Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ферберн Д. Иными глазами...

Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В этой книге очень мало будут затрагиваться вопросы дебатов между евангельскими христианами и католиками: принадлежность апокрифических книг к Ветхому Завету, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа, прощение грехов через водное крещение, спасение по вере или по делам.

2 Русский богослов Александр Шмеман использует выражение «богословское возрождение» для описания расцвета православного богословия в XX в., а Николай Зернов использовал это выражение для названия одной из своих книг. См. Schmemann, Church, World, Mission: Reflections on Orthodoxy in the West (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1979), p. 15. См. также Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century (London: Darton, Longman & Todd, 1963).

3 Для выражения этой идеи многие православные богословы используют греческое слово «обожение». Более подробно мы рассмотрим эту идею в пятой главе.

4 В этом разделе термины «консервативные», «умеренные» или «радикальные» используются для обозначения того, насколько отделились эти группы от средневековой Римско-католической Церкви.

5 Как заявляет современный русский богослов Иоанн Мейендорф: «Отсутствие в православной экклесиологии ясно определенного, отчетливого и неизменного критерия Истины, за исключением Самого Бога, Христа и Святого Духа, безусловно является одним из наибольших различий между Православием и всеми другими классическими западными учениями о церкви» [John Meyendorff, Living Tradition: Orthodox Witness in the Contemporary World (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1978), p. 20.]

6 В период Ранней Церкви было семь Вселенских соборов, также как и несколько других важных соборов (имевших место после разделения Церкви на Восточную и Западную), которым Православная Церковь придает нормативный доктринальный статус. Краткое обсуждение этих соборов будет происходить в третьей главе.

7«Из опыта» (прим. пер.)

8 John D. Zizioulas, Being as Communion: Studies in Personhood and the Church (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1985), p. 242 (курсив авт.).

9 Kallistos Ware, The Orthodox Church (Hammondsworth, Middlesex, England: Penguin, 1963), p. 257.

10 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 1, Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View (Belinont, Mass.:Nordland Publishing Company, 1972), p. 96 (курсив авт.).

11 Следует заметить, что восточное христианство является далеко не настолько объединенным, как нас пытаются в этом убедить некоторые из его приверженцев. Православие столько же страдает из-за глубоких разделений и борьбы за власть внутри него, как и евангельские христиане.

12 Цитировано Николаем Зерновым (Nicolas Zernov) в Eastern Christendom: A Study of the Origin and Development of the Eastern Orthodox Church (London: Weidenfeld and Nicolson, 1961), p. 187.

13 Т.е. сравнение авторитета Библии с авторитетом Папы Римского.

14 Zernov, Eastern Christendom, p. 231.

15 Nicolas Arseniev, Mysticism and the Eastern Church, tr. Arthur Chambers (Oxford: A. R. Mowbray and Co., 1979), p. 60.

16 Archimandrite Chrysostomos, Contemporary Eastern Orthodox Thought: The Traditionalist Voice (Belinont, Mass.: Buchervertriebsanstalt, 1982), p. 104.

17 Maximos Aghiorgoussis, «The Dogmatic Tradition of the Orthodox Church,» in A Companion to the Greek Orthodox Church, ed. Folios K. Litsas (New York: Greek Orthodox Diocese of North and South America, 1984), pp. 151-152.

18 Vladimir Lossky, In the Image and Likeness of God, ed. John H. Erickson (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1974), pp. 143-144.

19 Sergei Nikolaevich Bulgakov, The Orthodox Church (London: The Centenary Press, 1935), p. 21.

20 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 28.

21 Ibid., p. 30.

22 Ware, The Orthodox Church, p. 207 (курсив авт.).

23 Florovsky, Bible, Church, Tradition, pp. 74-75.

24 Под «Писанием» в данном случае подразумевается Новый Завет (прим. авт.).

25 Meyendorff, Living Tradition, p. 14.

26 Alexander Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy, tr. Lydia W. Kesich (New York: Hold, Rinehart & Winston, 1963), p. 43.

