Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Милеант А. (4) Да благословит вас Христос!Eпископ Александр (Милеант). Жизнь после смерти Содержание: Введение. Что душа видит в “том” мире. Оценка рассказов о жизни после смерти. Рассказы самоубийц. Православное учение о жизни после смерти. Душа на своем пути к Небу. Рай и ад. Заключение. Критика учения о перевоплощении. Библиография. Введение. “Я лежал в кабинете скорой помощи (intеnsivе cаrе) в Сеаттлийской детской больнице, — рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, — как вдруг я почувствовал себя в стоячем положении, двигающимся с невероятной ско-ростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хо-телось скорее достичь цели. Наконец я попал в место, наполненное ярким светом, и тут я заметил, что кто-то на-ходится около меня. Это был некто высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, перехваченной посередине поясом. Он ничего не говорил, однако я не чув-ствовал страха, потому что от него веяло большим миром и любовью. Если это не был Христос, то, наверно, был один из Его ангелов.” После этого Деан почувствовал, что он вернулся в свое тело и очнулся. Эти краткие, но очень яркие и светлые впечатления оста-вили глубокий след в душе Деана. Он стал очень религиозным молодым человеком, что благотворно повлияло и на всю его семью. Это один из типичных рассказов, собранных американским доктором-педиатром Мелвином Морзом (Меlvin Моrsе) и опубликованных в книге Clоsеr tо thе Light [7]. Впер-вые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982-ом году, когда оживил девятилетнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой “дамой,” назвавшей себя Елизаветой, — должно быть ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и беседовала с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духов-ный мир, Елизавета разрешила ей вернуться в свое тело. В этот период своей врачебной карьеры д-р Морз работал в больнице в городке Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки произвел на него, дотоле скептически относившегося ко всему духовному, такое сильное впечатление, что он решил поглубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной доктора Морза особенно поразило то, что она довольно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти — как в больнице, так и у нее дома — как будто она там присутствовала. Д-р Морз проверил и убедился в правильности всех внетелесных наблюдений Екатерины. После того, как его перевели в Сеаттлийский детский ортопедический госпиталь, а потом в Сеаттлийский медицинский центр, д-р Морз занялся систематическим изучением вопроса умирания. Он расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать контакт со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели и наблюдал их умствен-ное и духовное развитие. В своей книге “Ближе к свету” доктор Морз утверждает, что все известные ему дети, пережившие временную смерть, мужая, становились серьезными и верующими, морально чище обычных молодых людей. Все они воспринимали, пережитое ими как милость Божию и указание свыше, что надо жить для добра. Еще до сравнительно недавнего времени подобные рассказы загробной жизни поме-щались лишь в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее количество докторов и психиатров отрицательно относились ко всяким духовным явлениям и не верили в существование ду-ши. И вот каких-то двадцать лет тому назад, при самом, казалось бы, триумфе материа-лизма, некоторые доктора и психиатры серьезно заинтересовались вопросом бытия души. Толчком к этому послужила нашумевшая книга д-ра Раймонда Муди (Rаymоnd Мооdy) “Жизнь после жизни” (Lifе Аftеr Lifе) [1], вышедшая в 1975 году. В этой книге д-р Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть. Рассказы некоторых зна-комых побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он стал собирать сведения, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели внетелесные видения. Однако они не рассказыва-ли об этом, чтобы их не осмеяли и не объявили бы сумасшедшими. Вскоре после появления книги д-ра Муди падкая на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось оживленное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные диспуты на эту тему. Тогда ряд докторов, психиатров и духовных лиц, посчитавших себя задетыми некомпетентным вторжением в их специаль-ность, задались целью проверить данные и выводы д-ра Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений д-ра Муди, — а именно в том, что и после смерти человек, не прекращает своего существования, но его душа про-должает видеть, слышать, мыслить и чувствовать. Среди серьезных и систематических исследований вопроса умирания следует указать на книгу д-ра Михаила Сабома (Мichаеl Sаbоm) “Воспоминания о смерти” (Rеcоllеctiоns оf Dеаth) [5]. Д-р Сабом является профессором медицины при университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти подробные документальные данные и глубокий анализ данного вопроса. Ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга (Кеnnеth Ring), опубликованное в книге “Жизнь при смерти” (Lifе аt Dеаth) [6]. Д-р Ринг составил стан-дартный лист для опроса людей, переживших клиническую смерть. Имена других врачей, занимавшихся этим вопросом, приведены нами в отделе библиографии. Многие из них начинали свои наблюдения, будучи скептиками. Но видя все новые случаи, подтвер-ждающие существование души, меняли свое мировоззрение. В этой брошюре мы приведем несколько рассказов людей, переживших клиническую смерть, сравним эти данные с традиционным христианским учением о жизни души в том мире и сделаем соответствующие заключения. В приложении рассмотрим теософское учение о перевоплощении.
