Ваш комментарий о книге
Макарова Н. Тайные общества и секты
ЧАСТЬ II. СЕКТЫ
РАЗДЕЛ 1. ХРИСТИАНСКИЕ СЕКТЫ
ГЛАВА IV. СЕКТЫ ПРОТЕСТАНТСКОГО ТИПА
Религиозные секты, возникшие в Европе в XVII-XIX вв., представляли собой главным
образом организации протестантского типа.
Протестантизм (от лат. protestans - публично заявляющий) - общее обозначение
вероисповеданий и сект, связанных с Реформацией и образующих в совокупности
третью важнейшую разновидность христианства - наряду с православием и
католицизмом.
Наиболее ранним и влиятельным новообразованием, выросшим на почве
протестантизма, стал баптизм. На почве баптизма в 1-й трети XIX в. возникли
адвентисты, которые разветвились на ряд сект, к одной из которых восходят
иеговисты (конец XIX-начало XX вв.). В начале XX в. возникли пятидесятники.
Баптисты, адвентисты, иеговисты отличаются среди религиозного сектантства
наибольшим распространением и наличием международных центров.
1. Баптисты
Название этой секты происходит от греческого слова "баптизо" (что значит
погружать в воду), означавшего первоначальный способ крещения христиан.
Баптизм как самостоятельное религиозное течение оформился в Англии в начале XVII
в. как оппозиция официальной англиканской церкви. Первая община баптистов в
Англии появилась в 1612 г., в 1644 г. был опубликован манифест 7 баптистских
общин Лондона. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 г. Р.
Уильямсом, в Германии - в 1834 г. В 1905 г. образовался "Всемирный союз
баптистов", который объединил 7 млн. членов. В 1956 г. насчитывалось около 2-2
млн. баптистов, из которых 19 млн. в Северной Америке, главным образом в США, и
1,2 млн. в Европе, из них в Англии - 340 тыс. Всемирный совет баптистов
находится в Вашингтоне (США).
В России баптизм появился в 60-х годах XIX в. и распространился на территории
Южной Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 г. в России насчитывалось около 60
тыс. баптистов.
В 1944 г. баптисты объединились в один союз с евангельскими христианами. В
последующие годы к союзу присоединилась часть пятидесятников и меннонитов.
Организацию возглавил Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ),
который стал членом Всемирного союза баптистов. В начале 60-х годов от ВСЕХБ
откололась группа, которая именует себя Советом церквей евангельских христиан-
баптистов (СЦЕХБ).
Основой своей веры баптисты признают Библию. Центральный пункт их вероучения -
догмат о личной вере, возникшей под воздействием "Святого Духа". Девиз баптистов
"Бог есть любовь" означает, что с Богом связано все, что в мире без Бога нет
радости и счастья. Они говорят, что люди "во грехах зачинаются и рождаются", не
способны ко всему доброму, "но способны и склонны ко всему злому", человека они
считают греховным существом и утешение видят только в вере в Иисуса Христа.
Баптистские проповедники говорят верующим о том, что человеку уготованы две
жизни - земная (временная, преходящая) и небесная (вечная). Земная жизнь - это
жизнь во тьме, полная мучений и страданий. Единственное, что придает смысл жизни
на земле - это вера в Бога, Бог - бесплотный Дух, он вездесущ, не связан никаким
местом, рассеян везде. Рай для большинства последователей баптизма явлется
местом отдыха, ад - местом мук совести. В основе баптистского фатализма лежит
представление о "божественном провидении", по предначертаниям которого будто
происходят, все события в природе и обществе: "У Бога ничего не делается
стихийно или случайно, но все, что делается, есть его предопределение". "Бог
назначает будущее человека еще до его рождения". Всякие непредвиденные,
неожиданные события, несовместимые с основными религиозными принципами и потому
необъяснимые как воля Божья, изображаются как "испытание Божье", как козни врага
его - сатаны.
Особое значение баптистские проповедники придают спасительной миссии Христа, его
Второму Пришествию для последнего, Страшного суда над человечеством. Христа они
представляют единственным посредником между людьми и Богом, не признавая никаких
святых, священников, монахов и других "ходатаев" и "заступников" перед Богом за
души верующих. Человек, учат они, может спасти себя от грехов и от кары Божьей
только верой в то, что Христос уже пострадал за него.
В проповедях, посвященных вопросам бытового поведения, проповедники делают упор
на запреты употребления спиртных напитков, курения, хулиганства, разврата.
Баптисты доказывают, что лишь на основе евангельской морали можно избавиться от
этих пороков. Почему верующим надо воздерживаться? Потому, что это вредно для
спасения души. "Тело не для блуда, а для Господа, разве вы не знаете, что вы
храм Божий и дух Божий живет в вас? Те, кто употребляет алкогольные напитки,
курит, совершают тяжелый грех и теряют возможность попасть в рай" (Братский
вестник, 1972, п 2, с. 28).
Для спасения души человек должен отказывать себе во всем. Даже болезнь
признавалась полезной. "Ибо, - заявляли баптистские проповедники, - она
показывает человеческое бессилие... Появляется нужда в утешителе лучшем, чем люди.
В немощи наша сила".
Центром религиозной жизни баптистов является община, во главе которой стоит
пресвитер, избираемый верующими, и совет общины, который исполняет принятые на
собрании верущих решения. В общину принимают по заявлению, после прохождения
испытательного срока совершается водное крещение в естественных и искусственных
водоемах. В общине ведется строгий учет верующих, каждый член общины имеет
определенный участок работы: связь с соседними общинами, "укрепление в вере"
колеблющихся, по молитвенному дому, сбор денежных пожертвований и т. д.
