Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Жития святых мужей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 19. 21.

[2] Мф. 10, 39.

[3] 3 Цар., 18, 23-39.

[4] 4 Цар., 1.

[5] Мк. 9, 23.

[6] Лк. 12, 33.

[7] Лк. 12, 31.

[8] Город на севере Месопотамии, на реке Евфрате.

[9] Ср. 2 Кор. 11, 32.

[10] Пс. 118, 164.

[11] Пс. 1, 1-2.

[12] Пс. 50, 15.

[13] Лк. 10, 1.

[14] Ересь Нестория состояла в утверждении, что Пресвятая Дева Мария родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось прадвечно рожденное от Отца Слово Божие. Причем, это соединение было только нравственным. Ересь Нестория осуждена на Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году, на котором вопрос о соединении во Христе Иисусе двух естеств был решен следующим образом: «Два естества — божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно».

[15] На берегу озера Вещеозеро.

[16] В то время ом был еще жив.

[17] 1764 год

[18] Отец святого Алексия, боярин Феодор, перешел в Москву от того, что край Черниговский, опустошенный Батыем, не переставал теряет» нападения от хищных набегов. Под зашитой же крепкого и благочестивого князя Даниила Александровича он нашел мирную и покойную жизнь.

[19] Князь Даниил Александрович — младший сын св. Александра Невского, основатель самостоятельного московского княжества и родоначальник князей московских (1261-1303). Впоследствии он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых и мощи его, обретенные нетленными в 1652 году, доныне открыто почивают в храме созданного им, на берегу Москвы реки, Данилова монастыря.

[20] Впоследствии великий князь Московский, Иоанн Данилову», названный Калигой (1328-1340).

[21] Это произошло в 1320 году. Богоявленский (1-классный) монастырь в Москве основан в 1296 году при князе московском Данииле Александровиче.

[22] Великий князь московский Симеон Иоаннович Гордый княжил с 1340 по 1353 годы.

[23] Святой Феогност управлял Русской Церковью с 1328 по 1353 годы. Он окончательно утвердил пребывание митрополитов русских в Москве, вместо Владимира.

[24] Митрополит Феогност повелел Алексию жить в святительском дворе, и здесь для святого Алексия, при постоянных непосредственных сношениях с святителем-греком, открылась великолепная возможность прекрасно познакомиться с греческим языком.

[25] Великий князь московский Иоанн II Иоаннович княжил с 1353 по 1359 годы.

[26] Патриарх Филофей управлял константинопольской Церковью с 1354 по 1355 годы и потом вторично с 1362 по 1376 годы.

[27] Святой Алексий, митрополит московский, управлял Русской Церковью с 1354 по 1378 годы.

[28] Димитрий IV Иоаннович, великий князь Донской, родился в 1350 году 12 октября. С 1362 года получил великое княжение. Построил каменный кремль в Москве. Княжил 27 лет, жил 40 лет. Он победил хана Мамая на Дону 8 сентября 1380 года. Скончался 19 мая 1389 года.

[29] Признательный хан дал святителю в знак почести перстень, который хранился в патриаршей ризнице.

[30] Димитрий Константинович был великим князем с 1359 по 1363 годы.

[31] Этот монастырь был обетный. Когда святитель Алексий отправлялся в Константинополь для посвящения в сан митрополита Киевского и всех России, то, на возвратном оттуда пути подвергся бедствию, так что сама жизнь его была в опасности. На море поднялась страшная буря и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в волнах. Все, бывшие с митрополитом, отчаялись в спасении. Между тем, святитель усердно молился Богу, причем, дал обет соорудить храм во имя того святого, которому будут праздновать в день высадки пловцов на берег. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. Во исполнение этого обета святой митрополит Алексий и основал около 1360 года вышеупомянутый монастырь в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его образа. В деле созидания монастыря много помогал святителю преподобный Андроник, ученик преподобного Сергия, почему он и получил наименование Спасо-Андроникова (Авдрониева) монастыря. В нем и теперь хранится Нерукотворенный образ Спасителя, привезенный святым Алексием из Царьграда.

[32] Почитание преподобного Андроника совершается 13 июня. Мощи его почивают в созданном им совместно со святителем Алексием Спасо-Андрониковом монастыре.

[33] Воспоминание чуда, бывшего в Хонех, празднуется 6 сентября.

[34] Чудов монастырь (кафедральный) основан в 1365 году в память чудесного исцеления татарской царицы Тайдулы.

[35] В духовной литературе святой митрополит Алексий оставил после себя грамоты, поучения и переводы. В Московском Чудовом монастыре да самого его разрушения большевиками хранилось переведенное им с греческого и собственноручно написанное Евангелие.

[36] Это произошло 20 мая 1431 года.

[37] В княжение благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, через десять лет после создания Великой Лаврской церкви, при игумене Никоне, преподобные Антоний и Феодосии явились наяву в Константинополе греческим иконописцам, назвали себя, дали им золото и повелели идти в Киев для росписи Великой Лаврской церкви.

Что это было благодатное явление, иконописцы не поняли, но повиновались и отплыли в Киев. Увидев издали Великую церковь, они испугались ее размеров и хотели вернуться. Но лодка их пошла против течения к Киеву, и усилия их оказались тщетны.

Ночью они увидели эту церковь и в ней икону Божией Матери, Которая сказала им:

— Зачем вы, люди, напрасно противитесь воле Сына Моего и Моей? Вели вы ослушаетесь и поплывете вниз, Я возьму вас и поставлю у церкви Моей — и знайте, что вы не выйдете оттуда, но, постригшись там, в монастыре окончите жизнь вашу, и Я дам вам милость Мою в будущей жизни, по молитвам строителей Антония и Феодосия.

Когда иконописцы убедились в тщете своих усилий плыть вниз по течению, они покорились воле Божией и оказались у стен монастыря. А когда они узнали там, что явившиеся им Антоний и Феодосии скончались за 10 лет до того, они пришли в благоговейный ужас и, по окончании своей работы, остались в монастыре иноками, где и скончались.

