Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ. Организован в Баку в
апреле 1938, имеет два сектора - азерб. и русский. Репертуар азерб.
сектора т-ра в первые годы его деятельности составляли муз. комедии
братьев У. и 3. Гаджибековых, направленные против феод.-патриархальных
отношений в быту, призывавшие к борьбе за освобождение
женщины-азербайджанки: "Муж и жена", "Не та, так эта" У. Гаджибекова,
"Женатый холостяк" 3. Гаджибекова и др. В последующие годы т-р включал в
свой репертуар новые, современные муз. комедии азерб. авторов. В 1939
осуществлена пост. первой сов. азерб. муз. комедии "Пятирубл„вая
невеста" Рустамова; в следующем сезоне состоялись премьеры: "Чья
свадьба" Ме-шадибекова и "Роза" С. Гаджибекова. Среди лучших пост. т-ра
- "Похитители сердец" Амирова (1944), "Дурна" Рустамова (1947), "Улдуз"
Алескерова (1948), "Радостная весть" Амирова (1946). В 1956, после неск.
лет перерыва, т-р вновь возобновил свою деятельность. В 1959 пост. муз.
комедии "Гаджи Кара" (по одноим. комедии М. Ф. Ахундова) Адигеза-лова и
Мустафаева и "Песня нашего села" Багиро-ва. Театр ставил также
музыкальные комедии арм., груз. и др. авторов: "Счастливый день"
Айвазяна, "Большая свадьба" Тиграняна, "Кето и Котэ" Долид-зе и др.
В репертуаре рус. сектора-классич. и совр. оперетты "Голубая мазурка"
Легара (1938), "Принцесса цирка" Кальмана (1940), "Свадьба в Малиновке"
Б. Александрова (1938), "Трембита" Милютина (1952), "Белая акация"
Дунаевского (1956) и др. Среди артистов азерб. сектора т-ра - засл. арт.
Азерб. ССР Л. Абдуллаев, М. Калантарли, К. Керимов, И. Гуссейнов, Р.
Мамедов, Р. Алиева, Ш. Касумова; рус. сектора - В. Белов, 3.
Цагельницкий, А. Логинов, Б. Ростинин, Е. Маринина, Е. Колото-ва, Т.
Созыкина, И. Подгорная и др. Гл. дириж„р т-ра - Ч. Гаджибеков. К. Кае.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. М. Ф. АХУНДОВА
(Азербайджанский ордена Ленина академич. театр оперы и балета им.М. Ф.
Ахундова). В 1920 в Баку был основан Азерб. драм. т-р. В сезоне 1924-25
т-р разделился на драм. и оперную труппы; последняя объединилась с
работавшей в Баку рус. оперной труппой. Спектакли т-ра шли на азерб. и
рус. яз. В этот коллектив вошли лучшие мастера азерб. муз. т-ра: певцы -
Бюль-Бюль (Мамедов),
Г. К. Сарабский, Г. Гаджибабабеков, М. Т. Багиров, М. X. Терегулов,
певицы-Ш. Мамедова, С. Гаджи-ева, Ф. Мухтарова, X. и .С. Каджар, А.
Рзаева и др. В театре выросли молодые азерб. оперные певцы, дириж„ры,
режисс„ры, театр. художники. Используя опыт рус. коллектива, ставившего
произв. рус. и зап.-европ. классиков, азерб. оперная труппа
совершенствовала сценич. и вок. мастерство. В 1930 т-ру присвоено имя
выдающегося драматурга М. Ф. Ахундова. В 30-е гг. т-р осуществил пост.
опер "Северный ветер" Книппера (1931), "Шахсенем" Гли-эра (1934),
"Нергиз" Магомаева (1935), "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "К„р-оглы"
У. Гаджибекова (1937), "Броненосец Пот„мкин" Чишко (1939), балета
"Девичья башня" Бадалбейли (1940) и др. Значит. место в репертуаре т-ра
занимает рус. и зап.-европ. оперная и балетная классика ("Иван Сусанин",
"Пиковая дама", "Спящая красавица", "Аида", "Отел-ло" и др.). В годы
Великой Отечественной войны т-р осуществил ряд постановок опер азерб.
композиторов - "Вэтэн" ("Родина") Караева и Гаджиева (Ст. пр. 1946),
"Хосров и Ширин" Ниязи. В спектаклях принимало участие новое поколение
деятелей азерб. муз. т-ра: певцы - А. Буниятзаде, А. Садыхов, X.
Ахвердов, Я. Рзаев, Г. Гусейнов, певицы - Г. Ис-кендерова, А. Рзаева, С.
Мустафаева, Э. Ахундова, Г. Гасанова, балерина Г. Алмасзаде,
дириж„ры-Ниязи, А. Гасанов, А. Бадалбейли, режисс„ры - И. Ида-ятзаде, А.
Искендеров, С. Дадашевидр. В 40-50-х гг. т-ром пост. оперы: "Низами"
Бадалбейли, "Севиль" Амирова, "Азад" Джангирова, "Асли и Керем" У.
Гаджибекова, "Даиси" Палиашвили, "Ануш" Тиграняна, "Алеко" Рахманинова;
балеты "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1950, Ст. пр. 1952), "Семь красавиц"
Караева, "Золотой ключик" Зейдмана, "Лауренсия" и др. В труппе театра
(1960); нар. артисты СССР - певцы Бюль-Бюль (Мамедов), Р. Бейбутов,
певица ТО. Мамедова, дириж„р Ниязи; нар. арт. Азерб. ССР - гл. реж. М.
А. Мамедое, певцы И. А галаров, М.Багиров, А. Б. Бу-ниятзаде, Г.
Гаджибабабеков, А. А. Садыков, певицы Му-стафаева, Мухтарова, Рзаева;
балерины Г. Алмасзаде, Л. Векилова, дириж„р К. Абдуллаев и др. К. Кае.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
Сезон 1924-25. "Лейли и Меджнун" У. Гаджибековь (Туганов), "Шах
Исмаил" Магомаева (Туганов), "Польский бал" на муз. Глинки.
1925. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Асли и Керем" У. Гаджибекова
(Борисенко), "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Коппелия" (Говорков).
1927. "Лебединое озеро* (Геворков).
1928. "Красный мак' (ныне "Красный цветок") (Геворков),
1929.'"Шах Исмаил" Магомаева (Шарпфов), "Эсмеральда". Сезон 1930-31.
Сцена дуэли из оперы "Евгений Онегин".
1931. "Асли и Керем" У. Гаджибекова (Боголюбов), "Ашик Гариб" 3.
Гаджибекова, "Шах Исмаил" Магомаева, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова.
1932. "Красный мак".
1933. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Карманьола" Фе-мелиди (Вирский и
Болотов).
1934. "Шахсенем" Глиэра (Просторов), "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова
(Дадашев), "Шах Исмаил" Магомаева, "Красный мак" (Кананович), "Дон
Кихот" (Кананович).
1935. "Нергиз" Магомаева (Туганов), "Бахчисарайский фонтан"
(Арбатов), "Лебединое озеро" (Болотов и Вирский), Корсар" Адана (Вирский
и Болотов).
1936. "Шахсенем" Глиэра (Агсабадзе), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова,
"Красный мак" (Арбатов), "Лебединое озеро".
1937. "К„р-оглы" У. Гаджибекова (Идаятзаде), "Шахсенем" Глиэра
(Искендеров).
1938. "Нергиз" Магомаева (Дадашев), "Аршин мал алан" (Идаятзаде),
"Бахчисарайский фонтан".
1939. "Сафа" ("Радость") Маиляна (Дадашев), "Эсмеральда" (Геворков и
Вронский).
1940. "Шах Исмаил" Магомаева, "Девичья башня" Бадалбейли (Идаятзаде,
Геворков и Вронский), "Лебединое озеро",
1941. "Ануш" Тиграняна (Идаятзаде), "Сигнал" Криш-туда м Вайнштейна,
"Бахчисарайский фонтан"; "Арлекинада" Дряго.
1942. "Гнев народный" Зейдмана и А. Бадалбейли, "Родина и фронт" У.
Гаджибекова, "X ос ров и Ширин" Ниязи (Идаятзаде), "Аршин мал алан" У.
Гаджибекова, "Красный мак".
1948. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "К„р-оглы" У. Гаджибекова
(Идаятзаде), "Севильский цирюльник" (Раппо-порт), "Раймонда".
1944. "Хосров и Ширин" Ниязи.
1945. "Вэтэн" ("Родина") Караева и Гаджиева (Идаят-еаде). "Лебединое
озеро" (Геворков), "Дон Кихот" Ге-ворков).
1946. "Кармен" (Идаятзаде).
1947. "Хосров и Ширин" Ниязи, "Девичья башня" А. Ба-далбейли.
194в. "Низами" А. Бадалбейли (Идаятзаде), "Нергиз" Магомаева
(Идаятзаде), "Бахчисарайский фонтан" (Геворков).
1949. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Щелкунчик" (Геворков).
1950. "Гюльшен" С. Гаджибекова (Алмасзаде и Дадашев).
1951. "Дурна" Рустамова.
1952. "Семь красавиц" Караева (Гусев).
1953. "Севиль" Амирова (Мамедов), "Аршин мал алан" У. Гаджибекова
(Дадашев).
1954. "Красный цветок" (Алмасзаде).
1955. "Севиль" Амирова (нов. ред.), "Спящая красавица" (Алмасзаде).
