Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Савченко П. Сравнительное богословие

Оглавление

Лекция 6
Реформатская церковь


Понятие "Реформатская церковь" определяет те религиозные группы, которые в раннем развитии протестантизма приняли богословские взгляды Ульриха Цвингли и Джона Кальвина.
С самого начала Реформация была не одной "церковью", а группой родственных религиозных течений, объединенных в одно могучее движение под влиянием виттенбергского реформатора М.Лютера.
Первоначально название "Реформатская церковь" употреблялось приминительно к церквам, объединенным против католицизма. Но различия в некоторых догматических истинах отделили реформатскую церковь от лютеранской. Это произошло в 1529 году.
Ульрих Цвингли и его место в Реформации
Реформаторское движение в Швейцарии началось с деятельности Ульриха Цвингли, который, будучи священником католической церкви, выступил против индульгенций, поклонения святым и т.п.
В одном из храмов г. Цюриха почти пятьсот лет тому назад на понятном языке, лишенном всяких риторических прикрас, начало проповедоваться чистое евангельское учение. Проповедовал молодой Цвингли. Люди, давно переставшие ходить в церковь и пришедшие послушать нового проповедника из любопытства, воспринимали его слова как откровение.
"Вот настоящий проповедник истины. Он скажет, в каком положении дело. Это новый Моисей, который выведет народ из египетского мрака" (ц.2).
И если считать началом новой эпохи в истории церкви на Западе первую проповедь о том, что спасение дается по вере в искупительный подвиг Христа, то окажется, что первым реформатором следует считать Цвингли. То, что Лютер впервые провозгласил в 1517 году в своих знаменитых тезисах, прибитых к воротам Виттенбергской церкви, У. Цвингли проповедовал еще в 1516 году.
22 августа 1522 года под заглавием "Начало и конец" Цвингли в 69 тезисах ответил на обвинение епископа. Затем, получив "вразумительное" письмо от папы, Цвингли решил выступить в диспуте и приготовил программу реформы, состоявшую из 67 тезисов.
Вот некоторые из них:
1) Ошибаются и богохульствуют те, кто не придает никакого значения Евангелию.
3) Иисус Христос - Единственный Путеводитель ко спасению, посему кто ищет и указывает другую дверь, тот убийца душ и вор.
7) Христос - Глава всех верующих, которые суть Его члены и без Него, как без Главы, мертвы и бесплодны. Эти-то члены и составляют Церковь как общину святых, Невесту Христову.
17) Христос - Единственный и вечный Первосвященник; поэтому те, кто выдает себя за таковых, посягают на честь и славу Христову.
19) Христос - Единственный Посредник между людьми и Богом.
50) Бог один прощает грехи и только ради Иисуса Христа, Своего Сына.
52) Священник, исповедующий грешника, не может отпустить ему грехов, а только дать совет.
56) Тот, кто разрешает от грехов за деньги, есть настоящий апостол дьявола.
57) Священное Писание не знает ничего о чистилище после смерти.
Тезисы Цвингли представляют собой один из замечетельнейших памятников Реформации. Если Лютер в начале своей деятельности не имел определенной программы, а его 95 тезисов касаются практически только одного пункта церковного учения - отпущения грехов, то у Цвингли мы находим полную программу устройства Церкви.
Объявив войну злоупотреблениям папства, признавая единственным Главою Церкви Христа, а единственным авторитетом - Слово Божие - Библию, Цвингли отверг не только папство, но и всю римско-католическую систему церковно-светского управления.
Уже с 1523 года Цюрих и Базель стали местом новых религиозных устройств. Особенностью церковного устройства являлось синодальное управление, которое ввел в жизнь Цвингли - первый среди реформаторов. Это были периодические (весной и осенью) собрания духовенства (пасторы, старейшины, диаконы), на которые допускались также представители от церквей. На них обсуждались различные вопросы церковного устройства. Депутаты церквей имели право жаловаться синоду на учение и жизнь пасторов и вместе обсуждать встречающиеся затруднения. Синоды представляли самое замечательное из церковных учреждений реформатора. Все духовные требы стали совершаться для народа безвозмездно. Непонятный латинский язык богослужений был заменен немецким. Духовенству разрешено было вступать в брак, и в 1523 году произошло первое бракосочетание священника.
В 1524 году Цвингли издал указ об отмене мессы и изображений. Богослужения упростились и стали состоять из проповеди Евангелия и пения псалмов.
