Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Эвола Ю. Гитлер и тайные общества
"Hitler e le societa segrete" - Conciliatore (Milano) XX, N10, 1971
Перевод А.Б.
Заслуживает внимания тот факт, что ряд французских авторов предпринял попытку исследования отношений между немецким национал-социализмом и тайными обществами и инициатическими организациями. Поводом к этому послужила версия о предполагаемом оккультном происхождении движения Гитлера. Этот тезис был изначально выдвинут в известной и крайне неправдоподобной книге Повеля и Бержье "Matin des Magiciens" ("Утро магов"), в которой национал-социализм был определен как единство "магической мысли" и технологии. Использованное там выражение звучало как "Танковые дивизии плюс Рене Генон": фраза, которая могла бы заставить этого выдающегося представителя традиционалистской мысли и эзотерических дисциплин с негодованием перевернуться в могиле.
Первое возникающее здесь недоразумение - это смешение мистического элемента с мифическим, в то время как они не имеют между собой ничего общего. Роль мифов в национальном социализме бесспорна, например в идее государства-Райха, харизматического Фюрера, Расы, Крови и т.д. Но прежде чем называть их "мифами", следует приложить к ним концепцию Сореля о "мотивирующих идеях-энергиях" (которыми обычно и являются все, предлагаемые демагогами, идеи), и не приписывать им магическую составляющую. Точно так же ни один рационально мыслящий человек не думает о связи магии с мифами фашизма, как например с мифом о Риме или о вожде-Дуче, в большей степени, чем в случае с теми же Французской Революцией или Коммунизмом. Исследование пошло бы иначе, если предположить, что некоторые движения, сами того не зная, были подчинены не вполне человеческим влияниям. Но в случае с французскими авторами дело обстоит не так. Они не думают о влияниях подобного рода, но о конкретной ситуации, созданной реально существовавшими организациями, среди которых некоторые были в той или иной степени "тайными". Аналогично, некоторые говорили о "Высших Неизвестных", как предполагается, вызвавших к жизни национал-социалистическое движение и использовавших Гитлера в качестве медиума, хотя неясно, какие цели они могли при этом преследовать. Если рассматривать результаты, катастрофические последствия, к которым привел национал-социализм, даже косвенно, то такие цели должны были быть темными и разрушительными. Можно было бы идентифицировать "оккультную сторону" этого движения с тем, что Генон называл "контр-инициацией". Но французские авторы также выдвигают тезис, что Гитлер, как "медиум", в определенный момент освободился от опеки "Высших Неизвестных", словно голем, и что именно в этот момент движение приняло свое фатальное направление. Но в этом случае нужно признать, что у этих "Высших Неизвестных" были очень ограниченные способности и никакого предвидения, если они оказались не в силах остановить их предполагаемого медиума Гитлера.
На конкретном уровне множество фантазий было наткано относительно происхождения символов и тем национал-социализма. При этом ссылались на некоторые предшествующие организации, которым крайне трудно было бы приписать подлинный и фактический инициатический характер. Нет сомнений, что Гитлер не изобретал немецкую расовую доктрину, символ свастики, или арийский антисемитизм: все это давно уже существовало в Германии. Книга, озаглавленная "Der Mann, der Hitler die Ideen gab" ("Человек, давший Гитлеру его идеи") сообщает о Йорге Ланце фон Либенфельсе (титул был им присвоен), бывшем цистерцианском монахе и основателе Ордена, который уже использовал свастику; Ланц, начиная с 1905 г., выпускал периодический журнал "Ostara", о котором Гитлер, конечно, знал, и в котором арийские и антисемитские расовые теории были уже четко разработаны.
