Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Шварц К. Таблица умножения роста общин
Содержание
Здравствуй, дорогой читатель!
Почему у нас так много проблем с ростом общин?
Чему мы можем научиться у других церквей, а чему нет?
Что же все-таки делают растущие церкви по-другому?
8 качественных признаков растущих общин
Качественный признак 1: наделяющее полномочиями руководство
Качественный признак 2: основанное на дарованиях сотрудничество
Качественный признак 3: страстная духовность
Качественный признак 4: целесообразные структуры
Качественный признак 5: вдохновляющее богослужение
Качественный признак 6: целостные малые группы
Качественный признак 7: ориентированная на потребность евангелизация
Качественный признак 8: преисполненные любви отношения
Ни один из качественных признаков не должен отсутствовать
Принцип «само собой»
Речь идет о качестве наших общин!
Правило, для которого нет исключений
Где наше слабое место?
Что должны делать мы, а что Бог может сделать сам?
Естественный рост общины
Первые шаги
Здравствуй, дорогой читатель!
Так как мы еще недостаточно хорошо знаем, друг друга, я не совсем уверен в том, что мое обращение примет правильный тон, если я постараюсь выразить стоящую передо мной задачу следующими словами.
Ойкодомические отношения экклиэиологии нарушены (духовно и технократически окрашенными) предтеологическими парадигмами, которые недостаточно учитывают воплощающий характер откровения, поэтому особые кибернетические импликации биотического роста общин - в особенности имперически доказуемые механизмы роста, носящие, на первый взгляд, автоматический характер, и обладающие структурой самосозидания, и которые, будь они истолкованы согласно первоначальному замыслу Творца, могут быть объяснены как теоматиэмы - в большинстве своем недооцениваются.
Ну как, все понятно?
Не пугайтесь, я не собираюсь на следующих 30 страницах говорить с Вами подобным образом. Во-первых, потому что не хочу, чтобы Вы меня считали чудаковатым, чуждым этому миру ученым в никелированных очках. Во-вторых, потому что едва ли могу рассчитывать на то, что в ближайшие 20 минут Вы уделите мне свое внимание. В-третьих, потому что вопросы, о которых здесь пойдет речь, слишком важны, чтобы отдать их на произвол изотерическому профессиональному китайскому так называемых «экспертов».
Я написал эту брошюру, потому что убежден в том, что проблема роста общин касается каждого христианина, все равно какого он склада - теоретического или практического, теолог он или - что за дискриминирующее слово! – «любитель». Если сказать точнее: эта тема волнует прежде всего тех, кто заинтересован в практической работе, это касается в первую очередь «нетеологов» среди нас. Они и являются настоящими экспертами. Если мы, говоря о росте общин, будем рассчитывать только на профессиональных теологов и ученых, будущее наших общин будет выглядеть довольно мрачно.
Разрешите коротко представиться? То, что меня зовут Кристиан Шварц, Вы уже прочитали на титульном листе этой книги; что я со своей прекрасной семьей - женой и двумя мальчиками, третий ребенок неизвестного рода пока еще на подходе - живу на севере Фризландии, не так уж сильно соприкасается с нашей темой: что наш институт в последние годы занимался прежде всего исследованием роста общин и натолкнулся на большое количество фактов, которые нам до последнего времени были неизвестны - тем более.
К теме нашего разговора имеет отношение прежде всего то, что я уже около 10 лет почти все выходные провожу разъезжая по разным церквям с целью помочь общинам ввести в их повседневную жизнь те принципы, которые мы обнаружили во время наших исследований. Это служение в поместных церквях настроило меня крайне критически по отношению к тем теориям, которые предполагают, как должен протекать рост общины, оно сделало из меня адвоката практики. Эта работа со многими прекрасными людьми разных стран, конфессий и культур показала прежде всего то, кого же в действительности можно назвать главными действующими лицами, влияющими на рост общин - это добровольные сотрудники и сотрудницы церквей,
На страницах этой брошюры я не хотел бы говорить с Вами о всех деталях наших исследований. (Если Вы действительно в этом заинтересованы, Вы можете углубиться в мои книги, которые пестрят такими понятиями, как «парадигма», «воплощение», «кибернетика»). Я хотел бы сконцентрировать свое внимание на тех вещах, которые, я убежден, касаются каждого христианина.
Вы не будете расценивать это как фамильярность, если я предложу перейти на «ты»? Если бы Вы пришли ко мне в наш институт, мы бы и без того, еще прежде, чем была бы выпита первая чашка кофе, перешли от серьезного, отчужденного «Вы» «сердечному «ты».
Я себе сейчас просто представил, что ты приехал ко мне на север Фризландии и сказал: - Кристиан, я хотел бы, чтобы жизнь в нашей общине стала лучше и интереснее, чем была до сих пор. Ты знаком со многими общинами, с растущими и с теми, из которых уходят люди. И если я тебя правильно понял, тебе важ-но, чтобы каждая церковь с наибольшим успехом могла достигать Евангелием сердца многих людей. Мог бы ты объяснить мне за 20 минут, что нового в этой области вы обнаружили за последние 10 лет - объяс¬нить так, чтобы то, что я услышу, я мог использовать для моей работы в церкви?
Тогда бы я отхлебнул из чашки и сказал: «С превеликим удовольствием». Почему у нас так много проблем с ростом общин?
Но прежде, чем я начну свой монолог, я хотел бы задать тебе встречный вопрос: «А как ты думаешь, по-чему у нас, как правило, так много проблем с ростом общин»?
