки. Вначале исполнял роли героев и любовников,
позднее-характерные. Роли А.:
Хыорт ("Даниэль Хьюрт" Векселля), Клаус ("Смерть Элины" Нюмерса),
Ранк ("Кукольный дом" Ибсена), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Ромео,
Гамлет, Отелло;
Антоний ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мортимер ("Мария Стюарт"),
Сехисмондо ("Жизнь есть сон" Кальдерона) и др. Л. С.
АЛБЕРС (Albers), Хенри (1. II. 1866- 12. IX. 1926) - голландский
артист оперы (бас-баритон). Впервые выступил на оперной сцене в
Амстердаме в 1889. Пел в Амстердаме, Брюсселе (до 1910), затем - в США и
др. странах. Партии: Мефистофель, Меркуцио ("Фауст", "Ромео и Джульетта"
Гуно), Ирод ("Иродиада" Массне), с успехом выступал в операх Вагнера -
Вотан, Ганс Сакс, Вольфрам ("Кольцо Нибелунга", "Нюрнбергские
мейстерзингеры", "Тан-гейзер"). Я. Ш.
АЛБЙНИ (Albini), Сречко (10. XII. 1869, Жу-панья,-18. IV. 1933,
Загреб) - югославский композитор и дириж„р. Музыке обучался в Граце у В.
Мейера. В 1893-95 работал дириж„ром в Граце, в 1895- 1902 - в Хорватском
нар. т-ре в Загребе. В 1909- 1918 был директором Загребской оперы.
Осуществил здесь пост. многих произв. югосл. композиторов, в т. ч. Б.
Берсы "Огонь" (1911), И. Хатце "Возвращение" (1911), В. Новака "Весенняя
буря" (1914), Б. Широлы "Новелла Станца" (1915), Ф. Лотки "Мин-га"
(1918), а также классич. оперных произведений. Автор оперы "Маричон"
(1911), балета "Плитвичские оз„ра" (1898), оперетт "Набоб" ("Босоногая
танцовщица") (1906), "Мадам Трубадур" (1907) (поставлены в Хорватском
нар. т-ре, Загреб), музыки к драмам "Ричард III" Шекспира, "Павлимир"
Палмотича (1896) и др. А. получил известность как автор жизнерадостной,
вес„лой музыки. Его оперетта "Барон Тренк" (Лейпциг, 1908) ставилась на
сценах Италии и мн. др. стран.
Лит.: Safranek - KavicL., Srecko Albini, "Obzor", 1933, ј 91. Ю. Ч.
АЛБРЕГТ (Albregt), Ян (1829-1879)- голландский акт„р. С 14 лет
выступал на сцене. В 1850 дебютировал на сцене Амстердамского т-ра (в
роли Питера - "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), позднее
возглавлял (вместе с ван Оллефеном) т-р в Роттердаме. В 1876-79 работал
в Нидерландском т-ре в Амстердаме. Известен как исполнитель характерных
ролей. Среди них лучшая - Гарпагон ("Скупой"). Играл также Януса ("Янус
Тюлп" Мау-рика), Гриньона ("Дамская война" Скриба), заглавную роль в
инсц. "Бедного дворянина" Консиан-са, и др. А. В,
АЛВАРЯН, Каро Соломонович [р. 24. IV (6. V). 1895] - армянский
советский режисс„р и акт„р. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1954).
Сценич. деятельность начал в 1920 в Туапсе. В 1925 окончил арм. драм.
студию в Москве и начал работать акт„ром и режисс„ром в Арм. т-ре драмы
(Тбилиси), затем-в арм. т-рах Харькова, Баку, Кировабада. В 1947-59 был
главным режисс„ром Армянского т-ра в Степанакерте. Пост. спектакли: "В
кольце" Ва-гаршяна (1932), "Севиль" Джабарлы (1935), "Чудесный сплав"
Киршона (1935), "Арсен" Шаншиашви-ли (1938). Б. А.
АЛДА (Alda), наст. фам.-Д е и в и с (Davis), Фрэнсис (31. V. 1883-18.
IX. 1952)-американская артистка оперы (сопрано). Пению училась у Б.
Маркези в Париже, где впервые выступила на оперной сцене в 1904. В 1908
пела в Милане в т-ре "Ла Скала", исполнила партию Луизы на премьере
оперы "Луиза" Шарпантье. В 1908-10 и 1911-29 была ведущей солисткой
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Манон (о. п. Массне), Роксана
("Сирано де Бержерак" Дам-роша), Клеопатра ("Ночь Клеопатры" Халдея),
Ма-делена (о. п. Герберта) и др. Участвовала во мн. премьерах опер в
Америке, в т. ч. оперы "Князь Игорь". С особым успехом выступала в
операх совр, франц. композиторов. В 1929 А. оставила сцену и занималась
педагогич. деятельностью.
Л и т. с о ч.: Men, women and tenors, N. Y., 1937. Лит.:
Metropolitain Opera Annals, N. Y., 1947. Л. А/.
