Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Фостер Бейли. Дух масонства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть II

Глава II

МАСОНСТВО НА РАСПУТЬЕ

Нельзя уяснить себе масонство, каким оно может быть в будущем, если не уяснить, что оно являет собой в настоящем, а это, очевидно, нам не под силу, пока мы не познакомимся с богатством масонских учений, в частности, с историей и традициями древнего масонства, на чьем фундаменте выстроено всё, что мы ныне имеем.

Не так давно один из моих друзей, человек зрелого возраста, образованный и культурный, с обширными познаниями, активно участвующий в общественной жизни и с большим опытом преподавательской работы в ведущем университете, был произведен в масоны. Три года спустя мы проговорили по душам б'ольшую часть ночи. Он заявил: "Бейли, я огорчен тем, что вижу в масонстве. И не уверен, буду ли я по-прежнему посещать ложу". Сказанное явило собой вызов, игнорировать его было нельзя. Воскресила его одна из самых образцовых лож, в которых я когда-либо удостаивался присутствовать. Мешала ли ему предубежденность или же такая несчастливая особенность темперамента, как несовместимость со своими братьями? Отнюдь нет. Напротив, он был и есть человек добрых нравов, популярный в своем городе, его всегда привлекают к любым публичным, социальным мероприятиям. Состояла ли закавыка с ним в том, что он допытывался от масонства слишком многого? Способно ли последнее удовлетворить такого человека?

А трудность состояла в том, что он гораздо настойчивей своих братьев тщился докопаться до тех более глубоких смыслов нашего ремесла, что безусловно в нем есть. И покамест не нашел братьев, настолько преуспевших в нашем многовековом поиске, чтобы суметь его просветить.

Всё больше и больше в нынешнее быстротекущее время задается пытливых вопросов. И нам не миновать давать ответы, коль мы не хотим превратиться в вырождающийся орден, чьи ряды пополняются лишь немыслящими субъектами, довольствующимися работой на полу храма.

Будучи недавно в Лондоне, я присутствовал на банкете, данном братьями одной из самых респектабельных лож во всей Англии. Справа от меня сидел офицер Великой Ложи Англии. Я его спросил: "Скажите, если масон, видевший сотню воскрешений, не находит ничего, что бы могло его вызволить, то чем вы здесь, в Англии, его удержите, кроме, разве, великолепного стола?" (В той ложе очень уважают застолье.) Ответ последовал такой: "Мы в Англии предпочитаем мелкие ложи, дабы любой достойный брат мог в должное время воссесть на Востоке. Мы не одобряем политики некоторых ваших лож в Штатах, где насчитывается сотня членов и человек может много лет оставаться на колоннах." "Но, — сказал я, — как быть с теми, а их много, у кого нет времени или желания занимать руководящие посты? Разве масонство ничего не значит для людей, которым темперамент или обстоятельства мешают ответственно участвовать в наших ритуалах или в управлении ложей? Это чаще всего те, кто унижает наш благородный орден, используя его в своих мирских или деловых расчетах." По мнению собеседника, раз их не интересует изучение масонских традиций и истории, не привлекает масонская система воспитания нравственности, милосердия и товарищества, в таком случае для них мало что можно сделать. Что ж, если он прав, моему другу доктору действительно придется скорбно удалиться.

Я объявляю вызов всякому мыслящему масону, любящему наш древний многочтимый орден. Масонство — на распутье! Нам уже не удастся по-прежнему жить достижениями прошлого. Какой бы пленительной ни была история масонства, какими бы чистыми — его традиции, какими бы великими — его инсценировки, какими бы пышными — его ритуалы и представления, их недостаточно. Притом это отнюдь не мой вызов. Раздаются многие голоса, призывающие всех нас возобновить давнее искание Света. Это не личный вызов. Это вызов меняющегося мира.

Братья мои, что именно выносите вы из масонства? И достаточно ли этого? Не бесчестим ли мы бессознательно свой орден, ожидая от него слишком мало? Имеются ли в нём более глубокий смысл и трансцендентная ценность, нами пока не видимые? Требую ли я ныне слишком многого от масонства, рассчитывая при должном прилежании отыскать в нём Путь, Истину и Жизнь?

