Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Да благословит вас Христос!

Дуглас Уилсон. Преобразование брака

 

Глава 1
Практическое богословие брака

Основание

Даже беглый осмотр литературы по вопросам семьи и брака в местном христианском книжном магазине наглядно убедит вас, что наши верующие современники проявляют огромный интерес к этой теме. Процветающая индустрия (книги, конференции, семинары, семейное консультирование) свидетельствует о нездоровом, прямо-таки патологическом интересе. Мы словно неизлечимо больной раком, лихорадочно ищущий альтернативные методы лечения и надеющийся вопреки всему. Отчаянно жаждущие счастья в браке и неудовлетворенные тем, что дал нам Бог, мы умоляем специалистов показать нам выход из положения.

Бог есть Господь. Он связует Собой все, включая и брак. Он превосходит небеса и землю, и на всех сотворенных им людях лежит моральная ответственность признать это превосходство во всем, что бы они ни делали, включая и то, как они создают семьи. Мужчина и женщина могут наслаждаться христианским браком в завете друг с другом. Если они отвергают эту истину или пренебрегают ею, то они делают это на свой страх и риск. Зрелость христианина заключается в осознании, что долг сотворенного человечества – прославлять Бога во всем. На этом основании зрелый христианин проявляет супружескую зрелость. Аналогично зрелая христианка станет зрелой женой. Зрелость в Боге является условием зрелого брака.

Изучение вопроса семьи и брака мы должны начать с библейского учения о природе и характере Бога. После того как мы придем к осознанию того, что Он воистину является Господом, мы, естествено, обратимся к Нему, чтобы изучить, насколько Его милосердный закон применим к основам и целям брака.

Завет

Природа триединого Бога передана в Писании посредством связи отца с сыном. Бог – Отец, и Иисус Христос – Его единородный Сын. Прежде чем Он положил основание земле, Отец избрал невесту для Своего Сына. Эта невеста – христианская церковь. «И пришел ко мне один из семи Ангелов... и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откровение 21:9–10).

Павел учит нас, чтобы мы осознанно размышляли о наших браках, как об образах Христа и Его церкви. Это великое таинство, говорит Павел. Когда мужчина оставляет отца и мать и берет в жены женщину, он строит свой брак, имея в виду отношения Христа и церкви. Плохо ли, хорошо ли, но семейная жизнь всегда отражает эти отношения.

Следовательно, основание брака строится на завете. Божье отношение к нам выражается через Новый Завет, и наши браки – отражение этой истины. Основание благочестивой семейной жизни подобно основанию благочестия в целом, то есть снискание славы Божьей во всем. Наш триединый Бог заключает и хранит завет с нами, и Он избрал брак тем средством, при помощи которого люди могли бы прославить Его.

Феминистские заблуждения и посягательства на природу брака, выраженную в завете, сыграли важную роль. На протяжении истории церкви пагубные ереси использовались суверенным Богом, чтобы заставить церковь прояснить спорные вопросы в христианском учении. Ересь Марциона подтолкнула церковь к определению канона Писания, ересь Ария вынудила церковь дать четкую формулировку полной божественной природы Господа Иисуса Христа и т. д. Сегодня, бросая вызов брачному завету, феминизм оказывает нам ту же услугу.

Если бы это ложное представление не было столь вызывающим, мы продолжали бы «плыть по течению», живя так, как кажется вполне естественным или привычным. Бессчетное количество людей руководствуется теми или иными принципами, потому что они кажутся верными. Однако, когда какой-либо обычай оспаривается, сторонник старых устоев приходит в замешательство. «Ну, вообще-то я не могу объяснить, почему я так поступаю», – говорит он. Например, обычай смены фамилии женщиной при вступлении в брак. Почему жена берет фамилию мужа? Отчего Сюзан Миллер становится Сюзан Картер? Требует ли этого Библия?

Некоторые, к своему удивлению, обнаружат, что в Библии действительно Бог называет мужа и жену одним именем – именем мужа. Этот факт дает полное обоснование как нашему обычаю смены фамилии, так и истине завета.

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Бытие 5:1–2). Выделенное курсивом слово человек по-древнееврейски звучит как Адам. Иными словами, Бог сотворил Адама и его жену, мужчину и женщину, благословил их и нарек их Адамом. Она с самого начала стала причастницей завета с именем ее мужа. Бог не называет ее Адамом отдельно от мужа, Он назывет ее Адамом вместе с мужем.