[38] Владимир Мономах княжил с 1114 по 1125 годы.

[39] Часть города

[40] Под названием Галлии в древнем мире была известна обширная территория, обнимавшая собой, кроме нынешней Франции, еще и Бельгию, часть Нидерлавдов, Зарейнские области Германии и большую часть Швейцарии. Кроме того, отец Амвросия бы наместником также Испании. У него были и другие дети, старше Амвросия, — дочь Марцеллина и сын Сатир

[41] Медиолан — древний город так называемой Цизалышнской Галлии или нынешней северной Италии, центр процветания наук и искусств.

[42] Валеитиниан I или Старший — император Западной части Римской империи, правил с 364 по 375 годы.

[43] Это случилось 7 декабря 374 года. Святому Амвросию в это время было 34 года. Посвящение Амвросия одинаково одобрили епископы как Восточной, так и Западной Церкви, считая его делом исключительным. Правда, это рукоположение не было строго каноническим, но Никейский собор в своих правилах делал исключение, когда наречение обуславливалось высшим Божественным указанием, как это и было в случае с Амвросием. Святой Василий Великий, в ответ на извещение его о посвящении Амвросия, написал письмо, в котором были такие слова: «Бог, соделавший пророка из пастуха Амоса, теперь соделал епископа из Амвросия, человека благородного происхождения, высокого сана. возвышенного характера и изумительного красноречия, который, тем не менее, презрел все эти земные отличия, чтобы приобресть Христа... Мужайся же, о, муж Божий!».

[44] Готы — многочисленный народ германского племени, обитавший за Дунаем и разделявшийся на остготов (восточных) и вестготов (западных).

[45] Сочинение святого Амвросия Медиоланского «О вере» состояло из 5 книг.

[46] Это случилось 4 апреля 397 года, на 57 году его жизни. Жизнеописатель его, пресвитер Павлин, присоединяет к этому примечательное замечание. В эти минуты многие крещенные дети (по древнему обычаю крещение приурочивалось ко дню святой Пасхи), после выхода из воды, видели Амвросия: одни — сидящим на кафедре, другие показывали пальцем на него, как на ходящего. Многие говорили, что они видели звезду над телом его. Церковь совершает его память 7 декабря, в день доставления его во епископа, потому, вероятно, что день кончины его совпадает с днями поста или пасхальными.

[47] Таковы его толкования на Евангелие от Луки, шесть книг на шестоднев, пять книг о вере, изъяснение Символа веры, книга о воплощении, 3 книги о Святом Духе, книга о Таинствах, 2 книги о покаянии, учение о воскресении, изложенное в 2-х книгах о смерти своего брата и в двух словах на смерть императоров Валентиниана и Феодосия Великого, об удалении от мира, о девстве, о вдовицах, о патриархе Иакове и о блаженной жизни, об Илии и посте с похвалами воздержанию, о патриархе Иосифе, как образце целомудрия, и другие.

[48] Персидский царь Хозрой II царствовал с 590 по 628 годы.

[49] Это случилось в 614 году. Святое Древо находилось в руках персов 14 лет, до 628 года, когда император византийский Ираклий, в результате успешной войны с Персией, возвратил Его в Иерусалим.

[50] Иераполь — богатый город Фригии, в западной области Малой Азии.

[51] Слово «чаша» в представлении древних христиан употреблялось для наглядного выражения страданий или испытаний, предназначенных кому-либо Богом. Исходя из этого, святой Анастасий увиденную им в сновидении чашу принял, как предзнаменование чаши страданий и мучительной смерти, которую ему вскоре предстояло испить.

[52] Согласно Е. Голубинскому, блаженный Андрей скончался в 1674 году.

[53] Перед своим отшельничеством

[54] Уалерий — бодрый, лат.

[55] Мелитнна — город в Армении, ныне Малатия.

[56] Диоклетиан — Кай-Аврелий-Валерий, римский император. Родился в Далмации, был простым солдатом, затем выдвинулся и был избран императором в 284 году. В первые годы правления проявил себя справедливым и добрым, но под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжигать святые христианские книги и заставлявшие христиан приносить жертву богам под угрозой лишения должности и жизни. Умер в 313 году.

[57] Анкира, главный город малоазийской провинции — Галатии (ныне — Ангора).

[58] Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 год.

[59] Здесь разумеется Кесария Каппадокийская.

[60] Святой мученик Василий скончался около 362 года.

[61] Дочь святого мученика князя Михаила черниговского.

[62] Антонин — Римский император, более известный под именем Марка Аврелия Философа, царствовал со 161 по 180 годы.

[63] Святой Иоанн II Милостивый патриаршествовал с 609 по 620 годы. Память его совершается 12 ноября.

[64] То есть, скопцом.

[65] Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в г. Никее по поводу лжеучения пресвитера Ария, нечестиво признававшего Сына Божия творением Бога Отца.

[66] Император Константин Великий царствовал с 324 по 337 годы.

[67] Житие преподобного Геннадия и служба ему написаны иноком Алексием, учеником преподобного и игуменом основанного Геннадием монастыря. Житие сохранилось во многих рукописях. В некоторых из них находится просьба списателя отнести его труд на просмотр к царю Феодору и митрополиту Дионисию, следовательно, житие написано между 1584 н 1587 годами. Служба, акафист и житие вместе с предсмертным поучением не раз издавались в Петербургской и Московской Синодальных типографиях славянским шрифтом (например, М., 1888). Житие, описание чудес поучение и повесть об обретении мощей изданы сполна по рукописям в «Ярославских Епархиальных Ведомостях» за 1873 год и отдельной брошюрой в Ярославле — в том же году.

[68] Преподобный Александр Свирский скончался в 1533 году. Память его празднуется 30 августа.

[69] Преподобный Корнилий Комельский скончался в 1537 году. Память его празднуется 19 мая.