Для многих вполне довольно форм, ритуалов, поместительных храмов, многочисленного состава ложи, братских отношений, величавой истории масонства, наваждения его секретов, свойственных ему утонченного милосердия и высокой нравственности. Я же требую большего от масонства, чем даже эти сокровища, как бы ярко они ни блестели. Ибо во многих великих обществах и активных организациях всё перечисленное культивировалось. Но они приказали долго жить. Что же держит на плаву масонство? Да то, что оно было создано Всевышним как инструмент для воскрешения человечества. Масонство сотворено не человеком; оно сотворено Богом. Масонство по своей сути, благодатью своего источника, является Духоносным, а Великий Масонский Поиск — духовный, стало быть, мистический поиск. Масонство выжило в веках, потому что воистину и фактически, питая наши вдохновение и интуицию, нас ведет Великая Вышняя Ложа, члены которой — не мертвые масоны, а живое Сообщество Просветленных Умов, Знающие План Бога.

В Массачусетсе, на моей масонской родине, Великая Ложа обнародовала следующий указ для лож, действующих по дозволению: "Масон в градусе подмастерья должен обладать горячим стремлением к знанию и вожделением служить своим собратьям". Хорошенько отметьте эти слова. Служить не только масонскому ордену, служить не только своему масонскому брату, но "служить своим собратьям". Опять же, Великая Ложа констатирует: "Милосердие масонства в том, что все его ресурсы предназначены для блага рода человеческого". Не только для блага масонов, но и для блага всех. Пособлять, поддерживать масонское братство масону, конечно, необходимо, это само собой разумеется. Но этого недостаточно. Что он учится радоваться, спеша на помощь своему, попавшему в тесные обстоятельства, брату-масону, его вдове и детям, — это ценная слагаемая истинной масонской жизни, которую он старается вести. Но этого недостаточно. Его еще убеждают, что у него должно быть вожделение служить своим собратьям.

Или это непомерное поле действия? Или не в меру идиллическое видение? Или чересчур высокая цель? Само учение отнюдь не ново. Но то, что за ним кроется, подчас забывают. Братство масонов — не братство обособленных. Все люди братья. Но по обрядам посвящения мы различаем тех, кто, как и мы, сознательно, ведомый целеустремлённым желанием, приступает к тому великому поиску, что является божественным наследием всех сынов человеческих. Масонство — это устав, путеводитель нашей жизни, не отграничивающий нас от других, но подводящий нас к углубленному смыслу Плана Всевышнего — по природе своей универсального и долженствующего в многовековом отдалении включить в себя всех нас.

Тогда масонство обязано что-то делать для человечества. Масонству предназначено оказывать служение в мире. Слишком часто общество, в котором мы живем, рассматривается как кишащий рыбой пруд, где мы хитроумно тщимся словить индивидуумов, могущих оказаться полезными для нашей сети.

Масонство не сможет оправдаться в будущем, служа сегодня себе, и славы его благородного прошлого недостаточно, чтобы привлечь к себе людей в дни грядущие. Масонство обязано служить человечеству или умереть.

Ибо занимается новый день; новый век — на подходе. Новые идеи формуют нас, новые видения, новые цели, новые качества, новые смыслы жизни, новые мотивы действий, новое понимание плана и цели жизни вколачивают такие потрясающие подтексты в умы людей, что мы замираем в смущении и полуиспуге. Мир меняется прямо у нас на глазах, жизнь вокруг течет и струится. Неужели только масонство застынет? Быть такого не может. Не идти вперед — значит затеряться позади, кристаллизоваться, стать бесполезным и забытым. Великие перемены в мире так же неизбежны, как воля Божья. Крупные переустройства неотвратимы и в масонстве. Век Рыб проходит; Век Водолея грядет. Каждый век длится, округлённо, 2100 лет, накладываясь на предыдущий; период перехода занимает примерно 500 лет. Астрономы утверждают, что мы сейчас приблизительно в середине этого периода.