27 Meyendorff, Living Tradition, p. 16.

28 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 6, Ways of Russian Theology, Part Two, tr. Robert L. Nichols (Vaduz, Germany: Buchervertriebsanstalt, 1987), p. 304.

29 Florovsky, Bible, Church, Tradition, p. 103.

30 Alexander Schmemann, Church, World, Mission, p. 17.

31 Ibid., p. 84 (курсив авт.).

32 Leonid Ouspensky and Vladimir Lossky, The Meaning of Icons, rev. ed.. tr. G. E. H. Palmer and E. Kadloubovsky (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1982), p. 15 (курсив авт.).

33 Слова «эсхатология» и «эсхатологический» происходят от греческого слова, означающего «конец». Эти слова относятся к последним событиям, связанным со Вторым Пришествием Христа и установлением Божьего Царства.

34 Zizioulas, Being as Communion, pp. 173-176.

35 Ibid., pp. 180-181 (курсив авт.).

36 «Самом по себе» (прим. пер.).

37 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 11.

38 John Meyendorff, Catholicity and the Church (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1983), p. 10.

39 См., например, Vladimir Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church (Cambridge, England: James Clark & Company, 1957), p. 186.

40 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, pp. 156-157 (курсив авт.).

41 Maximos Aghiorgoussis, «Orthodox Soteriology,» т Salvation in Christ: A Lutheran-Orthodox Dialogue, ed. John Meyendorff and Robert Tobias (Minneapolis, Minn.: Augsburg Fortress Press, 1992), pp. 51-52.

42 Florovsky, Bible, Church, Tradition, p. 39 (курсив авт.).

43 Ibid., pp. 41-42.

44 Alexander Schmemann, Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1974), pp. 16-17.

45 Zernov, Eastern Christendom, p. 230.

46 Anthony Ugolnik, The Illuminating I con (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1989), p. 88.

47 John Meyendorff, The Orthodox Church: Its Past and Its Role in the World Today, tr. John Chapin (New York: Pantheon Books, 1962), p. 212 (курсив авт.).

48 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 131.

49 Schmemann, Of Water and the Spirit, p. 41.

50 Т.е., в контексте поместной церкви.

51 Zizioulas, Being as Communion, p. 149 (курсив авт.).

52 Alexander Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, tr. Asheleigh E. Moorhouse (Leighton Buzzard, England: The Faith Press, 1966), p. 20.

53 Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, p. 63.

54 Nicolas Afanasiev, «The Church Which Presides in Love,» in The Primacy of Peter (Leighton Buzzard, England: The Faith Press, 1963), pp. 74-75.

55 С греч. «церковь».

56 Zizioulas, Being as Communion, p. 148 (курсив авт.).

57 Afanasiev, in The Primacy of Peter, p. 75 (курсив авт.).

58 John Meyendorff, «St. Peter in Byzantine Theology,» in The Primacy of Peter (Leighton Buzzard, England: The Faith Press, 1963), p. 27.

59 Если человек, принявший крещение, обращается в Православие, его, как правило, не перекрещивают, а совершают над ним миропомазание. Однако, в некоторых православных общинах (например, в Русской Православной Церкви Заграницей), таких людей действительно крестят заново.

60 John Meyendorff, «Humanity: Old' and 'New' — Anthopological Considerations,» in Salvation in Christ: A Lutheran-Orthodox Dialogue, ed. John Meyendorff and Robert Tobias (Minneapolis, Minn.: Augsburg Fortress Press, 1992), p. 64.

61 Alexander Schmemann, For the Life of the World: Sacraments and Orthodoxy (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1973), p. 78 (курсив авт.).

62 Под влиянием Римско-католической Церкви, Русская Православная Церковь XVII в. включила в молитву, которую священник использует во время таинства исповедания, формулу об отпущении грехов, которая все еще применяется, хотя и не имеет под собой достаточных богословских обоснований.

63 Schmemann, For the Life of the World, p. 79 (курсив авт.).

64 См. Zizioulas, Being as Communion, p. 168.

65 См. «Приложение» относительно организационной структуры Православной Церкви.

