Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - поч„тное звание, к-рое да„тся в СССР крупнейшим
и старейшим театрам республик. Было введено в 1919. Наименование "А. т."
получили 6 старейших т-ров страны: Большой, Малый, Художественный в
Москве, Александрийский (ныне - т-р драмы им. А. С. Пушкина), Мариинский
(ныне - т-р оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловский (ныне -
ленингр. Малый оперный т-р) в Петрограде. В 1920 моек. А. т. были
объединены в Ассоциацию А. т. (существовала до 1921), в к-рую через
нек-рое время вошли и петроградские А. т. (а также 2 московских не
академии, т-ра - Камерный и Моск. т-р для детей). Ассоциация А. т. имела
свой орган - журн. Культура театрам.
А. т. подвергались ожесточ„нным нападкам со стороны представителей
"левого" иск-ва, отрицавших значение культурного наследия прошлого.
В конце 20-х-нач. 30-х гг. в связи с развитием сев. театр. иск-ва
число А. т. значительно увеличилось. В эти и последу ющие годы поч„тное
звание А. т. получили: Т-р им. Е. Вахтангова в Москве, Укр. т-р оперы и
балета им. Шевченко (1926) и Укр. т-р им. И. Франко (1940) в Киеве, Тат.
т-р им. Г. Камала в Казани (1926), Узб. т-р им. Хамзы в Ташкенте (1933),
Тадж. т-р им. Лахути в Сталинабаде (1939), Укр. т-р оперы и балета им.
Лысенко (1939) и Укр. т-р им. Шевченко в Харькове (1947), Туркм. т-р
драмы им. Сталина в Ашхабаде (1956), Латв. т-р драмы (1949) и Латв. т-р
оперы и балета (1956) в Риге, т-р "Эстония" (1950) и Т-р драмы им. В.
Кингисеппа (1957) в Таллине и др. Л. Шн.
АКАДЕМИЯ ГРАНЕЛЛЕСКИ - шуточная литературная академия в Венеции в 18
в. См. Гранеллески.
АКАДЕМИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА в Гаване - см. Кубинская академия
драматичен ского искусства.
АКАДЕМИЯ ИМ. СИБЕЛИУСА - высшее музыкально-театральное учебное
заведение Финляндии. Основана в 1882 композитором и преподавателем
музыки М. Вегелиусом. Первоначально А. и. С. именовалась
Гельсингфорсским муз. ин-том (1882-1924), затем-Хельсинкской
консерваторией (1924-39); в 1939 консерватории было присвоено имя Я.
Сибелиуса, к-рый учился здесь в 1885-89 по классу композиции у
Вегелиуса. А. и. С.- учебное заведение с мн. отделениями; имеется класс
оперного пения, в к-ром преподаются также декламация, пластика,
акт„рское мастерство и т. д. А. и. С. воспитала крупных нац. музыкантов
- А. Ярнефельта, Э. Мелартина, Т. Ку-ула, Т. Ханникайнена и др. С. Л.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ (Akademie musickych emeni, AMU) - высшее
театральное учебное заведение в Чехословакии. Создана в 1948 в Праге. А.
и. имеет ф-ты: театральный, музыкальный и кино. Театр. ф-т готовит
режисс„ров и акт„ров для драматич. (в т. ч. кукольных) т-ров и
театроведов, музыкальный - музыкантов-исполнителей и теоретиков музыки,
кинофакультет - режисс„ров, операторов и сценаристов. При Академии
работает учебный т-р - ДИСК и кукольный т-р. Л. Сол.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. ЛУ СИНЯ-высшее учебное заведение в Китае.
Организована в начале 1938 в Яньане. Одна из первых художеств. школ,
созданных на территории революц. Китая. В состав А. и. входили отделения
литературы, т-ра, музыки и изобразит, иск-ва. При А. и. имелись
научно-исследоват. кабинет и экспериментальная театр. труппа. А. и.
сохраняла и развивала революц. традиции кит. искусства, возникшие в
период освободит, движения 4 мая 1919. Важное место в учебной работе
занимало изучение иск-ва и лит-ры Сов. Союза. В работе А. и. принимал
участие выдающийся композитор Си Син-хай (1905-45). Среди первых
руководителей и педагогов А. и.- театр. деятели Чжоу Ян, Люй Цзи, Хэ
Ци-фан, Чжоу Ли-бо, Чжан Гэн. В 1943 педагоги и учащиеся Академии
приняли активное участие в движении за создание янгэ
(песенно-танцевальных представлений на сов р. тематику), в руководстве
этим движением. В этот период учащиеся А. и. Хэ Цзин-чжи и Дин Ни
создали известную оперу "Седая девушка". А. и. существовала до 1949,
затем влилась в Объедин„нный северокитайский ун-т.
АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ (Национальная академия музыки) (Academie de Musique)
- французский оперный т-р в Париже. А. м. основана в 1671 аббатом П.
Перроном, маркизом де Сурдеаком и Р. Камбером, получившими в 1669 от
короля Людовика XVI концессию на 20 лет на организацию "оперных
академий" (т. е. муз. представлений) в Париже и др. городах.
Предшественницей А. м. была "Академия музыки и поэзии", организованная
поэтом де Вефом и музыкантом Ж. де Курвилем в 1570 и просуществовавшая
до 1572. В 1581 в Бурбонском дворце был пост. спектакль "Королевский
комический балет", сочетавший пение, музыку и танцы (пост. Б. де
Бо-жуайс, стихи ла Шенайля, муз де Боль„ и де Кур-виля, декорации Ж.
