Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гитт В. А другие религии?

ОГЛАВЛЕНИЕ

10. Люди без Евангелия: спасенные или погибшие?

Высказывания, приведенные в предыдущей главе, показали, что людям, принимающим проповедь Евангелия, оно несет спасение. Недвусмысленно и положение остальных, не принявших его, ибо Слово Божие есть острый меч, разделяющий спасенное от погибшего. Остается лишь еще один волнующий нас вопрос: а как же с теми, которым не пришлось услышать его и которые поэтому пошли путем собственной религии (см. определение Д1 в главе 4.2)? Если существует надежда для язычников, то в Библии можно было бы найти такие высказывания, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны" (Ам. 3,7). Мы приходим к выводу, что существует целый ряд не основанных на Библии учений о спасении, которые выходят за рамки пути, подробно описанного в главах 5-8. Мы были бы рады, если бы Бог дал еще другие возможности, ибо тогда мы могли бы сообщить эту утешительную весть другим и тогда невыполненная миссия меньше обременяла бы нас. Вследствие этого мы должны проверить уже упомянутые возможности, в какой мере Библия поддерживает такие учения и что является человеческим вымыслом, то есть спекулятивными компонентами.

10.1 Проповедь в царстве мертвых: возможно ли спасение после смерти?

Согласно широко распространенному мнению, в царстве мертвых должна еще иметь место проповедь Евангелия. После этого люди получают возможность принять решение, которой они либо не имели при жизни, либо тогда отвергли. Известно, что Иоганн Кристоф Блюмгард, будучи пастором, проповедовал мертвым в ризнице своей церкви. В качестве оправдания таких учений приводятся два места из Нового Завета: Ефесянам 4,8-10 и 1 Петра 3,18-20. Рамки данного изложения не позволяют нам остановиться на этих трудных текстах более подробно. Интересующиеся читатели могут обратиться к приложению. Здесь же мы процитируем лишь основополагающее высказывание из Послания к Евреям 9,27: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Библия нигде не говорит о проповеди Евангелия в царстве мертвых.

10.2 Всепримирение: спасение для всех без исключения?

Учение о всепримирении утверждает, что, в конечном итоге, все люди будут спасенными. Иисус говорит, что широкий путь ведет к погибели, тогда как учение всепримирения возражает, что всякий путь человека ведет к вечной жизни и что отвержение Бога при жизни не имеет последствий для вечности. Иисус говорит Иуде: "Лучше было бы этому человеку не родиться" (Мат. 26,24). Разве сказал бы Господь эти слова, если бы Иуде еще предстояла вечность в небе? В дословном переводе Иисус сказал предателю: "Хорошо было бы, если бы он не родился, этот человек!" Но всепримирители переводят Его слова так: "Хорошо было бы Ему (то есть Иисусу!), если бы он не родился, этот человек (а именно, Иуда). Путем незначительного изменения (написания слова "его" с большой буквы) смысл этой фразы полностью перекручен. Таким образом, Господу Иисусу приписывается высказывание, укладывающееся в рамки заранее сфабрикованной системы. Перевод Нового Завета сторонниками учения о всепримирении можно резюмировать реакцией Петра, когда Господь сообщил ученикам о предстоящих Ему страданиях: "Да не будет этого с Тобою!" (Мат. 16,22). На это Иисус резко ответил словами: "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мат. 16,23).

Представители учения всепримирения аргументируют чисто человеческими формулировками, когда говорят, что несправедливо наказывать людей в вечности, так как они грешили "только" при жизни. Здесь следует обратить внимание на следующее: никто не может спорить с Богом (Рим. 9,20). Только Бог может сказать нам, какова тяжесть нашей вины перед Ним. По поводу этого Репе Паш замечает: "Грехопадение Адама и крест Христов являются очень ограниченными по времени событиями, но оба имеют бесконечные последствия".

