Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!ОГЛАВЛЕНИЕЧАСТЬ 4. ВЕРШКИ И КОРЕШКИГЛАВА 1. РАЗГОВОР О ВЕРШКАХ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ «скажи мне - во что ты веришь, и я скажу тебе - что ты делаешь» Данное приложение является небольшим дополнением к первому изданию книги «Казнить нельзя, помиловать», вызвавшей, к моему удивлению, повышенный интерес. Признаюсь, я не думал, что поднимаемая мной проблема, по прежнему, имеет такую актуальность. Однако по количеству писем, звонков и всякого рода отзывов, мне стало ясно, что проблема харизматического «учения веры», намного шире, чем мне представлялось. После того как я переболел этим богословским вирусом, в начале своей христианской жизни, Господь дал мне достаточно крепкий теологический иммунитет. Со временем я перестал чувствовать актуальность проблем, которые вызывает к жизни данное учение. Это приложение появилось на свет в результате огромного количества вопросов, с которыми ко мне обращались христиане из самых разных церквей. Оно посвящено той же теме, но в отличии от «Казнить нельзя, помиловать», обсуждавшей коренной теологический перекос «учения веры», приложение посвящено размышлениям о вершках этого богословия. Корешки это то, во что мы верим, вершки – то что мы делаем, в соответствии с нашей верой. Наши богословские убеждения имеют самое непосредственное влияние на практику наших служений. Без понимания коренных проблем, непросто понять внешние. «Скажи мне - во что ты веришь, и я скажу тебе - что ты делаешь», так перефразировав классика, можно выразить связь меду этими двумя книгами. Перекос в вере – тема первого издания. Оригинальные плоды в практике служений – суть данного приложения. Взяться за перо, и изложить свои мысли в отношении «вершков» на бумагу, меня побудил тот факт, что большинство вопросов, которыми меня буквально завалили, после выхода «Казнить нельзя, помиловать», касалось именно форм служения, а не богословия. Подавляющее большинство людей просят объяснить что такое падения в духе, святой смех, и т.д. Именно “вершки” вызывают наибольший интерес. В отличии от “корешков” они на виду. Именно они бросаются в глаза, и по этой причине привлекают к себе куда больше внимания, чем теологиеские отклонения. Не заметить смещение богословских акцентов достаточно просто, но пройти мимо необуздываемого смеха во время богослужения куда сложнее. И уж очень непросто необратить внимание на “упавших в духе” христиан, разлёгшихся на полу возле церковной кафедры. По этой причине, в ответ на огромное колличество вопросов о “вершках” написано приложение которое Вы дорогой читатель держите в руках. ГЛАВА 2. ЖАНР ОБРЕЧЁННЫЙ НА ЗАБВЕНЬЕ усталость от апологетики Признаюсь, мне не доставляет особенного удовольствия работа над этим приложением. Считая апологетику важной и необходимой частью богословия, я отдаю предпочтение классическому христианству, с куда большим удовлетворением. Занятия сравнительным богословием, при всей их важности, не могут сравнится с изучением чистого Евангелия. Из трёх книжных проектов, над которыми я заканчиваю работу в этот момент, данная книга пишется мной при наименьшем вдохновении. Это происходит по той причине, что будущее христианства не за «учением веры». Оно сойдёт со сцены истории церкви, вслед за тысячами идей, которые с апостольских времён налегали на Церковь. Ещё Павел предупреждал:
Но где они теперь те теологические сквозняки, через которые болела Церковь. Канули в лету. Туда же уйдут и идеи необогословов успеха, здоровья и жизни без проблем и страданий. Их книги о вере которая побеждает всё (включая и Божью волю), пополнят огромный список тех «шедевров ветроучений», копаться в догматах которых, на сегодняшний день, стало уделом историков церкви, специализирующихся в разделе «ересеологии». Увы но вслед за «школой веры» полемическую литературную сцену вынуждена будет покинуть и данная книга. Прекрасно осознавая временный характер, данного жанра популярной апологетики, искренне сожалею, что трачу творческую энергию не самым рациональным образом. Печально писать то, что обречено на забвение в веках вслед за предметом полемики. Кто теперь помнит Златоустовские «против аномеев»? Где они теперь эти аномеи и куда подевалась апологетика с ними? Но тогда это было нужно, что бы кто-то задумался, что бы в чём-то поправил свои взгляды, что бы…
Именно по этой причине и Павел и Иоанн, и Пётр занимались апологетикой, противостоя всякому искажению Евангелия