Особое внимание реформатора было обращено на устройство высшего учебного заведения, которое могло бы обеспечить церковь образованными проповедниками и учителями. Цвингли никогда не отделял науки от религии. По его мнению, разум нисколько не исключает искренней веры, а истинное знание - одно из действующих средств для облагораживания человека. Богословие и наука - такова была программа Каролинума - академии, учрежденной Цвингли в 1525 году.
Другим могущественным средством для религиозного развития масс являлся перевод Библии на понятный немецкий язык. Начатый в 1524 году, он был закончен к 1529 году. Успех перевода был огромен. Одно издание следовало за другим. Библия стала настольной книгой каждого верующего. "Единственное, что укрепляет христианство и церковь, - это понимание Священного Писания" - говорил Цвингли, - "единственное, что подрывает их, - это непонимание Библии", (ц.2).
Провозглашенный У. Цвингли принцип полного отделения церкви от государства остается и поныне. Учение Цвингли распространилось по всей Швейцарии, особенно в районах, где население говорило по-немецки: Базель, Берн, Цюрих. После трагической кончины Цвингли во время военных действий в 1531 году руководство перешло к его преемнику Генриху Булингеру.
Несмотря на то, что Цвингли был первым основателем Реформатской церкви, развитие ее неразрывно связано с именем другого реформатора - Джона Кальвина.
Джон Кальвин и его богословие
Француз по национальности, получивший прекрасное образование в Парижском университете, Джон Кальвин стал основоположником Реформатской церкви. Еще в студенческие годы, обратив на себя внимание последовательностью теологической мысли, Джон Кальвин развил богословие Лютера, но с некоторыми уточнениями и дополнениями. В то время как Лютер и его последователи практиковали церковные градации и церемонии, которые по их мнению, не противостояли Божьему установлению, Кальвин не применял их в церковной практике. Черпая свое христианское учение из Библии, он стал первым библейским богословом.
"Наставление в христианской религии" - богословское кредо реформаторов
Сущность доктрин Кальвина можно увидеть в его книге, ставшей сочинением всей его жизни и основой для жизни и практики реформатских церквей впоследствии - "Наставление в христианской религии".
После первого издания на латинском языке в 1536 году, а позднее на французском, труд постепенно дополнялся и, к своему последнему изданию при жизни автора в 1564 году, стал итоговым протестантским документом, состоящим из 4-х книг и 80 глав. Переведенный на многие языки, он сыграл большую роль в распространении кальвинизма. Кальвин назвал свое "Наставление" суммарностью принципов христианской религии.
Это произведение раскрывает богословскую сущность:
- десяти заповедей;
- вероисповедания;
- молитвы Господней;
- таинств крещения и Евхаристии;
рассматривает вопросы христианской жизни.
Источники богословия Кальвина
Главным источником кальвинистской богословской системы была Библия. Кальвин читал и хорошо знал Библию.
Пожалуй, никакой другой реформатор не придавал такого большого значения Ветхому Завету, как Кальвин. Он рассматривал Ветхий Завет как обетование Нового Завета во Христе.
Первоначально Кальвин был в полном согласии с Лютером в вопросах фундаментальных доктрин первородного греха, полной испорченности человека, оправдания по вере во Христа. Результатом этого согласия кальвинистов и лютеран было подписанное в 1530 году "Аугсбургское соглашение или исповедание веры". Тем не менее, по мере развития своей системы, Кальвин постепенно расходился с Лютером в вопросах о причастии, предопределении, церкви и таинствах.
Основные догматические утверждения Д.Кальвина
Как уже было сказано, лютеране вполне согласились с реформатской церковью в учении о Боге, о Христе, о Духе Святом, о первородном грехе, о благодати. Поэтому мы рассмотрим только те доктрины Кальвина, которые значительным образом отличают реформатскую церковь от лютеранской. Кальвин развивал свою систему на следующих фундаментальных истинах:
- Знание Бога Творца;
- Знание Бога Искупителя мира во Христе;
- Путь получения благодати Христовой;
- Внешние проявления и действия.
Основными доктринами Кальвина являются:
Суверенитет (независимость) Бога
"Наставление" начинается словами: "Мудрость, которую мы имеем, разделяется на две части: знание Бога и себя самого" (ц.1).
"Когда человек смотрит на Бога через Писание, он познает могущество и независимость Божию. Когда он смотрит на себя через Писание, он находит свою полную ничтожность. Библия проливает свет на понятие "человек", его положение в истории, его падение, - когда образ Божий в человеке не погас полностью, но все же искажен до неузнаваемости".
