Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Порублев Н. Феномен глоссалалии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глоссалалия в древнем мире

Термин глоссолалия обычно обозначает необыкновенное, непонятное сочетание звуков, произносимых людьми в результате религиозного вдохновения или экстаза. В исключительных случаях глоссалалия может оказаться понятной речью тем слушателям, которые либо с детства знают слышимый язык, либо выучили его после, даже несмотря на то. что сам говорящий не понимает ни одного из произносимых им слов. В таких случаях точнее применим термин ксеноглоссия (xenoglwssia), который по-гречески обозначает говорение на одном из известных иностранных языков. Как первое, так и второе явления были известны в древнем мире. Однако, как тогда доминировала глоссолалия и почти отсутствовала ксеноглоссия, так и в наши дни, можно сказать, происходит то же самое.
Согласно американской Энциклопедии религии, о глоссалалии упоминается в индусских книгах Ведах около тысячи лет до н.э.. а также в трудах Патаньяли Сутры Йоги и тантрических книгах тибетского ламаизма. [Glossalalia, Encyclopedia of Religion Vol. 5 (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 563.] Известный античный философ Платон в трудах Ион, Апология и Тимей говорит об экстазнах языках известной в его время пророчицы города Дельф, священницы Додоны и Сибилии, как о примерах глоссалалии во времена древней Греции. Хотя это говорение не передавало никакого смысла или идеи, люди считали его важным для религиозной жизни. Кроме того Платон говорит о непонятной речи оракулов, которую переводили языческие провидцы. Древнегреческий писатель Плутарх (44-117 н.э.) тоже свидетельствует, что известная в его время провидица города Дельф действительно говорила на непонятных языках. Он подтверждает, что ее речи переводили толкователи, которые постоянно находились при ней. [Richard C. Schwab, Let The Bible Speak... About Tongues (Grand Rapids, Michigan: Kregel Publications, 1983), 4.] Престижная Энциклопедия Британника дает об этом следующие данные: "У классических писателей и в греческом языке дохристианского периода фраза лалейн херетайс глоссайс (lalein eretaiV gloctaiV — говорение на иных языках. — Автор) относилась к глоссалалии. Речи пифийской пророчицы Апполона в Дельфах можно рассматривать ее примерами. [Gift of Tongues, Encyclopedia Britannica, Vol. 22 (Chicago: William Benton, Publisher, 1968), 75.]
Чарльз Р.Смит, в книге Языки в библейской перспективе, говорит, что в 180 году н.э. языческий писатель Цельсий писал о глоссалалии среди гностиков его времени и что Лукиан Самосатский (120-198 н.э.) тоже писал о подобном среди поклонников сирийской богини Юно. [Charles R.Smith, Tongues in Biblical Perspective referred to in Richard C.Schwab, Let The Bible Speak... About Tongues (Grand Rapids, Michigan: Kregel Puplications, 1983), 5.]
Другие древние свидетельства говорят, что глоссалалия была известна в мистических культах Дионисия, Осириса, Орфизма и в так называемых Елевсейских мистериях. Здесь нет ничего удивительного, потому что будучи движениями крайне экстазного характера, они приводили своих приверженцев, как это считалось, в состояние полного отождествления с богами. Весь ритуал сопровождался настолько высоким уровнем эмоционального состояния, что бесконтрольное поведение и непонятная глоссалалия были его неотъемлемыми проявлениями.

Глоссалалия в анимистических обществах и нехристианских религиях

Есть достаточно сведений о том, что глоссалалия была и является частым феноменом среди анимистов. Фелисит Д.Гудман, в статье Глоссолалия, помещенной в американской Энциклопедии религии, говорит о глоссалалии, как о частом явлении среди поклонников языческих богов в Африке, на острове Борнео, в Индонезии и Японии. Кроме того, он свидетельствует, что глоссалалия практикуется шаманами среди эскимосов, чукчей, хантов, якутов, сибирских эвенков и других северных народностей. Упомянутый выше Чарльз Р.Смит добавляет, что есть данные о ней также среди жителей Гаити, исповедующих культ вуду.
Феномен глоссалалии был известен не только среди последователей древних религий и анимизма. Он может проявляться среди исповедников таких религий в наши дни, как индуизм, буддизм, шинотоизм и ислам. В последней религии проявление глоссалалии естественно для некоторых течений суфистского направления, которое держится пантеистического понятия о Боге и стремится найти удовлетворение в экстазном опыте Аллаха. Так называемые крутящиеся дервиши принадлежат к суфистскому движению в исламе.