Утешает лишь то, что многие пишут благодаря за первую книгу и, прося ответить на вопросы в отношении «вершков». А стало быть апологетика нужна, хоть и скучна, и не вечна. ГЛАВА 3. СВЯТЫЕ ЛИ ПАДЕНИЯ? СВЯТОЙ ЛИ СМЕХ? грешное или праведное? Большинство вопросов к харизматическому богословию возникает именно по разделу форм а не догм. По многочисленным просьбам читателей первого издания всё же выскажу своё мнение по этому вопросу. СРАЗУ ДОЛЖЕН ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧТО ТЕХ, КТО ЖДЁТ ОТ МЕНЯ ПРИЗНАНИЯ В ТОМ, ЧТО ПАДЕНИЯ НА ПОЛ В НОВЫХ ЦЕРКВЯХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИСКАМИ САТАНЫ, - ЖДЁТ РАЗОЧАРОВАНИЕ. ТЕХ ЖЕ, КТО СЧИТАЕТ ЭТО ЯВЛЕНИЕМ СЛАВЫ БОЖЬЕЙ, Я ТО ЖЕ МАЛО ЧЕМ ПОРАДУЮ. В СИЛУ СВОИХ ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ТРИАДЕ «ДЕМОНИЧЕСКОЕ – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – БОЖЬЕ», Я ВИЖУ ОГРОМНУЮ СФЕРУ ДЛЯ ПРАКТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. И ИМЕННО ТАКОВЫМ Я СЧИТАЮ ИСТОЧНИК ТЕХ ЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ БЕНИ ХИН НАЗВАЛ «ИГРАМИ В ПОМАЗАНИЕ СВЯТОГО ДУХА». Издревле христиане решают проблему происхождения тех или иных явлений в служении Церкви Христовой. И с самых древних времён их оценка условно может быть классифицирована в одну из трёх групп, по принципу их происхождения. Более консервативно настроенные христиане всегда спешат приклеить новым явлениям ярлык демонических, и в этом сплошь и рядом согрешают. Прогрессисты – зачастую поспешно объявляют всякое новшество Божественным действием, освещают и начинают «кадить» любым новым методологиям. Для первых «Ноу – хау» в религиозном преломлении – ересь, для последних – новоявленное благословение. Что же до моей личной точки зрения, то я глубоко убеждён, что подавляющее количество явлений происходивших и происходящих в Церквях на протяжении всей христианской истории не имели под собой ни демонического ни Божественного фундамента. Колоссальное количество форм служений кануло в лету на протяжении двух тысячелетий истории Церкви. И с высоты времён так отчётливо проступает человеческая природа того, что клеймилось как сатанинское или прославлялось как Божье. То, что вызывало гнев одних и благоговение других, сотни раз оказывалось всего лишь - невинным человеческим. Сталкивавшись, что называется вплотную, с такими модными нынче явлениями как «падения в духе», «святой смех», «выдувание помазания» и т.д. и т.п. я наблюдал разделения богословских лагерей на консерваторов и прогрессистов. И считаю, что крайности в оценке подобных практик, как и во всём остальном в нашей жизни - опасны. Моё глубокое убеждение состоит в том, что за подобными практиками ни стоит ни Бог ни Диавол. Виновниками этих явлений, с моей точки зрения, не являются ни ад и ни небеса. Человек и его огромный творческий потенциал стоит за подобными практиками. Я бы назвал все эти многочисленные методики «душевным творчеством на религиозной почве». И в чистом виде ни падения, ни смех, ни что-либо иное из этих человеческих технологий не является ни добром ни злом. ДЛЯ МЕНЯ «ПАДЕНИЯ В ДУХЕ» НЕ ОЧЕНЬ ДУХОВНЫ, «СВЯТОЙ СМЕХ» – НЕ СОВСЕМ СВЯТ, «ВЫДУТОЕ ПОМАЗАНИЕ» – НЕ СОВСЕМ ПОМАЗАНИЕ. НО ЭТИ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ МЕНЯ ТАК ЖЕ НЕ САТАНИЗМ И НЕ ДУХОВНОСТЬ. Посмотрите на мир устроенный Господом. В 90 % событий разворачивающихся вокруг нас не принуждают нас видеть за ними Диавола или Бога. И только радикальные ультра-богословы как консервативного, так и прогрессистского лагерей пытаются классифицировать мир по категориям добро-зло. ОДНИМ ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ СОБЛАЗНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО Я НАЗЫВАЮ «ЧЁРНО – БЕЛОЙ» МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ЛОВУШКОЙ. МЫ СКЛОННЫ ДЕЛИТЬ МИР, ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЯ ВОКРУГ НАС НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ. НАМ СВОЙСТВЕННО ОЦЕНИВАТЬ СОБЫТИЯ КАТЕГОРИЯМИ «ХОРОШО» ИЛИ «ПЛОХО». Мы искушаемы красить жизненные ситуации выбирая краску из набора с нешироким спектром «белая» – «чёрная». Когда наш ум берёт в свои « критические руки» человека, идею, богословскую тенденцию или политическое событие, то мы по недолгому размышлению (и это в лучшем случае), ставим фигуру либо на белое либо на чёрное поле. В бюллетенях для голосования нам предлагают не очень широкий выбор, настаивая на том, что оценивая каждого кандидата мы должны поставить ему в математическом эквиваленте или плюс, или минус. В популярных нынче интерактивных опросах нам предлагают выбор между за и против. Таким образом в нашем как светском так и богословском обществе, сложные жизненные или теологические явления рекомендуется либо рубить сплеча, либо затягивать мёртвой петлёй. Я уверен, что далеко не на все вопросы жизни мы можем давать чёрно – белые ответы. Конечно, часто сам Господь ставит перед нами вопросы лишь с двумя вариантами решения. Считаю, что большинство личных вопросов стоящих перед каждой душой, имеют лишь две категории ответов отрицательный и положительный. ОДНАКО ОЦЕНИВАЯ ДЕНОМИНАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОСОБЕННО НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ, МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСТОРОЖНЫ С «ЧЁРНО – БЕЛОЙ» ЛОВУШКОЙ. ЛЮБОЕ НОВОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ДЕСЯТКОВ И СОТЕН БОГОСЛОВСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ, МОТИВОВ И ПРАКТИК. И ПОСПЕШНАЯ «ЧЁРНО – БЕЛАЯ» КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКОВЫХ МОЖЕТ ОЧЕНЬ КРАСИВО ВЫГЛЯДЕТЬ, НО ПРИ ЭТОМ БЫТЬ СВЕРХ НЕОСНОВАТЕЛЬНОЙ.