"АЛДАР КОСЕ" ("Вес„лый обманщик")- балет К. А. Корчмар„ва, либретто
К. Бурунова и Н. С. Хо? фина (о герое фольклора стран Средней Азии
Алдаре Косе, защитнике слабых и угнет„нных, по мотивам туркменских
сказок). Пост. 31 окт. 1942, Туркменский т-р оперы и балета им.
Махтумкулн, Ашхабад (Алдар Косе-Какабаев, Карагыз - Сатлыклычева, Реджеп
- Джапаров; балетм. Холфин, ди' риж„р Орланский, худ. Рабинович). В
новой редакции на сцене того же т-ра в апр. 1952 (Алдар Косе-Исмаилов,
Хан - Гельдыев, Эке - Кондюкова, Меред - Ахундов; ба летм. Джапаров,
дириж„р Аллануров, худ. Кордыш). Муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко, Москва (1949), Малый оперный т-р, Ленинград (1951),
Саратовский т-р оперы и балета (1954). ?? /?.
АЛЕЙРАК (Alayrac) - см. Далейрак.
"АЛ‚КО" - опера С. В. Рахманинова, либр. В. И. Немировича-Данченко по
поэме А. Пушкина "Цыганы". Пост. 27 апр. 1893, Большой т-р (Алеко -
Корсов, Молодой цыган - Клементьев, Земфира - Дейша-Сноницкая, Старый
цыган - Власов, Старая цыганка - Шубина; дириж„р Аль-тани); 18 окт. 1893
пост. в Киеве силами артистов рус. оперы (Алеко - Бобров, Земфира -
Эйген, Молодой цыган - Борисенко, Старый цыган - Левицкий, Старая
цыганка - Томская; дириж„р Рахманинов). 27 мая 1899, Петербург,
Таврический дворец - на юбилейном вечере, посв. 100-летию со дня
рождения Пушкина (Алеко - Шаляпин, Земфира - Дейша-Сионицкая, Старик -
Фрей, Молодой цыган - Ершов; хор и балет Мариинского т-ра); возобновлена
в Москве 21 сснт. 1903, Новый т-р (Алеко - Шаляпин, Молодой цыган -
Барсуков, Земфира - Салина, Старик - Трез-винский, Старая цыганка -
Шперлинг; дириж„р Фельдт, худ. К. Головин, балетм. Манохин).
На сов. сцене впервые пост. 10 апр. 1921, Петроград, Гос. академич.
т-р комич. оперы (ныне Ленингр. Малый оперный т-р) (Алеко - Шаляпин;
дириж„р Якобсон, пост. Оленина, худ. Ламбин). Пост. также в Т-ре оперы н
балета им. Ахундова (Баку, 1959). Опера ставилась на ученич. спектаклях
оперной студии Моск. консерватории (1929 и 1945), оперной студии
Харьковской консерватории (1947), студии Латв. консерватории (1949). В
самодеятельности: Московским клубом железнодорожников им. Кухмистерова
(1927), кружком Пермского клуба железнодорожников (1935), коллективом
клуба МВД (Ленинград, 1949) и др. Во мн. города! СССР ставилась в
концертном исполнении.
Издания.- "А"., М., Гутхейль, [18 92]; М., Музсектор, 1925; Музгнз,
1948; партитура, ред. И. Иордан и Г. Киркора, М., Музгиз, 1953.
Лит.: С. В. Рахманинов и русская опера. Сборник статей под ред. И. Ф.
Бэлза, М., 1947; Полякова Л., "Алеко" С. Рахманинова, М.- Л., 1949
(Путеводитель по Пушкинским операм). Н. Г р.
АЛЕКПЕРОВ, Алескер Гаджи Ага оглы (р. 1910) - азербайджанский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1961). .Член КПСС с 1944. Сценич.
деятельность начал в 1927 в Рабочем т-ре (Баку). С 1933 - акт„р
Т-ра им Азизбекова (Баку). Роли: Шах-Зеир ("Шах-наме" Джанана),
Макдуф, Тибальд ("Макбет", "Ромео и Джульетта"). В 1938 создал
величеств, образ поэта Вагифа (о. п. Самеда Вургуна). А. играет преим.
трагедийные роли, среди к-рых особое место занимает образ Отелло (1949).
К лучшим ролям А. относятся: революционер Ханлар (о. п. Самеда Вургуна),
народные герои Гатыр Мамед (о. п. 3. Халила) и Гачах Наби (о. п. С.
Рустама). Среди образов современников - Алхан ("Вешние воды"
Эффендиева), полководец Джаваншир ( о. п. М. Гусейна). Образы,
создан-яые А., отмечены драматической силой, мощным темпераментом. А.
успешно играет также характерные роли, обращаясь порой к острому
гротеску: Саламов ("1905 год" Джабарлы), Прохор ("Васса Железно-ва").