Под полным несовершенством и ничтожеством Кальвин понимал невозможность человека подняться до правильных отношений с Богом, исходя только из человеческих усилий. Кальвин подчеркивал, что человеческая воля связана с грехом. По словам Кальвина, она не разрушена, но человек не может сам по себе желать веры: "Свободной воли недостаточно, чтобы сделать человека способным к добрым делам до тех пор, пока ему не придет на помощь благодать" (ц.1).
Мысль реформатора состоит в том, что Бог дает оправдание человеку, а человек не может оправдаться сам. Через оправдание Христом грешник принимается Богом, несмотря на то, что он грешник.
Вера во Христа и оправдание
Человек в своем духовном состоянии нуждается в спасающем контакте с Богом. "Вера является результатом действия Духа Святого". И вот эта вера, получаемая человеком как дар Святого Духа, соединяет его со Христом.
"Мы практически получаем двойную благодать: примирившись с Богом через Христа, мы имеем на небесах вместо судьи доброго Отца и, освященные Христовым Духом, мы можем жить непорочной и святой жизнью" (ц.1).
Первый из даров Кальвин назвал оправданием с получением праведности, второй - возрождением и освящением. Доктрина оправдания для Кальвина - "главная истина всех религиозных истин". "Мы не соделаны праведными, а просто одеты в праведность Христа. Бог смотрит на нас через Христа, или просто, видя Христову праведность, превращает суд в оправдание". Однако оправдание не является простым однозначным актом. Господь не только оправдывает грешника, но также очищает от вновь сделанных гехов.
Предопределение
Понятие "предопределение" является краеугольным камнем в богословской системе Кальвина. Само по себе это понятие не ново; еще Августин пытался систематизировать его. Однако Кальвин развил, обосновал и утвердил в церковной практике понятие, которое отличает реформаторов от всех других протестантских церквей.
Доктрина Кальвина о предопределении к избранию или отвержению является результатом его логического и догматического размышления. Утвердив абсолютный авторитет Бога и полную человеческую несостоятельность сделать что-либо для своего спасения, Кальвин говорил: "Предопределение - это вечное Божие постановление в желании помочь человеку. Но не все сотворены в равных условиях - вечная жизнь определена для одних, вечное проклятие для других" (ц.1).
По учению реформаторов, люди, предопределенные к вечному блаженству, получают необходимую благодать, которая ведет их ко спасению; предопределенные же к вечной погибели лишены Святого Духа, и поэтому они не принимают Слово Божие и не поддаются Его влиянию.
По учению Кальвина, человек не может знать, принадлежит ли он к числу избранных или отверженных, и поэтому должен ревностно заботиться о том, чтобы по своему поведению оказаться достойным.
По словам Кальвина, дьявол бессилен против благодати Божией; он может мучить избранного, но не может победить его. Отсюда, кто однажды был записан в Книгу Жизни, тот не может быть вычеркнут из нее. Кто получит Божию благодать, тот никогда не утратит ее.
Догмат о предопределении, который реформатор отстаивал с особой энергией, не только не подрывал проповедуемую им строгую нравственную дисциплину, но содействовал укреплению душ, закаляя их особым энтузиазмом.
Никто из верующих не сомневался в своем избрании и спасении, и каждый старался быть достойным его.
Но уже в 1580-90 гг. нидерландский богослов Яков Арминий высказался категорически против кальвинистского "предопределения". Он учил, что в вопросе спасения души главенствующая роль принадлежит свободной воле человека.
С тех пор и по настоящее время вопросы свободной воли, благодати и предопределения являются предметом непрекращающихся богословских дебатов, полемики и пререканий. Сторонники Кальвина называются кальвинистами; придерживающиеся взглядов Арминия - арминианами.
Кальвинистское "предопределение" утвердилось не только в реформатской церкви. Этот догмат является основной чертой вероучения пресвитериан, конгрегационалистов, англикан и некоторых баптистских групп.
Например, Южная Баптистская Конвенция США, - крупнейшее баптистское объединение в мире, насчитывающее около 12 млн. членов, - сохраняет в своем вероучении догмат кальвинистского "предопределения". Эта конвенция придерживается такого мнения, что однажды спасенный, записанный в Книгу Жизни, не может отпасть, ибо Христос сказал: "Никто не похитит их из руки Моей" - Иоан. 10,28.