1956. "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (Дадашев), "Ануш" Тнграняна
(Дадашев), "Даиси" Палиашвили (Ш. Бадалбейли), "Шах Исмаил" Магомаева,
"Лауренсия" Крейна (Алмас-ааде).
1957. "Азад" Джангирова (Мамедов), "Золотой ключик" Зейдмана
(Алмасзаде).
1958. "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова, "Гюльшен" С. Гаджибекова
(Алмасзаде), "Девичья башня" А. Бадалбейли (Алмасзаде).
1959. "Севиль" Амирова (Мамедов), "Семь красавиц" Караева (Гусев),
"Арлекинада" Дриго (Алмасзаде).
Лит.: Гаджибеков Уз., От "Лейли и Меджнун" до "К„р-оглы", в сб.:
Искусство азербайджанского народа, М.- Л., 1938; Мамедова Ш., Пути
развития азербайджанского театра, М., 1931; Касимов К., Зарождение и
развитие азербайджанского музыкального театра, в кн.:
Искусство Азербайджана, т. III, Баку, 1950; Дадашев С., 50-летие
Азерб. ордена Ленина театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Баку,
1958 (на азерб. яз.).
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. М. ГОРЬКОГО - театр для детей
в Баку. Имеет два сектора - русский (создан в 1928) и азербайджанский
(открыт в 1930 на основе драм. кружка пионеров при бакинском клубе
моряков). Среди основоположников театра: А. Д. Курбанов, М. А. Дадашев,
Ю. Дадашев, 3. Алиева, Д. Искен-дерова, М. А. Ашумов, Г. К. Корнелли. В
1936 т-ру было присвоено имя М. Горького. Вначале т-р ставил переводные
пьесы репертуара ТЮЗов. Затем на его сцене появляются пост. азерб.
драматургии:
"На улицах" Джафарова и Мелик-Еганова (1932), "Нергиз" (1936), "Аяз"
(1937), "Гызыл гуш" (1938) Сеидзаде, "Партизан Мамед" Искандерова и
Рах-мана (1939), "Сейран" Атаева и Ахмедова (1939). Среди лучших пост.
40-50-х гг.- "Вэтэн" (1943), "Мать" (1944), "Фитнэ" (1946), "Чернушка"
("Гарача гыз", 1948) А. Шайка, "Мелик Мамед" (1943), "Песня весны"
("Бахар негмесси") Аббасова (1949). Активно работая с авторами, т-р
создал ряд спектаклей, отражающих жизнь школы, посв. актуальным вопросам
современности, а также историч., сказочные и др. Т-р ставит классич.
драматургию: "Ревизор" (1937);
"Слуга двух господ" (1946); "Два Веронца" Шекспира (1956). Русский
сектор пост. спектакли: "Твой дом", "Золотая медаль" (1947) Любимовой,
"Павлик Морозов" Губарева (1953), "Как закалялась сталь" (1947).
Спектакли "Анаджан" Азимзаде (1957) и "Сомбреро" Михалкова (1957)
отмечены на Всесоюзном фестивале драм. т-ров в 1957. В 1959-60 пост.
"Две жизни"
Псмаилова, "Утро апреля" Азимзаде. В составе коллектива т-ра
(1960)-нар. арт. Азерб. ССР А. Агаев, засл. арт. С. Меджидова, С.
Алескеров, А. Атаев, Ю. Дадашев, Г. А. Садыгов, А. Т. Лежнев и др.
Режисс„ры - засл. деят. иск-в Азерб. ССР 3. Нейматов, К. Гасанов,
режисс„ры -А. С. Варшавский, У. Рафи-ли и др. Я. Кае.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. А. АЛИЕВА - создан в 1945
в Баку на базе существовавшего с 1923 бакинского театр. техникума. Имел
3 факультета: акт„рский, режисс„рский и театроведческий, с 1959 -
акт„рский и культпросветработы. Готовит кадры для т-ров Азербайджана,
руководителей художеств. самодеятельности, домов культуры, клубов. Среди
выпускников ин-та акт„ры - М. и С. Дадашевы, М. Джанизаде, А. Мамедов,
режисс„ры - Н. Рзаев, У. Рафили. В составе педагогов ин-та: проф. Р. И.
Тахмасиб, нар. арт. СССР А. Искендеров, нар. арт. Азерб. ССР М. Мамедов,
М. Ашумов и др. В 1954 ин-ту присвоено имя нар. арт. СССР М. А. Алиева.
К. Кае,
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.
АЗ‚РСКАЯ, Елизавета Григорьевна Г29. 11(12.111). 1868-13.III. 1946] -
русская артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог. Муз. образование
получила в Киевском муз. уч-ще Рус. муз. об-ва у К. Эверарди. В 1891
была приглашена в Киевский оперный т-р. В 1892-94 совершенствовалась как
певица в Милане (у Броджи) и в Париже (у Бертрами). В 1895-97 А.