Глоссалалия в псевдохристианских культах

Не менее важно и интересно знать, что непонятная глоссалалия была известна среди христианских еретиков в отдельные периоды истории Церкви. В наши дни это говорение практикуется в нескольких еретических культах, которые возникли за последних два столетия. Несмотря на несоответствующие Библии доктрины и образ жизни в их среде, члены ряда современных еретических движений либо первоначально практиковали, а потом перестали, либо продолжают практиковать то, что многие в наши дни принимают за истинное говорение на языках. Исследуя этот вопрос, мы должны учитывать что этот факт проливает свет на существенный вопрос нашего времени, а именно, на вопрос говорения на языках. Для более ясного представления, обратим внимание на некоторые прошлые и настоящие движения, связанные с практикой глоссалалии.

Монтанизм

Всякий, кто изучал историю Церкви, должен быть знаком с движением монтанизма, возникшем в середине 2-го века н.э. Его основоположник, житель Фригии по имени Монтан, выступил с проповедью о том, что ему было дано последнее, самое высшее откровение от Бога. Он требовал, чтобы вся Церковь приняла его идеи и исполняла то, что предлагал он. Монтан, считавший себя Божьим пророком, провозглашал, что именно в его случае исполнилось обещание Христа послать ученикам Святого Духа, Утешителя, как это записано в Ев. от Иоанна 14:16-17, 26 и 16:13. Вместе с Монтаном пророчествовали две женщины, Максимилла и Прискилла, которые постоянно сопровождали его. Были и другие последователи, пророчествовавшие по его примеру. [М.Е.Посмов, История Христианской Церкви (Брюссель, Издательство "Жизнь с Богом", 1964), 147-8.]
Монтан призывал Церковь к покаянию и очищению на основе особого откровения, якобы данного ему Духом Святым. Он настаивал, что вот-вот буквально совершиться Второе Пришествие Иисуса Христа на землю и обоснуется Новый Иерусалим. Ввиду этих близких и великих событий, Монтан и его единомышленники призывали христиан к аскетическому образу жизни, включавшему отказ от вступления в брак. Если же кто женат или замужем, то для приготовления необходимо расторгать браки. Новый Иерусалим, по пророчеству Монтана, должен был основаться в городах Петузе и Тимионе, малоазийской провинции Фригии, которая в наше время называется другим именем и находится на территории современной Турции. Второе Пришествие, по мнению монтанистов, должно было произойти настолько скоро, что единомышленница Монтана, по имени Максимилла, заявила однажды в пророчестве: "После меня не будет другой пророчицы, а только конец". [Montanism, Encyclopedia of Religion Vol. 15 (New York: Macmillan Publishing House, 1987), 775.]
Историки говорят, что монтанистское движение было привлекательным для многих христиан по причине большого энтузиазма его проповедников и аскетизма в жизни многих членов. Монтанисты были твердыми в своей вере, некоторые из них даже стали мучениками за убеждения и веру во Христа. Быть твердыми в вере — похвально и хорошо, но не менее важно знать истину Божью и правильно проповедовать ее.
Есть свидетельства таких современных монтанизму христиан, как Евсевий, Ипполит Римский и Тертуллиан, дающие сведения о том, что Монтан и его пророчицы впадали в экстаз и говорили на непонятных языках. Это тоже возбуждало интерес и привлекало людей к ним. Все это содействовало тому, что монтанизм широко распространился среди христиан во втором и третьем столетиях. Затем это движение сошло на нет в четвертом столетии.
Несмотря на энтузиазм, строгость, пророчества, языки монтанизма и его широкое распространение, древняя Церковь отвергала это движение как ересь. Главная причина была в том, что Монтан и его ученики считали свои идеи окончательным, авторитетным и правдивым откровением Духа Святого. Пророчества, которые они записывали и посылали церквам, считались ими равноценными апостольским писаниям. Однако, неисполнение предсказаний Монтана показало недостоверность его откровения. Данный факт дает понять, что монтанистская глоссалалия не проявила себя как истинный дар Святого Духа, потому что была неотъемлемой частью недостоверной пророческой деятельности Монтана.
В учении этого "пророка" был еще один серьезный изъян. Как мы отметили, он учил, что для приготовления ко Второму Пришествию Христа верующие должны расторгать свои браки. А это противоречит Священному Писанию, написанному по вдохновению от Духа Святого. Мы знаем, что ап. Павел в одном случае не советовал верующим вступать в брак (1 Кор.7:25-38). Однако, в этом же месте писания он сказал, что это не повеление от Господа, а лишь его частное мнение. Он никогда не советовал верующим расторгать браки. Монтан же настаивал на воздержании от брака и на необходимости развода, как на условии для приготовления. Это никак не соответствует Писанию (1 Тим.3:3).
И хотя мученичество за веру, энтузиазм, нравственность и т.п. являются позитивными элементами, однако, ложные предсказания и не оправданное Писанием учение о браке не позволяют считать это здравым христианским движением. Его можно рассматривать как разновидность харизматического движения в истории христианской Церкви.

