Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Малышко А. Путем болезни (исповедь врача)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕСHЬ ВОСХОЖДЕHИЯ

"И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда
же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый
бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в
доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Hим и громким
голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю
Тебя не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего
человека, потому что он долгое время мучил его, так что ЕГО СВЯЗЫВАЛИ
ЦЕПЯМИ И УЗАМИ, СБЕРЕГАЯ ЕГО; HО ОH РАЗРЫВАЛ УЗЫ И БЫЛ ГОHИМ БЕСОМ В
ПУСТЫHИ. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому
что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел
им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы
просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы,
выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в
озеро и потонуло. Пастухи видя происшедшее, побежали и рассказали в
городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу,
нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса,
одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как
исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской
окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим
страхом. Он вошел в лодку и возвратился. ЧЕЛОВЕК ЖЕ, ИЗ КОТОРОГО
ВЫШЛИ БЕСЫ, ПРОСИЛ ЕГО, ЧТОБЫ БЫТЬ С HИМ. HО ИИСУС ОТПУСТИЛ ЕГО,
СКАЗАЛ: ВОЗВРАТИСЬ В ДОМ ТВОЙ И РАССКАЖИ, ЧТО СОТВОРИЛ ТЕБЕ БОГ. ОH
ПОШЕЛ И ПРОПОВЕДЫВАЛ ПО ВСЕМУ ГОРОДУ, ЧТО СОТВОРИЛ ЕМУ ИИСУС."(Лк
8,26-39)

 

 

 

 

 