гастролировала по мн. городам России (Астрахань, Казань, Саратов, Нижний
Новгород и др.). С 1897 пела в Большом т-ре (Москва). А. обладала
сильным голосом обширного диапазона и звучного тембра. В репертуаре А.
были ведущие партии в операх рус. и зап.-европ. композиторов - Весна
("Снегурочка"), Ольга, Графиня ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"),
Кончаковна ("Князь Игорь"), Ортруда, Фрика ("Лоэн-грин", "Валькирия"
Вагнера). А.- первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий
Конча-ковны ("Князь Игорь"), Любавы ("Садко"), Лауры ("Каменный гость"
Даргомыжского), Рафаэля ("Рафаэль" Аренского). Лучшая партия А.- Кармен.
В 1918 А. оставила сцену.
АЗЙЗОВА, Муккарам (р. 31. XII. 1913)-узбекская советская актриса.
Нар. арт. Узб. ССР (1955). Член КПСС с 1946. Училась в Моск. студии при
узб. Доме просвещения. В 1928-31-актриса Андижанского т-ра. С 1931
работает в Наманганском узб. муз.-драм. т-ре как актриса и режисс„р.
Обладая драматич. и вокальным дарованием, выступает в муз. и драм.
спектаклях, преим. в лирико-драматич. ролях: Санобар ("Сердечные тайны"
Рахманова), Хафиза ("Ш„лковое сюзанэ" Каххара), Нурхон (о. п. Яшена),
Гюльсара (о. п. Яшена и Мухамедова), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Смеральдина ("Слуга двух господ"), Джесси ("Русский вопрос"), Одарка
("Запорожец за Дунаем"). Выступает и как режисс„р: в 1936-38 пост.
спектакли: "Фархад и Ширин" Яшена, "Аршин мал алан" У. Гаджибекова,
"Девушка с гор" С. Абдуллы и др. Е. Я.
АЗИМЗАДЕ, АзимАсланоглы(24.1У. 1880-15.VI. 1943) - азербайджанский
советский художник. Нар. художник Азерб. ССР (1927). Член КПСС с 1923.
Сотрудничал в журнале "Молла Насреддин". В первой половине 20-х гг.
оформлял спектакли в Бакинском Сатир-агиттеатре ("Колесо фортуны" С.
Ахундова, "Саботажники" Ордубады) и азерб. драм. т-ре (ныне Т-р им.
Азизбекова) - эскизы костюмов к пьесам "В 1905 году" Джабарлы (1922),
"Шейх Са-нан" Г. Джавида. Творчество А. сыграло большую роль в развитии
изобразительного иск-ва Азербайджана, в т. .ч. театр. живописи. К" Кае.
АЗИМОВ, Вахаб (р. 1897)-узбекский советский театральный деятель,
акт„р и режисс„р. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Вместе с Хамзой участвовал
в организации Андижанского узб. т-ра (1919), где работал в качестве
акт„ра, выступая преимущественно в пьесах Хамзы (Бай - "Отравленная
жизнь", Курба-ши - "Ферганские трагедии" и др.). Впоследствии играл
роли: Мадазим, Баймат ("Два коммуниста", "Сожжем" Яшена), Салих-бай
("Бай и батрак" Хамзы), Маджитдин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова),
Земляника ("Ревизор"), Предукома ("Шторм"), Мак-ферсон ("Русский
вопрос"). С 1927 выступает и как режисс„р, пост. спектакли: "Бай и
батрак" (1940);
"Тахир и Зухра" С. Абдуллы (1941) и др. Один из организаторов узб.
т-ров в Намангане (1931), Оше (4932), уйгурских т-ров в Андижане (1934)
и Казахстане (1935), Ташкентского узб. т-ра муз. драмы и комедии им.
Мукими (1939). В. Д.
АЗИМОВА, Азиза (р. 1915) - таджикская советская артистка балета,
балетмейстер. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1941. В 1930
вступила в труппу передвижного рабочего т-ра в Ташкенте, с 1932 -
актриса Таджикского драм. т-ра в Сталин-абаде (ныне Т-р им. Лахути).
Играла роли Раано (о. п. Саидмурадова), Адельмы ("Принцесса Турандот"
Гоцци) и др. С 1937 становится танцовщицей Тадж. муз. т-ра в Сталинабаде
(ныне Т-р оперы и балета им. Айни). Исполняла нац. танцы в муз.-драм. и
оперных спектаклях. Лирич. дарование А. выявилось в партии Нозгуль в
первом тадж. балете "Две розы" Ленского. В классич. балетах исполняла
партии: Лизы ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Марии
("Бахчисарайский фонтан"). В 1950 окончила балетмейстерское отделение
ГИТИСа и осуществила в Т-ре им. Айни пост. балетов "Красный цветок"
(1951); "Доктор Айболит" Морозова (1952). Является также главным
балетмейстером Тадж. гос. филармонии. Н. Н.