Адам впервые заметил, что нет у него подходящего помощника, после того как он дал имена животным. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (Бытие 2:20–21). Когда Адам нарекал животных, он не просто наобум прикреплял ярлыки: в древнем мире имена играли значительную роль и давали представление о природе и характере обладателя имени. Процесс наречения жены Адама, описанный в Бытии, очень важен, ибо при наречении животных Адам не нашел никого, кто подходил бы ему в качестве помощника.

После сотворения жены Адам принимает ее и дает ей имя. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою [Ishshah, а не Евой], ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:23–24).

Как показывает 24-й стих, Адам и Ishshah были образцовой супружеской парой. Они не были просто людьми, или одними из многих. Когда Господь Иисус учил о разводе, Он обращался к установлению брака при творении, данному в первых главах Бытия. Он учил нас, что Бог соединил мужчину и женщину в браке, и что соединил Бог, человек не в силах разорвать. Мы склонны спорить, что в Бытии Бог соединил только Адама и Еву как две индивидуальности. Но этот аргумент противоречит учению Христа, Который настаивал, что Адам и Ева являлись прообразом всех браков. Когда Бог соединил их вместе, Он соединял каждых мужчину и женщину, связывающих себя узами брачного завета.

Другие факты также вытекают из установления брака при творении. Поскольку Бог сотворил Адама и Еву, гомосексуальные связи исключаются; поскольку Адам не мог найти себе соответствующего помощника среди животных, скотоложство запрещено. И, наконец, поскольку Бог сотворил только одну женщину для Адама, Он четко показывает нам моногамную модель брака. Полигамия, встречающаяся у народа Божьего в Ветхом Завете, не отменяет этого установления. Полигамия была введена человеком, а не Богом. Первое упоминание о многоженстве мы встречаем в Бытии 4:19, однако там нет никакого намека на божественное одобрение действий Ламеха. Но самое важное, что полигамия не соответствует ни установлению брака при творении, ни новозаветному образу отношений Христа и церкви.

Итак, этот отрывок из Бытия учит нас, что принятие Адамом жены и наречение ее своим именем следует считать моделью для всех последующих браков. «Потому оставит человек отца своего и мать свою...» В тот момент Адам еще не назвал жену Евой. Адам дал жене два отдельных имени. Первое – Ishshah, или женщина, потому что она была сотворена из ребра мужчины. Второе – Chavvah, или дающая жизнь, по-английски Ева. «И нарек Адам имя жене своей: Ева [Chavvah], ибо она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20).

Эти имена показывают, кто есть женщина. Первое свидетельствует о ее зависимости от мужчины – она была взята от мужа. Второе показывает зависимость мужчины от нее – каждый мужчина с тех пор приходится ей сыном. Тысячи лет спустя апостол Павел наставляет нас, что, будучи в браке, мы должны помнить эти две истины. Каждая жена не только Ishshah, но и Chavvah. Каждая является женщиной и при этом Евой.

«Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Коринфянам 11:11–12). Обратите внимание, что мысль Павла развивается по той же схеме, что и в Бытии. Женщина «от мужа (Ishshah), так и муж через жену (Chavvah); все же – от Бога (Адам)».

Бог первым назвал наших прародителей общим именем Адам. Сегодня Адам также является общим обозначением для человека и человечества. Естественно, сюда входят и женщины. Использование общих обозначений для человека и человечества в английском языке четко соответствует библейской традиции. Этот пример отражает библейский образ мысли и не содержит ничего оскорбительного для женщин, как это пытаются представить феминистки. Отказ феминисток брать фамилию мужа (для сохранения фамилии отца!) не просто легкомыслие, а серьезный бунт против Бога. Когда Сюзан Миллер становится миссис Роберт Картер, она не просто отдает дань обычаям. Это – гарантия завета.

Оттолкнувшись от схемы брачного завета, мы можем перейти к основным целям брака. Библия приводит три земных причины для вступления в брак: потребность в помощнике, потребность в потомстве и предупреждение блуда.

Друг и помощник

Бог поместил Адама в сад и дал ему поручение. Но человек не смог справиться с ним в одиночку. Ему потребовалась помощь, и женщина была создана, чтобы оказать ее.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Бытие 2:19–24).

