Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Жан Кальвин "О молитве" отрывки из книги "Наставления в христианской вере"

ОБ АВТОРЕ: Жан Кальвин - один из наиболее плодотворных отцов Реформации. Его жизнь и труды имели колоссальное влияние на ход истории и изменили верования и поведения целых поколений. Ниже я привожу подборку отрывков из его всемирно известной работы «Наставления в христианской вере», посвящённые молитве.

Доступ к богатствам, которые мы имеем в Боге, мы получаем путем молитвы. Она являет собой связь людей с Богом, посредством которой, будучи введены в Его истинный Храм, который есть Небо, люди призывают Его и как бы требуют исполнить обетования. Опыт, который Он им дает, когда это необходимо, состоит в том, что они верят в истинность простых слов Божьих, верят, что это не ложь и не суета.

Нам совершенно необходимо усердно Ему молиться. Во-первых, для того, чтобы наше сердце воспламенялось горячим желанием всегда искать Его, любить и прославлять, к чему мы привыкаем, когда видим в Нем единственное свое прибежище во всех своих нуждах, видим единственные врата спасения. Во-вторых, для того, чтобы наше сердце никогда не волновали желания, свидетелем которых мы не хотим видеть Бога, - а так происходит, когда мы выставляем перед его очами все наши чувства и, можно сказать, раскрываем перед ним все глубины нашего сердца. Более того, для того, чтобы мы были готовы принять его благодеяния с истинной признательностью и благодарением, ибо в молитве мы постигаем, что они исходят из его руки. И еще: чтобы получив просимое, мы считали, что Бог внял нашим мольбам, и вследствие этого развили в себе склонность размышлять о Божьем великодушии. К тому же мы получаем величайшее наслаждение от благ, которыми одаривает нас Бог, сознавая, что получили их по нашим молитвам. Наконец, нужно молиться для того, чтобы Божье провидение утвердилось в наших сердцах благодаря тому, что мы постигаем на опыте в силу своих скромных способностей.

ИБО МЫ ВИДИМ, ЧТО БОГ НЕ ТОЛЬКО НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАС И ДАЕТ НАМ ИСКАТЬ ЕГО И МОЛИТЬ ЕГО В НУЖДЕ, НО И ЧТО В ЕГО ВЛАСТИ, ВЫСЛУШАВ НАС, ПОМОЧЬ ВЕРНЫМ ЕМУ. И МЫ ВИДИМ, ЧТО ОН НЕ ПИТАЕТ ИХ ПУСТЫМИ ОБЕЩАНИЯМИ, НО ПОДДЕРЖИВАЕТ, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО, СВОЕЮ РУКОЮ.

По всем этим причинам Отец, полный любви, никогда не засыпает и не перестает действовать, но порой подает знаки, чтобы побудить нас к молитвам и прошениям, поскольку это необходимо из-за нашей лености и забвения.

ПОЭТОМУ СЛИШКОМ БОЛЬШИМ ИЗВРАЩЕНИЕМ БЫЛО БЫ ГОВОРИТЬ, - С ЦЕЛЬЮ ОТВРАТИТЬ НАС ОТ МОЛИТВЫ, - БУДТО ИЗЛИШНЕ ЧЕГО-ТО ДОМОГАТЬСЯ НАШИМИ ПРОСЬБАМИ У БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ, КОТОРОЕ И БЕЗ ТОГО НАБЛЮДАЕТ ЗА ВСЕМИ ВЕЩАМИ НА СВЕТЕ И ХРАНИТ ИХ.

Ибо Господь, напротив, свидетельствует, что Он близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144\145:18)

Еще один затронутый нами вопрос состоит в том, чтобы не просить более того, что нам позволяет Бог (Пс. 61\62:8; 144\145:19)

ИБО ХОТЯ ОН ПОВЕЛЕВАЕТ НАМ ИЗЛИВАТЬ ПЕРЕД НИМ СВОЕ СЕРДЦЕ (ПС.61\62:9), ОН ВСЕ ЖЕ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ НАС ОТ УЗДЫ, СДЕРЖИВАЮЩЕЙ НАШИ НЕУМЕРЕННЫЕ, БЕЗРАССУДНЫЕ, ТО ЕСТЬ ПОРОЧНЫЕ СТРАСТИ. КОГДА БОГ ОБЕЩАЕТ ВЕРШИТЬ ДЕЛА ПО ЖЕЛАНИЮ ВЕРУЮЩИХ, ОН НЕ ПРОСТИРАЕТ СВОЕГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ ДО ТАКИХ ПРЕДЕЛОВ, ЧТОБЫ ПОДЧИНЯТЬСЯ ВСЕМ ИХ УСТРЕМЛЕНИЯМ.

