Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книгеДжемс Вильям. Многообразие религиозного опытаисточник: http://psylib.kiev.ua/ William James The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901-1902 Изданиежурнала "РусскаяМысль".Москва, 1910 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Введение: религия будет рассматриваться нами не с антропологической точки зрения; материалом для нашего исследования послужат "человеческие документы". – Вопрос об установлении факта и вопрос о ценности. – Религиозные люди часто бывают психически неуравновешенными. – Критика медицинского материализма, отвергающего ценность религии. – Опровержение теории сексуального происхождения религии. – Все без исключения состояния сознания обусловлены органическими процессами. – Значение состояний сознания определяется не их происхождением, но ценностью их результатов. – Три критерия для определения ценности; происхождение не может быть таким критерием. – Преимущества психопатического душевного склада в тех случаях, когда ему сопутствует одаренность большими интеллектуальными способностями. – Преимущества такого склада в религиозном отношении. Невозможность отвлеченного определения религии. – Не существует специфического "религиозного чувства". – Религия, как учреждение, и религия, как личное переживание. – Настоящая лекции ограничатся рассмотрением религии, как личного переживания. – Определение религии в этих границах. – Определение термина "Божество". – "Божеством" мы называем то, что вызывает в нас особого рода "торжественное" чувство. – Невозможность точного установления терминов, относящихся к области религиозных переживаний. – Необходимость изучать религиозные переживания на примерах, наиболее резко выраженных. – Два способа приятия мира. – Эмоциональные элементы играют гораздо большую роль в религии, чем в философии. – Характернейшей чертой религиозного переживания является восторженность, окрашенная торжественным чувством. – Способность религии преодолевать страдания. – Биологическое значение этой способности. Объекты чувств и объекты умозрения. – Значение последних для веры. – Взгляд Канта. – Существует чувство и восприятие иной реальности кроме той, которая воспринимается внешними чувствами. – Чувство "присутствия невидимого". – Чувство ирреальности. – Чувство присутствия Бога. – Мистический опыт. – Еще о чувстве присутствия Бога. – Убедительность иррационального опыта. – Бессилие рационализма в области веры. – Элементы радости и печали в религиозных переживаниях. Основная цель человеческой жизни – счастье. – Типы один раз и дважды рожденных душ. – Уот Уитман. – Смешанный характер религиозного настроения древних греков. – Сознательное душевное здоровье. – Его целесообразность. – Рост либерального движения в христианстве служит наглядным доказательством его целесообразности. – Оптимистическое мировоззрение встречает поддержку в популярно-научных сведениях. – Движение "духовного врачевания". – Верования, лежащие в его основе. – Его учение о зле. – Его сходство с лютеранством. – Чтобы "спастись", нужно отказаться от активного проявления личной воли. – Методы духовного врачевания: внушение, размышление, "самоуглубление". – Духовное врачевание проверяет свое учение и методы применением их на практике. – Возможность и правомерность глубоко различных отношений к миру. – Приложение. Душевное здоровье и раскаяние. – Плюрализм философии душевного здоровья.– Две степени душевной болезненности. – Неустойчивость "порога скорби". – Ненадежность счастья. – Неудачи и страдания – удел каждой души, – Пессимизм – неизбежный вывод из чисто натуралистического мировоззрения. – Пессимизм эллинов и римлян. – Патологическое преувеличение тягостного ощущения действительности. – "Ангедония". – Меланхолия, сопровождающаяся озлобленностью и раздражительностью. – Способность чувствовать прелесть мира и быть им очарованным есть дар, независящий от нашего сознания и нашей воли. – Потеря этого дара изменяет для нас весь облик мира. – Толстой. – Баньян. – Аллайн. – Патологический страх. – Корень религиозной проблемы лежит в беспросветном отчаянии и чувстве гибели. – Антагонизм религии душевного здоровья и религии страждущих душ. – Нельзя закрывать глаза на проблему зла. Гетерогенные личности. – Внутреннее "я" достигает полного единства лишь постепенно. – Примеры раздвоения личности. – Процесс внутреннего объединения души не всегда принимает религиозную форму. – "Контр-обращение". – Другие примеры. – Постепенное и внезапное объединение личности. – Толстой. – Баньян. Опыт Брэдли. – Психология изменений характера. – Эмоциональные возбуждения создают новые центры личной энергии. – Схематическое изображение этого процесса. – Параллель, проводимая проф. Старбэком