АЗМАЙПАРАШВЙЛИ, Шалва Ильич [25.XII.1902 (7.1.1903)-17. V. 1957J -
грузинский советский дириж„р и композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР
(1941). Член КПСС с 1940. Деп.Верх. Совета Груз. ССР 1-3-го созывов.
Окончил Тбилисскую консерваторию по классам композиции и дирижирования
(1930) и аспирантуру по классу дирижирования (1933). С 1927 А. занимался
педагогич. деятельностью (с 1933 - в Тбилисской консерватории), выступал
как дириж„р. С 1932 А.- дириж„р Тбилисского т-ра оперы и балета. Под
руководством А. были пост. оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1938),
"Броненосец Пот„мкин" Чишко (1938), "Депутат" Ш. Тактакишвили (1940),
"Ладо Кец-ховели" Киладзе, "Родина" Туския (1941), "Сказание о Тариэле"
Мшвелидзе (1946, Ст. пр. 1947) и др. А.--автор оперы "Хевисбери Гоча"
(1951), муз. комедий "Желанный жених" (1957), "Иные нынче времена"
(1952, Груз. т-р муз. комедии, Тбилиси), симф. и др. произв. В сво„м
творчестве А. опирался на груз. городской муз. фольклор. Н. Э.
АЗМАРИ - народные певцы в Эфиопии. Слагают патриотич. песни и песни
бытового характера. Острые шутки и реплики А. получили распространение в
народе. А. выступают обычно втроем (двое мужчин и одна женщина),
принимают участие в свадьбах, торжеств. праздниках и т. д. Песни А.
имеют большое значение в формировании муз. репертуара эфиопского
национального т-ра. " В. Дан.
АЗНЙВ РАЧЬЯ - см. Рачья Азнив.
"АИДА" ("Aida") - опера Дж. Верди, либр. А. Гис-ланцони по сценарию
О. Ф. Мариета. Пост. 24 декабря 1871, Каир (Амнерис - Гросси, Аида -
Поццони, Радамес - Монд-жини, Амонасро - Штеллер, Рамфис - Медини.
Дириж„р Беттезини).
В России впервые пост. итал. труппой 19 ноября 1875, Петербург (Аида
- Штольц, Амнерис - Кари, Радамес -
Николини, Амонасро - Котоньи, Рамфис - Каппони, Фараон - Строцци).
Впервые на рус. яз.-1 апр. 1877, Ма-риинский т-р, Петербург (Аида -
Меньшикова, Амнерис - Каменская, Радамес-Орлов,- Амонасро-Корсов, Рамфис
- Стравинский, Фараон - Палечек). Среди выдающихся рус. исполнителей
"А.": Павловская, Фигнер, Дейша-Сиониц-кая - Аида, Славина, Лавровская -
Амнерис, Мельников, Тартаков - Амонасро, Ершов, Фигнер, Ал-чевский -
Радамес.
На сов. сцене поставлена впервые 6 окт. 1922. Большой т-р (Аида -
Держинская, Амнерис - Обухова. Радамес - Евлахов, Амонасро - Савранский,
Рамфис - Осипов. Дириж„р Сук, реж. Лосский, худ. Федоровский), 23 дек.
1922 - Гос. т-р оперы и балета, Петроград (диршк„р Купер, реж. Лосский).
Новая пост.- Большой т-р (1951; Аида - Покровская, Амнерис - Давыдова,
Радамес - Ханаев, Рамфис - Петров, Амонасро - Лисициан, Фараон -
Соловь„в, Жрица - Иванова; дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ.
Старженецкая, хормейстер Шорин, балетм. Захаров). "А." пост. также в
оперных т-рах Харькова (1938), Алма-Аты (1939), Еревана (1941)" Риги
(1953), Сталинабада (1954), Фрунзе (1960).
И з д а н и я.- Партитура, Milano, Gr. Ricordi Cie [1913], рус. изд.
клавира, перевод Г. Лишина и Г. Олизора, М., Юр-генсон, [1896].
Лит.: Соловцова Л., "Аида" Джузеппе Верди, М., 1954 (Путеводители по
западноевропейской музыке). Д\ Fp.
"АИСТ‚НОК" ("Д ружные сердца")- балет для детей Д. Л..Клебапова,
либр. М. Я. Пинчевского (о безрадостном детстве мальчика-негра и
счастливой жизни советской детворы). Пост. 6 июня 1937, Большой т-р
(Аист„нок - Ванкэ, Страус - Варламова, Петух- Леваш„в, Горилла -
Кондра-тов, Кошечка - Плисецкая, П„с - Авалиани, Негрит„нок - Швачкин;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дириж„р Файер, худ. Зимин,
Макаров, Дьякова). Новая редакция - "Дружные сердца", пост. 21 ноября
1948, тот же т-р (Аист„нок - Волкова, Оля - Стручкова, Петух - Швачкин,
Боря - Гербер, Кошечка - Орловская, П„с - Цар-ман, Страус - Варламов;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дириж„р Файер, худ. Зимин). Д,
JJ.