Хлысты

Деятельность секты хлыстов, возникшей в середине 17 века в России, тоже связана со странным поведением членов и проявлением глоссалалии. В журнале Баптист 1928 года о хлыстовском движении сказано следующее:
"О возникновении секты легендарно рассказывается следующее. В начале царствования царя Алексея Михайловича в Муромском уезде, на гору Городпну сошел с неба Бога Отец — Саваоф и принял плоть одного отставного солдата Даниилы Филипповича. Он много лет проповедовал в Костромских, Владимирских и Нижегородских пределах. Своим сыном и преемником он объявил муромского крестьянина Ивана Суслова и в 1649 г. даровал ему свое божество. Лжехристос Суслов избрал себе Богородицу и 12 апостолов. Он проповедовал в Нижегородских пределах". [В.М.Т-в "Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси", Баптист, N10, (Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928).]
Хотя невозможно принять за истину то, что говорится в этой выдержке о происхождении хлыстовского движения, однако можно предположить, что в жизни его основателя произошло что-то необычайное. Мягко говоря, это было не посещение Духа Святого, а скорее всего другое духовное явление.
Само слово хлысты уже говорит нам о странном. А что касается их религиозных обрядов и поведения, то можно только покачать головою. Во время своих собраний хлысты, входя в экстаз, стегали себя жгутами или ветками. Одним из основных 12 пунктов их учения было повеление: "Святому Духу верьте!" Однако, вера хлыстов не находилась под контролем Библии. От этого и происходило нечто странное и несвятое в их учении и жизни.
Хлысты стремились к умерщвлению плоти, проповедуя жить с женами, как со своими сестрами. Однако, во время так называемых "радений" они получали духовных жен, с которыми могли иметь половые сношения. В оправдание греховного поведения хлысты говорили, что в таких случаях проявляется не плоть, а дух и Христова любовь. Лишь в редких случаях может быть что-то более извращенное, чем данное учение и такие дела!
В своих радениях, начинавшихся песнями и плясками, хлысты доводили себя до экстаза, который принимали за проявление Святого Духа. Те из них, кто достигали особо напряженного состояния, получали "дар" языков. По сути же, глоссалалия хлыстов ничем не отличалась от глоссалалии язычников, приводивших себя в состояние экстаза одним из возможных приемов. Своих руководителей хлысты почитали за Христов и всецело повиновались им. Жены вождей были для них богородицами. Все это дает понять, что глоссалалия этого движения не имела ничего общего с Духом Святым. Согласно Новому Завету, не чувства или какие-то необычайные происшествия являются мерилом духовности и общения с Богом, а христианская нравственность и доктринальное соответствие Слову Божью.

