Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бонхёффер Д. Жизнь в христианском общении
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Составная цитата (по K. Witte, Nun freut euch lieben Christen gmein, 226) из более длинного отрывка у Лютера, изложение 109 (110) Псалма. 1518 (WA 1, 696 и далее).
2 1 Тим 1:2 в Библии Лютера звучит так: «моему истинному сыну в вере». Ср. 1938 DBW 15, 303 и далее.
3 Ср. 1 Кор. 16:21; Гал. 6:11; 2 Фесс. 3:17
4 Ср. сноска 1 (WA 1, 697)
5 Лат.: «вне нас». По этому важному топосу лютеранского понимания оправдания ср. например Лютер, Disputatio de homine. 1536 (WA 39/I, 83).
6 Пара противоположных понятий «духовный/душевный» соответствует противопоставлению Павлом Pneuma (духа) и Sarx (плоти). Речь идет о действии Божьих благодати и Духа в отличие от мнения противостоящего Богу и его порядку мира о человеческих действиях и понимании. Карл Барт своим протестом против «религии» во имя «откровения» давно восстановил это основное понятие теории об оправдании Павла и Реформации. Бонхёффер тоже сохранил эту позицию, внеся некоторые важные изменения (ср. Собрание сочинений Бонхёффера 1944 года, 8, 480). В его словах против «psyche-sarx» нет о оценки психологии и психотерапии, пока они рассматривают себя как эмпирические науки. В библиотеке Бонхёффера были книги Ц. Г. Юнга «Душевные проблемы настоящего времени» (Seelenprobleme der Gegenwart) 1931 года и «Отношение психотерапии к душепопечению» (Die Beziehungen der Psychotherapie zur Seelsorge) 1932 года.
7 Ср. Иер. 45:5 («А ты просишь себе великого»). Для Бонхёффера это место имело очень большое значение. В Библии Лютера, в отличие от текста вокруг Иер. 45, имеется много выделений. Ср. также с 1944 ССБ 8, 542.
8 Ср. ЛБ: «сердца людей». Множественное число соответствует греческому тексту.
9 По парным понятиям «эрос-агапе» см. ССБ 1 (SC) 108 и 265, сноска 115. Бонхёффер в своем «Sanctorum Communio» ориентировался на К. Барта, Послание к Римлянам, стр. 479, который, ссылаясь на Сёрена Кьеркегора, понимал христианскую любовь так: «Это не эрос, который только желает, это — агапе, которая никогда не перестает». И здесь Pneuma и Sarx противопоставляются друг другу. Поэтому «Жизнь в христианском общении» можно сравнить с книгой А. Нюгрена «Эрос и агапе» (первый том вышел в 1930, а второй — в 1937 году). См. также ССБ 8, 480.
10 1 Кор. 13:3.
11 В Лондоне Бонхёффер прочитал много проповедей по 1 Кор. 13 в сентябре-октябре 1934 года. (ССБ 13, 378-404)
12 Лат.: «объединение благочестия». Так назывались частные молитвенные кружки, которые Филипп Якоб Шпенер (1635- 1705), известный теолог лютеранского пиетизма, начал создавать как главное духовное лицо во Франкфурте на Майне в 1666 году.
13 Четыре классических атрибута церкви (una, sancta, catholica et apostolica) на Константинопольском соборе в 381 году были включены в Никео-Константинопольский символ веры. Немецкие переводы староцерковного исповедания в реформаторских книгах как правило передают слово «кафолическая» (дословно «всеобщая», а по существу — «православная», «ортодоксальная») как «христианская» (ср. например BSLK, Вероисповедные книги евангелическо- лютеранской церкви). 14 «Тебе — наше утреннее восхваление, Тебе — вечерняя молитва; недостойная наша песнь прославляет Тебя ныне и присно и вовеки веков». Из гимна O lux beata в немецком переводе Мартина Лютера (WA 35, 473). 15 Евангелический сборник гимнов (EG, Evangelisches Gesangsbuch 1994) 111:1, с небольшими изменениями. Гимн на Мк. 16:1-6 Иоганна Хеермана (1585-1647). В EG этот гимн датирован 1630 годом. 16 Ср. EG 263. Гимн Кристиана Давида (1690-1751), один из создателей братства Гернгутеров в 1741 году, похожего на Богемских братьев 1566 года.