В этом тяжко согрешают очень многие: они не только осмеливаются докучать Богу своими безумствами без всякого почтения и стыда и представлять перед Его престолом то, что они в своем заблуждении считают хорошим, но до такой степени исполняются наглости и глупости что без всяких угрызений совести просят у Бога удовлетворения свих вожделений, которые они не осмелились бы открыть людям…

Второе правило молитвы состоит в том, чтобы, молясь, мы постоянно ощущали свои недостатки и убожество и, твердо убежденные в необходимости того, о чем мы просим, выражали свое прошение с горячим чувством. Многие проговаривают молитвы так, будто исполняют нудную повинность, или читают их по книгам, словно платят Богу оброк. И хотя они признают, что молитва должна происходить от сердечного желания, так как для них было бы великим несчастьем оказаться лишенными помощи Господа, которого они о чем- то молят, все- таки обнаруживается, что делают это по привычке, потому что сердца их остаются холодными, как лед, и они всерьез не думают о просимом. Правда, и их толкает к молитве неопределенное и смутное чувство необходимости, но оно не захватывает их до такой степени, чтобы они на самом деле вознамерились искать утешения в своей немощи.

Итак, необходимо, чтобы верующие всегда остерегались представать перед ликом Бога с какой-либо просьбой, если только они горячо этого не жаждут и жаждут получить именно от Него. Еще важнее следующее: хотя на первый взгляд кажется, что вещи, касающиеся исключительно славы Божьей, никак не связаны с нашими потребностями, это не означает, что о таких вещах мы должны просить с меньшим пылом и горячностью. Ибо, когда мы молим, чтобы святилось имя Божье, мы, так сказать, обязаны алкать и жаждать этого освящения…

Ещё одно правило молитвы состоит в том, что мы, поверженные в искреннем самоуничижении, все-таки осмеливаемся молиться и имеем твердую уверенность в том, что молитвы наши будут услышаны. На первый взгляд, предощущение Божьего гнева и уверенность в Божьей милости противоречат друг другу. И все же они вполне согласуются, если нам, подавленными собственными пороками, придает силы единственно благость Бога.

ВЕРА И РАСКАЯНИЕ СВЯЗАНЫ НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗЬЮ. ОДНАКО ПОСЛЕДНЕЕ НАС УЖАСАЕТ, А ВЕРА ДАЕТ РАДОСТЬ. ПОЭТОМУ В НАШИХ МОЛИТВАХ ОНИ ДОЛЖНЫ СОЕДИНИТЬСЯ. ЭТО СОЕДИНЕНИЕ СТРАХА И УВЕРЕННОСТИ ВЫРАЗИЛ ДАВИД ВСЕГО В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ ПЯТОГО ПСАЛМА:

"А я по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем"(Пс.5:8)

В "милости" он видит веру. Но он не отрекается от страха - не только потому, что наша порочность заставляет нас забыть о всяком самомнении и всякой дерзости, дабы удерживать нас в страхе.

Не нужно воображать себе доверия, которое ласкает душу и дает ей усыпляющий покой, освобождая от тревоги и смущения. Ибо это значило потворствовать тем, кто, желая для себя всего, ни к чему не прилагает усердия, не имеет никаких желаний, не обеспокоен никаким страхом. И поэтому это хорошая "шпора" для святых-чтобы они взывали к Богу, когда, согбенные под тяготами, они настолько измучены ими, что готовы пасть, если только на помощь не придет вера. Ибо посреди всех несчастий благость Бога изливается на них тогда когда, истерзанные своими тяготами, они стонут и трепещут в предчувствии будущих несчастий. И тогда, прибегая к доброте Бога, которая озаряет их, они утешаются и возрождаются, чтобы терпеливо сносить все тяготы, и надеются на хорошее будущее и на освобождение от невзгод.

ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ МОЛИТВА ВЕРУЮЩЕГО ИСХОДИЛА ИЗ ЭТОГО ДВОЙНОГО ЧУВСТВА И СОДЕРЖАЛА В СЕБЕ ТО И ДРУГОЕ. НУЖНО, ЧТОБЫ МОЛЯЩИЙСЯ СТРАДАЛ ИЗ-ЗА НАЛИЧНОГО ЗЛА И ТРЕВОЖИЛСЯ В ПРЕДВИДЕНИИ НЕСЧАСТИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ, НО ПРИ ЭТОМ ПРИБЕГАЛ К БОГУ, НЕ СОМНЕВАЯСЬ, ЧТО ОН ГОТОВ ПРОТЯНУТЬ ЕМУ РУКУ ПОМОЩИ.