Снимался в кино ("Кендлиляр", "Ч„рные скалы" и др.). К. Кае"
АЛЕКСАНДЕР (Alexander), Питер (р. 1893) - английский театровед.
Исследователь творчества Шекспира. С 1935- профессор университета в
Глазго. Подготовил один из наиболее научно достоверных текстов драматич.
произв. Шекспира (The Complete works; a new ed... by P. Alexander,
L.Glasgow" 1951).
Соч.: Shakespeare's "Henry VI" and "Richard III", Cambr. 1929;
Shakespeare's life and art, L., 1939; Shakespeare's pro-nounciation,
Oxf., 1945. A. A,
АЛЕКСАНДР‚СКУ (Alexandrescu), Сикэ (р. 1896)- румынский режисс„р.
Народный артист РНР (1959). Род. в акт„рской семье. На формирование
творчества А. оказало воздействие иск-во крупнейших рум. режисс„ров К.
Ноттара, А. Давила, П. Густи. В 1913 начал сценич. деятельность как
помощник режисс„ра опереточной, затем оперной труппы. В 1919-28 работал
в Национальном т-ре г. Клужа (ученик акт„ра и реж. 3, Бырса-на). В этом
т-ре А. поставил комедии Мольера, пьесы В. Эфтимиу, Л. Ребряну и др. В
1928 осуществил пост. комедии "Во время карнавала" Кара-джале. В 30-40-е
гг. А. выступал как режисс„р, инсценировщик драм. произведений, директор
и антрепрен„р частных трупп. А. способствовал появлению в репертуаре
рум. т-ров пьес М. Себастьяна, Т. Мушатеску. С 1947 А.- главный режисс„р
Национального т-ра в Бухаресте. Особенно полно режисс„рское мастерство
А. раскрылось в работе над комедией (более 30 раз А. ставил "Потерянное
письмо" Караджале). В Нац. т-ре А. пост. спектакли:
"Бурная ночь" и "Во время карнавала" Караджале, "Ревизор"; "Самодуры"
Гольдони, комедии Мольера. Среди пост. А.-"Безымянная звезда" и
"Последние известия" Себастьяна, "Взбесившийся ягн„нок" Ба-ранги и др.
А. поставил также ряд исторических драм: "Бэлческу" Петреску, "Куза
Вода" и "Матей Милло" Штефанеску и др. А. одним из первых обратился к
постановке пьес на темы современности:
"Бал в Фэгэдэу" и "Сорная трава" Баранги, "Ч„рные годы" Баранги и
Морару, "Персональное дело" Штейна. А. обращает большое внимание на
работу с акт„ром, развивает реалистич. традиции рум. театр. искусства.
Дважды удостоен Государственной премии РНР. Я. Р.
АЛЕКСАНДРЙ (Alecsandri), Василе (14. VI. 1821, Бакэу, - 22. VIII.
1890, Мирчешть) - румынский и молдавский писатель, драматург. Род. в
семье боярина. Образование получил в Яссах и Париже (1834-39). Начал
литературную деятельность в 1840.
Выступал за демократич. преобразования, реалистич. направленность
иск-ва и лит-ры. Драматургия А. имела большое значение для развития
румынского и молдавского нац. т-ра и драматургии. С 1940 был
руководителем (вместе с AI. Когэлничану и К . Нег-руцци) театра в Яссах.
А. насаждал на национальной сцене оригинальный репертуар. Утверждал
воспитательные задачи т-ра. Написал св. 50 пьес, в т. ч.: "Йоргу из
Садагуры" (1844), "Яссы во время карнавала" (1845), "Кирица в Яссах"
(1850). В сво„м демократическом и романтическом по направленности
творчестве А. обличал продажность, лицемерие господствующих классов. В
сатирической сказке-феерии "Сынзяна и Пепеля" (1880), созданной по
мотивам молд. фольклора, А. критикует правителей страны, выражает в
образе героя лучшие черты народа. Историч. драма "Овидий" (1884, Молд.
т-р в Кишин„ве, 1959) проникнута глубоким лиризмом и поэтичностью,
др.-римский поэт изображ„н гуманистом и патриотом. Среди пьес
А.-историч. драмы "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882).
Пьесы А. "Сынзяна". "Пепеля", "Овидий" и др. до наф. времени сохраняются
в репертуаре молд. и рум. т-ров.
Соч.: Опере ын 4 волумэ, вол. 1-4, Кишинэу, 1958- 1959 (вол. 2 и 3 -
Teatru, на молд. яз.); Избранное, иер. с румын, яз., М., 1959.
Лит.: К о р о б а н В., Василе Александры, Кишинев, 1959; Teatru, v.
1-2, Вис., 1952-53. Д fJ
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный
академический театр драмы. им. А. С, Пушкина.
АЛЕКСАНДРОВ, Александр Александрович (род. 1905) - советский цирковой
артист; велофигурист. Член КПСС с 1937 . В 1931 окончил Уч-ще циркового
иск-ва (Москва) и начал работу в цирке. А. является создателем и
руководителем одного из лучших в СССР номеров велофигуристов.