66 Meyendorff, Catholicity and the Church, pp. 53-54.

67 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 3, Creation and Redemption (Belmont, Mass.: Nordland Publishing Company, 1976), p. 191.

68 Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy, pp. 30-31.

69 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 68.

70 Zizioulas, Being as Communion, pp. 135-136.

71 Ibid., p. 238.

72 Ibid., 168 (курсив авт.).

73 Meyendorff, in The Primacy of Peter, p. 25.

74 Afanasiev, in The Primacy of Peter, p. 81.

75 Florovsky. Bible, Church. Tradition, p. 45.

76 Конечно, никто не может оспаривать, что исторически многие соборы скорее характеризовались определенными политическими маневрами и попытками одних фракций контролировать другие, чем совместным свидетельством об истине. В Православном понимании, это лишний раз говорит о том, что ни один собор не является авторитетным заранее. Несмотря на то, насколько какой-либо определенный собор характеризовался порядком или беспорядком, единством или разделением, его постановление не считалось выражением Предания до тех пор, пока не было повсеместно принято евхаристическими общинами всей Церкви.

77 Ware, The Orthodox Church, pp. 256-257.

78 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 150.

79 The Festal Menaion, tr. Mother Mary and Archimandrite Kallistos Ware (London: Faber& Faber, 1977), p. 16.

80 Ware, The Orthodox Church, p. 208.

81 Ibid., pp. 208-209. Стоит, однако, отметить, что среди Православных переводов есть незначительные расхождения относительно апокрифических книг, включенных в Ветхий Завет. Так, например, Славянская Библия включает в себя десять вышеперечисленных книг, в то время, как в Византийских греческих изданиях отсутствует Вторая книга Ездры, но в качестве приложения присутствует Четвертая книга Маккавейская.

82 Эта ситуация чем-то похожа на упорство некоторых западных евангельских христиан, которые считают, что только версия Короля Иакова является «истинной» Библией, и что молитва и богослужение должны совершаться только на английском языке эпохи английского короля Иакова 1. Однако, в случае с некоторыми православными переводами, проблема сложности их понимания при чтении заключается в том, что последние были сделаны более тысячи лет назад, а не 400 лет назад, как версия Короля Иакова.

83 Каппадокия — одна из крупных областей Малой Азии, на востоке нынешней территории Турции.

84 Этому образцу следовал и известный сирийский монах Симеон Столпник (ок. 390-459 гг.), который на вершине столба провел большую часть своей жизни в молитве и заступничестве, ведя переписку по поводу политических и доктринальных дискуссий того времени, а также принимая странников и паломников. Хотя общераспространенный образ Симеона и подобных ему монахов-отшельников заключается в полном отвержении ими мира сего, во многих случаях это было совсем не так — часто они поддерживали связь с внешним миром, находясь в местах своего отшельничества.

85 Православная Церковь считает этот собор христологическим в том смысле, что иконы представляют собой образ воплощения Христа, т.е. зрительное изображение того факта, что Бог Сын стал зримым человеком.

86 В 869-870 гг., в Константинополе состоялся собор, осудивший учение Фотия и постановивший, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Этот собор не был признан Восточной Церковью, в то время как Западная Церковь считает его VIII Вселенским собором.

87 Ware, The Orthodox Church, p. 286.

88 См., e.g., The Divine Liturgy' of Si. John Chrysostom (Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1985), pp. 4, 16.