Центральную роль в интерпретационном подходе учения всепримирения играет перенос понятий вечности на ограниченный период времени. В оригинале Нового Завета для прилагательного вечный стоит слово "aion". Несмотря на то, что в Новом Завете есть смысловые сочетания, в которых эти слова следует понимать, как выражающие ограниченный отрезок времени (например, Лук. 1,7: "...как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих..."), в основном, они имеют в виду бесконечность. Рене Паш установил, что "вечный" применяется 64 раза по отношению к небесной действительности (например, вечный Бог, вечное Царство, вечная жизнь, вечное блаженство), и семь раз это слово стоит в сочетании с проклятием (например, вечный огонь, вечные муки). В Матфея 25,26 Господь Иисус использует одно и то же прилагательное в выражениях "вечная жизнь" и "вечные муки", и в каждом из этих случаев Он подчеркивает длительность действия. Учение всепримирения сводит же вечность ада к ограниченному временем наказанию, достигая это тем, что во всех подобных случаях оперирует понятием, выражающим законченное действие. Нам хочется предостеречь от истолкования Библии с точки зрения предвзятых учений.

Учение всепримирения успокаивает людей лживой надеждой, будто все они в конечном счете - независимо от веры - спасутся. Оно освобождает христиан от их обязанности личного свидетельства и обесценивает задачу евангелистов и миссионеров как излишнюю жертву. Оно лишает перспективу вечности человека ее серьезного содержания. Библия говорит нам, что приговор, полученный в судный день, является окончательным и неизменным, он носит вечный характер. Можно опоздать! Бог отвернулся от Саула из-за его непослушания (1 Цар. 15,23). Этот приговор Бог больше не пересматривал, хотя Саул и просил прощения (1 Цар. 15,24-26).

Дьявол весьма коварн; он - лжец и отец лжи, человекоубийца от начала, который ходит, "как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пет. 5,8). Основной образец соблазна "подлинно ли сказал Бог?" (Быт. 3,1) никогда не менялся со времени грехопадения, но способ нападения подбирается к каждому индивидуально. И Иисус был искушен дьяволом. В случае с Иисусом он, среди прочего, пытался сделать вызов Его власти как Сына Божия: "Если Ты Сын Божий, то... (Мат. 4,3). Но Иисус противостоял всем лживым обольщениям благодаря тому, что непоколебимо опирался на Слово Божие: "Написано!" Точно так же у дьявола имеется свой специальный метод для каждого человека, чтобы искусить его:

- верующих - святым и далеко не святым способом, проявляющимся в том, что он искушает их физическую и религиозную плоть

- неверующих, пытаясь удержать их на пути погибели, отвлекая и искушая их

- язычников, поощряя их к идолопоклонству

- атеистов, поддерживая их в их безбожии соответствующими учениями (например, экзистенциализм, нигилизм, естественная философия, эволюционизм).

У верующих в Библию дьявол не может отобрать Библию, поэтому он придерживается здесь следующей тактики: Библия, как таковая, признается годной, но смысл Слова изменяется или перекручивается. Дьявол никогда не цитирует Бога правильно. Бог дал человеку власть над всем творением (Быт. 1,28-30), включая деревья в Едемском саду. (Быт. 2,16). За исключением одного-единственного дерева, а именно - дерева познания добра и зла (Быт. 2,17). Дьявол же подвергает высказывание Бога сомнению: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт. 3,1). Дьявол отлично владеет искусством критики Библии. Поэтому следует быть особенно внимательными при такого рода влияниях. Ширмахер подчеркивает: "Когда христиане считают, что правильное отношение к Библии не так важно для спасения, тогда они совершенно упускают из вида, что находят свидетельство своего спасения только в Писании и что Слово Божие будет нашим судьей! Критика Библии является оскорблением Божьего величия, при этом совершенно все равно, идет ли речь о непосредственном сомнении, о противодействии на практике или о святых методах дополнения, пояснения или набивания на ней руки. Критика Библии непростительна!"