Что душа видит в “том” мире. Смерть не такая, какой многие себе ее представляют. Всем нам в час смерти придется увидеть и пережить многое, к чему мы не подготовлены. Цель настоящей брошюры — не-сколько расширить и уточнить наше понимание когда-то неизбежного разлучения с брен-ным телом. Для многих смерть — это что-то вроде сна без сновидений. Закрыл глаза, за-снул, и ничего больше нет. Тьма. Только сон утром кончится, а смерть — это навсегда. Многих больше всего страшит неизвестность: “А что со мной будет?” Вот и стараемся о смерти не думать. Но где-то в глубине всегда есть ощущение неизбежного и смутная тре-вога. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж. Следовало бы подумать и под-готовиться. Могут спросить: “А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет на-ше время — умрем, и все. А пока еще есть время, нужно взять от жизни все, что она мо-жет дать: есть, пить, любить, добиваться власти, почета, зарабатывать деньги и так далее. Нужно не думать ни о чем трудном и неприятном и уж, конечно, не допускать мыслей о смерти.” Так многие и делают. И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: “А что, если это не так? А что, если смерть не конец, и после смерти тела я неожиданно для самого себя вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность ви-деть, слышать и чувствовать?” И самое главное: “А что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили нашу жизнь и какими мы были до того, как перешагнули смертный порог?” Из сопоставления множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, вырисовывается следующая картина того, что видит и испытывает душа, разлучаясь с те-лом. Когда в процессе умирания человек достигает своего предельного изнеможения, он слышит, как доктор объявляет его умершим. Потом он видит своего “двойника” — безды-ханное тело — лежащим внизу, а доктора и сестер пытающимися его оживить. Эти не-ожиданные картины производят в человеке большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И тут он обнаруживает, что все его обычные способности — видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. — продолжают нормально действовать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки. Оказавшись парящим в воз-духе несколько выше людей, находящихся в комнате, человек инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. Но к своему ужасу он обна-руживает, что он отрезан от всех: ни голоса его никто не слышит, ни прикосновения его никто не замечает. При этом его удивляет необыкновенное чувства облегчения, умиро-творения и даже радости. Нет больше той части “я,” которая страдала, чего-то требовала и все время на что-то жаловалась. Почувствовав такое облегчение, душа умершего обычно не хочет вернуться в свое тело. В большинстве зафиксированных случаев временной смерти душа, после нескольких мгновенных наблюдений происходящего вокруг, возвращается в свое тело, и на этом по-знания о том мире обрываются. Но иногда бывает, что душа движется дальше в духовный мир. Это состояние некоторые описывают, как движение в темном туннеле. После этого души одних людей попадают в мир большой красоты, где они иногда встречаются со своими родственниками, умершими раньше. Другие попадают в область света и здесь встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Одни утверждают, что это — Господь Иисус Христос, другие — что это ангел. Но все со-гласны с тем, что он полон добра и сострадания. Некоторые же попадают в мрачные “пре-исподние” места и, вернувшись, описывают виденные ими отвратительные и жестокие существа. Иногда встреча с таинственным светлым существом сопровождается “просмотром” жизни, когда человек начинает вспоминать свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые видят нечто вроде ограды или рубежа. Они чув-ствуют, что, перейдя его, они не смогут вернуться в физический мир. Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все перечисленные здесь фазы. Значительный процент людей, возвращенных к жизни, ничего не может вспомнить о том, что произошло с ними “там.” Приведенные этапы виденного помещены здесь в по-рядке их относительной частоты, начиная с тех, которые чаще случаются, и кончая теми, которые случаются реже. По данным д-ра Ринга приблизительно один из 7-ми помнящих свое пребывание вне тела испытал видение света и разговаривал со светлым существом. Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной про-цедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась. Поэтому существует некоторое различие между рассказами о загробном мире в древней, более тра-диционной, и в современной литературе. Религиозные книги более старого времени, по-вествуя о явлении душ умерших, рассказывют о виденном в раю или в аду и о встречах в том мире с ангелами или демонами. Эти повествования можно назвать описаниями “дальнего космоса,” поскольку они содержат картины отдаленного от нас духовного ми-ра. Современные же рассказы, записанные врачами-реаниматорами, напротив, описывают преимущественно картины “ближнего космоса” — первые впечатления души, только вы-шедшей из тела. Они интересны тем, что дополняют первые и дают нам возможность полнее понять, что ожидает каждого из нас. Среднее положение занимает описание К. Икскуля, опубликованное архиепископом Никоном в “Троицких Листках” в 1916 году под названием “Невероятное для многих, но истинное происшествие,” которое охватывает оба мира — ближний и дальний. В 1959 году Свято-Троицким монастырь переиздал это опи-сание отдельной брошюрой. Приводим его здесь в сокращенном виде. Этот рассказ охва-тывает элементы более древней и современной литературы о загробном мире. К. Икскуль был типичным молодым интеллигентом дореволюционной России. Он был крещен в детстве и вырос в православной среде, но, как было принято тогда среди ин-теллигентов, равнодушно относился к