[70] Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 29-30.

[71] Великий князь Василий IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 год.

[72] Первого царя русского. Управлял государством с 1533 по 1584 года (в 1547 году принял титул царский).

[73] Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 37.

[74] Преподобный Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Этот устав напечатай в «Истории Российской Иерархии» и отдельно — в 1812 году.

[75] Сведения о благоверном великом князе Георгии содержатся в древних летописях. Сверх того, в Степенной Книге и Четьих-Минеях Милютина, находится «Плач и страдания» князя.

[76] Память его празднуется 20 сентября.

[77] Юрьев Польский — уездный город Владимирской губернии. Волок (или Волоколамск) — город Московской губернии.

[78] Битва называется от речки Липицы в Юрьевском уезде Владимирской губернии, близ которой она разыгралась.

[79] Радилов Городок теперь называется село Городец, Балахнинского уезда Нижегородской губернии.

[80] Уездный город Тверской губернии.

[81] Мордва — многочисленное финское племя, обитавшее в нынешних терниях: Нижегородской, Пензенской и части Тамбовской, Саратовской и Казанской.

[82] Великие Болгары — столица Волжской Болгарии, ныне село Успенское Спасского уезда Казанской губернии — на левом берегу Волги в 121 версте от Казани.

[83] Река Сить, правый приток Мололи, протекает в губерниях Ярославской и Тверской.

[84] Епископ Кирилл управлял Ростовской епархией с 1230 по 1262 года

[85] Ярослав Всеволодович был великим князем с 1238 по 1249 годы

[86] Управлял Русской митрополией с 1242 по 1281 годы.

[87] Хозевигами назывались иноки Хозевитской или Хузивской обители.

[88] Остров Кипр находится в северо-восточном углу Средиземного моря, недалеко от Сирийского побережья.

[89] Иорданская долина находится по течению реки Иордана, представляя собой места мало населенные. Она с древних времен была излюбленным местом отшельников. Так, сюда удалился св. пророк Иоанн Предтеча и выступил здесь с проповедью о покаянии. Во времена христианские в этой долине находилось немало всевозможных монастырей.

[90] Лавра Коломанова находилась близ Мертвого моря и Иордана.

[91] Хузивский монастырь находился в пустыне Хузив или Хозева, межу Иерусалимом и Иерихоном, рядом с большой дорогой, через которую обыкновенно проходили паломники из святого града к Иордану, и недалеко от спуска в низменную долину Иорданскую. Монастырь этот был расположен в дикой местности. Церкви и келии монахов, вися над оврагом на высоте 50 сажен, были как бы прилеплены к каменистым утесам. Монастырь Хузива возник в V веке. Имя первого его основателя неизвестно. В последствии монастырь именовался Лаврой и в VI, VII и VIII веках, кота он особенно славился строгостью жизни своих подвижников, достиг особенного процветания. В XII веке монастырь этот еще существовал, о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно. В самое недавнее время эта обитель была восстановлена.

[92] Нашествие персов было в 614 году, под предводительством Хозроя, царя персидского (царствовал с 580 по 628 годы).

[93] 1 Книга Премудрости Соломона, гл. 3, ст. 1.

[94] Псалом 115, ст. 6

[95] Вениамин — «хищный волк» (Быт. 49, 27).

[96] Иуда — «молодой лев, с добычи поднялся» (Быт. 49, 9).

[97] Ермопольская пустыня находилась о Египте к получила свое название от древнеегипетского города Ермополя.

[98] Она почивала во Владимире в княгинином Успенском монастыре с дочерью своей, княжной Евдокией, и первой супругой Александра Невского, княгиней Александрой. Память их почитается местно.

[99] Макаров — ныне местечко Киевской губернии и уезда — в то время принадлежал к владениям гетмана Литовского.

[100] Кирилловский монастырь в Киеве основан князем Черниговским Всеволодом Ольтовичем в XII веке. Разорен Батыем. Возобновлен в ХVII веке и в 1786 году упразднен.

[101] Киево-Могилянская Коллегия, или Киевское Братское училище, впоследствии — Киевская Духовная Академия, открыта в 1615 году, в одно время с Богоявленским Братским монастырем и при этом монастыре. Преобразована митрополитом Петром Могилою (1633-1647) и с того времени надолго стала средоточием духовной и светской науки в России. Из Киевской школы вышло много просвещенных пастырей и ревностных защитников православия.

[102] Иоанникий Голятовский (умер в 1688 году), сначала учитель, потом ректор Киевской школы, много сделавший для ее процветания, был одним из знаменитейших богословов-полемистов и проповедников своего времени. Многочисленные сочинения Иоанникия, направленные против латинян и униатов, свидетельствуют о его ревности к защите православной истины.

[103] Иосиф (Нелюбович-Тукальский), с 1661 года архиепископ Могилевский, затем митрополит Киевский. Был в плену у поляков и скончался в Чигорине в 1675 году.

[104] Лазарь Баранович (умер в 1693 году), архиепископ Черниговский с 1657 года. Бывший воспитанник и ректор Киевской академии (1650-1656), Лазарь славился искусством проповеди слова Божия и содействовал Московскому правительству в подчинении Малороссии. Святой Димитрий называл его «великим столпом церковным».

[105] До конца XVI века в России проповеди редко произносились устно. Большей частью читались переводные поучения святых отцов или жития святых. Со времени же возникновения училищ в юго-западной России стали появляться образцы собственного проповедничества и вместе с тем образовалась особенная должность проповедников, которую отправляли чри соборах, монастырях и братствах духовные лица, получившие высокое образование правления и составления житий святых. После долгих колебаний Димитрий согласился, переехал в Киев и поселился в Лавре. В этом же году он приступил к составлению Четьих-Миней (житий святых) и настойчиво, скрупулезно вел эту работу около 20 лет.

[106] Святителя Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель и приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах.