У критиков Библии дьявол частично, или даже полностью, уже отобрал ее. Они доверяют своим собственным теориям намного больше, чем Слову Божию. Они берут на себя смелость вносить поправки в Слово, подвергать критике и лишать его смысла. Они непокорны Слову Божьему (1 Цар. 15,23). К таким идеологиям относится, например, теистическая эволюция, согласно которой человеку следует искать своих предков в мире животных. Они считают смерть не платой за грех, а относят ее в разряд необходимых эволюционных факторов, служащих более высокому развитию. В "исторически-критическом" методе они видят подход, пригодный для Библии. Основные события, о которых в Библии сообщается, как об исторических фактах, они относят к области мифов, как например, грехопадение первого человека, Иона, в чреве рыбы или физическое воскресение Иисуса.

Безбожникам дьявол представляет Библию обесцененной книгой. В лучшем случае, они приписывают ей определенное литературное значение, но отрицают присущую ей силу Божию. Так, например, они хватаются за эволюционное учение и считают, что тем самым они ответили на все волнующие нас вопросы о происхождении, а следовательно, о смысле и цели мира и жизни. Павел говорит, что искуситель "ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа" (2 Кор. 4,4).

Неевангелизированным язычникам дьявол предлагает религию во всем ее изобилии. Он привязывает их к вере в духов и идолопоклонству, так что люди поклоняются "бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить" (Откр. 9,20).

10.3 Милость Божия: безгранична ли сфера ее действия?

Существует много людей, которые не по своей вине ничего не слышали или слышали только разбавленные или искаженные сведения об Иисусе Христе. Поэтому многие задают вопрос о том, как может Бог проклясть людей, которые никогда не находились в сфере полного воздействия Евангелия. Нет, доказывают они, не может же дверь навсегда закрыться для тех, которые не имели возможности услышать о Его имени. Милость Божия обязательно должна распространяться и на те места, до которых не дошло Евангелие.

Миссионер Г. Ладдс отвечает на это так: "Нет, мы не закрываем насильно дверь перед миллионами тех, которые никогда не слышали об имени Иисуса... Но мы подчеркиваем, что только крест и воскресение могут спасти нас. Мы подчеркиваем, далее, что нехристианские религии лишены всякой спасающей истины. Однако, могут быть души, никогда не слышавшие Благую Весть, но стремившиеся к Богу (Деян. 17,27), к вечной жизни (Рим. 2,7). Таковые имеют истинное обрезание в духе, и им Бог даст спасение через Иисуса. Сколько таких, мы не знаем". Последнее мнение, очевидно, скорее находит свое подтверждение в Писании, чем упомянутое ранее. Милость Божия не имеет границ (Пс. 107,5), то есть, мы можем обратиться к ней как в запущенной на луну ракете, так и в шахте, находящейся на километровой глубине; кто же отвергает ее ("оскорбляет", Евр. 10,29-31), тому она больше не будет предложена. Спасительная благодать Божия явилась в Личности Иисуса (Тит. 2,11), в Нем благодать получила свой абсолютный объем: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоан. 5,12).

Запомним: Мы не должны, не можем и не хотим сами определять границы благодати Божией. Милость Божия простирается явно дальше, чем мы способны себе представить, но все же не дальше, чем об этом свидетельствует Писание, ибо Слово Божие остается непреложным как в суде, так и в милости.

