Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиIII, 4: «МИСТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ»из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода«Брихадараньяка-упанишада»
(V, 9) говорит о «шуме... который слышит человек, когда он затыкает уши. Когда
он собирается уйти из жизни, то не слышит этого звука». Из
«Вайкханасасмарта-сутры» известно, что умирающий слышит «звук колокольчика»,
который постепенно слабеет к моменту кончины. Палийский канон приписывает этот
же звук голосам божеств: согласно «Дигханикае» (1,152), «голоса дэвов и якшей,
говорят, похожи на звуки золотого колокольчика». Подобные же звуки слышны и при
некоторых тантрических телесных позах и созерцаниях, например при созерцании
анахата чакры (см.: «Маханирвана-тантра», V, 146). «Надабиндуупанишада» (31 и
т. д.) описывает все мистические звуки, слышимые йогином, когда он медитирует в
сиддхасане, во время практики вайшнави мудры. Также «Дхьянабинду», основная
медитация которой начинается с мистической концентрации на слоге ом, упоминает
несколько необычных видов звука: «Когда нада локализована в винаданде (спинном
хребте), звук... похож на шум моря в раковине, и т. д. Когда достигнута сфера,
соответствующая элементу акаша, то слышен крик павлина» (102). См. также
«Хатха-йога прадипику» (IV, 79 и далее), «Гхеранда самхиту» (V, 78 и далее). В
наши дни в Индии существует одна секта, радха свами, занимающаяся медитацией на
«мистическом звуке». Эта медитация называется шабд-йогой, «йогой звука». Центр
радха свами — Бис, возле Капуртхалы, там во владении секты находится красивый
храм. Как-то в ноябре <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|