[107] Феодор Иоаннович — простой и слабоумный, как определяет его С.М. Соловьев, но очень ласковый, тихий, милостивый и чрезвычайно набожный государь.

Царь Феодор Иоаннович вообще представляет собой необычное и поучительное явление в истории старого рода Калиты. Этот род, всегда с избытком заботившийся (и успешно) о земном, блеснул, погасая, полным отрешением от всего земного в лице царя Феодора Иоанновича.

По свидетельству современников, он всю жизнь «избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном». Сохранилось описание царя польским послом Сапегой: «Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу».

Другой современник, шведский дипломат Ерлезунда Петрей, в своем описании Московского государства (1608-1611) также замечает, что царь Феодор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонил в колокола и слушать обедню.

Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. Рос царь в Александровской слободе, среди безобразий и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. «Родившись слабосильным от начавшей прихварывать Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с нервной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах» (так описывает 32-летнего царя видевший его в 1588-89 гг. английский посол Флетчер).

Он вечно улыбался, но грустной безжизненной улыбкой, рассчитанной на жалость и пощаду от капризного гнева властного отца. Это рассчитанное на жалость выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Феодор и вступил на престол.

В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры.

Но даже если отбросить все это наносное, то и в этом случае царь Феодор в глазах русских современников был блаженным (привычный и любимый облик) на престоле, одним из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное.

«Благородив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении» (отзыв близкого ко двору современника князя И. М. Катырева-Ростовского).

«В царе Феодоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому» (отзыв другого современника).

«В келье или пещере царь Феодор был бы больше на месте, чем на престоле» (Карамзин).

«От рождения окруженный блеском и богатством мира сего, Феодор не увлекался ими, но всегда устремлял свой ум к Богу и сердечную веру сопровождал добрыми делами; любил церковные пения и дневные правила, тело удручал всенощными бдениями, воздержанием и постом, а душу питал поучениями божественных писаний, украшая ее благими нравами» (другой отзыв современника).

Большую часть дня царь проводил в молитве. Вставал обыкновенно в четыре часа утра, ожидал духовника в спальне, уставленной иконами, перед которыми день и ночь горели лампады. Духовник приходил с крестом, за ним несли икону святого, чья память совершалась в тот день. Царь клал земные поклоны, читал вслух молитвы, затем шел с царицей к заутреня. Возвратясь, он принимал близких ему лиц, охотнее всего — лиц духовных, с которыми любил подолгу беседовать. Потом шел к литургии, а после обеда и отдыха — к вечерне. Не ложился спать, не приняв благословения от духовника. Часто посещал московские и окрестные монастыри. Царица Ирина, сестра Годунова, славившаяся благочестием, умом и красотою, имела большое влияние на царя, и он во всех делах советовался с нею.

Под гнетом отца он почти потерял свою волю, сохраняя навсегда заученное выражение покорности. Будучи на престоле, он искал человека, который стал бы хозяином его воли.

Умирая, царь Иоанн Грозный торжественно признал своего «смирением обложеннаго» преемника неспособным к управлению государством и назначил ему в помощь правительственную комиссию, нечто вроде регентства из нескольких наиболее приближенных вельмож.

В первое время среди регентов выделился родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев. Но вскоре его болезнь и смерть расчистила дорогу к власти другому опекуну, шурину царя, — Борису Годунову. Он постепенно оттеснил (при поддержке сестры-царицы) от дел других регентов и сам стал править государством.

Бориса Годунова мало назвать регентом. Он захватил такую власть, «якоже и самому царю во всем послушну ему быть», и «не меньшею частию пред царем от людей почтен бысть». Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Феодора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. «Умилосердился Господь на людей своих и даровал им благополучное время, позволил царю державствовать тихо и безмятежно, и все православное христианство начало утешаться и жить тихо и безмятежно».

Обостренной нравственной чуткостью Феодор («вещий простачок») бессознательным, таинственно-озаренный восприятием, умел понимать вещи, каких не могли понять и большие умники. Ему грустно и тяжело было от партийных раздоров (Борис Годунов и князь Шуйский), ему хотелось видеть Русь единой и монолитной.

Не будучи выдающимся государственным деятелем, Феодор чувствовал в себе способность разбираться в подданных со стороны духовной.

Вот каким предстает он в разговоре с Борисом Годуновым в редакции А. Пушкина:

«Ни, им!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь государством,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека».

И в другом месте:

«Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно
Избрать я должен — я не обманусь».

[108] Кем он был на самом деле трудно сказать, но в Москве он был объявлен беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, Для большего успеха своего предприятия самозванец принял латинскую веру, которую обещал ввести и во всей России.

[109] Святой мученик Уар был замучен за Христа в 307 году. Мощи его взяла святая Клеопатра и погребла их в своем имении, а когда гонения кончились, воздвигла над ними церковь и непрестанно молилась перед ними, поручая ему своего единственного сына Иоанна. Желая как можно лучше устроить его жизнь, мать предназначила его для воинской службы. Но когда это время настало, Иоанн скоропостижно скончался. Мать была безутешна. Она думала, что молитвы ее не были услышаны. Но ночью ей явились во сне в несказанном свете святые Уар и Иоанн, и святой мученик Уар сказал ей, что сыну ее лучше было умереть чистым и быть в воинстве Небесного Царя, чем царя земного, где он был бы окружен соблазном. Впоследствии Клеопатра и Иоанн были также причислены к лику святых.

[110] Аравия — каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим предъявлял собой один из оазисов аравийской пустыни.

[111] Пс. 118, 1.

[112] Кончина святых относится к 363 году.

[113] В стране Заиорданской, в восточной половине Палестины.

[114] Город Фесвит или Фесва находился в восточной частя Галаадской страны, простиравшейся от горы Ермона до реки Арнона, на восток от Иордана, близ Галаадских гор.

[115] Ваал считался у ханансйских народов главным богом. Под именем Ваала они обоготворяли солнце, как источник плодотворной силы в природе.