89 Относительно православного календаря требуется небольшое пояснение: до введения в XVI в. Папой Григорием XIII нового календаря, получившего название григорианского, и на Востоке и на Западе использовался юлианский календарь. Новый календарь был призван исправить все увеличивавшееся отклонение юлианского календаря от астрономических наблюдений. Этот новый календарь Восточная Церковь не приняла. Однако, в 1923 г. многие православные Церкви перешли на использование григорианского календаря касательно праздников с фиксированной датой, но в то же время при вычислении даты праздника Пасхи и относящихся к ней праздников они продолжали использовать юлианский календарь. Таким образом, некоторые Православные автокефальные Церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Греческая, Кипрская, Румынская, Польская и Болгарская) празднуют согласно григорианскому календарю, а другие (Иерусалимская, Русская и Сербская) — согласно юлианскому календарю. В настоящее время разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. В этой книге даты православных праздников будут приведены сперва согласно григорианскому календарю, а в скобках — согласно юлианскому. По причине использования разных календарей, дата празднования Пасхи Восточной Церковью отличается от даты, исчисленной Западной Церковью. Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния вслед за весенним равноденствием (21 марта). Однако 21 марта согласно юлианскому календарю соответствует 3 апреля по григорианскому календарю. К тому же, Православная Церковь считает, что Пасха должна праздноваться после иудейской Пасхи. Таким образом, дата православной Пасхи может либо совпадать с Пасхой на Западе, либо иметь разницу в одну, четыре или даже пять недель, в зависимости от сопутствующих при определении даты различных факторов.

90 Материал для трех предыдущих параграфов взят непосредственно из The Festal Menaion, pp. 41-64.

91 Lewis Patsavos, «The Calendar of the Orthodox Church,» т A Companion to the Greek Orthodox Church, ed. Fotios K. Litsas (New York: Greek Orthodox Diocese of North and South America, 1984), p. 81.

92 Leonid Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1 (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1978), p. 10.

93 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 155.

94 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, p. 60.

95 Ibid., pp. 67-68.

96 Восточное христианство делится на халкидонские и нехалкидонские Церкви. Халкидонские Церкви исповедуют Халкидонский символ веры 451 г., и находятся на территории Восточной Европы и бывшего Советского Союза (за исключением Армянской Апостольской Церкви). Нехалкидонские Церкви отвергают Халкидонский собор, и находятся преимущественно на Среднем Востоке и в Северной Африке. Как мы позже увидим, разница между этими Церквами заключается не в их вероисповедании, а в их отношении к Халкидонскому вероопределению, а точнее, в том, что Халкидонский собор не сумел адекватно выразить веру Церкви посредством формулы «одна Личность в двух природах».

97 Andrew Louth, The Origins of the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys (Oxford: Clarendon Press, 1981), p. xv (курсив авт.).

98 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 28.

99 Zernov, Eastern Christendom, p. 236.

100 Hieromonk Auxentios, contributing to Contemporary Eastern Orthodox Thought: The Traditionalist Voice (Belmont, Mass: Buchervertriebsanstalt, 1982), p. 3.

101 Zizioulas, Being as Communion, p. 90 (курсив авт.).

102 Vladimir Lossky, Orthodox Theology: An Introduction (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1978), p. 24.

103 Zizioulas, Being as Communion, p. 92 (курсив авт.).

l04 Ware, The Orthodox Way (Oxford: A. R. Mowbray & Co., 1979), p. 17.

105 Schmemann, For the Life of the World, p. 32 (курсив авт.).

106 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 157 (курсив авт.).

107 Ware, The Orthodox Way, pp. 27-28.

108 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 80.

109 Auxentios, in Contemporary Eastern Orthodox Thought, p. 5.

110 Lossky, In the Image and Likeness of God, p. 89.

111 Zizioulas, Being as Communion, pp. 40-41.

112 Этот раскол обычно датируется 1054 г., хотя более правильным было бы говорить о постепенном процессе раскола, длившемся со времени правления Карла Великого на престоле римского императора в 800 г. и до разфабления и сожжения Константинополя крестоносцами в 1204 г. Другой причиной раскола был вопрос власти и авторитета Папы Римского.

113 Некоторые евангельские христиане на основании Ин.16:7 утверждают, что Дух Святой исходит и от Сына так же, как и от Отца. Однако, православные богословы правильно указывают на то, что этот текст говорит о деле Духа Святого после Пятидесятницы, а не об источнике Его исхождения. В терминах Его извечного существования, утверждают они, Дух исходит исключительно от Отца, но в то же время и Отец и Сын посылают Духа Святого для временной работы в этом мире.

114 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 58.