ГЛАВА 4. «СВЯЩЕННИКИ НЕ МОГЛИ СТОЯТЬ ПО ПРИЧИНЕ СЛАВЫ БОЖЬЕЙ»? ИЛИ «НЕ УСТОИТ ГРЕШНИК В СОБРАНИИ ПРАВЕДНЫХ»? Две «Библейские» трактовки одного человеческого действия Простите, если я затрону сторонников «падений в духе», но для меня ссылка на то, что это библейская форма проявления Божьего действия, - не очень убедительна. Тезис в соответствии с которым, «священники не могли стоять»….. из за присутствия в собрании Славы Божьей, не кажется мне достаточным объяснением того, что происходит сегодня на служениях харизматических церквей. Аргументы же братьев, которые настаивают на том, что «падения» признак одержимости и происходят они якобы именно по причине того, что бесы вселяются в сердца «харизматов», убеждают ещё меньше. Я знаю сотни посвящённыъх Богу людей которые практикуют падения в своих служениях и рекомендовал бы быть более осторожными с подобными заявлениями. Прошу так же противников «падений» не говорить мне, что по самой своей природе слово «падение» в Библии несёт отрицательную нагрузку. Я при желании приведу вам десятки противоположных примеров из Писания с контрдоводами на эту тему. Обращаясь к обоим лагерям, хочется воскликнуть… «дорогие братья оппоненты - когда мы так лихо прикрываем то или иное действие или бездействие, какой либо строчкой из Писания, - мы не очень искренне полемизируем». Наш диспут становится тогда более эмоционален, чем богословски корректен. Говоря о использовании Библии в теологически корыстных целях, мне вспоминается одна забавная история… Один мой добрый друг, дебютируя в составе церковного хора, имел неосторожность настолько увлечься прославлением, что сорвавшись с третьего (весьма высокого) ряда, с грохотом оказался на полу. Надо представить себе эту картину, и учесть при этом солидную массу моего товарища, что бы понять, что его падение не осталось незамеченным в общине. Это был как раз тот случай, когда отряд не мог «не заметить потерю бойца, хоть песню на Пасху допел до конца». Однако в ближайшую неделю этот незапланированный полёт (Слава Господу, с хорошей посадкой) был главным дебатируемым событием на христианских кухнях. Автор сюжета, смеясь выдвинул версию о происшедшем в том духе, что «священники не могли стоять по причине славы наполнившей храм». Его же коллега по хоровому коллективу, настаивал на противоположном толковании. Ему по данному поводу больше вспомнилось другое место из Писания, где написано о том, что «не устоит грешник в собрании праведников». Хорошо, что данное разномыслие было лишь темой кухонных юмористических богословствований. Но, к сожалению, мы зачастую так же лихо интерпретируем Слово Божье объясняя серьёзные духовные вещи, происходящие в нашей жизни. Мы превращаем Библию в обёртку для наших, порой весьма сомнительных, практик и выдаём их за нечто абсолютно библейски обоснованное. Существуют десятки вещей, которые практикуются в современных церквях, и при этом по разные стороны богословских баррикад они имеют абсолютно противоположное толкование. Теологические соперники естественно убеждены, что они твёрдо стоят «на основании Слова». Несколько лет назад я имел возможность беседовать с известным христианским исполнителем Виктором Клименко о новых музыкальных стилях и ритмах в богослужении. Виктор сказал в тот вечер весьма интересную фразу: «Каждый раз, когда появляется новая волна в музыке и кто то хочет доказать, что она от Бога. Садясь за Писание такой «богослов», как ему кажется, всегда находит неоспоримые аргументы! Но что интересно – продолжал Виктор, - тот кто хочет доказать обратное, имеет тот же результат, и по его мнению находит в Библии доводы в свою пользу!!!» Конечно Святое Писание здесь не причём, и весь вопрос в том, что в христианской психологии называют «эгоцентричностью процесса восприятия». Человек от своей грешной природы склонен видеть то, что он хочет а не то, что существует на самом деле. Рискуя остаться без читателей после следующего заявления я всё же выскажусь по поводу «падений в духе»... ДАННУЮ ПРАКТИКУ, ПРИ ВСЁМ ЖЕЛАНИИ, НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ БИБЛЕЙСКОЙ, ДАЖЕ С УЧЁТОМ ТОГО, ЧТО В ПИСАНИИ КТО-ТО, ГДЕ-ТО ОТ ЧЕГО-ТО ДОБРОГО УПАЛ !!! НО ЕЁ НЕ СТОИТ НАЗЫВАТЬ ДЕМОНИЧЕСКОЙ ССЫЛАЯСЬ НА ПАДАВШИХ ПО ПРИЧИНЕ ЗЛА ИЛИ ОДЕРЖИМОСТИ. ПОДОБНАЯ БОГОСЛОВСКИ ЭГОЦЕНТРИЧНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ БИБЛИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ УБЕДИТЕЛЬНОЙ В ДИСПУТАХ И НЕ СНИМАЕТ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ О ПРИРОДЕ ДАННЫХ ПРАКТИК С оставшимися после этого заявления читателями, как сторонниками «падений», так и с их противниками я хочу продолжить дискуссию, расширив сферу аргументов отправившись в область истории Церкви, для более ясного изложения своей точки зрения. ГЛАВА 5. ДУХОВНАЯ МОДА В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ Размышления о суггестивности человека Говоря об источниках здравого богословия, нам необходимо помнить, что на ряду со Священным Писанием мы имеем ещё и Историю Церкви, которая при здравом к ней отношении, может преподать нам немало полезных уроков. История является весьма веским аргументом, и особенно в таких вопросах как духовные практики. Исследуя Писание мы вынуждены вместе с Джин Гец (автор книги «Внимательный взгляд на Церковь») признать тот факт, что «Библия очень часто говорит о функциях и умалчивает о формах. Если же что-то и говорится о формах, то только частично. Более того, в различных обстоятельствах применялись различные формы». Беря во внимание этот факт мы должны признать, что в вопросе «какими должны быть формы духовных переживаний?» мы находимся в сложном положении. Формы не абсолютны в Библии – абсолютны принципы. Формы и методы зависят от времени, культуры, от тех или иных социальных аспектов. Принципы же незыблемы и транскультурны. Никто сегодня не может сказать, что именно моя практика является на сто процентов апостольской. Никто не вправе, со строго библейской позиции говорить, что наш способ поклонения, или наша форма молитвы – свята. Для того, что бы оценить ту или иную духовную тенденцию нам, да простится мне сие дерзновение, не достаточно ссылаться лишь на библейские формы служения. В оценке духовных практик современности стоит пролистать историю Церкви, просматривая её на предмет поиска аналогов. АНАЛИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ВИДИМ НА БОГОСЛУЖЕНИЯХ НАШЕГО ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ АРГУМЕНТОВ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ВЫНОСИТЬ РАДИКАЛЬНО - ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВЕРДИКТЫ. Пытаясь понять происхождение «падений в духе», «святого смеха» и многого того, что нынче зачастую популяризируется, нам стоит обратить внимание, на то, что в дватцативековой истории христианства подобных явлений были десятки, и каждый раз вокруг них активизировалась полемика. С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО АРГУМЕНТА ЛИЧНО Я ПРИХОЖУ К АБСОЛЮТНО ТВЁРДОМУ УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО ЗА ПОДАВЛЯЮЩИМ КОЛИЧЕСТВОМ НОВОЯВЛЕННЫХ ПРАКТИК СТОИТ НЕ БОЖЬЕ И НЕ ДЕМОНИЧЕСКОЕ. Я УВЕРЕН, ЧТО, ТАК ЖЕ КАК И В ПРОШЛЫХ ВЕКАХ, ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭТИХ СТРАННЫХ МЕТОДОВ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗ ВСЕХ ЖЕЛАНИЙ, КОТОРОЕ ДЕЙСТВОВАЛО В ИСТОРИИ – ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕЖИВАТЬ БОЖЬЕ ДЕЙСТВИЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ. Что только не пробовали христиане, что бы испытать неземное прикосновение к своей душе. Что только не творил человек – что бы почувствовать прикосновение Творца. Желание пережить, прочувствовать, ощутить нечто неземное – вот двигатель побуждавший миллионы христиан всех времён искать формы и способы духовных переживаний. И это желание я не рискну назвать плохим. Оно исходит из добрых побуждений и при правильном его использовании даёт добрые плоды. Называя – жажду по Богу главной причиной побуждающей экспериментировать с формами, я не хотел бы остаться не понятым. На ряду с этим добрым мотивом мы можем видеть массу не столь благородных побуждений. Гордость, жажда шоу, желание подтвердить присутствие божественного помазания, - – всё это и многое другое может как плевелы быть посеяно рядом с пшеницей. Не нам и не нынче проряжать это ассорти. МНОГИЕ ЛЮДИ ПАДАЮТ НА СЛУЖЕНИЯХ, ЧТО БЫ БЫТЬ НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ.. КТО ТО ДЕЛАЕТ ЭТО ИЗ ЗА СТРАХА ПОКАЗАТЬСЯ НЕ ДУХОВНЫМ. КТО-ТО ПРОСТО ХОЧЕТ ПОПРОБОВАТЬ, ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫЙДЕТ. НО ВСЁ ЖЕ Я УБЕЖДЁН, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ДЕЛАЮЩИХ ЭТО ИМЕЮТ ДОБРЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ И ПРОСТО ХОТЯТ ПЕРЕЖИТЬ БОЖЬЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ, НАДЕЯСЬ, ЧТО ЭТОТ СПОСОБ СМОЖЕТ ИМ ПОМОЧЬ. Огромная коллекция духовных практик накоплена историей христианства. Кроме падений, популярных в наше время, мы к примеру найдём в истории подпрыгивания как способ испытать и выразить духовное