Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!ОГЛАВЛЕНИЕИоанн Златоуст "Скорби служат нам к великому благу"Удивительно, как все, не только то, что по видимому служит к нашей безопасности, но и противное тому, обращается нам во благо. Чтобы убедиться в этом, выслушай следующее. Фараон велел бросать детей в реку. Если младенцы не были бросаемы, если бы не было такого повеления, то Моисей не был бы сохранен и воспитан в царских чертогах. Когда он был скрываем, то не был в чести; а когда был положен в реку, тогда стал в чести. Это сделал Бог, дабы явить Свое могущество и мудрость. Иудей с угрозой говорил Моисею: "не думаешь ли убить меня" (Исх.2,14); но и это принесло ему пользу, случилось по устроению Божию для того, чтобы он удостоился видения в пустыне, чтобы исполнилось надлежащее время, чтобы они любомудрствовали в уединении и жили в безопасности. И при всех огорчениях, причиняемых ему иудеями, было то же: он делался еще славнее подобно как было и с Аароном. На него восстали, но через это сделали его более славным. Ибо после того он украшается священническою одеждою, но него возлагается кидар и прочие принадлежности одеяния, так что посвящение его становится несомненным. Если хотите, обратимся еще выше. Каин убил брата, но тем самым принес ему более пользы. Ибо, послушай, что говорит Бог: «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4,10); и в другом месте говорится; «Крови, говорящей лучше чем Авелева». (Евр. 12,24). Он избавил его от будущей неизвестности, доставил ему большую награду, и все мы узнали, какую большую любовь имел к нему Бог. Что он потерял, быв так скоро предан смерти? Ничего. А что, скажи мне, приобретают те, которые умирают позже? Ничего. Не в том состоит благоденствие, чтобы жить много лет или мало, а в том, чтобы пользоваться жизнью как должно. Три отрока были ввержены в печь, но через это сделались славными; Даниил был ввержен в ров, но через это сделался более знаменитым. Видишь ли, как искушения служат к великому благу и здесь, а не только там? В несчастии бывает подобное тому, как если бы кто ни будь стал тростью сражаться с огнем; по видимому он поражает огонь, но делает его еще светлее и изнуряет самого себя. Так и несчастие бывает для добродетели причиною и поводом к ее прославлению. Ибо, когда при несправедливости других мы вверяемся Промыслу Божию, как следует, тогда наши достоинства сияют яснее. Также, когда действует дьявол, то подвергающиеся его искушению становятся светлее. Какой вред, например, причинили все козни его Иову? ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ ХОТЯ БЫ НА ЭТО, - ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ДИКИХ ЗВЕРЕЙ И НЕПОСТОЯНСТВА ВЕТРОВ, НИ БОЛЕЗНЕЙ, НИ ПЕЧАЛЕЙ, НИ СКОРБЕЙ И НИЧЕГО ПОДОБНОГО, ТО ЧЕМ СДЕЛАЛСЯ БЫ ЧЕЛОВЕК? МНЕ КАЖЕТСЯ, НЕ ПОДВЕРГАЯСЬ НИЧЕМУ ТАКОМУ, ОН УПОДОБИЛСЯ БЫ БОЛЕЕ СВИНЬЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ, СТАЛ БЫ ПРЕДАВАТЬСЯ ОБЪЕДАНИЮ И ПЬЯНСТВУ. А ТЕПЕРЬ ЗАБОТЫ И БЕСПОКОЙСТВА СУТЬ ДЛЯ НЕГО УПРАЖНЕНИЕ И УЧИЛИЩЕ ЛЮБОМУДРИЯ, СУТЬ СРЕДСТВА ДОБРОГО ВОСПИТАНИЯ. Еще: представь, что кто - ни будь воспитывается в царских чертогах, не зная ни скорбей, ни забот, ни беспокойств, не имея случаев ни к гневу, ни к недовольству; делается и исполняется все, чего бы он ни пожелал и пусть все готовы служить ему: не может ли такой человек сделаться неразумнее всякого животного? А теперь несчастия и огорчения суть как бы оселок, изощряющий нас. Посему- то бедные по большей части бывают умнее богатых, подобно как обуреваемые и поражаемые сильными волнами. Тело, остающееся в праздности и бездействии, бывает болезненно и безобразно; а движущееся, трудящееся и переносящее тяжести бывает благообразнее и здоровее; то же бывает и с душою. Железо, когда лежит, ржавеет, а когда находится в деле, то бывает блестящим; так и душа блестит, когда она действует; а к действию возбуждают ее несчастия. И способности погибают, если душа остается без действия; а действует она тогда, когда не все готово к ее услугам; ибо она возбуждается к действию противным ей. ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПРОТИВНОГО, ТО НЕ БЫЛО БЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; НАПРИМЕР, ЕСЛИ БЫ ВСЕ БЫЛО ОТДЕЛАНО ПРЕКРАСНО, ТО ИСКУССТВО НЕ ИМЕЛО БЫ НАД ЧЕМ ТРУДИТЬСЯ; ТАК И ДУША, ЕСЛИ БЫ ВСЕ ШЛО ПО НАШЕМУ ЖЕЛАНИЮ, НЕ ИМЕЛА БЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И, ЕСЛИ БЫ ВСЕ НАМ УДАВАЛОСЬ, БЫЛА БЫ БЕСЧУВСТВЕННА. Не видишь ли как мы приказываем кормилицам не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку, и они не сделались слабыми? Потому - то дети, воспитывающиеся в глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и неумеренная нежность вредит их здоровью. И умеренная скорбь - есть благо, и заботы - благо; и бедность - благо, крепкими делают нас добро и зло; но то и другое обращается нам во вред, когда бывает не в меру: первое расслабляет, а последнее поражает. Ни то ли внушал и Христос ученикам?(Иоанн 16,22,33) Если же они имели в этом нужду, то тем более мы. Ели же мы имеем в этом нужду, то не будем роптать, но радоваться в скорбях. Все это суть врачевства, соответствующее нашим ранам, одни горькие, другие сладкие; но те и другие сами по себе отдельно, были бы бесполезны. Будем же за все это благодарить Бога; Он попускает это не напрасно, но для блага наших душ. В чувстве признательности будем благодарить и прославлять Его, будем мужественно бороться с бедствиями, помня, что они временны, и обращая мысли свои к будущему, дабы мы могли и переносить мужественно настоящее, и удостоиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе с Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков.Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел сравнительное богословие |
|