Английские квакеры

Основателем английского религиозного движения, под названием квакеров (от слова quake — качаться), был молодой человек по имени Джордж Фокc. Он попал в тюрьму в 1650 году за публичную проповедь о том, что достиг состояния безгреховного совершенства. В те времена правители западных стран считали себя блюстителями правоверного учения и не стеснялись применять строгие меры к еретикам. Тюремное наказание Фоксу не помогло. После освобождения ему было видение, возвестившее скорое наступление "Нового Века Духа", когда люди полностью освободятся от греха.
Фокc принял видение за правдивое откровение от Бога и начал усердно проповедовать народу свою особую весть. Он призывал людей к жизни в Духе. Он говорил, что нужно быть исполненными Духом, иметь общение в Духе Святом, молиться Духом Святым и петь по вдохновению от Духа. Он верил, что ему была дана сила творить чудеса.
Энтузиазм Фокса был захватывающим. В результате его проповеди началось новое движение. Большие толпы людей собирались слушать его. Вскоре начались необычайные явления. На собраниях Фокса слушатели приходили в такое возбужденное состояние, что, сильно дрожа, падали на пол с пеной в устах, вопили во всю мочь, а иногда даже впадали в состояние изнеможения. Поэтому неудивительно, что на первых порах квакерского движения дала знать о себе также глоссалалия.
Однако, недолго спустя необычайные явления прекратились. Общество квакеров уравновесилось. Оно существует до сих пор. Отличительными пунктами его учения являются: 1) реализованная эсхатология, 2) вера во "Внутренний Свет" в душе человека, считающийся равноценным Библии, 3) равноправие мужчин и женщин в церковном служении, 4) необходимость относиться к другим людям так, чтобы они отзывались добром и 5) пацифизм.
Квакеризм нельзя назвать ересью в полном смысле слова. Скорее всего его оригинальное состояние следует считать нездоровым явлением и крайностью. Такие идеи, как вера в свое безгреховное совершенство, равноценность "внутреннего света" с Библией и ранний экстаз показывают, что квакеризм был близок к культизму. Его происхождение во многом было подобно монтанизму. В нем было много энтузиазма, но мало правдивости в предсказаниях будущих событий. По-видимому и глоссалалию его можно рассматривать, как подобную глоссалалин монтанизма.

Английские шекеры

Движение шекеров (от слова shake — трястись) в Англии было основано женщиной по имени Анна Ли. Ее последователи дали ей титул Матери. Анна Ли, согласно биографическим данным, была необразованной женщиной. Однако, это не мешало ей обладать большим религиозным энтузиазмом. Она попала в 1770 году в тюрьму по обвинению в "пятидесятнической религиозной деятельности, включавшую пение, крики и экстазные танцы". Во время собраний под ее руководством танцевавшие говорили на непонятных языках. [Ruth A.Tucker, Another Gospel (Grand Rapids, Michigan Zondetvan Publishing House, 1989), 41.]
Находясь в тюрьме, Анна Ли получила "открытое видение", в котором она видела грехопадение Адама и Евы в Едемском саду. Ей было дано понять, что основой человеческого греха против Бога является половая связь мужчины и женщины даже в тех случаях, когда они муж и жена. В результате своего "откровения" Ли начала учить, что греховную жизнь можно исправить лишь полным воздержанием от брачной жизни. Через некоторое время она видела еще одно видение, которое убедило ее в том, что именно на нее возложена миссия проповедовать человечеству "истину". Последователи Анны Ли считали ее воплощением Духа Святого.
Ввиду таких "откровений" и учения Анны Ли, что можно сказать о ее деятельности и глоссалалии, как не то, что они не соответствуют Библии? Может ли Бог противоречить самому себе? Конечно, нет. Библия говорит, что Господь дал Адаму жену и сочетал их для брачной жизни. Христос подтвердил этот факт будучи на земле (Быт.2:22-25; Мр.10:6-9). Поэтому, откуда бы ни получила свои откровения Анна Ли, она не получила их от Духа Святого. Поэтому говорение на "языках" в ее движении ничего общего не имеет с Духом Святым.