АЙВАЗЯН, Артемий Сергеевич [р. 12 (25). VI. 1902]-армянский советский
композитор, виолончелист и дириж„р. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939).
Член КПСС с 1955. Окончил консерваторию в Тбилиси по классу виолончели
(1923), консерваторию (1932) и Школу высшего мастерства (1935) в Москве.
В 1923 брал уроки композиции у А. Спендиарова в Ереване. В 1938-42
А.-худ. рук. Гос. эстрадного оркестра Арм. ССР, в 1943-45-директор и
худ. рук. т-ра Музкомедии в Ереване. Автор оперы "Тапарни-кос" (1938,
Театр оперы и балета им. Спендиарова), оперетт "Ашуг Мурад" (1944),
"Счастливый день"
(1945), "Кадж Назар" (1946), "Восточный дантист"
(1946) по А. Пароняну, "Старая болезнь" (1953) (пост. в Ереване),
камерно-инструмент., вокальных и др. соч. Я. Г р.
АЙДАРОВ (наст. фам.- Вишневский), Сергей Васильевич (1867-16. Vili.
1938) - русский советский акт„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том же
году был принят в 'труппу моек. Малого т-ра, на сцене к-рого выступал до
конца жизни. Большое значение для А. имела его работа в Новом т-ре
(молод„жный филиал Малого т-ра) под рук. А. П. Ленского. А. обладал
большой культурой, творчество его было несколько рационалистично. Роли:
Крутицкий, Вышневский, Берендей, Иван Грозный ("На всякого мудреца
довольно простоты", "Доходное место", "Снегурочка", "Василиса
Мелентьева" Островского), Шпекин ("Ревизор"), Юлий Цезарь (о. п.
Шекспира), Аракчеев ("Аракчеевщина" Платона) и др. А. работал также как
режисс„р. Пост. в Малом т-ре пьесы Островского "Василиса Мелентьева"
(1914), "На бойком месте" (1915); "Перед зар„й" П. Гнедича (1910) и др.
В 1925- 1930 возглавлял студию им. Ермоловой. В„л педагогич. работу (с
1904). В. Мае.
АЙДАРОВ, Ситдик Ханифеевич (1895- 13.IX.1938)- татарский советский
акт„р, певец. Сценич. деятельность начал в 1912 в передвижной тат.
труппе "Сай-яр". В период гражданской войны - участник фронтовых театр.
бригад. С 1921 - артист Татарского показательного драм. т-ра в Казани
(ныне Т-р им. Г. Камала). Обладая хорошим голосом, А. выступал в муз.
спектаклях т-ра. Первый исполнитель ролей молодых лприч. героев. Роли:
Халиль ("Галия-бану Файзп), Батыржан ("На„мщик" Гиззата), Булат
("Голубая шаль" Тинчурина). Драматич. дарование А. раскрылось в ролях
шахт„ра Махмута ("В вороньем гнезде" Ш. Камала), Хлестакова, Фердинанда.
В 1934-38 учился в тат. оперной студии при Моск. консерватории. X. К.
АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский
писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств.
школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в
1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих
произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты
ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой
натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
"Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской
цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
(1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний
роман" (1916), "Ж„ны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат"
(1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в
томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
Консул Гранат, П., 1923.
Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936,
с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
1925, с. 153-204.
АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский
советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским
трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928
окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии
работал акт„ром и режисс„ром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары).
Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об
индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
"Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни.
Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного
жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в
Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958;
Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской
литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский
акт„р, режисс„р. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх.
Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в
Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в
Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе
кружка художеств. самодеятельности. В 1933 был принят в труппу
Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
друг" Погодина. Исполнял преим. роли героев. Позднее занялся
режисс„рской работой (в 1947-51 был гл. режисс„ром театра). С 1953
работает в кино как акт„р и режисс„р.
Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
и психологической характеристик, внутренним драматизмом и сильным
темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей А.:
Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ, Иса-тай
("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
страстностью играет А. роли современников: Кидд ("Голос Америки"
Лаврен„ва), Кривенко ("Победители" Чирскова), Бретт ("Глубокие корни"
Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью, обличит. силой отмечены отрицат.
образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар ("Козы Корпеш и
Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек с ружь„м"), Тихона
("Гроза"), Сатина ("На дне"), А. создал подлинно русские характеры,
раскрыл идейную сущность образов. С ярким темпераментом и комедийным
блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой"). Комедийное
дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
"Абай" (один из авторов инсц., реж. спектакля, исполнитель роли
Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба и
любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники", "Человек
с ружь„м" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая" (Шарнп), "Золотой
рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы "Поэма о
любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят из
драматич., муз., вокальных и танцевальных групп. Возникли из муз. и
театр. самодеятельных кружков, организованных после победы народной
революции в Монголии (1921) в аймачных (областных) центрах.
Организаторами этих кружков являлись представители городской и сельской
интеллигенции, члены Революционного союза молод„жи. Муз. кружками
руководили народные музыканты, драматическими-учителя. Репертуар пх
состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич. содержания,
к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах, на гуляниях,
во время празд-никбв. Участники кружков выезжали с концертами и
спектаклями на летние и зимние стойбища.
В 1946 в Улан-Баторе были организованы двухлетние муз.-драм. курсы
для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в 1948
из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
А. т. в Чойбалсане. В 1942 Улан-Баторский муз.-театр. техникум
выпустил группу казахских акт„ров, на основе к-рой создан Баинульгинский
А. т., сначала полу профессиональный, затем (с 1956) профессиональный
театр. В 1950 создан А. т. в Джаргаланте (театр возник на основе
самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J - каракалпакский советский
драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946. В 1930
окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в 1927.
В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы". В 1956 окончил высшие лит.
курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор муз. комедии "Своей
палкой себя самого" (1940), муз. драм "Лейтенант Елмуратов" (1943),
"Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958), "На берегу Аму-Дарьи"
(1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958) - о нац. поэте, "Равшан"
(1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
им. Станиславского (Нукус). В них отражено прошлое каракалпакского
народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь советских
людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны и трудовые
подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878, Соктари
(близ Гиждувана),-15.УП. 1954, Самарканд] - таджикский советский
писатель, уч„ный. Засл. деят. наук Тадж. ССР. Основоположник тадж.
советской лит-ры. Драматургич. произв. А. не имеет, но его имя тесно
связано с тадж. театр. иск-вом; произведения А. неоднократно
инсценировались. В Т-ре им. Лахути (Сталинабад) в 1954 пост. спектакль
"Дохунда" (инсц. Дж. Икрами), в 1951 - "Обездоленная девушка" (инсц. Дж.
Икрами), в 1953 - "Смерть ростовщика" (инсц. С. Саидмурадова, М.
Касимова). Эти инсценировки шли также в других т-рах республики. Н. Н.
АЙТАИ (Ajtay), Андор (р. 25.VII. 1903) - венгерский акт„р. Засл. арт.
Венгерской Народной Республики (1953). С 1924 выступал в провинциальных
т-рах, с 1932-в т-ре Комедии и Национальном т-ре (в качестве
гастрол„ра), в 1952-59-в т-ре Народной Армии в Будапеште. С 1959
работает в т-ре им. Пе-т„фи (Будапешт). Роли: Клаузен ("Перед заходом
солнца" Гауптмана), Акт„р ("На дне"). Человек в мантии ("Такая любовь"
Когоута). Работает также как режисс„р; пост.: "Мать" Чапека (1956),
"Антигона" Ануя (1957), "Лебедь" Мольнара (1957), "Гостиница "Астерия""
Штейна (1958) и др. Снимается в кино. Удостоен премий им. Ясаи (1953) и
им. Кошута (1954).
АЙТЫС (от айту - рассказывать) - состязание казахских народных певцов
(акынов). Своеобразный певческий диалог, участники к-рого стараются
превзойти друг друга в исполнении песен. А., вошедшие в быт народа,
заключают в себе элементы драм. действия; развивают искусство
импровизации (песни сочиняются экспромтом), речевую культуру. В старину
А. проводились в торжественной обстановке, красочных костюмах,
представляли собой вид зрелища.
Лит.: А у э з о в М., Соболев Л., Эпос и фольклор казахского народа,
"Литературный критик", 1940, ј 1; М у к а н о в С., Истоки казахского
народного теата, "Литература и искусство Казахстана", 1941, ј 1, с.
5-91. р Я. Л.
АЙХЕНВАЛЬД, Юлий Исаевич 112(24).!. 1872- 1928] - русский
литературный критик. Окончил историко-филологич. ф-т Новороссийского
ун-та (1894). Писал статьи и рецензии в журналах "Вопросы философии и
психологии", "Русская мысль", "Вестник воспитания", в газете "Русские
ведомости" и др. Автор книг ("Пушкин", 1908, "Этюды о западных
писателях", 1910, и др.). Работы А., активно утверждавшего идею
"искусства для искусства", носят эстетский, субъективистский характер. В
журнале "Русская мысль" А. помещал систематич. обзоры о драм. т-рах
Москвы. Бурную полемику вызвала статья А. "Отрицание театра" (1912), в
к-рой автор отрицал т-р как искусство, утверждая, что он является лишь
"подделкой жизни". С 1922 жил за границей.