переживание. Счастливые лица с закрытыми глазами, сидящие в величии пещерного уединения будут соседствовать рядом с восторженными массовыми служениями, и объединять эти диаметральные противоположности будет всё тот же мотив – желание пережить Бога. Перелистывая Историю Церкви, мы обнаружим монастырских молчальников, думающих, что Бог приходит лишь тогда, когда ты замолкаешь на долгое время. Недалеко от них можно заметить экзальтированных проповедников говорящих едва ли не скороговорками и полагающих, что именно такого рода проповедь, в которой интеллект моментами не успевает за скоростью слов даёт возможность прорваться Духу Божьему в служение и вставить Своё Божественное Слово в человеческую проповедь. Раскачивания в молитве и неподвижное лежание перед распятием, старообрядческие радения и квакерскую тряску, все эт и бесчисленное множество других форм духовных переживаний объединяет всё та же пламенная страсть – пережить Бога. Данный список можно продолжать сколь угодно долго, наблюдая до бесконечности за тем, как люди пытаются почувствовать прикосновение Небесного. Разговор о том, плохо это или хорошо чуть позже, а сейчас Я ХОТЕЛ БЫ УКАЗАТЬ НА ТОТ НЕОСПОРИМЫЙ ФАКТ, ЧТО В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ МЫ НАБЛЮДАЕМ РАЗЛИЧНУЮ МОДУ НЕ ТОЛЬКО НА ОДЕЖДУ, ОБУВЬ АВТОМОБИЛИ И ДАМСКИЕ ШЛЯПКИ. МОДА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ КАСАЕТСЯ И ДУХОВНЫХ ПРАКТИК В ХРИСТИАНСКИХ ОБЩИНАХ. Сегодня мы не делаем в церквях десятки вещей, которые были нормой в другие периоды истории Церкви. Но и наши духовные предки немало бы удивились, окажись они нынче на наших служениях. Пресловутое «всё течёт всё меняется», касается и нашей с вами литургии. Сегодня мы поём гимны прославления в церквях всего мира, а всего лишь пару столетий назад, баптистский пастор Бенджамин Китч посвятил свою жизнь добиваясь от английского братства разрешения на исполнение одной лишь песни общинным пением. Нынче для нас привычны определённые формы призыва к покаянию, хотя ещё вчера, это было неким «Ноу – хау» в евангельском мире. Жизнь движется вперёд и церковные практики, хоть и являются самым консервативным элементом в социальной жизни, не стоят на месте. Впереди у христианства ещё не мало того, что нас шокирует и покажется нам неприемлемым. Уже сегодня компьютерные церкви набирают силу и богослужения в интернете становятся для некоторых христиан нормой. Впереди, если Господь позволит этому миру существовать ещё несколько десятилетий, виртуальные воскресные собрания, и каким образом компьютерная формация христиан будет пытаться переживать прикосновение Божье, мы понятия с вами не имеем. В теле Господнем постоянное движение. Что то становится модным, а что то отмирает. Если бы мы оказались в радикальной общине квакеров в 17 – ом веке, то их знаменитая тряска во время молитвы показалась бы для нас чем-то странным. Духовные моды пятидесятников – начала века, порой весьма значительно отличаются от способов переживания Святого Духа практикуемых в нынешних пятидесятнических церквях. Даже такие консервативные в формах служения ветви христианства как православие и католицизм – испытывают в своих литургических исканиях влияние той или иной духовной моды. То, что монахи средневековья практиковали в своих чаяниях присутствия Божьего, сегодня может вызывать снисходительную улыбку их канонических последователей. Но для того, что бы убедится в наличии духовной моды, нет необходимости отправляться в далёкий исторический экскурс. Устройте себе поход по различным церквям вашего города, и вы обнаружите, что во время молитвы люди в разных общинах ведут себя по разному. Люди не одинаково поют, они не стандартно реагируют на слова проповедующих, проповедники различных деноминаций жестикулируют по своему. Мы замечаем, что будучи информированным о духовных модах в нашем городе можем слёту определить какую общину посещает тот или иной христианин. Мы узнаём интонации пасторов в голосах прихожан. Терминологические хиты есть в каждой общине, как в каждой семье есть свой запах. Если на служении в нашей Церкви, где не в моде «падения в духе» - кто то во время молитвы за больных падает, я безошибочно перечислю список городских церквей прихожанином которых может быть этот человек, заглянувший к нам на служение. Пастора же соседних церквей шутят, что если кто либо подошёл к ним после служения с заумным теологическим вопросом, то первая мысль посещающая их, что это прихожанин из церкви Геннадия Мохненко. Суггестивные существа – так называют психологи человека, указывая на феномен подсознательной склонности к подражанию. Хотим мы этого или нет, но на практике пообщавшись с кем ни будь мы что то копируем из его поведенческой модели. Это может быть слово или жест, одежда или напеваемый им мотив. Подчёркиваю, что