Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Кондратьев Ф. Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение

     Заключение. У участников записанного на пленку сатанистского ритуала не отмечается психопатологии психотического уровня. Все их действия и высказывания соответствуют практике культа поклонения сатане. Создаваемая по ходу совершения ритуала атмосфера экстатического напряжения способствует усвоению антисоциальных призывов. Ряд деталей может свидетельствовать об инфантильности, социально-педагогической запущенности записанных на пленку участников ритуала. Вовлеченность в практику подобных ритуалов юношей с отмеченными личностными чертами может способствовать развитию еще большего подчинения лидерам сатанинских культов".
     Эти начинающие сатанисты еще не успели совершить преступления. Однако в некоторых случаях в отношении уже совершивших убийства было возможным говорить, что в результате выраженной, носящей психопатологический характер зависимости от воли лидера подэкспертный "не мог в полной мере руководить своими действиями", что соответствует ст. 22 УК РФ 1997 года. Такое заключение должно обратить внимание суда на главенствующую роль "учителя" при выборе меры наказания.
     Переходя непосредственно к описанию психопатологических расстройств, связанных с деятельностью культовых новообразований, необходимо сразу подчеркнуть, что адепты неокультов в результате доминирующей зависимости от культовой группы и реального страха перед уходом из нее самостоятельно, за помощью обращаются крайне редко. Лишь в результате возникших психотических состояний они становятся пациентами психиатров.
     В остальных случаях, когда они подвергаются обследованиям, сами адепты неокультов не предъявляют каких-либо жалоб. Более того, в результате практикуемых в неокультовых группах жесткого осуждения за любые проявления "негативности" и самостоятельности мышления группа заставляет адептов превращаться в чрезвычайно зависимых от своих же членов, ориентированных на согласие выражать любовь и поддержку. При существующей круговой поруке, слежке друг за другом и строго обязательном доносительстве о всех попытках инакомыслия создается атмосфера постоянного напряжения и необходимости внешнего выражения восторга от учения и всей деятельности неокульта. Американский психолог L.J. West (1992), утверждает, что деструктивные культы превращают своих адептов в "псевдоличностей, которые, провозглашая великое счастье, прячут великое страдание". Об этой атмосфере необходимости внешнего выражения счастья при реальном отсутствии такового имеются многочисленные свидетельства.
     Подтверждением искусственности такого "счастья" могут служить данные исследователей, использующих при обследовании специальные психологические тесты, определяющие личностные особенности, в частности, методику MMPI. Полученные результаты свидетельствуют, что члены культов "неискренни в своих ответах", показатель уровня лжи имеет тенденцию к повышению, отражая установку "выглядеть хорошо".
     Поэтому более достоверными являются сведения, получаемые от бывших членов неокультов ("экс-культистов", по американской терминологии). Так. F.Conway и J.H.Siegelman (1982), обследовав большую группу экс-культистов, нашли у 52% из них синдром "плавания" (floating), ночные кошмары - 40%, амнезию (расстройство памяти) - 21%, галлюцинации и мании - 14%, неспособность сломать "навязчивые умственные ритмы" монотонного пения. ритуально навязанного в секте, - 35%, вспышки ярости - 14% и тенденции к самоубийству или саморазрушению - 21%. Согласно M.D.Langone с сотр.(1995), 88% о экс-культистов рассматривали свои группы как вредные (37%) или очень вредные (51%). P.Martin, M.D. Langone, A.Dole и J.Wiltrout (1992), использовав различные инструменты, включая Миллоновский клинический многоцелевой опросник (MCMI), чтобы оценить психологический статус 111 бывших культистов, нашли "ненормальные уровни страдания" по нескольким шкалам личностных и клинических симптомов.
     Особого внимания заслуживает состояние, называемое в американской литературе о культах "плаванием" (floating). "Плавание" описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще "кадетами пространства" ("Space Cadei") из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. "Плавание" может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации.