Патена); принципы этой постановки легли в основу создания придворного
муз. т-ра во Франции. А. м. открылась постановкой пасторали "Помона"
(опера-балет со стихами П. Перрона и музыкой Р. Камбера, пост. Вошампа);
этот спектакль имел большой успех и ш„л в течение 8 месяцев. Труппа
Академии состояла в этот период из 5 солистов (из них 4 женщины), 15
участников хора и 13 артистов оркестра. В нач. своей деятельности эта
труппа находилась под влиянием итал. т-ра. Вскоре в результате
придворных интриг Перрон вынужден был закрыть А. м. Однако уже в 1672 Ж.
Б. Люлли удалось получить новую концессию на сво„ имя и снова открыть А.
м. под назв. "Королевская академия музыки". На премьере была исполнена
опера-балет "Праздник любви и Бахуса" Люлли, возглавлявшего А. м. (был
е„ директором, администратором, режисс„ром и композитором). В А. м. было
поставлено ок. 20 опер Люлли, оказавших большое влияние на развитие
оперного жанра в стране. Их успех утвердил положение А. м. как
постоянного оперного т-ра. После смерти Люлли (1687) А. м. продолжала
свою деятельность под руководством различных директоров, в разных
помещениях, неоднократно изменяя сво„ название. В 1737-60 в А. м.
ставились оперы Ж. Рамо. В 1773-79 успех опер X. Глюка дал возможность
А. м. освободиться от преобладания итал. репертуара. После франц. бурж.
революции конца 18 в. в репертуар А. м. были включены оперы П.
Мон-синьи, Ф. Госсека, Э. Мегюля, позднее Ф. Филидора и др. франц.
композиторов. В 19 в. А. м. продолжала оставаться крупнейшим муз.
центром Европы. В 1871 была переименована в Нац. т-р оперы, для к-poro в
1875 построено новое помещение; с это" го же года т-р получил
наименование Гранд-Операм. Л. М.
АКАДЕМИЯ ТАНЦА (королевская) (Academie Royale de Danse) - основана в
Париже в 1661 корол„м Людовиком XIV. Задачей е„ было изучение искра
танца. А. т. состояла из Совета, в к-рый входило 13 мастеров танца,
регулярно собиравшихся в таверне, недалеко от Лувра. А. т. занималась
кодификацией придворных и характерных танцев. После нападок,
содержавшихся в "Письмах о танцев Ж. Ж. Новера, упрекавших Академию в
консерватизме, в 1780 А. т. прекратила сво„ существование.
Восстановленная в 1856 как частная организация (под названием
Императорская), вскоре закрылась. Л'. M'.
АКБАРОВ, Икрам (р. 1.III. 1921) - узбекский советский композитор.
Окончил Ташкентскую (1945) и Ленинградскую (1950) консерватории,
аспирантуру Ленпнгр. консерватории (1953). С 1954 А.- преподаватель
Ташкентской консерватории. Автор балета "Мечта" (Т-р оперы и балета им.
Навои, 1951), муз. комедии "Очарован тобой" (совм. с М. Бурхановым и М.
Левиевым, Ташкент, 1958), симф., вокальных, камерно-инструментальных
соч., музыки к спектаклям, в т. ч. к пьесе К. Яшена "Путеводная звезда"
(1957, Т-р им. Хамзы), фильмам и др.
АКЙЛОВ, Исахар (р. 14.VII. 1914) - узбекский советский балетмейстер.
Засл. арт. Узб. ССР (1942). С 1929 - акт„р и танцовщик узб. муз.-драм.
т-ра в Самарканде. С 1937 - балетмейстер узб. филармонии. Создал
хореографич. композиции, отражающие жизнь советских людей: бухарский
хороводный танец, массовый женский танец "Привет девушкам", сюиты "Эпоха
свободы", "Праздник труда" и др. Л. А.
АКИМОВ, Виктор Акимович [р. 16(29).!. 1902] - русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Сценич. деятельность
начал в 1920 в Центр, показательном красноармейском рабочем т-ре. В
1921-24 занимался в молод„жной студии при Харьковском т-ре. Одновременно
был акт„ром этого т-ра. В последующие годы играл в т-рах Орехово-Зуева,
Днепропетровска, Краснодара, в 1933-44 - в Т-ре рус. драмы в Баку. Роли:
Костя-Капитан ("Аристократы" Погодина), Швандя ("Любовь Яровая"),
Сафонов ("Русские люди"), Протасов ("Живой труп"), Егор Булычев; Кутузов
("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва) и др. С 1944 А. - в труппе
Сталинградского т-ра. Роли: Стессель ("Порт Артур" Степанова и Попова),
Берсенев ("Разлом"), Климов ("Совесть" Чепурнна, Ст. пр. 1951), Часовщик
("Кремл„вские куранты"), Макферсон ("Русский вопрос"), Бубнов и Яков
Ма-якин ("На дне" и "Фома Гордеев"), Городничий; Че-бутыкин ("Три
сестры"), Боков ("Большие хлопоты" Ленча) и др. Образы, созданные А.,
отличаются ч„ткостью внешнего рисунка, органичностью, жизненной
достоверностью.
АКИМОВ, Михаил Филиппович [р. 2(14). VII. 1895]- чувашский советский
писатель, драматург, театральный деятель. Автор первой чувашской пьесы
"Безвременная смерть" (1918, Чувашский передвижной театр),
рассказывающей о тяж„лой жизни чувашских крестьян до Октябрьской
революции, а также пьесы "Илюк" (изд. 1920, не пост.) о чуваш.женщине. В
1918-20 принимал участие в работе Чувашского т-ра (Чебоксары).
Лит.: Уяр Ф., Хрестоматия чувашской советской литературы, Чебоксары,
1948; С и р о т к и н М., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956. ф. р.
АКИМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).IV. 1901] - русский советский
режисс„р и художник. Нар. арт. СССР (1960). Род. в Харькове в семье
ж.-д. служащего. В
1915-19 учился в художеств. мастерской под рук. М. В. Добужинского,
А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Петрограде. Как театр. художник впервые
выступил в 1922 в Харьковском детском т-ре. С 1923 - в Ленинграде.