Наверное, ты скажешь в ответ: «Я думаю, это связано с тем, что в наши дни существует сильное прот-востояние христианской вере. Мы, христиане, добросовестно трудимся, но, кажется, наша весть имеет не самую лучшую конъюнктуру в наше время».
Тогда я показал бы тебе такой рисунок. На нем ты видишь повозку с 4-мя квадратными колесами, которая везет большое количество круглых, жаждущих применения колес. Эту повозку толкают два человека, которые, без сомнения, работают с полной отдачей, но, к сожалению, должны чувствовать, что их предприятие утомительно, продвигается вперед очень медленно и приносит одни разочарования.
Для меня эта картина больше, чем просто карикатура. Это прямо-таки пророческое описание состояния многих частей церкви Иисуса Христа. Церковь хоть и движется вперед, но все же очень медленно. Почему это так происходит?
Если мы спросим действующих лиц, возможно, мы услышим такие ответы: «Потому что нам в лицо дует сильный ветер", - скажет один. А другой добавит: «Потому что нам приходится толкать повозку в гору».
Во многих случаях эти высказывания не совсем верны. Нам, христианам, действительно в уши дует сильный ветер и, иногда это действительно происходит так, что путь, по которому нужно идти церквям, ведет в гору. Но рисунок помогает нам понять, что не это является настоящей проблемой, она бы не исчезла, даже если бы внешние условия были более благоприятными. Это сравнение помогает нам понять нечто очень важное. Богом уже предоставлены нам все средства, которые необходимы для построения церквей. Проблема состоит в том, что мы их часто не используем. Вместо того, чтобы использовать те инструменты, которые дал нам Бог, мы пытаемся собственными силами толкать и тащить церковь. И, возможно, мы при этом еще полагаем, что использование «квадратных колес» - некоторые теологи предположат за этим словесным монстром глубокую теологическую тайну - по-особому духовно.
«Если я тебя правильно понял, - возможно скажешь ты, - речь идет о том, чтобы нам наконец-то поставить на место, как это и предполагает Божий замысел: круглые колеса, которые уже имеются в избытке в нашей церкви?» «Вот именно. И самое интересное в наших исследованиях было то, что мы, образно выражаясь, натолкнулись на огромное количество чудесных круглых колес, которые есть в каждой церкви. Только одни их используют, другие – нет».
«Теперь тебе нужно поподробнее рассказать о вашем исследовательском проекте, иначе мне трудно будет тебя понять». Чему мы можем научиться у других церквей, а чему нет
Спасибо, что ты разрешил мне начать издалека. Многим христианам, с которыми я сталкивался за по-следние годы, было сложно рассматривать изучение роста общин как нечто «духовное». Они подозревают за этим какие-то спорные технические методы управления, которые в церкви Иисуса Христа не могут иметь место. При этом речь идет совсем о другом: получить более отчетливое представление о тех принци-пах, которые использует Бог, чтобы строить свою церковь. Чем больше внимания мы будем уделять этим принципам, тем больше мы научимся понимать то, как Бог в наше время действует среди нас.
Но как же нам определить, что это за принципы? Как же нам, к примеру, спросить пасторов церквей, что они рассматривают как «секрет их успеха»? Ответы, которые мы услышим, будут такими же разными, как и церкви, которые они ведут. Одни будут видеть секрет их успеха в богослужении, которое ориентировано на людей, не являющихся членами церкви, другие будут утверждать, что богослужение - это время для поклонения и назидания христиан. Одни расхваливают новые методы управления, как обязательный элемент роста общины, другие с успехом строят церкви, хотя никогда ничего о «маркетинге» не слышали. Зачастую бывает можно определить в этих ответах общий знаменатель.
Хотя сами по себе все ответы звучат убедительно, с каждым новым ответом, который мы получим, картина будет только запутываться. Кто же прав? Если мы при этом еще заметим, что каждый выступает с претензией: «делай, как мы, и у вас будет тот же успех!» - тогда у нас останется только два выхода: посвятить себя только одной модели, или разочарованно оставить эту затею.
К счастью, есть еще и третий путь. Вместо того, чтобы только слушать ответы лидеров общин, мы мо-жем сами исследовать эти общины, чтобы определить, нет ли каких-то определенных элементов, которые свойственны всем растущим церквям. Вместо того, чтобы учиться исключительно у одной модели, мы могли бы под луной рассмотреть сотни различных моделей общин, как больших, так и маленьких, чтобы определить, какие из элементов этих различных общин являются общими (именно поэтому релевантными для всех) принципами, а какие из них являются возможно интересными, но ни в коем случае не свойственными для всех составляющими растущей церкви.
Ты понимаешь ход моих мыслей? Мне самому потребовалось много лет, прежде чем я действительно понял, в чем же состоит отличие. Сегодня мы его называем отличием между «моделью» и «принципом». Когда мы говорим о «модели», речь идет о программах, с которыми одна или много церквей имели положительный опыт, однако, подражать которым в любой ситуации было бы не совсем правильным решением. Под «принципами» понимаются те элементы, которые действуют во всех растущих церквях по всему земному шару.
Вот теперь-то уж ты наверняка тяжело вздохнешь. Перенять опыт одной растущей церкви – это еще можно себе представить, но одновременно сотен и тысяч, да еще и по всему земному шару, как же это осуществить?