религии. Иногда он заходил в храм, отмечал празд-ники Рождества и Пасхи, даже раз в год причащался, но многое в Православии считал ус-тарелым суеверием, в том числе учение о загробной жизни. Он был уверен, что со смер-тью бытие человека кончается. Однажды он заболел воспалением легких. Болел долго и серьезно и наконец был по-ложен в больницу. О приближающейся смерти он не думал, а надеялся скоро выздороветь и приняться за свои обычные дела. Как-то утром он вдруг почувствовал себя совсем хоро-шо. Кашель исчез, температура упала до нормы. Он подумал, что наконец он поправился. Но к его удивлению врачи забеспокоились, принесли кислород. А потом — озноб и пол-ная безучастность к окружающему. Он рассказывает: “Все мое внимание сосредоточилось на самом себе… и как бы раздвоение… появил-ся внутренний человек — главный, у которого полное безразличие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит … Удивительно было все видеть, и слышать, и в то же время чувствовать ко всему отчужденность. Вот доктор задает вопрос, а я слышу, понимаю, но не отвечаю, — мне незачем говорить с ним… И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, в землю… Я заметался. “Агония,” — сказал доктор. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть болезненна, но боли не чувствовал. Но мне было тяжко, томно. Меня тянуло вниз… Я чувствовал, что что-то должно отделиться… Я сделал уси-лие освободиться, и вдруг мне стало легко. Я почувствовал покой. Дальнейшее я помню очень ясно. Я стою в комнате, посредине ее. Справа от меня полукругом стоят врачи и сестры, вокруг кровати. Я удивился — что они там делают, ведь я не там, а здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев моего двой-ника, я не испугался, а был только удивлен — как это возможно? Я хотел потрогать само-го себя — моя рука прошла насквозь, как через пустоту. Дотянуться до других я тоже не мог. Пола я не чувствовал… Я позвал доктора, но тот не реагировал. Я понял, что совер-шенно одинок, и меня охватила паника. Посмотрев на свое тело, я подумал: “Не умер ли я?” Но это было трудно себе пред-ставить. Ведь я был живее, чем прежде, я все чувствовал и сознавал … Через некоторое время доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а сиделка, повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное пожелание мне: “Ну, Царство ему Небесное, вечный покой.” И едва она произ-несла эти слова, как подле меня явились два Ангела. В одном из них я сразу узнал моего Ангела-хранителя, а другой был мне неизвестен. Взяв меня под руки, Ангелы вынесли ме-ня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шел большой, тихий снежок. Я видел это, но холода или перемены температуры не чувствовал. Мы стали быстро поды-маться вверх.” Несколько ниже мы продолжим рассказ Икскуля. Благодаря новым исследованиям в области реанимации и сопоставлению множества рассказов людей, переживших клиническую смерть, есть возможность составить довольно подробную картину того, что испытывает душа вскоре после своего разлучения с телом. Конечно, каждый случай имеет свои индивидуальные особенности, которые отсутствуют у других. И это естественно ожидать, потому что, когда душа попадает в тот мир, она — словно новорожденный младенец с неразвитыми еще слухом и зрением. Поэтому первые впечатления людей, “вынырнувших” в “тот” мир, носят сугубо субъективный характер. Однако в своей совокупности они помогают нам создать довольно полную, хотя не во всем понятную нам, картину. Приведем здесь самые характерные моменты потустороннего опыта, почерпнутые из современных книг о жизни после смерти. 1. Видение двойника. Умерев, человек не сразу отдает себе отчет в этом. И только после того как он видит своего “двойника,” бездыханно лежащим внизу и убеждается, что он беспомощен дать о себе знать, он догадывается, что его душа вышла из тела. Иногда случается после внезапной аварии, когда разлучение с телом происходит мгновенно и со-всем неожиданно, что душа не узнает свое тело и думает, что видит кого-то другого, по-хожего на него человека. Видение “двойника” и невозможность дать о себе знать произ-водят в душе сильный шок, так что она не уверена сон ли это или действительность. 2.Непрерывность сознания. Все, пережившие временную смерть, свидетельствуют о полном сохранении своего “я” и всех своих умственных, чувствительных и волевых спо-собностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает от-четливость и становится необыкновенно энергичным, память проясняется. Люди, давно лишившиеся каких-либо способностей вследствие какой-то болезни или возраста, вдруг чувствуют, что они снова приобрели их. Человек понимает, что он может видеть, слы-шать, думать и т.д., не имея телесных органов. Замечательно, например, как один слепой от рождения, выйдя из тела, видел все, что делали с его телом врачи и сестры и позже рас-сказал о происходившем в больнице во всех деталях. Вернувшись в тело, он оказался опять слепым. Врачам и психиатрам, отождествляющим функции мышления и чувств с химико-электрическими процессами в мозгу, надо учесть эти современные данные, собранные врачами-реаниматорами, чтобы правильно понять природу человека. 3. Облегчение. Обычно смерти предшествуют болезнь и страдания. Выйдя из тела, душа радуется, что больше ничего не болит, не давит, не душит, мысль действует ясно, чувства умиротворены. Человек начинает отождествлять себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным и более ненужным, равно как и все материальное. “Я выхожу, а тело — пустая оболочка,” — объяснял один мужчина, переживший временную смерть. Он смотрел на операцию своего сердца, как “посторонний наблюдатель.” Попытки оживить тело его нисколько не интересовали. Видимо, с прошлой земной жизнью он мысленно распрощался и был готов начать новую жизнь. Однако оставалась у него любовь к род-ным, забота о покидаемых детях. При этом нужно отметить, что коренных изменений в характере личности не проис-ходит. Личность остается той же, что и была. “Предположение, что, сбросив тело, душа сразу же все знает и понимает — неверно. Я явился в этот новый мир таким, каким ушел из старого,” — рассказывал К. Икскуль. 