Наше евангельско-баптистское братство с самого начала в вопросе предопределения имело отличную от Кальвина точку зрения (см.лекцию Сравнительное богословие, № 1).
Безусловно, мы верим в суверенитет Бога, в Его всемогущество, всеведение. Мы исповедуем могущество благодати Божией во Христе и Его право "открывать и закрывать" - Откр.3,7. Но вместе с тем, на основании Слова Божия мы не можем принять догмат о предопределении к погибели, ибо Библия учит: "Бог не желает смерти грешника", но "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". Сущность Бога состоит в том, что Он "любит миловать и прощать", и что "рука Его не сократилась, чтобы спасать". Бог совершенно знает конечные результаты действия благодати. Он знает реакцию людей на благую весть спасения - что одни примут, а другие отвергнут, но и тем и другим дано одинаковое право, разные возможности, ибо любовь Божия объемлет всех. "Даже самый последний грешник, заметив вдали открытую дверь, может, подойдя к ней, прочитать надпись: "Всякий, вошедший в нее, спасется". А войдя внутрь он увидит другую надпись, не менее значительную: "Ты здесь по предвидению Бога. Всех, вошедших сюда, Бог предопределил быть подобным образу Сына Своего". Так говорил Ч.Сперджен. (ц.З).
Божие предопределение связано с предузнанием - Рим.8,29. Всем людям даны равные шансы на спасение, но многие по жестокосердию своему отвергают дар Божий и не потому, что Господь определил их на погибель, а потому, что они "более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы". И тем не менее Господь в Своей любви оставляет человеку право выбора и решения. Избери ныне добро или зло, жизнь или смерть - Вт.30,15.19.
Вопрос о свободной воле довольно обширный, но остается бесспорным и тот факт, что у человека имеется свободная воля, ибо Бог соделал людей не бездушными роботами, а царственно свободными наследниками творческого естества Божия. Еще в Едемском саду Бог поставил человека перед выбором добра и зла, но человек сам по собственному желанию и обольщению пошел по пути, предложенному дьяволом, и впал в грех. И хотя человек многое утратил в результате своего грехопадения, его воля тем не менее остается действенной. Ему принадлежит избрать для себя вечную погибель или сказать: "Встану, пойду к Отцу моему!". Господь стучится в сердце, зовет ко спасению, но только сам человек имеет власть и право сказать "да" или "нет".
Учение о церкви
Джон Кальвин называл церковь "Обществом избранных святых", "Матерью" и говорил, что она является Божественным учреждением. "Мы можем прийти к жизни не иначе, как, если церковь будет производить нас в своих недрах, питать, содержать нас под своей защитой и охраной, пока мы не освободимся от этого смертного тела и не сделаемся подобными ангелам" (ц.4). По учению Кальвина, нет спасения вне церкви: "Вне дверей церкви никто не может надеяться на прощение грехов или спасение", и разрыв с церковью равносилен отречению от Бога и Христа. В церкви должна господствовать величайшая чистота нравов. Церковь одновременно видима и невидима.
Ее видимая часть - христианская община. Невидимая церковь представляет собой общение со святыми в теле Христа. Но это не означает существование двух церквей.
"Церковь имеет своей целью заботу о спасении своих членов; она имеет не только право, но и обязанность наблюдать за ними как в общественной, так и в частной жизни и строго наказывать всех непокорных, причем важнейшим средством наказания должно служить отлучение" (ц.9).
Отлучение практиковалось за малейшую провинность, порой даже за непонимание той или иной истины, не говоря уже о собственном мнении на какой-то предмет христианской веры. И эта нетерпимость противоречила взглядам У.Цвингли.
Таинства
Кальвин и реформатская церковь признают только два таинства: Евхаристию и Крещение. Рассмотрим их.
Евхаристия
Существенным у Кальвина является то положение, что телу Христа присуща животворящая сила. В плоть Спасителя, вследствие того, что ею совершено избавление, навечно вложены искупительные силы. Посему, учит Кальвин, в Евхаристии верующим сообщается эта животворящая сила через Святого Духа.
Кальвин допускал лишь духовное соединение верующего человека со Спасителем, источником всех благ, а на хлеб и вино он смотрел как на символ этого соединения. В отношении Евхаристии Кальвин говорил: "Если кто спросит нас, является ли хлеб Телом Христа, а вино - Его Кровью, мы должны ответить, что хлеб и вино являются видимыми знаками, которые представляют нам Тело и Кровь; они являются инструментами, благодаря которым наш Господь Иисус Христос разделяет с нами общение".
