Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать!

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ 2. СМЕЩЕННЫЙ АКЦЕНТ "УЧЕНИЯ ВЕРЫ"

ГЛАВА 1. МОЖНО ЛИ БОГА ВОДИТЬ ЗА БОРОДУ

Взгляд со стороны на уродливые уши харизматических доктрин «учения веры»

Пару лет тому назад на улицах города мы снимали очередную телевизионную программу «Мариуполь христианский». Проходившему мимо человеку, я задал вопрос: «Как вы относитесь к верующим, христианам?». И услышал нестандартный ответ: «В общем-то ничего, но есть многие среди них, которые думают, что Бога можно водить за бороду! Так вот, эти люди глубоко ошибаются!» Немного времени понадобилось мне, чтобы понять, что имел в виду этот прохожий. Его негодование в адрес верующих людей, которые свои отношения с Богом строят по принципу «иди туда и сделай то», было, бесспорно, справедливо.

Этот человек далеко не одинок в своей метко проведенной параллели к модным теологическим веяниям нашего времени. Один мой друг, ровно ничего не понимающий в хитросплетениях доктрин «взятие верой», после первой же услышанной проповеди одной «сверхзвезды» христианских телевизионных вечеров, просто в десятку попал, высказав свое впечатление. Его учение о преуспевании было оценено так: «У этого человека взаимоотношения с Богом как с адвокатом, которого он нанимает».

В этих двух случайных оценках очень ярко выступают невидимые теологам «учения веры», но бросающиеся в глаза первому встречному «уродливые уши» некоторых популярных богословских проблем. Давайте прислушаемся к вышеуказанному и попытаемся понять, что именно вызывает недоумение у людей? Почему христиане получают такие нелестные оценки внешних? Удивительно и тревожно, что не слова о воскресении Христа из мертвых вызывают усмешку у людей, что было бы естественной реакцией неверующих, как при проповеди Павла в Афинах. Но смеются не над воскресением Христа, а над отношением к Творцу Вселенной. Непонимание и неприятие вызывают требования христиан, предъявляемые Господу и указания, Ему даваемые, а это серьезный повод задуматься.

МОЙ ТЕЗИС В ТОМ, ЧТО МЕЖДУ ХРИСТИАНАМИ И МАГИЧЕСКИМИ ПОДХОДАМИ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ РАССТОЯНИЕ НЕ ТАК УЖ ВЕЛИКО.

Дистанция, разделяющая белую магию в христианской одежде и истинное христианство, отнюдь не велика. Она меньше человеческого сердца, в котором можно сделать шаг от первой ко второму. Чтобы понять, каков этот шаг, достаточно несколько «нижеследующих иллюстраций из практики харизматического» «учения веры».

ГЛАВА 2.«ТАХ - ТИ - БИ - ДОХ» и «ВО ИМЯ ИИСУСА», В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Заклинание и молитва - не близнецы-братья

С детства осталось в памяти заклинание Старика Хоттабыча, которое он произносил, выдергивая очередной волос из своей бороды. Это было так увлекательно, так маняще: захотелось тебе чего-либо, нет проблем: дерни за волосок и произнеси волшебное словосочетание! Простой и привлекательный путь для исполнения желаний. «Богословие» Хоттабыча было незатейливым и сулило человеку великую прибыль. На удивление похожей оказывается доктрина о силе человеческого исповедания веры в изложении некоторых проповедников. Разве что чуть посложней: вместо выдернутого волоса из бороды имеем нечто более отвлеченное - «вера». Но все составные части те же! Некая формула + нечто (волос, или вера) = исполнение желания. Десятки раз мне приходилось слышать, как христиане исповедовали, чтобы то или иное произошло в их жизни или в жизни других людей. Каждый раз, слыша такие указания в духовный мир, я невольно вспоминаю занимательную сказку о старом джине из бутылки.

Если бы я поставил целью перечислить все те исповедания «во имя Иисуса», которые слышал, то вышла бы немалая коллекция несбывшихся человеческих желаний. Машины, дома, костюмы и обувь, здания для служения церквей и кинотеатры, освещение на улицах города и отсутствие ям на трассах - это лишь малая часть тех желаний, которые вуалировались вырванными из контекста своей Библии стихами, типа «если и горе сей скажете: «Поднимись и ввергнись в море - будет». Но снова и снова все тот же перенос акцента в корне меняет суть Евангелия: из молитв в христианском духе получается нечто более похожее на заклинание.