4. Туннель и свет. После видения своего тела и окружающий обстановки некоторые переходят в другой мир, чисто духовный. Впрочем некоторые, минуя или не замечая пер-вой фазы, попадают во вторую. Переход в духовный мир некоторые описывают как путе-шествие по темному пространству, напоминающему туннель, в конце которого они попа-дают в область неземного света. Существует картина 15-го века Иеронима Босха “Восхо-ждение в Эмпириан,” которая изображает подобное прохождение души через туннель. Должно быть, еще тогда это было кое-кому известно. Вот два современных описания этого состояния: “ … Я слышал, как доктора объяви-ли меня мертвым, а я в это время как бы плыл в каком-то темном пространстве. Нет слов, чтобы описать это состояние. Вокруг было совершенно темно, и только далеко-далеко виднелся свет. Он был очень ярким, хотя сначала казался малым. Однако по мере того, как я приближался к нему, он увеличивался. Я несся к этому свету и чувствовал, что от не-го веет добром. Будучи христианином, я вспомнил слова Христа, сказавшего: “Я свет ми-ру,” и подумал: “Если это — смерть, то я знаю, Кто ждет меня там” [1, стр. 62]. “Я знал, что умираю, — рассказывал другой человек, — а ничего сделать не мог, что-бы сообщить об этом, так как меня никто не слышал … Я находился вне моего тела — это несомненно, потому что я видел свое тело там, на столе в операционной. Моя душа вышла из тела. Поэтому я чувствовал себя потерянным, но потом засиял этот особый свет. Спер-ва он был несколько тусклым, а потом засветил очень ярким лучом. Я чувствовал от него тепло. Свет покрывал все, но не мешал мне видеть операционную, и докторов, и сестер, и все другое. Сперва я не понимал, что происходит, но потом голос из света спросил меня, готов ли я умереть. Он говорил, подобно человеку, но никого не было. Спрашивал именно Свет … Теперь я понимаю, что Он знал, что я еще не готов к смерти, но как бы проверял меня. С того момента, когда Свет начал говорить, мне стало очень хорошо; я чувствовал, что я в безопасности, и что Он любит меня. Любовь, шедшая от Света, была невообрази-мой, неописуемой” [1, стр. 63]. Все, кто видели и потом пытались описать потусторонний Свет, не могли найти под-ходящих слов. Свет был иным, чем тот, который мы знаем здесь. “Это был не свет, а от-сутствие тьмы, полное и совершенное. Этот свет не создавал теней, он не был виден, но он был всюду, душа пребывала в свете” [5, стр. 66]. Большинство свидетельствуют о нем, как о нравственно-добром существе, а не как о безличной энергии. Люди религиозные принимают этот Свет за Ангела, или даже за Иисуса Христа — во всяком случае за кого-то, несущего мир и любовь. При встрече со Светом они не слышали членораздельных слов на каком-либо языке. Свет беседовал с ними путем мысли. И тут все было так ясно, что утаить что-либо от Света было совершенно невозможно. 5. Просмотр и суд. Некоторые, пережившие состояние временной смерти, описыва-ют стадию просмотра прожитой ими жизни. Иногда просмотр происходил во время виде-ния неземного Света, когда человек слышал из Света вопрос: “Что ты сделал доброго?” При этом человек понимал, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот непосредственно после вопроса перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с раннего детства. Она движется перед ним в виде серии быстро сменяющих друг друга кар-тин жизненных эпизодов, в которых человек видит очень детально и отчетливо все слу-чившееся с ним. В это время человек снова переживает и морально переоценивает все то, что он говорил и делал. Вот один из типичных рассказов, иллюстрирующих процесс просмотра. “Когда при-шел Свет, Он спросил меня: “Что ты сделала в своей жизни? Что ты можешь показать Мне?” — или что-то в этом роде. И тогда начали появляться эти картины. Они были очень ясные, трехмерные, в красках, и они двигались. Передо мной прошла вся моя жизнь… Вот я еще маленькая девочка и играю у ручья со своей сестрой … Потом события в моем доме … школа … А вот я вышла замуж … Все быстро чередовалось перед моими глазами во всех мельчайших подробностях. Я снова переживала эти события … Я видела случаи, когда я была самолюбива и жестока. Мне было стыдно за себя, и я хотела, чтобы этого никогда не случилось. Но переделать прошлое было невозможно.” [1, стр. 65-68]. Из совокупности многих рассказов людей, испытавших просмотр, следует заключить, что он всегда оставлял в них глубокий и благотворный след. Действительно, во время просмотра человек вынужден переоценить свои поступки, подвести итог своему прошло-му и этим как бы совершить над собой суд. В повседневной жизни люди скрывают отри-цательную сторону своего характера и как бы прячутся за маской добродетели, чтобы ка-заться другим лучшими, чем они на самом деле. Большинство людей так привыкают ли-цемерить, что перестают видеть свое подлинное я — часто гордое, самолюбивое и похот-ливое. Но в момент смерти эта маска спадает, и человек начинает видеть себя таким, ка-ков он на самом деле. В особенности во время просмотра обнаруживается каждый его тщательно скрываемый поступок — во всей панораме, даже в красках и трех-размерно, — слышится каждое сказанное слово, по-новому переживаются давно забытые события. В это время все достигнутые в жизни преимущества — социальное и экономическое поло-жение, дипломы, титулы и т.д. — теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. И тогда человек судит себя не только за сде-ланное, но и за то, как он своими словами и делами повлиял на других людей. Вот как один человек описал просмотр своей жизни. “Я почувствовал себя вне моего тела и парящим над зданием, а тело мое я видел, лежащим внизу. Потом со всех сторон окружил меня свет, и в нем я увидел как бы двигающееся видение, в котором показыва-лась вся моя жизнь. Мне стало невероятно стыдно, потому что многое из этого я раньше считал нормальным и оправдывал, а теперь я понимал, что это дурно. Все было чрезвы-чайно реально. Я чувствовал, что надо мной происходит суд и какой-то высший разум ру-ководит мной и помогает мне видеть. Больше всего меня поразило то, что он показывал мне не только то, что я сделал, но и то, как мои дела отразились на других людях. Тогда я понял, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, име-ет последствия” [2, стр. 34-35]. Следующие два отрывка из рассказов людей, переживших временную смерть, иллю-стрируют, как просмотр научил их по-новому относиться к жизни. “Я никому не расска-зывал о том , что я испытал в момент моей смерти, но, когда я вернулся к жизни, меня беспокоило одно жгучее и всепоглощающее желание сделать что-то доброе для других. Мне было так стыдно за себя.” Когда я вернулся, я решил, что мне необходимо изменить-ся. Я чувствовал раскаяние, и моя прошлая жизнь меня совершенно не удовлетворяла. Я решил начать совсем другой образ жизни” [2, стр. 25-26]. Теперь представим себе закоренелого преступника, причинившего в течение своей жизни множество горя другим, — обманщика, клеветника, доносчика, грабителя, убийцу, насильника, садиста. Постигает его смерть, и он видит свои злодеяния во всех их жутких подробностях. И тут его давно заснувшая совесть под воздействием Света неожиданно для него самого просыпается и начинает нещадно укорять его в сделанных им злодеяниях. Ка-кие невыносимые муки, какое отчаяние должно охватить его, когда он уже не может ни-чего ни исправить, ни забыть! Это поистине будет для него началом невыносимых внут-ренних мучений, от которых он никуда не сможет уйти. Сознание сделанного зла, искале-ченной своей и чужой души, станет для него “червем неумирающим” и “огнем неугаси-мым.” 6. Новый мир. Некоторое различие в описаниях пережитого во время смерти объяс-няется тем, что тот мир совершенно не похож на наш, в котором мы родились и в котором сформировались все наши понятия. В том мире пространство, время и предметы имеют совсем иное содержание чем те, к которым привыкли наши органы восприятия. Душа, впервые попавшая в духовный мир, испытывает нечто подобное тому, что может испы-тать, например, подземный червь, когда он впервые выползает на поверхность земли. Он впервые ощущает солнечный свет, чувствует тепло от него, видит красивый пейзаж, слы-шит пение птиц, обоняет благоухание цветов (допуская, что у червя могут быть эти орга-ны чувств). Все это столь ново и прекрасно, что не найти ему ни слов, ни примеров, чтобы рассказать об этом жителям подземного царства. Подобным образом и люди, оказавшиеся во время своей смерти в том мире, видят там и ощущают многое такое, чего не в состоянии описать. Так, например, люди переста-ют ощущать там привычное для нас чувство расстояния. Некоторые утверждают, что они могли без труда, одним действием своей мысли, перенестись с одного места на другое, как бы далеко оно от них не отстояло. Так, например, один солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытались вернуть его к жизни. “Я был там, а доктор как бы был и в то же время как и не был. Я тронул его и вроде прошел просто насквозь через него … Потом я внезапно оказался на поле боя, где меня ранили, и увидел санитаров, подбирающих раненых. Я хотел было помочь им, но вдруг оказался снова в операционной. Это будто вы по желанию материализуетесь то тут, то там — словно моргнув глазом” [5, стр. 33-34]. Есть и другие подобные рассказы вне-запного перемещения. Получается “чисто мыслительный и приятный процесс. Захотел — и я там.” “У меня большая проблема. То, что я пытаюсь передать, я вынужден описывать в трех измерениях … Но то, что на самом деле происходило, было не в трех измерениях” [1, стр. 26]. Если спросить человека, испытавшего клиническую смерть, как долго длилось это состояние, то обычно он не может ответить на этот вопрос. Люди совершенно не ощуща-ли течения времени. “Это могло быть и несколько минут, и несколько тысяч лет, нет ни-какой разницы” [2, стр. 101; 5, стр. 15]. Другие, из переживших временную смерть, очевидно попадали в миры более отда-ленные от нашего вещественного мира. Они видели природу “на той стороне” и описыва-ли ее в терминах холмистых лугов, яркой зелени такого цвета, какого на земле не бывает, поля, залитого чудесным золотым светом. Есть описание цветов, деревьев, птиц, живот-ных, пения, музыки, лугов и садов необычайной красоты, городов … Но они не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления. 7. Облик души. Когда душа покидает своё тело, она не сразу узнаёт себя. Так, на-пример, исчезает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики — молодыми [3, стр. 75-76]. Члены тела, например, руки или ноги, утраченные по той или иной причи-не, снова появляются. Слепые начинают видеть. Один рабочий упал с рекламной доски на высоковольтные провода. В результате ожогов он потерял обе ноги и часть руки. Во время операции он испытал состояние вре-менной смерти. Выйдя из тела, он сразу даже не узнал собственное тело, настолько оно было поврежденным. Однако он заметил что-то еще более его поразившее: его духовное тело было совершенно здорово [3, стр. 86]. На полуострове Лонг-Айланд в штате Нью-Йорк жила семидесятилетняя старушка, которая с восемнадцати лет потеряла зрение. С ней случился сердечный припадок, и, по-пав в больницу, она пережила временную смерть. Оживленная какое-то время спустя, она рассказала, что видела во время реанимации. Она подробно описала разные аппараты, ко-торые применяли врачи. Самым замечательным является то, что только сейчас в больнице она впервые видела эти аппараты, так как во время ее молодости, до слепоты, их еще не существовало. Еще она рассказала своему доктору, что она видела его в голубом костюме. Конечно, ожив, она осталась слепой, какой была и раньше [3, стр. 171]. 