Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Савченко П. Сравнительное богословие

Оглавление

Лекция 1
Сравнительное богословие
Введение

Большие исторические церкви - православная, католическая, а позже (с 16 века) протестантские - внесли в христианское богословие некоторые отличия в понимание отдельных истин Евангелия и церковного устройства. Эти различия вероисповеданий изучаются в специальной богословской дисциплине "Сравнительное богословие".
Этот курс ставит своей целью дать краткое освещение основ вероучения церквей и имеющихся между ними различий. При этом также даются краткие исторические сведения о возникновении движений и церквей. В качестве предмета изучения были использованы краткие вероучения: исповедания (изложения) веры, катехизисы, конституции, а также отдельные богословские труды, разъясняющие сущность вероисповеданий церквей.
Необходимость изучения сравнительного богословия обусловлена наличием в христианском мире различных церквей и течений, имеющих свои исторически возникшие вероучения, которые в большинстве своем неизвестны служителям церкви ЕХБ. Некоторые догматические понятия церквей и вероучительные различия отрывочно даются в других богословских дисциплинах Библейского института (например, "Истории христианской церкви"). Однако отсутствие систематизированного изложения основ вероучений и вероисповедных различий церквей и течений затрудняет, а в большинстве случаев лишает служителя церкви возможности правильно ориентироваться в своей духовной работе с последователями других церквей. В лекциях дается краткое освещение учений основных церквей: православной, католической и протестантских, включая лютеранскую, методистскую, реформатскую, адвентистскую и др., имеющихся в нашей стране.
В приложении к курсу дается обзорная лекция нехристианских религий: ислама, буддизма, конфуцианства и др.
Во вводной лекции приведены краткие понятия о богословии вообще, а также основные вехи его развития, необходимые для понимания последующего лекционного материала.
Понятие и задачи курса
Сравнительное богословие (Сравнительное учение церквей) - богословская дисциплина, излагающая учения и вероисповедные различия христианских церквей и течений.
Предметом сравнительного богословия является сравнительная догматика церквей, учение о христианском богослужении, церковном устройстве и управлении. Поэтому к сравнительному богословию тесно примыкает догматика, общая история христианской церкви, история отдельных церквей и др.
Сравнительное богословие имеет своей целью показать имеющиеся отличия вероучений церквей от учения данной церкви (в нашем курсе - церкви евангельских христиан-баптистов), а также указать на возможные средства их примирения.
Сравнительное богословие, излагаемое в исторических церквях, состоит из трех составных частей или трех форм (сравнительной, обличительной, примирительной), каждая из которых выражает определенную цель.
Первая. Сравнительное учение (различия) христианских церквей и течений излагается только положительно, без каких-либо критических замечаний, как оно изложено в вероучениях.
Вторая. Рассматриваются и опровергаются (обличаются) расхождения с другими вероисповеданиями и данной церкви на основании Священного Писания. Например, православная церковь опровергает католическое учение о непогрешимости папы, телесном вознесении девы Марии (богородицы) на небо и др.
Третья. Ставится цель - указать средства, устраняющие или примиряющие разногласия церквей с учением данной церкви, насколько это соответствует истине Слова Божия и таким образом достичь христианского единства взглядов. (Например, соглашение о единстве евангельских христиан и баптистов). В данных лекциях излагается Сравнительное богословие в первой его форме.
Сравнительное богословие, устанавливая, с одной стороны, вероучительные расхождения, а с другой - области согласия, оказывает служителю церкви помощь в понимании того или иного христианского течения с точки зрения Евангелия и тем самым содействует сохранению чистоты евангельского учения. Вместе с тем, сравнительное богословие должно служить великой и прекрасной цели - достижению христианского взаимопонимания, единства во Христе. При этом евангельские христиане-баптисты должны хорошо помнить старый протестантский принцип: "Высоко ценя то, что нас соединяет с другими вероисповеданиями, не считать никогда маловажным то, что нас с ними разделяет". Более того, служитель церкви должен хорошо уметь различать учения и дела, а также и дух последователей Его. Ангел Ефесской церкви противостал заблуждению николаитов и получил похвалу от Христа (Откр.2,6). Евангелие устами Христа учит распознавать учения и проявления духа не по названию церквей и течений, а по их плодам. "По плодам узнаете их..." (Матф.7,15-20). "Испытывайте духов, от Бога ли они..." (1 Иоан.4,1-3).
В то же время Евангелие учит различать учение и дух не только других последователей Христа, но проверять и свой дух в соответствии с волей Божией. "Не знаете, какого вы духа", - сказал Христос ученикам (Лук.9,55-56). "Самих себя исследывайте" (2 Кор.13,5). На огромном дереве христианства имеются и бесплодные ветви, которые "Он отсекает" (Иоан. 15,2-6). В историческом прошлом были периоды, когда господствующие церкви на основе выводов сравнительного богословия требовали возвращения "инаковерующих" в свое лоно. Они часто прибегали к крайностям и "отсекали" здоровые ветви (казнь Яна Гуса, Савонаролы и др.). Это лишний раз подтверждает истину Евангелия, что нет непогрешимых церквей и их служителей (Откр.2 и 3 гл.). Поэтому протестантская реформация провозгласила необходимость постоянного исправления по Слову Божьему как церквей, так и их служителей. Это не умаление их авторитета, а подчинение всех высшему авторитету - авторитету Иисуса Христа, авторитету истины Священного Писания.
В заключение скажем, что "Сравнительное богословие" необходимо в дальнейшем развивать и, прежде всего, его примирительную сторону - богословие единства во Христе.
Христианству наших дней необходимо дать больше простора любви Божией, установлению между христианами истинно братских отношений с глубокой духовной этикой, пример которой показан Христом (Иоан. 13 гл., Рим. 15,7). "Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия", и "Истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос" (Еф.4,13.15-16).
Общие понятия о богословии
Что такое богословие?
Богословие - теология (Theos-Бог + logos-учить) - учение, наука о Боге, совокупность богословских дисциплин, излагающих в систематическом порядке на основании Священного Писания основоположения христианской религии (догматика, пастырское, нравственное богословие и др.).
Средневековый богослов Фома Аквинский (1225-1274) назвал богословие святой наукой, указывая тем самым на его особую роль в жизни христианской Церкви. Само слово "теология" заимствовано христианами у древних греков. Теологами греческие писатели в дохристианский период называли древних поэтов - Гомера, Гезиоди, Орфея, слагавших поэмы о языческих богах и составлявших образцы молитвенных гимнов.
С появлением и распространением христианства слово "теология" (богословие) стало обозначать христианское учение (Климент Александрийский, Иустин Философ). Но не во все времена оно употреблялось в одинаково широком значении. Слово "теология" у древних учителей церкви имело несколько различных смыслов, определявшихся этимологией и предметом его.