115 Ibid., pp. 62-64.

116 См. замечательную дискуссию по вопросу восточного и западного понимания Пресвятой Троицы в книге Каллиста Уэра The Orthodox Church, pp. 219-223 (в издании 1963 г.) or pp. 211 -218 (в издании 1993 г.).

117 См. Ware, The Orthodox Way, p. 33.

118 От англ. «relational», т.е. характеризуемую отношениями (прим. пер.).

119 John Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought (Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, rev. ed. 1975), p. 213.

121 Читатели, интересующиеся технической стороной этого вопроса, могут обратиться к Greek Orthodox Theological Review, vol. 10, no. 2 (1964-65). Этот номер полностью посвящен христологическому спору между халкидонскими и нехалкидонскими православными богословами. Особую ценность имеет предисловие Иоанна Романида (John Romanides) на стр. 7-8. Дискуссии, включенные в этот номер, являлись подготовительными переговорами, которые в 90-ых гг. XX века привели к полному примирению между этими двумя группами православных Церквей после раскола.

122 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 8, The Byzantine Fathers of the Fifth Century, tr. Raymond Miller et al (Vaduz, Germany: Buchervertriebsanstalt, 1987), p. 279 (курсив авт.).

123 В своей следующей книге «Ради нас и нашего спасения: благодать и христология в Ранней Церкви пятого века» (For Us and for Our Salvation: Grace and Christology in the Early Fifth-Century Church) я утверждаю, что вера в то, что Бог-Сын добавил человеческую природу к Своей Личности, было консенсусом всей Церкви в V в., и на Востоке и на Западе. Если такая точка зрения является правильной, то в таком случае современный западный способ описания воплощения был развит гораздо позднее, возможно, протестантским либерализмом в период после Просвещения.

124 Хотя среди евангельских христиан существуют разные точки зрения относительно учения о свободной воле человека.

125 См. Ириней, Против ересей, книга 4, главы 37-38.

126 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 97.

127 Ibid., p. 99.

128 Panagiotes К. Chrestou, Partakers o/GW(Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1984), pp. 19-20.

129 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 126.

130 Мейендорф правильно указывает на то, что между отцами Церкви не было единого мнения по этому вопросу. Многие из них (а в частности Афанасий и Кирилл Александрийский) рассматривали «образ» и «подобие» как синонимы. См. Christ in Eastern Christian Thought, p. 114.

131 Chrestou, Partakers of God, pp. 20-21.

132 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 185.

133 Ware, The Orthodox Way, p. 66 (курсив авт.).

134 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 160 (курсив авт.).

135 Lossky, Orthodox Theology, pp. 71-72.

136 Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought, p. 211.

137 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 73 (курсив авт.).

138 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, pp. 69-70.

139 Ibid., p. 87.

140 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 185.

141 Ware, The Orthodox Way, p. 76.

142 Archimandrite Christophoros Stavropoulos, Partakers of the Divine Nature, tr. Stanley Harakas (Minneapolis, Minn.: Light and Life Publishing Company, 1976), p. 18.

143 Florovsky, Bible, Church, Tradition, p. 115.

144 Florovsky, Creation and Redemption, p. 240.

145 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 21.

146 Zizioulas, Being as Communion, pp. 49-50.

147 Среди восточных отцов Церкви идею различия между сущностью и энергиями Бога, а также идею первого аспекта «обожения» развивали каппадокийцы, Максим Исповедник и Григорий Палама. Идеи второго и третьего аспектов обожения на Востоке развивали главным образом Афанасий и Кирилл Александрийский.

148 Auxentios, in Contemporary Eastern Orthodox Thought, p. 8.

149 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, pp. 160-161.

150 Auxentios, in Contemporary Eastern Orthodox Thought, p. 8.

151 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 133.

152 Aghiorgoussis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 161.

153 Zizioulas, Being as Communion, pp. 101-102 (курсив авт.).

154 Zernov, Eastern Christendom, p. 266.

155 Auxentios, in Contemporary Eastern Orthodox Thought, p. 9.

156 Schmemann, For the Life of the World, p. 18.

157 Ware, The Orthodox Way, p. 81.

158 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 135. 154 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 72.

