Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Соколова М. История туризма
ОГЛАВЛЕНИЕ
УДК 913.1
ББК 63.2
С 594
Рецензенты:
руководитель Департамента туризма Министерства экономического развития РФ
Н. О. Шенгелия;
директор Института туризма и гостеприимства МГУ сервиса, д-р ист. наук
А.А.Федулин
Соколова М. В.
С594
История туризма: Учеб. пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
ISBN 5-294-00111-Х
Рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Приведен анализ причин и предпосылок миграционных процессов эпохи первобытнообщинного строя, появления индустрии туризма на Древнем Востоке. Описаны зарождение и генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, возникновение и становление международного туризма, а также характерные черты современного российского и международного туризма и их перспективы.
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 913.1
ББК 63.2
Учебное издание
Допущено
Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации
в области сервиса в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений по специальности 230500
«Социально-культурный сервис и туризм»
©Соколова М.В., 2002
©Издательство «Мастерство», 2002
ВВЕДЕНИЕ
Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе подпадают под категорию туризма.
Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.
Выдающийся немецкий философ К.Ясперс, говоря об «осевом времени», т.е. о периоде, когда начался процесс формирования современной ментальности, считал, что это явление произошло синхронно (в течение примерно 500 лет) по всей ойкумене, включая Китай, Индию, Персию, Палестину и Грецию [1]. Трудно представить, чтобы подобный универсальный качественный скачок мог произойти «одномоментно» в абсолютно изолированных обществах. Видимо, путешественники способствовали еще в середине I тыс. до н.э. созданию некоего единого ментального фона путем распространения передовых идей, выступая в качестве прообраза системы коммуникации.
Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля привели к интенсивному обмену научными знаниями и возниковению европейской философии. В значительной степени благодаря странствиям Геродотом и Страбоном были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии.
Александрийский Мусейон был центром научного туризма в эпоху эллинизма*, так же как и Пергам.
Особо следует отметить влияние туризма на развитие экономики. В этой связи можно назвать имя китайского путешественника Чжан Цяня, чьи дипломатические «туры» способствовали созданию Великого шелкового пути (II в. до н.э.), что коренным образом повлияло на развитие межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое пространство.
Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая мировая цивилизация.
Поэтом Каллимахом, возглавлявшем Мусейон после Деметрия Фалернско-го, был создан 120-томный «Каталог Александрийской библиотеки». По сути это первая в мире историко-литературная энциклопедия всего научного пространства эллинистического мира. При Каллимахе в Мусейоне работало более 100 ученых из различных стран.
Основоположники мировых и субрегиональных религий также много странствовали: Сиддхартха Гаутама (Будда), Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира, Мани.
Еще в глубокой древности стал развиваться паломнический туризм, также способствовавший интенсификации торговли, развитию инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономики не только этих городов, но и близлежащих регионов. Паломничество представляет собой путешествие к святым местам с конкретно определенными культовыми целями. Этим паломнические туры отличаются от культурно-исторических и религиозно-познавательных. В паломнических турах предельно сокращены или же совсем отсутствуют развлекательные программы, но при этом допускался и допускается оздоровительный и познавательный отдых.
В Киевской Руси появляются первые паломники — «калики перехожие», чей духовный подвиг (паломничество) приравнивался к ратному. Благодаря этим странствиям возникает в нашей литературе новый жанр — «хождений» или «хожений». В основном, это были описания земель и народов по пути в Святую землю. Но впоследствии в связи с ростом значимости нашего государства появляются «Хождения» с описанием центрально- и западноевропейских стран. Сюда, например, надо отнести описание западноевропейской жизни членами российской делегации, принимав- || шими участие во Флорентийском Соборе 1439 г. Афанасий Никитин также приумножил знания о народах и странах от Каспийского моря до Индийского океана.
Нельзя обойти вниманием и спортивный туризм, зародившийся во времена античности. Здесь в качестве исторического примера можно привести не только Олимпийские игры Древней Греции, но и гладиаторские бои Древнего Рима, а также игры с мячом, которые были приняты во всех цивилизациях доколумбовой Америки.
Путешествия и туризм являются неразрывно связанными понятиями, они описывают определенный вид деятельности человека. Путешествия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Во время путешествий происходит перемещение людей, объединенных некой единой целью. Иногда путешествие становится образом жизни. Можно назвать имена многих известных путешественников: от Сыма Цяня и Геродота до Тура Хейер-дала и Юрия Сенкевича. Есть даже народ, у которого «путешествие» стало образом жизни — это цыгане. Встречаются и отдельные племена, ведущие, по преимуществу, кочевой образ жизни: африканские и аравийские бедуины, оленеводческие племена, населяющие север Евразии, кочевники-скотоводы в Монголии и Казахских степях и др.