АЛЕКСАНДРОВ, Александр Васильевич [20. Ill (1. IV). 1883-8. VII.
1946] - русский советский композитор и дириж„р хора. Нар. арт. СССР
(1937). Генерал-майор. Член КПСС с 1939. Музыке обучался в
хормейстерских классах Пе-терб. певческой капеллы, а также в Петерб.
(1900-02) и Моск. (1908-13) консерваториях. В 1913-18 работал педагогом
и хоровым дириж„ром в Твери, с 1918 А.- преподаватель, с 1922 - проф.
Моск.консерватории, в 1922- 1928- хормейстер Камерного т-ра, в 1926-30 -
дириж„р Гос. хоровой капеллы. А. - организатор (1928) и руководитель
Краснознам„нногоЛм-самбля песни и пляски Советской Армии (ныне имени
А.), с к-рым связана творч. деятельность композитора. А. принадлежат
хоры, песни, муз. монтажи, обработки нар. песен и песен гражд. войны (в
т. ч. "По долинам и по взгорьям"), песни врем„н Великой Отечеств, войны
(в т. ч. "Священная война", получившая всенародную популярность) и др.
А.-автор музыки Гос. гимна Советского Союза (1943). А. принадлежит к
числу крупнейших деятелей муз. культуры СССР, был выдающимся мастером
сов. хорового иск-ва. Мужественная, простая и выразительная манера
исполнения Ансамбля сложилась в период руководства А. Боевая
решительность, отвага и задор, живость и естественность муз. воплощения,
мастерство сопоставления динамич. эффектов, ч„ткая дикция характеризуют
как исполнит, стиль ансамбля, так и творчество А., дириж„ра и
композитора. Деятельность А. имела большое значение для развития иск-ва
хорового пения в Советской Армии и для формирования проф. ансамблей
песни. Ст. пр. (1942, 1946).
Лит.: Рабинович А., Музыкальная эмблема Отечественной войны, "Сов.
музыка", 1946, ј 7; Шилов А., А. В. Александров, М., 1955.
АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам.-Ф едотов), Александр Николаевич (р. 1901) -
советский цирковой артист; дрессировщик хищных зверей. Засл. Артист
РСФСР (1939). Учился в школе живописи и ваяния. В годы гражд. войны был
командиром пулем„тного эскадрона, затем - пом. командира полка. В цирке
работает с 1927, сначала в качестве джигита, затем - воздушного
гимнаста. Ряд лет успешно выступал с номером, построенным на
демонстрации виртуозной стрельбы. В 1939 подготовил сначала группу
дрессированных леопардов и пантер, затем бенгальских и уссурийских
тигров. Характерной чертой иск-ва А. является глубокое понимание психики
животных, смелость и находчивость в работе с ними. М. 3.
АЛЕКСАНДРОВ, Анатолий Николаевич [р. 13 (25). V. 1888]- русский
советский композитор и педагог. Засл. доят. иск-в РСФСР (1946). Учился в
Моск. ун-те (1906-10). В 1916 окончил Моск. консерваторию (по классу
композиции - С. Н. Василенко, по классу фп. - К. Н. Игумнова). В 1907-Ю
брал уроки теории музыки у С . И. Танеева. Автор опер "Два мира" (соч.
1916) по драме Майкова, "Сорок первый" по рассказу Лаврен„ва (1935,
неоконч.), "Бэла" по повести Лермонтова (1941, 2-я ред. 1945, пост. в
1946, Большой т-р), "Дикая Бара" (соч. 1958). Одна из лучших опер А.
"Бэла" продолжает традиции рус. оперной классики. Поэтич. по своему
характеру, она написана в лирико-психологич. жанре. А. принадлежит
музыка к спектаклям: "Арианна и Синяя борода" Метерлинка (1920,
Показательный т-р, Москва), "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легу-ве (1920,
Камерный т-р), "Ромео и Джульетта" (1921, там же); "Заговор Фиеско"
(1924, Малый т-р), "Дон Карлос" (1933, там же) Шиллера, "Собор Парижской
богоматери" по Гюго (1925, там же); к фильмам - "Ленин в
Октябре","Тринадцать", "Красная шапочка", а также камерно-инструмент.,
вок. и др. соч. А. вед„т педагогическую работу; с 1926-профессор Моск.
консерватории; доктор искусствоведения (1941). О. В.
АЛЕКСАНДРОВ, Борис Александрович [р. 22. VJI (4.VIII). 1905]-русский
сов. композитор и дириж„р хора. Нар. арт. СССР (1958).Полковник.Член
КПСС с 1943. Сын А. В. Александрова. В 1929 окончил Моск. консерваторию
по классу композиции проф. Р. М. Глиэра. В 1929-30 - дириж„р, в 1930-37
- дириж„р и зав. муз. частью Центр, т-ра Сов. Армии, в 1937-46 - зам.