160 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, pp. 135-136 (курсив авт.).

161 Некоторые крайние формы этой теории утверждают, что выкуп был уплачен диаволу, и значительная часть оппозиционно настроенных против классической теории искупления богословов выступает против этой идеи. Однако в своем более зрелом выражении классическая теория утверждает, что не следует основывать эту идею выкупа только на Мф.20:28 («Так как Сын Человеческий ... пришел, чтобы ... отдать душу Свою для искупления многих»), и вопрос о том, кому уплачен этот выкуп, не является приемлемым. Суть заключается в следующем: Своей жизнью Христос уплатил выкуп за души, которые находились под властью смерти. Богословы Ранней Церкви Ориген и Григорий Нисский утверждали, что выкуп был заплачен диаволу, однако Григорий Назианзин настаивал, что не следует рассматривать вопрос «Кому был уплачен выкуп?» во избежание спекуляций на эту тему.

162 The Divine Liturgy of Saint John Chrysostom, pp. 170-171.

163 The Divine Liturgy of the Holy Orthodox Catholic Apostolic Graeco-Russian Church, tr. P. Kuvochinksy (London: Cope & Fenwick, 1909), pp. 32-33.

164 Lossky, Orthodox Theology, p. 92.

165 Ibid., p. 110.

166 Ibid., p. 111.

167 Ibid., pp. 113-114.

168 Lossky, In the Image and Likeness of God, pp. 99-101.

169 Florovsky, Creation and Redemption, pp. 102-103.

170 Ibid., p. 104.

171 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 126.

172 Ware, The Orthodox Way, p. 109 (курсив авт.).

173 Ibid., p. 92.

174 Ibid., p. 93.

175 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 21.

176 Florovsky, Creation and Redemption, p. 163.

177 Lossky, In the Image and Likeness of God, p. 97.

178 Lossky, Orthodox Theology, p. 75.

179 Здесь следует отметить, что сильный акцент на нечувствительности Бога к страданиям может привести некоторых людей к отрицанию утверждения, что Бог снизошел к крайнему рубежу падшего состояния человека. Православие настаивает, что поскольку Личность Христа была Богом-Сыном, то страдал и умер именно Бог-Сын, второе Лицо Троицы, несмотря на то, что Он умер как человек, в Своем человеческом естестве.

180 Следует напомнить, что расположение икон в православном храме поддерживает ту же идею: Бог сошел к человеку через пророков и воплощение, а человек восходит к Богу через обожение.

181 См. Афанасий, О воплощении Слова, глава 54.

182 Сотериология ( греч.) —учение о спасении.

183 Aghiorgoussis, in Salvation in Christ, pp. 56-57.

184 Stavropoulos, Partakers of the Divine Nature, p. 29.

185 Stavropoulos, Partakers of the Divine Nature, p. 29.

186 Schmemann, Of Water and the Spirit, p. 79 (курсив авт.).

187 Ibid., p. 80 (курсив авт.).

188 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 215.

189 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, pp. 162-163.

190 Ibid., p. 172.

191 Florovsky, Bible, Church, Tradition, p. 37.

192 Aghiorgoussis, in Salvation in Christ, p. 51.

193 Stavropoulos, Partakers of the Divine Nature, p. 32.

194 Ibid., pp. 37-38.

195 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 28. ,

196 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 56.

197 Stavropoulos, Partakers of the Divine Nature, p. 33 (курсив авт.).

198 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 180.

199 Ware, The Orthodox Way, pp. 141-143. Начало такому взгляду на христианскую жизнь положили Ориген, Евагрий (египетский монах, живший во второй половине IV в., и верный последователь учения Оригена), а также Максим Исповедник.

200 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 127.

201 Lossky, Orthodox Theology, p. 73 (курсив авт.).

202 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 10: The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers, tr. Raymond Miller et a! (Vaduz, Germany:

Buchervertriebsanstalt, 1987), p. 31.