Испытательный срок обычно длится один-два года, в ряде общин сокращен до шести
месяцев. В течение этого периода вновь вступающий в общину проходит через три
этапа: "покаяние", "обращение" и "возрождение свыше", после чего кандидата
допускают к крещению. Евангельские христиане-баптисты большое значение придают
пению. Песни подразделяются на темы: "Призыв к вере и новой жизни", "Моления и
прошения", "Чувства веры", "Мир Божий и христианская радость", "Плоды и подвиги
веры", "Чаяния веры", "Песни на разные случаи жизни", "Детские песни". По
выражению баптистских богословов, "Пение - это наша миссия. На кафедре выступают
немногие, а через пение могут проповедовать сотни" (Братский вестник, 1969, п 5,
с-31).
Большое место на молитвенных собраниях и в повседневной жизни верующего занимают
молитвы. На собрании молитву произносят вслух три-четыре человека, а остальные
стоят на коленях, опустив голову, закрыв глаза, и молча слушают. Индивидуальные
молитвы совершаются преимущественно дома, хотя верующим рекомендуется также
творить их "во всякое время и на каждом месте" (без принятия молитвенных поз).
Баптистские обряды рукоположения, бракосочетания и покаяния есть не что иное как
переосмысленные и реформированные католические таинства священства, брака и
исповеди. Рукоположение совершается только старшими пресвитерами, бракосочетание
может осуществлять и рядовой пресвитер. Покаяние совершается не систематически,
а производится "по мере надобности" - чаще всего в случаях появления у членов
общины "оскудения веры", "чрезмерного внимания к греховной мирской жизни". Из
общих христианских праздников баптисты признают лишь те, которые посвящены
Христу. Кроме того, они отмечают День Нового Года, День Жатвы, День Единства и
День Матери.
Богослужение проводится в обычных помещениях, комната заставлена рядами скамеек,
посередине стоит трибуна и фисгармония. Над выходом надпись типа: "Идите и
впредь не грешите". Баптисты не признают икон, отрицают крестное знамение,
большинство церковных таинств, у них нет молитвенников. Для баптистов церковь -
это не особое здание-храм, не носительница особой божественной благодати, не
посредница и т. д., а прежде всего коллектив верующих, "собрание возрожденных
душ".
2. Адвентисты
Название секты происходит от латинского слова "адвентус" - пришествие.
Основателем этого движения является небогатый американский фермер Виллиям Миллер
(1782-1849).
Он был исполняющим обязанности проповедника баптистской общины, но с 1817 года
углубился в Библию и усиленно стал заниматься пророчествами. Изучение книг
Давида и Откровения Иоанна привело его к выводу, что мир находится
непосредственно перед пришествием Христа, которое должно произойти между 21
марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Свое откровение он долго хранил в тайне. И
только в 1831 г. начал об этом сообщать в своих проповедях, призывая к
готовности встретить Христа. Его проповеди вызвали большой отклик, и много людей
сгруппировалось вокруг него. В 1843 г. он имел 50 000 посетителей, среди которых
было 200 проповедников. Некоторые из его последователей раздарили все свое
имущество, чтобы, освободившись от всего земного, идти навстречу грядущему
Господу, Но 21 марта 1844 г. прошло без каких-либо событий.
Виллиям Миллер признался в своем заблуждении, но его сподвижники стали искать
возможную ощибку расчета и пришли к заключению, что Христос должен прийти на
полгода позже, т. е. 21 октября 1844 г. И вновь у многих зажглась надежда, но их
ждало горькое разочарование: Господь не явился и к 21 октября 1844 г.
С этого момента начинаются расколы. Из всех этих групп быстро стала расти лишь
одна под названием "Адвентисты седьмого дня". Основателем этого течения был
бывший капитан корабля Иосиф Батес. По его инициативе вместо воскресения стали
соблюдать субботу. Его книга "Седьмой день, суббота, вечное знамение" оказала
большое влияние на все движение адвентистов.
Учение Батеса было подхвачено адвентисткой Эллен Вите, или Еленой Уайт (1827-
1915), как она известна в России. Уже до замужества она имела видения. Материал
для проповедей она получала в состоянии этих трансов. В одном видении в апреле
1847 г. ей была открыта важность заповеди субботы. На основании этого откровения
суббота была возведена до уровня главной заповеди. Посредством откровений, книг
и периодической печати Елена Уайт оказывала на общество "Адвентистов седьмого
дня" большое влияние. Ее можно назвать основной руководительницей этого
движения.
Так как Виллиям Миллер со своими последователями был исключен из баптистских
собраний, то в 1845 г. это течение начало организовывать свои собрания. Елена
Уайт предприняла длительную поездку с целью агитации. В 1885 г. она приехала на
два года в Европу, ас 1891 по 1900 гг. занималась организацией этого течения в
Австралии.
В 1858 г. было введено обязательство уплаты десятины (по закону) непосредственно
в центральную кассу, а в 1863 г. официально организовано общество "Адвентистов
седьмого дня".
На основании одного откровения Елены Уайт была проведена реформа оздоровления.
Адвентисты являются противниками алкоголя, табака, а употребление свинины в пищу
является тяжким грехом.
Главным средством агитации у адвентистов является продажа литературы. В 1963 г.
журналы и литература выпускались на 228 языках. Наряду с этим свое учение
адвентисты распространяют с помощью радио- и телепередач, а также с помощью
заочных библейских курсов. Быстрее всего это течение распространяется в Южной
Европе, Корее и Африке.
Во главе общества стоит генеральная конференция (Вашингтон). Свою организацию
они разделили на дивизионы, союзы, объединения, собрания. В 1980 г. в обществе
насчитывалось 3,3 миллиона членов.
Во многих пунктах своего учения адвентисты близко стоят к реформаторской церкви.
Но, наряду с этим, они имеют свои особенности. Адвентисты не имеют официального
исповедания и труды Елены Уайт ставят наравне со Священным Писанием.