Принадлежит ли масонство к Старому или к Новому Веку? Есть ли среди нас те, кто осмеливается предрекать ему славное будущее, в то время как мы почитаем величие его прошлого? Масонство — от старого порядка, но и от нового. Когда же мы станем структурой новой эры, мы облачимся в одеяние из нового, углубленного, смысла, в славу служения плану Бога в отношении человека, ибо во исполнение его и появился наш орден. Нам не нужно ни отказываться от прошлого, ни изменять или отставлять все хорошее. А надо лишь добавлять к своему нынешнему состоянию то, чему свойствен истинный рост, даже если юноша XXI века будет вступать в жизнь, к которой всё прежнее было лишь подготовкой. Всё оправдание масонства ещё впереди. Слава масонства давних дней — только поблёкшее великолепие по сравнению с тем, что грядет. Самой масонской общине предстоит воскреснуть. Разве я выражаюсь излишне экстравагантно? Я только сопоставляю отдаленное будущее с многовековым минувшим. Коль будущее нашего ордена не превосходит своим благородством его прошлого, то нет никакого роста. А если нет роста, начинается распад, затем и смерть.

Масонство обязано расти. Коль скоро рост необходим, то чего именно? Идет ли речь о численном росте? Должны ли мы искать новых, более искусных, способов забрасывать свою сеть в пруд общества? На днях я посетил в соседнем городе великолепный масонский храм с величественными колоннами и с вырезанными на нём наугольником и циркулем. Дом пустует. Масоны ютятся где-то в другом месте, более подходящем, учитывая их поредевшую численность и тощие кошельки. Здание стоило им $400000, и сейчас им приходится испрашивать $90000 по закладной в банке.

Вправе ли мы видеть масонское братство выстраивающимся на зыбучих песках экономических циклов, или материальной собственности, или популярности? Не в них заключается полезное служение нашим собратьям. Не в них величие нашего ордена. Коммерциализованное масонство — ублюдочное масонство. Популяризованное масонство — изменчивая кратковременная дешёвка и ловушка.

Единственная подлинная ценность любой части — это ценность её для целого. То, что полезно для человечества, выживет, ибо жизнь человечества будет в него втекать. А что человечеству не нужно — исчезнет, ибо жизнь человечества есть жизнь Бога, и только жизнь Всевышнего, протекая через вольнокаменщичество, находя в нём пригодный адекватный инструмент для использования Мастерами, может сделать нас достойными нашего высокого призвания и оснастить для исполнения цели, к которой влечет нас судьба.

Так как же нам служить? Можно ли служить так, чтобы выжить? Неужели это не в меру широкое, а стало быть, чересчур определенное видение? Долгие века мы ходили с повязкой на глазах. Мы продвигались вслепую все эти годы. Разве не удастся нам двигаться вперёд с большей мудростью теперь, когда загорелся свет? Раз мы честно осилили столь долгий путь, безусловно, мы способны идти дальше, к еще более высокому. Но нас обязана вести та жажда знания, о которой говорит Великая Ложа. Есть ли у вас такая жажда? Есть ли у меня такая жажда? Масонство не лучше среднего уровня своих индивидуальных членов. Насколько мы в Поиске? Ответственность — на нас.

Имеется, спрятанный в нашем учении, развертывающийся — в аллегориях и символах — в наших ритуалах, наших инструментах и обстановке, раскрывающийся в наших светочах — если бы мы только это видели, — утверждаемый произносимыми нами словами, базовый факт существования Великого Архитектора Вселенной, а также существования Плана, Плана в отношении человека, Плана в отношении всех людей, благого Плана. Он есть Путь. Знание Плана — это "Истина". Движение в полный рост — как ходят масоны — в согласии с Планом есть "Жизнь". Путь, Истина и Жизнь. Все они присутствуют в масонстве.

Наш великий Мастер Хирам знал План и ежедневно чертил его образ на своем trestle board, как и предопределил Великий Архитектор; последний же во избежание насмешек оставил о себе свидетельства, План его не провалился. Эволюция — факт, а не теория, и среди нас есть сегодня такие, кто, доискиваясь более скрупулезно, добился лучшего понимания Плана, чем вы и я.

Итак, поищем среди себя тех, кому присущ отличительный знак: мудрость, и пусть они руководят нами. Будем же доискиваться скрупулезно, как делали они, и тогда уясним углубленные символы, более базовые принципы и многодонные истины, что будут укреплять и просветлять наш ум, делая наши искания успешными. Для этой цели нам, масонам, нужна новая, более существенная литература, которую читал бы весь цех.