203 Paul O'Callaghan, An Eastern Orthodox Response to Evangelical Claims (Minneapolis, Minn.: Light & Life Publishing Company, 1984), p. 24.

204 Zernov, Eastern Christendom, p. 235.

205 Bulgakov, The Orthodox Church, pp. 208-209.

206 Aghiorgoussis, in Salvation in Christ, pp. 48-49.

207 Florovsky, The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers, p. 30.

208 Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, p. 84.

209 Ware, The Orthodox Way, p. 179.

210 Ugolnik, The Illuminating Icon, p. 115.

211 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 143.

212 George Bebis, «The Saints of the Orthodox Church,» in A Companion to the Greek Orthodox Church, ed. Folios K. Litsas (New York: Greek Orthodox Diocese of North and South America, 1984), p. 86. Об этом же говорит и O'Callaghan в своей книге An Eastern Orthodox Response to Evangelical Claims, pp. 9-11.

213 Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, p. 144.

214 Bebis, in A Companion to the Greek Orthodox Church, p. 85.

215 Zernov, Eastern Christendom, p. 233.

216 Bulgakov, The Orthodox Church, p, 141.

217 Florovsky, Creation and Redemption, p. 205.

218 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 137.

219 Lossky, In the Image and Likeness of God, p. 199.

220 E.g. The Divine Liturgy of Saint John Chrysostom, pp. 4, 16.

221 Ibid., p. 23.

222 Ibid., p. 33.

223 Florovsky, Creation and Redemption, p. 184.

224 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 138. У эр в своей книге The Orthodox Way, p. 102, оспаривая учение Римско-католической Церкви о непорочном зачатии Марии, утверждает, что оно не столько ошибочное, сколько излишнее. Поскольку Православие не принимает августиновского понимания первородного греха как вины, унаследованной при зачатии, оно и не имеет нужды утверждать, что Мария была зачата непорочно.

225 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, pp. 140-141.

226 The Festal Menaion, p. 51.

227 Ibid., pp. 63-64.

228 Lossky, In the Image and Likeness of God, p. 208.

229 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, p. 76.

230 Ibid., p. 213.

231 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 139.

232 Florovsky, Creation and Redemption, p. 173.

233 Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy, p. 193.

234 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 138 (курсив авт.).

235 Питер Гиллквист (Peter Gillquist), который возглавлял группу американских евангельских христиан, перешедших в Православие в конце семидесятых, пишет: «В своей слишком острой реакции против Рима, Протестантизм серьезно пренебрег Марией. Православная же Церковь, с другой стороны, тщательно сохранила библейское предписание, называя ее "Блаженной", но при этом сохраняя Святую Троицу единственным объектом христианского поклонения» [Peter Gillquist, Making America Orthodox (Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1984), p. 13.]

236 Фактически, в православном богослужении вовлечены все пять чувств мирянина: не только зрение, слух и обоняние, но и вкус и осязание.

237 Ugolnik, The Illuminating Icon, p. 52.

238 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, p. 26.

239 Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy^ p. 98.

240 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 150.

241 Ibid., p. 168.

242 Ibid., pp. 51-52.

243 Ware, The Orthodox Church, pp. 41-42.

244 Ugolnik, The Illuminating Icon, p. 45.

245 Florovsky, Creation and Redemption, p. 210.

246 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 58.

247 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, pp. 31-32.

248 Ibid., p. 34.

249 Nicolas Zernov, The Russians and their Church (New York: The MacMillan Company, 1945), p. 107.

250 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, p. 36 (курсив авт.).

251 Ibid., pp. 43-44.

252 Ouspensky, Theology of the Icon, vol. 1, p. 219.

253 Ibid., p. 228.

254 Бебис (Bebis) (в A Companion to the Greek Orthodox Church, pp. 87-88) и Шмеман (в Introduction to Liturgical Theology, p. 144) также упоминают об этом, отстаивая ту же идею.

255 На разницу между подходами характеризуемыми «целесообразностью и полезностью» и «радостным созерцанием» мне указал в своем письме отец Иоанн Джиллионс (John Jillions), русский православный священник, в настоящее время занимающий должность директора Pan-Orthodox Institute в Кембридже (Англия).