Но гораздо более важной в "оккультном происхождении" национал-социализма являлась роль Общества Туле. Здесь все гораздо сложнее. Это общество выросло из Germanenorden, основанного в 1912 г., и возглавлявшегося Рудольфом фон Зеботтендорфом, который когда-то жил на Востоке и издал странный буклет "Die Praxis der alten turkischen Freimaurerei" ("Практические ритуалы древнего турецкого масонства"). Практики, описанные в нем, включали в себя повторение звуков, жестов, и шагов, чьей целью, как и в алхимии, было инициатическое преобразование человека. Неясно, с какой турецкой масонской организацией Зеботтендорф состоял в контакте, а также, занимался ли он сам рассматриваемыми практиками, или просто описал их.
Кроме того, невозможно установить, были ли эти практики приняты в Обществе Туле, возглавлявшемся Зеботтендорфом. Было бы немаловажным выяснить это, т.к. многие высокопоставленные национал-социалисты, от Гитлера до Рудольфа Гесса, часто посещали это общество. В некотором смысле, Гитлер был уже посвящен в мир идей Общества Туле Гессом во время их совместного заключения после неудавшегося мюнхенского Путча.
В любом случае, стоит подчеркнуть, что Общество Туле было в меньшей степени инициатической, чем тайной организацией, которая уже имела свастику в качестве символа и характеризовалась решительным антисемитизмом и германским расовым мышлением. Стоит осторожно относится к тезису о том, что само имя Туле является серьезной и сознательной отсылкой к Норду, Полюсу; отсылкой, пытающейся установить преемственность с гиперборейским происхождением индо-германцев - так как Туле появляется в древней традиции как священный центр или священный остров на дальнем Севере. "Туле" может быть всего лишь перефразированием названия "Thale", местечка в Гарце, где Germanenorden в 1914 проводил конференцию, на которой было решено создать тайный "volkisch" отряд, чтобы сражаться с т.н. еврейским Интернационалом. Прежде всего, эти идеи были выдвинуты Зеботтендорфом в его книге "Bevor Hitler kam" ("Прежде чем пришел Гитлер"), изданной в Мюнхене в 1933, в которой он указал на мифы и "volkisch" мировоззрение, существовавшее еще до Гитлера.
Необходимо сделать несколько пояснений относительно Гитлера как "медиума" и его способности привлекать людей. Нам представляется чистой фантазией, что он обрел эти способности инициатическим путем. В противном случае то же стоит предположить относительно психических способностей других лидеров, таких как Муссолини и Наполеон, а это является абсурдным. Намного лучше предположить, что существует своего рода психический водоворот, являющийся результатом массовых движений, концентрирующийся в человеке, находящемся в его центре, и наделяющий его некоей излучающей способностью, которая чувствуется людьми, особенно подверженными внушению.
Качества медиума (которые, строго говоря, являются антитезой инициатической квалификации) могут быть приписаны Гитлеру с несколькими оговорками, потому что в некотором смысле он являлся одержимым (что отличает его, например, от Муссолини). Когда он подхлестывал массы к фанатизму, создавалось впечатление, что некая сила использует его как медиума, даже при том, что он и сам по себе был человеком очень необычным и чрезвычайно одаренным. Любой, кто слышал речи Гитлера, обращенные к восхищенным массам, не может с этим не согласиться. Так как мы уже указали на наши оговорки относительно предполагаемого участия "Высших Неизвестных", будет нелегко определить качественный характер этой сверхличной силы. Относительно теософии [Gotteserkenntnis] национал-социалима, т.е. относительно его предполагаемого мистического и метафизического измерения, нужно понять уникальное сочетание в этом движении и в Третьем Райхе мифических, просветительских и даже научных аспектов. В Гитлере можно заметить много признаков человека с типично "современными" взглядами на мир, которые по существу являются профаническими, натуралистическими и материалистскими; в то же время он верил в Провидение, чьим орудием видел себя, особенно в отношении судьбы немецкой нации. (Например, он видел руку Провидения в своем спасении после покушения в восточно-прусском штабе.) Альфред Розенберг, идеолог движения, провозгласил миф Крови, в котором говорил о "тайне" нордической крови и приписывал ей сакральную ценность; одновременно он нападал на все обряды и таинства католицизма, как на заблуждения, - точно так же как и люди эпохи Просвещения. Он выступал против "темных людей нашего времени", в то же время приписывая Арийскому человеку честь создания современной науки. Интерес национал-социализма к рунам, древним нордическо-германским буквам-знакам, должен быть расценен как чисто символический, без какого-либо эзотерического значения, примерно так же как фашисты использовали некоторые римские символы. Программа национал-социализма по созданию сверхчеловека имеет в себе элемент "биологического мистицизма", но это был научный проект. В лучшем случае, это мог бы быть вопрос "сверхчеловека" Ницше, но не сверхчеловека в инициатическом смысле.