17 Бонхёффер перенял отсчет Лютера по Септуагинте и Вульгате (Еврейская Библия — Мал. 3:20).
18 Номер 276 в сборнике песен Евангелического молодежного движения, «Песнь новая».
19 Номер 277, EG 438:1 и далее.
20 Номер 278, ср. EG 439:1-5.
21 Ср. Библия Лютера: «рано встаете и затем долго сидите, едите ваш хлеб с заботой…».
22 Ср. Проповедь по Пс. 59 (Право и свойства Божьего гнева) 1937 ССБ том 14, 980-988.
23 EG 350:1 (начало). Эта строфа перекликается с Откр. 7:14, она появилась в Лейпциге в 1638 году. По EG стихи от 2 до 5 в обработке Кристиана Грегора (1739) возвращаются к Цинцендорфу (1739).
24 Лат.: «Параллельность (содержания) (обоих) членов».
25 Ср. фрагмент по Псалму 119 (DWB 1939/40 15, 499-537).
26 Ср. Фр. Кр. Этингер, Псалмы Давида, семь групп в соответствии с семью прошениями Молитвы Господней, 1860 (Fr. Chr. Oetinger, Die Psalmen Davids nach den sieben Bitten des Gebets des Herrn in Sieben Klassen gebracht).
27 «Воззвания братской общины» — это сборник историй и молитв на каждый день с кратким изречением из Ветхого Завета («воззвание») и Нового Завета («текст для поучения»), а также строчкой из песни с короткой молитвой. В 1728 году в поселке Гернгут, основанном эмигрантами в 1722 году, граф Цинцендорф положил начало традиции выкрикивать перед домами изречения из Библии в качестве «ежедневного воззвания» («parole»). Жители этих домов были потомками преследуемых «Богемских братьев», остатков возникшего в 1457 году в Богемии «Евангелического братского союза». Воззвания печатались с 1731 сроком на один год и с тех пор выходили без перерыва. В 1999 году они вышли на 46 языках. Об отношении Бонхёффера к воззваниям см. 1937 DBW 15, 14-19, 1964 DBW 16, 651-658; 1943/44 DBW 8 passim. Ср. все W. Gьnther, Dietrich Bonhoeffer und die Brьdergemeinde, 62- 70.
28 Намек на название одного известного в то время отрывного календаря.
29 Лат.: «непрерывное чтение». Ранее чтения во время празднования Евхаристии не соответствовали теме праздников. Книги Библии читались последовательно («Bahnlesung»), и, прежде всего, в монастырях (еще долгое время). С введением нового порядка чтений в 1969 году lectio continua было восстановлено в католической литургии.
30 См. сноска 5.
31 Ср. с «Финкенвальдской гомилетикой» (Finkenwalder Homiletik) Бонхёффера 1935/36 года, отрывок о причинно- следственных связях в проповеди, DBW 14, 481-486.
32 Ср. Пс. 95:1; 97:1.
33 Ср. Исх. 15:1-21.
34 Ср. Лк. 1:45-55.
35 Ср. Деян. 16:25.
36 Новая песня, номер 74 (ср. сноска 19); EG 104.
37 Библия Лютера здесь продолжает: «… на земле…».
38 Указание на Рим. 14:1-15:2 и 1 Кор. 8:1-13. На заднем плане — дискуссии по отрывкам об Ариях и составе исповедующей церкви (ср. DB 338-340; 358 и далее); 1933 DBW 12, 84 и далее.