Если ты при этой мысли чувствуешь, что от тебя требуют слишком многого, позволь тебе сказать, что я себя чувствовал точно так же, когда несколько лет назад заметил, что во всех книгах, которые были написаны о росте общин, в первую очередь описывались различные модели (даже если большая часть из них, в чем собственно и состоит проблема, претендуют на то, что предлагаемое ими и есть общезначимые принципы). Я годами изучал литературу о росте общин, учился какое-то время в «Мекке» движения роста общин, в Fuller Technological Seminary в Калифорнии, и должен был в конце, наряду со всем тем положительным, чему я там научился, прийти к пессимистическому заключению, что несмотря на сорокалетние исследования роста общин, еще не было ни одного исследования, которое бы, охватывая весь мир, с научной точностью отвечало на вопрос: «Каковы же в действительности те принципы, которые, что может быть доказано, действуют во всех растущих церквях по всему земному шару»?
Это нельзя было так оставить, и тогда было решено, чем я буду заниматься в ближайшие годы. Началось самое большое испытание моей жизни! Что же все-таки делают растущие церкви по-другому?
Чтобы получить достаточно большую базу данных для научно значимых утверждений, наш институт должен был исследовать по меньшей мере 1000 различных общин на всех 5 континентах: больших и маленьких, растущих и уменьшающихся, преследуемых государством и получающих от него дотации, известные людям общины и те, о которых никто не слышал. Нам нужны были церкви как тех регионов, где сейчас происходит духовный прорыв( например, Бразилии, Кореи), так и тех, которые согласно мировым критериям считаются скорее «духовно развивающимися странами» (например, Германия).
Исследование разрослось до самого большого исследовательского проекта, который когда-либо был проведен для вскрытия причин роста общин. В нем принимали участие церкви из 32 стран; анкета, которую должны были заполнить 30 лидеров каждой общины, была переведена на 18 языков: под конец нам пришлось обрабатывать 4,2 млн. ответов. Если вырезать все вопросы, на которые мы получили ответы во время исследования, и склеить друг с другом, то получившийся благодаря этому рулон бумаги мог от Гамбурга достичь Милана!
В конце проекта не только прибавилось седых волос у меня на голове и долгов на моем счете в банке, но произошло нечто удивительное. В первый раз у нас перед глазами черным по белому были принципы, которые, как доказано, использует Бог, чтобы строить свою церковь, буквально от Америки до Владивостока, от Гренландии до Огненной Земли, от Северного Мыса до Мыса Доброй Надежды. 8 качественных признаков растущих общин
На следующих страницах я хотел бы рассказать о 8 наиболее важных признаках, на которые мы натолкнулись во время наших исследований. Ты не должен пугаться названий, которые мы выбрали для формулировки этих принципов, и которые звучат довольно абстрактно: наделяющее полномочиями руководство, основанное на дарованиях сотрудничество, страстная духовность, целесообразные структуры, вдохновляющее богослужение, целостные малые группы, ориентированная на потребности евангелизация, преисполненные любви отношения. Мы называем их «8 качественных признаков, растущих общин».
Без сомнения все это отдает теорией. Но позже, если мы вместе посмотрим, что же стоит за каждым из этих признаков, ты заметишь, что все это имеет непосредственное отношение к жизни общины, Так какой же вопрос был в самом начале? «Что мы можем сделать, чтобы жизнь в нашей общине была лучше и интереснее?». Ответ будет таким: работай над тем, чтобы все эти качественные признаки приобрели в твоей церкви ясные очертания.
Благодаря нашему исследованию мы поняли, что ни одна церковь, которая стремится к росту, не может отказаться ни от одного из них. Качественный признак 1: наделяющее полномочиями руководство
Рассматривая наш первый качественный признак, ты должен обратить внимание на то, что он называется не «имеющее полномочия», а «наделяющее полномочиями» руководство. Позволь мне объяснить, в чем же состоит разница. «Имеющее полномочия руководство» - это может означать, что у тебя есть один (или несколько, чаще все же один) во всех областях одаренный руководитель, который имеет великое виденье, и этому руководителю необходимы добровольные помощники для осуществления своего виденья на практике. Вне христианства такую концепцию называют "руководство гуру", но нечто подобное существует и в христианских общинах. Некоторые даже считают, что за этим кроется особенно эффективный принцип роста. Здесь руководитель - гуру со своим великим виденьем, там - отряд прихожан, который добровольно служит имеющим полномочия руководителям в осуществлении мечты их жизни.
Наше исследование показало, что едва ли существует что-то такое же далекое от истины, как эта концепция. Руководители рас¬тущих общин как раз и не пытаются расширить их собственные полномочия до размеров всевластия. Они действуют совершенно по-другому: одна из самых важных задач, которые стоят перед ними, состоит в том, чтобы помочь другим христианам начать пользоваться той властью, которой согласно Своему замыслу их наделил Бог. Они наставляют, поддерживают, побуждают и следят за всеми, чтобы в конечном итоге каждый стал таким, каким его задумал Бог. Может произойти так, что в конце этого процесса некоторые из этих христиан пойдут совсем другими путями, не такими как их лидеры. «Наделяющий полномочиями» руководитель может радоваться этому от всего сердца, потому что он знает, что Бог для каждого христианина имеет особое призвание.