План "создания нового расового, религиозного и военного Ордена посвященных, собранных вокруг божественного Фюрера" не может быть расценен как официальная политика национал-социализма, как об этом пишет Рене Алло, указывя на такого рода тенденции и даже сравнивя их, помимо прочего, с исмаилитами в Исламе. Несколько элементов более высокого уровня были заметны только в СС.
Во-первых, ясно прослеживается намерение Рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера создать Орден, в котором должны были быть объединены элементы прусской этики и старых рыцарских орденов, особенно тевтонского ордена. Он искал легитимности для такой организации, но не мог получить ее, так как радикальное крыло национал-социализма открыто противостояло этим старым католическим орденам. Не имея возможности установить традиционную преемственность, Гиммлер также искал связь с нордическо-гиперборейским наследием и его символикой (Туле), хотя и без участия и влияния "тайных обществ", описанных выше. Он, так же как и Розенберг, наблюдал за исследованиями голландца Германа Вирта в области нордическо-атлантической традиции. Позднее Гиммлер совместно с Виртом создаст исследовательскую и образовательную организацию под названием "Ahnenerbe". Это довольно интересно, но никакого "оккультного происхождения" в данном случае нет.
Так что в чистом виде - результат отрицательный. Фантазия французских авторов достигает наивысшей точки в книге "Hitler et la tradition cathare" ("Гитлер и традиция катаров") Жан-Мишель Ангебера (Париж, 1971). Здесь речь идет о катарах, также называвшихся альбигойцами, еретической секте, распространенной особенно в Южной Франции между XI и XII веками и имевшей центр в крепости Монсегюр. Согласно Отто Рану, она была разрушена в время "крестового похода против Грааля", как и называется одна из его книг. Какое отношение Грааль и его рыцари имели к этой секте остается полностью невыясненным. Секта характеризовалась своего рода фанатичным манихейством: иногда ее члены предпочитали умереть от голода или каких-то других причин в качестве демонстрации их отделенности от мира и их враждебности к земному, плотскому и материальному существованию. Предполагается, что Ран, с которым я при его жизни переписывался, пытаясь убедить в необоснованности его тезиса, состоял в СС и что была послана экспедиция на поиски легендарного Грааля, который был возможно перенесен в безопасное место в момент разрушения крепости катаров Монсегюр. Считают, что после падения Берлина некий военный отряд достиг Циллерталя и скрыл этот объект в подножии ледника - до лучших времен.
Правда состоит в том, что ходил слух о десантном подразделении, у которого однако были менее мистические полномочия, а именно - спасение и сокрытие сокровищ Райха. Два дальнейших примера показывают, к чему могут привести такие фантазии, когда их выпускают на волю. СС (в состав которых входили не только военные подразделения, но также исследователи и академические эксперты) отправили экспедицию в Тибет, чтобы сделать открытия в области альпинизма и этнологии, а другую - в Арктику, якобы для научно-исследовательской работы, но также и с целью возможного размещения там немецкой военной базы. Согласно же этим фантастическим толкованиям, первая экспедиция искала связь с секретным центром Традиции, в то время как другая искала контакт с потерянным гиперборейским Туле ...
1971
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел оккультизм
|
|