10.4 Суд над язычниками: критерии осуждения

Для язычников, до которых не дошла Евангельская Весть, все же имеется три источника познания: творение (Рим. 1,20), совесть (Рим. 2,15) и предчувствие вечности (Еккл. 3,11). Творение свидетельствует им, что существует Бог, а совесть - дарованный Богом внутренний голос - говорит: это хорошо, а это неправильно. Если человек сделает что-то недоброе, совесть не дает ему покоя, так что его мучает чувство вины и угрызение совести. В своей книге "Вечность в их сердцах" Дон Ричардсон доказывает, что народам земли известно о жизни после смерти. Таким образом, Бог "не переставал свидетельствовать о Себе язычникам" (Деян. 14,17). Поступать вопреки своей совести - грех. Кто продолжает упорно грешить, тот все больше притупляет свою совесть. Это продолжается до тех пор, пока совесть не умрет и не станет больше реагировать. Так, существуют люди, которые настолько привыкли лгать, что уже не сознают этого.

Живут ли язычники, руководствуясь лишь совестью? Римский поэт Гораций (65-8 в. до Р.Х.) свидетельствовал: "Я вижу лучший путь, но иду худшим". X. Тейлор (1832-1905), известный миссионер, проработав всю жизнь среди китайских язычников, установил, что не встречал китайца, который бы утверждал о себе, что он прожил разумно. Эту ситуацию описывает и Павел в Римлянах 3:

- все под грехом

- нет праведного ни одного

- нет разумевающего

- никто не ищет Бога

- все совратились с пути

- все до одного негодны

- нет делающего добро

- нет страха Божия пред глазами их.

Таким образом, язычники, как и все другие люди, далеки от того, чтобы поступать по совести. Знание о Творце и наличие совести делает их ответственными за свои поступки. Основным положением должно служить: "Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда" (Иов. 34,12):

Соответственно степени сознания: Ясно, что неевангелизированные язычники несут меньшую ответственность, чем люди, до которых дошел свет Евангелия. Напротив, кто услышал проповедь, тот находится у Бога на другом статусе: ему была предоставлена возможность спасения.

Если он не воспользовался ею, то понесет тем более тяжкое наказание. В Ев. от Луки 12,48 Господь говорит: "А от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут". Иисус говорит, таким образом, о разной степени наказания. И Павел делает разницу между теми, которые грешат, находясь "под законом", и теми, которые делали это, "не зная закона". Поскольку Бог нелицеприятен, Он учтет каждое смягчающее обстоятельство.

По делам: Бог знает дела каждого из нас, и "Он воздаст каждому по делам его" (Рим. 2,6). Этими делами будут как те, которые были совершены (Мат. 25,34-40), так и упущенные (Мат. 25,41-46). Все дела людей записаны в Книгах Божиих и являются критерием оценки во время суда Божьего над неверующими (Откр. 20,12-13).

Не взирая на личность: Мы, люди, судим друг о друге по некоторым меркам: по происхождению, по образованию, по одежде, по мнению о нас других людей, по званиям и достоинствам, по богатству, по популярности, по национальности и даже по принадлежности к церкви. Всех этих критериев оценки у Бога нет; Он "нелицеприятен"! (1 Пет. 1,17; Рим. 2,11; Деян. 10,34).

По справедливости: Господь - праведный Судья (2 Тим. 4,8). В Откровении 16,7 мы читаем: "Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои".

В различных ситуациях повседневной жизни людей можно отнести к двум группам. Приводимый ниже небольшой список поможет нам уяснить это:

Железная дорога: курящие и некурящие

Плавательный бассейн: умеющие плавать и не умеющие плавать

Спорт: победители и проигравшие

Занятые в труде: работодатели и рабочие

Врач: здоровые и больные

Население: мужчины и женщины

В суде Божием человечество тоже будет разделено на две группы, но по другим категориям:

добро и зло - без чего-то среднего

свет и тьма - без полумрака

спасенные и погибшие - без "наполовину спасенных"

дети Божии и дети дьявола - без нейтральных

помилованные и непомилованные - без половинчатой ступени

наследники неба и добыча ада - без чистилища

праведные и неправедные - без посредственных

благословенные и проклятые - без "наполовину святых"