Работал в т-рах "малых форм" ("Балаганчик", "Вольная комедия", Ленингр.
т-р Сатиры), затем в Ленингр. академия, т-ре драмы, Большом дрям. т-ре и
др. Творчество А.-художника характеризуется острым чувством
современности, разнообразием при„мов, поисками новых выразит, средств,
законченностью и точностью формы, графичностыо. А. оформил спектакли:
"Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Страх"
(1931) - в Ленингр. академич. т-ре драмы; "Человек с портфелем" Файко
(1928) - в Моск. т-ре Революции; "Разлом" (1927);
"Заговор чувств" Олеши (1929), "Коварство и любовь" (1930) - в Т-ре
им. Вахтангова; "Любовь Яровая" (1936); "Школа злословия" Шеридана
(1940), "Офицер флота" Крона (1945) - в МХАТе. С 1929 А. работает как
режисс„р, одновременно оформляя свои спектакли; 1-я самостоят, работа
А.-"Гамлет" (Т-р им. Вахтангова, 1932. носила формалистич. характер. В
1935-49 А.- художеств. руководитель Ленингр. т-ра Комедии. Здесь А.
поставил и оформил спектакли:
"Собака на сене", "Валенсианская вдовам Лоне де Вега (1939),
"Двенадцатая ночь" (1938); "Тень" Шварца (1940), "Остров мира" Петрова
(1947) и мн. др. Жизнерадостность, тонкое остроумие, богатство фантазии,
острота характеристик, блестящее оформление спектаклей, пост. А.,
выдвинули этот т-р в число ведущих т-ров страны. С 1951 А. был гл.
режисс„ром Ленингр. т-ра им. Ленсовета. Острой сатиричностью, обличит.
силой отличались поставленные им спектакли "Тени" Салтыкова-Щедрина
(1953) и "Дело" Сухово-Кобылина (1955). С 1955 А.- снова гл. режисс„р
Ленингр. т-ра Комедии; поставил и оформил спектакли:
"Обыкновенное чудо" Шварца (1956), "Деревья умирают стоя" Касоны
(1957), "Тр„хминутный разговор" Левидовой (1959), "Рассказ одной
девушки..." Тверского (1959), "П„стрые рассказы" по Чехову(1960) и др.
Активно работая над созданием оригинального репертуара, А. борется за
утверждение на сцене сов. комедии. А. выступает также как художник кино
(фильмы "Кащей бессмертный", "Золушка"). Ему принадлежит большое
количество оригинальных афиш к своим спектаклям, произв. станковой
живописи и графики, в т. ч. портреты деятелей иск-в (Н. К. Черкасова, Б.
М. Тенина, Н. П. Охлопкова). А.- автор ряда статей по вопросам театр.
иск-ва. С 1955 препода„т в Ленинградском театр. институте (руководит
художественно-постановочным ф-том); с 1960 - профессор.
Соч.: Художник в театре, "Жизнь искусства", 1928, ј 10; Художник в
театре, "Театр и драматургия", 1935, J\" 7;
Акимов Н. П., Содоклад о театрально-декорационном искусстве (1-й
Всесоюзный съезд советских художников), М., 1907 Трудности и перспективы
жанра, "Октябрь", 1958, ј 6; Театр в настоящем и будущем, "Театр", 1960,
ј 3.
Лит.: Акимов. Текст А. Бартошевича, ред. К. Н. Державина, Л., 1933;
Бартошевич А., Н. Акимов - художник, Л., 1947; Право на гнев. "Дело"
Сухово-Ко-былина в Ленинградском театре имени Ленсовета, в кн.:
Спектакли этих лет. 1953-1956 гг. Сборник статей, М., 1957, стр. 33-105;
Ремез О., На пороге дня завтрашнего, "Театральная "кизнь", 1959, ј 16,
стр.18-19.
АКИМОВА, Софья Владимировна [р. 15(27).III. 1887l - русская советская
артистка оперы (сопрано), педагог. Заслуженная артистка Узбекской ССР
(1944). Член КПСС с 1945. Жена певца И. В. Ершова. В 1909 окончила
Лейпцигскую консерваторию по классу фп. К. Вендлинга. Пению обучалась в
Петербурге у М. А. Славиной, брала также уроки у С. М. Мирович. Впервые
выступила на оперной сцене в Петербурге в 1913. В 1913-29 - солистка
Мариинского театра (ныне Ленинградский театр оперы и балета имени
Кирова). Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Феврония ("Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии" Рим-ского-Корсакова), Тамара
("Демон"), Эльза, Елизавета, Зиглинда, Брунгильда ("Лоэн-грин",
"Тангейзер", "Валькирия", "Гибель богов" Вагнера) и др. Выступала в
концертах. С, 19f9 А. работает в Ленинградской консерватории (с 1939 -
профессор). Среди учеников А.- Т. Н. Лаврова, В. Н. Кудрявцева, М. А.
До-венман и др. Н. Каз.
АКИМОВА (Р е б p и с т о в а), Софья Павловна [сент. 1824-4(16).VII.
1889] - русская актриса. Брала уроки у актрисы А. Т. Сабуровой. В 1846
дебютировала на сцене моек. Малого т-ра; играла здесь до конца жизни. А.
была блестящей исполнительницей ролей комич. старух. Первой исполнила
мн. роли в пьесах А. Н. Островского: Арина ("Бедность не порок"),
Аграфена Кондратьевна ("Свои люди - сочт„мся"), Кукушкина ("Доходное
место"), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), Матр„на
("Горячее сердце"), Феклуша ("Гроза") и др. Среди лучших работ А. также:
Сваха ("Женитьба"), Про-стакова ("Недоросль"), роли в водевилях и
фарсах. Талантливая бытовая актриса, А. прекрасно владела мастерством
речевой характеристики.