Адвентисты, как и баптисты, отвергают крещение детей. Они учат и практикуют
крещение путем полного погружения в воду. Принимающие крещение получают
наставления в предварительных беседах и проповедях об учении и перед крещением
обязаны давать обет перед собранием, что "они оставили служение сатане и стали
членами Царственой семьи, детьми небесного Царя". Они празднуют вечерю каждую
четверть года неквасным хлебом и безалкогольным вином. Перед вечерей совершается
омовение ног (мужчины - мужчинам, а женщины - женщинам). После вечери следует
братский поцелуй.
Адвентисты утверждают, что Иисус уже пришел для так называемого суда-
расследования, которое сегодня происходит на небесах. Там Он проверяет книгу
жизни и вычеркивает имена тех, которые хотя и верят в Христа, но не соблюдают
субботы. Сегодня они несут весть благодати. Когда весь мир будет предупрежден,
то Он может прийти для совершения суда. Это должно вскоре совершиться. Сегодня
происходит борьба между теми, кто соблюдает субботу, и теми, кто соблюдает
воскресенье. Первые являются представителями Господа, а вторые - представителями
сатаны. В последнее время будут преследовать тех, кто соблюдает субботу.
Адвентисты получат печать Господа, а остальные - начертание зверя. Во время
1000-летнего царства земля будет пуста и безвидна. В это время адвентисты
находятся на небе и помогают провести окончательный суд по отношению ко всем
отпавшим существам. После этих 1000 лет сатана вновь будет отпущен. Огонь с неба
уничтожит на земле всех грешников. Длительность наказания зависит от вины. Все
завершится в огненном озере, и, таким образом, будет место, свободное от греха.
Вечного проклятия нет, а есть окончательное абсолютное уничтожение, так как нет
бессмертия души.
Адвентисты создали теорию субботы. Третья заповедь должна говорить об освящении
субботы. Уже на первых страницах Библии рекомендуется празднование субботы (Быт.
2:3). В Новом Завете суббота не упразднена, а лишь только Церковь поставила
воскресение вместо субботы. Введение празднования воскресения (императором
Константином в 321 г.) было уступкой язычникам и служило прославлению бога
солнца. Папство приравнивается к антихристу. Заповедь субботы с Синая является
раз и навсегда действительной и обязательной заповедью Бога. И не только для
евреев, но и для всех христиан. Поэтому вопрос субботы решает спасение или
проклятие человека.
В России адвентисты седьмого дня появились в конце 80-х годов прошлого столетия
среди немецких колонистов в Поволжье.
Общины адвентистов отличаются сильно выраженной замкнутостью. Адвентисты и
адвентистки в брак должны вступать только между собой. Они отвергают поклонение
кресту, мощам, иконам, монашество, крестное знамение, исповедь, отпевание. Не
признают они также никаких христианских празднеств, вместо которых отмечают свой
единственный годовой праздник День Жатвы (обычно в последнюю субботу сентября).
Молитвенные собрания адвентисты проводят, как правило, утром в субботу, а также
в вечерние часы среды и пятницы, иногда второй раз в субботу. Богослужения
состоят из чтения и толкования Библии, молитв, проповедей, пения ( в
сопровождении фисгармонии, органа, магнитофона) духовных песен из сборника
"Псалмы Сиона", изданного еще в 1927 г., а также "Библейского часа".
3. Свидетели Иеговы
В ряду религиозных объединений протестантского типа особняком стоит "Общество
свидетелей Иеговы", членов которой называют просто иеговистами.
Свое начало современный иеговизм ведет с 1872 г., когда небогатый американский
торговец Чарльз Руссель создал кружок "Исследователей Библии", поставивший своей
целью отыскать в "Священном Писании" пророчества о будущем человечества, которые
ранее тщетно пытались обнаружить Вильям Миллер и его последователи.
Усилиями Русселя и его приближенных было создано вероучение, основанное на
пророчествах, в которых, как казалось основателю иеговизма, преодолены ошибки
его предшественников.
Учение Русселя - это своеобразная интерпретация христианства, где на первый план
выдвигается эсхатологический момент Вся история общества рассматривается в
иеговизме как извечная борьба между Богом Иеговой и Сатаной, которая должна
завершиться кровавым побоищем - армагеддоном. В результате погибнут все те, кто
не- стал "свидетелем Иеговы". Праведники же будут воскрешены, им предстоит жизнь
на обновленной земле, а особо избранных - 144 000 последователей иеговизма -
Господь возьмет на небо, где они обретут вечную жизнь.
Для распространения своего учения Руссель организовал в 1879 г. выпуск журнала
"Вахттурм" ("Сторожевая башня"), а в 1881 г. - "Общество трактатов". В 1909 г.
штаб-квартира этого течения была перенесена из Питтсбурга в Бруклин (Нью-Йорк).
Основным его трудом было произведение "Ключ к Библии", вышедшее в шести томах.
Руссель еще в конце 70-х годов прошлого столетия пророчествовал о том, что
второе пришествие Христа состоится в 1914 г. Оно и будет началом Страшного Суда.
Христос же якобы будет послан Иеговой для подготовки армагеддона.
Когда же настал 1914 г., по учению Русселя год второго пришествия, его
приверженцам пришлось прибегнуть к новой интерпретации пророчества своего
духовного вождя. Они стали учить, что пророчество сбылось, что пришествие
состоялось "невидимо", а Сатана потерпел поражение в битве с Иисусом Христом, но
не на земле, а на небе. Он-де готовится к решающему сражению - армагеддону,
которое состоится уже на земле.
Руссель умер в 1916 г. Его сменил новый руководитель объединения иеговистов Д.