Ирландский писатель С. Луис свел это к следующему: "В конце будет только две категории людей: те, которые скажут Богу: "Да будет воля Твоя", - и те, которым Бог под конец скажет: "Да будет воля твоя". Несмотря на то, что Библия ясно описывает два места вечного пребывания, существуют все же разные уровни как у спасенных, так и у неспасенных:

Спасенные: Господь Иисус говорит о малейших и о великих в Царстве Небесном (Мат. 5,19). Одни спасенные, но "так, как бы из огня" (1 Кор. 3, 15), ибо их жизнь - несмотря на спасение - осталась пустой, без плодов для Бога, и их жизненное тщеславие и фасад ("дерево, сено, солома") не могли устоять в очистительном огне суда, как не имеющие ценности для вечности, для Бога. Для других же будет в силе: "И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во веки, навсегда" (Дан. 12,3). Каждый получит соответственно своему делу (1 Кор. 3,8; 1 Кор. 3,14; Откр. 2,10; Откр. 3,21 и др.). Этот аспект находит свое яркое выражение в притче о десяти минах (Лук. 19,11-28). Если степень "радости" в Царстве Божием будет разная, то "счастье" (степень спасения) все же будет для всех одинаковым. Этому учит нас Господь в притче о работниках в винограднике (Мат. 20,1-15).

Погибшие: Разные ступени будут и для оказавшихся в бедствии. В городах Хоразин и Вифсаида Господь Иисус как-то особенно проявил Себя как Сын Божий, но люди все же не покаялись. Поэтому Он проповедовал им суд. По сравнению с людьми, вовсе не услышавшими призыв спасения, их будет ожидать еще более суровая участь: "Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам" (Мат. 11,21-22). И жители Содома будут осуждены, по сравнению с жителями Капернаума, по другим меркам. Особенно суровая участь ожидает самоправедных и лицемерных книжников (Мат. 23,13-33). Виновников массовых убийств ждет другое наказание, чем "обычного" гражданина, который, однако, тоже ничего не хотел знать об Иисусе. Люди, слышавшие Евангелие и не принявшие его, будут судиться иначе, чем язычники, никогда не слышавшие его.

10.5 Если язычники погибнут: на каком основании?

Кто слышал проповедь Евангелия и не обратился, тот является навечно погибшим. Ибо такой человек все еще находится в том исходном состоянии, в котором одинаково находятся все люди по своей природе (душевный человек):

- "мертвые по преступлениям, по природе - чада гнева, не имеющие надежды и безбожники" (Еф. 2,1.3.12)

- под "властью сатаны" (Деян. 26,18)

- живущие во тьме (Деян. 26,18)

- без прощения грехов (Деян. 26,18)

- "не имеющие наследия" (Еф. 5,5)

- "не верующий уже осужден" (Иоан. 3,18).

Мы не можем оставить без внимания эти высказывания, когда речь идет о неевангелизированных язычниках. Если язычники погибнут, то:

- потому, что они родились в неподходящей стране?

- потому, что им не пришлось услышать Евангелия?

- потому, что у них не было возможности обратиться ко Христу?

- потому, что они не приняли Вести, о которой ничего не слышали?

Ответ на это гласит: НЕТ! Миссионер Дж. Сандерс дает библейское обоснование: "Если язычники погибнут, то на том же основании, что и другие люди: потому что они грешники. Все люди, религиозные или цивилизованные, так же как и те, которых принято называть язычниками, обречены на погибель, потому что они грешники. Все люди родились во грехе. "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3,23). "Душевный человек", является ли он язычником в отдаленном девственном лесу или находится в центре цивилизованного мира, не жаждет общения с живым Богом и Его Святостью и светом, ибо его позиция такова: "Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих" (Иов. 21,14). Поэтому такой человек делает себе идолов по своему образу, как это описывает Гете в "Прометее": он вступает на путь религии на свой лад и по своему мышлению. На это Библия говорит: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти" (Пр. 14,12). Р. Шпеер замечает: "Люди находятся в этом печальном состоянии не потому, что они никогда не слышали Евангелия, а потому, что они люди. Люди являются грешниками не потому, что они не слышали Евангелия. Евангелие спасло бы их, если они услышали и приняли бы его".

