Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Борев Ю. Эстетика: Учебник

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора
ЭСТЕТИКА КАК НАУКА
I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ
1 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира). 12
2. Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике). 13
3 Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству). 15
4 Наука — это система (системность эстетических знаний). 15
5 Монистическое основание системы (системообразующее значение эстетического). 17
II ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ
1 Эстетика действительности. 20
2. Эстетика искусства. 20
3. Теоретико-информативная эстетика. 21
4 Рецептивная эстетика. 22
5 Техническая (индустриальная) эстетика. 23
6. Практическая эстетика. 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
I ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ МИРА
1 Многообразие форм эстетической деятельности. 26
2. Соотношение эстетической и художественной деятельности.26
3. Дизайн. 28
4 Терминологический аппарат эстетической деятельности. 31

II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕТАКАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ
1. Теоретическая модель эстетического. 32
2 Эстетическое как ценность. 34
3. Системообразующее значение эстетического. 36
III. ПРЕКРАСНОЕ — КОРЕННАЯ КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ
1. Прекрасное в истории эстетики. 37
2. Прекрасное и полезное. 50
3. Прекрасное и симметрия. 52
4. Прекрасное и деятельность человека. 52
5. Мера. 53
6 Прекрасное в природе. 53
7. Прекрасное в обществе. 54
X. Прекрасное в искусстве. 54

IV. ДРУГИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
I Возвышенное. 55
2. Трагическое. 62

3. Комическое. 81
4. Безобразное. 98
5. Низменное. 99
6. Ужасное. 100
7. Хаос и гармония. 102
К. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. 102
9. Взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве. 103

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
I. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1. Автор и степень его предрасположенности к творчеству. 105
2. Художественное творчество как специфическая деятельность. 106
3. Творчество как воплощение замысла. 107
4. Художественное творчество — создание непредсказуемой художественной реальности. 108
5. Психологические механизмы художественного творчества. 11О
6. Сознание и подсознание. 112

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
1. Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. 114
2. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. 115
3. Самодвижение. 117
4. Многозначность и недосказанность. 117
5. Индивидуализированное обобщение. 118
6. Единство мысли и чувства. 120
7. Реалии мира и личность художника — строительный материал образа. 120
8. Оригинальность. 122

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИСКУССТВА
1. Художественный текст — первая ступень бытия искусства. 124
2. Художественное произведение — социально функционирующий текст, вторая ступень бытия искусства. 125
3. Актуальное и вечное в произведении. 127
4 Художественная реальность и художественная концепция. 128
5. Художественная правда и правдоподобие. 131

II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
1. Стиль как категория эстетики. 132
2. Структура стиля. 134
3. Стиль — «генная» (порождающая) программа произведения. 136

ИСКУССТВО
I. ПРИРОДА ИСКУССТВА
1. Концепции искусства в истории эстетики. 142
2. Искусство — форма общественного сознания. 145
3. Искусство — художественное освоение мира. 147
4. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. 148
5. Народность искусства. 152

II. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ЦЕЛЕЙ ИСКУССТВА
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность). 154
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 155
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 155
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 157
5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание). 158
6. Коммуникативная функция (искусство как общение). 160
7. Информационная функция (искусство как сообщение). 160
8. Воспитательная функция (искусство как катарсис). 161
9. Внушающая функция (искусство как суггестия). 162
10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 163
11. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение). 164
12. Единство предмета и цели искусства. 165

III. ВИДЫ ИСКУССТВА
1. Источник многообразия видов искусства. 167
2. Прикладное искусство. 169
3. Цирк. 169
4. Архитектура. 171

5. Декоративное искусство. 178
6. Живопись и графика. 179
7. Скульптура. 183
8. Литература. 186
9. Театр. 190

10. Музыка. 195
11. Хореография. 197
12. Фотография. 199
13. Кино 200
14 Телевидение 203
15. Эстрада 205
16. Развитие техники и предвидимое будущее искусства 205

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
I. ЭТАПЫ И РУСЛО ПРОТЕКАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
1. Художественное развитие 208
2. Художественное направление как инвариант художественное концепции 208

3. Историческое членение (периодизация) художественного процесса 214
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
1) Древнейшая эпоха оставаясь частью природы, человек выделяет себя как субъекта, способного осваивать мир практически и эстетически
1. Магические реалии и происхождение искусства 219
2. Миф — форма перехода от магических реалий к художественной реальности 221
3. Мифологический космизм человек в мире неустойчивого равновесия глобальных
сил борющийся за жизнь и готовящийся к жизни после жизни 222
2) Античность как художественная эпоха: героический человек в мире гармонии и рока
1. Особенности античного искусства 227
2. Реалистический мифологизм (мир, каков он есть) человек, преодолевая страх,
героически отстаивает свой социум даже ценой жизни 228
3. Романтический мифологизм (мир, каким он должен быть) героическое бесстрашие — путь к подвигу человеколюбия 230
4. Мифологизм обыденного сознания (мир, как о нем говорят и думают многие)
героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями,
весельем, созерцанием красоты, любовными утехами 231