Заклинание и молитва - это близнецы-братья для многих людей, мало разбирающихся в христианстве. Путаница возникает из-за того, что и в первом, и во втором случае упоминается имя Иисуса, цитируются одни и те же места из Писания и бабушкой - шептуньей, и проповедником в церкви. В чем же разница между молитвой и заклинанием? Ответ к счастью прост. Произнося заклинание, человек уверен, что он произносит слова, которые обязывают Бога (или диавола) исцелять, убирать порчу, решать ту или иную проблему, гарантировать успех в каком либо деле и т.д. Молитва же исходит из сердца, которое приходит к Богу с прошением. Молитва подразумевает, что решение всегда остается за Творцом.

В ПЕРВОМ случае (в заклинании) звучит подтекстом: «Да будет воля Моя», даже если при этом склонены колени и лицо молящегося выражает покорность.

Во ВТОРОМ случае (в молитве) подтекст иной! Он звучит в духе Гефсиманской молитвы: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Вот здесь разница между «тах-ти-би-дох» Хоттабыча и молитвой христианина «во имя Иисуса». Хоттабыч использовал свое странное исповедание и выщипывание бороды для того, чтобы исполнялись его желания. Христианин, сколько бы он не делал заказных исповеданий, хоть бы всю бороду и волосы на голове повыдергивал, может рассчитывать не на исполнение своей воли, но воли Божией! У бедного джина из бутылки акцент в богословии на вере в произнесенной фразе и, естественно, на желаемом результате. К счастью, Господь является Царем, которому приносятся человеческие прошения. Он не чиновник, стоящий перед престолом, где восседают правильно сформулированные исповедания веры, и по их указаниям исполняющий их волю! Даже пушкинская «золотая рыбка», столкнувшись с возрастающими запросами старухи, не уступила ей свой «божественный престол». Когда «пуще прежнего старуха взбеленилась» и заявила, что она хочет быть «владычецой морской и чтоб рыбка сама ей служила, и была у нее на посылках», этот «божок» с плавниками и хвостом не уступил трон старухе. Рыбка осталась на престоле, а бабка вернулась к разбитому корыту!

Кто как, а я славлю Господа, что Он не позволял и не позволит никогда царствовать человеческой воле. Он не будет у нее на посылках. Ну, а для тех кто думает, что акценты в Библии расставлены на правильно сформулированных словах в молитве и на вере молящегося, я рекомендую перечитать нижеследующие места в Библии. Прошу вас, обратите внимание, что везде употребляется слово ПРОСИТЕ! Заметьте, пожалуйста, что между словом ПРОСИТЕ и ПОВЕЛЕВАЙТЕ есть существенная разница.

ПРОСЬБА ДОПУСКАЕТ ОТКАЗ! ПОВЕЛЕНИЕ НЕ ОСТАВЛЯЕТ МЕСТО ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ ОТВЕТУ. ПРОСЬБА ПРИНОСИТ СВОЮ ВОЛЮ ПОД ВОЛЮ ГОСПОДА НА ПРЕСТОЛЕ! ПОВЕЛЕНИЕ УКАЗЫВАЕТ СВОЕЙ ВОЛЕЙ С ПРЕСТОЛА. ВОТ ЗДЕСЬ КОРЕННАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЗАГОВОРОМ И МОЛИТВОЙ, МЕЖДУ ХОТТАБЫЧЕМ И ХРИСТИАНИНОМ!

Предложения с правильно расставленными акцентами;

« но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море» - будет; и все, чего не ПОПРОСИТЕ в молитве с верою, получите». (Матф. 21:21-22)

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, ПРОСИТЕ, и будет вам». (Иоан. 15:7)

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни ПОПРОСИТЕ Отца во имя Мое, даст вам». Доныне вы ничего не ПРОСИЛИ во имя Мое; ПРОСИТЕ и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (Иоанна 16:23-24)

Я слышал десятки проповедей богословов «веры» на эти стихи, и для меня совершенно очевидно, что акцентировались в них слова «БУДЕТ ВАМ». Я прочитал десятки книг, в которых ударение стояло не на слове «ПРОСИТЕ», а на фразах типа «ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕТЕ!» Умоляю вас, братья и сестры, проверьте, правильно ли расставлены акценты в вашем отношении к Господу? Не восседают ли на престоле вашего сердца ваши желания вместо суверенной воли Божией? Не последовали ли вы учениям, в которых акцент смещен на желаемое вместо действительного. Не увлеклись ли вы поп - Евангелием вместо Евангелия Христа?