Лит.: "БИТ", fn.], 1914, вып. VII; "Москва", 1868, ј 47 (ст. И.
Аксакова "Двадцать два года службы С. П. Акимовой при московских
театрах"). Н. ф.
АКИТА, Удзяку (наст. имя-Токудзо) (р. 2. II. 1883) - японский
писатель, драматург. В 1907 окончил .англ. отделение ун-та Васэда
(Токио). В 1908 начал лит. деятельность. В 1913 был связан с
прогрессивным театром "Гэйдзюцу-дза", с этого времени работал в, области
нового театра ("сйнгэки") и драматургии. В 20-е гг. примкнул к деятелям
пролетарского иск-ва. Был одним из основателей (1923) прогрессивного",
т-ра "Сэнку-дза", где пост. его пьеса "Граната" (1923). В 1927 приезжал
в Советский Союз. Написал пьесы: "Погреб„нная весна" (1913), "Три души"
(1918), "Ночь на границе" (1921) и др., вошедшие в одноим. сборники. Не
прекращал своей деятельности ив годы реакции (1934-45). После 2-й
мировой воины А. возглавил Ин-т сценич. иск-ва в Токио. А. Г.
AKKEPMAH (Ackermann) - семья немецких акт„ров. Конрад Эрнст А. (1.
II. 1710, Шверин,- 13. II. 1771, Гамбург) - акт„р и антрепрен„р. В
молодости (1735-39) был солдатом, служил в русской армии у фельдмаршала
Миниха. В конце 30-х годов А. увл„кся т-ром, стал играть в странствующих
нем. труппах. В 1740 дебютировал в труппе И. Ш„немана в Люнебурге. В
1741-46 А. с различными труппами выступал в Гамбурге, Шверине, Данцпге.
В 1747 вместе с С. Шредер, своей будущей женой, уехал в Россию, где
успешно выступал в Петербурге и Москве. В 1752 вернулся на родину и в
1755 открыл в Кенигсберге т-р, выстроив спец. здание. В 1758 в связи с
Началом Семилетней войны А. бежал на юг Германии, где продолжал играть
со своей труппой; гастролировал тауже в Эдьзасе и Швейцарии. В 1764-
1767 А. возглавлял труппу Г. Коха в Гамбурге, где построил и оборудовал
новый т-р. Гамбургская антреприза - пора расцвета театр. деятельности А.
В его труппе были лучшие нем. акт„ры того времени:
К. Экгоф, М. Б„к, Ф. Л. Щр„дер; актрисы: Ф. Хен-зель, К. Шульце, С.
Шредер. А. ставил лучшие произв. классики и совр. нем. драматургии, а
также (для поднятия сборов) оперио-балетные спектакли и фарсы. Большие
траты А. на декорации и костюмы привели его г-р в 1767 к финансовому
краху. Антреприза А. перешла к драматургу Ф. Л„вену, труппа А. вместе с
самим А., Шредером, Экгофом и дрь составила ядро Гамбургского
национального театра. В 1768 антреприза снова перешла к А" В 1769 он
возглавлял также и Нижнесаксоискую труппу. В последние годы жизни А.
делил руководство Гамбургским нац. т-ром со Шредером, к-рый в„л балетную
часть. После смерти А. его антреприза целиком перешла к Шредеру.
А. был передовым театр. деятелем своего времени. Вместе с Экгофом, а
позднее Шредером он утверждал на нем. сцене реалистич. иск-во и боролся
с обветшалыми традициями классицизма. А. завоевал широкую известность и
как блестящий акт„р. Непосредственное, искреннее, глубокое иск-во А.
отличалось ярким нац. своеобразием. Созданные им образы
характеризовались яркими бытовыми деталями. А. играл в пьесах Мольера
(Оргон, Гарпагон, Сганарель - "Тартюф", "Скупой", "Дон Жуан"), Лессинга
(Вахмистр -"Минна фон Барнхельм"), Хольберга и др.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульсного, т. 2, М., 1957; L i t z m a n n B., Fr. Ludwig Schroder, Bd
1-2, Hamb.- Lpz., 1890-94;
K indermann H., Ackermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte der
Goetherzeit, W., 1948. Г, Гур.
Доротея А. (12. II. 1752-1821) - актри ca. Дочь Конрада Эрнста А. и
С. Шредер. Дебютировала в т-ре своего отца в роли Сары Сампсон в драме
Г. Э. Лессинга "Мисс Сара Сампсон". Впоследствии удачно играла в
трагедиях и комедиях. Роли:
Офелия, Дездемона; Минна ("Минна фон Барнхельм" Лессинга). В 1778
оставила сцену.
Шарлотта А. (23. VIII. 1757-10. V. 1775) - актриса. Дочь Конрада
Эрнста А. и С. Шредер. Играла преим. в Гамбурге. Проявила большое
дарование, исполняя роли молодых девушек, субреток, а также трагедийные
роли преим. во франц. классич. драматургии.
АКМЕНТЫНЬ (наст. фам.- Штейнберг), Да-це [22. VII (3. VIII). 1858-16.
III. 1936) - латышская актриса. В юности работала швеей. Как солистка
певческого хора А. в 1886 была приглашена на роль Вани в постановке
"Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") в Рижском латыш. т-ре. В 1887 была
зачислена в труппу этого т-ра и работала здесь до ухода со сцены в 1914.
Большое обаяние, многогранный талант, приобрет„нное в упорной работе
мастерство принесли А. славу лучшей латыш. актрисы своего времени. А.