Разве это молитва, когда человек говорит так: Господи, я действительно сомневаюсь, что Ты хочешь исполнить мое моление. Но я прибегаю к Тебе, потому что у меня горе, чтобы Ты помог мне, если я этого достоин? Святые, молитвы которых мы читаем в Писании, так не поступали. Сам Святой Дух учит нас не поступать так, когда велит словами апостола с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы получить милость (Евр.4:16). А в другом месте сказано, что мы имеем дерзновение и надежный доступ к Богу через веру во Христа (Еф.3:12). Поэтому если мы хотим, чтобы наша молитва принесла плоды, то мы должны крепко, как бы двумя руками держаться за уверенность получить просимое, уверенность, которой требует от нас Бог и к которой призывают нас своим примером святые. Ибо угодна Богу только молитва, происходящая от веры, основанная на твердой надежде.

Теперь нам надлежит говорить о следующем. Хотя мы вовсе не так совершенны и святы, как святые отцы, пророки и апостолы, все же, поскольку повеление молиться относится к нам так же, как и к ним, и поскольку, если мы принимаем Слово Божье, у нас одна с ними вера, то мы разделяем с ними это право и эту привилегию. Ибо, как мы уже видели, Бог, провозглашая, что Он будет благосклонен и человеколюбив ко всем, даже к самым презираемым людям мира сего, дает твердую надежду, что они получат просимое.

ПОСЕМУ НАМ СЛЕДУЕТ ХОРОШО УСВОИТЬ ЭТИ ОБЩИЕ ПРАВИЛА, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕСЯ НА ВСЕХ - ОТ САМЫХ ВЕЛИКИХ ДО САМЫХ МАЛЫХ. НАМ НУЖНО ТОЛЬКО ПРИВНЕСТИ В МОЛИТВУ ЧИСТОТУ СЕРДЦА, НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ И НЕНАВИСТЬ К САМИМ СЕБЕ, СМИРЕНИЕ И ВЕРУ, ДАБЫ НЕ БЕСЧЕСТИТЬ ИМЯ БОЖЬЕ НИКАКИМ ЛИЦЕМЕРИЕМ, ПРИЗЫВАЯ ГОСПОДА ПРИТВОРНОЙ И ПРИУКРАШЕННОЙ МОЛИТВОЙ. СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ЧТО ДОБРЫЙ ОТЕЦ НЕ ОТВЕРГНЕТ И НЕ ПРЕЗРИТ ТЕХ, КОГО ОН НЕ ТОЛЬКО ПРИЗЫВАЕТ ПРИЙТИ К НЕМУ, НО И ПОБУЖДАЕТ К ЭТОМУ НАСКОЛЬКО ТОЛЬКО ВОЗМОЖНО И ВСЕМИ СРЕДСТВАМИ.

Как бы ни пытались красоваться неверующие, очевидно, что, не имея прибежища в Боге, когда у них возникает в Нем нужда, не ища и не умоляя Его о помощи, они похищают у Бога принадлежащую Ему честь, как если бы они творили для себя чуждых богов и идолов. Ибо, поступая так, они отрицают, что Бог - совершитель всех благ. Напротив, нет более действенного средства для избавления верующих от всяческих тревог, нежели внушить им такую мысль: так как, молясь, они повинуются велению Бога, который объявляет, что нет для Него ничего угоднее послушания, то ничто не может замедлить их радостного движения вперед. И от этого еще яснее становится сказанное мною раньше: свободное от сомнений дерзновение молиться вовсе не противостоит страху, почтению и вниманию, которые порождает в нас Божье величие. В самом деле, ведь совсем не удивительно, что Бог возносит униженных.

