Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге Да благословит вас Христос!Анатолий Гармаев. Обрести себя. Нравственная психология и педагогика (СКАЧАТЬ 144Kb rar) ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священникаАнатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога. В доперестроечныегоды возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции,занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневнойобыденности к запретному Золотому Городу православной духовности. В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашейконфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие,думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось ине склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемамисправлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет. Необходим был язык, который, не искажая сути произносимого, отражал быреалии утраченных традиций, будучи при этом удобоприемлемым в социальном ивременном контексте. Таким языком стал язык психологии и педагогики. И передэтими словами было обозначено "Нравственная".
Новая "инонаучная" дисциплина протянулась живописным мостиком междухолодно-скалистым берегом светской психологии и милующе-изумрудной пологойземлей православной аскетики. Шумящий внизу водопад с одного берега называли"потребности", с другого -- "страсти". На середине мостика был найдентерминологический компромисс. Водопад был назван "Эго-влечениями". Психоаналитическая, роджерианская, гешталът-психологияантропоцентричны. Предполагается, что в центре -- человек, с его благом, егоуникальным миром, его человеческими ценностями. Нравственная ПсихологияХристоцентрична. Для нее "обретение себя" -- лишь промежуточный этап вдвижении к Богу и людям. И поэтому "Самость" ("Selfism") -- ключевое понятиегуманистической психологии, конечный пункт ее стремлений и исканий -- вНравственной Психологии названа болезнью.
Традиционная психология не охватывает глубинных слоев "структурычеловеческого Я". Нравственная Психология, раскрывая нравственное значениевнешних слоев, освещает сущностное значение Душевных Сил, Совести и лишьслегка касается Духовного, которое оставляется на попечение Церкви. Оценка значения идей отца Анатолия и предлагаемого им инструментариявнутренней работы-- дело будущего. Нам же остается читать, недоумевать,спорить, радоваться сделанным в процессе изучения маленьким открытиям и...соглашаться. Семидесятилетний разрыв преемственности православной жизни привел кявлению, о котором пришла пора говорить во весь голос. Не став людьми:любящими, заботящимися, добрыми, искренними, открытыми, доверительными иответственными, многие из нас на начальных этапах воцерковления возомнилисебя не просто церковными, не просто православными, - носителями истины впоследней инстанции.
Плоды нашей "молитвенности" -- наши домашние стали врагами нам. Плодынашего "воздержания" -- развалившиеся семьи, более-менее благополучные довоцерковления одного из супругов... Плоды нашего "благочестия" -- нашиближние, перестав быть нейтральными по отношению к вере, превратились воткровенных хулителей Церкви, "свихнувшей" их жену (мужа), мать (отца), дочь(сына). А, может быть, все же виноваты не "они", а мы? --Да нет, вроде бы на нас сбываются Писания... --А если честно... еще честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру, тыстала верующей, а твой муж запил? --А я за него читаю акафист "Неупиваемая Чаша". -- "За него" или "против него" ? При этом любишь ли ты его ? В чем этоконкретно проявляется ? --Как же мне его, такого пьяницу, любить-то?.. В Церковь идти не хочет,невенчаный... Вот такой диалог. Не раскрывшись в супружестве, в подлинном отцовстве-материнстве, ненаучившись быть благодарными детьми, открытыми, любящими, верными друзьями,мы ищем духовного, а духовное не дается нам.
Используя наработанные в течение нашей мирской жизни механизмыдостижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни-- священного сана, другие -- рабочего места в сферах околоцерковногобизнеса, третьи -- привилегированного положения в ближайшем кругу особочтимых народом духовников. Но при этом не решается главный вопрос: радичего? Привычные шаблоны и стереотипы, желание "стать", восприятие церковнойжизни как поприща для САМОсовершенствования не дают увидеть главного: где жево всем этом место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви кближнему, прежде всего САМОМУ БЛИЖНЕМУ: моему супругу, моим детям, моимродителям? А если кажется, что все же есть любовь, хватит ли мужества честноответить на вопрос: любовь ли это ?