Рутерфорд, который стоял во главе этого религиозного сообщества до 1942 г. После
его смерти руководство церковью иеговистов возглавил Натан Кнорр.
С 1931 г. объединение носит название "Общество свидетелей Иеговы", которым
подчеркивается, что его члены "ничего не проповедуют от себя", они якобы лишь
свидетельствуют о том, что им было дано постичь при изучении библейских текстов.
Иеговисты считают себя особым, избранным народом, которому доверено исполнять
волю Господа, нести повсюду весть о последних днях человечества.
Руководство секты состоит из семиглавой дирекции и президента, которые
избираются дирекционным комитетом. Возражения руководству не терпятся: кто
критикует, того исключают ("Кто противоречит руководству, тот работает на
сатану"). Эта организация насчитывает 25694 общины и распространена в 203
странах и островах. Кроме печатной агитации и личных свидетельств, организация
ведет агитацию посредством радио (1931-1937). Эта работа, была затем продолжена
миссией по распространению пластинок звукозаписи, а также личными
свидетельствами отдельных проповедников. В 1980 г. в организации насчитывалось 2
миллиона членов, одна четверть которых находится в США.
Свидетели Иеговы считают Библию основой своего учения. Но труды их руководителей
занимают там не менее господствующее место. В 1961 г. иеговисты издали свою "НВП
Библию" (Новый Всемирный Перевод) на английском языке, а в 1963 г. издали Новый
Завет этой "Библии" на немецком языке. В текст "НВП Библии" они внесли свой
употребительный перечень слов. В 237 местах в ней встречается слово Иегова.
Слово "крест" заменено словом "столб", вместо слова "собрание" стоит слово
"организация" и т. д.
Свидетели Иеговы являются противниками Триединства. Они говорят, что учение о
Триединстве исходит не от Бога, а от сатаны. Свидетелей Иеговы можно
рассматривать как современных последователей Ария, ибо его учение о Христе было
перенято Русселлем. Свидетели Иеговы учат, что Иисус Христос не есть Бог, а что
он сотворен небесным Отцом, как и все ангелы, и что Он стал Мессией, когда Иоанн
Креститель крестил Иисуса и на него сошел Святой Дух. Равным образом отрицается
воскресение Иисуса Христа во плоти, т. е. воскресение, согласно учению
Свидетелей Иеговы, было только в "духе". И Святой Дух у них не является
личностью, а всего лишь силой, безличной властью, но ни в коем случае не третьим
лицом Триединства.
4. Мормоны ("Церковь Иисуса - святых последнего времени")
Слово "мормоны" происходит от названия "Книга Мормон". Но сами они называют себя
"Церковь Иисуса святых последнего времени". Основателем этой секты является
американец Иосиф Смит (род. 23.12.1805 г. в Жароне, штат Вермонт). Его семья
часто меняла место жительства. Иосиф Смит не получил систематического воспитания
и школьного образования. От своих предков он унаследовал предрасположение к
фантастическим снам, видениям и т. д. В 14 лет он имел первое видение. При этом
ему было открыто, чтобы он ни в коем случае не примкнул к существующим церквам
(религиям).
В 1823 г. он имел второе видение. Явившийся ему ангел назвал себя Морони. Он
говорил о спрятанных документах (золотых пластинках) на холме "Кумора", которые
содержат важные сообщения древней истории Америки. Ангел Морони призвал Иосифа
Смита к восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа.
Только в 1827 г. ему было разрешено забрать схороненное сокровище. Документы
были написаны "староегипетскими письменами", которые можно было. прочесть только
"пророческими очками", которые лежали в том же ящике. Смит поехал в Гармони,
чтобы там углубиться в перевод. Его помощниками стали фермеры Гаррис и Оливер
Кодвери. После завершения перевода Смит должен был пластинки (документы) вернуть
на место.
В 1830 г. книга Мормон была опубликована тиражом в 5000 экземпляров.
6 апреля 1830 г. в Файетти (Нью-Йорк) была основана церковь мормонов в составе
шести человек. Это общество сравнительно быстро распространилось, т. к. его
последователи вели в некоторых штатах активную вербовочную деятельность.
Враждебное отношение к мормонам и их преследование привели к тому, что им
приходилось часто менять место жительства. Мормонами было основано несколько
городов, где на основании откровения должен был явиться Иисус Христос.
В 1844 г. Иосиф Смит попал в Картхаге в тюрьму, где чернь города расстреляла
его.
Преемником Смита стал Бригхам Йоунг. В его бытность дело дошло до жертвенного
шествия к большому соленому озеру. За 17 месяцев (1846-1847) было пройдено ровно
1700 км. Там они основали город Салт Лэйк Сити, свой "Новый Иерусалим".
Переговоры мормонов с правительством об их приеме в США потерпели неудачу из-за
допущения многоженства. Когда это учение было официально запрещено, то мормонов
приняли в 1896 г. союзным штатом Юта.
В 1838 г. мормонами была принята Божественная заповедь о пожертвовании десятины.
Путем активной вербовки во всем мире мормоны быстро распространили свое учение.
Каждый миссионер совершает свою работу бесплатно и добровольно (чаще от 2 до 3
лет). И если в 1850 г. число членов секты составляло 60 000 чел., то в 1985 г. -
6 000 000 чел.
В 1843 г. основано первое миссионерское собрание мормонов. В Швейцарии и Австрии
мормоны начали свою деятельность в 1850 г. В настоящее время в западных странах
мормоны имеют большое влияние. Их центры находятся во Франкфурте-на-Майне, в
Гамбурге и Берне. Их духовный центр (Цолликофен), который является их "Божиим
домом", находится в Швейцарии.
Мормоны охотно указывают на строгость своей моральной жизни: не курят, не пьют
алкоголя и таких напитков, как кофе и черный чай.
