Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Мень А. Магия, оккультизм, христианство
ПО ТУ СТОРОНУ ВИДИМОГО
ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА
Из беседы шестой на "Символ веры", проведенной 16 декабря 1989 г. в ДК
фабрики "Дукат"
<...> Меня в юности поразило высказывание Мопассана о женщине, которая
погубила себя, бросилась в колодец, и, как он говорит, душа ее, то, что
называлось ее душой, "угасло на дне колодца". Это звучало очень мрачно. Но
тогда уже - хотя я был еще школьником, - тогда я уже понимал, что угасание -
это не аннигиляция, это процесс перехода из одного состояния в другое. <...>
Самое высокое из созданий Творца, которое мы только имеем в мире, - это
личность. Все стихии безличны, в животном проявляются первые зачатки
индивидуальности, но творящая личность - это только человек. Об этом говорил
Паскаль в своей бессмертной книге "Мысли". Обязательно посмотрите эту книгу,
она легко читается, потому что это афоризмы. Он говорит о том, насколько
хрупок человек и как мало нужно для того, чтобы прервать его жизнь, но все
стихии мироздания, огромные бездны и скалы, которые могут его раздавить, как
муху, в одно мгновение, ничего не стоят перед ним, потому что только
человек, он один, может сознавать, что с ним происходит.
<...> Можно понять, откуда наша способность мыслить, - спросите у
биолога, и он вам расскажет, как процесс усвоения кислорода начался у первых
наземных животных. А мы их наследники. Мы знаем, почему мы поддерживаем свою
жизнь с помощью пищи, - эти энергетические процессы совершенно ясны химику,
физику, физиологу, биологу. Мы знаем, откуда происходит все в нашей телесной
жизни, но только не знаем, откуда появилось духовное "Я", творящее,
мыслящее, выбирающее между добром и злом, меняющее облик планеты.
И Священное Писание нам открывает эту тайну. Оно говорит о том, что
человек в его духовности создан по образу и подобию Самого Творца; вот где
разгадка, вот почему мы иноприродны. Вот почему человек, который дышит, ест,
пьет, размножается, как любое другое существо, духовно отличается,
качественно отличается от всей природы. Он отражает в себе всю созданную
Богом Вселенную: царство минералов, элементы таблицы Менделеева, царство
растений. Ведь каждая клетка нашего тела точно повторяет модель клетки
любого растения, любого животного - но дух наш есть гость в этом мире, и не
просто гость, а перед ним поставлена определенная задача возрастания. <...>
<...> Вот образ для вас: текут реки, моря, поднимается утренний пар, и
вот земная вод в виде пара восходит вверх, и вот белые облака уже кружатся и
стелются над землей. Какое огромное значение имеют облака для жизни: они
несут в себе живительную влагу в те пустынные места, где так мало жизни, в
те пустынные места, над которыми раскинулось лишь беспощадное голубое чистое
небо.
И история духа имеет свои живительные облака: потоки душ, восходящих
вверх (то есть вверх не в пространстве, а в иное измерение), создают
бессмертную сокровищницу человеческих душ. Мы называем это высшим измерением
жизни. Иные называют его потусторонним, посмертным бытием, в котором тоже
развитие, в котором тоже движение, в котором тоже жизнь, но иная жизнь.
<...> Но христианство говорит нам о чем-то большем. Оно говорит нам о
жизни будущего века - не просто о естественном бессмертии каждого
человеческого "Я" в ином измерении, а о новом этапе космической эволюции.
Слово "век" (по-гречески "эон") означает огромное пространство во времени,
почти уходящее за пределы истории. Грядущий эон, жизнь грядущего эона - это
уже взгляд в отдаленнейшее вселенское будущее, это тот взгляд, который
проникает за завесу того, что может сегодня представить ограниченный
человеческий рассудок, это не просто естественное бессмертие души, вернее,
духа.
Я сразу должен оговориться: речь идет всегда о духе, потому что душа -
это психика, которая есть у животных и по-своему - у растений, это реакция
организма на окружающую среду; а дух - это то, что творит, то, что является
неповторимым, личностным, обладающим свободой. Все религии и философии так
или иначе говорят о бессмертии духа, и христианство не открывает нам эту
естественную истину. "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - это
упование и эта вера родились не на пустом месте, а родились они в таинствах
Пасхи Нового Завета, когда Иисус Христос победил смерть.
Мы говорим о людях, оставивших нам великие произведения искусства,
литературы, науки, как о бессмертных по-своему. Поэтому и Пушкин говорит:
"Весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет..." Это все
остается, но остается временно, потому что нет бесконечной памяти у
человечества. Вечной остается жизнь, погибают отдельные организмы, но для
человека, для его ноосферы, то есть для сферы духа, важен каждый человек,
важна каждая личность.
И когда Христос явился перед учениками, - это не была память о Нем.