8. Встречи. Некоторые рассказывали о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходили иногда в земных условиях, а иногда в обста-новке нездешнего мира. Так, например, одна женщина, переживавшая временную смерть, слышала доктора, сказавшего ее родным, что она умирает. Выйдя из тела и поднявшись вверх, она увидела умерших родственников и подруг. Она узнала их, а они радовались, что встретили ее. Другая женщина видела своих родственников, которые приветствовали ее и пожимали ей руки. Они были одеты в белое, радовались и выглядели счастливыми… “и вдруг повернулись ко мне спиной и стали удаляться; а моя бабушка, обернувшись через плечо, сказала мне: “Мы увидим тебя позже, не в этот раз.” Она умерла в 96-тилетнем возрасте, а тут она выглядела, ну, лет на 40-45, здоровой и счастливой” [1, стр. 55]. Один человек рассказывает, что когда он умирал от сердечного приступа в одном конце больницы, в то же время его родная сестра была при смерти от приступа диабета в другом конце больницы. “Когда я вышел из тела, — рассказывает он, — я вдруг повстре-чался с моей сестрой. Я очень обрадовался этому, потому что очень любил ее. Разговари-вая с ней, я хотел идти за ней, но она, повернувшись ко мне, повелела мне остаться там, где я нахожусь, объяснив, что мое время еще не настало. Когда я очнулся, я рассказал мо-ему доктору, что я повстречался с моей только что скончавшейся сестрой. Доктор не по-верил мне. Однако по моей настойчивой просьбе он послал проверить через медицин-скую сестру и узнал, что она недавно умерла, как я ему и говорил” [3, стр. 173]. Душа, перешедшая в загробный мир, если встречает там кого-либо, то преимущест-венно тех, кто был ей близок. Здесь что-то родственное притягивает души друг к другу. Так, например, один престарелый отец увидел в том мире своих умерших шестерых детей. “У них там нет возраста,” — рассказывал он. Здесь надо пояснить, что души умерших лю-дей не скитаются по своей воле где им хочется. Православная Церковь учит, что после смерти тела Господь каждой душе определяет место ее временного пребывания — или в раю или в аду. Поэтому встречи с душами умерших родственников надо принимать не как правило, а как исключения, разрешенные Господом для пользы людей, которым предсто-ит еще пожить на земле. Возможно, что не столько встречи, сколько видения. Приходится признать, что здесь есть многое недоступное нашему пониманию. В основном рассказы людей, попавших по “ту сторону завесы,” говорят об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане ви-дят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют “присутст-вие.” 9. Язык души. В духовном мире беседы происходят не на известном человеку языке и даже не на какой-либо другой членораздельной речи, а, по-видимому, посредством од-ной мысли. Поэтому, когда люди возвращаются к жизни, им бывает трудно передать ка-кими точно словами с ними беседовал Свет, Ангел или кто-либо другой, с кем они по-встречались [1, стр. 60]. Следовательно, если в том мире все мысли “слышны,” то нам нужно научиться здесь всегда думать правильное и доброе, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали. 10. Граница. Некоторые люди, оказавшись в том мире, рассказывают о видении че-го-то, напоминающего границу. Одни описывают ее как забор или решетку на границе поля, другие как берег озера или моря, иные как ворота, поток или облако. Разница в опи-саниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого. Поэтому невозможно определить точно, что представляет собой эта граница. Важно, однако, то, что все пони-мают ее именно как границу, переступив которую, им нет больше возврата в прежний мир. После нее начинается путешествие в вечность [1, стр. 73-77; 5, стр. 51]. 11. Возвращение. Иногда недавно умершему дается возможность выбора остаться “там” или вернуться к земной жизни. Голос Света может спросить, например: “Готов ли ты?” Так, солдат, тяжело раненный на поле боя, видел свое искалеченное тело и слышал голос. Он думал, что с ним говорил Иисус Христос. Ему была дана возможность вернуться в земной мир, где он будет калекой, или остаться в загробном мире. Солдат предпочел вернуться. Многих притягивает назад желание закончить какую-то свою земную миссию. Вер-нувшись, они утверждали, что Бог разрешил им вернуться и жить потому, что дело их жизни не было закончено. При этом они выражали уверенность, что возвращение было результатом именно их собственного выбора. Этот выбор был удовлетворяем потому, что он вытекал из сознания долга, а не из эгоистических мотивов. Так, например, некоторые из них были матерями, которые хотели вернуться к своим малолетним детям. Но были и такие, которых вернули вопреки их желанию остаться. Душа уже преисполнилась чувст-вом радости, любви и мира, ей там хорошо, но ее время еще не пришло; она слышит голос, приказывающий ей вернуться. Попытки сопротивляться возвращению в тело не помогали. Какая-то сила их тянула назад. Вот случай из рассказа одной пациентки д-ра Муди: “У меня был сердечный приступ, и я оказалась в черной пустоте. Я знала, что я покинула мое тело и умираю… Я просила Бога помочь мне, и я скоро выскользнула из тьмы и увидела впереди серый туман, а за ним людей. Их фигуры были такие, как на земле, и я видела что-то похожее на дома. Все это было залито золотистым светом, очень нежным, не таким грубым, как на земле. Я ис-пытывала неземную радость и хотела пройти через туман, но вышел мой дядя Карл, умер-ший много лет тому назад. Он преградил мне дорогу и сказал: “Иди назад. Твое дело на земле еще не закончено. Сейчас же иди назад.” Так, против своего желания она вернулась в тело. У нее был маленький сын, который без нее бы пропал. Возврат в тело иногда происходит моментально, иногда совпадая с применением электрического шока или других реанимационных приемов. Все восприятия исчезают, и человек сразу чувствует себя снова в кровати. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва чувствуют себя неуютно и холодно. Иногда перед возвращением в те-ло бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры и другие наблюдатели отмеча-ют, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает. 12. Новое отношение к жизни. С людьми, побывавшими “там,” обычно происходит большая перемена. По утверждению многих из них, вернувшись, они стараются жить луч-ше. Многие из них стали крепче верить в Бога, изменили свой образ жизни, стали серьез-нее и глубже. Некоторые даже переменили профессию и стали работать в больницах или старческих домах, чтобы помогать тем, кто нуждается. Все рассказы людей, прошедших через временную смерть, говорят о феноменах совершенно новых для науки, но не для христианства. Далее мы рассмотрим современные случаи видения потустороннего мира в свете Православного учения.
Оценка рассказов о жизни после смерти. После ознакомления с современными книгами на тему о жизни после смерти у читателя создается впечатление, что смерть совершенно нестрашна, что человека, перешедшего в “тот” мир автоматически ожидают приятные ощущения умиротворенности, радости и пребывание во вселюбящем и всепрощающем Свете; что поэтому нет различия между праведными и грешными, верующими и неверующими. Это обстоятельство заставило не-которых христианских мыслителей насторожиться и отнестись с недоверием к такого ро-да литературе. Стали спрашивать: “Не являются ли эти видения света хитрым дьяволь-ским обольщением, направленным на усыпление бдительности христиан? — Живи, как хочешь, все равно попадешь в рай.” По этой причине исследователи Джон Анкенберг и Джон Уэлдон отрицательно от-носятся ко всей современной литературе о предсмертных состояниях, (Nеаr Dеаth Еxp-еriеncеs) видя в ней лишь оккультные трюки [9]. Все же внимательное рассмотрение со-временных рассказов людей, переживших клиническую смерть приводит к убеждению, что большинство из них имело подлинные видения, а не дьявольские обольщения. Глав-ная проблема обстоит не в предсмертнх видениях, а в их интерпретации врачами и психи-атрами, далекими от христианства. Во-первых, далеко не все временно умершие удостаиваются видеть Свет. Мы уже упоминали о тщательном исследовании д-ра Ринга, из которого ясно, что сравнительно небольшой процент временно умерших людей удостаивается видения Света. Д-р М. Рау-лингз (Маuricе Rаwlings) [4], который лично реанимировал многих умирающих, утвержда-ет, что в процентном отношении столько же людей видят мрак и ужасы, сколько видят Свет. Это же мнение разделяет д-р Чарлс Гарфильд (Chаrlеs Gаrfiеld), ведущий исследова-тель в области предсмертных состояний. Он пишет: “Не каждый человек умирает прият-ной и спокойной смертью … Среди пациентов, опрошенных мной, почти столькие же ис-пытывали неприятное состояние (встречи с демоно-подобными существами), сколькие испытывали приятное. Некоторые же из них испытывали оба состояния” [10, стр. 54-55]. Есть основание предполагать, что многие люди иногда сознательно, а иногда несоз-нательно умалчивают о своих неприятных посмертных видениях. По мнению д-ра Рау-лингз некоторые видения бывают настолько ужасными, что подсознание людей, увидев-ших их, автоматически стирает эти картины из памяти. В своей книге д-р Раулингз при-водит примеры такой амнезии. Психиатры, лечащие людей, испытавших в детстве сильные душевные травмы (например, насилия или побои), знают о подобном селективном забвении. Кроме того, люди, пережившие светлые видения, будут охотнее о них рассказывать, чем люди, пережившие жуткие видения. Ведь то, что человек видит “там,” должно соответствовать тому, что он заслужил своей добродетельной или грешной жизнью. Таким образом, два фактора дают перевес одностороннему репортажу: а) процесс селективной амнезии и б) нежелание разглашать о себе дурное. Карл Озис (Каrl Оsis) свидетельствует, что при исследовании вопроса умирания сре-ди индусов выяснилось, что приблизительно одна треть испытывает при умирании страх, депрессию и большое волнение от явлений “ямдутса” (yаmdооts) — индусского ангела смерти и других потусторонних страшилищ (еsr Оsis, Каrl аnd Hаrаldsоn, Еrlеndur, “Аt thе Hоur оf Dеаth,” Nеw Yоrk, Аvоn Bооks, 1972, стр. 90). Очевидно, индусская религия со сво-им языческим мистицизмом может содействовать сближению человека с потусторонни-ми темными силами, что проявляется потом в страшных предсмертных видениях. Из святоотеческой литературы мы знаем, что дьявольские обольщения — это реаль-ная опасность. Апостол Павел предупреждает, что “сатана принимает вид Ангела света” (2 Кор. 11:14). В то же время дьявол не имеет власти обольщать всякого, когда он хочет и как он хочет: его действия ограничены Богом. Если человек горд и жаждет увидеть что-то сверхъестественное, чудесное, чего не удостаиваются увидеть прочие люди, то он нахо-дится в большой опасности принять беса за ангела. В духовной литературе это состояние называется “прелестью” (от слова “прельщение”). В опасности впасть в “прелесть” нахо-дятся своенравные послушники, самодовольные подвижники, самозваные пророки и це-лители, а также люди, занимающиеся нездоровой мистикой, как то: трансцендентной ме-дитацией, йогой, спиритизмом, оккультизмом и т.