Мормонизм

Одним из самых странных и активных культов нашего времени является так называемая Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней или, попросту говоря, культ мормонов. Он был основан в США в 1830 году Иосифом Смитом Младшим тоже на базе видений и откровений. Кроме других противоречащих Библии пунктов в учении, Смит проповедовал такие идеи, как потенциальное божество человека, крещение за умерших, вечная брачная жизнь мормонов в небесном царстве, рождение душ людей от брака Бога Отца с небесною Матерью и необходимость многоженства для мормонов на земле.
Глоссалалия или говорение на языках тоже является одной из особенностей мормонизма. Началом этого, согласно Смиту, было "духовное излияние" во время посвящения мормонского храма в 1836 году, который он построил в городе Киркленде, штат Огайо. Вот что произошло, как написал Смит, во время этого события:
"Был услышан шум, подобный звуку несущегося сильного ветра, который наполнил храм, и все собрание одновременно встало под действием невидимой силы; многие начали говорить на языках и пророчествовать; другие видели славные видения; а я увидел, что храм был наполнен ангелами, факт чего я провозгласил собранию". [Joseph Smith, Jr., History of the Church of Jesus Christ of Latter-Day Saints, 2 (Salt Lake City: Deseret News, 1902-1912), 428.]
Нет надобности удивляться, если что-то подобное в действительности было. Главное в том — от Бога ли было оно? Говоря о глоссалалии, Иосиф Смит написал впоследствии в символе мормонистской веры: "Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видения, исцеления, истолкования языков... (статья 7)." А седьмой лидер мормонизма после Смита, по имени Гебер Грант, подтвердил это в книге Восстановленное царство Божье. Он написал в 1955 году: "У нас было много мужчин, которые имели дар языков". Грант и его друзья мормоны верили в еретическое учение "пророка" Смита. Каков бы ни был "дар языков" в этом культе, это не доказывает истинного присутствия в нем Духа святого. Наоборот, это доказывает, что его глоссалалия не была истинным Божьим даром. Мормонское учение серьезно противоречит Евангелию.

Дети Божьи

Своей развращенностью известен на Западе культ под названием Детей Божьих. Он возник в семидесятых годах нашего столетия в Калифорнии, США в результате так называемого Иисусова движения среди молодежи. Основателем Детей Божьих был Давид Брант Берг (р. 1919).
Родители Берга были евангельскими верующими. Отец служил пастором и преподавал в христианском колледже, а мать благовествовала по радио. Первоначально Берг был хорошим служителем. Он занимал положение евангелиста в деноминации Христианский и Миссионерский Союз. Потом он перешел на работу в харизматическую миссию "Призыв к молодежи". Вскоре после того Берг отделился и начал собственную работу среди молодежи.
Недолго спустя появились первые странности. Берг и его сотрудники стали употреблять такие методы деятельности, которые вызывали возмущение не только у евангельских верующих, но также у блюстителей общественного порядка. Однако Берг не смущался. Он оправдывался, ссылаясь на "непосредственное откровение" от Бога, якобы данное ему. Он заявлял, что Господь "призвал" его на особое служение, сказав: "Я сделал тебя острозубым молотильником, который перемолотит горы в прах и вырвет с силой подушки из-под рук сидящих беспечно на Сионе". [Moses David, The Disciple Revolution (London: The Children of God, 1975), 7-8.] Вскоре Берг покинул Калифорнию, основываясь на другом откровении, согласно которому весь штат будет так сильно разрушен землетрясением, что опустится вниз под воды океана.