между обращением и нормальным процессом нравственного роста в отроческие годы. – Мнение проф. Леуба. – О людях, которые кажутся неспособными пережить обращение. – Два типа обращений. – Подсознательное созревание процесса обращения. – Безволие. – Его значение в религиозной жизни. – Примеры. Мгновенное обращение. – Существенен ли для этого явления признак внезапности – Внезапность обращения зависит от индивидуальных психических особенностей личности. – Сублиминальное сознание. – "Автоматизм". – Явление мгновенного обращения объясняется наличностью в субъекте, пережившем его, очень развитой сублиминальной жизни сознания. – Ценность обращения определяется не течением процесса, но его плодами. – Внезапность обращения не отражается на его плодах. – Мнение проф. Джорджа Ko. – Плодом обращения является "состояние святости". – Психологическое объяснение процессов обращения не исключает предположения о непосредственном вмешательстве Бога. – Чувство вмешательства "высшей силы". – Взаимоотношение эмоциональных и интеллектуальных элементов веры. – Мнение проф. Леуба. – Характерные черты "состояний веры": утверждение жизни; чувство познания истины; изменение всего облика мира. – Сенсорный и моторный автоматизм. – Прочность результатов обращения. Сент-Бев о результатах обращения. – Тот или иной характер человека определяется соотношением побуждающих и задерживающих моментов его психики. – Господствующее побуждение. – Гнев. – Значение высших побуждений. – Руководящим началом праведной жизни являются высшие духовные побуждения. – Последние почти совсем уничтожают влияние чувственных побуждений. – Схематическое изображение в механических терминах процесса изменений характера. – Характерные черты состояния святости. – Чувство реальности высшей силы. – Душевный покой, милосердие. – Покорность, мужество, терпение и т.д., – Их связь с прекращением напряженной деятельности личной воли. – Чистота жизни. – Аскетизм. – Послушание, – Нищета. – Демократизм и гуманность. Ценность святости определяется ценностью ее плодов для человеческой жизни. – Кроме того, она определяется тем или иным представлением о Боге, которое связано с ней. – Религиозный опыт удаляет из религии лишенные ценности элементы. – Эмпиризм далек от скептицизма. – Личная и групповая религия. – Одиночество и уединенность основателей религий. – Успех проповеди религиозного учения неизбежно ведет к искажению первоначального учения. – Крайности религиозного фанатизма. – Фанатическая набожность. – Теопатические состояния. – Чрезмерное стремление к чистоте. – Чрезмерное милосердие. – Человек может быть совершенным только в совершенной среде. – Святые являются созидателями добра в мире. – Чрезмерный аскетизм. – Аскетизм служит символом стремления к героизму. – Культ милитаризма и нищеты, как эквивалент аскетизма. – Положительные и отрицательные черты святости. – Противоположность святого и властного характера. – Борьба двух идеалов: святости и силы, борьбы и непротивления. – При оценке этих идеалов необходимо учесть их социальное значение. Определение понятия "мистицизм". – Четыре характерных признака мистических состояний сознания. – Простейшие примеры таких состояний сознания. – Мистицизм и алкоголь. – "Откровения", являющиеся следствием влияния анестезирующих средств. – Религиозный мистицизм. – Мистические состояния, навеянные красотой природы. – Сознание присутствия Бога. – "Космическое сознание". – Йога. – Буддистский мистицизм, – Суфизм. – Христианские мистики. – Их чувство откровения. – Тоническое действие мистических состояний. – Мистики передают содержание своих переживаний только в отрицательных терминах. – Чувство единения с Абсолютным. – Мистицизм и музыка. – Три заключения. – 1) Авторитетность мистических состояний для лиц, переживших их. – 2) Их неавторитетность для остальных людей. – 3) Мистический опыт разрушает притязания рационалистических состояний сознания на исключительную авторитетность. Первенство чувства в религиозной жизни; философское умозрение является производной функцией. – Интеллектуализм требует освобождения богословских построений от субъективизма. – "Догматическое богословие". – Критика установленных им атрибутов Бога. – "Прагматический" критерий ценности отвлеченных построений. – Метафизические атрибуты Бога не имеют жизненного значения. – Нравственные атрибуты Бога имеют практическое значение, но богословие подводит под них слабые доказательства; общая несостоятельность схоластического богословия. – Трансцендентальный идеализм; его принципы, – Джон Кэрд. – Несостоятельность его теории. – Философия может иметь большое значение для религии, если обратится в "науку о религиях". Роль эстетических элементов в религии. – Противоположность католичества и протестантства. – Жертвоприношение