39 Застольная молитва в начале EG BP (Евангелический сборник гимнов для Бранденбурга и Померании) 72; EG 836.
40 EG. BP. номер 3; EG 833,27. Ср. Мартин Лютер, Enchiridion. Краткий катехизис для плохих священников и проповедников (WA 30/I, 378; BSLK 523).
41 См. сноска 40.
42 Ср. «Отче наш»: Мф. 6:11; Лк. 11:3.
43 Ср. 1 Кор. 10:17 (подчеркнуто в издании Novum Testamentum Graece Бонхёффера).
44 Ср. Мф. 14:13-21.
45 По вопросу вещественного и лично-социального понимания бытия ср. DBW 2, 111 и далее, 116, 124. Важны также размышления Бонхёффера о судьбе и Божьем Провидении, о противлении и непротивлении. Ср. 1944 DBW 8, 333 и далее: «… Бог встречается с нами не только как Ты, но и как „закутанное“ Оно. В моем вопросе речь идет в основном о том, как в „Оно“ (Судьба) найти „Ты“, или, другими словами, как „судьба“ превращается в „водительство“».
46 Бонхёффер исправляет Библию Лютера («словами или делами») в соответствии с Novum Testamentum Graece.
47 EG. BP 275: гимн по Пс. 144:15 и далее Иоганна Хеермана (1585-1647). 48 Имеется в виду sext. По иудейскому исчислению день начинается в шесть часов (по нашему исчислению). Бонхёффер, очевидно, знал структуру ежечасных молитв католической литургии, где время молитвы было — matutin (вначале утреня, позже — ночное бдение), laudes (утреня), terz (служба третьего часа), sext (служба шестого часа), non (служба девятого часа), vesper (вечерня), komplet (повечерие). Он располагал также «Liber usualis Missae et Officii pro Dominicis et Festis cum cantu Gregoriano» и «Повечерие по бенедиктинскому и римскому бревиарию» («Die Komplet — nach dem Benediktinischen und Rцmischen Brevier»).
49 Ср. Мк. 15:33.
50 Ср. Ин. 19:28.
51 Ср. EG. BP 280,5 («Nun ruhen alle Wдlder», «Спят леса»), песня Пауля Герхардта (1607-1676), ср. EG 477,5.
52 Ср. Лк. 24:29.
53 Пс. 120:4.
54 Из: Новая Песнь, номер 303. Ср. EG 469,3 (с небольшими изменениями в тексте): гимн по Пс. 120:7, перевод на немецкий язык гимна древней церкви «Christe qui lux es et dies» (до 534 года), по Эразму Альберу (1500-1553) в 1536.
55 Бонхёффер здесь сильно отклоняется от Библии Лютера. Его лекция по христологии в 1933 году начиналась таким предложением (DBW 12, 280): мистогогическое молчание — это болтовня. Молчание церкви — это молчание перед Словом. Церковь, проповедуя Христа, в молчании падает ниц перед Несказанным. Ср. также Фома Кемпийский, «О подражании Христу», I, 20 — о любви к уединению и молчанию.
56 М. Лютер, первая проповедь на Invocavit, 1522 (WA 10/III, 1). Ср. DBW 1 (SC), 119.
57 М. Лютер, Проповедь о досточтимом Таинстве, 1519 (WA 2, 745). Это произведение Лютера Бонхёффер считал важным со времени защиты своей диссертации. Ср. DBW 1 (SC) 117, сноска 41, DBW 2, 117, сноска 44, 120, сноска 45), проповедь «О сущности церкви» (1932 DBW 11, 290). 58 Э. Элло, Слова Божьи (Worte Gottes), 91. Очень важная для Бонхёффера цитата в начале (между «молчаливым» и «был») сильно сокращена. Элло (1828-1885) был известным религиозным писателем и борцом за Renouveau catholique (католическое возрождение).