Освальд Смит, миссионер и автор бестселлера "Горячая спасительная любовь", пишет: "Если язычники не погибли, еще не услышав Евангелия, то нам лучше оставить их в неведении. Если прокляты будут только те, которые отвергают Христа совершенно сознательно и по своей воле, то нам лучше вообще не нести им весть о Нем. Но вся Библия учит нас, что люди без Христа обречены на погибель и что их единственной надеждой и спасением является только Евангелие". Во всяком случае, правильным является проповедовать Евангелие тем, которые еще никогда не слышали его, ибо Иисус говорит: "Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мат. 28,19-20).

Примечание: Новый Завет подразделяет людей на три группы:

1. psychikos (греч.): Это руководствующийся разумом, то есть душевный, "природный" человек, не имеющий Духа Святого (Иак. 3,15; 1 Кор. 2,14). Увлеченный всем земным, он живет без Бога. Он не пережил возрождения и не является спасенным. Все люди от природы, начиная с Адама, находятся в этих узах. Плотской человек может быть образованным, приветливым, обаятельным, красноречивым и услужливым, и все же духовное содержание Библии остается для него совершенно сокрытым.

2. pneumatikos (греч.): Это природный человек, обновленный возрождением. Он является духовным человеком, исполненным Духа Святого и ходящим в тесном общении с Богом (Еф. 5,18-20). Он стал новой тварью "во Христе", имеет вечную жизнь (1 Иоан. 5,12), понимает святое назначение Библии (1 Кор. 2,15-16) и жаждет Слова Божьего.

3. sarkios (греч.): Это плотской человек, то есть, будучи обновлен верою, он все же "ходит по плоти" (Гал. 3,3). Он остается младенцем во Христе (1 Кор. 3,1-4), способным воспринимать только простейшие истины (1 Кор. 3,2).

10.6 Люди перед приходом на эту землю Иисуса: слишком рано жили?

Так как Новый Завет совершенно ясно и однозначно утверждает, что без Иисуса Христа нет спасения, то многие задают вопрос: а как же с людьми, которые жили в ветхозаветное время? Не слишком ли рано они жили; а может, Иисус, как Спаситель, слишком поздно пришел в этот мир? Здесь, как и в предыдущем отрывке, приемлемо то же обоснование: никто не погиб только потому, что он слишком рано жил, но если люди шли в погибель, то только лишь по причине греха и потому, что они не слушались голоса совести или проповеди о Боге.

Современники Ноя погибли во время потопа из-за своих злодеяний. Они не прислушались к словам Бога: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт. 6,3). О Содоме и Гоморре Бог также говорит, что "грех их, тяжел он весьма" (Быт. 18,20) и это было причиной их гибели. Но Бог спасает и тогда, когда люди каются, как это сделали язычники-ниневитяне (Ион. 3,5-10). Что же служило основанием для спасения в те ветхозаветные времена, когда Иисус еще не приобрел спасения на Голгофе? Чтобы понять Божий план спасения людей, нам нужно обратиться к следующему положению, которое мы находим в Библии:

Без Ветхого Завета (смотрите указания Иисуса на Ветхий Завет: Мат. 21,42; Мат. 22,29; Иоан. 5,39) мы не можем правильно понять Новый Завет, а без Нового Завета (указание Бога на Новый Завет в Иер. 31,31) мы не в состоянии достаточно точно классифицировать события Ветхого Завета.