     Чаще всего у экс-культистов встречается посттравматический стрессовый синдром, однако серьезного внимания заслуживают и более тяжелые, психотического уровня, расстройства. Так, S.Levine (1984), сообщая об исследовании 800 членов культа, нашел, что "более пятидесяти процентов бывших членов радикальных групп показывают признаки эмоционального сдвига, достаточно сильные, чтобы иметь показания к лечению в первые несколько месяцев после их выхода из культа".
     Некоторые экс-культисты сами отмечают, что на основании появившихся галлюцинаций, чувства расщепления личности и потребности разобраться в своем психическом состоянии, "интеллектуальном беспорядке", страхов и опасений за свою жизнь они могли бы иметь диагноз шизофрении, если только не принять во внимание, что все это последствия культовой практики. Действительно, мы видим не только все чаще встречающиеся большие затруднения в дифференциальном диагнозе между шизофренией и шизофреноподобным состоянием, возникшем в неокультовой атмосфере, но и накопление случаев ошибочной диагностики шизофрении (даже с установлением II группы инвалидности) у вовлеченных в неокульты. Эти затруднения усугубляются нередкими фактами присоединения к неокультам уже психически больных и развитием у них резкого обострения до того латентного психического заболевания в результате применяемых к ним методов воздействия.
     Экс-культисты отмечают, что в процессе выздоровления, "который одновременно является и изматывающим, и радостным", требуется заново приспособиться к внекультовому обществу, но этому неизменно препятствует довлеющее чувство вины и страха, сформированное в период жизни в культе. Многие опасаются, что из-за одиночества, непонимания их "в свободном обществе" они самостоятельно не найдут выхода из своего критического состояния.
     Бывшая активистка одной из тоталитарных неокультовых групп, которую ей с трудом удалось покинуть, так выразила свое отношение к пережитому:
     "Я догадываюсь, что худшая часть всего этого - это то, что они сделали с моим мозгом.
     Они взяли мой мозг и вместе с ним мои чувства, мой контроль, мою страсть и мою любовь.
     Они взяли мой мозг и сделали меня чем-то другим, нежели то, чем я хотела быть.
     Я утратила видение смысла. Я погрузилась в безумие.
     Я потеряла свой самоконтроль, свое самоуважение, самое себя.
     Я хотела создать лучший мир. Я была готова бороться за это, готова приносить жертвы.
     Но они взяли мою душу, вывернули ее наизнанку, сделали меня чем-то другим, нежели то, чем я хотела быть. И я полагаю, что самое худшее в этом, что я делала то же самое с другими, такими же, как я".
     В Соединенных Штатах для оказания психиатрической, психологической и духовной помощи экс-культистам существует хорошо организованная система, федеральное распространение получила "Сеть информации о культах", действует мощная программа "Исцеление" Американского Семейного Фонда (в одной только "культовой клинике" Нью-йоркского Еврейского совета служб семьи и детства такая помощь уже оказана многим тысячам человек). При этом подчеркивается, что полноценная помощь экс-культистам требует специальной подготовки, которая отсутствует у психотерапевтов, психиатров, если они не вникли в суть проблемы. Для работы с каждым конкретным экс-культистом необходима предварительная работа, в ходе которой предстоит выяснить особенности методов психологической обработки в его группе, культового языка и "спусковых крючков", которые могут побудить его к возврату в секту.
     С целью ликвидации этого пробела издаются специальный "Cultic Stadies Journal" объемом в 100 страниц, периодические бюллетени, опубликован ряд руководств и пособий. Представленные материалы настоящей книги, по мнению его автора, свидетельствуют о необходимости развертывания соответствующей помощи и в России, которой должны быть охвачены все, добровольно желающие ее получить.
     Вред от пребывания в тоталитарных сектах не ограничивается только психической патологией, он носит сочетанный характер. Об этом свидетельствуют факты, приведенные членами "Комитета по спасению молодежи", у которых тоталитарные секты отняли детей и других родственников.
     По их свидетельству, попытки вернуть их близких наталкиваются на ожесточенное сопротивление охранников сект. В тех редких случаях, когда удавалось вырвать молодежь из этих сект, у них помимо выраженных психических изменений обнаруживали ряд приобретенных соматических (туберкулез, язва желудка), кожных и других заболеваний.