Организация секты мормонов основана на строгой иерархии. Она подразделяется на
"Столбы" (районы) и "Вардс" (собрания).
В 1829 г. Иосифу Смиту и О. Ковдери "явился" Иоанн Креститель и "посвятил" их на
Ааронское священство. Месяцем позже им "явились" апостолы Петр, Иаков и Иоанн и
"посвятили" их на священническое служение Мельхиседека. На этой основе мормоны
утверждают, что они обладают священством Всемогущего и имеют доступ ко всем
святым силам. Священство Мельхиседека ведает духовными делами, а священство
Аарона занимается мирскими делами.
Основы учения мормонов находятся в трех книгах, которые у них считаются не
только равными Библии, но и выше Библии: а) книга "Мормон"; б) книга "Учения и
союзы"; в) книга "Драгоценная жемчужина".
а) Книга "Мормон". Эта книга является основой учения мормонов. В тех местах, где
имеются противоречия между Библией и книгой "Мормон", высказывания последней
считаются истинными. Эта книга состоит из 15 маленьких книжечек (всего 500
страниц). В них рассказывается история древнего заселения Америки. Во времена
строительства Вавилонской башни колено Яредитов попало в Америку, разделилось и
прекратило свое существование в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 г.
до Р. X. при пророке Лехе в Америку приехали представители из колена Манассина.
Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился
после воскресения и дал директивные указания для основания церкви. Вследствие
вины- людей эта истинная Церковь исчезла, распалась. 400 лет после рождения
Христа бушевали последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма
Кумора. Там пророк Мормон и его сын схоронили вышеназванные пластинки с
записанными на них событиями (420-421 гг.).
Мормоны рассматривают книгу "Мормон" как откровение, т. к. она, по их мнению,
содержит то, что Иисус проповедовал в Свои "американские дни".
б) Книга "Учения и союзы". Большую ее часть составляют откровения Иосифа Смита,
которые он получил во времена своей деятельности, а также некоторые откровения
его последователей (1823-1890).
в) Книга "Драгоценная жемчужина". Здесь также речь идет об откровениях и
переводах с золотых пластин "пророка" Иосифа Смита.
Символ веры мормонов состоит из 13 пунктов. Он составлен Иосифом Смитом в 1841
г.
В своем учении о Боге мормоны исходят из того, что человек создан по подобию
Бога, и делают из этого вывод, что Бог имеет материальное тело, как и человек.
Следовательно, Отец пространственно ограничен своим телом. Но Он, тем не менее,
Всезнающий, т. к. ангелы сообщают Ему о всех событиях, происходящих на земле. Но
Отец не единственный Бог, существует много других богов. И для людей есть
возможность стать когда-нибудь Богом. "Каков человек сейчас - таким был однажды
Бог, каков Бог сейчас - таким может стать когда-нибудь человек". Такова основная
мысль учения мормонов.
Так как девиз мормонов гласит: "оптимизм и вера - прогресс", то у них все
заключается в развитии. Человек находится на пути, ведущем вверх; он является
"Богом в зародыше".
По учению мормонов, человек не рождается грешником, то есть он не имеет
наследственного греха. Грехом у мормонов является возмущение человека против
"основ прогресса".
По учению мормонов, жертва Иисуса Христа за грех дает всем людям жизнь после
смерти. Через посредничество Иисуса Христа отдельный человек может быть оправдан
от личных грехов, если он сам при этом приложит усилие. Искупление - совместная
работа Бога и человека.
После смерти человек становится причастным к различной степени славы. Существует
три ступени славы: 1) подземная слава; 2) земная слава; 3) небесная слава.
Центром мировых событий будущего мормоны считают Америку, т. к. мормоны являются
народом Божиего завета последнего времени - новым Израилем. Вечность у мормонов
является продолжением прогреса.
В 1843 г. Иосиф Смит получил "откровение о вечной продолжительности супружеского
союза с включением многоженства". Многоженство было введено Йоунгом в 1851 г.,
но под давлением американского правительства мормоны упразднили многоженство в
1890 г. До сегодняшнего дня они верят в правильность этого учения, но не
практикуют его. Крещение может быть принято с восьмилетнего возраста. Крещение
означает прощение грехов и принятие в члены церкви. При этом принимающий
крещение заключает союз с Творцом. Он должен дать обет, что будет соблюдать
Божий заповеди.
Вечерю могут принимать только достойные. Мормоны считают, что вечеря не имеет
ничего общего с жертвой Христа, а служит только для обновления союза с Богом и
для признания членства.
По учению мормонов возложением рук дается дар Святого Духа. Возложение рук
совершают священники. Акт возложения рук они называют конфирмацией. Святой Дух
дается для освящения, очищения и освещения.
Полномочием запечатления обладает только глава церкви. Запечатленный брак не
закончит свое существование смертью, но найдет свое продолжение в духовном
царстве. Все представители незапечатленных браков в вечности будут служебными
духами и не смогут бракосочетаться.
У мормонов принято принимать крещение вместо умерших. Действительно и необходимо
для спасения мормонов только крещение. Кроме крещения для умерших предков,
возможно также замещающее возложение рук и запечатление. Для проведения этих
актов должны быть даны точные данные умерших. Отсюда объясняется то усердие, с
которым мормоны изучают свое генеалогическое древо.
Особое внимание мормоны обращают на свой внешний вид: чисто и аккуратно
одеваются, воспитывают в себе хорошие манеры, интеллигентны, вежливы, грамотны.
Усердие представителей мормонов в совершенствовании этих качеств исходит из их
учения, которое гласит, что человек является "Богом в зародыше" и конечная их
цель - путем личного совершенствования двигаться дорогой прогресса вверх и на
финише стать равными Богу. То есть постепенно "врастать" в небесное Царство.