внесла большой вклад в развитие нац. реалистич. сценического иск-ва. С
одинаковым успехом играла роли трагич. героинь, нежных девушек,
комедийных субреток и резвых мальчиков. Среди лучших ролей А.: Карлен,
Кристина ("Дни портных в Силмачах", 1902, "В огне", 1905, Блаумана),
Мирдза ("Вайделоте" Аспазии, 1894), Спридит, Сниедзе ("Спри-дит", 1903,
"Принцесса Гундега и король Брусубарда", 1912, Бригадер), Луиза
("Коварство и любовь", 1893), Настя ("На дне", 1906), Поля ("Мещане",
1904), Нора ("Кукольный дом", 1897), Гретхен ("Фауст" Г„те, 1898), Эльга
(о. п. Гауптмана, 1907). Творчество А. высоко ценили Я. Райнис, Р.
Блауман и др. представители передовой латышской культуры.
Лит.: Kundzins, Dace Akmentina, Teatris un dzive. Almanahs III, Riga,
1959, с. 343-52. Я. Я.
АКРОБАТ (греч. axpo?atTig, от axpo?atco) - хожу на цыпоч ках, лезу
вверх) - цирковой и эстрадный акт„р, исполняющий номера акробатики.
Различаются А.: прыгуны, клишники, крафт А. (силовые), А. на проволоке,
"А. в колонне" (групповые исполнители разнообразных акробатич.
эквилибристич. трюков, демонстрируемых преим. с плеч друг друга), А. с
подкидной доской (групповой акробатич. номер; один из прыгунов
становится на опущенный конец доски, тогда как партн„р прыгает на
поднятый конец, тем самым увеличивая силу подбрасывания вольтиж„ра,
проделывающего с доски сальто на плечи третьего акробата).
АКРОБАТИКА - один из видов циркового и эстрадного искусства,
демонстрирующий мастерское владение телом и высокое развитие
мускулатуры. А. делится на 5 видов: силовую, прыжковую на земле,
плечевую, икарийские игры и А. на лошадях. В силовой акробатике т. н.
верхний акробат исполняет на руках или на голове своего партн„ра
(нижнего акробата) различные стойки. Акробатич. прыжки выполняются
партерными акробатами-прыгунами; наиболее распространены: флик-фляк
-резкий прыжок назад на руки, потом на ноги (рис. 1), сальто-мортале -
резкий прыжок, при к-ром тело оборачивается в воздухе вокруг своей оси
(рис. 2), и колесо - боковой прыжок, при к-ром акробат прыгает на правую
руку, переходит на левую и становится опять на ноги. Упражнения плечевой
А. предполагают наличие минимально 3 человек, из которых один совершает
прыжки сальто-мортале с плеч одного партн„ра на плечи другого. В ика
римских играх нижние акробаты лежат на спец. подушках, подняв вверх
ноги, верхние акробаты совершают прыжки сальто-мортале с подошв одного
партн„ра на подошвы другого (рис. 3). А. родственны: балансирование
(баланс), хождение по канату, балансирование на шаре и пр., гимнастика -
упражнения на трапеции и др. гимнастич. снарядах.
Акробатич. иск-во было известно уже в древности - в Египте, Греции,
Риме и Византии. Первые акробатич. упражнения состояли из эквилибристики
на натянутом канате, неустойчивых пирамидах, из танцев между хрупких
ваз, прыжков над мечом и т. д.
В средние века это иск-во развивали скоморохи, бывшие одновременно
фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности в 19
в. А. получила широкое распространение в цирках. Тогда же появилась А.
на лошадях.
В числе наиболее известных акробатов прошлого - рус. артисты И. и А.
Сосины, выполнявшие т. н. двойное сальто-мортале. В советском цирке
выдающегося акробатич. мастерства достигли; в области прыжков - М.
Осташенко, Л. и Д. Маслюковы, И. Федосов и В. Довейко, В. Саженев, Н.
Иванова, Ю: Хазов; в области силовой А.-бр. Мареиковы.
Подготовка цирковых акробатов проводится в школе циркового иск-ва. А.
является также элементом хореографич. дисциплин, используется в танце.
А. - одна из вспомогат. дисциплин в учебной подготовке акт„ра.
В 30-е гг. А. использовалась как постановочный при„м в спектаклях,
напр. в пост. С. М. Эйзенштейна в т-ре Пролеткульта ("Мудрец" по пьесе
"На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Мексиканец"),
В. Э. Мейерхольда ("Великодушный рогоносец" К ром-мели нка, "Лес"
Островского, "Мандат" Эрдмана и другие), в спектаклях ТРАМа ("Дружная
горка").
АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭГИД-цирковой номер; представляет собой композицию из
акробатич. трюков и балетных шподдержек" Исполняется обычно мужчиной и
женщиной. Состоит из упражнений, демонстрирующих мускульную силу и
пластику тела. Ал. Ш.
АКСАКОВ, Константин Сергеевич [29. Ill (10.IV). 1817-7(19). 11. I860]
- русский писатель и публицист. Сын С. Т. Аксакова, Учился на словесном
ф-те Моск. ун-та (1832-35). Автор неск. пьес, в к-рых отразились его
славянофильские взгляды. Драма А. "Освобождение Москвы в 1612 году",
проповедующая идею земского собора и отч„тности правящих верхов перед
народом, была пост. в моек. Малом т-ре в 1850, но после первого
представления запрещена цензурой. В драм. пародии "Олег под
Константинополем" (соч. 1830-х гг.; изд. СП Б, 1858) А. высмеивает
псевдоисторические пьесы; в комедии "Князь Луповиц-кий, или Приезд в
деревню" (соч. 1851) выступает против западников и идеализирует
крестьянскую общину.
Лит.: Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских
писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889, с. 201- 318; т. 6. СПБ, 1904. с.
235-36. у. Р.
АКСАКОВ, Сергей Тимофеевич [20. IX (LX).* 1791-30. IV (12. V). 1859)
- русский писатель и театр. критик. Учился в Казанском ун-те. А. был
страстным театралом, превосходным знатоком совр. ему рус. т-ра. В
молодости играл в любительских спектаклях. В 1827-32 работал в Моск.