Берг прошел по некоторым местам Америки и Канады и прибыл в штат Техас. Здесь он продолжил деятельность, обращая к себе новых людей, особенно молодежь. Как вспоминала после его дочь, Берг учил последователей следующим методам работы: "Вначале постарайтесь убедить их принять Иисуса в сердце. Потом делайте так, чтобы они исполнялись Святым Духом. Затем спрашивайте, хотят ли они оставить все и последовать за Иисусом". [Ruth A. Tucker, Another Gospel (Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1989), 233.]
Однако, это были только слова. Сам же Берг все больше и больше совращался нравственно. Несмотря на то, что его жена была постоянно с ним, он начал сожительствовать с Марией, одной из последовательниц. Затем он стал жить с еще одной девушкой, назвав ее Марфой. Все это нисколько не препятствовало ему заниматься "духовными" исканиями.
Вскоре в жизни Давида Берга случилось то, что он принял за истинное говорение на языках. Как сам он говорил об этом после, глоссалалия появилась у него с помощью духа-наставника по имени Абрапш. Берг впервые вступил в общение с этим духом в каком-то цыганском таборе за несколько месяцев до того, как стал говорить на языках. Вот при каких обстоятельствах пришла к нему глосалалия:
"Я лежал между Марфой н Марией и молился так, как будто огнем горел дом. Внезапно, прежде чем я смог осознать что происходит, я начал молиться на языках... это наверное было от Абрагима.
Я в конце концов находился в достаточно отчаянном состоянии, чтобы позволить Господу взять руководство и установить контроль. Абргим стал молиться в Духе через меня. Три дня я не мог сказать слова по-английски...
В течение многих и многих лет я жил, имея желание обрести дар языков, потому что это было таким чудесным явлением для меня. Подумать только — уметь говорить на ином языке, которого ты никогда не изучал. Это было явное чудо, явное доказательство чудесного. И Господь в течение многих лет не давал мне его!
Я умолял Его! Я упрашивал Его! Я падал лицом на землю перед Ним! Я делал все...
Наконец, Он начал давать мне те явления слышимых даров, когда я стал меньше всего ожидать их. Я лежал нагой среди двух нагих женщин на одной кровати в дальней части нашего передвижного дома, когда впервые получил дар языков". [Deborah (Una Berg Daw's with Bill Davis), The Children of God (Grand Rapids: Zondervan, 1984), 79, 83-86 quoted in Tucker, p. 79, 83-86.]
Кроме связи с духом по имени Абрагим, Берг говорил, что все движение Детей Божьих находится под покровительством еще одного духа, по имени Авенир. Это был дух одного из его последователей, умершего к тому времени. Затем Берг хвалился, что имеет связь со своими умершими родителями и даже с такими историческими личностями, как Мартин Лютер и Иван Грозный.
Все эти сведения мы даем для того, чтобы показать, что каким бы чудесным и удовлетворительным не казался Бергу его "дар" языков, он не был от Бога. Господь не дает духовных даров нарушителям Его стандарта нравственности и тем, кто занимается спиритизмом. Так как Берг и его движение нарушают Божий стандарт для брачной жизни и Его волю относительно спиритизма глоссалалия в этом движении не имеет ничего общего с Духом Святым.