В этимологическом отношении оно означало:
- Слово о Боге;
- Слово от Бога или Божие Слово. Поэтому богословием называли все Священное Писание, Ветхий Завет именовали ветхим богословием, а Новый Завет - новым богословием (Ареопагит Дионисий).
- Слово к Богу или для Бога, и особенно признание и исповедание лиц Святой Троицы.
Таким образом, богословие в этом смысле есть Слово Божие для прославления Бога.
В предметном смысле богословие означало: "Учение не только о Боге и Его свойствах, но и обо всех вещах, относящихся к богопочитанию, в частности, о Троице и особо о Божественности Иисуса Христа". С 12 века богословием называлось учение собственно о Боге, что соответствовало христианской догматике, а учение о Боге и обо всем, относящемся к Богу, - науке о христианской религии. Первый, кто употребил в этом значении слово "богословие", был схоластический богослов Петр Абеляр (1079-1142).
В настоящее время богословием называется весь состав богословских дисциплин христианской религии.
У древних учителей и писателей христианской церкви в обиходе было звание "богослов", которым они называли всех писателей Ветхого и Нового Заветов, в частности, пророков и апостолов. Название "богослов" прилагали к тем, кто исследовал, развивал, излагал и защищал учение о Сыне Божием. Так, евангелист Иоанн за учение о Логосе - Боге - Слове назван богословом, а Григорий Назианзин из всех церковных учителей назван богословом за учение о Троице в защиту божественности Иисуса Христа и Его искупления.
Величайшим общепризнанным богословом всех времен и народов был апостол Павел, которому Христом доверено нести Евангелие язычникам (Еф.3,7-9).
В современном понимании богослов (теолог) - это служитель Божий, занимающийся богословием (теологией), имеющий особое откровение (Ефес.3,2-3), знания, способности учить (2 Кор.3,5-6) и власть, данную Богом для домостроительства Христовой Церкви: "... для созидания Тела Христова" (Еф.4,11-12).
Необходимость богословия
Для спасения души человека достаточно живой веры в Распятого и Воскресшего Христа. "Верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную" (Иоан.3,36). Вера евангельских христиан-баптистов имела своим началом не богословскую систему, но живую проповедь о любви Божией в духе первохристианства. Однако, для служителя евангельской церкви необходимо знание христианского богословия ввиду разнообразия вопросов, которые ставит перед ним жизнь и его служение.
Богословие расширяет духовный горизонт служителя и помогает ему лучше понять Библию, успешно разрешать вопросы духовной жизни, используя опыт служения христиан в современном мире.
О божественном откровении как источнике богословия
Богословие различает два вида откровения: естественное (откровение Бога в природе) и сверхъестественное (откровение Бога в Писании).
Авторство Священного Писания принадлежит Святому Духу, т.е. Слово Божие не является результатом богословской работы. Оно не плод пытливого ума человека. Человек своим разумом не мог открыть истины о Боге, Его свойствах и свои обязанности перед Ним. Слово Божие - откровение миру, т.е. пришедшее к нам свыше, дар Божий, вложенный в человеческие формы и выраженный человеческим языком (2 Петр. 1,21).
Сверхъестественное сообщение людям истин, которые они должны принять верой во спасение, чтобы достойно жить, называется божественным откровением (Евр. 1,1-3). Божественное откровение миру имеет три фазы. Первая фаза откровения носит название первоначального, которое было дано Адаму, патриархам и пророкам до Моисея. Вторая - откровение Бога, данное Моисею, и поэтому носит название Моисеевой. Эта фаза продолжалась до Христа. Третья фаза началась с пришествием Христа и носит название откровения христианского. Откровение первоначальное, Моисеево и христианское, будучи разным по своему внешнему образу, в сущности своей составляет единое целое божественное откровение. Оно изложено в двух Заветах Библии - Ветхом и Новом. Поэтому божественное откровение, переданное через писанное Слово Божие или Священное Писание, является единственно достоверным источником откровенного христианского богословия.
Канонические книги Библии содержат в себе основу всех богословских знаний (2 Тим.3,16). Исторические церкви (православная и католическая) допускают в качестве второго источника истин богословия священное предание, а также апокрифические книги. Руководством в богословии эти церкви признают голос вселенской Церкви, содержащийся в древнейших символах, в постановлении соборов, в писаниях святых отцов.
Естественным откровением называется проявление всемогущества, премудрости Божьей в Его видимом творении. Природа и собственная душа человека являются книгой, которая рассказывает о своем Творце (Деян. 17,24-26; Пс.18,2-4; Римл. 1,19-20). На этом познании основано естественное богословие. Для спасения людей естественного откровения недостаточно, и поэтому Бог в Сыне Своем дал людям сверхъестественное откровение.
Об откровенном и естественном богословии
В прежние времена в понятие "богословие" включали не только христианскую религию, но и религию вообще, а также общую философию и другие смежные науки на том основании, что одни истины доступны человеческому разуму, а другие даются в божественном откровении. Это дало основание богословам-схоластам внести деление богословия на естественное и откровенное.
Естественным богословием называли богословие, постигающее истины веры, доступные естественному разуму и основанные на доводах разума.
Откровенным - богословие, постигающее истины веры через божественное откровение.
Со времени Декарта (1596-1650), когда философия стала самостоятельной наукой, естественное богословие отделилось от откровенного и вошло составной частью в философию.
В системе философских наук естественное богословие обыкновенно составляет часть метафизики (понятия о началах бытия, недоступных чувственному опыту - Боге, душе и т.д.), к которой также относятся онтология, космология и умозрительная психология. В состав естественного богословия обыкновенно входят доказательства бытия Бога, понятия с свойствах Его и о Его отношении к миру как Творца.
Контрольные вопросы
1. Понятие и задачи Сравнительного богословия.
2. Общие понятия о богословии. Необходимость богословия.
3. Источник христианского богословия. Откровенное и естественное богословие.
Возникновение и развитие христианского богословия. Основные вехи
Христианское богословие возникло в прямой связи с верой в Божественность Иисуса Христа и развивается на протяжении истории христианства. Христоцентричность богословия выражена словами апостола Павла: "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор.3,11).
Основав Церковь из первых учеников, Христос послал их в мир для проповеди Евангелия (Матф.28,19-20).
Проповедь о Христе принималась верой. Живая вера и преданность Богу вскоре превратились в учение о Боге, в знание истин веры, т.е. стали достоянием разума. "Я веровал и потому говорил" (2 Кор.4,13). Таким образом, от веры в Евангелие перешли к знанию, получившему впоследствии название "богословия". Развитие богословия, совпадающее по времени с развитием христианской церкви, разделим на периоды, соответствующие периодам ее истории: древней истории (до конца 6 века), средних веков (до 16 века) и нового времени (от начала 16 века).