нач. Ансамбля песни и пляски Советской Армии по муз. части; с 1946 -
начальник и Д- РУ1- ансамбля. Автор балета "Левша" (1955, Свердловский
т-р оперы и балета), оперетт, в т. ч. "Свадьбы в Малиновке" (1937, Моск.
т-р оперетты), проникнутой интонациями народной, преим. украинской, и
массовой сов. песни, "Год спустя" (1940, Москва), "Девушка из Барселоны"
(1942, Моск-ва), "Моя Гюзель" (1946, Москва), хоров, песен и др. соч.
Творчество А. способствовало утверждению сов. тематики в жанре оперетты,
йт. пр. (1950).
АЛЕКСАНДРОВ, Николай Григорьевич (21. XII. 1S70 - 3. XI. 1930) -
русский советский акт„р. Заслуженный артист РСФСР (1928). С 1895 играл в
Обществе иск-ва и лит-ры. С момента основания МХТ (1898) А. вош„л в его
труппу. К. С. Станиславский высоко ценил А. как исполнителя небольших
эпизодических ролей (Артемьев - "Живой труп", Яша - "Вишн„вый сад",
Акт„р - "На дне") и как превосходного помощника режисс„ра. В 1913 А.
вместе с акт„рами МХТ Н. О. Массалитиновыми Н. А. Подгорным открыли
школу драм. иск-ва, на основе к-рой впоследствии была создана Вторая
студия МХТ. П. М.
АЛЕКСАНДРОВА, Нина Георгиевна [р. 29. IX (11. X). 1885]-русский
советский педагог и певица (сопрано). Обучалась пению в консерваториях
Петербурга и Женевы. Работает в области муз.-сценич. воспитания.
Педа-гогич. деятельность по музыкальной ритмике начала в 1909 в Москве;
преподавала в муз.-учебных заведениях (в консерватории и в т-рах, в т.
ч. в МХАТе). В 1930-х гг. ставила сцены с движением и музыкой в
спектаклях моек. т-ров (Малом т-ре, Студии под рук. Р. Н. Симонова и
др.). В 1915-35 выступала как камерная певица. С 1941 - проф. Моск.
консерватории по классам ритмики для вокалистов и дириж„ров; в 1946-56
преподавала ритмику в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных в Москве.
АЛЕКСАНДРОВА-ДУБРбВИНА, Любовь Александровна [1839-21. VI
(4.VII).1915] - русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1852 в
Харькове в антрепризе Н. Н. Дюкова. Выступала в провинции св. 50 лет - в
Харькове, Казани, Саратове и др. городах (16 лет работала в антрепризе
М. М. Бо-родая). Исполняла драматич. и комедийные, бытовые и салонные
роли. Особенно А.-Д. удавались роли женщин с сильным и властным
характером: Мур-завецкая ("Волки и овцы"), королева Елизавета ("Мария
Стюарт"), Княгиня ("Чародейка" Шпажин-ского) и др. А. К л.
АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА (урожд„нная - Соколов а, по мужу -Кочетов а, по
сцене- Александров а), Александра Дормидонтовна (13 (25). X. 1833,
Петербург,- -4(17). XI. 1902, Москва] - русская артистка оперы
(ли-рико-колоратурное сопрано) и педагог. Музыке и пению обучалась
сначала в Берлине (у Тешнера), потом в Петербурге (у Ронкони). Вначале
выступала только в концертах. В 1865 дебютировала в Большом театре, где
работала до 1878. Партии: Надежда ("Аскольдова могила" Вер-стовского),
Антонида, Людмила, Маргарита, Норма и др. А.-К.обладала красивым,
подвижным голосом, выдающейся музыкальностью. Была поборником и активным
пропагандистом русской оперной культуры. В 1867 выступала в Праге в
операх Глинки (партию Людмилы пела по-чешски). В 1866- 1880 А.-К.проф.
-Моск. консерватории. Среди учеников А.-К.
- видные рус. певцы:
П. А. Хохлов, Е. П. Кадмина, М. М. Корякин и др.
Лит.: Александра Дормидонтовна Алексан-дрова-Кочетова
гнекро-лог],"ЕИТ". Сезон 1903- 1904 гг., вып. 14 (Приложение), СПБ, [б.
г.].
АЛЕКСАНДРОВ-ДАЙТОН - см. ДайтОН.
АЛЕКСАНДРОВ-СЕРЖ, Александр Сергеевич (р. 23. XI. 1892)-советский
цирковой артист; жокей-наездник и режисс„р. Засл. артист РСФСР (1939).
Сын и внук цирковых артистов, А.-С. начал выступать в цирке с 6 лет. С
1919 выступал в Петрогр. цирке (б. Чинизелли) как наездник, эксцентрик и
воздушный гимнаст.