цензурном комитете. С 1825 выступал как театр. критик (в журн. "Вестник
Европы", "Московский вестник", "Атеней", "Галатея", в газ. "Молва",
"Московские ведомости" и др.). В своих взглядах на театр А. выражал
позиции, близкие гоголевскому направлению в рус. лит-ре, был поборником
сценич. реализма, иск-ва глубоких чувств и душевной правды. Высоко ценил
творчество М. С. Щепкина и П. С. Мочалова, в к-рых видел крупнейших нац.
акт„ров, выразителей демократия, направления в рус. т-ре. Личный друг Н.
В. Гоголя, А. во многом разделял его театр. взгляды. А. является автором
мемуарных работ "Яков Емельянович Шуше рин и современные ему театральные
знаменито-сти" (1854), "Литературные и театральные воспоминания"
(1856-58), а также незаконченной работы "История моего знакомства с
Гоголем" (начата в 1854), в к-рых содержатся ценные наблюдения над
художеств. жизнью эпохи, яркие характеристики рус. писателей и акт„ров.
Перев„л "Школу мужей" Мольера (1819, Большой т-р в Петербурге).
Соч.: Собр. соч., т. 1-4, М., 1955-56.
Лит.: Машинский С., С. Т. Аксаков и русский театр. "Октябрь", 1959,
.N" 5; его же, С.Т.Аксаков, М., 1959. Т. Р. АКС‚НОВ, Всеволод Николаевич
[7 (19). III. 1898-29. III. 1960] - русский советский акт„р. Мастер
художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1947). Творч. деятельность начал как
драм. акт„р. В 1920- 1946 (с перерывами) играл в моек. Малом т-ре. Роли:
Чацкий; Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского),
Мечик ("Разгром" по Фадееву) и др. С 1935 выступал на эстраде. В его
репертуаре - произведения русской классич. и сов. поэзии (Пушкин, Блок,
Есенин, Маяковский, Симонов, Твардовский, Щипач„в и др.). А. был
инициатором, постановщиком и осн. исполнителем лит.-муз. композиций
произведений зап. классики ("Пер-Гюнт" Ибсена, "Эгмонт" Г„те,
"Арлезианка" Доде, и др.). Иск-во А. отличалось глубоким проникновением
в замысел произведений, лиризмом, лаконичностью и точностью выразит,
средств. А. снимался в кино (Гарри Смит - "Русский вопрос", Ст. пр.
1948, и др.). В„л педагогическую работу (курс мастерства художественного
слова в Театральном училище им. Щепкина).
С о ч.: Искусство художественного слова, М., 1954. Лит.: Ф а л ь с к
и и В., Всеволод Николаевич Акс„нов, М., 1956. Ев. Г.
АКСЕР(Axer), OTTOH(p.3.VIII. 1906)- польский театральный художник,
живописец и график. В 1930 окончил Академию изящных иск-в в Кракове. В
1932-37 работал в Городском т-ре во Львове (оформил "Тр„хгрошовую оперу"
Брехта, и др.), в 1937-39 - в Городском т-ре в Лодзи ("Небожественная
комедия" Красинского, и др.), в 1945-49 - в Т-ре Войска Польского в
Лодзи ("Отелло" Шекспира, "Игра с ч„ртом" Дрды). В Польском и
Современном театрах Варшавы А. создал декорационное оформление
спектаклей: "На дне" (1949), "Горе от ума" (1951); "Мария Стюарт"
Словацкого, "Маскарад" Лермонтова (оба в 1958). "Дом Бернарды Альбы"
Гарсиа Лорки (1959). А. принимал участие во многих постановках реж. Л.
Шиллера, после его смерти работает с реж. Э. Аксером. Р. В.
AKCEP (Ахег), Эрвин (р. 1. I. 1917) - польский режисс„р. По окончании
Гос. ин-та театр. иск-ва в Варшаве (ученик Л. Шиллера), в 1939-41
работал в Польском т-ре во Львове, в 1945-49 был режисс„ром и художеств.
руководителем Камерного т-ра в Лодзи. С 1949 работает в Современном т-ре
в Варшаве (в 1955-57 одновременно возглавлял Национальный т-p в
Варшаве).
А. уделяет особое внимание постановкам совр. произведений нац.
драматургии. Среди его пост. в Современном т-ре: "Немцы" Кручковского
(1949), "Обычное дело" Тарна (1949), "Карточный домик" Зегадловича
(1953), "Тревожное дежурство" Лютовского (1955). А. работает также над
классич. драматургией: "Двенадцатая ночь" (1950, Современный т-р);
"Кордиан" Словацкого (1956, Национальный т-р) и др. Среди пост. пьес
совр. зарубежных драматургов: "Амфитрион 38" Жироду (1947, Камерный т-р
в Лодзи), "Наш город" Уайлдера, "Бидерман и поджигатели" Фриша (1957,
1959, Современный т-р), "Мухи" Сартра (1957, Национальный театр). В
1949-50 поставил спектакли "В одном городе" Софронова, "Мещане" (оба в
Современном т-ре). С 1947 препода„т в польских театральных школах
(Лодзь, Варшава). Сотрудничает в журнале "Театр" ("Teatr"), пишет
фельетоны по вопросам т-ра (сб. фельетонов А. за 1952-54 издан в 1955).
С о ч.: Pare uwag o inscenizacji, "W pewnym miescie", "Teatr", 1950,
ј2-4; Listy ze sceny,Warsz., 1955-57. Лит.: Tarn A., Lekcja warsztatu
scenicznego, "Teatr", 1951, ј l; M a s l i n s k i J., Poemat sceniczny
o Janie Kochanowskim, "Teatr", 1952, "N" 18; "Kordian" Juliusza
Slowackiego w Teatrze Narodowym w Warszawce, "Teatr",1956, .No 10;
N atanson W., O przewodni motyw "Kordiana", "Teatr", 1950, ј13;
Kijowski A., Pewien podchorazy zwariowal czyli "Kordian" w Teatrze
Narodowym, "Teatr", 1956, ј14;
(т r u d a J., Rozprawa o teatrze wspolczesnym, "Teatr", 1958, ј 16.
