Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиДЖХАНЫ И САМАПАТТИиз книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свободаЧтобы вступить в состояние
необусловленности — иначе говоря, чтобы полностью умереть для этой профанной,
тяжкой, иллюзорной жизни и переродиться (в «другом теле»!) к жизни мистической,
позволяющей достигнуть нирваны, — буддизм использует традиционные йогические
психотехники, дополняя их упорным стремлением постичь истину. Интересно, что
прелиминарии к буддийской аскезе и медитации подобны тем, которые рекомендованы
в «Йогасутрах» и других классических произведениях. Аскет должен избрать
уединенное место (в лесу, у подножия дерева, в пещере, на кладбище или даже в
стогу сена в открытом поле), сесть в асану и приступить к медитации. «Отбросив
страстную тягу к миру, он пребывает с невзволнованным сердцем и очищает свой ум
от алчности. Отбросив червя недоброжелательности, он пребывает с сердцем,
свободным от вражды, благосклонным и сострадательным ко всем живым существам, и
очищает ум от злобы. Отбросив леность и оцепенелость, он пребывает бодрым и
внимательным; ясно сознающий, хладнокровный, он очищает ум от лени и
оцепенения... Отбросив сомнение, он пребывает подобно тому, кто превзошел
затруднения; точно зная, что есть благо, он очищает ум от сомнений». Хотя эта
медитация и содержит «нравственные» элементы, она все-таки не направлена на
этические проблемы. Ее целью является очищение сознания аскета, чтобы подготовить
его для высшего духовного опыта. Йогическая медитация, в том виде, в каком она
истолкована Буддой в некоторых сутрах «Дигха-никаи», определенно нацелена на
«перестройку» сознания аскета, т. е. на создание для него нового, «прямого
опыта» психической и даже биологической жизни. Во всех своих конкретных
проявлениях — походке, телесной позе, дыхании и т. д. — аскет должен заново
обнаружить «истины», провозглашенные Учителем; иначе говоря, он превращает все
свои движения и поступки в предлог для медитации. Махасатипаттхана-суттанта
уточняет, что бхикку (=монах), выбрав некое уединенное место для своей
медитации, должен уметь осознавать все те физиологические действия, которые он
дотоле выполнял автоматически, бессознательно: «Делает ли он долгий вдох, пусть
он сознает это; делает ли долгий выдох, пусть осознает это... Пусть он
практикует с мыслью: «Приведя в покой тело, я сделаю вдох... сделаю выдох...»«.
Эта процедура — не просто упражнение в пранаяме, но также и медитация над
буддийскими «истинами», постоянное созерцание нереальности материи. (Приводим
объяснение комментатора к этому отрывку: «Йогин должен спросить себя: «На чем
основаны эти выдохи и вдохи?» Они основаны на материи, материя же есть
материальное тело, а материальное тело — это четыре элемента» и т. д. (Warren
H. С. Buddhism in Translations. Cambridge, 1896, p. 355, n. 1) Таким образом,
здесь налицо медитация на дыхательном ритме, вытекающая из аналитического
рассмотрения человеческого тела, а также предлог для понимания составной,
«мучительной» и изменчивой природы тела. Это «понимание» поддерживает и
укрепляет медитацию, т. к. оно раскрывает несубстанциональность жизни и
усиливает решимость аскета следовать стезе спасения.) Целью подобной медитации
является полное усвоение этих фундаментальных истин, трансформация их в
«постоянный опыт», пропитывание ими, так сказать, всего существа монаха. В том
же тексте из «Дигха-никаи» (II, 327) позже утверждается: уходит бхикку или
приходит, смотрит или отводит взгляд, сгибает или разгибает руки и ноги,
надевает ли нижнюю, верхнюю рясу, берет ли чашу, ест ли, пьет, разговаривает,
отдыхает, подчиняется позывам природы... двигается или хранит молчание — он
всегда осознает то, что делает» («Диалоги», II, 339). Нетрудно понять цель этой
внимательности. Бхикку должен в своей повседневной деятельности непрерывно
осознавать и тело, и душу, чтобы тем самым постичь непрочность феноменального
мира и нереальность «души». Комментарий на Сумангала Виласини выводит следующее
заключение из этого вида медитации на телесных движениях: «Говорят, что есть
некая живая сущность, которая ходит, стоит; но где же находится эта движущаяся
или стоящая живая сущность? Нет ее». Однако это постоянное внимание к
собственной жизни, эта практика разрушения иллюзий, созданных ложной концепцией
«души», — только прелиминарии. Подлинная буддийская медитация начинается с
переживания четырех психических состояний, называемых джханы (санскр. дхьяны).