Начальный период. Период древней истории был периодом расцвета и обильных плодов в богословии. Первые ростки богословия относятся ко 2 веку Р.Х. К этому времени церковь в Риме имела твердо установленный символ веры (единого символа веры для всех церквей не существовало). Считают, что OPI представляет не что иное, как апостольский символ веры ("верую") в его древнейшем виде, происхождение которого относится к началу 2 века, а, возможно, и ранее, по преданию - к дням апостолов.
Произносившееся при крещении в раннехристианских церквах исповедание (крещальный символ) заключало в себе главные истины христианской веры. Это было первоначальное догматическое деяние христианской церкви (см. "Апостольский символ веры" приложение 1). Вследствие распространения Евангелия христиане были призваны к деятельности по изложению и развитию христианского вероучения, разъяснению Священного Писания, церковного устройства. Таким образом, полагалось основание догматическому и экзегетическому богословию.
Составителями древнейших писаний были апостольские мужи (конец 1-го - начало 2-го века). В известном древнейшем сочинении "Дидахе" содержались указания на совершение крещения, постов, молитв, празднование воскресения, избрание служителей и др., а также затрагивались вопросы эсхатологии. Известны послания Варнавы (70-100 гг.), Климента Римского (конец 1 века н.э.). В послании Варнавы опровергалась необходимость соблюдения христианами Ветхого Завета, постов, обрезания, субботы и др. При этом в тонкой аллегорической экзегезе указывалось на чисто духовное значение его предписаний.
В первом послании Климента дается наставление о восстановлении нарушенного церковного порядка.
Второе - содержит древнейшую проповедь (гомилию), произнесенную в Коринфе, дошедшую до наших дней (авторство оспаривается).
В 7 посланиях к церквам и Поликарпу Игнатия Антиохийского (начало 2 века), содержатся свидетельства устройства раннехристианской общины, предостережение от лжеучения.
К древнейшим посланиям, близким к апостольскому времени, относится "Пастырь" Ерма и Диогнетово послание. В первом дается наставление христианам с призывом к покаянию и благотворительности. В Диогнетовом послании опровергается язычество и иудейство и объясняется причина появления христианства. Сочинение считается жемчужиной древнехристианской литературы.
Апологии. В первые три века, до обращения в христианство императора Константина (312 г.), богословие развивалось в исключительно трудных условиях борьбы с различными враждебными силами, которые противостояли юной Церкви (иудеи, иудействующие христиане, язычество, ереси).
Борьба против иудействующих христиан, доказывавших необходимость соблюдения Моисеева закона, была начата еще апостолом Павлом (Гал.5-10). Почти в течение трех веков шла неравная борьба христианства с иудейством и языческим миром римлян и греков в лице их жрецов, писателей и римских императоров, ставивших своей целью подавление и физическое истребление христиан.
В период 10 гонений римских императоров были умерщвлены апостолы Христа (Петр, Павел и другие), апостольские ученики (Климент Римский - в 103 г., Игнатий Антиохийский между 107-115 гг., Варнава, Поликарп Смирнский - между 156-166 гг., Ириней Лионский - между 195-202 гг., Иустин Философ - в 165 г., Киприан - род. 200 г. и многие другие).
Вместе с ними погибали и их труды (сжигались, терялись), что наносило ущерб развитию богословия (см. лекции 1-3 "История христианства").
Чем же отвечала Церковь на эти жертвы? Ее служители учили кротко переносить гонения и страдания. "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны" (1 Петр.4,12-16).
Например, Игнатий целовал цепи, которыми был скован, а Поликарп благодарил Бога за свою мученическую смерть. Диакон Лаврентий, умиравший на железной раскаленной решетке, сказал палачам: "Уже испеклось, пора поворотить", и стал молиться о вразумлении врагов.
Высшей апологией (защитой) в то время была апеляция к Богу - молитва мучеников и церкви (Деян.4,24-31; 7,59-60). Это была особая апология христианства. Мужество и твердость мучеников, верность Господу, смирение, кротость, любовь к своим врагам производили сильное влияние на язычников и сильнее проповеди располагали к принятию христианства. Все очевидцы были вынуждены уважать религию, воспитывающую своих последователей в верности истине до смерти.
Невинные жертвы и страдания христиан возбудили в образованной части христиан желание выступить в защиту христианской веры. Начиная с 125 года, возник особый род литературы - апологии, в которых христианство защищалось от враждебного к нему отношения со стороны иудейства, язычества и еретических учений.
Второй век был веком христианских апологий, с которыми к римским императорам обращались Квадрат (около 126 г.), Аристид (около 130 г.), дважды - Иустин Философ (около 140 и 155 г.), Афинагор ( около 177 г.) и другие.
Особый толчок к развитию богословия дал гностицизм. Христианство существовало менее 30 лет, когда стали зарождаться различные формы ереси, известные под одним названием гностицизма. Последний вынуждал церковь отражать это чуждое христианству учение. Гностики ставили знание выше веры и считали себя исключительными обладателями гносиса (знания, познания). Одним из первых во 2 веке в борьбу с гностицизмом вступил епископ Ириней Лионский (120-195), самый ранний церковный писатель и богослов, написавший пять книг против гностицизма под названием "Опровержение и низложение лжеименного знания" (кратко - "Против ереси"). В этом труде Ириней опроверг внесенные гностиками в христианство языческие элементы и указал на Священное Писание как единственный авторитет, "основу и столп истины", по которому надо "устроять" свою жизнь и понятия.
Апологии, хотя и не ставили своей целью развитие богословия, явились началом апологетического богословия христианства. Наиболее сильными апологетами христианства в более позднее время были Климент Александрийский (155-220), Тертуллиан (ок. 160-220) и Ориген (185-254).
Богословские школы. Экзегетическое и догматическое богословие
Центрами развития богословия со 2 века были богословские (катехизические) школы: Александрийская, Североафриканская, Антиохийская и другие. Большой вклад в развитие апологетического, догматического и экзегетического богословия на Востоке внесли Александрийская и Антиохийская школы. На Западе - Североафриканская.
Александрийская школа была основана Пантеном в 170 г. Ее богословские труды оказали большое влияние на будущность христианства. Главнейшими представителями этой школы были знаменитые александрийцы Климент и Ориген. Климент Александрийский написал весьма важные для истории христианского богословия сочинения, сохранившиеся в целом виде: "Увещевание к язычникам", "Педагог", "Смесь" (Строматы). Некоторые из его сочинений не дошли до нас или дошли в отрывках, например "Наставление".
Ориген превзошел своего учителя в написании богословских трудов, которые можно разделить на классы:
Экзегетические, к которым относятся Примечания, Беседы и Комментарии на все книги Ветхого и Нового Завета.
Самым зрелым было "Толкование на Евангелие Святого Иоанна". Ориген дал церкви первую последовательную экзегетику.