5. Пятидесятники
(Христиане евангельской веры)
Пятидесятники появились в первом десятилетии XX в. почти одновременно в Уэльсе и
Лос-Анджелесе и распространились во многих странах: Скандинавии, Венгрии,
Польше, Германии, а также Латинской Америке. Особенно большой успех проповедь
пятидесятников имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В
настоящее время численность пятидесятников превышает 10 млн. человек.
В 1906-1914 гг. пятидесятники проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в
Россию. В 1944 г. члены этой секты влились в организацию евангельских христиан-
б.аптистов, однако много общин пятидесятников не признало этого слияния.
У пятидесятников есть ряд толков, которые называются:
1) Христиане евангельской веры (воронаевцы) - особое внимание обращают на
глоссолалию (говорению на ино-языках), пророчества, считают обязательным
омовение ног и употребление пресного хлеба во время хлебопреломле-ния;
2) Евангельские христиане в духе апостолов (смородинцы) - признают Бога в одном
лице, а не в трех, считают необязательным "говорение на иноязыках", не совершают
омовения ног перед хлебопреломлением;
3) Пятидесятники-сионисты, особенность их вероучения - призыв к переселению в
"обетованную землю", на гору Сион в Палестине для ожидания Второго Пришествия
Христа.
Вероучение пятидесятников не отличается от вероучения баптистов. Об этом прежде
всего свидетельствует почитание Христа как искупителя человеческих грехов и к
Библии, "она - судья, которая решает споры там, где бессилен человеческий
рассудок и разум".
Особое внимание пятидесятники уделяют догмату о Духе Святом, который как
олицетворение Бога присутствует на земле и в сердцах последователей Христа.
Спасение человека, по их учению, достигается личной верой, но для этого
необходимо беспрекословное повиновение и покорность Богу, которая является
необходимым условием получения Духа Святого, единственного ключа к спасению и к
вечной жизни в царстве небесном.
На молитвенных собраниях проповедники говорят о грехе против Святого Духа,
совершаемом верующими, при этом выделяют шесть видов такого греха: оскорбление и
угашение Святого Духа, ложь, искушение, противление и огорчение Духа Святого.
Учение о Святом Духе является обоснованием "глоссолалии" (т. е. "говорения на
иных языках"), связанной с "крещением Духом Святым"). Такое крещение должен
пройти каждый верующий. Они верят в то, что на пятидесятый день после
воскрешения Христа (отсюда их название) на его апостолов снизошел Святой Дух,
который может стать достоянием всех, кто своим благочестием и молитвой докажет
преданность Господу Богу. На своих молитвенных собраниях они доводят себя до
исступления, т. е до такого нервного возбуждения, когда их начинает трясти
(бытует название "трясуны"), Они стонут, падают в обморок, выкрикивают какие-то
бессвязные слова и фразы. Состояние такого религиозного экстаза расценивается
пятидесятниками как результат сошествия на них Святого Духа, а бормотание и
выкрики - как разговор с Богом на "ином" языке (глоссолалия), понять который
способен лишь тот, кто обладает даром пророчества или на кого снизошел Святой
Дух.
Кроме этого обряда, пятидесятники совершают обряды: водное крещение, преломление
хлеба с обязательным омовением ног. Крещение проводится в естественных водоемах.
"Пророк" вводит принимающих веру пятидесятников в реку на глубину до полутора
метров и там читает над ними молитву. В дни "преломления хлеба" ломается на
части булка, и каждый из участников церемонии съедает кусочек и запивает вином
из общего стакана, затем присутствующие наливают в тазы воду и моют друг другу
ноги.
Все богослужение пятидесятников заканчиваются, как правило, "пророчествами".
Ведут их "пророки" и "пророчицы" - мастера "исцелений" и "чудодейственного
различения духов". I Io учению пятидесятников, "пророки" находятся в постоянном
контакте со Святым Духом, они могут "истолковывать" видения верующих.
Пятидесятники, как и баптисты, устраивают молодежные вечера, организуют
художественную самодеятельность с религиозным репертуаром, проводят вечера
загадок на религиозные темы.
Пятидесятники - замкнутая секта. Непосвященные не имеют доступа на богослужения.
6. Евангельские христиане святые сионисты
(мурашковцы)
Секта мурашковцев появилась сравнительно недавно - в ЗО-е годы XX в. на
территории Полесья, входившего тогда в состав Польши. В польской печати того
времени появились сообщения о появлении на восточных окраинах государства новой
секты во главе с "пророком кровавой веры" Иваном Мурашко.
Иван Мурашко был уроженцем деревни Размерки Полесского воеводства. Еще накануне
первой мировой войны, как и тысячи его земляков, он уехал в далекую Америку
искать счастья. В Америке Мурашко стал баптистом. После окончания первой мировой
войны он вернулся на родину в качестве проповедника баптизма, затем - как
пятидесятник. Но стать во главе общины ему не удалось. Тогда он решил: чтобы не
быть зависимым ни от каких миссий и объединений, надо создать свою, "новую"
веру. Осуществить эту идею, будучи просто рядовым пятидесятником, оказалось
невозможным. Мурашко последовал совету журнала "Приидет примиритель",
издававшегося в то время в Данциге, что "христианские идеи никогда не проникли
бы в сердца и чувства людей, если бы не было знамений и чудес". Он объявил о
"чуде": "Утром во время молитвы Бог лишил меня дара слова". Притворился немым,
отрастил длинные волосы и стал бродить по селам Полесья. На шее - грифельная
доска, на которой записывал свои "пророчества" о скором конце мира и призывы к
покаянию. Нередко, собрав группу крестьян, говорил "на разных языках". Бог, как
писал Мураш-ко, сделал его немым в наказание за грехи людей, но открывал уста
для проповедей: "Дух Святой поет через уста мои на разных языках".