При чем здесь "психология" -- мирская наука, нужно все по святымотцам... -- Психология -- наука о душе, ведь прежде -- душевное, а потом --духовное. Так говорит Священное Писание. Лучшими и глубочайшими психологамибыли святые старцы. Они прозревали и душевный, и духовный план человека. Вдушевном все ли у тебя благополучно? Пастырский опыт подсказывает: человек,который, не раскрывшись в душевных качествах своих, начал строить зданиедуховных добродетелей, точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигаеттакую стену гордыни и эгоизма, которую невозможно потом взорвать никому.Ведь все поставлено на цементе совершенно правильных формул: изреченияхсвятых отцов, советах и благословениях любимых духовников. При этом гордостьвсех окружающих (пресловутых "ближних") будет отслеживаться и тут жеобличаться. Любой же, покусившийся говорить о гордости обличителя, будет тутже остановлен и осажен. Кто-то сказал однажды: "Аскетика без любви похожа назамок Снежной Королевы"... -- Вы имеете в виду духовную любовь... -- Нет, прежде всего -- душевную, человеческую, которая переживает задругого, жалеет его, согревает, когда ему холодно и не лезет со своимисоветами, когда не просят...
Мне иногда кажется, что за внешнейцерковностью, за церковной терминологией ("простите", "благословите","искушение"), за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, модернизмоми прочим масонством), за постоянным механическим перечислением восьмиосновных грехов и их производных люди просто хотят спрятаться от движениявглубь, от встречи с самим собой настоящим... -- Что вы такое говорите? Ведь есть же какие-то вещи... -- ...а ведь путь к Богу, по словам Исаака Сирина, лежит через путь ксамому себе. --Но ведь Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что без Бога всечеловеческие "добрые дела" - ничто, а вы нам тут предлагаете... --Прежде чем говорить о них, давайте хоть до этого уровня дотянемся.Давайте учиться открытости, искренности, умению доверять, наконец. -- Да ну Вас с Вашей психологией... --Давайте, не закрываясь правилами и цитатами, посмотрим на всю нашужизнь глазами нравственного человека, исследуем те глубинные уровни нашегодушевного устроения, ту почву наших человеческих сердец, на которую так и непривилась ветвь Христова нрава.
Ведь само понятие "нравственность"происходит от слова "нрав". Слишком часто мы сами не даем своим ближним прийти ко Христу. Одиндуховник сказал по этому поводу: "Иногда люди забираются на такие духовные высоты, с которых не видноживых людей". Бог являет Себя нам в человеке, созданном по образу Божию. Иневерующий человек (наш самый ближний!) сохраняет этот образ. И нет намникакой пользы, если мы, воцерковляясь, так и не засветились любовью. Вы никогда не задумывались, почему мы, считая себя "в принципенеплохими людьми", на самом деле такие без-Совестные? Почему на многиенеобходимейшие дела у нас не хватает Душевных Сил? И чем закончится нынешнийконфликт поколений? Почему сегодня разваливаются семьи?
Почему православныесемьи разрушаются с ускорением? Если по отношению к слову "психология" у Васуже нет предубеждений -- эта книга для Вас. "Обрести себя" -- не сборник духовных советов, это скорее рабочийдневник, который интереснее читать с карандашом в руке, а еще интереснее--перечитывать. Многое, очень многое (особенно то, с чем так хочется несогласиться) будет поводом для глубокой и серьезной исповеди. Продолжениеэтой книги будет называться "Психопатический Круг в семье". Если Вы, купив книгу, с нетерпением листаете ее в трамвае, троллейбусеили автобусе по пути домой или на работу, закройте ее на минутку,прокомпостируйте талончик и поупражняйтесь в терпении. В транспорте читатьвредно, тем более, если Вы сидите, а рядом стоит пожилой человек (женщина,кто у годно...). Бог в помощь! ПРЕДИСЛОВИЕ Содержание настоящей книги составлено из материалов лекций, прочитанныхдля людей не знакомых или малознакомых с церковной жизнью. Душевная жизньсовременного человека, мало различающего в себе греховные или страстныепричины своих поступков, чувств и мыслей, изложена здесь языком доступным ипонятным нецерковному сознанию. Более того, книга не выходит за пределынравственной жизни души и поэтому почти ничего не говорит о той духовнойглубине, которая проявляется в человеке по мере его воцерковления. Все это -- предмет других, последующих книг. Задача этой -- разобратьсяв душевном устроении внутренней жизни людей, ибо, по слову Апостола Павла"не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1 Кор. 15, 44). (СКАЧАТЬ 144Kb rar)
Ваш комментарий о книге
|
|