Догматические - "О воскресении" (сохранилось в отрывках), "О первых началах" (около 230 года) - посвящены вопросам: о Боге, творении, искуплении и Священном Писании. Это самая ранняя попытка составить систематический взгляд на христианскую веру, т.е. первую богословскую систему.
Сочинение "Смесь" или "Строматы", написанное около 231 г. дошло до наших дней в отрывках.
Апологетические - Восемь книг "Против Цельса" (Цельс - языческий философ) (249 г.). Это величайшая из древних апологий христианства. Их целью было опровергнуть нравственные, социальные и политические нападки на христианство, обвинявшееся в "безбожии" (атеизме), потому что не верили в римских идолов. Отказ приносить жертвы кесарю было "преступлением против величества". На Оригена выпала трудная задача защищать дело веры против исторических, критических и философских доводов могущественного противника того времени.
Практические, включающие сочинения "О молитве" (около 231 г.). Это одно из прекраснейших творений Оригена, в котором он дает ценные указания относительно предметов и способов истинной молитвы. "Увещевание к мученичеству" (около 235 г.), где приводятся доводы в пользу мученичества.
Критические. Сюда относится труд "Гэкзаплы". Это текст Ветхого Завета в 6-ти параллелях, шести столбцах с различными переводами: первый - по-еврейски, еврейскими буквами; второй еврейский текст - греческими буквами; остальные - различные греческие переводы.
Этим великим и самым тщательным трудом Ориген заложил основу для всестороннего спора за текст Библии.
Ориген первый изложил правила системаческого изучения Библии. Его сочинения еще и теперь продолжают оставаться драгоценным наследием Церкви.
Поколения богословов пользовались плодами его трудов.
Различие между Александрийской и Антиохийской школой особенно было заметно в вопросах экзегетики. Если первая занималась аллегорическим толкованием Священного Писания (Ориген), то вторая - историко-грамматическим, благодаря чему снискала большое признание. Имелись некоторые различия и в христологии. Антиохийцы делали ударение на различие во Христе человеческого и божественного, а александрийцы акцентировали внимание на соединении двух природ Христа. В первом и втором столетиях на развитие христианства и богословия оказывала влияние церковь Северной Африки, которая воспитала в своих недрах Мениция Феликса и красноречивого, пылкого ученого Тертуллиана, за которым следовали в третьем столетии Киприан, а в четвертом - Арнобий и Августин. В богословском отношении это была Североафриканская школа (Западная). Ее выдающихся представителей называли: Тертуллиана - "Отцом латинского богословия", а Киприана - "Отцом иерархии".
Богословские школы решали вопрос об отношении разума к вере и философии к христианству. На необходимость решения этой задачи наталкивало появление в церкви ересей, развитие гностических систем, в которых христианские понятия искажались.
При этом одни служители церкви давали широкий простор разуму в исследовании и определении догматов веры. Другие отрицали его и всецело держались Божественного откровения (Писания).
Климент и Ориген признавали участие разума в делах веры и занимались решением вопроса, как вера должна относиться к знанию и философия - к христианству. При этом Климент придерживался принципа: "Знание следует за верой, а не предшествует ей".
Резкую противоположность Александрийской школе составляла школа Североафриканская во главе с карфагенским пресвитером Тертуллианом.
Тертуллиан совершенно отрицал значение разума в раскрытии догматов веры и всякую связь откровения с научным человеческим знанием, так как, по его мнению, учение разума и науки в деле веры приводит к ересям. Он считал, что ересь - дочь философии. Философов он называл родоначальниками еретиков. Отрицая участие разума в делах веры, Тертуллиан тем не менее говорил, что разум есть дело Божие. Победила точка зрения восточных учителей, хотя ни Ориген, ни Тертуллиан не были признаны безупречными церковными учителями. На Востоке в 4 и 5 веках разум примирился с верою, философия - с христианством и наука - с церковью. Характерно, что Запад пошел не за Тертуллианом, а за восточными учителями.
Какой же итог развития богословия в доконстантиновское время (первые три века)?
Особенность этого периода состояла в том, что первоначальные воззрения церкви как в догматическом, так и в экзегетическом богословии, главным образом, были выработаны пятью мужами, из которых трое были епископами - Игнатий, Ириней и Киприан, а два других - Климент Александрийский и Ориген - учитель и пресвитер. Первым трем церковь в значительной степени обязана происхождением теории церковного устройства и управления (иерархии), а последним двум - философским обсуждением богословских истин и установлением аллегорического метода толкования Священного Писания. Оригену принадлежит заслуга в разработке первоначальной богословской системы.
Вместе с тем следует отметить, что христианство в этот период не сумело сохранить себя в верности учению Евангелия (допускало детокрещение (с 3 в.), разделение на духовенство и прихожан (2 в.) и др.) - (см. лекции "История христианства" №1,2,3).
Развитие догматического и экзегетического богословия Вселенскими соборами
После принятия христианства Константином (начало 4 века) и изменения положения церкви начался новый период в развитии христианского богословия. Он характеризовался появлением в церкви внутренних противников - лжеучений и ересей, превратно толковавших истины Священного Писания.
Учителя церкви в этот трудный период бодрствовали и противодействовали распространению лжеучений точным разъяснением Священного Писания.
Наиболее сильным еретическим учением в 4 веке было учение александрийского пресвитера Ария, которое он открыто высказал в 320 году. Весь 4-й век проходил в богословских спорах и борьбе с арианством.
Богословские контроверзы развились вокруг трех основных учений: тринитарного (отношения Сына к Отцу, Божество Сына, сущность Святого Духа), христологического и антропологического.
Тринитарный.
(О Троице). Учение Ария было направлено против единосущной Троицы. Арианская Троица не есть единый Бог. Арий говорил, что единый и единственный Бог - это Отец, а Сын и Дух Святой - соподчиненные существа. Подчиняя Сына Отцу, Арий в то же время отказал ему в божественной сущности и свойствах, а именно: в вечности и в бытии из Бога, как это видно из его главных положений: "Было время, когда Его не было" и "Он происходит из ничего". Арий ставил Его во главе творений, утверждая, что Он один вышел непосредственно из рук Создателя Бога, а затем уже через Его посредство было сотворено все прочее.
При этом Арий ссылался на строгий монотеизм Ветхого Завета, выраженный в заповеди: "Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6,4). А из Нового Завета он приводил изречения: "Отец Мой более Меня" (Иоан. 14,28); "Сын... рожденный прежде всякой твари" (Кол.1,15); "Будучи столь превосходнее Ангелов..." (Евр.1,4); "...Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян.Ап.2,36); "Христос верен Поставившему Его..." (Евр.3,2).