Путь международный

В наши дни есть еще один культ, который довольно тесно связан с глоссалалией. Больше всего его последователей находится в США и называется он Путь международный (Way International). Подобно культу Детей Божьих, он появился на почве калифорнийского Иисусова Движения в семидесятых годах. Основателем и лидером Пути международного был Виктор Пол Уирвилл (Victor Paul Wierwille), скончавшийся несколько лет тому назад.
Уирвилл заявлял, что когда-то учился в чикагском Библейском Институте имени Муди. Однако, институт не имеет никаких данных об этом. Хотя подобно Уирвиллу его последователи говорят, что всецело принимают богодухновенность Библии, но, к сожалению, они отвергают важные доктрины христианской веры.
Во-первых, Уирвилл и его ученики отвергают учение о Святой Троице. Во-вторых, они отвергают божество Господа Иисуса Христа. Основным сборником учения Пути международного является книга, написанная Уирвиллом под вызывающим названием Иисус Христос не есть Бог. Виктор Уирвилл считал себя великим реформатором Церкви, подобным Мартину Лютеру. Однажды он написал о себе следующее:
"Когда моя жизнь закончится, я думаю, моим самым большим вкладом станет (мое) знание и учение, что Иисус Христос не есть Бог. Прежде чем придет мой конец, моя жизнь вероятно раздразнит самый большой (пчелиный) улей в католичестве и протестанстве с того времени, когда религиозные вожди "выстрелили" в Мартина Лютера. Да произойдет истинная реформация в наши дни и в наше время". [J.L.Williams, Victor Wierwille and the Way International (Chicago: Moody, 1979), 49-50.]
В-третьих, потому что Уирвилл отверг учение о Святой Троице и божестве Христа, он учил также неправильно о Святом Духе. Он говорил, что так как о Боге Отце сказано: "Бог есть Дух", то Отец Небесный и есть Дух Святой. Однако, когда Бог дает человеку "святого духа". Он дает не Себя, а лишь что-то от Себя. Иначе говоря, Берг отвергал личность Духа Святого. В своих статьях и книгах о Духе, которого люди принимают от Бога, Уирвилл писал с малых букв. Он учил, что Бог, которые есть Дух Святой, "дает людям духа святого".
Есть еще один важный пункт библейского учения, который Уирвилл толковал по-своему. Это касается девственного рождения Христа. Он делал различие между девственным рождением и девственным зачатием. Первое он отвергал, а на втором настаивал. Он учил, что после непорочного зачатия Младенца, Иосиф, муж Марии, жил с нею, как с женою несколько месяцев до рождения Иисуса и поэтому у Христа не было девственного рождения, а было только девственное зачание. В доказательство своей правоты, Уирвилл соответственно искажал значение отдельных стихов Нового Завета. Ложные учителя именно так часто поступают со Священным Писанием.
Несмотря на примеры отступления и другие странности, о которых нет надобности здесь говорить, Уирвилл высоко ценил глоссалалию, считая ее необходимой как для себя, так и для всех своих последователей. Подобно Бергу, лидеру культа Детей Божьих, он делал неоднократные попытки обрести этот "дар". О своих духовных исканиях он после написал следующее:
"Шесть лет я молился, просил, умолял и упрашивал Бога (дать мне) эту духовную силу. Я проехал буквально тысячи миль, лишь для того, чтобы спрашивать людей в Духе Святом и его даре. Я всегда возвращался духовно израненным и окровавленным, потому что те христиане, которые обрели его, находились в таком замешательстве, что не могли передать благословение мне". [Victor Paul Wierwille, Receiving the Holy Spirit Today (New Knoxville, Ohio: Americal Christian Press, 1972), 4.]
Безуспешные искания едва не убедили Уирвилла отказаться от стремления обрести глоссалалию. Наконец он обнаружил "секрет" и его искания увенчались "успехом". Вот его свидетельство:
"Мне было дано понять, что обретение Духа Святого не зависит от добрых дел болезненной молитвы или от личной заслуги, но от веры... (тогда)... я принял явление полноты силы свыше". [Ibid., 39-40.]
Затем, в подтверждение идеи, что глоссалалия необходима для всех последователей, Уирвилл написал следующее:
"Говорение на языке является внешним явлением в чувствах верующего, в его мире внутренней действительности и присутствии силы святого духа. Говорение на языках есть постоянное напоминание даже в час потери и переживания, искушения и тревоги, что Христос в тебе сплою Божьей. Поэтому ты имеешь победу над врагом во всяком положении". [Ibid., 41.]
Так как Уирвилл считал глоссалалию важной, он настаивал, чтобы каждый из членов его движения старался обрести ее. Для достижения этого, он предлагал следующий метод:
"Когда усядешься, следуй таким инструкциям. Открой широко уста и вдохни... Просто вдохни. Открой широко уста. Когда вдыхаешь, благодари Бога за то, что Он исполнил тебя полнотою силы Святого Духа. Не проси Его; благодари Его за это.

Когда начинаешь говорить на языках, двигай устами, горлом, языком. Выговаривай. Когда кончишь один звук, произноси другой. Не обращай внимания на то, что ты думаешь. Только формулируй слова, только двигай губами, горлом, языком; говори. Ты будешь величать Бога независимо от того, как будут звучать слова для твоих ушей. Твое дело говорить на языках, а Божье дело давать тебе произношение". [Victor Paul Wierwille, New Dynamic Church (New Knoxville, Ohio: American Christian Press, 1971), 123.]

Данные инструкции подобны тем, которые в наше время предлагают слушателям проповедники многих харизматических церквей. И, конечно, следуя их словам, люди часто получают "дар". Однако, что можно сказать о "даре духа святого" в движении, созданном Уирвиллом? Можно ли согласиться, что это есть истинный дар языков от Духа Святого? Если можно, то как согласовать его с еретическими вымыслами Уирвилла? Конечно, никак. Поэтому, разумеется, глоссалалия Пути международного не является истинным Божьим даром. В лучшем случае, она — явление чисто психологическое, а в худшем нечто более духовно опасное.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.