д. Из рассказов людей, претерпевших временную смерть, не видно, чтобы они чем-либо подобным занимались. В большинстве случаев они были обыкновенными людьми, которые в силу той или другой физической болезни умерли, но благодаря стараниям врачей и успехам современной медицины были реанимированы. Они не ожидали никаких сверхъестественных видений и то, что им дано было увидеть, очевидно, было делом милости Божией, чтобы они стали серьезнее отно-ситься к своей жизни. Трудно согласиться с мыслью, что Господь допускал сатане оболь-щать этих страдальцев, неискушенных в духовной жизни. Кроме того, согласно рассказам, собранным д-ром Морзом [7], этот же Свет видели многие дети, которые в силу своей чистоты и невинности находятся под покровом Всевышнего. В православных книгах о жизни после смерти есть рассказы о явлениях демонов уми-рающим и о прохождении душ через фазу “мытарств” (об этом мы расскажем ниже). Од-нако из этих же книг видно, что обычно демоны начинают стращать душу уже после того, как ангел-хранитель пришел к ней и начал сопровождать ее на пути к Престолу Божию. Кроме того, в присутствии ангела демоны вынуждены являть себя в своем настоящем гнусном виде. Относительно современных описаний Света остается еще непонимание, как согласо-вать их с традиционными христианскими рассказами. В православной литературе царство Света описывается в связи с приближением к Небу, в то время как в современной литера-туре, люди видели Свет, еще не перешагнув через таинственную черту, отделяющую тот мир от нашего. Нам думается, что люди, пережившие временную смерть, еще не побывали в настоящем раю или в аду, а лишь созерцали и предвкушали те состояния. Когда ангелы являлись святым, они излучали от себя свет, на Фаворе апостолы видели духовный Свет, хотя еще физически находились в этом мире. Бог по Своей милости являет этот дивный Свет именно для поощрения к праведной жизни. Соприкосновение с этим Светом неиз-менно вливает чувство неземного мира и радости. Дьявольский свет же, напротив, несет с собой чувство какого-то смутного беспокойства. Он внушает человеку чувство превосход-ства, сулит знания, но в нем нет любви, это холодный свет. К сказанному надо добавить, что просмотр жизни, который люди испытали во время соприкосновения со Светом, когда они вынуждены были морально переоценить свои по-ступки, а также последовавшее исправление образа их жизни — все это побуждает ду-мать, что их видения Света были добрыми видениями, а не обольщениями. Ведь “по пло-дам их узнаете их.” Ведь дьявол старается отвести человека от Бога. Возможно ли, чтобы он помогал людям стать более верующими и добродетельными? Тем не менее в более широком плане верующему человеку надо быть очень осторож-ным со всякими видениями и мистическими опытами. Так, в связи с появлением большо-го количества случаев оживления людей после их клинической смерти некоторые врачи и психиатры стали предлагать создать новую отрасль науки о душе и о жизни после смерти. Нет сомнений, что всегда возможно сравнивать, обобщать и систематизировать сведения о том, что души видели в “том” мире. Однако надо понять, здесь роль врачей и психиат-ров обречена на компиляцию отдельных случаев. Поскольку мы, живые, отрезаны от не-посредственного контакта с духовным миром, нет возможности планировать и контроли-ровать посмертные состояния наподобие лабораторных экспериментов. При этом надо помнить, что жизнь человека находится в руках Божиих. Только Он определяет как самый момент смерти, так и участь души после ее разлучения с телом. По-этому попытки производить эксперименты в этой области входят в конфликт с волей Бо-жией и приводят экспериментатора в контакт с потусторонними падшими духами. В ре-зультате этого собираемые им сведения будут неверны и заключения неправильны. Иеро-монах Серафим Роуз так пишет об этом: “Многие современные исследователи признают или по крайне мере с симпатией относятся к оккультному учению в области внетелесных состояний по той единственной причине, что оно основано на эксперименте, который также лежит в основе науки. Но экспериментирование в материальном мире существенно отличается от “экспериментирования” в области внетелесных состояний. В материальном мире изучаемые предметы и законы природы являются морально нейтральными и потому могут быть объективно исследуемы и проверены другими. Но в данном случае изучаемые объекты скрыты от людей, очень трудно уловимы и часто обнаруживают собственную во-лю с целью обмануть наблюдателя” [8, стр. 127-128]. Это происходит потому, что близкая к нам сфера духовного мира наполнена сознательно злыми существами, демонами, кото-рые являются специалистами в области обольщения. Они охотно примут участие во вся-ких экспериментах и дадут им соответствующее направление. Поэтому предостережение иеромонаха Серафима надо принять очень серьезно. Так, в наше время ряд исследователей, начав с достоверных медицинских случаев клинической смерти, перешли к личным опытам внетелесных состояний. Не руководствуясь христиан-ским учением и многовековым опытом Православной Церкви, они стали изучать состоя-ния “астрального” тела и попали в дебри оккультизма. К сожалению, это случилось с д-ром Муди, с женщиной психиатром Е. Кublеr-Rоss и некоторыми другими. Д-р Муди, на-пример, написавший три ценных книги с достоверными данными, потом стал экспери-ментировать по рецептам теософии и трансцендентальной медитации. Недавно на эту тему он издал книгу, озаглавленную “Возвращение назад” (Cоmming Bаck), в которой при-водит типичные индусские бредни о перевоплощении. (Смотри в приложении разбор это-го учения).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел душепопечительство
|
|