ГЛАВА 3.ПОП ЕВАНГЕЛИЕ

«Поп» - не в смысле православный священник, но в смысле - популярное Евангелие

Популярность притягательна! Ее соблазн окутывает человечество с древних времен, затрагивая все сферы жизни от эстрады до богословия. Умение создавать шлягеры всегда было делом прибыльным и манящим, как для певцов, литераторов, политиков, так, увы, и для проповедников. Секрет популярности, в изложении некоторых специалистов по созданию хитов, очень прост. Он содержит три основных пункта. Все они ярко просматриваются в богословии движения веры, демонстрируя его популистский характер.

1-е ПРАВИЛО СОЗДАНИЯ ШЛЯГЕРА ГЛАСИТ: «ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ПРОСТО!»

Шлягер должен быть незатейливым, желательно на три, максимум на четыре аккорда. Без всякого усилия и труда со стороны слушателя он должен проникать ему в голову и уютно там располагаться. Мне кажется, что в богословии веры это первое правило популярности применено с успехом! Исключается все то, что требует малейшего напряжения человеческого интеллекта. Доктрины, требующие малейшего усилия человеческой души, упрощаются до примитивизма. Вот то, что нужно массам. Секрет успеха в девизе популярного богословия «Упрощай и властвуй!». Что вы там возитесь тысячелетиями с вашей проблемой «теодицеи»? (оправданий наличия зла в мире при реальности Благого и Всемогущего Бога авт.) Что вы там пытаетесь объяснить толпам смысл и пользу страданий для человека! Упрощай! Пользуйся первым правилом создания хита!

И сложнейшую проблему богословия, вопрос, который на протяжении тысячелетий вызывал так много споров, пользуясь вышеприведенным правилом, трансформируй в хит! Бог благ, сатана зол. Все хорошее от Бога - все плохое от диавола. Бог не наказывает болезнями, это диавольские функции. Бедность от сатаны, преуспевание от Бога. Все просто как дважды два, и мелодия трехаккордной богословской «попсы» уже в головах людских...

2-е ПРАВИЛО СОЗДАНИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ: ГОВОРИТЕ (ПИШИТЕ, ПОЙТЕ, ПРОПОВЕДУЙТЕ) О ТОМ, ЧТО ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ЛЮДИ.

Это старое газетное правило привело к успеху немало репортеров, певцов и, к сожалению, проповедников. Недавно я пересмотрел записки некоторых христианских конференций учителей «веры». Тематический состав приблизительно следующий:

1/3 проповедей и учения о преуспевании содержит ответ на вопрос: как верой открыть люки для благословений, которые помогут решить проблемы вашего пустого холодильника.

Еще 1/3 проповедей посвящена тому, как избавиться верой от одолевающих вас болячек и овладеть секретами использования Божией исцеляющей силы в вашем служении. Одним словом, пой о том, что приятно людям! Шлягер накрепко застрянет в голове твоего последователя! Но дабы закрепить успех популярности, используй 3-е правило.

3-е ПРАВИЛО: ПОДДЕРГИВАЙ И ВЫСМЕИВАЙ ВСЕ ВОКРУГ СЕБЯ.

Говори о мертвой религии, которая царит во всех других христианских деноминациях, кроме твоей! Проповедуй о болоте религиозных демонов, среди которого возвышается единственный остров твоих спасительных убеждений. Критикуй и насмехайся над всем и вся, что попадается под руку, и шлягер все более и более будет приобретать популярность.

Сегодня многие проповедники-радикалы по достоинству оценили плюсы этого третьего правила. Они смеются над всем, достигая популярности в среде неприхотливой и не разборчивой публики. «Такое прославление, как было до сих пор, неугодно Господу! Все, что было до нас - это душевное, а надо дать свободу Духу! Молиться надо не так - это не молитва, а детский лепет!» Подобные фразы составляют значительную часть «учения веры» - критика, критика и еще раз критика. Она сделает твоих последователей рьяными поклонниками попсы в твоем исполнении. Что им сложные структуры Свиридова в музыке или Августина в богословии. Даешь простоту! Даешь лесть слуху! Даешь ухмылки и критику в адрес всего, что имеет более, чем три аккорда!