Масонство — это поиск. Поиск не материальный, а духовный, мистический. И не только индивидуальный, хотя, как индивидуумы, мы стремимся учиться и добиваться своего, но в основном групповой поиск. Масонство — не просто продукт прошлого, формы. Масонство наполнено смыслом и жизнью. Коль скоро масонство не меняет нашей жизни, нам не освоить его огромного значения. Если масонство на самом деле не несет нам больше света, больше истины, больше понимания Плана Бога, больше радости плодотворного служения, то нам не стяжать ценного сокровища, которое могло бы нам даться.

Чем большего вы требуете от масонства, тем больше оно вам дает. Новая эра масонской славы может наступить только если и когда мы, как масоны, станем настоятельно и упорно требовать, чтобы Древнее Принятое Вольнокаменщичество, коему мы поклялись на верность, оказалось достойным нашего зова. Только так найдем мы то, что было потеряно. Чтобы быть воскрешёнными, нужно действие с нашей стороны, так же как и Свыше. Потому требуйте серьезно, доискивайтесь скрупулезно, учитесь ревностно, служите неустанно. Эти четыре действия требуются от всех настоящих масонов.

Да, масонство на распутье, об этом некоторые из вас уже осведомлены. История масонства меняется со сменой времен. Мы, как община, подвержены троичному росту, подобно тому как индивидуально мы совершаем свое странствие в три этапа — от первого вхождения в ложу до подъема на пик мастерства. В этой фразе заключен один из глубочайших смыслов, его понимание многое дает. Три градуса характеризуют тело, ум и дух, — три существенные части человека. Мы это часто слышали. Та же великая троица стадий сознания, достижений, которую мы демонстрируем, как кандидаты, демонстрируются и масонством в целом. В этом значения нынешней эры и грядущей.

Величайшей переменой в масонстве, когда-либо имевшей место, был переход нашего ордена от оперативного масонства к спекулятивному. Помедлите и прикиньте, как мало сидело бы нас здесь нынче вечером, если бы масонство еще оставалось пракическим каменщичеством. Эта великая групповая перемена потребовала времени и была продиктована событиями. Когда религиозная реформация в XVI столетии положила конец программе экстенсивного церковного строительства в Европе, эффективное и воистину необходимое появление спекулятивного масонства уже не могло сдерживаться. По мере того как человеческая раса становилась более ментальной, и масонство волей-неволей становилось более ментальным. Навык в физическом строительстве, бывший существенным условием, под конец стал совершенно ненужным.

Период истории масонства до XVI столетия характеризовался градусом Планетарного Вольнокаменщичества. То была физическая телесная стадия, когда требовались исключительно телесная работа и телесный навык. Затем наступила эра второго градуса для масонства во всем мире — ментальная стадия, когда поиск наш лежал в сфере знания. В этой эре масонская община прошла посвящение Подмастерья, хорошо усвоив положенное. Мы теперь готовы к Воскресению. Вот почему только словозаменитель доступен ныне в мире. Потерянное же слово не может быть найдено, пока сама масонская община не воскреснет. А до тех пор имеем лишь отражение обетованной славы.

Снова подступает время, и повсюду видно сильное смятение. Одно мировое событие сменяет другое. Нависает огромная перетряска. Сыны человеческие достигли совершеннолетия. Обозначаются новые ценности, проступают новые задачи, новые цели смутно открываются нашему видению. Человек-мыслитель правит миром. Через страдание он приходит к тому, что лучше. Душа человечества рождается. Высший градус вот-вот будет демонстрироваться на планете.

Таким образом, нашему благородному ордену суждено исполнить свое высокое назначение в соответствии с курсом, начертанным на board нашим Мастером Хирамом. Великий План в отношении человечества осуществляется. Насмехаться над Великим Архитектором не придется. Древнее Принятое Вольнокаменщичество сделает свое дело, пройдет через врата и двинется по Пути.

Физическое масонство преобразовалось в ментальное масонство.

Ментальное масонство преобразуется в духовное масонство.

Ныне мы подступаем к финальному этапу, величайшему поиску из всех.

Будущее масонства станет ещё более славным, чем его прошлое. Судьба наша более величественна, чем мы даже отваживались мечтать. Дыхание Бога — на нашем ордене.

___________
Представлено бр-м Фостером Бейли в Коринфской ложе № 57, Ориндж, Нью Джерси, апрель 1937 г.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел оккультизм











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.