3) Средние века как художественная эпоха: человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
1. Характеристика эпохи 233
2. Рыцарский романтизм (искусство Замка) герой в сражениях, мученик в любви 235
3. Сакральный аллегоризм (искусство Монастыря) мученик, уповающий на волю Бога 239
4. Карнавальный натурализм (искусство Города) народный смех казнит
несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его 242

4) Возрождение как художественная эпоха: свободный человек — высшая ценность мира
1. Особенности Возрождения 246
2. Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтоб победить их в единоборстве: делай, что хочешь 247
3. Маньеризм изысканно элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты 262
4 Барокко как кризис ренессансного гуманизма экзальтированный индивидуалист, гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире 264
5 «Плеяда» жизнерадостный человек национальной культуры, живущий в государстве и ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности 270
6 Рококо изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей 271

5) Новое время как художественная эпоха: человек надежд и иллюзий
1 Особенности эпохи 271
2 Классицизм человек долга в абсолютистском государстве 274
3 Просвещение инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире 282
4 Сентиментализм впечатлительный человек, умиляющийся добродетели и ужасающийся злу 288
5 Романтизм вечность зла и вечность борьбы с ним, «мировая скорбь» — состояние мира ставшее состоянием духа 296
6 Неоготика в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную 309

6) Авангардизм как художественная эпоха новейшего времени: мир враждебен личности
Особенности эпохи 309
Предмодернизм свобода и удовольствие
1 Особенности предмодернизма 311
2 Натурализм человек плоти в вещно-материальном мире 311
3 Импрессионизм утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту 313
4 Эклектизм демократизм, равенство, доходность 314
5 Модерн мир в лучах заката 316
Модернизм ускорение истории и усиление ее давления на человека
1 Особенности модернизма 317
2 Символизм «в закате утонула (так пышно1) кровать» мечты о рыцарстве и прекрасной даме 319
3 Акмеизм поэт — гордый властитель мира, разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос 320
4 Футуризм воинственная личность в урбанистически организованном хаосе мира 321
5 Примитивизм упрощение человека и мира 324
6 Кубизм геометическое упрощение человека и мира 325
7 Абстракционизм бегство личности от банальной и иллюзорной действительности 327
8 Лучизм трудность и радость бытия человека в неопределенном мире, рассекаемом
лучами света 330

Неомодернизм человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
1 Особенности неомодернизма 331
2 Дадаизм мир — бессмыслица и безумие. 332
3 Сюрреализм смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире. 333

4 Экспрессионизм отчужденный человек во враждебном мире. 342
5 Конструктивизм человек в среде отчужденных от него индустриальных сил. 349
6 Экзистенциализм одинокий человек в мире абсурда. 352
7. Литература «потока сознания»: духовный мир личности, не сопряженный с реальностью. 362
8. Неоабстракционизм: поток события, запечатленный в цвете. 364

Постмодернизм: человек не выдерживает давление мира и становится постчеловеком
1. Особенности постмодернизма. 366
2. Поп-арт: зомбированная масс-культурой личность общества массового потребления, приобретатель и потребитель. 367
3. Гиперреализм: обезличенная живая система в жестоком и грубом мире. 372
4. Фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире. 373
5. Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая «Я» автора). 375
6. Музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит». 376
7. Алеаторика: человек — игрок в мире случайный ситуаций. 377
8. Хеппенинг: своевольная анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире «случайных» событий. 378
9. Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто». 380
10. Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности. 380
11. Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности. 382

7) Реализм как художественная эпоха новейшего времени: человек терпит бедствия, но выстоит
1. Критический реализм XIX в.: мир и человек несовершенны; выход —
непротивление злу насилием и самосовершенствование. 387

2. Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами. 400
3. Крестьянский реализм: крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни. 416
4. Неореализм: человек из народа, ориентированный на простые жизненные
ценности. 418
5. Магический реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное
и обыденное. 419
6. Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна
заполнять культура способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма. 423
7. Интеллектуальный реализм: счастлив творящий добро: состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути очеловечивания мира?. 428

ОБЩЕНИЕ С ИСКУССТВОМ КАК СОКРОВЕННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС
1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ — ЗАВЕРШАЮЩЕЕ ЗВЕНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. Реципиент (читатель, слушатель, зритель). 437
2. Диалогичность восприятия и «сотворчество» реципиента. 438
II. РЕЦЕПЦИЯ КАК СОКРОВЕННЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС И КАК НАСЛАЖДЕНИЕ
1. Механизм художественного восприятия. 442
2. Законы художественного восприятия. 445

III. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1. Герменевтика — теория понимания. 447
2. Понимание и интерпретация. 449
3. Историческое, групповое и индивидуальное в понимании текста. 450
4. Важнейшие эпизоды истории герменевтики. 452
5. Методологические возможности герменевтики. 456
6. Опасности и возможности герменевтической интерпретации. 458

IV. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА
1. Искусство — критика — общество. 459
2. Критика как движущаяся риторика и эстетика. 461
3. Объективное и субъективное в критическом анализе. 463
4. Методология анализа художественного произведения. 467
5. Методология анализа художественного процесса. 478

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Типология эстетических категорий. 481
2. Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства. 484

Библиография. 486
Предметный указатель (Сост. Е.В. Комендант). 494
Именной указатель (Сост. Т.И. Зубарева). 501

Москва «Высшая школа» 2002

Рецензенты:
действительный член Академии художеств, доктор искусствознания, профессор В.В. Ванслов;
доктор филологических наук, профессор ИЛ. Ильин (ГИТИС);
доктор философских наук Г.В. Гриненко (Всероссийская Академия внешней торговли);
кандидат философских наук, доцент Н.Ф. Рахманкулова (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
Б82
Борев, Ю.Б.
Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — 511с.
ISBN 5-06-004105-0
В книге известного ученого, писателя, зав. отделом теории Института мировой литературы РАН, члена международной ассоциации эстетиков Ю.Б. Борева кратко излагаются основные положения современной эстетики. Автор освещает вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства. По-новому освещаются категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. Теоретические положения иллюстрируются богатым материалом из истории мирового искусства.
Для студентов вузов, искусствоведов, художников, для широкого круга читателей, интересующихся искусством.

От автора

В этой книге излагается концепция эстетики, созданная на основе художественного опыта классического искусства прошлого и искусства ХХ века. В ней дается краткое, целостное изложение основных положений эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценности и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетической и художественной культуры.

Автор стремится осветить вопросы природы, сущности, происхождения и теоретической истории развития искусства, поведать о категориях эстетики, о законах художественного восприятия. Предлагаемый курс эстетики написан автором с опорой на предпринятое им ранее развернутое двухтомное исследование «Эстетика» (Смоленск «Русич». 1997). Изложение основных проблем данной дисциплины сочетается с изложением авторских решений этих проблем. В основании авторской системы эстетики лежит понятие «эстетическое», трактуемое как общечеловеческая ценность, находящаяся в поле свободы.

Все теоретические рассуждения автора опираются на конкретный материал искусства - на классические или репрезентативные произведения искусства Нового времени. При этом автор стремился преодолеть 1) искусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой труда, обрядов, быта, спорта) при сохранении приоритета художественной культуры; 2) литературоцентризм (построение эстетических концепций на основе только литературного опыта, без охвата всех видов искусства) при сохранении приоритета вербальных искусств; 3) европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании) при сохранении приоритета общечеловеческих ценностей; 4) исторический нарциссизм (самолюбование и эгоизм современности, уводящий от художественного опыта всех эпох) при сохранении приоритета интересов художественной культуры нашего времени; 5) национальный нарциссизм (некритическое, безоговорочно восторженное отношение к отечественному творчеству) при сохранении приоритета отечественной культуры.

Стремление отразить современное состояние эстетики, интегрировать идеи классиков эстетической мысли и крупных современных отечественных и зарубежных ученых в этой книге сочетается с установкой на авторское решение всех проблем и выдвижение авторских концепций, во многом несхожих со взглядами других исследователей. Иными словами,

10

основные эпизоды становления и развития эстетической мысли и наиболее важные идеи современной мировой науки об искусстве излагаются здесь внутри авторской эстетической концепции.

В настоящее время содержание наук удваивается каждые 8—12 лет. Именно в таком ритме происходили переработки и переиздания «Эстетики». Настоящее издание — шестое русское и двадцать первое, если считать зарубежные переводы (одно издание на английском, два на болгарском, три на китайском, на латышском, эстонском, молдавском, грузинском, армянском, азербайджанском, румынском, чешском, вьетнамском языках). Автор продолжает работать над исследованиями в области эстетики.

В наш век, когда в течение жизни одного поколения неоднократно происходят глобальные переломы в социальной, политической, психологической, мировоззренческой, культурной ситуации, неизбежно появление нового научного, а может быть, и художественного жанра (= нового типа творчества), который можно было бы назвать «книгой жизни» в том смысле, что работа над уже изданным произведением не может остановиться никогда не только в силу стремления к принципиально недостижимому совершенству, но и в силу потребности сделать свой духовный продукт зеркалом меняющегося мира и себя (то есть отражением жизненного и духовного движения автора в поле невероятно динамичного исторического процесса).

«Эстетика» обращена и к профессионалу, и к студенту, и к широкому читателю, интересующемуся проблемами художественной культуры. Автор стремился, чтобы его книга была современным учебником для искусствоведов, художников и всех, кто в институтах и университетах изучает данную дисциплину, а также занимательным чтением для всех, кто любит искусство и хочет лучше его понимать.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.