P. B.
АКСЙРОВ, Залимхан Алиевич (р. 1919) - кабардинский советский
драматург. В 1940-47 - акт„р Кабардинского т-ра (г. Нальчик).
Драматургич. деятельность начал в 1942. Автор драматич. поэмы "Песнь о
Даханаго" (1942, нов. пост. 1957), построенной на основе сказания
нартов, пьес: "Лашин" (1946), "С восходом солнца" (1952) о строительстве
социализма в Кабардино-Балкарии, "Кызбурун" (1954) о трагич. судьбе
кабардинской женщины в эпоху феодализма, борьбе народа против
угнетателей - князей и иноземных захватчиков, "Не поверили" (1956) и др.
Многие пьесы А. пост. в кабардинском т ре. Е, Ж.
АКТ (от лат. actus - действие) - 1) Законченная часть драматического
произведения или театрального представления. В театре А. обычно
разделяются перерывами (антрактами). А. может дробиться'на более мелкие
части (явления, эпизоды, сцены, картины).
Деление спектакля на 5 А. впервые было осуществлено в театре Др. Рима
(в др.-греч. драме действие продолжалось непрерывно, перемежаясь
выступлениями хора). Пятиактное деление затем перешло в европ.
драматургию эпохи Возрождения и классицизма (исключение составлял
испанский т-р, в к-ром было принято деление пьесы на 3 А.- хорнады).
Драматургия последующих эпох имеет от 1 до 5 А. В классич. т-ре ряда
стран Востока (Китай, Япония, Индия, Иран и др.) пьесы имеют десятки А.
2) В Англии, в т. н. Елизаветинском т-ре, А. называлась музыка между
отдельными частями пьесы. Д. Шн.
АКТЕ (Achte), Лоренц Николай (25. V. 1835-18. IV. 1900) - финский
композитор, артист оперы (баритон), дириж„р, педагог и
музыкально-общественный деятель. Один из основоположников фин. оперного
иск-ва. Муж певицы Э. Ш. Акте. В 1868 основал в Хельсинки постоянный
симф. оркестр (Академич. оркестровое об-во), в 1869 принял участие в
создании Финского клуба, драм. отделение к-рого явилось основой первого
фин. нац. т-ра (1872). В 1870 А. исполнил в пост. клуба партию графа
Луны в "Трубадуре" Верди - первом оперном спектакле на фин. языке. В
1873 А. организовал при т-ре оперное отделение. В 1873-79 дирижировал
оперными спектаклями. Выступал также как певец, исполнял ведущие
баритоновые партии в операх "Лючия ди Лам-мермур" и "Лукреция Борджиа"
Доницетти, "Норма" Беллини, "Фауст" Гуно и др. А. принадлежит также ряд
симф. произв. и педагогич. трудов. Выступал как певец и дириж„р в
концертах.
Лит.: A s p e l i n-H a a p k у 1 a E., Suomalainen Teatteri ja
Oopera, Helsingf., 1908. Л. С., С. Л.
АКТЕ (Achto), урожд„нная С т p „ м e p (Stro-mer), Эмми Шарлотта (14.
XI. 1850-2. XII. 1924) - финская артистка оперы (сопрано) и педагог.
Жена композитора и певца Л. Н. Акте. Одна из основоположников фин.
оперного искусства. Пению обучалась в Хельсинки (у Мехелин), Париже (у
Массе), Стокгольме (у Ламперти) и Дрездене (у Хильдах). В 1873-79
А.-ведущая певица "Финской оперы" (Хельсинки). Особенно удавались А.
трагедийные эпизоды. Партии:
Лючия ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Норма
(о. п.
Беллини), Памина ("Волшебная флейта"), Маргарита ("Фауст") и др. В
1891-1922 А. руководила собств. оперной труппой. В 1912-23 преподавал а
пластику, пантомиму и оперное иск-во вГельсингфорсском муз. ин-те (ныне
Академия им. Сибелиуса) работала в театр. училище при Швед. т-ре в
Хельсинки.
Лит.: Krohn H., Suomalaisen oopperan ensimmainen tahti, Helsinki,
1927. А. С., С. Л.
АКТЕО (полное название: Ц ен т p а л ь н а я театральная секция
Главного художественного комитета Академического центра Наркомпроса) -
организация, руководившая театральным искусством РСФСР. Была создана в
1921 на основе ТЕО (Театральный отдел) Наркомпроса.
В задачи А. входило: "а) теоретическое и программное руководство всем
театральным делом, в РСФСР; б) широкое содействие зарождению и развитию
1?јых форм театра, созвучных переживаемой эпохе; в) социальное
углубление, усовершенствование и охрана высших достижений исторически
сложившегося русского театра; приобщение последвего к великому
строительству преображ„нной культуры трудящихся масс; г) широкое
содействие зарождению и развитию национальных театров народов,
населяющих Республику и автономные области РСФСР" (Из "Положения об
Актео", утвержд„нного Наркомпросом 24.V. 1921, журн. "Культура театра",
М., 1921, ј 6).
А. состоял из 3 подотделов (научного, экспериментального и общего),
Управления гос. академич. театрами, ряда комиссий. При А. функционировали
2 совещательных органа: Художественный совет по творческим вопросам,
Коллегия по делам организации и хозяйства. В 1924 руководство всеми
т-рами перешло к художественному отделу Главполитпросвета Нарком-проса.
Л. Шн.
АКТ‚Р (франц. acteur, от лат. actor - исполнитель), артист (франц.
artiste, от лат. ars - искусство),- исполнитель ролей в драматических,
оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино. См.