Так, уже сразу после грехопадения, мы находим указания на грядущего Спасителя (Быт. 3,15). С тех пор цепочка указаний на Иисуса больше не прерывается (напр. Быт. 49,10; Пс. 22; Ис. 53,1-12; Зах. 9,9) до тех пор, пока не исполнился Божий план спасения и с Голгофского креста раздалось "свершилось". Библия показывает нам небо, где представлены и ветхозаветные свидетели веры: "...когда увидите Авраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Царствии Божием" (Лук. 13,28). Основанием их спасения также явилась жертвенная смерть Иисуса, "ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10,4). Так как без пролития крови не может быть спасения (Евр. 9,22), жертвы животных в Ветхом Завете служили указанием на Иисуса, Агнца Божьего, совершенную жертву без порока. В Послании к Евреям 9,15 написано, что в Иисусе уплачено и спасение ветхозаветного (первого) человечества: "И потому Он есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное". Павел также свидетельствует о действии жертвы Иисуса, не имеющей временных границ: "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3,25-26). Таким образом, люди, жившие во времена, предшествующие Иисусу, также обрели свое спасение через Иисуса, если каялись и слушались Бога, как это имеет место и сегодня. В Евр. 4,2 указывается на то, что уже до прихода Иисуса проповедовалась весть о спасении: "Ибо и нам (новозаветным) оно возвещено, как и тем (жившим до Христа); но не принесло им пользы (для спасения) слово слышанное, не растворенное верою слышавших".

На примере трех библейских личностей, принадлежавших к различным, с точки зрения Божьего плана спасения, эпохам, покажем, как они спаслись через послушание Богу:

1. Иов: В его время не существовало даже закона Моисеева (десяти заповедей). Иов руководствовался своей совестью: "Иов...был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла" (Иов. 1,1). Его доверие к Богу проявилось и в скорбях: "Бог дал, Бог и взял, да прославится имя Господне!"

2. Давид: В его время люди спасались тем, что исполняли закон, то есть имели право на прощение. Обращения ко Христу тогда еще не было, и все же Давид был "мужем по сердцу Божьему" (Деян. 13,22), потому что он был кроток и за его ошибками следовало раскаяние и обращение.

3. Лидия: В ее время мерилом спасения было принятие Евангелия об Иисусе Христе. Так как Божий план спасения людей в Иисусе свершился, теперь существует только один путь к Отцу (Иоан. 14,6). Лидия была богобоязненной женщиной, искавшей и поклонявшейся Богу, но тогда ей еще не была известна Благая Весть. Когда она услышала Евангелие от Павла, она тут же приняла ее и обрела спасение (Деян. 16,14-15).

Эти три библейские фигуры имели искреннюю веру в Бога. Они поступали так, как в то время говорил им Бог, и этим они обрели спасение. Настоящая же основа спасения всех их - как уже указывалось выше - заключена в Иисусе Христе.

10.7 Множество младенцев и детей: слишком рано умерли?

Библия говорит о мирном времени в тысячелетнем царстве, в котором все достигнут полноты своих дней: "Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею... Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа и потомки их с ними" (Ис. 65,20.23).

Для мира, в котором мы сейчас живем, характерно то, что умирает все больше младенцев, а также детей, не достигших еще возраста, когда они в состоянии принять решение и различать между истиной и неправдой. Причиной этого являются болезни, аборты, голод, войны, несчастные случаи, то есть, все скорби, так свойственные современному миру.

Где находятся души этих детей после столь раннего ухода из жизни? Существовало средневековое учение, утверждавшее, что некрещеные дети попадают в ад. Имеет ли это учение какое-то библейское обоснование? Вначале следует еще раз подчеркнуть, что спасающую силу имеет не крещение, а вера в Иисуса. Сам Иисус недвусмысленно говорит: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; ибо таковых есть Царствие Божие" (Лук. 18,16). К Иисусу приносили младенцев и детей. Ученики же усматривали в этом излишнее обременение Учителя, помеху в Его миссии благовестия. Но Иисус особо подчеркивает, что дети являются наследниками Царства Божьего. Отсюда мы делаем вывод, что "слишком рано" умершие дети находятся у Господа.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел сравнительное богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.