Интересно, что большинство пасторов, которые согласно нашим исследованиям, достигли наилучших показателей, неизвестны широкой общественности. Но у них, как правило, с большим успехом, чем у некоторых, «мировых духовных звезд», можно учиться основополагающим принципам руководства. Руководителям растущих общин не нужно быть суперзвездами, образ суперзвезды может даже препятствовать построению общины. Бог никого не создал шерстяной дойной свиньей, несущей яйца, и если кто-то играет такую роль (или вынужден ее играть, так как этого от него ожидает община), то это как раз и является верным признаком того, что что-то не совсем в порядке. Качественный признак 2: основанное на дарованиях сотрудничество
Наш второй качественный признак основан на том понимании, что Бог Сам определяет, кто, согласно Его плану, какие служения в церкви должен выполнять. Задача руководства церкви состоит в том, чтобы помочь лидерам определить данные им Богом дары и найти служение, которое им соответствует. Этот принцип звучит довольно просто, но его практическое применение вряд ли оставит что-то без изменений.
Если ты как христианин живешь, используя свои дары, то ты делаешь все не своими силами, но дух Бо-жий работает в тебе. Та¬ким образом, ты, обычный человек, в прямом смысле слова сможешь совершать необычные дела. Большинство христиан -это также результат наших исследований - не имеют в церкви никаких служений, или же те, которые не соответствуют их дарованиям. 80 процентов всех христиан, которых мы опросили, даже не знают своих духовных даров. Можно ли в это поверить? Быть может, ты вспомнишь рисунок с повозкой, у которой квадратные колеса. Тот, кто отдается делу, которое не соответствует его дарованиям, подобен такому квадратному колесу. А христианин, у которого нет никакого служения? Его можно сравнить с одним из тех круглых колес, которые в большом количестве лежали неиспользованными в повозке. Ты теперь, наверняка, можешь сам себе представить, что согласно этому рисунку представляет собой христианин, который использует свои духовные дары! Не удивительно, что практическое применение этого принципа имеет решающие последствия для роста общин.
Одним из самых интересных результатов нашего исследования было следующее: вряд ли существует другой фактор, который настолько связан с тем, ощущает ли христианин себя счастливым человеком или нет, как ответ на вопрос, живет ли он, используя свои духовные дары. Я это могу только подтвердить своей собственной жизнью, С того времени, как я стал стараться привести мое служе¬ние в соответствии с моими духовными дарами, я испытываю тройной эффект.
Во-первых, я ощущаю себя более счастливым человеком; во-вторых, я стал работать более эффективно; в-третьих, я более, чем когда-либо, испытываю недопонимание со стороны других христиан! Возможно, третье - это необходимая цена, которую нам следует платить, если мы хотим следовать Божьему призва-нию.
Качественный признак 3: страстная духовность
То, что название этого признака снова звучит несколько абстрактно, скрыто в самой сути этого явления. Нам нужно было найти термин, который мог бы объяснить различные направления духовности, так как ре-зультаты наших исследований показали, что, если речь идет о росте общин, все гораздо в меньшей степени зависит от вида благочестия (если иметь в виду настоящее благочестие), но от того, насколько вера, полная отдачи, огня и восхищения воплощена в жизнь. Степень духовной страсти - это, как доказано, именно то, что отличает друг от друга растущие и нерастущие церкви.
Руководствуясь этим качественным признаком, можно понять, насколько второстепенную роль играют методы, согласно которым должна работать церковь. В церкви, в которой верят страстно, будет действовать любой метод. Наоборот, в церкви, где как раз в этом месте загвоздка, откажет самый лучший метод в мире. Чем поможет нам самый современный мотор, если бак с бензином пуст, если нет энергии.
Существует определенная наука, в которой мы, христиане, со¬гласно моему опыту, достигли печального мастерства, изобретать стратегии, которые препятствуют развитию духовной страсти. В бюро у меня есть 2 папки для качественного признака «страстная духовность», как, впрочем, и для всех качественных призна-ков. В первую я собираю все средства, которые помогают, поддерживают христиан в том, чтобы во всей полноте проявлять свою духовную страсть. Во вторую я вношу все, что нацелено на то, чтобы подавить ее в зародыше. После каждой поездки я записываю все новое, что узнал в одну из двух папок.
Промежуточный результат внушает отчаянье: первая папка не толще, чем 2 см: вторая, напротив, стала такой толстой, что я с трудом закрываю ящик, в котором она лежит! Я думаю, уже одно это говорит достаточно красноречиво о нашем обращении с духовной страстью, даже если большинство из нас не жалеет признать это. Качественный признак 4: целесообразные структуры
Интересно, что из всех восьми этот признак растущих общин выделился как самый спорный, хотя стоящий за этим принцип, собственно говоря, довольно прост. Если речь идет о формах и структурах церкви, это самый важный критерий их оценки, выполняют ли они свои функции или нет. Структуры общины никогда не могут быть самоцелью, они всегда лишь средство для достижения цели.
То, что не удовлетворяет этому требованию (например, ме¬шающие самостоятельности структуры руководства, неудобное вре¬мя для богослужения, несвоевременные мероприятия) должно быть изменено или же устранено. Благодаря такому постоянному процессу самообновления можно избежать традиционалистской заскорузлости.
Откуда же идет сопротивление этому принципу? Оно происходит от того, что большинство людей имеют такую наклонность - с годами все больше поддаваться традициям. Традиционализм значит: какими были формы общины до сих пор, как я к этому привык, такими они и должны оставаться всегда. Неслучайно, что из всех факторов, которые, как доказано, негативно влияют на рост церкви, традиционализм стоит далеко впереди. Качественный признак 5: вдохновляющее богослужение
Богослужение. Вряд ли существует другая область, в которой так часто не учитывалось отличие между моделью и принципом. Многие христиане считают, что им следует перенять модель богослужения других церквей, потому что это, якобы, принципы роста.