И хотя много раз называл себя апостолом, епископом и пророком, последователей
нашел немного.
Вскоре Мурашко нашел для выполнения задуманного подходящую компаньонку. Это была
баптистка Ольга Ки-рильчук, мать шестерых детей. Она тоже объявила о "чуде":
якобы может Мурашко из немого превратиться в глаголящего. Но случится это тогда,
когда он на ней женится. И вот в конце 1931 г. в крупном полесском селе Олыпаны
в присутствии большого числа жителей этой и других деревень состоялось это
"чудо". Был совершен обряд бракосочетания, и Мурашко заговорил.
По селам стали ходить уже два "пророка", доказывая, что все другие религии,
кроме их собственной, - ложь и обман, что священнослужители неправильно понимают
и толкуют "Священное Писание", нарушают имеющиеся там заповеди.
В декабре 1932 г. в деревне Воскодавы, на Ровенщине, Мурашко, собрав несколько
десятков приверженцев, провел "съезд" последователей "новой" веры. В проповеди
он изложил ее принципы: выполнение Моисеевых заповедей, празднование субботы,
запрещение есть свинину, брить бороду. Объявил также, что Бог требует "кровавой
жертвы", т. к. миру грозит полное уничтожение. Здесь же в присутствии участников
съезда на теле Ольги Кирильчук Мурашко сделал 13 ран.
Новая религия была названа учением евангельских христиан святых сионистов.
Назначили 12 апостолов, 10 их учеников. Мурашко стал называться "Ильей-
пророком", Кирильчук - "пророчицей". "Апостолы" и их ученики пошли возвещать о
"новой" вере. Стали сочинять и рассылать по стране пророчества, откровения,
обращения, фотографии и т. д. Позже, на очередном "съезде", был разработан и
принят устав.
Мурашко удалось завербовать несколько сотен сторонников, убедить их, что только
его "новая" религия может их спасти от Страшного Суда и неминуемой гибели, дать
вечную жизнь.
В начале 1935 г. Мурашко выдвинул новую идею: собрать всех членов секты вместе
и, построив "царство Христово", дожидаться "Второго Пришествия". В 1936 г. свыше
100 крестьянских семей из различных районов Западной Беларуси и Украины, продав
землю, скот, постройки, двинулись под город Сарны Волынского воеводства. Здесь
было приобретено более 200 гектаров земли, несколько строений. Свое поселение
мурашковцы назвали Новый Иерусалим. Приезжие с семьями разместились в бывшей
графской конюшне, которую для этого перегородили на небольшие клетушки для
каждой семьи. Рядом установили котлы для приготовления пищи. Сделали из.земли
возвышение наподобие стола для трапезы. Спали на нарах, все вместе - и взрослые,
и дети. Бани не было, обращаться в случае болезни к медицинскому работнику
сектанты не могли его не было, и это было запрещено. Все это привело к появлению
болезней, в частности, чесотки. Мурашко объявил эту болезнь "богоугодной".
Чесотку не только не лечили, но старались обязательно ею заболеть, нарочно
заражали всех членов семьи, молились и просили Бога, чтобы Он скорее отметил
своей благодатью - послал чесотку.
В бараке, где собралось около пятисот человек, в антисанитарии и зловонии,
исступленно ожидали "Второго Пришествия" Христа. Начали умирать дети.
Сам Мурашко и Ольга Кирильчук жили во "дворце Сиона" - в отдельном доме, где
было не только изобилие и достаток, но поддерживалась чистота и порядок, никто
не болел "богоугодной" чесоткой. Кухарка, пастух и другая прислуга создавали уют
и порядок.
Сектанты, кроме нищеты и несправедливости, в этом "Царстве Божием" ничего не
нашли, у многих прозрели глаза. Уже через несколько месяцев обитатели Нового
Иерусалима стали уезжать. Весной 1938 г. Мурашко, прихватив всю кассу, бежал в
Аргентину. Новый Иерусалим перестал существовать.
В 1939-1940 гг. секта мурашковцев особой активности не проявляла, хотя
единоверцы периодически встречались на молитвенных собраниях.
Оживление деятельности секты мурашковцев падает на послевоенные годы. Наиболее
активными ее "апостолами" и проповедниками стали Павел Лихман, Никифор Палто,
Прасковья Шупеник, Любовь Ушенко и др.
Одним из центров секты мурашковцев оставался Иваце-вичский район. До 1947 г.
мурашковцы числились в общине евангельских христиан-баптистов. Но вскоре они
вышли из нее и образовали самостоятельную секту. Во главе му-рашковцев стала
Прасковья Шупеник, получившая "духовное" имя Сарра.
В западных областях Украины развернула бурную деятельность Любовь Ушенко. Она
присвоила себе имя "матери славы", объявила себя "руководящей" всех мурашковских
организаций Западной Белоруссии и Западной Украины. "Мать славы" запугивала
верующих близким концом мира, Страшным Судом, предлагала свои пути Спасения.
В 1948 г. Ушенко объявила так называемый "второй зов": призывала единоверцев
собраться в одно место и там построить "царство Христово", завершить то, что
начал Му-рашко в Новом Иерусалиме.
Мурашковцы свое вероучение основывают на Священном Писании. Догмат о греховности
человека и отсюда - о неизбежности возмездия Божьего у мурашковцев практически
не отличается от такого же догмата других сектантов, но -предлагаемые пути
спасения падшего человечества, грешников имеют существенные отличия от других
христианских сект.
У православных и других христиан заступником, ходатаем за грешных людей перед
Богом является Иисус Христос. У мурашковцев таким ходатаем становится Мурашко,
которого послал на землю (в образе Ильи-пророка) сам Бог и поручил ему
подготовить человечество к "спасению". В этом ему помогала Ольга Кирильчук, с
которой, во-первых, "снимались печати" - срезались куски кожи и из ран
собиралась кровь ("святая", "жертвенная"), во-вторых, Кирильчук произносила
"пророчества", определявшие многие стороны жизни сектантов.