     Об этом же свидетельствуют результаты работы первой специальной комплексной "Комиссии по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций", проведенной в 1994 году под председательством профессора-психиатра Ю.И.Полищука и профессора-юриста Ю.М.Антоняна. Эта комиссия на основании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по спасению молодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после их пребывания в сектах, и пациентов, обратившихся к психиатру после их вербовки в секту, а также на основании собеседования с членами и руководителями указанных ниже сект, пришла к однозначным выводам:
     "1. Деятельность организаций "Белое братство", Богородичный Центр", "АУМ Синрикё", "Сознание Кришны" сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.
     2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека.
     3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.
     4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.
     5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.
     6. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициации, медитаций.
     7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст. 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свободы человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц".
     Помимо общих данных о вреде, причиняемом здоровью деятельностью культовых новообразований, учения некоторых из них содержат свои дополнительные особенности: вред приносится соматическому здоровью, что не может не отражаться и на психическом. Рассмотрим это на конкретных примерах.
     Выше мы уже писали об "изобретателе" Церкви саентологии Л. Р. Хаббарде. В 1978 году он объявил о создании "метода детоксикации" - "очистительного марафона", достойного, по его мнению, Нобелевской премии. Однако этот "метод", входящий как составная часть в общий конгломерат "истин" Хаббарда и практически реализуемый дочерней организацией саентологии "Нарконон", не смог получить государственную лицензию ни в одной стране мира и разрешение на ее применение. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительные действия "марафона" Хаббарда на организм человека и его психику. В научных исследованиях и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, случаи тяжелого психического расстройства, приводящие к суицидам. Примечательно, что даже врачи, которые помогали Хаббарду разрабатывать "марафон", предупреждали его о "потенциальной смертельности" очистительных процедур. Однако огромные средства, затраченные на повсеместное внедрение "программы излечения "Нарконон", использующей метод "очистительного марафона", сулили баснословные доходы, а деньги, как упоминалось, были для Хаббарда смыслом жизни.
     На первый взгляд эта программа вполне безобидна: ежедневная сауна в сочетании с бегом и массивным приемом витаминов, от чего-де происходит полное очищение организма от токсинов и других вредных веществ. Однако в сауне пациент должен ежедневно находиться по пять часов, причем в течение месяца, а дозы витаминов превышают допустимые в 10-15 раз.
     Из заключения Комиссии по психическому здоровью штата Оклахома (США, дек. 1991 г.), на основании которою саентологам было отказано в выдаче лицензии:
     - не существует достоверной медицинской информации, подтверждающей свойства используемых витаминов выводить радиацию из тела человека. Напротив, существует ряд медицинских свидетельств, говорящих об обратном;
     - большое опасение вызывает многочасовой стресс от длительного воздействия высоких температур в сауне, что в сочетании с приемом сверхдоз витаминов может способствовать возникновению новообразований в мозге и теле человека;
     - потенциально опасны для здоровья большие дозы витаминов. Сверхдозы витамина B1 вызывают "эффект смещенного пространства", галлюцинации, схожие с воздействием некоторых наркотиков. Сверхдозы витамина Вз могут вызвать поражение печени;
     В России приказом Министра здравоохранения и медицинской промышленности №254 от 19.06.96 четко определено: "Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения". "Нарконон" также не имеет лицензии на свою практику, и применение хаббардовских "очистительных марафонов" противоречит по закону.
     Тем не менее практика "очистительных марафонов" продолжала существовать. В связи с этим в рамках возбужденного уголовного дела по фактам оказания РОО "Гуманитарный Центр Хаббарда" и Саентологической Церковью услуг гражданам по программе "очищение", а также по внедрению идей Л.Р.Хаббарда в медицину в марте 1999 года была проведена комплексная медицинская экспертиза.
     Общее Экспертное заключение комплексной комиссии: применение методик, используемых в Гуманитарном Центре Хаббарда и Саентологической Церкви Москвы, может причинить вред здоровью. В части, относящейся к психической сфере, по существу отмечено вышеописанное воздействие хаббардистов на личность, минуя критическую оценку последней этого внушения.