Был артистом в т-ре "Народная комедия". В 1924-25 создал новый по
трюкам и композиции жокейский ансамбль. Исполнял акробатич. номера на
спине бегущей лошади. В 1938 А.-С. пост. пантомиму "Кон„к-горбунок". В
годы Великой Отечеств, войны руководил фронтовой цирковой бригадой,
поставил пролог-парад "За Родину!". В 1945 организовал в Иванове детскую
конно-акробатич. студию. Воспитал плеяду артистов цирка (наездников). В
номере А.-С., кроме него, участвуют: Ю. А. и С. А. Александровы-Серж, В.
М. Логинов, Г. М. Утехин, В. С. Теплов, 3. Г. Хохлова, Ю. Н.
Тамарин-Лукьянчиков.
Лит.: Амасович А., А. Александров-Серж, М., 1951.
М. 3. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Екатерина Владимировна [р. 11(24).Х. 1898] -
русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Дочь акт„ров Е. П.
Корча-гпной (Корчагиной-Александровской) и В. В. Александровского. В
1918, окончив Школу русской драмы в Петербурге (по классу Ю. М. Юрьева),
успешно дебютировала в Александринском т-ре (Николь - "Мещанин во
дворянстве" Мольера); работала в этом т-ре до 1926. Затем играла в
Большом драм. т-ре. С 1941 - в труппе Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина.
Остро характерная актриса, А. создала образы, проникнутые народным
юмором, задушевностью. Среди е„ лучших ролей: Кукушкина, Домна
Пантелевна ("Доходное место", "Таланты и поклонники"), Марфа Тимофеевна
("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Бессеменова ("Мещане"), санитарка
Христина ("Платон Кречет"), Евдокия Ивановна ("Ленин в 1918 году"
Каплера и Златогоровой) и др.
Соч.: Из воспоминаний о моей матери, в сб.: Е. Л.
Корчагина-Александровская, М.- Л., 1955. С, 77.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, Лариса Помпеевна [р. 2 (15). II. 1904] - белорусская
советская артистка оперы (сопрано), режисс„р и общественный деятель.
Нар. арт. СССР (1940). Член КПСС с 1942. Кандидат в члены ЦК КП
Белоруссии (с 1952). Деп. Верх. Совета СССР 2-4-го созывов. Впервые
выступила как певица в 1920 в т-ре Главполитпросвета Зап. фронта. В 1930
поступила в труппу Гос. студии оперы и балета в Минске (с 1933 -
Белорусский театр оперы и балета); ученица В. А. Цветкова и А. П.
Боначича. Партии: Марыся, Алеся ("Ми-хась Подгорный", "Девушка из
Полесья" Тикоцкого), Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Татьяна,
Лиза, Любаша, Кармен и др. А. обладает сильным голосом мягкого тембра и
широкого диапазона [исполняет партии от Ярославны ("Князь Игорь") и
Маргариты ("Фауст") - до Кармен]. Образы, созданные артисткой,
отличаются искренностью, глубиной, яркой характерностью. Проникновенный
лиризм исполнения
А., задушевность, простота придают особое обаяние е„ иск-ву. С 1951
А. - гл. режисс„р Белорусского театра оперы и балета (Минск). Пост.
спектакли:
"Запорожец за Дунаем" (1951), "Борис Годунов" (1954), "Аида" (1953);
"Страшный двор" Монюшко (1951), "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953),
"Надежда Дурова" Богатыр„ва (1957) и др. Выступает как концертная певица
с исполнением белорус. нар. песен. Ст. пр. (1941).
Лит.: Л у к а с Д., Л. П. Александроуская, в сб.: Мастацтва совецкай
Беларус, Минск, 1955, стр. 279-87; М од э л ь М., Ларыса Пампееуна
Александроуская, Минск, 1945;
Р у з о в Г., Л. П. Александровская, М.- Л., 1950. Вр. С.
АЛЕКСЕЕВ (наст. фам. - Л и ф ш и ц), Алексей Григорьевич [р. 4 (16).
VII. 1887] - советский артист эстрады и режисс„р. Один из создателей
(вслед за Н. Ф. Балиевым) нового в России эстрадного жанра - конферанса.
Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Артистич. деятельность начал в
Одессе в 1909. Выступал в качестве акт„ра, конферансье, режисс„ра в
т-рах миниатюр Одессы, Киева и др. городов. С 1915 - в Петрограде
("Литейный т-р" и т-р миниатюр "Pavilion de Paris"). Приобр„л
популярность как остроумный конферансье-импровизатор. В своих первых
выступлениях А. создавал образ светского молодого человека, пресыщенного
и высокомерного. После Октябрьской революции работал в т-рах миниатюр
"Гротеск" (Киев - Москва), "Кривой Джимми" (Москва), в "Свободном т-ре"
(Ленинград); был худ. рук. и режисс„ром Моск. т-ра сатиры (1924-28),
реж. Моск. т-ра оперетты. Автор неск. комедий и либретто к опереттам, в
т.ч. "Людовик ...надцатый" (муз. Ю. С. Сахновского). М. S.
АЛЕКСЕЕВ, Александр Иванович [20. Х (1. XI). 1895-2. VII. 19391 -
русский советский артист оперы (ли-рич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1937).