Наше исследование показало: мы можем, планируя наши богослужения, ориентироваться только на христиан или только на не христиан, мы можем проводить их на «каноническом» или «светском» языке, мы можем построить их согласно литургическому порядку или придать ему свободную форму - все это не будет определять рост общины. Важен совершенно другой критерий: вдохновляет ли богослужение его посетителей? Это как раз то, что отличает растущие и нерастущие общины друг от друга. Однозначное суждение посетителей таких богослужений: приходить на богослужение - для некоторых христиан уже почти еретическое выражение - доставляет удовольствие.
Это поясняет также, откуда происходит сопротивление этому качественному признаку, собственно от христиан, которые понимают посещение богослужения как выполнение своих обязанностей христианина. Люди идут на богослужение не потому, что это - событие недели и его ни за что не хотелось бы пропус-тить, но для того, чтобы Богу (пастору или кому угодно) сделать одолжение. Подчас с этим связана точка зрения, что Бог такую «верность» - терпеливое повторение собственно неприятного упражнения - благословит.
Когда я в тех группах, которые находились под влиянием такого мышления, рассказывал притчу о повозке с квадратными коле¬сами, в ней, как правило, не находили ничего странного, полагая, что это совершенно нормально, быть может, даже по-особому духовно, вести себя как два описанных в ней человека. Ты видишь, какая в этом прослеживается связь? Качественный признак 6: целостные малые группы
Растущие церкви разработали систему маленьких групп, в которых каждый христианин может найти человеческое внимание, практическую помощь и интенсивное духовное общение (именно это и понимается под словом «целостность»). В этих группах не только говорят о библейских текстах или слушают толкования эксперта, здесь пытаются связать импульсы, которые получены при чтении Библии, с вопросами, касающимися повседневной жизни участников.
Когда я однажды на одном из семинаров рассказал о самой большой церкви в мире в Сеуле (Корея), которая в то время насчитывала более 500 тыс. членов, одна из участниц призналась, что она при всем желании не может себе представить быть членом подобной церкви. Когда я ее спросил почему, она ответила: «Я не могла бы вынести так много анонимности. Мне нужны доверительные отношения с людьми, которых я хорошо знаю».
Вскоре после этого я встретил одного из пасторов этой церкви и спросил его, как они решают проблему анонимности. Он посмотрел на меня недоверчиво: «Анонимность? На это у нас еще никто никогда не жаловался». И он рассказал о том, как эта община разработала систему самостоятельных маленьких групп, максимум 12 человек, в которую включены большинство членов церкви.
Хорошо, Корея далеко и руководить церковью, которая насчитывает более 500 тыс. человек не наша проблема. Но наше исследование показывает, что принцип, который лежит в основе корейской церкви, действительно универсален для всех. Христианские малые группы не такое уж приятное и возможно даже ненужное хобби, нет, здесь многое из того, что включает в себя церковь Иисуса Христа, осуществляется на практике. Качественный признак 7: ориентированная на потребность евангелизация
То, что без евангелизации нельзя представить роста общины, очевидно и без затрат на исследования, охватывающие весь мир. Как же по-другому может расти церковь, если не благодаря тому, что евангелие рассказывается другим людям, так что все больше людей приходит в церковь Иисуса Христа? Этот процесс в христианстве называется «благовестием» или «евангелизацией».
Собственно интересующий нас вопрос не был поставлен так: нужна евангелизация или нет, но, как же должна выглядеть евангелизация на практике, чтобы она способствовала росту общины. Некоторые счита-ют, что метод вдалбливания - самый лучший путь: попытки, порой даже методом манипуляции, подтолкнуть людей следовать христианской вере. Неудивительно, что у многих из нас появляется боль в животе, как только произносится слово «евангелизация».
Все же можно доказать, что метод вдалбливания - полная противоположность того, что можно наблюдать во время евангелизации растущих общин. Их секрет состоит в том, что они, рассказывая Евангелие, затрагивают вопросы и потребности людей, которые далеки от христианской веры. Качественный признак 8: преисполненные любви отношения
Понравится тебе это понятие или нет, можно доказать, что растущие церкви имеют измеримо большее «частное» любви, чем церкви, в которых царит застой, или из которых уходят люди.
Всегда, когда я употреблял это слово на семинарах, некоторые христиане начинали возмущаться: «Что за ужасное понятие!» Я могу себе представить, что с тобой происходит то же самое. Поэтому позволь мне коротко объяснить, как мы определяем частное любви. Наш опросный лист содержит ряд вопросов, благодаря которым можно прийти к заключению, насколько отношения между христианами наполнены любовью. Мы спрашиваем, к примеру, как много времени вне церковных мероприятий члены общины проводят с другими христианами, как часто они приглашают друг друга на обед или кофе, насколько щедро (или скупо) раздаются в общине комплименты, насколько пастор знаком с личными проблемами своих сотрудников, как часто смеются в церкви.
Результат? Все эти пункты - и еще некоторые другие - имеют невероятно сильную связь с ростом общи-ны. Гораздо большую, во всяком случае, чем все многочисленные методы, которыми полны книги о росте общин и которые, по убеждению многих христиан, и являются секретом растущих общин.
Стоит ли этому удивляться? Искренняя любовь имеет гораздо большую силу воздействия, чем все воз-можные методы управления. Маркетинг для общины, в лучшем случае его можно сравнить с искусственным цветком. Он, может быть, и похож на настоящий, как две капли, воды, но не пахнет. Настоящая лю-бовь распространяет тот таинственный аромат, перед которым трудно устоять. Ни один из качественных признаков не должен отсутствовать
Вот и все - краткий обзор наиболее важных принципов, кото¬рые стоят за ростом общины.