     Заслуживает внимания та часть экспертного заключения, которая относится непосредственно к "Программе очищения". Привожу полный текст этой части:
     "Представленные материалы о прохождении "Программы очищения" свидетельствуют о том, что согласие на ее прохождение дается добровольно после соответствующей психологической "обработки" клиентов. В условиях "Соглашения о принципах прохождения программы очищения" специально оговаривается, что клиент "добровольно согласился на прохождение религиозного обряда, известного как "Программа очищения", направленного на духовное освобождение человека от разрушительного воздействия, которое оказывают наркотики, лекарства и токсины на духовную сущность". В "Соглашении о принципах прохождения программы очищения диктуются довольно жесткие условия. Лицо, решившееся пройти эту программу, расписывается не только в том, что добровольно участвует в программе очищения, но и "знает о потенциальной опасности прохождения этой Программы", и соглашается "смириться с любым риском получения травмы, повреждения или ущерба" и при этом еще принимает на себя "ответственность за любые последствия" и "отказывается от компенсации морального и материального вреда, который может возникнуть в ходе прохождения "Программы очищения".
     В "Медицинской декларации для участия в программе очищения" пункт декларации №2 гласит: "Я понимаю, что "Программа очищения", предназначенная для духовной помощи, не является медицинским лечением...".
     Вместе с тем "Программа очищения" по сути представляет физические нагрузки в виде бега, продолжительного (несколько часов), пребывания в сауне с высокой температурой (более 80°), приема массивных доз витаминов, в том числе препарата ниациан, не разрешенного к применению в России, то есть оказывает прямое физическое и биологическое воздействие на организм.
     Как видно из представленной документации, клиент перед приемом процедуры "очищения" осматривается врачом (специализация которого не указана), при этом фиксируются только рост, вес, артериальное давление крови - других данных врачебного обследования нет, нет также данных о психическом состоянии. Несмотря на скудность зафиксированных данных, на всех клиентов выносится стандартное врачебное заключение: "Нет никаких медицинских оснований считать, что он (она) не может проходить "Программу очищения". Из представленных материалов также не известно, кто (специализация, должность) назначает, контролирует и корригирует дозировки и продолжительность курса проведения указанных методов воздействия на организм.
     В процессе реализации "Программы" заполняется "форма ежедневного отчета", в которой отмечаются жалобы пациентов в сауне, при беге, реакции на ниацин. Как правило, все пациенты кроме жалоб соматического порядка предъявляли жалобы астенического ряда (недомогание, головокружения. нарушения сна, головные боли), а некоторые на "затуманенное сознание" и "неясность мыслей", апатию и аффективные расстройства. В отдельных случаях зафиксированы странные замечания клиентов: "Сегодня утром я поняла, что это тело опасно, в нем всегда было много боли и мало силы, стоит ли с ним возиться?" Однако все пациенты после прохождения "Программы очищения" положительно оценивали (без сравнения и конкретизации) ее результаты.
     Таким образом, в представленных психиатрам-экспертам материалах не содержатся данные о показаниях к применению "Программы очищения", тщательно и подробно оговоренные договорные отношения, исключающие иск по поводу возникновения различных форм расстройств и ущерба здоровью, сами по себе указывают на возможность их развития. Указанный риск здоровью особенно значим при отсутствии необходимого медицинского контроля. Все это указывает на явное нарушение. Приказ минздравмедпрома от 19.06.96. №254 о "Недопущении пропаганды и использования методов детоксикации. иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения".
     Та же оценка содержится и в части экспертного заключения, относящегося к применяемому в "марафоне" препарату "ниацин".
     Ни в одном случае, из представленных на экспертизу, не была представлена медицинская документация, подтверждающая наличие показаний к проведению терапии препаратом "ниацин", нет также документального подтверждения отсутствия противопоказаний к терапии. Характер жалоб у принимавших этот препарат клиентов свидетельствовал об обострении имеющихся у них хронических заболеваний, наличие которых не было версифицировано в процессе решения вопроса о назначении ниацина, и не приводили к рекомендуемой в таких случаях отмене препарата или снижению его дозы. Ни один из пациентов, у которых отмечались вышеуказанные симптомы, не получил рекомендации пройти обследование в медицинском учреждении. Заключение:
     "Назначение препарата, не разрешенного к применению в Российской Федерации, нанесло вред здоровью граждан".