это мы делаем не умышленно, и не замечаем, в большинстве случаев, как включается в нас этот подражательный инстинкт. Суггестивность – или подсознательность человеческой природы не нуждается в особых доказательствах по причине её очевидности. Необходимо признгать, что религиозная жизнь, как тончайшая сфера человеческой души не лишена её. Где то я слышал стишок, который ярко иллюстрирует нашу подражательную природу. Не помню ни автора ни книги, но эти строки на всегда отпечатались в памяти. «Чучелом в огороде стою набитый трухой Все мы ищем оригинал, тот самый утерянный в Эдеме образ и подобие. И как бы мы не старались подражательные элементы обрекают нас на наличие духовной моды в наших церквях и деноминациях. И так ли уж это плохо, если учесть, что апостол язычников говорил своим последователям, «подражайте мне, как я Христу». ГЛАВА 6. СТОЙКОСТЬ РУССКИХ В ШВЕЦИИ Островок отставших от моды Настаивая на том, что «падения», «святой смех», «духовные роды», и т.д. являются не демоническим и не божьим, но человеческим способом переживать Бога и взывать к нему, я хотел бы в качестве последнего аргумента привести забавную историю произошедшую со мной. В 1993 году, в составе украинско – российской делегации, благодаря миссии «Возможность» из Мариуполя я оказался в Швеции. В программе нашего пребывания, помимо семинаров, были так же поездки по церквям с выступлениями импровизированного хора и свидетельствами. Но из прекрасного и полезного времени пребывания в миссионерском учебном центре «Славянской миссии», мне запомнилось одно происшествие имеющее самое непосредственное отношение к теме обсуждаемой на этих страницах. Как-то раз наша команда была проездом в одном городке, где на каждом углу висели рекламные плакаты информирующие о христианской конференции в этом городе. Насколько я понял, в первоначальных планах руководителей миссии не было запланировано посещение этого мероприятия, и присутствие нашей делегации на нём оказалось чем-то вроде заполнения пустот в плане путешествия. Таким образом, оказавшись на данном форуме, мы мягко говоря, не совсем представляли, что нас ожидает. Прежде чем изложить суть происшествия я бы хотел сделать важную заметку. Делегация наша состояла в основном из доперестроечных служителей пятидесятнических и баптистских церквей, и я был в ней едва ли не единственным сталкивавшимся вплотную с харизматическими практиками. То, что происходило на этом служении, удивило даже меня, видавшего виды в этих вопросах.. Для большинства же братьев это был настоящий литургический шок. При этом стоит учесть, что события происходили в 1993 году, когда харизматическое движение только ещё начиналось на территории свежеразвалившегося СССР. Конференцию, проводившуюся в этом небольшом городке организовал некий американец, с целью распространения духовного «огня» в Европе. На это мероприятие, как я понял, съехались несколько сотен человек из харизматических общин Швеции, имея великое желание нечто пережить. Проповедь американца была очень проста. Её основой была фраза: «Больше Духа», повторяемая сотни раз вперемешку со стуками барабанов и восклицаниями проповедника. Сразу хотел бы оговорится для тех, кто убеждён, что ритмичный стук барабанов непременно производит демоническо–шаманный результат. Моё религиоведческое образование и пасторский опыт убеждает, что эти сравнения не имеют под собой никакого основания. Центром происходившего, вне всяких сомнений, было желание собравшихся пережить Бога. Но формы, которыми они пытались это делать, только-только входили в моду и посему шокировали непосвящённых. Минут через пять, после того, как проповедник начал свою «проповедь» первые люди в зале уже лежали на полу. Минут через десять раздался первый «святой смех», и ещё через пять минут в зале «хохотали» уже пару десятков человек. «Больше Духа» вновь и вновь взывал проповедующий и люди, в основном молодые, продолжали углубляться в «духовные» переживания. К концу первого часа в зале не осталось почти никого, кто бы не ушёл в «дух» тем или иным способом. Около четырёх сот людей валялись на полу переживая «духовные» благословения. Была в этом зале лишь одна проблема – русская делегация. Подобно островку в бушующем неолитургическом море посреди зала в полном недоумении сидело наше братство. Никто из нас не упал, и смеялись не так уж многие. Если у кого и прорывался смешок, то уж точно не по той причине, по которой полагалось в соответствии с режиссурой организатора. Эту картину нужно было видеть. Мы чувствовали себя весьма неловко оказавшись в этом служении единственными людьми «отставшими» от духовной моды. Ощущение было подобно тому, как будто бы мы оказались на служении в ортодоксальной церкви в коротких шортах. Братья и сёстры с недоумением взирали на разлёгшихся на полу