Мы должны увидеть связь между наречением животных Адамом и смыслом последующей фразы – «но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Современное мышление склонно считать «наречение именем» простым наклеиванием ярлыков. Однако Адам дает животным имена, соответствующие их сущности. Как указывалось выше, Адам понимает, что у него нет подходящего помощника – ни одно животное не было устроено подобно ему. Он никого не мог назвать своим помощником.

В стихе, предшествующем приведенному отрывку, Бог сказал, что не хорошо быть человеку одному. Во время творения по завершении труда Он провозглашал, что это было хорошо. Очевидно, что подобное утверждение, звучащее из уст Создателя, означает завершенность действия. Но утверждение Господа, что не хорошо быть человеку одному, ясно указывает на незавершенность процесса творения. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Адам не был совершенен, так как ему недоставало друга, помощника, соответственного ему.

Новый Завет развивает эту мысль. «И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Коринфянам 11:9). Последовательность сотворения Адама и Евы определила то, как мужчина и женщина ориентированы по отношению друг к другу. Они нуждаются друг в друге, но по-разному. Мужчине требуется помощь от женщины, а женщине необходимо помогать мужчине. Бог сотворил брак, чтобы обеспечить человеку друга для владычествования на земле. Повеление Бога наполнять землю и обладать ею все еще в силе, и муж не способен выполнить задачу в одиночестве. Он нуждается в помощнике, соответственном ему, для исполнения труда, к которому его призвал Господь. Бог определил задачу для мужа, и он должен получить помощь от женщины. Она призвана на служение ему. Мужчина ориентирован на выполнение задачи, а женщина ориентирована на мужа.

Благочестивые дети

Совершенно очевидно, что мужчина не способен к воспроизводству в одиночестве, и это является второй веской причиной для вступления в брак. Мужчина абсолютно бессилен выполнить заповедь Бога о наполнении земли без женщины. Пророк Малахия говорит нам, что еще одна установленная цель для брака – благословение благочестивого потомства.

Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? Что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей (Малахия 2:15).

Бог откровенно говорит нам, что одна из целей брака – производство потомства. И далее, если это благочестивый брак, то и воспроизводство должно быть от Бога. Бог желает благочестивого потомства. В конечном итоге пророк Малахия утверждает важность достойного обращения с женами. Если мужчина поступает вероломно против своей жены, то это, безусловно, отрицательно скажется на детях. Главная цель брака – воспроизводство потомства от Бога, а не воспитание детей.

Сексуальная защита

Адам нуждался в друге и помощнике до грехопадения. Он также не мог один плодиться и размножаться. Таким образом, две цели брака, указанные выше, не обязательно связаны с присутствием греха. Но третья причина напрямую связана с грехами и искушениями. Апостол Павел пишет об этом так:

Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1 Коринфянам 7:2–3).

Мы живем в падшем мире, и христианам часто приходится сражаться с похотью, прелюбодеянием и любострастием. Библия не учит, что подобные искушения будут безболезненно улетучиваться посредством мистического процесса «веры в Бога». К сожалению, для многих борьба с грехами плоти скорее изнурительный труд, чем легкие выдох и вдох. Библия предупреждает, чтобы мы не удивлялись происходящему с нами. Апостол Петр говорит, что мы должны «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу...» (1 Петра 2:11). Павел использует те же сильные образы, когда наставляет христиан: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Колоссянам 3:5).

Бог оказал христианам помощь в борьбе с искушениями плоти; эта помощь – секс. Чтобы защита была достаточно надежной, половые сношения не должны быть редкими. В этой сфере, мужьям в особенности, требуется количественная защита. В то же время польза от занятий сексом не должна определяться исключительно количеством половых актов. Женам нужна скорее качественная защита.

Если христианская пара пришла к пониманию того, что высшая цель брака заключается в прославлении Бога, она уже сделала первый важный шаг. И если затем они попытаются определить второстепенные цели их брачного союза, как установлено в Писании, Бог даст им силу для размышления над библейским понятием о браке и наставлениями касательно их обязанностей в доме.

 

<<НАЗАД                 ОГЛАВЛЕНИЕ                ВПЕРЕД>>



Обратно в раздел душепопечительство










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.