и исповедь. – Молитва. – Религия полагает, что в молитве совершается реальный духовный процесс с реальными последствиями. – Три отношения к реальности процесса молитвы. – Первое отношение. – Второе отношение. – Третье отношение. – Автоматизм у религиозных вождей. – Еврейские пророки. – Магомет. – Джозеф Смит. – Религия и сублиминальная область сознания. Обобщение характерных черт религиозного сознания. – Возможность и правомерность различных религий и верований. – "Наука о религиях" может лишь указывать на истинность того или иного верования, но не может научить верить в него. – Критика утверждения, что религиозное сознание является "пережитком" примитивного мышления. – Современная наука отрицает личный аспект вселенной. – Антропоморфизм и персонификация явлений природы есть типичная черта до-научного мышления. – Реальное значение личного аспекта природы. – Объекты науки абстрактны, – только индивидуальный опыт конкретен. – Религия, в противоположность науке, живет в области конкретного. – В основе своей религия есть биологическое явление. – Простейшей формой его является страдание и освобождение от него; описание процесса освобождения от страдания, – Реальность "высшей силы". – Гипотеза, предлагаемая автором: 1) "Подсознательное я" является посредствующим звеном между природой и высшим миром; – 2) Высший мир, или "Бог" – 3) Его реальные воздействия в мире природы. Посвящаю эту книгу Е.П.С. в знак сыновней признательности и любви. Своим возникновением эта книга обязана той высокой чести, которая была мне оказана в 1901-1902 гг. приглашением прочесть ряд лекций на учрежденной посмертной волей лорда Джиффорда кафедре по Естественной Религии в Эдинбургском Университете. – Обдумывая предмет двух курсов, по десять лекций каждый, которые мне предстояло прочесть, я хотел сначала посвятить первый из них психологическому описанию "Религиозных стремлений человека", а второй, – более теоретического характера, – "Удовлетворению этих стремлений философским мышлением". Но совершенно неожиданно разросшийся психологический материал принудил меня, когда я приступил к выполнению своего первоначального плана, отвести второй теме самое незначительное место – и, таким образом, описание религиозного душевного склада заняло все двадцать лекций. В последней из них я только намекнул на свои собственные философские заключения, и если читатель пожелает немедленно узнать их, пусть обратится ко второй части "Выводов" и последующему "Послесловию" этой книги. Я надеюсь, что мне еще удастся когда-нибудь изложить их в более полной и совершенной форме. Придерживаясь того мнения, что широкое ознакомление с конкретными и индивидуальными частностями дает более ценное и глубже захватывающее знание, чем отвлеченные формулы, как бы глубоки они ни были, я решился ввести в свои лекции большое число конкретных жизненных примеров, причем умышленно выбрал для этой цели самые резкие и крайние проявления религиозного душевного склада. Поэтому, быть может, некоторым из читателей прежде, чем они ознакомятся со второй половиною этой книги, покажется, будто я представил религию в карикатурном виде; они решат, что религиозные переживания и благочестие, с которыми им придется встретиться в моих лекциях, слишком экзальтированы, чтобы можно было считать их нормальными. Но я все же надеюсь, что, если у читателя достанет терпения прочесть эту книгу до конца, такое неблагоприятное впечатление у него рассеется, – потому что в конце книги я пытаюсь сочетать религиозные побуждения с другими побуждениями и принципами здравого смысла, которые служат коррективом к возможным преувеличениям и крайностям односторонних выводов и позволяют каждому читателю еще более умерить резкость моих заключений, сообразно личному его мнению. За помощь, оказанную мне при составлении этих лекций, я чувствую себя очень обязанным и выражаю свою искреннюю благодарность Эдвину Д. Старбэку из Стенфордского Университета, любезно предоставившему мне пользоваться своим обширным собранием рукописного материала; Генри У. Ранкину из Восточного Нортфильда, с которым мне не пришлось увидеться, но который выказал мне дружеское расположение и сообщил драгоценные для меня сведения; затем Теодору Флурнуа из Женевы, Каннингу Шиллеру из Оксфорда и товарищу моему Веньямину Рэнду за доставленные мне материалы; наконец товарищу моему Диккинсону С. Миллеру и друзьям Томасу В. Уорду из Нью-Йорка и Винценту Мотославскому из Кракова за ценные советы и указания. Прибавлю, что чувствую себя не в состоянии выразить здесь всей благодарности, которой я обязан покойному Томасу Дэвидсону за личные беседы со мной и за разрешение пользоваться его библиотекой в Гленморе. Гарвардский Университет, март, 1902 Ваш комментарий о книге
|
|