Как было отмечено в уставе, главная цель секты - дать вечную жизнь ее членам,
причем не где-то в небесах, а здесь, на земле. Этим самым мурашковцы пытались
привлечь последователей.
Для осуществления цели недостаточно только верить, молиться, выполнять
определенные предписания. Необходимо всем собраться на священную гору Сион или в
Иерусалим, где на началах уравнительного коллективизма создать общину по типу и
подобию первохристианских. Здесь будет достигнуто не только духовное единение,
но и материальное благополучие и равенство всех членов общины. В такой общине и
собирались мурашковцы дождаться "Второго Пришествия" и явления Христа, а может и
самого Бога.
По наименованию горы Сион мурашковцы назвали свою секту "евангельские христиане
святые сионисты". Членов секты называли сионистами (святые сионисты), а их
общины - сионами.
Поскольку в Библии местом спасения названы гора Сион и Иерусалим, свои поселения
мурашковцы стали называть "Новым Иерусалимом", "Сионом".
После горького опыта, когда верующие оказались обманутыми и ограбленными
Мурашко, такие "сионы", "новые ие-русалимы" создавались неоднократно.
Вероучение секты, допускающее прямое общение с духами, порождает соответствующие
обряды.
Мурашковцы, подобно пятидесятникам, признают крещение Духом Святым. Признаком
Божьей Благодати они считают "говорение на иноязыках". Главное средство для
достижения её - молитва. В течение многих часов стоят сектанты на коленях с
поднятыми вверх руками, вымаливая у Всевышнего прощения грехов. Но, в отличие от
пятидесятников, мурашковцы, чтобы усилить религиозный экстаз, быстрее достичь
озарения Духом Святым, во время молитвенных собраний устраивают пляски.
Часть молящихся представляет воображаемый оркестр. Они становятся в круг,
подражая оркестру, напевают определенные мелодии. Вроде звуков "тур-бам, тур,
бам, бари-бари, бам, ром, ба-ри-бам, господи, Христос, забери меня с собой" и т.
д.
Другая часть внутри оркестра образует еще один круг. Они берутся за плечи и в
такт "музыке" сначала медленно, а затем все быстрее раскачиваются, приплясывая
ходят по кругу. Темп ускоряется. Затем начинают прыгать, вертеться, кричать,
пока в изнеможении не падают в обморок.
Мурашковцев за их танцы называли еще сионистами-скакунами.
Молитвенные собрания начинаются в пятницу после захода солнца, продолжаются с
небольшими перерывами в субботу и заканчиваются в воскресенье. Все это время
члены секты не выполняют никакой работы, не топят печей, не. готовят пищи.
Обряду "озарения Духом Святым" предшествует определенная подготовка. Это прежде
всего посты. Их много: трехсуточные, когда вообще ничего не едят, не пьют и даже
не разговаривают; десятидвадцатисорокасуточные, во время которых разрешается
есть один раз в сутки (разумеется, только постную пищу).
Очень чтится мурашковцами обряд "снятия печатей", который берет начало в 1932
г., когда Мурашко в присутствии большого числа сектантов сделал на теле Ольги
Кирильчук 13 ран.
"Снятие печатей" производилось во время больших сборов секты. Мурашко брал
обыкновенные щипцы, оттягивал ими кожу и делал бритвой глубокие надрезы. Рядом
стояли "апостолы", верующие. Один из "апостолов" собирал стекающую кровь в
тарелку, а затем сливал в бутылки. Этому обряду сектанты придавали очень большое
значение. "Снятие печатей" - выше дел Ноевых", - повторяли "апостолы".
"Жертвенная кровь" имела довольно широкое применение. После совершения над ней
соответствующих радений она приобретала, по словам Мурашко и Кирильчук,
чудодейственные качества. Разбавленная водой кровь хранилась в специальной
дарохранительнице и применялась во многих обрядах секты. При вступлении новых
членов в секту они должны были в знак завета, т. е. клятвенного договора с
Богом, окропляться или омываться "жертвенной кровью". Это главное назначение
"жертвенной крови", о чем было записано в уставе. Кровью пропитывались платки,
которые вручались "апостолам" во время из миссионерских путешествий, как символ
получения даров апостольских.
"Жертвенной крови" приписывались целительные свойства, что широко
рекламировалось Мурашко и его "апостолами". Раствор этой крови как целебное
средство продавался страдающим различными недугами. Его употребляли бесплодные
женщины, чтобы иметь детей. Этим "чудодейственным" средством, смешанным с вином,
причащались верующие.
Обряд "снятия печатей" совершался только над Ольгой Кирильчук - ведь роль
"жертвы Христовой" играла только она.
Согласно христианскому вероучению, жертва Иисуса Христа искупила грехи людей и
сделала излишними другие жертвоприношения еще в раннем христианстве. Заменив
жертву Сына Божьего "снятием печатей", Мурашко оставил обряд жертвоприношения.
Только в отличие от дохристианских верующих, которые обычно сжигали
жертвоприношения, он их пускал на свои нужды. Разумеется, делалось все это от
имени Бога, который якобы требовал от членов секты значительное количество
продуктов питания. На хуторе, где жила Ольга Кирильчук, был сооружен жертвенник
- прямоугольная земляная насыпь. Вначале сектанты несли туда зерно, муку, масло,
затем "пророки" потребовали от верующих жертвовать одежду, обувь.
Жертвоприношения совершались обычно при большом стечении верующих и просто
любопытствующих. Эта церемония сопровождалась моленьями и песнопеньями.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сектология
|