христиан, а шведы в ответ с подозрением посматривали на островок «отставших от пика моды» россиян. Проповедник пару раз попытался исправить неловкость положения, желая «благословить» нашу старую кацапо - хохляцкую гвардию, но встретившись взглядом с парой братьев, по-видимому решил «рук поспешно не возлагать». Оказавшись в столь неудобном положении наш островок решил выбираться из середины зала к выходу, что признаться было не так просто сделать. Похлопывая по плечам., растаскивая руками или даже слегка разгребая ногами людей разлёгшихся в проходах мы пробирались в коридор. Потом был вечер, в течении которого мы долго спорили об увиденном. И как обычно мнения разделились. Не стану скрывать, что мне тяжело было убеждать братьев в том, что демоны здесь не причём, и что речь идёт лишь о духовной моде от которой мы просто «подотстали». ПОДВОДЯ ИТОГ РАЗГОВОРУ О НЕСТАНДАРТНЫХ ПРАКТИКАХ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК В ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ ОБЩИНАХ, Я ЕЩЁ РАЗ ХОЧУ ПОВТОРИТЬ. УБЕЖДЁН, ЧТО В ЭТИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО НЕ С ДЕМОНАМИ И НЕ С БОЖЕСТВЕННЫМИ ФОРМАМИ. КОРЕНЬ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ - ЖЕЛАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕЖИВАТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. ПЛОД – ЗАВИСИТ ОТ ИСКРЕННОСТИ И ПОСТОЯНСТВА ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ, НО НИКАК НЕ ОТ ФОРМ ПРАКТИКУЕМЫХ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. ГЛАВА 7.СВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА СИРОТА Разговор в исполкоме Недавно у меня состоялся непростой разговор с человеком, который в нашем горисполкоме отвечает за работу с религиозными общинами. Эта милая женщина, побывав на богослужении одной из церквей, была не на шутку напугана, столкнувшись с практикой падений во время молитвы. «Это же магия!» - уверяла она меня, ссылалась в качестве аргумента, на мнения психологов, которые приглашались для сбора компромата на служения харизматических общин в Киеве, и вынесли столь суровый вердикт. Не претендуя на учёную степень в психологии, я как религиовед осмелюсь заметить, что психология, как и любая гуманитарная наука весьма субъективна и её оценка в значительной степени зависит от изначальной установки того, кто оценивает. Мирская психология вообще, будучи наукой о душе, оторвавшейся от Бога, находится в весьма жалком положении. Не будучи оплодотворённой богословием, современная психотерапия сплошь и рядом не лечит а калечит души. Даже наблюдая поверхностные процессы, происходящие в человеке, эта наука – сирота больше ставит вопросов, - чем даёт ответов. И уж тем более в понимании того, что происходит с человеком во время религиозных практик, психология вынуждена замолчать. Что бы хоть немного приблизится к истине в этих вопросах далеко недостаточно перечислить внешние симптомы. Что бы выставить оценку духовному явлению, необходимо, как минимум, понимать внутреннюю мотивацию верующего и догматические убеждения лежащие в основе его действий. По этой причине мирской психолог в лучшем случае навешает словесных штампов из словаря «воинствующего атеиста» издания 30 – х годов прошлого века. Когда же христианские психологи, понимающие эти факторы, оценивают эти практики, они подтверждают, что здесь нет ничего магического, и что речь идёт именно о духовных практиках, никоим образом не связанных с насильственным отключением воли и рассудка человека. В России и в том же Киеве, когда противники новых церквей, сторонников «падений» инициировали судебные процессы, на доводы неверующих психологов находились прекрасные контраргументы верующих специалистов в этой же области. Таким образом, мы должны признать, что гуманитарно-атеистические ассы не имеют возможности здраво оценить эти явления. Вовлекая эту старую гвардию во внтренний христианский диспут, стоит помнить, что с их точки зрения практики любого православного монастыря, как и в целом религия, являются психологическим комплексом, от которого надо лечить. Меня весьма огорчают те факты, когда христиане других конфессий, не признающие харизматическую моду, к своему богословскому противостоянию присоединяют мнения светской науки. Убедительным это выглядит только для мира и для них самих, с учётом их поверхностной образованности. ТЕМ ХРИСТИАНАМ, КОТОРЫЕ, ПУТАЯ ГРЕШНОЕ С ПРАВЕДНЫМ, НАГОВАРИВАЮТ ЛИШКУ НА ХАРИЗМАТОВ, ВПРЯГАЯСЬ В ОДНУ УПРЯЖЬ С МИРСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ, Я БЫ РЕКОМЕНДОВАЛ ПООБЩАТЬСЯ С ОППОНЕНТАМИ ЛИЧНО. СРЕДИ МОИХ ДРУЗЕЙ ДЕСЯТКИ ХРИСТИАН, КОТОРЫЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ЭТИ «НЕ СВЯТЫЕ» ДЛЯ МЕНЯ ПРАКТИКИ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ЯВЛЯЮТ ПОСВЯЩЕНИЕ ХРИСТУ И ПРИНОСЯТ ПЛОДЫ ДЛЯ ЦАРСТВИЯ ЕГО. Рекомендую вам, дорогие братья критики, не увлекаться союзами с гуманистами, и не заигрывать с ними, впрягаясь в тандем с «лжеимённым знанием» и выступая против детей Божьих. ГЛАВА 8. ШОУ - ЭТО ХОРОШО ИЛИ ЭТО ПЛОХО? Прощальное обращение к своим оппонентам Когда человек падает на пол или закатывается смехом, когда проповедник бросает пиджак в ряды прихожан и кто-то свидетельствует о том, что после его примерки исцелён, т.