Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Порублев Н. Феномен глоссалалии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Современная глоссалалия согласно лингвистам

Везде, где бы Господь ни давал возможность автору данного трактата посещать церкви ЕХБ в СНГ, вопрос говорения на языках и харизматического движения был одним из самых частых. Это не потому, что верующие желают просто удовлетворить потребность в знании, а потому что часто встречаются с людьми, которые практикуют глоссалалию и в свое оправдание ссылаются на Новый Завет. Так как этот феномен распространен широко и касается верующих разных деноминаций, вопрос современной глоссалалии невозможно обойти.
Каждый из нас понимает, что мы должны быть осторожными в отношении к Духу Святому и к учению о Его дарах. Ничего не должно предприниматься без надлежащей серьезности и духовной рассудительности. Однако, как было сказано выше, Дух Божий есть Дух истины. Он Сам побуждает верующих через Слово Божье испытывать все и держаться хорошего. Он приглашает нас испытывать духов, от Бога ли они [Фес.5:21;1 Ин.4:1], потому что в этом мире можно встретиться со всякими положениями. Под девизом библейских текстов может провозглашаться небиблейское учение.
Имея это в виду, мы рассматриваем в данном трактате проявление глоссалалии как среди последователей еретических движений, так и среди доктринально правоверных христиан для того, чтобы сопоставить этот феномен с учением Слова Божья и сделать соответствующие выводы. Ввиду того, что никто из нас не имеет ни возможности и ни соответствующей подготовки для самостоятельного исследования, мы можем воспользоваться трудами тех, кто имел подготовку и посвятил этому много времени.
Феномен глоссалалии много лет изучал Вильям Самарин, профессор лингвистики университета города Торонто в Канаде. Между прочим, он, кажется, русского происхождения из среды молокан города Лос-Анджелес, США. Кроме статей на данную тему, Самарин написал книгу под названием Языки человеческие и ангельские.
В статье Разновидность и переменные явления в религиозной глоссалалии, написанной в 1972 году, Самарин говорит о глоссалалии, как о "неразборчивой, послелепетной речи, проявляющей поверхностное фонологическое подобие языку без последовательной синтагматической структуры..., которая не происходит систематически от известных языков и не связана с ними". [Variation and Variables in Religious Giossalalia" in Language and Society 1:121-130.] Он объясняет, что глоссалалия имеет характер повторного произношения слогов, которые можно разделить на макросегменты, похожие на предложения, на микро сегменты, напоминающие слова; и на звуки. В ней проявляется определенный порядок ударений и интонаций.
В книге Языки человеческие и ангельские Самарин подтверждает факт, что современная глоссалалия по своей сути не является смысловой речью.
"В течение пяти лет я принимал участие в собраниях в Италии, Голландии, на Ямайке, в Канаде и в Соединенных Штатах. Я наблюдал за традиционными пятидесятниками и за нео-пятидесятннками. Я присутствовал на малых собраниях в частных домах и на многолюдных открытых собраниях; я видел такие культурные различия, какие бывают у бронских порториканцев, у берущих змей аппалачинцев и у русских молокан в Лос-Анджелесе... Глоссалалия действительно подобна языку в некоторых отношениях, но это лишь потому, что говорящий (несознательно) хочет, чтобы она была подобна языку. Однако, несмотря на поверхностные подобия, глоссалалия не является языком". [William J.Samarin, Tongues of Men and Angels (New York: Macmillan, 1972) xii, 227.]