Туризм можно подразделить на виды и разновидности. К видам международного туризма, согласно типологии, принятой Всемир-
ной туристской организацией (ВТО), относятся: рекреационный, научный, конгрессный, специализированный, социальный, молодежный, «третьего» возраста». К подвидам туризма можно отнести, например, активный и пассивный туризм. Активный туризм включает в себя и сафари, и альпинизм, и плавание на плотах по рекам, одной из его разновидностей можно назвать экстремальный туризм, обязывающий путешествующего иметь отличную спортивную форму. К пассивному туризму можно отнести отдых на различных курортах, круизные путешествия, туры для всей семьи т.п.
Путешествия также подразделяются по способам передвижения на пешие туры, маршруты с передвижением на животных, по железной дороге, на автобусах или в автомобиле, на лодках, плотах, катамаранах, парусниках и благоустроенных морских и речных лайнерах, а также авиатуры. К 2000 г. человеком совершено более 200 пилотируемых полетов в космос различной продолжительности. На Луне побывали 12 человек. Свыше 350 человек из 20 стран работали в космосе, многие совершили по два полета и более. Проведено множество уникальных научных и технических экспериментов, а с весны 2001 г. начался космический туризм. В общей сложности в околоземном пространстве люди провели более 30 человеко-лет. Абсолютным лидером по длительности космического путешествия стал космонавт В.В.Поляков, проведший на околоземной орбите 679 сут., из которых 438 сут. второго полета остаются пока абсолютным мировым рекордом.
К разновидностям туризма относятся путешествия, различающиеся по своим главным целям. Это могут быть туры оздоровительные, развлекательные, для удовольствия, познавательные, для отдыха, ознакомительные, а также экотуризм или деревенский (сельский), паломнический и ностальгический, ритуальный и кладоискательский, туры на места катастроф, секс-туры и др.
Странствия, таким образом, всегда носили различный характер. Так, например, с незапамятных времен существовали нищие и бродяги, чьи толпы, сборища, процессии, шествия, порой массовые перемещения по большим деревенским дорогам и по улицам городов рассматривались почти как стихийные бедствия. Благодаря этим «гощениям» вспыхивали пожары, совершались преступления. Города боялись этих визитеров-чужаков и прогоняли их при малейшей возможности. Но те, «оборванные, покрытые паразитами» [2], выйдя через одни ворота, тут же возвращались через другие. Образ нищего странника как божьего посланца претерпел со временем серьезные метаморфозы. Уже в средневековье их образ рисовался в виде ленивых, опасных и мерзких личностей, которые никак не могут вызвать чувство сострадания или, тем более, уважения.
Против бродяжничества и публичного нищенства принимались специальные законы. Бродяжничество стало преступлением в стра-
нах Западной Европы. Поэтому отнюдь не всякое перемещение, странствие может считаться туризмом или стоять у его истоков. Ведь отличительной чертой туризма является его гуманный характер, что отмечается во многих международных документах, а на конференции 1988 г. в Ванкувере даже было принято «Кредо миролюбивого путешественника».
О масштабах современного туризма говорит тот факт, что в 1997 г. [3] путешествовало более 612 млн человек. Самый «непоседливый» народ в Европе — современные немцы. Они, например, составляют до 80 % иностранных туристов, посещающих Австрию, частые гости они и в Испании, Турции, Югославии. Излюбленными маршрутами североамериканцев является европейская классика — Рим, Париж, Амстердам. По прогнозу ВТО, в XXI в. людям предстоит пережить туристский бум, так как число путешествующих приблизится в 2020 г. к 1,6 млрд человек.
Меняются времена, меняется ментальность, меняется и отношение к путешествиям. Но при всех его трансформациях туризм был, есть и будет неотъемлемой частью человеческого социума.
В учебном пособии, которое рассчитано в первую очередь на студентов, чья специальность будет связана с туризмом, и которое должно стать теоретической основой при дальнейшем изучении специальных и общеобразовательных дисциплин, сделана попытка рассмотреть феномен туризма в ретроспективе и показать его перспективы в XXI в.
Для самоконтроля и проверки усвоения материала в конце каждого параграфа приводятся контрольные вопросы, а также дается список рекомендуемой литературы.
.
Ваш комментарий о книге
|
|