Искусство актера.
АКТЕ-ЯЛАНДЕР (Ackte-Jalander), Айно (23. IV. 1876-8. VI 11.1944) -
финская артистка оперы (сопрано) и музыкально-общественный деятель. Дочь
композитора и певца Л. Н. Акте и певицы Э. Ш. Акте. Пению обучалась у
своей матери и в Парижской консерватории. Впервые выступила как
концертная певица в 1893. В 1897-1903 пела в "Гранд-Опера" (Париж), в
1904-06- в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); одновременно выступала в
фин. оперных т-рах, гастролировала в Англии и др. странах. Партии: Айно
(о.п. Мелартина), Эльза, Елизавета, Ева ("Лоэнгрин", "Тангейзер",
"Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Саломея (о. п. Штрауса),
Микаэла, Тоска и др. В 1911 А.-Я. основала совм. с Э. Фацером "Финский
отечественный оперный театр"; позднейшие названия - "Финская опера" (с
1914), "Финская национальная опера" (с 1956). В 1911-16 и в 30-х гг.
А.-Я. была организатором многочисл. "праздников оперной музыки" в
Финляндии. В 1928-30 преподавала оперное пение в Хельсинкской
консерватории. В 1938-39 - директор "Финской оперы".
Лит. с о ч.: Muistojeni kirja. Kuvitettu, Helsingissa, 1925;
Taiteeni taipaleelta. Kuvitettu, Helsinki, 1935. А. С., С. Л.
АКУНЬЯ (Acuna), Мануэль (27. VIII. ' 1849-6. XII. 1873) -
мексиканский поэт. Лит. деятельность начал в 1868. Примыкал к группе
писателей, боровшихся за создание нац. культуры. Автор драмы "Прошлое",
изображавшей трагич. судьбу падшей женщины. Пост. этой драмы в 1872
явилась значит, событием в обществ, жизни страны.
С о ч.: Obrs; poesias, teatro, articulos y cartas, Mexico, 1949 (см.
также вступ. ст.). Ю JJ
АКУТАГАВА, Ясуси (р. 12. VII. 1925) - япон ский композитор. В 1949
окончил муз. академию в Токио по кл. композиции, фп. и
дирижирования.Творч. деятельность начал в 1947. Автор балетов
"Потерянный рай" (1950), "Сон на дне озера", "Дитя реки", "Пламя и
человек", симф. триптиха, песен, хоров, музыки к фильмам и др. Принимал
участие в движении "Поющие голоса Японии". Н. И.
АКЦИЙ (Accius), Луций (170-ок. 85 до н.э.)- древнеримский драматург.
Написал св. 40 трагедий, содержание к-рых заимствовано преим. из греч.
мифологии, перерабатывал произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Иногда
объединял в одной трагедии материал двух близких по сюжету драм своих
предшественников. Создал также 2 трагедии на римский сюжет (т. н.
претексты, лат. praetextae); из них наибольшей известностью пользовалась
трагедия "Б рут", посв. изгнанию последнего рим. царя Тарквиния Гордого.
Трагедии А. сохранились лишь в отрывках (св. 700 строк), по к-рым
видно, что его стиль находился под сильным воздействием ораторской речи
и отличался патетич. приподнятостью и афористичностью.
Издания: (Фрагменты А.) в изд. Remains of old Latin, ed. and transi,
by E. И. Warmington, v. 2, Carnbr.- Mass.- L., 1935.
Лит.: История римской литературы, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М.,
1954, с. 96-99. В. Я.
АКЫН - в Казахстане и Киргизии поэт-импровизатор, певец,
композитор-мелодист. А. создавали свои песни (текст и мелодию),
импровизируя в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры. А.
должен был обладать наблюдательностью, острой памятью, артистич.
дарованием. Живая мимика, особая выразительность слов, изобретательное
обращение с домброй (А. помахивает ею над головой, окручивает вокруг
туловища), "обыгрывание" костюма (шапки, рукавов и т. д.) придавало
выступлениям А. характер театр. зрелища. А. выступали в соревнованиях
нар. певцов - айтысах.
Лит.: Исмаилов Е., Акыны, Алма-Ата. 195 7. Н. Л.
АЛАВЕРДЯН, Левон Александрович [р. 19 (31). 111.1887] - армянский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1951). Сценич. деятельность начал
в 1908 в Тифлисе. С 1932 - акт„р Арм. т-ра драмы (Тбилиси). Играет
преим. характерные роли: Бархудар ("Намус" Ширванзаде), Бриллиантов
("Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Дудукин ("Без вины виноватые") и др. Б.
А.
АЛАДАТЯН, Николайос (ум. 1875) - армянский драматург. Окончил Моск.
ун-т (юридич. ф-т). Был одним из основателей арм. студенческого т-ра
(1859) в Москве. Автор бытовой комедии-водевиля "Пропали мои пятьдесят
червонцев", пост. в 1859 в Москве студентами. В. Т.
АЛАДЖАЛОВ, Семен Иванович[р. 24. VII (6. VJII). 1902] - армянский
советский театральный художник. Окончил Высшие художеств. мастерские
(ВХУТЕМАС) в Москве. Работу в т-ре начал с 1924 в 1-м Государственном
театре в Ереване (ныне Т-p имени Сундукяна). Оформил спектакли: "Тартюф"
(1924), "Отелло" (1926), "Доходное место" (1929), "Егор Булычев и
другие" (1933 и 1952). В Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (Ереван)
оформил балет "Счастье" Хачатуряна (1939). С 1927 работает в т-рах
Москвы и др. городов. Спектакли: "Винтовка 492 11 б" Крона (Госцентюз,
1928), "Восстание Восэ" (Театр имени Лахути, Сталинабад, 1934) и др. Л.
Хпл,
Обратно в раздел культурология
|
|