     К числу новых для России деструктивных религиозных организаций западной ориентации религиоведы относят "Свидетелей Иеговы". Мировым духовно-административным Центром "Свидетелей Иеговы" является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими "видимым посредником Господа на Земле", Главный Центр находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Известно, что за последние годы число первичных иеговистских организаций, называемых "Сторожевой Башней", в России выросло более, чем в 100 раз. По данным МВД РФ, более 3% населения Москвы уже охвачены этой, отличающейся особо активным прозелитизмом, сектой.
     Особенности религиозной деятельности и учения секты "Свидетели Иеговы" (Общества "Сторожевая Башня"), помимо развития характерного для всех сект синдрома зависимости, сами по себе содержат факторы риска причинения вреда здоровью и даже угрозу жизни. Не останавливаясь на других отличиях этой секты, все же следует отметить, что она имеет собственные, переводы и трактовку Священного Писания, с отступлениями от основных догматов христианства. Именно в них заключается риск нанесения вреда здоровью. Два примера:
     Руководители секты "Свидетели Иеговы", утверждая, что их организация безошибочно знает волю Бога, в том числе дату конца света и событий, сопровождающих этот конец, неоднократно конкретизировала, а потом переносила дату гибели человечества в Армагеддоне: 1872, 1874, 1878, 1914, 1925, 1975 года. Теперь определяется новая дата.
     Можно было бы оставить на совести учителей "Сторожевой Башни" их "божественные" предсказания, несовместимые с христианским таинством Последнего Дня. если бы не бурная деятельность лидеров и активистов этой секты по созданию глубоко психотравмирующей своих адептов ситуации. Конкретная дата конца света по мере ее приближения не может не вселять страх, потерю интереса к повседневной жизни, развитие стрессовых состояний и депрессии. Реальная выгода от этой паники достается организаторам мистерий. Ежедневные непрерывные с утра до позднего вечера собрания, постоянное нагнетание психологической напряженности, поддержание атмосферы мистического ужаса перед надвигающимся концом света и страх не попасть в вечную жизнь из-за недостаточного служения Организации и "ограниченности мест в царстве небесном" (всего 144 тысячи) только для самых ревностных адептов - все это не может не приводить к резкому ухудшению физического здоровья, к невротическим и более тяжелым расстройствам психики у членов этого культа. На этом фоне прямые заявления активистов секты о том, что спастись еще можно, но только путем дополнительных (естественно, "добровольных") материальных пожертвований в пользу Организации, приводили к массовым распродажам имущества с передачей денег этой секте, кстати непризнанной всеми христианскими конфессиями.
     Другой отличительной чертой этой секты, также исходящей из извращенного толкования Священного Писания, является "божественный" запрет на переливание крови.
     Каждый иеговист должен постоянно носить с собой "Медицинский документ", в котором крупным шрифтом указано: никакой крови. На обороте приводится отпечатанный в зарубежном центре текст для медицинских работников под названием "Медицинское распоряжение/освобождение от ответственности":
     "Я (такой-то) даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни...." Далее говорится, что этот документ оформляется "по собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы. Библия приказывает:
     "Воздерживаться от ... крови" (Деяния 15:28,29). Это является моей религиозной позицией на протяжении (стольких то) лет. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови. Я согласен на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анестезиологов, больницы и их медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа, несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания, я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения". За этим следует подпись, дата и перечень двух свидетелей с указанием, кем они приходятся владельцу этого "медицинского документа", их телефон.
     О том, где изготовляются для россиян такие смертоносные "документы" свидетельствует последняя строчка: "Printed in Germany"
     Здесь все солидно, официально, эмоционально насыщенно и эффектно, ведь речь идет о критическом состоянии, о готовности лишиться жизни во имя исполнения "приказа" Библии.