Здесь уместно сопоставить несколько отрывков из Библии, которые кажутся противоречащими друг другу. Иеремия и Даниил говорят, что они повергают пред Богом свои моления (Иер.42:9; Дан. 9:18). А у Иеремии в другом месте еще сказано: "Да падет наше прошение пред лицо Бога, дабы Он сжалился над остатком народа своего" (Иер.42:2). С другой стороны, нередко говорится, что верующие возносят свои молитвы. Езекия говорит так, когда просит пророка Исайю ходатайствовать за Иерусалим (4Цар. 19:4). Подобно этому Давид просит, чтобы его молитва вознеслась ввысь, как фимиам (Пс.140\141:2). Причина этого различия в том, что

ВЕРУЮЩИЕ, ХОТЯ И УБЕЖДЕНЫ В ОТЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ БОГА, СВОБОДНО ПРИСТУПАЮТ К НЕМУ И НЕ СОМНЕВАЮТСЯ, МОЛЯ О ПОМОЩИ, КОТОРУЮ ОН ОБЕЩАЛ ИМ ПО СВОЕЙ ДОБРОЙ ВОЛЕ, ВСЕ ЖЕ ДВИЖИМЫ НЕ ТАКОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ, КОТОРАЯ ВНУШИЛА ИМ НЕБРЕЖЕНИЕ ИЛИ САМОМНЕНИЕ, ИЛИ ЖЕ ЛИШИЛА ВСЯКОГО СТЫДА.

Они приближаются к Богу соответственно степеням его обетований и всегда склоняются перед Ним в смирении. Мы уже говорили, что хотя Бог дает нам свободу приближаться к Нему в молитве, мы должны постоянно сохранять кротость и почтение, никогда не отпускать узду, сдерживающую наши желания, чтобы не желать более того, что позволено Богом. Чтобы не порочить Божье величие, нам следует возноситься ввысь своим духом, освобождаться от пут мира сего и быть настроенными на чистое поклонение Богу.

Нет ни одной молитвы, которой не призрел бы Бог, если бы не закрывал глаза на множество оскверняющих ее пятен. Я рассказываю об этих вещах не для того, чтобы верующие набрались смелости простить себе хотя бы немногое, но для того, чтобы сурово упрекая себя, они силились преодолеть эти препятствия. И хотя Сатана стремится перекрыть им все пути, пусть они идут дальше, убежденные, что вопреки множеству препятствий их чувство и их пыл не перестанут быть угодными Богу, а их просьбы будут исполнены - ибо они продвигаются к цели, которой нельзя достичь слишком быстро.

Зная, что мы не можем в должной мере понять ни того, как велика наша нищета и немощь, ни того, что именно нужно просить у Бога и что нам полезно, Он пожелал помочь нам в нам нашем невежестве и заместить самим Собой то, чего не достает нашему духу. Посему Он дал нам образец молитвы (Отче наш), в котором, как на картине, изобразил все, что позволено желать от Него, все, что может быть нам полезно, все, что мы должны просить у Него. Эти великодушие и щедрость могут принести нам особенное утешение. Ибо мы видим и убеждаемся, что не просим чего-либо незаконного, непозволительного, чуждого Ему, не просим чего- либо, что Ему неугодно, когда мы следуем его правилу и молимся почти что его устами.

ПЛАТОН, ВИДЯ, ЧТО В ЖЕЛАНИЯХ И ПРОСЬБАХ ЛЮДЕЙ К БОГУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИХ НЕРАЗУМИЕ, ЧТО ИСПОЛНЕНИЕ ЭТИХ ПРОСЬБ ЛИШЬ НАВРЕДИТ ИМ, ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО НАИЛУЧШИЙ ВИД МОЛИТВЫ БЫЛ ОПИСАН ДРЕВНИМ ПОЭТОМ: ПРОСИТЬ БОГА ДЕЛАТЬ НАМ ДОБРО НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, МОЛИМ МЫ О НЕМ ИЛИ НЕТ, И ОТВРАТИТЬ ОТ НАС ЗЛО, ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОНО ПОСТИГЛО НАС.

Это верная точка зрения для язычника, поскольку он видит, как опасно просить Бога о том, чего требу наша похоть. В то же время в этих словах выражена наша беда: мы не можем без опасений раскрыть рот, чтобы чего-либо попросить у Бога, если Св. Дух не подкрепит нас и не научит доброй молитве (Рим.8:26). Такая привилегия тем более ценна, что Сын Божий почти вложил в наши уста слова, которые освобождают наш дух от сомнений и колебаний.