Неизвестно в точности, какие медитативные психотехники избрал и практиковал сам
Будда. Как это часто бывает, одинаковым словом выражались разные содержания.
(Мы можем вспомнить в этой связи, какие разнообразные значения принимает слово
«йога» в индийской литературе.) Однако вполне возможно, что по крайней мере
некоторая часть созерцательных практик, использованных Буддой и сохранившихся у
его учеников, передавала исконную аскетическую традицию. Каким же образом столь
обширный и разветвленный свод канонических спиритуальных упражнений мог быть
утерян, как он мог пострадать от искажений в традиции, где память о
непосредственном слове Учителя чтится столь свято? Тем не менее из текстов,
собранных Каролиной Рис Дэвидс, явствует, что Будда был ревностным
«дхьянистом», что он не искал в своей практике дхьяны ни Мировую Душу
(Брахмана), ни Бога (Ишвару) и не поощрял других искать их. Для него дхьяна
была средством «мистического» эксперимента, способом достижения
сверхчувственной реальности, а не стремлением к unio mystica. Этот йогический
опыт готовил монаха к «высшему знанию» (абхиджня), конечной целью которого была
нирвана. Техника буддийской медитации была сформулирована — если не впервые
(что весьма вероятно), то, во всяком случае, впервые в ясной форме — в
Поттхапада-сутте («Дигха-никая», I, 182 и др.). Приведем несколько крупных
отрывков из этого важного текста: «Когда он, бхикку, осознал, что эти Пять
Препятствий (нивараны) (Согласно «Дигха-никае» (I, 71), пятьниваран -следующие:
чувственность, злоба, леность тела и ума, возбуждение тела и ума, сомнение.
Списки различаются.) отброшены от него, радость возникает в нем, и растет
блаженство; и, так радуясь, он ощущает тело свое легким; и, став легким, он
наполняется ощущением покоя, и в этом покое пребывает его сердце... Так,
отстранившись от страстей, чуждый злым устремлениям, входит он внутрь себя и
вступает в Первое Созерцание (джхану)... состояние радости и блаженства
(рожденное отрешенностью [вивекаджа, «рожденное одиночеством»]), рефлексии и
направленности сознания. Тогда сама мысль о наслаждениях,.. которая довлела над
ним прежде, исчезает. Вслед за этим появляется у него тонкое, явное чувство
радости и мира, возникающее через отрешенность, и он осознает его». Затем,
«подавив всякую рефлексию и направленность сознание, бхикку вступает во Второе
Созерцание... состояние радости и блаженства, рожденное безмятежностью
концентрации (самадхи), (Самадхи, о котором говорят буддийские источники,
напоминая самадхи-сосредоточенность «Йога-сутр», не играет ту же роль, что в
учебнике Патанджали. Буддийское самадхи скорее является состоянием,
предваряющим вступление в нирвану.) когда исчезают рефлексия и направленность
сознания, состояние возвышенности ума, успокоенности. Затем то тонкое, но явное
чувство радости и мира, рожденное отрешенностью, которым он обладал прежде,
исчезает. И вследствие этого возникает тонкое, но явное чувство радости и мира,
рожденное концентрацией. И он сознает это». Затем бхикку, «отстранившись от
радости, становится уравновешенным; и, будучи внимательным, владеющим собой, он
испытывает в своем теле блаженство, о котором арахаты (арья, «святые») говорят:
«Человек безмятежный, владеющий собой, ощущает себя блаженным»«. И так вступает
он в Третье Созерцание... Затем то тонкое, но явное чувство радости и мира,
рожденное концентрацией, которым он обладал раньше, исчезает. И вследствие
этого появляется тонкое, но явное чувство блаженства уравновешенности». И
наконец, бхикку, «отстранившись как от блаженства, так и от страдания, оставив
всякую радость, всякую возвышенность, которые он прежде ощущал, вступает в
Четвертое Созерцание... состояние чистого самообладания и уравновешенности
(сати), находящееся вне страданий и блаженства. (Психологически четвертая
джхана характеризуется остановкой дыхания: ассаса-пассаса-ниродха. См.: Oltramare P. <<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге Обратно в раздел сравнительное богословие |
|