Арианство поставило перед церковью филисофско-богословскую задачу, авторитетное решение которой было найдено первыми двумя Вселенскими соборами. На первом Вселенском соборе в г.Никее (325) в присутствии 318 епископов ересь Ария была до тонкости обнаружена и опровергнута Александрийским диаконом Афанасием. Он с особенной ясностью сформулировал Божественность Иисуса Христа и Его единосущность Отцу. Афанасий обратил внимание на места Священного Писания: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный..." (Матф.3,17); "Слово было Бог" (Иоан.1,1); "Единородного от Отца" (Иоан.1,14); "Им создано все..." (Кол.1,16) и многие другие. Он показал, что тексты, приводимые Арием, передавались неверно по смыслу или прилагались только к личности Христа как Бога, явившегося во плоти.
Афанасий видел, что арианство практически было двубожным, так как в некотором смысле боготворило двух Богов неравного достоинства, что оно возникло из желания постигнуть разумом непостижимые тайны. "Что менее Бога, - говорил Августин, - то не есть Бог". Таково было и воззрение Афанасия.
Афанасий предъявил арианам дилемму: или допустите, что Сын единосущен с Отцом, или открыто говорите, что Он есть тварь, но в этом случае Он не может Быть предметом богопоклонения".
Собор вынес постановление в виде первых семи членов Символа Веры, в которых ясно выражена истина о единосущности Сына Отцу. В вопросе о Духе Святом ариане и полуариане в лице арианского епископа Македония держались учения, что Он есть только один из служебных духов и только по степени отличается от ангелов, т.е. Он является Божьей силой, подчиненной Отцу.
Афанасий отрыто провозгласил в 358 г. божественность Святого Духа. Александрийский поместный собор 362 г. признал за третьим лицом Святой Троицы ту же сущность и божество, как и у двух первых. Это сделали и другие поместные соборы. Наиболее авторитетное постановление о Святом Духе последовало на втором Вселенском Соборе в 381 г., на котором никейский Символ Веры был еще раз подтвержден и дополнен пятью членами (см. приложение 1). Восьмой член Символа Веры провозглашал Святого Духа "Господом животворящим, от Отца исходящим" (Иоан. 15,26). Когда этот собор попал в число вселенских, то это исповедание под именем никео-цареградского символа было признано халкидонским собором (451 г.) за общеобязательное в церкви на Востоке, а на Западе - столетием позже.
Учением о том, что Святой Дух исходит от Отца, было отброшено арианское понимание, но статус Святого Духа не был еще окончательно определен.
Оставался открытым вопрос, как соотносятся между собой Святой Дух и Сын. Этот вопрос в церкви на Востоке и на Западе получил различное разрешение (скорее по форме, чем по существу). Греческая церковь учила об исхождении Святого Духа от Отца через Сына, тогда как римская (латинская) - исхождении Его от Отца и Сына (филиокве).
В Испании "филиокве" было включено в исповедание (450 г.), а отсюда через поместный собор (Толедский) в 589 г. попало в никео-цареградский символ, принятый Западной церковью.
Спорные мнения о Божестве Христа
Из учения о тринитарности развился спор христологический (о божестве Христа). Вначале было отклонено мнение ариан, будто Логос не имел человеческой природы. Затем возник вопрос об определении взаимоотношений двух природ во Христе, с одной стороны несторианство, а с другой - монофизитство (одноестественники). Несторий неправильно разделял божественную и человеческую природы Христа. Он учил, что после рождения Христа Бог обитал в Его человеческой природе, как в храме, и проявлял Себя через нее, как прежде через пророков, Христос был, по его мнению, богоносцем, а не Богочеловеком. Третий Вселенский собор в 431 г. (г.Ефес) отверг несторианство и провозгласил, что Христос есть истинно Бог, и Он же совершенный Человек.
В борьбе с несторианством возникло еретическое учение, известное под именем евтихианства или монофизитства.
Евтихий смешивал человеческую и божественную природу Христа, уча, что во Христе человеческое естество было поглощено божеством, а поэтому в Нем следует признавать только одно естество (природу) - Божье. Четвертый Вселенский Собор (451 г.) отверг учение Евтихия и утвердил догмат, что Иисус Христос истинный Бог и истинный Человек. Два естества соединены в одном лице - Богочеловеке Иисусе Христе, неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан).
Пятый Вселенский Собор (553 г.) В Константинополе повторил осуждение учений тех и других. Однако воззрения монофизитов и несториан имели немало сторонников. Более того, оно послужило причиной разделений среди христиан Востока и появления несторианских и монофизитских церквей. Последние имеются и в настоящее время (Коптская, Эфиопская, Армяно-григорианская).
Возникли разногласия и в вопросе о воле Христа. Это учение получило название "монофелитское".
Монофелиты (одноволышки) признавали во Христе два естества, но одну божественную волю. Шестой Вселенский Собор (680 г.) определил признавать в Иисусе Христе два естества и две воли - Божескую и человеческую, но так, что последняя не противна, а покорна первой. (Пример: молитва Христа в Гефсиманском саду).
Это решение собора по своей логике вытекало из учения о двух природах во Христе, подтвержденных третьими и четвертыми Вселенскими соборами и соответствовало Евангелию. (Более всего мо-нофелитство держалось у маронитов на Ливане).
Антропологический спор
Одновременно с христологическим спором в церкви (5 век) возник спор антропологический: о первоначальном состоянии человека, о последствиях греховного падения и об отношении к благодати и свободе. Эти вопросы волновали, главным образом, Западную Церковь. Начало спора было положено монахами Пелагием и Целестием, которые в 7 положениях своего учения отрицали значение первородного греха и признавали за человеком полную способность к добру, несмотря на грехопадение. (Грех Адама повлиял на его потомство только как плохой пример). По представлению Пелагия, Бог, одарив человека свободной волей, будет судить людей исключительно по делам их и даст вечное спасение праведникам как награду за заслуги в добрых делах.
В борьбу с этим учением включился блаженный Августин, доказывая, что, хотя человек и может жить без греха с помощью благодати Божией, которая направляет его свободную волю, однако, по Писанию, все люди через грех Адама - грешники, утратившие первоначальные способности и невинность, исключая одного Спасителя.
Он указывал, что благодать заключается не в законе, но в освящении нашей воли и сама благодать даруется Богом не по заслугам, но даром. В борьбе с пелагинством Августин развил учение о предопределении - спасении Богом людей и о действии благодати. Вначале Августин считал, что причиной веры одних и неверия других является свободная воля человека (хотение или нехотение). Позже он стал учить, что различие между верными, добрыми и злыми, спасенными и осужденными кроется в божественном соизволении.
Из чистого благоволения Бог от вечности сжалился над одной частью и определил ее ко спасению, других назначил к погибели. Избранные непреодолимым действием благодати безошибочно идут к спасению, отвергнутые же или неизбранные при недостатке благодати без спасения погибнут. О каком-либо общем спасении не может быть и речи, хотя при всемогуществе Божием все люди действительно могли бы быть спасены.