[116] 3 Цар., гл. 17-19 и 4 Цар., гл. 1-2.

[117] Этот город был третьей столицей царства Израильского. Первой столицей был Сихем, в колене Ефремовом, второй — Ферс, в колене Манассиином, третьей — Самарня, опять в Ефремовом колене.

[118] Слова «Жив Господь Бог твой, жива душа твоя» — равносильны нашей клятве «клянусь Богом». Древние евреи, желая заверить в истинности своих слов, употребляли обыкновенно именно эти слова в качестве самой сильной клятвы.

[119] Зная человеколюбие Господа, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. И получил просимое.

[120] Как и прежде, вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство. Побуждаемый гордостью, Давид хотел сосчитать свой народ. За такой грех Господь послал на его царство моровую язву, от которой в три дня умерло 70000 человек

[121] В Сирии, близ Дамаска.

[122] Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством. Они очень прожорливы и не имеют никакого чувства жалости даже к своим птенцам. Лишь только ворон выведет птенцов, он покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Но природа так устроена, что в рот птенцов залетают мухи, которыми они и питаются. И всякий раз, когда вороны приносили ему пищу — утром хлеб, вечером мясо — совесть Илии, этот внутренний голос Божий в человеке, должна была взывать к его сердцу, к его милосердию по отношению к наказанным им людям.

[123] Город Сарепта находился на запада Финикии, на берегу Средиземного моря, близ Сидона.

[124] Гора Кармил находится на северо-запада Самарин, близ Средиземного моря. Илия избрал эту гору для собрания потому, что она была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве.

[125] Наравне с Ваалом почиталась Астарта или Ашера. Она была богиней неба (Иер. 7, 18), луны и богиней счастья, любви, плодородия, войны и охоты. Изображалась с женской головой, украшенной лунным серпом или двумя рогами. Служение Ваалу совершалось на высотах, а Астарте — в долинах, в зеленых дубравах (рощах). Дубравами в честь Астарты всегда были окружены капища Ваала, построенные на холмах и горах, и в них, у подножия холмов, ставились жертвенники Астарты. Жрецы Астарты имели название «дубравные». Ваал, кроме своего значения, как бога солнца, в Разных местах назывался различными именами. Так, у филистимлян он назывался Ваал-Зевул, бог мух, потому что филистимляне, жившие на низком берегу моря и страдавшие от множества мух и других насекомых, молились ему об избавлении от них. Он считался также целителем недугов и прорицателем. Ваал-Вериф — бог клятв, договоров, союзов. Ваал-Фегор — бог войны. Израильтяне легко увлекались служением идолам, потому что служение истинному Богу требует добродетелей, молитвы, сокрушения о грехах, постов, а служение идолам сопровождалось плясками, пиршествами, пьянством и другими чувственными наслаждениями.

[126] У евреев был обычай спать в самую жаркую пору дня, с 10 или 11 часов дня до 3 по полудни.

[127] Ниспадение огня с неба означало, что Бог милостиво принимает приносимую Ему жертву.

[128] Евреи во время молитвы падали лицом ниц на землю. Этим они выражали сознание своего падения перед Богом и ничтожества своего перед величием Божиим, а также свое сокрушение о грехах.

[129] Поток Киссон протекал близ горы Кармила, на север от нее. Впадал в Средиземное море, которое называлось «Великим».

[130] По закону Моисееву должно было подвергать смертной казни явственных идолопоклонников, а особенно тех, кто увлекал других к идолопоклонничеству (Второзак., гл. 13).

[131] Город Вирсавия находился на юге Иудеи.

[132] Гора Хорив находятся в юго-западной части Аравийского полуострова, на север от Чермного (Красного) моря, близ горы Синая, несколько на северо-запад от нее.

[133] Из этого видно, что через помазание царей и пророков сообщается им Дух Светой, Который недосягаемо возвышает их перед прочими людьми и делает их представителями и орудиями власти Божией над людьми.

[134] Закон Моисеев категорически запрещал продавать наследственные владения (Числ. 36, 7).

[135] Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу Царя.

[136] Для выражения скорби в древности раздирали на себе одежды, то есть, надрывали их спереди, на груди, посылали голову пеплом или землей, надевали на себя вретище, то есть, жесткую, из войлочной материя, без рукавов, одежду, которая походила на мешок, постились, не жалели своего тела, не чистили и не меняли одежд, снимали с себя всякие украшения, даже башмаки и сандалии (дощечки, прикрепляемые к подошвам ремнями), и ходили босые, стригли волосы на голове и бороду. В глубокой горести садились или ложились на землю в пыль и пепел, закутывали лицо, низ носа, в знак того, что не хотят говорить, и даже закрывали все лицо и голову.

[137] Во время воины с царем Сирийским Венададом.

[138] 4 Цар., гл. 9.

[139] 14 июня.

[140] Сынами пророческими у израильтян назывались ученики пророков. Они составляли из себя школы или общества, воспитывавшиеся под непосредственным руководством пророков. Ученики пророческие занимались молитвой, назидательными беседами, благочестивыми песнопениями и музыкой, и возвышались иногда до божественного вдохновения. «Пророчествовать», по Священному Писанию, не всегда означает «предсказывать будущее». Это слово иногда означает «вести под влиянием Духа Божия вдохновенные речи, говорить назидательные проповеди, толковать слово Божие, слагать молитвы и песнопения Богу, произносить и петь их под звуки музыки» (1 Кор. 14, 3-6). Все это и было целью и задачей пророческих школ. Такие школы были в Раме, Вефиле, Иерихоне, Галгале и в других городах.

[141] Пророк Елиссей видел, что даже пророк Илия, обладавший великим нравственным духом и пророческим даром, не мог обратить к истинному Богу закоснелых нечестивцев царства Израилева. Потому, ревнуя о славе Божией и сознавая свою немощь, он и просил себе вдвойне пророческого и чудодейственного духа, который был у Илии.