Лит.: В сперах о театре. Сб. статей. М., 1914 (имеется также текст
ст. А. "Отрицание театра"); Юрьев Ю. М., Записки, т. 2. 1893-1917, Л.М.,
1945, с. 414-416.
"АЙЧУРЕК ("Л унная красавица") - опера В. Власова, А. Малдыбаева и В.
Фере, либр. К. Маликова, Ю. Турусбекова и Д. Боконбаева (сюжетом для
оперы взят эпизод из 2-й части кирг. нар. эпоса "Манас" - "Семетей",
рисующий борьбу девушки Айчурек за независимость своей родины). Первая
кирг. нац. опера. Пост. 15 апр. 1939, Фрунзе. 26 мая 1939 показана на
открытии декады кирг. иск-ва в Москве (Семетей - Садыков, Айчурек -
Киизбаева. Толтой - Ешимбеков, Чинкоджо - Боталиев, Кульчоро -
Малдыбаев, Калыйман - Куттубаева, Чачикей - Герштейн; дириж„р
Целиковский, пост. Куттубаева, реж. Васильев. худ. Штоффер, хормейстер
Меркулов, балетм. Холфин). И з д а н и я.-"А", М.,Музгиз, 1956, рус.
текст В. Виннинова. Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М.,
1953, стр. 93-103. Я. Гр.
"ACADEMJA" - русское советское книгоиздательство, существовавшее в
Ленинграде, затем в Москве в 1922-38. Возникло при Гос. ин-те истории
иск-в, в 1933 перешло в ведение Главискусства. В многообразной
издательской деятельности "А." видное место занимали книги по
драматургии и т-ру ("Книга комедий" Аристофана, "Трагедии" Сенеки,
"Драматические произведения" Б. Джонсона, "Восточный театр" и др.). "А."
издано много театрально-мемуарной литературы ("Записки акт„ра" М. С.
Щепкина, "Записки" П. А. Каратыгина, "Записки современника" С. П.
Жихарева, "Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславского, "Жизнь и
творчество русского акт„ра Павла Орленева", "Рассказ о прошлом" В. Н.
Давыдова и т. д.). Издания "А.", в большинстве хорошо оформленные, имеют
вводные статьи и подробные примечания, многие из к-рых, однако, содержат
серь„зные ошибки формалистич. и вульгарно-социологич. характера.
Лит.: "Каталог изданий "Academia" за 1929-33 с приложением плана
изданий на трехлетку 1933-1935", М.- Л., 1932. А. Шн.
АКАДЕМИИ (от греч. *-философская школа, основанная философом
Платоном близ Афин)- название некоторых высших учебных, научных или
художественных учреждений, объединяющих крупнейших специалистов в данной
области науки или искусства. Театральные А. зародились в Италии в эпоху
Возрождения. Уже в 15 в. членами гуманистических итальянских А.
предпринимались опыты постановок произведений античной драматургии
(напр., пост. "Эмпидика" Плавта членами римской А. "Помпониана", 1468).
Более активную театр. деятельность развернули А. в Италии в 16 в., когда
наряду с пост. пьес древних авторов они начали ставить оригинальные
драм. произведения, сочин„нные членами А. (в т. ч.: П. Аретино, А.
Пикколомини, Г. Баргальи, Дж. Чекки, Дж. Джелли и др.). Это была
гуманистич. драматургия светского содержания, противостоящая
средневековому мистериальному т-ру. Из итальянских А. 16 в. наиболее
значительные:
"Конгрега де Роцци" в Сиене, "Костанти" во Флоренции, "Семпитерни" в
Венеции, "Олимпика" в Ви-ченце (для к-рой арх. А. Палладио было
построено одно из самых совершенных театр. зданий эпохи Возрождения),
"Фантастичи" во Флоренции и др. Нек-рые из А. ("Элевати" во Флоренции,
"Инвагити" в Мантуе и др.) специализировались на постановке муз. драм
(мелодрам) К. Монтеверди И. Мелани, Ф. Кавалли и др. Спектакли А. обычно
подготавливались под рук. и с участием членов А., в них выступали также
профессиональные акт„ры и театр. любители. В 17 в. А., разрабатывающие
жанры иуз. т-ра (опера, балет), возникли во Франции (Академия танца,
Академия музыки), в Англии (Академия музыки), а также в Испании,
Германии, Нидерландах и др. С концом эпохи Возрождения наступает закат
театр. А", которые сменяются проф. т-рами.
В 19-20 вв. театр. Академии возрождаются в нек-рых странах как
разновидность высшей театр. школы (Академия искусств им, Лу-Синя в КНР и
др.).
Лит.: Storia delle Accademia d'Italia, v. 1-2, Bologna, 1926-27.
Обратно в раздел культурология
|
|