     Пожалуй нет страны, в которой иеговисты не развернули бы свою деятельность и из которой не поступали бы сведения о трагической смерти как самих сектантов, так и их детей, потерявших жизнь из-за фанатизма родителей, убежденных в запрете Библии на переливание крови.
     Это учение "Сторожевой Башни" - типичный пример подтасовки Священного Писания, характерное для всех сект целенаправленное выдергивание цитат из контекста. Заинтересованный читатель, посмотрев полный текст Деяния Апостолов (15:28, 29 и 30) может легко убедиться, что в них нет ни формы приказа, ни запрета на принятие в свой организм чужой крови - об этом вообще нет речи! Речь идет о конкретном письме в конкретную среду язычников с соответствующими наставлениями конкретным лицам не делать жертвоприношения кровью, удавлением, блудом, что практиковалось в среде идолопоклонников. Речь идет не о принятии крови, а о не принесении жертвы в виде ритуального пролития крови. Из-за этого извращения смысла канонического текста, умышленного отрыва отдельной цитаты от целостного контекста гибли и продолжают гибнуть люди. Из бесед со многими адептами этой секты вскоре выясняется, что они полного контекста и смысла учения просто не знают, однако это не мешает им упорно повторять: "Библия запрещает, я умру, но выполню волю Иеговы".
   

Некоторые выводы

               1. В настоящее время в России на почве подготовленного средствами массовой информации "научно-мистического" менталитета в обществе и неблагоприятных социально-психологических и социально-бытовых условий наблюдается акцентуированный интерес к проблемам духовной жизни. Агрессивный прозелитизм культовых новообразований использует этот интерес и применяя широкий спектр специальных методик вербовки, учитывающих различные психологические мотивации неофитов, вовлек в сферу своей деятельности внушительное число россиян. Значительный рост числа культовых новообразований и вовлекаемых в них граждан России создает серьезные, социально значимые негативные проблемы.
     2. При невротических состояниях, обусловленных длительными психотравмирующими ситуациями, наблюдается еще большее усиление потребности в духовной опоре, выражающееся в поиске такой поддержки в религиозной среде. Активно навязываемая помощь со стороны культовых новообразований тоталитарного типа способствует приобщению лиц с невротическими и другими пограничными психическими расстройствами именно к этим объединениям, где их встречают с распростертыми объятиями и быстро и "просто" предлагают искомый ими путь ухода от одиночества, беззащитности и других психотравмирующих проблем. В результате применения современных методик суггестирующего (форсированного внушения) воздействия на вербуемых у них легко может развиваться "зависимое расстройство личности", соответствующее по содержанию расстройству, описанному в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) в рубрике F60.7.
     3. Широкий спектр различных личностных мотиваций приобщения к деятельности неокульта и различные исходные психологические особенности формируют различную внутригрупповую роль адепта культового новообразования и различный риск развития психических расстройств.
     4. Психопатологические изменения у адептов неокультов могут развиваться как следствие сформировавшегося синдрома зависимости и как обострения латентно существовавшей психопатологии. Уровень этих расстройств может иметь разную глубину: от снижения критических способностей до тяжелых психотических состояний. Психические расстройства, возникшие в связи с деятельностью неокульта должны служить основанием к снятию его с регистрации.
     5. Члены неокультовых объединений неизменно демонстрируют свое "счастье" от участия в их деятельности и сами за какой-либо помощью не обращаются. Однако выявляемая у них (особенно при разрыве с деятельностью сект) психопатология может вызвать большие сложности при ее отграничении от шизофрении и других психозов. Одной из причин этой сложности является упомянутая распространенность менталитета "научной мистики". Фабула "научной мистики" может явиться источником формирования бредовых идей квазирелигиозного содержания, хотя может соответствовать "нормативности" учения той или иной новой "религии".
     6. Если устанавливается факт добровольного присоединения к культовому новообразованию и у адепта не отмечается признаков психического расстройства, применение каких-либо способов психиатрического воздействия не допустимо. Психиатрическая помощь может оказываться только при информированном согласии со стороны адепта (экс-культиста) и при наличии соответствующих показаний. В случаях развития тяжелого психотического состояния может быть поставлен вопрос о недобровольном стационировании согласно Федеральному Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сектология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.