Пению обучался в 1922-23 в оперной студии Большого театра. В 1923-25
работал в Муз. студии МХАТа, в 1925-27 -в Большом т-ре, в 1927- 1928-в
Московском т-ре оперетты, в 1928-29 -в Тбилисском оперном т-ре. С 1929
А. - солист Большого т-ра. Партии:
Ленский, Лоэнгрин, Альфред, Рудольф; Альмавива ("Севильский
цирюльник"), Джеральд ("Лакме" Делиба) и др. А. обладал голосом
красивого тембра, особенно ярко звучавшим в верхнем регистре.
Лит.: Г р о ш е в а Е., А. И. Алексеев, М.- Л., 1949. Вл.О.В.Д.
АЛЕКСЕЕВ, Борис Алексеевич [р. 13(26). IV. 1911] - чувашский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1960), нар. арт. Чув. АССР (1943).
Член КПСС с 1944. С 1932 - в труппе Чувашского акад. т-ра (г.
Чебоксары). Играет разнообразные роли:
Корчагин ("Как закалялась сталь"), Яго, Счастливцев, Хлестаков; Энтип
(о. п. Ржанова), Тохтаман ("Нарспи" по поэме К. В. Иванова), Перчихин
("Мещане"). Создал на чуваш, сцене образ Ленина в спектакле "Человек с
ружь„м" (1947). Ф. Р.
Лит.: Родионов Л., Б. Алексеев, журн. "Ялав" ("Знамя"), 1940,ј2-3, с.
44-45; Романова Ф., Алек-сеев-Перчихин, "Театр", 1956, ;Nb 7, с. 155-56.
АЛЕКСЕЕВ, Владимир Сергеевич [30. Х (11. XI). 1861-8. II. 1939] -
русский советский режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1935). Брат К. С.
Станиславского. Творч. деятельность начал в 1877 в любительском кружке,
руководимом Станиславским (Алексе-евский кружок). Был муз. руководителем
кружка; осуществил здесь пост. оперы "Микадо" Салливена. Ставил
спектакли в Моск. частной опере С. И. Мамонтова ("Филимон и Бавкида"
Гуно и др.). В 1918-39 А.- режисс„р и педагог Оперной студии, затем
Оперного т-ра им. Станиславского. Участвовал в постановке (совм. с К. С.
Станиславским) спектаклей: "Царская невеста" (1926), "Майская ночь"
(1928) и "Золотой Петушок" (1932) Римского-Корсакова, "Богема" Пуччини
(1927).
АЛЕКСЕЕВ, Иван Павлович [р. 26. IX (9. X). 19131 - русский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1941 окончил Ленингр.
консерваторию. В этом же году впервые выступил в Ленинграде на оперной
сцене. В годы Великой Отечеств. войны работал в Ансамбле Политуправления
Ленингр. фронта. С 1945 А. - солист Ленингр. т-ра им. Кирова. Партии:
Демон; Мазепа (о. п. Чайковского), Веденецкий гость ("Садко"), Фигаро;
Ре-нато, Жермон ("Бал-маскарад", "Травиата" Верди) и др. Участник первых
постановок сов. опер, пел партии Рылеева ("Декабристы" Шапорина),
Степана ("Семья Тараса" Кабалевского), Колесникова ("Ф„дор Таланов"
Дехтерева) и др. Образы, созданные А., отмечены лиризмом и в то же время
драматич. силой, мужественностью. Выступает как концертный и эстрадный
певец. О. В.
АЛЕКСЕЕВ, Леонид Андреевич (р. 25. X. 1915) - русский советский
художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Окончил художеств. уч-ще. С
1940 работал театр. художником в т-рах Петропавловска-на-Камчатке,
Прокопьевска. С 1952 - гл. художник Хакасского т-ра (Абакан). Оформил в
этом т-ре спектакли: "Кремл„вские куранты"; "Порт-Артур" Степанова и
Попова, "Поднятая целина" Шолохова, "Хребты Саянские" Сартыкова,
"Одураченный Харх-ло" Топанова, "Медвежий лог" Кильчичакова,
"Барабанщица" Салынского.
АЛЕКСЕЕВ, Павел Алексеевич - советский цирковой артист - см. Павел
Алексеевич.
АЛЕКСЕЕВА, Елизавета Георгиевна [р. 9(22). VI. 1901 j - русская
советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1947). Училась в школе МХТ и в
студии Е. Б. Вахтангова. В этой студии в 1922 начала сценич.
деятельность. После преобразования студии в Т-р им. Вахтангова (1926)
А.- актриса этого т-ра. В иск-ве А. драматич. темперамент сочетается с
простотой, мягкостью исполнения. В 1925 в спектакле "Виринея"
Сейфуллиной и Правду хина А. создала глубокий образ крестьянки Виринеи,
духовно выросшей под влиянием революции. С большой теплотой и
искренностью сыграла А. простую русскую женщину - Глафиру в пьесе "Егор
Булычев и другие" (1932, 1951, Ст. пр. 1952). Среди ролей А. также:
Катерина ("Гроза"), Надежда ("Человек с ружь„м") и др. А. играет и
комедийно-бытовые роли (Сваха, Анна Андреевна - "Женитьба" и "Ревизор").