Другой исследователь, Фелиситас Д.Гудман, автор книги Говорение на языках: междукультурное изучение глоссалалии, приводит свои данные о результате сравнительного изучения феномена, как он практикуется среди пятидесятников в США и Мексике, а также среди язычников Африки, острова Борнео, Индонезии и Японии. [Felicitas, D. Goodman, Speaking in Tongues: A Cross-Cultural Study of Glossalalia (Chicago, 1972).]
Гудман пришел к выводу, что характерные особенности глоссалалии, "то есть структуры частей (таких как звуки, слоги и фразы), и ее сверхчастевые элементы (именно, ритм, акцент и особенно всеобщая интонация)... являлись идентичными в разных языковых и культурных обществах". [Felicitas, D. Goodman, "Glossalalia" in Encyclopedia of Religion (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 563-564.] Иначе говоря, он нашел, что современное говорение на языках во всем мире по сути одинаково. Потому что в глоссалалии наблюдается состояние перемены сознания — от уровня минимального до высшей точки напряжения. Гудман относит его к состоянию неврофизилогической перемены, всем известной, как транс. Он говорит об этом следующее:
"Я определяю глоссалалию, как порядок вокализации, патоматизм речи, который производится в подсознательном состоянии транса и прямым образом отражается в ее частевых и сверхчастевых структурах, в неврофнзиологических процессах, которые присутствуют в этом измененном состоянии.
Говоря просто, нечто, происходящее в нервной системе во время состояния транса, заставляет речь распадаться на фразы одинаковой длины, если мы примем во внимание также паузы... Я верю, что состояние транса является причиной навязчивой интонации в глоссалалии; никогда не меняясь, она поднимается на вершину в конце первой трети отдельной части речи и, приближаясь к концу, падает на уровень намного ниже первоначального". [Ibid., 564.]
Затем Фелиситас Гудман добавляет, что кроме вышеуказанных особенностей в современной глоссалалии проявляются такие звуки, как визги, гавканье, свист, хрюканье, рычание и много других животноподобных звуков. Он считает, что данного образа глоссалалия-транс является первичным человеческим поведением, включающим воспринятую практикантом вокализацию. Выражение "первичное поведение" в этом случае можно понять, как поведение интуитивное или младенческое. Люди могут входить в это состояние с помощью разного рода стимуляций, как например, пение, танцы, хлопанье в ладоши, барабанный бой. Современные исследования показывают, говорит Гудман, что этот транс — исступление, восхищение, экстаз — иначе говоря, состояние измененного сознания, является однозначным, общим, неврофизическим процессом.
Еще одним исследователем глоссалалии был д-р Д.Ларсон, профессор лингвистики и антропологии в Бетельской семинарии в США и консультант Американского Библейского Общества по переводу Библии. В статье "О говорении на незнакомых языках" он дает два текста магнитофонной записи глоссалалии, которые по мнению человека, говорившего на них, были разными языками от Духа Святого. Данные тексты, в транскрипции алфавита русского языка, звучат так:

Текст 1

Квела маспяко лабокапю, хориямаси лемасияндо, лабокато хандария ламосиян бабакатандо, ламасия ламасиян дорияко, лабо-кандоряисандо. Ломосиян дорикато. Лабозия. Ламосняндо. Ладакандория, малазия ламасиян дороко дамабабаен. Ладосияндо. Ламасия кандария. Ламаокаямиси лабосияндо.

Текст 2

Мабазандо. Котандо. Хакатанбаси. Дамазакандадакондо. Лаханбакахиямаси. Махандакатахандо. Кахомбаси. МакатанЬо. Каханбаси. Масияханто. Кахонба. МакатанЬо. Каханбаси. Масияхан-то. Кахонба. Каханбаказихи. Яхамази. Мопакзияндо. Котохандо. Ламази. Папакандо. Ламазия. Лакзохандо. Котанба. Бамаси. Нама-саполотияко. ТамбазанЪо. Масияндо. Катандори.
Ларсон дал следующее заключение относительно этой записи:
"После транскрипции текстов я проанализировал их стандартной лингвистической методикой и техническими средствами. Оба текста являются почти идентичными в звуковом отношении и образцах. Кроме заявления самого глоссалалиста, анализ не дает никаких доказательств и предпосылок, что тексты представляют собою два различных языка". [Д.Ларсон, "О говорении на незнакомых языках" перевел В.А.М. из журнала "Стандарт", текст на английском языке. Сборник статей под названием "Движение Пятидесятников в XX веке" (статья N3).]
Следует также обратить внимание на еще один факт, на который указывают лингвисты в результате своих наблюдений. Они говорят, что любой человек, который обладает нормальными физическими способностями, будь он христианином или последователем какой-то другой религии или культа, может воспроизвести этот процесс. Он может прийти в состояние трансовой глоссалалии и начать "говорить на языках", если он этого пожелает. Это доступно даже агностику и атеисту. С физической и эмоциональной точки зрения, считают исследователи, она безвредна и даже приятна. Тем, которые воспроизводят ее, она нравится, потому что она дает разрядку нервам.
Однако, для нас, как и для всех верующих во Христа, суть вопроса должна заключаться не в том, как чувствуют себя люди и нравится им глоссалалия или нет. Для нас важно знать, соответствует ли она истинному дару языков, как он представлен в Новом Завете, или нет. Если нет, то проявление современного рода глоссалалии будет в лучшем случае духовно бесполезным и неоправданным, а в худшем чем-то более опасным. Ведь Новый Завет на основе второй главы Деяний Апостолов и 1-го послания Коринфянам дает понять, что дар языков от Духа Святого во времена апостольской Церкви был, во-первых, даром понятных языков и, во-вторых, если не понятных, то переводимых для того, чтобы слушатели могли воспринимать содержание речи от Бога. В сравнении с этим, как говорит профессор Самарин, глоссалалия, которая практикуется сегодня в пятидесятннческих и харизматических церквах, не является теми языками, которые имеют смысловое содержание. Она подобна глоссалалии еретических движений и нехристианских религий. Свое заключение на эту тему Самарин выразил следующим образом:
"Крайне сомнительно, что предполагаемые случаи ксеноглоссии (смысловых иностранных языков — Автор) среди харпзматиков являются реальными. Всякий раз, когда нужно было удостовериться в них, открывалось, что слухи либо были преувеличены, либо с точки зрения лингвиста "свидетели" оказывались некомпетентными или не достойными доверия". [William J.Samarin, Tongues of Men and Angels (New York: Macmillan, 1972) 112-113.]
К такому же выводу пришел исследователь Томас Эдгар, говоря: "Харизматические пропоненты не предоставили доказательств, кроме собственных предположений, что такие явления уподобляются тому феномену", который виден в Новом Завете. [Thomas R.Edgar, "The Cessation of the Sign Gifts", Bibllotheca Sacra (October-December 1988), 372.]
Не следует забывать и следующий факт, который обнаружил Гудман в своих исследованиях: современная глоссалалия является не спонтанным явлением, а воспринятым образом поведения. Сознательно или несознательно люди учатся говорить "на языках", подражая друг другу и следуя инструкциям учителей. Этот факт подтверждают американский клинический психолог Джон Киндалл и его сотрудник, тоже психолог Пол Квалбен. Их научные исследования по поручению Лютеранской церкви Америки и Национального Института Умственного Здоровья показали, что глоссалалия является "наученным феноменом". [John Mndahl, The Psychology of Speaking in Tongues (New York: На/per and Row, 1972), 74.] В книге Харизматический хаос д-р Джон МакАртур приводит в пример харизматического проповедника, по имени Чарльз Хантер, и его жену Франсес. Чтобы воспроизвести глоссалалию у своих слушателей, они возбуждают их эмоционально, предлагая автоматически повторять бессмысленные слоги и странные звуки.
Все это указывает на то, что вряд ли современная глоссалалия подобна дару языков в Новом Завете. Истинный дар языков, данный Духом Святым в День Пятидесятницы, был дан не путем эмоционального возбуждения или подражания кому-то из людей. Он был самым настоящим даром от Господа. Мы рассматривали выше, как Виктор Уирвилл, предводитель культа Путь международный, учил своих последователей говорить на языках. Согласно Гудману, такое настолько часто бывает в харизматических церквах, что некоторые из них образовывают свои особые глоссалальные диалекты. Глоссалалия через подражание есть более регулярное явление, чем сознают это члены пятидесятнических и харизматических церквей. Но, что бы мы ни узнали от исследователей, мы должны обратиться к Новому Завету для того, чтобы более основательно рассмотреть этот вопрос.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.