Сейчас в нашей стране христианский богословский шлягер популярен, как никогда. Учения «преуспевания верой», «исцеление верой», да и вообще «исполнение твоих желаний верой» овладевают умами многих христиан. Неужели они не замечают смещения акцентов благой вести? И в чем причина: в незнании или в дерзости? Об этом - в следующей главе.

ГЛАВА 4. ДЕРЗНОВЕНИЕ В ВЕРЕ ИЛИ ДЕРЗОСТЬ ВЕРУЮЩЕГО

Всего один шаг между двумя полюсами.

В популярном богословии веры часто звучит призыв к дерзновению в вере! Это радостный и прекрасный клич. Апостол Иоанн чаще других говорит о дерзновении в своем первом послании:

"Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествии Его" (1 Иоанн. 26-28)

Я очень люблю этот стих у Иоанна. В нем, на мой взгляд, сокрыт глубочайший смысл взаимоотношения Бога и человека. Акцентирую внимание на слове «дерзновение», его не редко понимают как синоним «дерзости». Но между ними есть существенная разница при наличии одного корня.

Слово «дерзновение» передает смысл смелости. Слово «дерзость» - непочтительности и грубости. Библейское слово «дерзновение» говорит о наличии у человека права предстать пред Богом. Слово «дерзость» - о превышении человеческих прав перед Творцом. Как между любовью и ненавистью, так и дерзновением - дерзостью лишь один шаг. Сделайте его и от почтительного состояния человека пред Богом вы окажетесь в вызывающем дерзком положении. Не остановитесь на праве человека смело предстать пред своим Творцом, а сделайте еще один шаг. Заявите, что человек имеет право требовать что-либо у Господа. И из библейского благословенного кроткого дерзновения вы окажитесь в магической, наглой и грубой дерзости.

К сожалению, в модном сегодня богословии этот шаг уже сделан! Сделан вроде бы неумышленно и хочется верить, что по неведению.

ПРОВОЗГЛАШЕНЫ, ПРАВДА ОШИБОЧНО, ПРАВА ХРИСТИАНИНА НА ПРЕУСПЕВАНИЕ, ОТСУТСТВИЕ СТРАДАНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЛЮДЯМ «ВЕРЫ» ЗДОРОВЬЕ И УСПЕХ. ПРАВО БОГА ПОСТУПАТЬ ПО ЕГО ВОЛЕ В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ УЖЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ! ТЕПЕРЬ ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРЕРОГАТИВА. БОГ БОЛЬШЕ НЕ ВЛАДЕЛЕЦ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ! УСПЕХ И ЗДОРОВЬЕ УЖЕ НЕ В РУКАХ ГОРШЕЧНИКА, НО ГОРШКА!

Все это и является прямым следствием шага от дерзновения к дерзости. Право глиняного горшка предстать пред горшечником с ходатайственым заявлением заменено на идею, что горшечник в долгу перед горшком. Но, опять таки, к великому человеческому счастью, сколько бы человек не кричал о своих правах на преуспевание, сколько бы горшок не заявлял о том, что горшечник обязан разукрасить его в пёстрорадужные тона, горшечник, а не горшок решает каким быть последнему. Дерзость пред Богом связана с исполнением воли Божьей в отношении к человеку. Иоанн писал:

«И вот, как дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него». (1 Иоанн. 5:14-15)

Призыв апостола к дерзновению и ходатайству пред Богом вновь и вновь показывает человеку правильное место его желаний, молитв, прошений. Это место под, а не над волей Божьей. Это разница между кротким дерзновением, в смысле права стоять пред Богом с прошением, и дерзостью - требованием, заказом звучащем в молитвах.

В завершении этой главы, позвольте привести один пример. Он ярко демонстрирует разницу между двумя подходами к Богу в молитве. Один из проповедников «движения веры», говоря о молитвах за исцеление, сказал буквально следующее: «Если Дух Святой не двигается, то я двигаю Дух Святой.» Дерзость, а не дерзновение очевидны в таком подходе. Если Бог не исцеляет людей в собрании - я отберу у Него это право! Исцеления будут! Это нам принадлежит! Другой проповедник требуя у Бога исцеления, подняв Библию к небу, заявил Творцу, что в случае если Он публично и немедленно не исцелит данного человека, Писание будет порвано на глазах публики.

О безумство глиняного горшка пред лицом Создателя! Дерзостное, красиво звучащее, но откровенно глупое, не сознающее, кто ты и пред Кем ты!

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.