[142] Апок.11, 3-12.

[143] До принятия христианства он носил языческое имя Нежило.

[144] Город Вильна был основан в XII, а по другим известиям — даже в Х веке. Но исторически известным он становится только в начале XIV века (ок. 1323 г.), как столица великого князя Литовского и Русского Гедимина. В настоящее время — столица Литвы.

[145] Поклонение огню, вообще распространенное в древности, имело место и в языческой Литве. Оно состояло, собственно, в поклонении богу огня, грома и молнии — Перуну, в честь которого в Вильне был выстроен» 1285 году довольно обширный храм.

[146] Ольгерд, князь литовский, правил с 1341 по 1377 годы. Незадолго До вступления на княжение Ольгерд принял христианство, но сделал это из житейских расчетов, желая завладеть княжеством Витебским, принадлежавшим русской княжне Марии Ярославне, на которой Ольгерд и женился с этой целью. Когда умерла его супруга-христианка (это произошло 1346 году), Ольгерд оставил христианство и снова стал язычником.

[147] Это произошло 14 января.

[148] Случилось это 24 апреля.

[149] Впоследствии священномученик-исповедник митрополит Казанский

[150] Город Туров, ныне местечко Минской губернии Мозырского уезда, находился на реке Припяти, на половике расстояния между нынешними городами Мозырем и Пинском. По свидетельству летописи, он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогволдом, основавшим княжество Полоцкое.

[151] Борисо-Глебский монастырь находился близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина (28 июня).

[152] Здесь имеется в виду князь Ярослав Георгиевич или Ярославич, живший в Турове с 1146 года.

[153] Год вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. Он был пятым епископом на этой кафедре.

[154] Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сначала суздальский игумен, а затем епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 года казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо черного.

[155] Святитель Кирилл присутствовал на Соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении.

[156] Константин-Ярослав Святославич, был младший сын Святослава Ярославича, сначала князя черниговского, а затем — великого князя киевского (1073-1077), внук Ярослава Великого и правнук Владимира святого. Приговором князей на Любечском княжеском съезде в 1097 году Муром был утвержден за Константином-Ярославом. Он, после святого Глеба, был первым князем муромским и родоначальником последующего дама князей муромских и рязанских. Святой Константин княжил в Муроме с 1096 года да своей кончины, последовавшей в 1129 году. Указание в Прологе за 1192 год, как на год прибытия святого князя в Муром, следует считать ошибочным.

[157] Муром — центр северной ростово-суздальской области, ныне уездный город владимирской губернии — в древнее время принадлежал финским племенам, в частности, муромским, меря и мордва. Несмотря на то, что город был населен инородцами-язычниками, в нем уже был существующий до настоящего времени Спасский монастырь. В Лаврентьевской летописи о нем упоминается под 1096 годам. Есть основание думать, что он был основан трудами черниговских епископов, так как Муром принадлежал к уделу черниговских князей.

[158] Поприще — мера расстояния в 690 сажен. Думают, что, встретив сопротивление муромцев, святой Глеб поселился на реке Ишне, в 12 верстах от Мурома.

[159] Кончина святого князя Глеба последовала в 1015 году. Память его празднуется 5 сентября.

[160] В частности, им же построена церковь во имя святых благоверных Бориса и Глеба.

[161] Возобновление Благовещенского храма Юрием Ярославичем относится 1351 году.

[162] То есть, радостно торжествует.

[163] То есть, исповедующее православную веру во Христа и подвизающееся в христианском благочестии.

[164] Иллирия — обширная область в северо-западной части Балканского полуострова, расположена была на берегу Адриатического моря. В настоящее время на месте древней Иллирни расположены Босния и Герцеговина, Сербия и др.

[165] То есть, одаренную высшим совершенством.

[166] То есть, увенчались.

[167] Равенна — ныне Итальянская провинция у Адриатического моря.

[168] Город Катана находится на острове Сицилия, недалеко (от горы Этны, которая и доныне извергает огненную лаву)

[169] Лев III Исаврянин (717-741). Его сын Константин царствовал с 741 до 775 года.

[170] Сиракузы — одна из первых греческих колоний на восточном берегу острова Сицилии, основана, по преданию, коринфянами около 735 года до Рождества Христова. Ныне — итальянская провинция.

[171] Между прочим, благодаря силе убеждения святого Максима Исповедника, после его публичного прения о вере с монофелитом Пирром, патриархом Константинопольским, последний отрекся от ереси, прибыл с преподобным Максимом в Рим и здесь в 645 году, в присутствии клира и папы Феодора, ревностного блюстителя Православия, передал пале акт отречения от ереси, после чего Феодор торжественно присоединил Пирра к Церкви. Таким образом, несправедливо утверждают раскольники, что Максим Исповедник, будто бы, восхитил себе святительское право в совершил чиноприятие патриарха Пирра, впавшего в ересь и затем покаявшимся.

[172] Чтобы он не мог ни словом, ни пером провозглашать христианские истины.

[173] Тотьма — уездный город Вологодской губернии, в 205 верстах к северо-востоку от Вологды, по почтовому тракту в Устюг. Расположен на левом берегу реки Сухоны.

[174] Иосиф управлял Устюжской епархией с 1700 по 1718 годы. Скончался в 1720 году.

[175] А перенесение мощей преподобного Феодосия было совершено в 1091 году.

[176] У иноков Печерского монастыря был обычаи удаляться в пещеры для уединенной молитвы. Для этого вырывали в стенах пещер углубление, вторые можно видеть и в наше время.

[177] Пс. 50, 19.

[178] Мф. 5, 4.

[179] Его завещание напечатано полностью в «Богословском Вестнике» (1897, февраль) и отдельно: Сергиев Посад, 1897. «Слово к пастырям» напечатано в «Церковных Ведомостях» за 1903 года, № 48.

[180] В трех верстах от Новгорода, на берегу реки Вережи.

[181] Память празднуется 2 октября.