Об этих качественных признаках сегодня с большой степенью уверенности можно сказать три вещи: во-первых, что это общезначимые принципы, то есть они действительны для всех общин земного шара. Во-вторых, что их можно перенести на ту ситуацию, в которой находится ваша община (хотя результат в разных церквях, естественно, будет разным). И, наконец, в-третьих, что каждый прин¬цип связан как с качеством, так и с ростом общины. Если для нас важно, чтобы наша церковь могла достичь христианской вестью все больше и больше сердец, нам нельзя отказаться ни от одного из этих качественных признаков.
Об этом, по крайней мере, говорят результаты исследования. Мы, христиане, пока утверждаем совсем другое. Недавно я слышал, как один оратор на одной христианской встрече сказал следующее: «От всех этих принципов построения общин вообще ничего не зависит». Слушатели ответили на это высказывание громкими аплодисментами. Я не знаю, как бы ты отреагировал в подобной ситуации, вероятнее всего аплодисментами, или все же свистом, Признайся честно!
Я хочу тебе сказать, почему я, хотя не свистел, но не упустил случая сказать потом выступающему, что я его выступление считаю чистейшим лжеучением, Что же он в действительности сказал, когда провозгласил, что от принципов построения общин ничего не зависит? Мы уже видели, что, к примеру, христианская любовь является таким признаком (качественный признак 8). Итак, оратор сказал; «От любви ничего не зависит». Другой принцип включает в себя самоотдачу в молитве (качественный признак 3). То есть его посланием было: «От молитвы ничего не зависит». Ты можешь все это еще раз проиграть с каждым принципом построения общины, о которых шла речь в этой книге, и, возможно, тогда ты поймешь, почему без преувеличения такое утверждение можно было назвать лжеучением.
Конечно же оратор совсем не это имел в виду. Но нам нужно задать себе вопрос, почему он тогда так сказал? Я тебе рассказал об этом случае потому, что я с подобным сталкиваюсь часто, когда у меня с языка слетает слово «принцип построения общины». Неко¬торые связывают с этим «по всей вероятности, какой-то манипулятивный метод управления», и приходят тогда к совершенно верному заключению, что от этого действительно ничего не зависит. Поэтому для меня важно, чтобы по крайней мере ты, уж коль ты так терпеливо меня слушаешь, впредь реагировал по-другому. Если тебе в будущем кто-то скажет: "Ничего от всех этих принципов построения общины не зависит», - тогда ты сможешь ему возразить: «У меня сложилось впечатление, что у тебя неправильное представление о принципах построения общины. Ты знал, что вообще-то христианская заповедь любви является одним из этих принципов. Ты же не собираешься всерьез утверждать, что Библия учит нас тому, что от любви ничего не зависит, или?»
Если мы под лупой рассмотрим эти 8 принципов, мы с удивлением или без установим, что все принципы включают в себя основное содержание библейского послания. Не прекрасно ли это, что самое обширное исследование этой темы в христианстве подтверждает именно то, что Бог уже давно сказал в Своем Слове?
Принципы построения общины, о которых мы говорили, ни что иное как Божьи принципы. Чтобы ты меня не понял превратно: поня¬тия, которые я использую в этой брошюре для обозначении принципов, могут быть несовершенны. Метод исследования, при помощи которого мы вывели эти принципы, как все научные методы - возможно ошибочен. Пособия для работы, которые мы вслед за этим разработали могут быть исправлены. Но все это не меняет тот факт, что сами принципы, которые мы пытались изучить нашими несовершенными средствами, и о которых мы таким несовершенным образом рассказали, являются ни чем иным, как Божьими принци¬пами. Принцип «само собой»
А теперь, собственно, гвоздь нашего исследования. Мы обозначили основной принцип, который кроется за всеми качествен¬ными признаками, принцип «само собой». Доказано, что секрет растущих общин состоит не в том, чтобы вкладывать человеческие усилия в то, чтобы тащить и толкать церковь - ты помнишь рисунок с повозкой? - но в том, чтобы раскрыть тот потенциал, который Бога в нее уже заложил. Тогда рост будет происходить сам по себе.
Рост общины - это то, что мы, люди, сами «произвести» не можем. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не препятствовать функционировать тем автоматическим механизмам роста, при помощи которых Бог Сам строит Свою церковь. Прости, что я все-таки упомянул одно из тех понятий, которых, как говорилось во вступлении, мне, по возможности, хотелось бы избежать. Но то, что скрывается за понятием «автоматические механизмы роста» имеет центральное значение для развития общины. Итак, что же я понимаю под этим прежде всего непривычно и вообще не по-библейски звучащим понятием?
Не больше и не меньше, чем центральную библейскую концепцию - или лучше - перенос этой концепции на практическую работу церкви. В Евангелии от Марка (4:26-29) Иисус рассказывает нам такую притчу: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собой производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».
Эта притча разъясняет нам, что является нашей задачей, а что нет: человек может и должен сеять, соби-рать урожай, «спать и вста¬вать», но он не может сделать следующее: произвести плод. Здесь таинственно сказано: «земля сама собою производит».
В греческом первоисточнике в этом месте стоит слово «automate» - буквально «автоматически». Итак, здесь однозначно идет речь об автоматическом механизме роста. Я подчеркиваю это потому, что многие христиане, которым я пытаюсь объяснить этот принцип, подозревают, что здесь речь идет не о библейских концеп¬циях. Поэтому я хотел бы показать тебе, что здесь речь идет не только о библейском принципе, но и, присмотрись повнимательнее, о библейском понятии.