Строгое учение Августина о предопределении встретило противодействие среди пелагиан и других противников. Некоторые поместные соборы (529 г.) высказались за учение Августина. Но и приверженцы его учения не всегда разделяли строгость учения. С сожалением следует отметить то, что пелагианство умалило значение благодати Божией в деле спасения человека, однако, Августин впал в другую крайность - совсем отверг значение свободной воли человека в деле его спасения.
Со временем спор затих, но учение о предопределении не было забыто. Оно было возрождено в 16 веке одним из основоположников протестантского богословия Кальвином и впоследствии произвело в христианском богословии разделение на два лагеря. Сторонники учения о предопределении стали называться "партикулистами". Несогласные с этим учением именуются "универсалистами", так как они считают, что спасение предназначено Богом для всех людей без исключения (Бр.вестник 1964 г., № 1, стр.56).
Евангельские христиане-баптисты относятся к числу последних на основании слов Христа Матф.11,28: "Придите ко Мне все..." и Иоан.1,29: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" и др. Бог не предопределил к погибели ни одного человека, так как это противоречило бы воле Бога, Который хочет, чтобы все люди без исключения спаслись. Бог "предузнал", т.е. знал наперед, кто хочет прийти ко Христу, и кто не захочет прийти к Нему, и только такой смысл слов "предопределение" и "избрание ко спасению".
Выдающиеся богословы 4-6 веков
Восточная Церковь имела выдающихся богословов, внесших неоценимый вклад в христианское богословие. Среди них особое место занимает Афанасий Великий (297-373), труды которого снискали ему славу "Отца православия". Он оказал большое влияние на решение Первого вселенского собора, защищая божественность Христа в споре с Арием ("Речи против ариан"). Ему приписывается авторство "Афанасьевского Символа Веры" (см. приложение 3).
Продолжателями дела Афанасия Великого были каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов - Назианзин и Григорий Нисский, воспитанные на учениях Оригена и Плотина.
Василий Великий (329-379) - сподвижник Афанасия в борьбе с арианами. Известен как экзегет.
Григорий Богослов - Назианзин (330 - 389) - соратник Василия Великого, боровшийся с арианством и принимавший участие в трудах 2-го Вселенского собора. За богословские труды (45 речей) и особенно рассуждение о Троице (5 речей) он получил наименование Богослова (впервые этот титул дал ему Иоанн Златоуст в одной из проповедей) и великого учителя.
Григорий Нисский (332- ок.400) третий каппадокиец ("столп православия", "отец отцов") известен богословскими трудами в области экзегетики, аскетики, догматических исследований. Основные догматические воззрения о вере, Троице и воплощении, искуплении, таинствах, эсхатологии Григорий изложил в "Большом Катехизисе" (385).
Иоанн Златоуст (347-407) - третий вселенский учитель, прославился своими проповедями. Он дал толкование на многие книги Священного Писания и, подобно Василию Великому, изложил чин апостольской литургии, посылал миссионеров в земли нынешней России.
Евсевий (около 263-340), епископ Кесарии Палестинской, автор древнейшей истории церкви от рождества Христова до 324 г., за что ему было дано название "Отца истории церкви". Кроме других трудов, он издал географический указатель местности и городов Палестины.
В Западной Церкви великими богословами: Илларий (около 315-366), прославившийся борьбой с арианством ( западный Афанасий). Главным его трудом являются 12 книг о Троице.
Амвросий Миланский (ум. 397) написал многочисленные догматико-полемические, нравственно-аскетические и экзегетические сочинения.
Иероним (330-419), главными творениями которого были: комментарий на Священное Писание и его латинский перевод Библии (Вульгата).
Блаженный Августин (354-430) - наиболее выдающийся богослов, глубиной ума и диалектической тонкостью превосходил всех других отцов. Оставил великое богословское наследие - 4 книги "О Христианском учении", 22 книги "О Царствии Божием", а также свою "Исповедь" и др.
Древний период был периодом великой богословской борьбы Церкви, которая отстояла и утвердила библейское учение о Троице.
Развившаяся соборная жизнь Церкви способствовала выявлению и изобличению лжеучений, а с другой стороны - установлению и провозглашению понимания христианской веры, излагавшейся в виде символов веры (апостольский, никейский, никео-цареградский, афанасьевский; см. приложение 1,2,3). Разрабатывались и другие ветви теологии.
Блестящий полет богословской мысли продолжался до Халкидонского собора (451 г.), а со второй половины 5 века замечается некоторый спад.
Наиболее важным в богословском отношении был этот период. Позднейшие отцы и учителя церкви лишь повторяли высказывания отцов первых веков.
Богословие средневекового периода
В первые века средневековья преимущественно определялось церковное управление или каноническое право.
На Трульском соборе (692 г.), именуемом также пято-шестым, было принято для руководства церкви 85 правил, которые с самых древних времен известны под именем апостольских. В них входят правила 6 Вселенских соборов и 7 поместных, а также писания некоторых отцов церкви. Позже эти правила были дополнены правилами 7-го собора и еще двух поместных. Этот сборник находился в книге Номоканон (Кормчая книга).
Состоявшийся в г.Константинополе седьмой собор (787 г.), прозванный иконоборческим, постановил воздавать "почитательное" поклонение иконам не в смысле поклонения материалу (идолу), но в смысле обращения к Богу и святым, которые на них изображались.
Решение этого собора шло вразрез со Священным Писанием (Исх.20,4). Спор об иконах продолжался и в следующие века христианства.
В 16 веке решительными противниками иконопочитания стали протестантские христиане. Евангельские христиане-баптисты, являясь последовательными протестантами, отвергли почитание икон.
После семи Вселенских соборов, разрешивших основные богословские проблемы Церкви, все внимание было обращено на установление внешних форм богослужения и таинств, которых было признано семь.
Происшедшее разделение между Восточной и Западной церквами (1054 г.) окончательно предопределило независимость дальнейшего развития богословия церквей, обособленность которого была уже заметна после Халкидонского собора.
Церкви допускали уклонение от первохристианства, вводили новшества и правила вплоть до догматических, которые не могли быть приняты другой церковью. Особое усердие в этом проявлял римский патриархат, возвеличивший папу и духовенство. Ритуал и обрядность вытеснили проповедь. Западная Церковь признала учения: о главенстве папы как наместника Христа, индульгенции, чистилище, целибате для духовенства, почитании святых (культ девы Марии).
Схоластическое богословие
В средние века в Западной церкви получило развитие научно-богословское течение - схоластика (преподавалась в школах, а с середины 7 века - в университетах), целью которой было представить веру в форме науки и создать христианскую философию.
Схоластики стремились согласовать веру с доводами разума, понять то, во что веришь. При этом они исходили из тезиса первенства веры над разумом. Развивали они и естественное богословие.
Центрами схоластического богословия были новооснованные ордена францисканцев и доминиканцев.