59 Э. Бетге в послесловии (1979) к «Жизни в христианском общении» говорит по этому поводу: «Так семьдесят лет назад дети входили в комнату Карла Бонхёффера» (отца Дитриха).
60 Фома Кемпийский, «О подражании Христу», I,20,11. Ср. 1943 DBW 8, 246 и далее. (Перевод по нем. тексту Бонхёффера — Прим. ред.).
61 Ср. «Указания к ежедневным размышлениям» («Anleitung zur tдglichen Meditation», 1936 DBW 14, 945-950).
62 Ср. Лк. 2:19; 1936 DBW 14, 145 и 947.
63 Эта формула — краткое изложение мысли Фомы Кемпийского («О подражании Христу», II, 9, 11-36) о том, что Бога нужно искать не ради своего утешения, а как Того, Кто в утешении и безутешности, во времена духовной скудости находится рядом и является нашим спасением.
64 Ср. Рим. 11:22. 65 По богословию ходатайственной молитвы ср. DBW 1 (SC) 123-126 и лекция «Сущность церкви» (Das Wesen der Kirche, 1932 DBW 11, 293 и далее).
66 Ср. сноска 39; DBW 12, 85.
67 По Эберхарду Бетге в Финкенвальде единственным правилом было: «Не говорить о брате в его отсутствие или, если это все же случилось, сообщать ему» (DB 491).
68 Фома Кемпийский, «О подражании Христу», I, 2, 16 и далее. (Здесь и далее эта работа цитируется по изданию: Фома Кемпийский, «О подражании Христу» © Изд-во «Жизнь с Богом», Брюссель, 1993. — Прим. ред.)
69 Ср. Деян. 22:25-29.
70 Ин. 18:23; 1936/37 DBW 4, 139, сноска 7).
71 Фома Кемпийский, «О подражании Христу», II, 2, 12.
72 О «секуляризированном душепопечении» и его заимствовании из психотерапии и экзистенциальной философии см. в Финкенвальдской лекции «Seelsorge» («Душепопечение») (1935-1939 DBW 14, 563 и далее); см. также 1944 DBW 8, 478.
73 Ср. Лк. 10:31.
74 EG. BP 230, 1 («Так ты, Господи, водишь Твоих в блаженстве»): гимн к Пс. 4:4 Готфрида Арнольда (1666- 1714). 75 Ср. Ис. 53:4а и 5б.
76 Ср. стр. 12-14 (В ЭТОМ ФАЙЛЕ).
77 М. Лютер, «Проповедь о досточтимом Таинстве» (Ein Sermon von dem hochwьrdigen Sakrament) 1519 (WA 2:745).
78 Ср. Быт. 4:9. 79 Ср. Рим. 11:22. Библия Лютера: «Увидь Божью доброту и строгость».
80 Лат.: «гордость», «гордыня», «высокомерие». На основе Сир. 10:14 и далее («Высокомерие — начало всех грехов») по классической традиции гордость была корнем греха, возвышением против Бога (ср. также Быт. 3:5). Ср. Фома Аквинский, II-II, 162, 7.
81 Ср. DBW 4, 287.
82 Мк. 10:51; Лк. 18:41.
83 Ср. М. Лютер, Большой катехизис, Краткое увещевание к исповеди. 1529 (WA 30/I, 238; BSLK 732). Ср. также DBW 4б 287; 1936 DBW 14б 751-755.
84 Ср. 1944 DBW 8, 530: «… Г. Гроций, который свое естественное право называет правом всех народов, которое действует „etsi deus non daretur“, „даже если бы Бога не было“».
85 Ср. сноска 7 и 73.
86 Ср. Мф. 5:23 и далее.
87 Ср. Мк. 2:7; Мф. 9:3; Лк. 5:21.
88 Ср. Мф. 6:14; 18:21-35; Лк. 6:37; Иак. 5:16.
89 Ср. Лк. 15:7.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел богословие
|
|