Память была о пророке Исайе, о великих учителях человечества, о великих
философах. А Христос вовсе не жил в их памяти - Он явился им живой. Вот что
было важно. Бессмертие в легендах и памяти было у Моисея, но никто не
говорил, что он явился живым; бессмертным в памяти учеников был и Сократ, но
никто не говорил, что он явился живым; наконец, бессмертны в памяти нашей
великие святые христианские, и многие их видели во сне, имели с ними
внутренний контакт, но все-таки мы знаем, что они умерли, и гробницы их об
этом свидетельствуют, и мощи их явно об этом свидетельствуют.
Христос не ожил, а изменился, поэтому святой апостол Павел говорит, что
мы все изменимся. Это трансформация, мутация, новая ступень эволюции. Все
души, которые когда-либо были созданы в мире, - мы все изменимся. И тогда
нам вновь будет возвращено телесное бытие, но то телесное бытие, которое
открылось ученикам в явлении Воскресшего. Апостол Павел говорит, что есть
тело душевное, а есть тело духовное: некое иное тело, которое не подвержено
в такой степени жестоким, неумолимым законам <...> природы, тело, которое
подчиняется духу, поэтому не знает ни старости, ни усталости.
Опыт учеников, видевших Воскресшего, был особенным. Это не было смутное
видение, а Он пришел к ним и сел за стол, и показал им знаки на Своих руках,
и ел с ними. Но никто и не думал, что Он, может быть, очнулся, что Он ожил,
что Он реанимировался, - потому что лицо Его изменилось, они узнавали Его не
сразу. Он не входил к ним в дверь, а появлялся сразу в комнате; для Него не
существовало тех преград, которые существовали для Него же до того, прежде.
И Он сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле". Он стал иным.
И апостол Павел, продолжая Его мысль, учит нас, что Христос в этом
отношении явился Первенцем, - Первенцем не как Богочеловек, а как человек -
как человек, обретший новую жизнь. Среди всех нас Он первый обрел духовное
тело, первый вошел в вечность в духовно-душевно-телесном единстве личности.
И вот это и есть то, чего желает, чает христианство.
"Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Тело побеждается, миры
побеждаются, и наша душа, скомканная, маленькая и жалкая, вырывается на
колоссальную свободу. И между нею в ее нынешнем состоянии и тем раскрытием
огромным, которое ее ожидает, такая же гигантская дистанция, как между
молчаливым эмбрионом в утробе матери и гением (скажем, Леонардо да Винчи или
Эйнштейном), который из этого эмбриона развился.
"Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века..." Я убежден, что эта
жизнь охватит не только нашу планету, а и то, что в Библии названо новым
небом и новой землей. Я убежден, что столь сложное существо, как человек,
его организм, должен был подготавливаться колоссальным количеством
процессов, которые происходили в необъятной Вселенной. Для того чтобы
создать одно мыслящее человечество, по-видимому, нужно было запустить столь
гигантский котел урановый, как наша галактика, а может быть, и все наше
мироздание.
<...> Иисус Христос проповедовал нам о Царстве Божием. Не о чем-то
другом, а Весть Его прежде всего была о Царстве Божием, "ибо не царствует
Бог в этом мире, ибо князь мира сего сатана". Так сказал Господь, и мы сами
прекрасно знаем, что в мире действуют слепые разрушительные силы природы и
общества, злые страсти распада, ненависти. Бог не царствует, а мир этот -
поле боя, в которм участвуют и добро и зло, и стихии, и свободная воля
человека.
А что же такое Царство Божие? Это такое состояние бытия, в котором
воцарилась полнота жизни и гармония, воцарилась мысль Божия, бесконечно
прекрасный замысел Творца. Недаром Господь Иисус говорит, что это Царство
приходит незаметным образом. Да, оно давно вошло в мир, потихоньку проникая
в него, еще до того, как человек появился: в гармонии частей природы, в ее
красоте оно уже присутствует, в духе человеческом, в любви человеческой оно
присутствует, в творчестве человеческом оно присутствует, в милосердии
человеческом оно присутствует. Царство Божие - это не просто футурология, не
просто слова о будущем. Оно уже здесь.
Вот почему Господь Иисус говорит, что Царство Божие внутри вас, "среди
вас" - буквальный перевод. Оно врастает в этот мир. Там, где царствует
совершенство, мощь красоты и любви, там Царство Божие все громче и громче
заявляет о себе. Это не очевидность, которую можно пощупать руками, это надо
уловить интуитивно, постичь сердцем, это то, что открывает нам Христос.
Он говорил нам: "Покайтесь, приблизилось Царство Божие". <...>
Принесите Ему стремление изменить свою жизнь, потому что к вам, к вашей
душе, к вашей жизни приблизилось это Царство, и оно даст вам силу духа, силу
противостояния, силу причастности вечности в этой быстротечной жизни.
"Побеждающему дам вкушать небесную манну, - говорит Христос, - небесный
хлеб", и каждый, хоть немножко достигший этого Царства усилиями устремленной
любви к Нему, - тот победитель на своем месте. На своем месте в жизни и он
получит небесный хлеб жизни.
И потому Царство Божие есть наше величайшее упование и цель. И <...> мы
понимаем, <...> почему Богочеловек, придя на эту грешную землю, сказал нам:
"Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится
вам".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел оккультизм
|
|