С 1930 А. вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина. С
1946-профессор.
АЛЕКСЕЕВА, Лариса Филологрвна (р. 1907) - белорусская советская
артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. БССР (1944).
Окончила муз. техникум им. Гнесиных в Москве (1936). С 1937 - солистка
Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Партии: Марфочка ("Алеся"
Тикоц-кого), Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Виолетта, Джильда и
др.
Лит.: М о д э л ь М., [Л. Ф. Алексеева], в сб.: Народпьтя артысты
БССР, М?нск, 1048, с. 22-29. Бр. С.
АЛЕКСЕВА-МЕСХИЕВА, Варвара Владимировна (р. 1. II. 1898) - русская
советская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деятельность
начала в 1916. Выступала в Моск. драм. т-ре (1916- 1918), Т-ре им.
МГСПС, Центр, т-ре Красной Армии (1930-34) и др. Обладая блестящей
акт„рской техникой, А.-М. с большим задором и темпераментом играла
сорванцов-подростков и травести. Роли:
Дон Хиль и Марта ("Дон Хиль - Зел„ные Штаны" и "Благочестивая Марта"
Тирсо де Молины), Поскет ("Опасный возраст" Пннеро) и др. В 1942-44 А.
была актрисой Русского т-ра им. Грибоедова в Тбилиси (Тугина -
"Последняя жертва" А. Островского и др.). Я. М.
АЛЕКСЕЕВ-ЯКОВЛЕВ, Алексей Яковлевич (1850-1939) - русский режисс„р,
художник и драматург. Деятельность А.-Я. была связана с нар. т-рами. В
1870-97 работал режисс„ром в народных (балаганных) т-рах Петербурга. В
1880-97 руководил т-ром "Развлечение и польза" на Марсовом поле. Ставил
здесь феерич. представления. Значит, место в репертуаре т-ра занимали
произв. классич. лит-ры. А.-Я. инсценировал, пост. и оформил здесь
спектакли "Русалка" по Пушкину, "Тарас Бульба", "Майская ночь", "Кузнец
Вакула" по Гоголю, "Дон Кихот" по Сервантесу, "Кон„к-Горбунок" по Ершову
и др. С 1898 А.-Я. был режисс„ром, с 1901 - гл. режисс„ром и зав. театр.
частью Петербургского попечительства о народной трезвости, ставил
феерии, водевили, оперы. В 1918 А.-Я. организовывал массовые
инсценировки на петерб. площадях.
Лит.: Русские народные гулянья (по рассказам А. Я.
Алексеева-Яковлева). В записи и обработке Евг. Кузнецова, Л.-М., 1948.
М. И.
АЛЕКСИД ("Aegig) (ок. 372-276 до н. э.)- древнегреческий комедиограф.
Род. в Туриях. Жил в Афинах. Писал в жанре средней аттической комедии.
Обучал иск-ву писать комедии своего племянника - драматурга Менандра.
Сохранились названия и отрывки ок. 130 его пьес.
А. первым на афинской сцене вывел образ параси-та, получивший
разработку еще в сицилийской комедии Эпихарма.
Лит.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 2, Lipsiae,
1884. Д С.
АЛЕКСИДЗЕ, Димитрий Александрович [р. 23. II (8. III). 1910 -
грузинский советский режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Член КПСС с
1954. Род. в Тифлисе в семье врача. В 1934 окончил режисс„рский
факультет ГИТИСа. С 1936 - режисс„р, с 1959 - гл. режисс„р (худ. рук.)
Т-ра им. Руставели (Тбили-си), в к-ром пост. спектакли: "Хозяйка
гостиницы" (1936), "Невеста из афиши" Гольдони (1942), "Герои Крцаниси"
Шаншиашвили (1943), "За тех, кто в море" Лавренева (1946), "Глубокие
корни" Гоу и д'Юссо (1947), "Первый шаг" по Г. Церетели (1948),
"Нико-лоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Семья" Попова (1950), "Пэпо"
Сундукяна (1951), "Васса Железнова" (1954); "Кваркваре Тутабери"
Какабадзе (1959). В пост. трагедии Софокла "Царь Эдип" (1956) и
"Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела (1960) ч„тко определились
особенности творчества А.: тонкое чувство сценич. формы, внимание к
раскрытию дарований актеров. А. создал монументальные спектакли,
новаторски претворяющие на сов. сцене античную драматургию и нац.
классику. С 1939 А. вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те (зав.
кафедрой акт„рского мастерства). Автор книги "Вопросы воспитания акт„ра"
(на груз. яз., 1956). Л. П.
Обратно в раздел культурология
|
|