Эту притчу нельзя рассматривать только как удачный образ. Нет, здесь речь идет о стратегическом центре развития общины. Растущие церкви - осознают они это или нет- используют описанный здесь божественный механизм. В этом «секрет их успеха»!
А как это осуществляется на практике? Если мы хотим поразмышлять над этим вопросом, целесообразно еще раз взглянуть на эти 8 качественных признаков. Каждый качественный признак со¬стоит как бы из двух частей: из существительного (руководство, со¬трудничество, духовность, структуры) и прилагательно-го (наделяющее полномочиями, основанное на дарованиях, страстная, целесообразные). Секрет каждого качественного признака кроется не в существительном (какое-то руководство, сотрудничество, духовность, структуры есть в каждой общине). Секрет скрыт в практическом применении того, что включают в себя определяющие слова.
Если мы поближе рассмотрим прилагательные, тогда мы увидим, что каждое из них направлено на то, чтобы высвободить те механизмы роста, которые использует Бог, чтобы строить свою церковь. Если выражаться категориями нашего рисунка, вместо того, чтобы самим толкать и тащить повозку (церковь), речь идет о том, чтобы распаковать колеса, которые лежат в повозке, поставить их на место, и потом наслаждаться тем, что ветер Духа Святого «сам по себе» приводит повозку в движение. Речь идет о качестве наших общин!
Не знаю, является ли для тебя то, что я рассказал, совершенно новым или только подтверждением тому, что ты и без того уже предполагал или знал. Большинство христиан, с которыми я делюсь этими знаниями, представляли себе нечто совершенно другое, когда слышали слова «рост общины», «построение общины», «развитие общины».
Одно из наиболее важных заключений, к которому мы пришли в результате этого исследовательского проекта: когда мы размышляем над темой «Рост общины», речь всегда идет о качестве оной. Качество (измеримое в форме 8 качественных признаков) - корень, количество (более высокая посещаемость богослужений) - плод.
Такой взгляд на вещи несет решающие последствия для практической работы. Мы не задаемся вопросом: «Как нам заполучить больше людей на богослужение?». Скорее мы спрашиваем себя:
"Каким образом мы можем в каждом из 8 качественных признаков достичь роста?" За этим стоит теоло-гически и практически обоснованное убеждение, что такое качество непременно отразится на количестве (т.е. в форме более высокой посещаемости богослужений).
В основе этого лежит библейский принцип, согласно которому доброе дерево приносит добрый плод (напр. новых христиан, которые приходят в церковь). И снова, как радостно видеть, что статистические исследования подкрепляют правильность этого библейского обетования! Правило, для которого нет исключений
А теперь позволь рассказать о результатах нашего исследования, которые я считаю наиболее интересными. В то время, как у любого принципа построения общины есть исключение, мы среди всех 1000 до сегодняшнего дня исследованных церквей не обнаружили еще ни одного исключения для следующего правила: любая церковь, в которой каждый из 8 качественных признаков достиг определенного уровня (выражаясь на нашем профессиональном жаргоне: «индекса качества» 65 и выше), является растущей церковью.
Итак, существует, что доказывают статистические данные, определенная величина качества, с которой церковь начинает расти. Не интересно ли это?
Когда сегодня, в различных кругах обсуждается вопрос, что нужно сделать, чтобы больше людей приходило на богослужения, единственный известный мне ответ, который научно подтвержден:
«Давайте работать над тем, чтобы во всех 8 сферах достичь индекса качества 65». Этот ответ может нравиться или нет, его можно считать слишком религиозным, или небиблейским, можно даже упрямо возразить: «Мы совсем и не хотим, чтобы наша церковь росла!» Что никак нельзя сделать, это оставить без внимания результаты исследования. Это был бы по меньшей мере несерьезно.
Этими словами я не хотел бы заявить, что таким образом достичь роста очень просто. Это не методическая уловка, не излюбленный быстрый метод, который обещает сразу же, быстрым ходом обеспечить рост общины. Это трудный путь - поднять качество нашей церкви на такой уровень. Но где в Библии обещано, что церкви будет легко оставаться верной нашему Господу?
Возможно, утверждение о существовании измеримой качественной величины, с которой начинается количественный рост, ты посчитаешь предосудительным, но при более близком рассмотрении этот феномен не покажется таким уж странным. Что же это значит, что церковь во всех 8 сферах достигла индекса каче-ства 65?
Давайте освободим это утверждение от абстракций языка статистики, тогда это будет означать следующее: это церковь, в кото¬рой руководство полностью отдает себя росту общины, в которой почти каждый христианин использует свои духовные дары для построения церкви, в которой большая часть прихожан живет верой с заразительным воодушевлением, используя данную им власть, в которой структуры проверяются только по одному критерию - способствует ли это развитию общины или нет, в которой посещение богослужения для большинства участников кульминационный момент недели, в которой в маленьких группах можно познать полную любви, исцеляющую силу христианского общения, в которой каждый христианин вносит своими духовными дарами вклад в выполнение миссионерского призвания, в которой любовью Христа про¬питаны практически все формы деятельности. Можно ли себе представить, что такая церковь будет переживать застой, или из нее будут уходить люди.