В развитии схоластики различаются три периода: ранний (с 9 по 12 век), расцвета (13 век) и упадка (14-15 век).
Представителями схоластического богословия раннего периода были Ансельм архиепископ Кентерберийский (1033-1109), считающийся отцом схоластики и Петр Абеляр (1079-1142).
Ансельм написал два сочинения, одно из которых представляет онтологическое (онтология - учение о началах) доказательство Божьего бытия. В нем он при помощи разума выводит истину бытия Божия из самой идеи о Боге, присущей человеческому духу. Во втором сочинении излагается учение об искуплении. Ансельм рассматривает воплощение Христа как средство удовлетворения правды Божией за нанесенное ей грехопадением оскорбление.
Абеляр написал сочинение под названием "Теология христианства".
Великими схоластическими богословами периода расцвета были Фома Аквинский (1227-1274) и Дунс Скот (1270-1308), которые олицетворяли собой две богословские школы.
Фоме Аквинскому (доминиканец), как одному из основоположников схоластики, принадлежит разработка богословской системы, которая впоследствии была положена в основу учения католической церкви.
Главнейшими его богословскими произведениями являются две "Суммы". Малая "Сумма" - апология христианского учения от нападок иудеев и магометан, и большая "Сумма теологии" - его последняя и наиболее зрелая работа, охватывающая догматику и мораль.
Фома Аквинский наиболее полно развивал естественное богословие. Ему принадлежит разработка системы рациональных доказательств бытия Бога. В "Сумме теологии" дается пять таких доказательств. Он также рассматривал проблемы пастырского богословия. Важнейшими пунктами различия богословских школ Фомы Аквинского и Дунса Скотта были: учение о предопределении, вопрос о непорочном зачатии Девы Марии, отношение разума к вере. Приверженцы Фомы Аквинского (доминиканцы) по первому пункту принимали целиком августинское учение, последователи Д. Скотта в деле спасения уделяли большое значение и человеческой воле. Учение о непорочном зачатии Девы Марии отвергалось Фомой Аквинским и решалось в утвердительном смысле Денсом Скоттом. Последний утверждал бессилие человеческого разума в познании величия Бога. После того, как схоластика в лице Фомы Аквинского и Дунса Скотта достигла своего апогея, ее созидательная сила стала иссякать и последующее развитие заключается только в дальнейшем продолжении и переживании их учений.
Схоластика явилась зарей критического богословия.
В то время, как схоластика шла к упадку, своего расцвета достигло другое богословское течение - мистика, которая стремилась не только к познанию, сколько к внутренней любви Божией, т.е. обращалась больше не к разуму, а к сердцу, к чувству человека. Центром развития мистики в период ее расцвета была Германия и особенно доминиканские монастыри. Представителями мистики были: Бернард Клервосский (род.1090), Экхарт (ум. 1327), 28 положений учения которого были осуждены папой Иоанном 22, Иоанн Таулер (1290-1361) и др.
Мистики бернард и Экхарт относятся к числу лиц, подготовивших Реформацию.
Богословие нового времени
Протестантская Реформация 16 в. заложила основы нового богословия, отличного от схоластического и учений римско-католической церкви.
Реформаторы М.Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин пересмотрели и отклонили многие предложения, принятые римско-католической церковью. Это прежде всего касалось обрядов и правил, не имевших основания в Священном Писании. Они ничего не хотели признавать обязательным, кроме Священного Писания и считали своей целью проповедовать чистое Евангелие. Однако Мартин Лютер видел "веру, начертанную для всех христиан" в христианских символах веры, как-то: апостольском, никейском, афанасьевском (см. "Катехизис"), что говорит об их высоком признании.
Ниже приведена хронология установления обрядов и правил, принятых католической и православной церквями, не имеющих указания в Священном Писании.
1. Введение восковых свечей 320 г.
2. Крещение младенцев 342 г.
3. Признание поклонения святым 375 г.
4. Молитвы за умерших (панихида) 00 г.
5. Введение поклонения Деве Марии 431г.
6. Введение латинского языка в Церковную службу 600 г.
7. Провозглашение верховного значания римского папы 607 г.
8. Поклонение кресту 688 г.
9. Поклонение иконам 722 г.
10. Поклонение мощам 778 г.
11. Причисление к лику святых 880 г.
12. Провозглашение безбрачия духовенства 1057 г.
13. Непогрешимость церкви 1076 г.
14. Устав обедни 1100 г.
15. Признание семи таинств 1160 г.
16. Установление исповеди 1215 г.
17. Введение просфирь 1415 г.
18. Вера в существование чистилища 1439 г.
19. Вера в предания 1564 г.
20. Прибавление апокрифических книг 1664 г.
21. Непогрешимость папы 1870 г.
22. Учение о вознесении Матери Господа 1950 г.
Реформация положила начало взлету протестантской богословской мысли и на практике за свою 460-летнюю историю привела к образованию различных протестантских течений.
В век просвещения (18 век) заметен упадок протестантского богословия. Часть богословов стала пересматривать прежнее богословие с позиции разума. Однако в это время протестантское богословие имело влиятельных богословов ортодоксального направления (Константин Тишендорф). С 30-х годов 19 века у многих богословов замечается поворот к времени М.Лютера, к апостольской церкви и первым векам христианства, вероучению древнейшей церкви.
Модернистское богословие
Модернистское богословие - это богословие, возникшее под влиянием рационализма и философии 18 и 19 веков. Крайний модернизм в своем сомнении дошел до отрицания божественности Христа и всего сверхъестественного в Библии (чудес, пророчества), т.е. практически порвал с христианством (Э.Ренан, Д.Штраус (1874), Ф.Баур и др.). Умеренные модернисты в различной степени отвергают сверхъестественное в Библии и христианстве. Необходимо помнить имена модернистских богословов: Адольфа Гарнака, Рудольфа Бультмана, Вальтера Гартмана и др.
Предупреждая братство евангельских христиан-баптистов об опасности модернизма, Карев А.В. в своем докладе на съезде 1966 года говорил: "Мы должны следить за развитием модернистского богословия, которое проповедует другое Евангелие и другого Христа - не Христа как Бога, а Христа как человека; богословия, которое ставит под вопрос многие истины Писания, разрушает веру своей умозрительной критикой и вырывает почву из-под ног церкви, низводя святую книгу Библию на уровень человеческих книг. Этого богословия мы не должны допустить в жизни нашего братства, если мы не хотим, чтобы оно духовно умерло" (Братский вестник №6, 1966 г., стр.17).
Система христианского богословия
Под системой христианского богословия (данной церкви) понимается изложение всей совокупности богословских дисциплин, освещающих христианскую религию в логической последовательности и полноте.
При этом вся система и отдельные богословские дисциплины должны иметь единый источник - Священное Писание.