И в вопросе Евхаристии наблюдается тенденция разделения людей на спасенных и отверженных, на носителей благодати и не имеющих ее. Только избранные могут соединиться со Христом в заповеди Его, другим же этого не дано.
Крещение
"Крещение, - говорил Кальвин, - утверждает в нас те факты, что мы очищены и омыты Спасителем, с вытекающими отсюда: праведностью, освящением и жизнью вечной" (ц.1).
Реформаты крестят людей независимо от возраста, но крещение младенцев преобладает. Формула крещения не отличается от используемой в наших церквах. Так же, как и в лютеранстве, значение духовных родителей чрезвычайно велико. На них возлагается ответственность перед Богом и церковью за воспитание подростков в страхе Божием и приготовление их к конфирмации.
Церковное устройство и управление
Разделяя с Лютером непримиримость по отношению к папе и папству, Кальвин в своем учении и непризнании форм католического богослужения идет значительно дальше немецкого реформатора. Все, что только могло напоминать старое (иконы, образа, мощи святых) было удалено из реформатской церкви с беспощадной строгостью. Были отменены все праздники, сохранился лишь один церковный праздник - воскресный день. Кальвин требовал упразднения музыки в храмах. "Христианская религия, - говорил он, - это религия духа и не нуждается ни в каких внешних формах" (ц.1). Церкви перестали украшать, до предела было упрощено богослужение, которое свелось к проповеди, молитве и чтению Писаний на данный день. Повсеместно в воскресный день совершаются хлебопреломления. Церковная власть принадлежит самой церкви, то есть всем членам, из которых она состоит. Каждая община пользуется самоуправлением в делах веры. Основывая свой взгляд на Библии и на практике ранней церкви, Кальвин утверждал, что "существуют четыре звания, основанные Господом для управления Своею Церковью: это пасторы, проповедующие Слово и исполняющие таинства; учителя, которым принадлежит обязанность учить и воспитывать церковь; старейшины, которые занимаются нравственным воспитанием членов церкви, и дьяконы, в обязанности которых входит забота о больных и бедных.
В настоящее время в реформаторской церкви наиболее распространен синодально-пресвитерианский принцип управления. Органы, осуществляющие руководство церквами, имеют двойное представительство: пасторов и мирян. Церкви избирают старейшин (12 чел.) и пастора, но последнего, в свою очередь, рекомендует синод (собрание пасторов). Каждый пастор проходит испытания в синоде по вопросам праведности, умения проповедовать, безупречности поведения. Старейшины обязываются наблюдать за жизнью каждого члена общины: посещает ли он проповеди, участвует ли в причастии, ведет ли нравственную жизнь, хорошо ли воспитывает детей.
Надо отметить, что и поныне это служение старейшин в реформатских церквах носит исключительный характер. Большое внимание уделяется проблемам семейного воспитания, вследствие чего реформатские церкви стоят очень высоко в нравственном отношении.
Испытанный синодом и предложенный церкви пастор может быть принятым или отвергнутым советом старейшин общины. В случае принятия, совет оповещает церковь, и, при ее подтверждении избрания, на кандидата по апостольскому обычаю возлагают руки, затем он входит в свое служение. Старейшины и пастор организуют Пресвитериум, который избирает дьяконов церкви. Старейшины из различных церквей и пасторы организуют консисторию. Пасторы консисторий образуют синод (обычно по географическому признаку) и осуществляют законодательную власть, предлагают новых пасторов церквам. Старейшины, избранные консисториями, составляют сессию. Представительство синодов и сессий на Генеральной Ассамблее или Конвенте избирает примас (суперинтенданта или епископа), который осуществляет верховную власть. Управлением делами по восходящей линии занимаются пресвитериумы, консистории, Генеральные Ассамблеи.
Кальвин и гражданские вопросы
Деятельность Кальвина не ограничивалась, однако, реформами церковного устройства. Одновременно он работал и над проектом гражданских установлений.
"Человек по природе склонен к злу и возмущению, и над ним посему должна тяготеть сдерживающая узда. Власть, истинно угодная Богу, непременно строга - ей должны быть чужды чувства сострадания, милосердия и другие человеческие слабости". По мнению Кальвина, осуждение невинного представляет гораздо меньшее зло, чем безнаказанность виновного.