256 То, что Бог действительно хочет, чтобы мы познавали Его, очевидно из многих библейских текстов. Так, например, пророк Иеремия, говоря о новом завете, провозглашает: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:34). Познание Бога является одной из главных тем Евангелия от Иоанна. Например, слова Иисуса в Его первосвященнической молитве: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Апостол Павел также говорит о познании Бога: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8).

257 В поддержку идеи, что Бог открывает Себя человеку посредством Своих энергий, православные богословы приводят 20 стих из первой главы послания апостола Павла к Римлянам («Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны»), и утверждают, что под «невидимым» подразумеваются энергии Бога.

258 Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church, p. 28.

259 В третьей и четвертой главах моей следующей книги «Ради нас и нашего спасения» предлагается обсуждение богословской терминологии Кирилла, и каким образом он ее использовал.

260 Zizioulas, Being as Communion, pp. 101-102 (курсив авт.).

261 Florovsky, The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers, p. 30.

262 Ware, The Orthodox Way, p. 179.

263 Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy, pp. 300-301.

264 Georges Florovsky, Collected Works, vol. 4, Aspects of Church History (Belmont, Mass.: Nordland Publishing Company, 1975), pp. 188-189.

265 Schmemann, Introduction to Liturgical Theology·, p. 144.

266 Ouspensky and Lossky, The Meaning of Icons, p. 88.

267 George Fedotov, The Russian Religious Mind, vol. 2, The Middle Ages, The Thirteenth to the Fifteenth Centuries (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966), pp. 355-356.

268 Ibid., pp. 356-357.

269 Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, p. 144.

270 Bulgakov, The Orthodox Church, p. 142.

271 George Fedotov, The Russian Religious Mind, vol. 1, Kievan Christianity, The Tenth to the Thirteenth Centuries (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946), p. 361.

272 Fedotov, Kievan Christianity, p. 362.

273 Комментарий Алфеева имел место во время дискуссии после его лекции The Russian Orthodox Church's Interaction with the World Council of Churches, прочитанной 3 марта 1999 г.

274 Кураев, Андрей, Все ли равно как верить: сборник статей по сравнительному богословию (Клин: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994), стр. 169-170.

275 Ibid.

276 Ibid., стр. 172-173.

277 См. «Приложение» относительно организационной структуры Вселенского Православия.

278 Schmemann, Church, World, Mission, p. 98.

279 Fedotov, Kievan Christianity, p. 405.

280 Meyendorff, The Orthodox Church, p. 90. Ниже в этой главе мы увидим, что падение Константинополя в возникновении русского национализма имело особое значение.

281 Из лекции Алфеева The Russian Orthodox Church's Interaction with the World Council of Churches, прочитанной в Кембридже 3 марта 1999 г.

282 Lossky, In the Image and Likeness of God, p. 184.

283 Meyendorff, The Orthodox Church, p. 90.

284Alexander Schmemann, «The Idea of Primacy in Orthodox Ecclesiology,» in The Primacy of Peter (Leighton Buzzard, England: The Faith Press, 1963), p. 54.

285 Zernov, Eastern Christendom, pp. 173-174.

286 Meyendorff, Catholicity and the Church, p. 139.

287 Ibid., p. 140.

288 O'Callaghan, An Eastern Orthodox Response to Evangelical Claims, p. 34.

289 Zernov, Eastern Christendom, p. 112.

290 Цитировано в Zernov, Eastern Christendom, p. 140.

291 Иногда от некоторых русских я слышал, что нашу планету окружает особого вида духовная сила, и что эта сила наиболее интенсивно проявляет себя над Москвой. Подобные истории можно рассматривать как еще одно свидетельство о существовании среди православных убеждения, что Москва является стержнем православного христианского мира.

292 Ugolnik, The Illuminating Icon, p. 52.

293 Schmemann, Church, World, Mission, pp. 91-92 (курсив авт.).

294 Ware, The Orthodox Church, pp. 13-15.

295 Ibid., pp. 299-300.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.