[182] Изяслав Ярославич — великий князь Киевский (1024-1078).

[183] Глеб Святославич — князь Новгородский, старший сын великого князя Киевского Святослава, был убит финнами в 1078 году.

[184] Святополк II (Михаил) Изяславович, сын великого князя Киевского Изяслава, с 1078 года — князь Новгородский, с 1093 по 1114 годы — князь Киевский.

[185] Переяславль Залесский, уездный город Владимирской губернии, находился сперва на озере Клещино, близ верховьев притока реки Клязьмы (пермские пределы), а потом, около 1152 года, суздальским князем Юрием Долгоруким был перенесен на новое место, на пять верст южнее. Назван Залесским потому, что находился в дремучих лесах, отделявших сто от других городов.

[186] Исаия 1, 16.

[187] Столп, который устроил преподобный для своих подвигов, находился не поверх, а ниже поверхности земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством.

[188] Сын Всеволода, князя Черниговского. Исцеление историки относят к 1186 году. Дав богатый дар монастырю, князь возвратился в свой город в полном здравии.

[189] Преподобный Никита скончался 24 мая 1186 года.

[190] Параекклесиарх — пономарь, зажигающий в монастырях лампады перед иконами.

[191] Петропавловский Ярославский монастырь стоял на берегу Волги на том месте, где ныне находится Петропавловская церковь.

[192] Описание двух чудес и похвала блаженному Николаю находится в Рукописных сборниках Уварова (Царского) №№ 135 и 185 (см. «Русские святые» архиеп. Филарета Черниговского). В Прологе, также, как и в Четьи-Минеях, сказано лишь: «В той же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новгороде, но жития его нет. В минее июльской 1646 года, согласно архиепископу Филарету, помещена служба праведному Николаю, но служба эта — та самая, которая сочинена праведному Андрею. В нашей Минее ему службы нет.

[193] Равно, как и по смерти. В часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 году устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрии Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом. Память праведной Иулиании совершается 21 декабря (день смерти).

[194] Жизнь и чудеса блаж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. М., 1891, стр. 10-11.

[195] Распри между двумя сторонами Новгорода, Софийской и Торговой не редко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту. соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили новгородские владыки, чтобы предупредить или прекратить битву.

[196] Примечательно, что хотя блаженный Николай умер спустя 9 лет после кончины своей матери, когда место погребения се еще не могло быть забыто, однако не пожелал упокоиться рядом с ней, возле самого Яковлевского собора, а завещал похоронить себя на краю кладбища, притом, на дороге, чтобы как можно более ног людских попирало его прах.

[197] Вообще, нужно заметить, что блаженный Николай нигде не изображается так, как обыкновенно пишутся Христа ради юродивые, то есть, нагим, едва прикрытым пеленами. Он изображается подобно святому Феодору, боярину Черниговскому, чудотворцу, или Алексию, человеку Божию.

[198] Прославленного в 1805 году. Память его отмечается 27 ноября.

[199] Христорождественский монастырь на Прилуке, на левом берегу Волги неизвестно кем и когда основан. Давно упразднен. На его месте ныне село Прилуки Ярославской губернии Мышкинского уезда, в 52 верстах от уездного города.

[200] Успенский монастырь был основан в XIV веке преподобным Аврамием Чухломским (память его 20 июля). Упразднен в 1764 году. На его месте теперь погост Заозерский-Аврамиев или Новый монастырь Костромской губернии Галичского уезда, в 7 верстах (водным путем) к северо-западу от Галина, на северном берегу Галичского озера.

[201] Монастырь этот основан в 1164 году великим князем Георгием Всеволодовичем. Феодоровским называется от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. В 1263 году здесь скончался святой благоверный князь Александр Невский (в иночестве Алексий; память его 23 ноября и 30 августа). Монастырь существует и доныне при с. Городце Балахнинского уезда Нижегородской губернии, на левом берегу Волги, в 18 верстах к северо-западу от г. Балахны.

[202] Святой митрополит Фотий управлял Русской Церковью с 1408 по 1431 годы. Память его отмечается 2 июля. Следовательно, монастырь Павла Обнорского возник не ранее 1408 года.

[203] Игумен Иларион управлял Павло-Обнорской обителью в начале XVI века.

[204] Население Рима с древнейших времен делилось на несколько частей, которые назывались трибами. Начальникам или старейшинам триб и усвоено было название трибунов. Со временем это название стало прилагаться ко многим государственным должностным лицам, преимущественно — к воинским начальникам, вроде наших полковников. В данном случае имеется в виду один из таких начальников.

[205] Дело в том, что святитель Петр при жизни никогда во время богослужения в положенное время не садился на Горнем месте и даже не восходил на его ступени, а только у его подножия. Это смущало некоторых иноков и мирян, они просили его исполнять положенное по чину, по тому однажды после Божественной литургии митрополит объяснил свое поведение таким образом:

— Знаете ли вы, почему я не сажусь на моем Горнем месте и не восхожу на ступени его? Потому, что, когда приближаюсь к престолу, вижу на нем небесный свет и как бы некоторую Божественную Силу, на век пребывающую. Ужас обнимает меня, и я не дерзаю сидеть там, считая себя недостойным этого, но сажусь при подножии, и то со страхом. Говорю вам для того, чтобы вы более не принуждали меня.

[206] Выдвижение кандидата в митрополиты Тверским князем объясняется тем, что это было время ожесточенной борьбы за первенство между тверским и московским князьями. Решался вопрос, какому из этих городов стать кристаллизатором будущей великой Руси.

[207] Киев в это время лежал в развалинах и митрополит Петр, подобно своему предшественнику, избрал для кафедры город Владимир.

[208] После захвата монголами в 1238 году Москва долгое время оставалась без удельного князя. Александр Невский (1252-1263) посадил в ней своего младшего сына, князя Даниила, потомки которого и остались в ней постоянно.