д. – это выглядит весьма эффектно и от данного действа дух захватывает у непосвящённого в тайны духовных явлений. Проповедник обретает ореол величия в глазах духовных младенцев, причём размеры этого ореола прямо пропорциональны количеству человек оказавшихся в горизонтальном положении на полу. Тот же, кто упал так же набирает баллы в глазах окружающих, по шкале духовности, ибо зрителю кажется, что подобное переживание непременно связанно с неким Божьим благословением. Однажды я стал невольным свидетелем того, как девушка описывала Божье благословение пережитое ей на служении. Её лексикон при этом был не намного шире Элочки из «12 ти стульев». Только термины были другими. «Все упали! – восклицала она, - а Вася упал так, что на метр в сторону отлетел! А справа так резко упали, а проповедник так дунул на Петю и он сразу упал!!! – Сделав паузу для того, что бы перевести дыхание, сестра подвела духовное резюме, произнеся - «Вот это благословение!!!» Немного выше я обещал читателям высказать своё мнение по вопросу хорошо или нет, что наших церквей касается такое явление как духовная мода, и стоит ли с ней бороться. Глубоко убеждён, что искоренить её вообще нам не удастся. Более того, сама борьба с духовной модой может стать для кого-либо модной, забрав у него все силы предназначенные на служение Богу. Думаю, что решить данную проблему мы не сможем до конца не в себе ни в наших Церквях.. Но так же считаю своим пасторским долгом учить и побуждать людей искать Бога, а не заниматься канонизацией методов и форм духовных практик. Моё желание, что бы люди жаждали общения с Господом и переживали Его Величие и Его Милость, каким угодно способом, который им помогает достичь этого. Я всегда учу в Церкви, что бы люди искали Бога и стремились ощущать действие Духа Святого в сердцах. Принципом, в котором я наставляю людей, является поощрение, не стесняясь выражать свои духовные переживания. Но так же важно не канонизировать формы в которых эти переживания были выражены однажды. Никому из нас не удастся загнать действия Духа Святого в освящённые нами формы. Он Великий Дух и дышит…
ЕСЛИ КТО-ТО, ПЕРЕЖИВ ОДНАЖДЫ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ СЛАБОСТЬ В НОГАХ, УПАЛ В ПРИСУТСТВИИ БОЖЬЕМ, ТО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО МЫ СМОЖЕМ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ОЩУТИТЬ ТО ЖЕ САМОЕ. ЕСЛИ БАПТИСТ, МОЛЯЩИЙСЯ ВЫСОКОПАРНЫМИ СЛОВАМИ, ИСПОЛНИВШИСЬ ДУХА, РАСПЛАКАЛСЯ И УМИЛИЛСЯ КАК РЕБЁНОК В ЕГО ПРИСУТСТВИИ, ТО ИЗ ЭТОГО НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО, ПРОВЕДЯ В ЦЕРКВИ КУРСЫ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ, МЫ УСИЛИМ ПРИСУТСТВИЕ БОЖЬЕ. ЕСЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ СКЛОНИВШИСЬ У РАСПЯТИЯ ПРОЧУВСТВОВАЛ ПРИКОСНОВЕНИЕ ГОСПОДА К СЕРДЦУ И СОКРУШАЯСЬ В ГРЕХАХ ОБНОВИЛСЯ ДУХОМ, ТО НЕ СТОИТ СПЕШИТЬ ОБВЕШИВАТЬ КРЕСТАМИ ДОМ В ОЖИДАНИИ ТОГО, ЧТО ЭТО ПОМОЖЕТ НАМ ПРИБЛИЗИТЬ ГОСПОДА. ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ РАДОСТЬ НЕИЗРЕЧЕННАЯ ОТ ДУХА ГОСПОДНЯ НАПОЛНИЛА ЧЬЁ-ТО СЕРДЦЕ, НЕ СТОИТ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ПРОВОЦИРОВАТЬ В ЦЕРКВИ ХОХОТ, ДОВОДЯ ЕГО ДО РЕЦЕДИВА. КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МЫ ПЫТАЕМСЯ ДЕЛАТЬ ТАК, - В НАС ГОВОРИТ ВО ПЕРВЫХ ДОБРОЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ, А ВО ВТОРЫХ МЛАДЕНЧЕСТВО. Канонизируя формы духовных переживаний мы создаём маленький театр в ожидании того, что Дух Святой будет действовать по нашей режиссуре. Но Он не обязан это делать, и тогда Его роль часто приходится играть проповедникам и прихожанам, но увы, даже при самой сердечной и искренней игре результат и удовольствие уже не то. ОБРАЩАЯСЬ К ТЕМ, КТО ПАДАЕТ ВО ВРЕМЯ СЛУЖЕНИЙ И КТО УВЕРЕН, ЧТО ЭТО ОТ БОГА, Я ХОЧУ СКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ… ИДИТЕ ЗА ГОСПОДОМ И ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРАВИЛЬНЫМ. ПРИСЛУШАВШИСЬ К МОЕМУ СОВЕТУ, ИЛИ НАПИСАВ МНЕ ГНЕВНОЕ ПИСЬМО, - ВСЁ РАВНО ПРОДОЛЖАЙТЕ ИСКАТЬ БОГА. ПРОСТИТЕ МЕНЯ И ПОМОЛИТЕСЬ ЗА МОЮ ДУШУ, ЕСЛИ СЧИТАЕТЕ, ЧТО Я ОТПАЛ ОТ ВЕРЫ И ПОХУЛИЛ ДУХА СВЯТОГО. СМЕЙТЕСЬ ЕСЛИ ВАМ СМЕЁТСЯ, ПЛАЧЬТЕ ЕСЛИ ПЛАЧЕТСЯ, ТРЯСИТЕСЬ ЕСЛИ ТРЯСЁТСЯ, КРИЧИТЕ ЕСЛИ КРИЧИТСЯ, И МОЛЧИТЕ ЕСЛИ МОЛЧИТЬСЯ, - НО ТОЛЬКО ИЩИТЕ ГОСПОДА!!!Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел сравнительное богословие |
|