Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!ОГЛАВЛЕНИЕИоанн Златоуст "Бог по любви попускает бедность, болезни и скорби"ОБ АВТОРЕ: Иоанн Златоуст - один из наиболее известных проповедников ранней церкви. Статьи приведённые ниже представляют классический взгляд ранней церкви на страдания. На протяжении всех веков Церковь твёрдо стояла в этой позиции до того момента, как под влиянием гуманистических идей на христианское богословие не возникло учение о том, что верующий человек непременно должен быть лишён бедности, болезней и скорбей. Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты ещё мало наказан (Иов.33,27.) И Павла варвары приняли за человека порочного и преступного, когда ехидна повисла на руке его; посему и говорили: человек сего, спасённого от моря суд Божий жить не оставил.(Деян.28,4). И Семей называл Давида человеком - убийцею, составили о нём такое дурное мнение по его несчастью. Итак, дабы и с вами не случилось того же, побеседуем об этом немного. Действительно, я слышу, как многие говорят, если бы Бог любил бедных, то Он не попустил бы им быть бедными, -- и как другие, видя кого - ни будь страждающим продолжительною немощью и болезнью, говорят: где же милостыни его, где добрые дела его? Посему, дабы и вам не грешить таким образом, рассудим об этом. Если и человек здравомыслящий не может ненавидеть добрых и любить злых, то как ты осмысливаешься говорить это о Господе, будто Бог ненавидит бедных, хотя бы они были порочными, - отверзая уста на богохульство и не понимая важности этого заблуждения? Дабы тебе не грешить таким образом узнай, что Бог любит и что ненавидит. Кого же любит он? Того, кто исполняет заповеди Его. " Сего я возлюблю, говорит он, и приду к нему" (Иоан.14. 21-23), не богатого не здорового, но повинующегося Моим повелениям. А кого ненавидит Он того отвращается? Того, кто не исполняет заповедей его. ИТАК, КОГДА ТЫ УВИДИШЬ КОГО - НИ БУДЬ НЕ ИСПОЛНЯЮЩИМ ЗАПОВЕДЕЙ ЕГО, ТО ХОТЯ БЫ ОН БЫЛ ЗДОРОВЫМ, ХОТЯ БЫ ОКРУЖЁН БЫЛ БОГАТСТВОМ, ПОЛАГАЙ ЕГО В ЧИСЛЕ НЕНАВИДИМЫХ БОГОМ; А ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО, ХОТЯ БЫ ТЫ ВИДЕЛ ЕГО В БОЛЕЗНИ, ИЛИ БЕДНОСТИ, ПОЛАГАЙ В ЧИСЛО ЛЮБИМЫХ ИМ. ИБО НЕ К ТЕМ ЛЮБОВЬ ЕГО, А К ЭТИМ. Не видишь ли ты и в житейских делах, что любимые царями особенно и прежде всех подвергаются опасностями в сражениях, получают раны, посылаются в поход? Не слышал ли ты, что "кого любит Господь, того наказывает, бьёт же всякого сына, которого принимает" (Евр.12,6). Но многие, скажешь, соблазняются видя это. Так, но не по вине добродетельных, а по собственному невежеству. Не здесь воздаяние за труды наши, но здесь подвиги, а награды и венцы после. Не ищи же во время подвигов и в день борьбы покоя и безопасности, не смешивай различных времён. Но многие, скажешь, немощны. Бог помышляет о них; Он сделал, что многие и из праведников пользуются благополучием еще здесь, - не для них, но для немощных. Поэтому, если соблазняют тебя праведники находящиеся в скорби, то пусть утвердят тебя живущие в покое; и если смущают тебя порочные, пользующиеся благополучием, то пусть исправят тебя подвергающиеся наказанию и мучению. Разве ты не слышал Христа, который говорит: в мире будете иметь скорбь.(Иоанн 16,33) Почему же ты ищешь покоя, когда Он сказал это? Разве ты не слышал еще, как Он говорит: мир возрадуется, а вы печальны будете? Таким образом людям неразумным справедливо можно было бы соблазниться, если бы происходило противное тому, что Он сказал; а если всё происходит так, как следует, то почему ты соблазняешься? Не исследуй и не испытывай. "Изделие скажет ли сделавшему (его): "зачем ты меня так сделал?" (Рим.9:20). Посему и Пророк, укоряя Иудеев за то, что они, преисполнившись бесчисленными пороками, исследовали пути Божии, говорит: разуметь пути мои желают, как люди правду творившие и суд Бога своего не оставившие (Ис.38:2); они поступали подобно тому, как если бы какой ни будь слуга, огорчивший господина и виновный в тысячи преступлений, вместо того, чтобы утешить гнев господина, стал требовать отчёта, почему он поступил таким образом. Не исследуй же этого, вместо того, чтобы плакать и сокрушаться и омывать грехи свои. Говорю это не потому, чтобы я не мог представить причины, но желая обратить тебя от этой пытливости к попечению о собственном спасении. Для чего Он установил таким образом? По снисхождению к роду человеческому. ТРУДЫ ОН НАЗНАЧИЛ ЗДЕСЬ, ГДЕ ЖИЗНЬ КРАТКАЯ, А ВЕНЦЫ СОХРАНИЛ ДЛЯ БУДУЩЕГО, ГДЕ ЖИЗНЬ НЕ СТАРЕЮЩАЯ И БЕССМЕРТНАЯ. ЭТИ ТРУДЫ ОКАНЧИВАЮТСЯ И ПРОХОДЯТ, А ТО ОСТАЁТСЯ ВЕЧНЫМ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ КОНЦА. С другой стороны через это Он упражняет душу в любви к добродетели. Ибо, когда душа избирает добродетель, несмотря на трудности и ещё не получая награды, то оказывает расположение и великое усердие к ней: и когда она убегает порока, несмотря на его удовольствия и ещё не подвергаясь наказанию, то научается ненавидеть его и отвращаться. Таким образом она приобретает навык отвращается от порока и любит добродетель. ЕСТЬ И ДРУГАЯ ПРИЧИНА. КАКАЯ? ТА, ЧТО СКОРБЬ ОСОБЕННО РАСПОЛАГАЕТ НАС К ЛЮБОМУДРИЮ И ДЕЛАЕТ КРЕПКИМИ. А ВМЕСТЕ С ЭТОЮ - ЕЩЁ ИНАЯ ПРИЧИНА? КАКАЯ? БОГ ХОЧЕТ НАУЧИТЬ НАС ПРЕЗИРАТЬ НАСТОЯЩЕЕ, НЕ ПРИЛЕПЛЯТЬСЯ И НЕ ПРИВЯЗЫВАТЬСЯ К НЕМУ. ДЛЯ ТОГО ОН И НАЗНАЧИЛ ЗДЕСЬ СКОРБИ И ТРУДЫ И ВСЁ ПРИЯТНОЕ И РАДОСТНОЕ СДЕЛАЛ СКОРО ПРОХОДЯЩИМ.Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел сравнительное богословие |
|