Богословские системы христианских церквей сохраняют определенные области согласия в понимании основных догматических истин:
- исповедания единосущной Троицы (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого);
- христологии (Боговоплощение и искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение);
- богодухновенность Библии;
- веры в искупительную жертву Христа, прощение грехов, бессмертие души, загробную жизнь в Царстве Божьем и т.д.
- крещения и Вечери Господней.
Существующие различия касаются второстепенных вопросов: роли церкви и священнослужителей в деле спасения, церковных установлений, порядка богослужений, церковного права. Протестантское богословие имеет свои особенности, отличающие его от православной и католической церквей, а именно: спасение личной верой, всеобщности священства, исключительный авторитет Священного Писания (исключается священное предание), поклонение триединому Богу (исключается поклонение святым и Богоматери).
В состав богословских дисциплин Библейского института ФСЕХБ входит: догматика, библиология, общая история христианской церкви, гомилетика, экзегетика, пастырское богословие, сравнительное богословие, нравственное богословие (христианская этика), история ЕХБ.
В систему богословия других церквей, например, православной, входят и другие богословские дисциплины: основное богословие (апологетика), литургика (учение о христианском богослужении), библейская археология, патрология (учение отцов церкви), церковное право (законы, которыми управляется православная церковь).
Приведем краткое определение каждой из богословских дисциплин, изучаемых на заочных Библейских курсах.
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ - главнейшая, богословская дисциплина, в систематическом виде излагающая основные истины веры, открытые в Священном Писании (Боге Отце, Христе Спасителе, Духе Святом, Церкви и т.д.).
Основная задача догматического богословия - тщательное исследование и изложение догматов христианской веры, как они открыты Духом Святым на страницах Библии. Цель догматического богословия - сообщить верующему человеку "твердое основание того учения, в котором наставлен" и помочь усвоить истины веры для личного спасения.
БИБЛИОЛОГИЯ (учение о Библии) или Введение в Библию - раздел богословия, излагающий историю и сущность Библии. Библиология исследует состав Библии, ее происхождение и историю, объясняет авторитет Библии и ее богодухновенность, знакомит с языком и переводами Священного Писания, каноном и др.
Введение в Ветхий и Новый Заветы знакомит с происхождением каждой книги, ее кратким содержанием и целью написания.
Библиология содержит краткие сведения о географии Палестины, административном делении и библейской археологии. Библиология является вспомогательным предметом в изучении Библии.
В исторических церквях имеется самостоятельный курс библейской археологии, объясняющий древности иудейские, упоминаемые в Священном Писании.
Гомилетика - богословская дисциплина, излагающая учение о проповеди, включая историю и правила разработки евангельской проповеди и требования, предъявляемые к проповеднику. Цель гомилетики - научить служителя церкви проповедовать Христа и Его учение в ясной и доступной для слушателя форме. Гомилетика учит подражанию Христу и необходимости явления в проповеди Духа как главного его элемента.
Главная цель, которая при этом должна быть достигнута, - "взыскать и спасти погибшее" (Матф.18,11-14).
Пастырское Богословие - раздел богословия, излагающий учение о духовно-нравственных качествах служителей церкви и их служении, исходя из Священного Писания.
Пастырское богословие, как и гомилетика, относится к прикладным богословским дисциплинам, научающим пастыря претворению в жизнь учения Библии в своей личной жизни и жизни паствы.
Пастырское богословие в протестантских церквях (в отличие от исторических церквей) излагает правила пастырского служения на основе принципа всеобщего священства, основанного на Священном Писании.
Каждый пастырь должен стремиться подражать идеальному Доброму Пастырю - Христу (Иоан.10,11).
Нравственное Богословие (христианская этика) - богословская дисциплина, излагающая учение о нравственном законе Божием и вытекающих из него обязанностях христианина по отношению к Богу, ближнему, самому себе, семье, церкви и государству.
Иными словами нравственное богословие учит, как должен поступать и действовать христианин в своей практической жизни.
Основным правилом христианина должно быть единство веры и высоконравственной жизни. Главная задача нравственного богословия - научить христианина "быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим.4,12), а также "...целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке" (Титу 2,12).
Нравственное богословие в эпоху Реформации (16-17 в.) выделилось из основного богословия.
Экзегетика (герменевтика) - богословская дисциплина, излагающая понятия и правила изъяснения Священного Писания.
Экзегетика ставит цель - помочь служителю в его самостоятельной работе над Библией для лучшего понимания смысла ее текстов, отдельных книг, а также всего Писания в целом.
Приложение 1
Апостольский символ веры
Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.
Аминь.
Приложение 2
Никео-Цареградский символ веры
(Никейский с 1 по 7 член)
1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа Единородного Сына Божия. От Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым все стало быть.
3. Ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
4. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.
5. И воскресшего в третий день по Писанию.
6. И вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца.
7. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, Кому поклоняются и славят наравне с Отцем и Сыном и Которым говорили Пророки.
9. В единую святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую единое крещение во остановление грехов.
11. Ожидая воскресения мертвых.
12. И жизни будущего века.
Аминь.
Приложение 3
Афанасьевский символ веры
Вселенская же вера сия состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности.
Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына и иная - Духа Святого.
Но и Отца, и Сына, и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Какой Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.
Отец не создан, и Сын не создан и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.
Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные, и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый).
Подобно ему Отец - Вседержитель, Сын - Вседержитель, Дух Святой - Вседержитель; впрочем, не три Вседержителя, но един Вседержитель.
Так, Отец - Бог, Сын - Бог, Дух Святой - Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.
А также Отец - Господь, Сын - Господь, Дух Святой - Господь, впрочем, не три Господа, но Господь един.
Ибо, как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедывать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа.
Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.
Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден.
Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.
Посему, един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа.
И в сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.
Посему, кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице.
Контрольные вопросы
1. Развитие богословия в доконстантиновское время (начало развития, роль богословских школ, выдающиеся богословы, первая богословская система, итоги развития).
2. Развитие богословия Вселенскими соборами (споры о Троице христологии, антропологический спор, решения соборов по этим вопросам).
3. Выдающиеся богословы 4-6 веков и их вклад в развитие богословия.
4. Итоги развития богословия с 4 но 6 век.
5. Развитие богословия в средневековый период. Схоластическое богословие. Выдающиеся богословы и их труды.
6. Протестантское богословие. Возникновение и основоположники. Упадок протестантского богословия (модернистское богословие).
7. Что понимается под системой христианского богословия?


Обратно в раздел сравнительное богословие

Notice: Undefined property: tags::$new_tag_names in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 40

Notice: Undefined variable: class in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 46

Notice: Undefined property: tags::$new_tag_names in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 40

Notice: Undefined variable: class in /var/www/gumer.info/htdocs/tags2/tags.class.php on line 46
Список тегов:
апостольские мужи учителя церкви 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.