Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Мень А. (22) Мень А. Мировая духовная культураПредисловие I. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм II. НИКЕО-ЦАРЬГРАДСКИЙ СИМВОЛ. Беседа четвертая (Христос, окончание) III. БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРА Библия и древнерусская литература Библия и литература XVII века (Гроций, Вондел, Мильтон) Библия и литература XVIII века Беседа вторая (Достоевский, Толстой, Соловьев). Библия и западная литература XIX века (Шатобриан, Флобер, Франс, Уайльд, Сенкевич) Библия и литература XX века Беседа вторая (Блок, Есенин, Белый, Волошин, Пастернак, Айтматов, Булгаков, Домбровский) Беседа третья (Тураев, Куприн, Мережковский, Волошин, Бунин) IV. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие Религиозно-философские взгляды Льва Николаевича Толстого Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус Павел Александрович Флоренский V. ДОМАШНИЕ БЕСЕДЫ Роль Церкви в современном мире -------------------------------------------------------------------------------- Предисловие Книга состоит из пяти циклов лекций и бесед священника Александра Меня. Первые четыре из них представляют собой тексты публичных выступлений О. Александра в последний период жизни. Пятый цикл составляют домашние беседы конца 1970-х - начала 1980-х годов. Темы этих циклов разнообразны: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение, догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. На первый взгляд соединение этих циклов в одном сборнике представляется чисто внешним. Однако, это не так. Оно так же не случайно, как не случайным является и то, что сам о.Александр прочитал их в совокупности. Вдумавшись в нее мы можем увидеть, что эти циклы бесед о.Александра сплетаются в единый венок циклов, также как и двадцать его книг, они представляют собой части единого строения. A слово, которое выражает это единство, - Христос. Всю свою жизнь о.Александр проповедовал Евангелие Христа. Он делал это в проповедях, беседах, книгах. Собрание циклов бесед, вошедших в этот сборник, и есть Евангелие, как его возвещал о.Александр, причем данное в достаточной полноте. Особенностью его провозвестия является удивительно глубокое и многообразное видение истории мира и человека. Отец Александр не повторяет традиционных схем, но дает захватывающее зрелище религиозных поисков смысла мироздания, и показывает ответное действие Слова Божия в библейской истории Израиля, высшей точкой которого является приход Богочеловека, и, наконец, описывает новый уже христианский период исканий и прорывов к Истине в литературном и философском творчестве и в церковной жизни в присутствии живого Христа. Первый цикл лекций дает драматическую картину "путешествия по кругам миросозерцаний ... к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется христианством". Второй цикл лекций говорит о христианском учении. В нем О. Александр подчеркивает, что не столько Его учение, сколько Сам Христос является основой христианства. Ибо "христианство - не новая этика, а новая жизнь", жизнь со Христом, которая "приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом, это Новый Союз, Новый Завет". В третьем цикле о.Александр рассказывает о библейском влиянии на мировую литературу. Ибо Христос через Библию и Церковь оставляет неизгладимую печать на всей современной культуре. "Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте и Мильтон, Палестрина и Бах - все это свет Библии, преломленный в многообразии культур и видов творчества". Следующий цикл лекций - о деятелях русского религиозного возрождения начала ХХ века, осуществивших прорыв ко Христу сквозь мертвящую религиозную казенщину. Русская религиозная философия преодолела многовековой разрыв между новой европейской культурой и христианством, между трагической социальной действительностью ХХ века и Церковью. Но для этого ей пришлось дойти до сути христианства, как богочеловечества, как религии Союза Бога и Человека, как Философии Свободы, как Огня, низведенного с Неба на землю. Вот почему о.Александр, начиная этот цикл лекцией о Владимире Соловьеве и его предшественниках завершает его (за неделю до своей смерти) рассказом о матери Марии, которая кончает свой "евангельский подвиг" в газовой камере фашистского лагеря. "Святыми нашей культуры", "мужественными свидетелями Истины, исповедниками Евангелия" - называет о.Александр представителей русской религиозной философии. Христианский персонализм самого о.Александра и его художественный дар проявляются в этом цикле особенно ярко. Он не просто излагает учения выдающихся мыслителей, но одновременно живо рисует их образы. Христос и его Церковь - тема последнего цикла, который в отличие от четырех предшествующих состоит не из публичных лекций последних двух лет, а из сокровенных домашних бесед в узком кругу учеников в катакомбных условиях застоя. В них о.Александр говорит о самом главном для сегодняшних христиан: конца ХХ века, о встрече с воскресшим Христом и о жизни в Церкви, о Церкви, которая не есть только организация, общественный институт, но Тело Христово, Экклесия - собрание верных, призванных осуществлять Таинство присутствия Христа среди людей, свидетельствовать и проповедовать о Нем. Чтобы выполнить эту задачу, христиане должны научиться жить в Вере, Надежде и Любви, быть открытыми миру со всеми его проблемами, а не огораживаться от него, сделать следование за Христом не декламацией, а жизненной позицией и "углублять свой опыт таинств так, чтобы наше свидетельство было не свидетельством об идеологии, а о живом присутствии Бога в нас". И если еще раз сформулировать кратко основную цель этого венка циклов, то она заключается в устранении двух, связанных между собой трагических разрывов: между культурой и христианством и между Церковью и живым Христом. Вся предыдущая жизнь священника Александра Меня, его пастырский, богословский и писательский труд стали как бы подготовкой к тому, чтобы так ярко и подлинно публично свидетельствовать о Христе в течение этих неполных трех последних лет, т.е. делать то, о чем он мечтал всю жизнь. Он говорил об этом так: "Я чувствую себя подобным стреле, которую долго держали на натянутой тетиве. Я всегда делал то, что требовал мой долг, но масштабы были ограничены. Апостол Павел говорил: "Горе мне, если я не возвещаю Евангелие". Но теперь все мои мечты сбылись... " Удар топора прервал этот полет ранним утром 9 сентября 1990 г. Но смерть бессильна перед истинными последователями Христа. Полет продолжается. А.Белавин, декабрь 1994г. Текст настоящего издания был подготовлен С. Домбровской, А. Андреевой и Т. Алкснитис на основе магнитофонных записей лекций и бесед О. Александра Меня, сделанных его слушателями и духовными детьми. Обратно в раздел богословие |
|