НАКОНЕЦ, ПРИ ВСЯКОЙ МОЛИТВЕ НАМ НУЖНО ГЛУБОКО СОЗНАВАТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ СВЯЗЫВАТЬ БОГА С КАКИМ-ЛИБО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ЕГО, ПОМЕЩАТЬ ИЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ, СПОСОБЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАШИХ ПРОШЕНИЙ. ИБО ЭТОЙ МОЛИТВОЙ МЫ НАУЧАЕМСЯ НЕ ПОДЧИНЯТЬ БОГА КАКОМУ-ЛИБО ЗАКОНУ, НЕ НАВЯЗЫВАТЬ ЕМУ КАКИЕ- ЛИБО УСЛОВИЯ, А ПОКОРЯТЬСЯ ЕГО ВОЛЕ И НАМЕРЕНИЯМ, ДАБЫ ДЕЛАЕМОЕ ИМ ДЕЛАЛОСЬ ТЕМ СПОСОБОМ, В ТО ВРЕМЯ И В ТОМ МЕСТЕ, КАКИЕ ЕМУ УГОДНЫ. ПОЭТОМУ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОБРАТИТЬСЯ К НЕМУ С ПРОШЕНИЕМ, КАСАЮЩЕМСЯ НАС И НЕ НАШИХ НУЖД, МЫ ПРОСИМ, ЧТОБЫ СОВЕРШИЛАСЬ ЕГО ВОЛЯ. ТЕМ САМЫМ МЫ УЖЕ ПОДЧИНЯЕМ ЕМУ СВОЮ ВОЛЮ, ДАБЫ, СДЕРЖИВАЕМАЯ ЕГО УЗДОЙ ,ОНА НЕ ЖЕЛАЛА ПОДЧИНИТЬСЯ СЕБЕ САМОЙ, А ПОЛАГАЛА БОГА ХОЗЯИНОМ И ГОСПОДИНОМ ВСЕХ СВОИХ ДВИЖЕНИЙ.

Если наши сердца будут воспитаны в подобном послушании и если мы допустим законам Божественного провидения руководить нами, то мы легко научимся сохранять упорство в молитве и ожидать в терпении нашего Господа, подчиняя свои желания его воле. И Господь убедит нас, что, хотя Он не является нам, Он всегда пребывает с нами и в свое время объявит, что никогда уши Его не были глухи к нашим прошениям, пусть бы даже людям казалось, что Он отверг и презрел их. Это послужит нам чудесным утешением, чтобы мы не огорчались и не отчаивались, если порою Бог не исполняет наших первых желаний. К отчаянию привыкли люди, которые переполнены непомерными страстями и так призывают Бога, что если Он сразу не предстает перед ними и не выполняет прошения явным образом, то Он прогневался на них, и, потеряв всякую надежду быть услышанными, перестают Его призывать. В отличие от них, мы, разумно умеряя свои упования, должны пребывать в постоянстве и усердии, которые внушает нам Писание.

В псалмах Давида и других верующих часто можно видеть, что, когда казалось, будто, молясь, они только толкут воду в ступе и Бог глух к их прошениям, они не прекращали молитв. И в самом деле, слову Божьему придают авторитет, которого оно заслуживает, только если верят ему, пусть даже все наблюдаемое в мире ему противоречит.

КРОМЕ ТОГО, ЭТО БУДЕТ ДЛЯ НАС ХОРОШИМ ЛЕКАРСТВОМ, ЧТОБЫ ОСТЕРЕГАТЬСЯ ИСКУШАТЬ БОГА И НЕ ВЫЗЫВАТЬ ЕГО ГНЕВ СВОИМ НЕТЕРПЕНИЕМ И НАВЯЗЧИВОСТЬЮ, КАК ПОСТУПАЮТ ТЕ, КТО ГОТОВ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ С НИМ, ТОЛЬКО ТОРГУЯСЬ И ЗАКЛЮЧАЯ СДЕЛКИ, БУДТО БОГ-РАБ ИХ ЖЕЛАНИЙ, КОТОРОГО ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ПОДЧИНИТЬ СВОИМ ТРЕБОВАНИЕМ. ЕСЛИ ЖЕ ОН ТОТЧАС НЕ ИСПОЛНЯЕТ ИХ, ОНИ ОЖЕСТОЧАЮТСЯ, ГНЕВАЮТСЯ, ПРОКЛИНАЮТ, РОПЩУТ И ГРОЗЯТ. НЕРЕДКО, ГНЕВАЯСЬ И НЕГОДУЯ, БОГ СОГЛАШАЕТСЯ И ДАЕТ ИМ ТО, В ЧЕМ, МИЛУЯ И ЛЮБЯ, ОН ОТКАЗЫВАЕТ ДРУГИМ.

Пример этому мы находим в истории детей Израилевых, для которых было бы много лучше, если бы Бог не исполнил их прошений, чем иметь мясо и птицу, которых Он дал им во гневе (Числ. 11:18,33)…

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие
Список тегов:
молитва отче наш 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.