Результаты таких представлений были поразительными. Город и горожане точно преобразились. Шумная жизнь богатого города притихла и сменилась мрачной серьезностью. Склонность к роскоши исчезла, и ее сменила умеренность и скромность. Кальвин вносил свою регламентацию в малейшие детали быта, определяя цвет и фасон одежды, добротность ткани и т.д.
Кальвин запретил все трактирные заведения. Женева стала настоящей духовной монархией. Даже городской совет, открывавшийся молитвой и проповедью, более походил на церковное, чем на государственное учреждение.
Неутомимый в работе, Кальвин требовал того же от других. Никто не имел права бездействовать.
Религия и страх Божий - вот те основы, на которых должна быть построена жизнь общества. Все, что противоречило этому, было достойно осуждения.
Тем не менее, созданная Кальвином "теократическая система управления" не имела долголетия. Сразу после смерти реформатора она была реорганизована. Еще раз подтвердилась истина, что чрезвычайностью запретов и ограничений, строгостью дисциплины можно иметь успех лишь на короткое время. Не имея внутреннего утверждения, жители Женевы после смерти Кальвина "освобождались" нравственно и религиозно.
В настоящее время реформатские церкви в основном лояльны по отношению к государству.
Современные объединения реформатских церквей
В конце 16-го века реформатство вышло за границы Швейцарии и распространилось в Нидерландах, Шотландии. Оно покорило Англию, хотя впоследствии доминировать стала Англиканская церковь, являющаяся соединением католицизма и лютеранства с примесью кальвинизма. Из лютеранства было заимствовано учение об оправдании по вере и учение о таинствах, учение о предопределении взято у кальвинистов.
В Восточной Европе реформатское влияние распространилось на Чехословакию, Венгрию, частично на Скандинавские страны. В нашей стране реформатские церкви имеются в Закарпатье.
Но не везде реформатство нашло распространение. Во Франции, например, велась борьба против сторонников нового учения, которых называли здесь гугенотами. Католическая церковь не уступала свои позиции. Но несмотря на это, реформатские гугенотские церкви основались и на территории Франции.
В настоящее время реформатские церкви объединены во Всемирный союз реформатских и пресвитерианских церквей. Имеется свой печатный орган - журнал "Реформатский и пресвитерианский мир", издаваемый в Женеве.
В состав Всемирного союза реформаторов входят: Пресвитерианская церковь Канады, Реформатские пресвитерианские церкви, Пресвитерианская церковь США, Реформатская церковь Америки, Федерация Протестантских церквей Швейцарии, церковь Шотландии, Реформатский Союз Латинской Америки и т.д. Всего более 40 объединений. В мире насчитывается около 50 миллионов реформатов.
С самого начала своего существования в реформатской церкви был пламенный дух благовестия, и в настоящее время он очень высок. Благовестники трудятся во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки, где, выполняя гражданскую работу, созидают церкви.
Реформатская церковь активно вовлечена в миротворческое движение. Она является инициатором проведения различных конференций и симпозиумов за мир. Представители реформатских церквей участвовали во Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", проводившейся в Москве в 1982 году. Генеральный секретарь Реформатской церкви США А.Брауэр выступил с докладом "Гонка смерти".
Библиография
1. Христианская институция. Д.Кальвин.
2. "Ульрих Цвингли". Б.Д.Порозовский.
3. "Церковная история 1500-1800 гг.". Алаи Томсон.
4. "Д.Кальвин, его жизнь и реформатская деятельность" Б.А.Порозовский, 1899 г., С.-Петербург.
5. "Реформация - Кальвинизм". Конин.
6. "Реформация 16-го века". Обзорный альманах.
7. "Реформатский и Пресвитерианский мир". Журнал.
8. Б. Советская Энциклопедия, т.20-27.
9. История христианской Церкви. Робертсон и Герцог.
Контрольные вопросы
1. История возникновения и развития реформатской церкви. У.Цвингли, его эпоха и деятельность. Связь с лютеранством.
2. Джон Кальвин и его богословие.
3. Главный труд Д.Кальвина - "Наставление в христианской религии" и основные догматы реформатской церкви (содержание, о Боге, о вере и оправдании).
4. Кальвинистское "предопределение", его учение о церкви и таинствах.
5. Церковное устройство и управление.
6. Кальвин и гражданские вопросы.


Обратно в раздел сравнительное богословие

Notice: Undefined property: tags::$new_tag_names in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 40

Notice: Undefined variable: class in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 46
Список тегов:
арминий богослов 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.