Где наше слабое место? Некоторые христиане, которые впервые слышат об этих принципах, начинают вздыхать: "И за всем этим я должен следить в одно и то же время? Я же не увижу леса из-за стоящих передо мной дере¬вьев". В этом месте поможет другой результат нашего исследова¬ния. В начале достаточно концентрироваться только на одной сфере, но как же определить, какая из них будет стратегически верной?
Следует указать, что это тот качественный признак, который меньше всего проявляется (так называемый «фактор-минимум»), который и блокирует рост. Если мы это перефразируем, это будет звучать так: если мы сконцентрируем нашу энергию прежде всего на факторе - минимум, это одно уже может иметь положительные последствия для роста церкви.
Я убедился в том, что большинство христиан убеждает не научно-обоснованный анализ, но простой наглядный пример, демонстрирующий эти закономерности.
Для своих семинаров я попросил сделать мне бочку, которая состоит из дощечек разной длины. Когда я служу церкви, для ко¬торой мы снимали «профиль», я для начала записываю названия 8 качественных при¬знаков на отдельные дощечки, в зависимости от того, насколько сильно или слабо развиты отдельные признаки, на самой короткой - название «фактора-минимум» (например, структуры), на самой большой - «фактор-минимум» (например, духовность). Потом я вливаю в бочку воду до тех пор, пока она не начнет выливаться за край. Пока я продолжаю вливать воду, и она уже почти достигает ковра или впереди сидящих членов церкви, я спрашиваю участников, что я по их мнению должен сделать. Некоторые, среди них есть, как правило, комендант здания, настоятельно требуют, чтобы я прекратил лить воду. Конечно же я отказываюсь последовать этой просьбе, потому что в нашем понимании потоки воды, которые текут с небес в бочку, символизируют благословения Божьи. Мы же не собираемся решать проблему тем, чтобы просить Бога благословлять нас меньше, потому что наша церковь не может вместить всю воду.
Потом кто-то предлагает больше молиться. Тогда я говорю, что считаю молитву крайне важным делом и огромной поддержкой для развития общины, но если увеличить и без того уже длинную дощечку "Страстная духовность" еще на 10 см, каждый увидит, что это само по себе достойное мероприятие, настоящей проблемы не решит. Вода будет дальше плескаться на пол. В конце концов у кого-то появляется идея по-просить меня удлинить дощечку фактора минимум. И тогда, в тот момент, когда мы увеличим эту дочечку хотя бы на несколько сантиметров, бочка уже сможет вместить в себя боль¬ше воды. Что должны делать мы, а что Бог может сделать сам?
Эта аналогия показывает нам, что же собственно представ¬ляет из себя развитие общины. Эта из восьми дощечек (8 качественных признаков) состоящая бочка представляет собой то, что мы «строить» можем, а, согласно Божьей воле, строить должны. Мы не можем заставить воду = (приобретенные люди) течь в бочку, даже если мы прилежно будем работать над ее качеством. Если Бог не дает «воды», нам ни к чему даже самая красивая бочка. И наоборот, если Бог льет воду - с теологической точки зрения все говорит за то, что он делает это охотно! - тогда все действительно зависит от каче¬ства нашей "бочки" = (церкви). Именно качество определяет, сможет ли бочка вообще удержать воду.
Рост численности общины - это именно то, что мы сами сделать не можем. Наша работа должна быть сконцентрирована на том, чтобы строить качественную церковь, чтобы внести свой вклад в то, чтобы благословения, которые Бог, возможно, уже давно начал изливать, наполнили нашу церковь, а не текли мимо нас.
Апостол Павел, хоть и не использовал образ бочки с дощечками, в конце концов имел в виду те же отношения человеческого и божественного вклада, когда говорил следующее: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6).
Из этих слов становится ясно то, что каждый крестьянин знает и без них, собственно говоря, что он может «сделать», а что нет. Он может сажать, поливать, собирать урожай. Что он не может делать - это взращивать. Тем не менее он знает, что то, что он сажает и поливает, каким-то образом тоже влияет на ожидаемый урожай. Естественный рост общины
Результаты исследования помогут нам, лучше понять причины роста (или же отсутствия роста) общины. Но все это не должно останавливаться только на понимании. Чем нам поможет диагноз, если врач не может предложить метода лечения?
Чтобы это не замыкалось только на обсуждении роста общин, мы в нашем институте разработали ряд практических пособий, ко¬торые помогут ввести в практическую жизнь общины те принципы, которые мы обнаружили во время нашего исследования.
Мы называем то основание, которое мы вывели благодаря нашей исследовательской работе - «естественный рост общины». Небольшой набор пособий ты найдешь на двух следующих страницах: на первой книги, обобщенно рассказывающие о росте общины, на следующей странице - практические руководства по трем из 8 качественных признаков. Первые шаги
«Первые шаги» в практике естественного роста общины для многих церквей заключаются в том, чтобы в первую очередь сделать «профиль общины», из которого будут видны их сильные и слабые стороны. «Профиль общины» отвечает, кроме всего прочего, на вопрос: какой из 8 качественных признаков является фактором-минимум?
Для этой цели 30 лидеров (и пастор) заполняют анкету. При составлении профиля компьютер сравнивает ответы лидеров общины с уже собранными 4.2 млн. ответов - и высчитывает при помощи содержащейся в программе «интернациональной формулы» точно нормированный результат. Этот результат может служить основанием для размышления над вопросом: что мы можем сделать, чтобы фактор-минимум привести к качественному росту. Я надеюсь, дорогой читатель, что теперь ты лучше, чем в начале этой брошюры понимаешь, почему это очень важный вопрос.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел богословие
|
|