[209] Калита — кожаный мешок для денег.

[210] Память его совершается 15 апреля. Он был и великим князем, и прозванным Великим.

[211] Изданной самим монастырем в 1864 году.

[212] «Летопись церковных событий», СПб., 1880.

[213] То есть, Белого.

[214] Пинега — река Вологодской и Архангельской губерний, правый пряток Северной Двины. Начало берет в Сольвычегодском уезде, где и расположена волость Малая Пинежа.

[215] Слово «голбчик» (голбец, голубец) обозначает деревянный памятник на кладбище. Он строился чаще всего в виде домика — деревянного сруба с кровлей на два ската и с крестом на ее середине, реже — в виде деревянного столбика с крышей или навесом. Над могилой преподобного Сергия был поставлен голбчик второго вида.

[216] Преподобный Савва был сначала иноком святой Афонской горы и подвизался в обители святого великомученика Пантелеймона, называемой Русы, а потом Константинопольским патриархом Мануилом был поставлен в архиепископы Сербии. Прославился святостью жизни и причислен Церковью к лику святых.

[217] Супруга его, благочестивая Анна, последовала примеру мужа, приняла монашество и поселилась в одном из женских монастырей.

[218] Каппадокия — восточная область Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии.

[219] Сурож или Сугдея — древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне город Судак.

[220] Византийский император Лев царствовал с 717 по 741 годы. Против иконопочитания он особенно резко выступил в 726 году, что даже вызвало народное восстание.

[221] При этом патриарх Герман отказался подписывать любые распоряжения против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без Вселенского Собора.

[222] Год смерти святого Стефана неизвестен. Считается, что он скончался около середины VII века. В некоторых источниках указывается 742 год.

[223] Память празднуется 8 июля.

[224] Епископ Арсений I, как считается, занимал Ростовскую кафедру с 1374 по 1380 годы.

[225] Митяй, любимый священник и духовник великого князя Димитрия Иоанновича, а затем архимандрит Московского Спасского монастыря, Управлял, без посвящения. Всероссийской митрополией после смерти святителя Алексия. Умер в 1379 году на пути в Константинополь, куда он отправился за посвящением в митрополиты.

[226] Пермяне или зыряне — народ финского или уральского класса турайского семейства. По большей части, они среднего роста, крепко и правильно сложены, черноволосые с серыми и темно-карими глазами. Смелость, остроумие, терпение, хитрость, любознательность и изобретательность — их неотъемлемые качества. Последняя проявилась, между прочим, в многочисленных способах ловли птиц, зверей и рыб.

[227] Впоследствии упразднен.

[228] Приблизительно в 65 году по Рождестве Христовом.

[229] «Плоть и Дух», «Проповеди краткие», «Наставление монашествующим», «Наставление христианское», «Наставление обратившимся от суетного мира»...

[230] Аляскинское и Бруклинское.

[231] Например, закрыть Высшее Церковное Управление за границей, перевести Русскую Церковь на григорианский стиль летоисчисления, допустить к управлению церковными делами отдельных «живцов» и т.д.

[232] Отец его был ближним боярином при великом князе Василии Ивановиче и заседал в боярской Думе, да и сам Филипп (Феодор) молодость провел при Дворе.

[233] Управление Церковью в условиях, которые к этому времени сложились, не сулило ничего хорошего. Если бы митрополит оказался противником Иоанна в его преобразовательской политике, его не защитили бы ни его авторитет, ни высокий священный сан.

[234] «А не отменит (царь), ему — Филиппу — митрополитом быть невозможно; а если его и поставят в митрополита, он затем оставит митрополию».

[235] Соловьев приводит текст «обязательства», которое святитель вынужден был дать государю: «В опричнину ему и в Паркий домовый обиход не вступаться, а после наставления, за опричнину и царский домовый обиход митрополии не оставлять».

[236] Царь был раздражен этой речью. В ответ на эту защиту и обличение Иоанн с гневом потребовал от митрополита, чтобы он молчал и даже пригрозил: «Филипп, не прекословь державе нашей, да не постигнет тебя мой гнев».

[237] Диалог, произошедший между ними настолько замечателен, что его нельзя не привести полностью.

В ответ на замечание придворных, что царь православный стоит смиренно и ждет благословения, Филипп сказал:

— В сем виде (царь был в общей маскарадной опричнинской форме), в сем одеянии странном не узнаю царя православного! Не узнаю его и в де делах государственных. Кому поревновал ты, приняв сей образ и изменив свое благолепие? Государь, убойся суда Божия: на других ты закон налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда: на одной Руси нет ее. Во всем мире можно встречать милосердие, а на Руси нет сострадания даже к невинным и к правым. Мы здесь приносим бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем без вины проливается кровь христианская. Ты сам просишь у Бога прощения в грехах своих, прощай же и других, погрешающих пред тобою.

— Филипп, — воскликнул царь, — ужели ты думаешь изменить нашу волю? Лучше бы тебе быть единомысленным с нами.

— Тогда суетна была бы моя вера, — возразил митрополит. — Я не о тех скорблю, которые невинно предаются смерти, как мученики; я о тебе скорблю, пекусь о твоем же спасении.

[238] Головной убор опричников татарского стиля.

[239] Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, с 582 по 595 годы. Он отличался строго-подвижнической жизнью и известен как автор (составитель) некоторых сочинений, касавшихся, главным образом, христианской нравственности.

[240] Маврикий, император византийский, царствовал с 582 по 602 годы.

[241] Сакелларий — соборный хранитель утвари, ризничий.

[242] Скончался в 606 году.

[243] Император Фока царствовал с 602 по 610 годы.

[244] Галатия — малоазийская область.

[245] Монофелитская ересь была осуждена на VI Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе.

[246] Вифиния — северо-западная область Малой Азии, лежавшая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива.

[247] Лев IV Мудрый, сын Василия Македонянина, Византийский император, царствовал с 886 по 911 годы.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел православие












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.