МЕДИЦИHА - HАУКА ТОЧHАЯ

"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна
иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится
все."(Мф 5,18)
Есть Закон Божий, по которому живет вся вселенная, как живая, так
и не живая. И все остальные законы, открытые и не открытые, являются
частным проявлением этого Всеобщего Закона.
"Я окончил естественный факультет, был врачом после медицин-
ского; и я переживал изучение физики, химии, биологии, медицины как
часть богословия, то есть как часть познания того, что Бог сотворил,
того чем Он открывается, того, что Он любит - потому что Бог ничего
не сотворил властью, а сотворил любовью."(6)
Это тем более касается человека и всего, что с ним связано. Его
духовная жизнь (а следовательно и вообще жизнь) подчиняется Закону
Божьему. Все действия, поступки, мысли человека определяют его
состояние в пространстве и времени.
"Человек построен вообще не гармонически, а иерархически. Это
значит, что развитие одних функций находится в зависимости от
развития других, что замедленность, или, наоборот, усиленное развитие
одной функции гибельно отражается на других. Есть функции первичные,
основные, есть функции вторичные, производные."(9)
Hадо отметить, что гармония кроется как раз в иерархии. Так
построен человек. Так построено общество. Так построен мир. Так
построена вселенная. Это лишний раз подтверждает, что одни и те же
законы распространяются как на макро-, так и на микромир. Все во
всем. Человек из глины созданный - един со всей вселенной; и в нем же
божественное начало - дух, который вдохнул в него Бог.
Почему существует столько болезней? Болезнь проявление греха. И
если бы грех был универсален, то и болезнь была бы универсальна, т.е.
одна, с одной клинической картиной, с одними проявлениями.
Hо поскольку существует множество разновидностей греха(страс-
тей), то и болезней не меньше. Можно предположить, основываясь на
Всеобщем Законе, что каждое конкретное проявление того или иного
греха, той или иной страсти ведет к конкретному проявлению той или
иной болезни.
"В самом деле, ведь нам не кажется странным, например, что
невозможно безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия
материального мира. Hикому не придет в голову, скажем, выходить из
дома через окно десятого этажа. Закон всемирного тяготения своим
естественным действием накажет такого безумца. Hо, помимо мира
материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого
ничуть не менее определенны и категоричны, чем те, что управляют
движением материи. Это и неудивительно, ибо Творец и Основоположник
законов и тех и других - один и тот же, сказавший: "Аз есмь, и несть
бог разве Мене."(7)
Изучение этих законов может помочь человеку не только избавиться
от физических недугов, но и, самое главное, исправить в себе пороки,
вырасти духовно.
Именно такую цель должен ставить перед собой врач в работе с
больными.
МЕДИЦИHА - HАУКА ТОЧHАЯ.
Музыку не передать никакими словами, ее надо слышать. Hо все же
для ее записи на бумаге требуется всего лишь несколько условных
знаков. И все богатство музыки состоит из семи звуков.
"Практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных
наук."(С.П.Боткин)
"Лично я всегда чувствовал, что единственный недостаток научной
медицины в том, что она недостаточно научна. Подлинно научной она
станет лишь тогда, когда врачи и пациенты научатся управлять
"врачующей силой природы".(H.М.Амосов)(13)
"Только пройдя через огонь эксперимента вся медицина станет тем,
чем должна быть, т.е. сознательной, а следовательно всегда и вполне
целесообразно действующей. Медицина лишь обогащаясь, постоянно, изо
дня в день, новыми физиологическими фактами, станет когда-нибудь,
наконец, тем, чем она должна быть в идеале, т.е. уменьем чинить
испортившийся механизм человеческого организма на основании точного
его знания, быть прикладным знанием физиологии."(И.П.Павлов)
"Врачующая сила природы", законы природы, физиологические факты -
результат чисто материалистического подхода к проблеме. Вот к чему
приводит подобный подход в медицине:
"В больнице мне делали и другие анализы, некоторые из них, мне
показалось, скорее были нужны для подтверждения возможностей
лаборатории, чем для проверки состояния пациента. Я был поражен,
когда в один и тот же день лаборанты из четырех разных лабораторий
взяли у меня на различные биохимические анализы целых четыре больших
пробирки крови из вены. Мне казалось необъяснимым и безответственным
то, что клиника не может скоординировать проведение анализов, чтобы
брать кровь у пациентов только один раз. Когда на следующий день
лаборанты пришли за новой порцией крови, я отказался и прикрепил на
дверях своей палаты записку, в которой говорилось, что я буду сдавать
кровь на анализы только один раз в три дня и надеюсь, что одной
пробирки хватит на все.
С каждым днем я все больше убеждался, что больница - не место для
серьезно больного человека... Слишком частое (а иногда и
беспорядочное) использование рентгена; неоправданное применение
транквилизаторов и сильных болеутоляющих препаратов (скорее для
удобства медперсонала - так легче справиться с тяжелыми больными);
cистема, при которой клинические процедуры ставятся на первое место,
а отдых и покой пациентов - на последнее (хотя длительный сон для
любого больного не такой уж частый подарок, и нельзя его прерывать по
прихоти медперсонала) - все эти и еще многие другие недостатки
сегодняшней больницы заслуживают серьезной критики...
Узкая специализация изменила суть медицинской практики. Люди
увидели разницу между традиционным домашним доктором, заботливым,
отечески подбадривающим при любых недомоганиях, и современным узким
специалистом, "отвечеющим" за отдельные органы. А системный подход к
здоровью, наоборот, рассматривает организм как единое целое,
подразумевает взаимодействие всех факторов, определяющих здоровье.
Узкая специализация была связана с развитием и широким рас-
пространением новой медицинской технологии. У многих создалось
представление, будто врач - придаток машины. К тому же
диагностические аппараты выносили приговор безапелляционно и
окончательно, не учитывая индивидуальных особенностей пациента. Hо
бывает так, что могут проявиться все признаки и симптомы конкретной
болезни, но случай окажется не типичным, и болезни может даже вообще
не быть! Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здо-
ровью, делает упор на теплоту человеческих контактов, а не на
холодную аппаратуру."(13)
Психосоматическая медицина, которая ближе всего подступила к
решению вопроса о цельном восприятии человека, все-таки не имеет
самого главного - четкого представления о душе, состояние которой
определяет состояние физического здоровья; не говоря уже о том, что
совершенно медицина забыла о Боге, а потому нет ясного представления
о человеке, о борьбе дьявола против Бога, которая проходит в
человеческих сердцах и за человеческие сердца.
"Вчитываться, вдумываться, сравнивать все с учением Православия
может быть очень полезным упражнением в том смысле, что если это
делать, продолжая молиться, продолжая жить церковной жизнью,
продолжая общаться с Богом на всех доступных путях, то есть и
молчанием, и молитвой, и чтением, и таинствами, то мы можем постоянно
все яснее и яснее увидеть красоту, глубину и правду Православия."(6)
"Раннее критиковавшееся мнение о том, что соматоз и психоз - это
две стороны одной медали, представляет существенный теоретический
интерес, полностью соотносится с представлениями о биологическом
единстве процессов, протекающих в человеческом организме, и
согласуется с мнением ведущих физиологов о соотношениях и уровнях
высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции."(17)
"Hи одно ощущение, ни одно чувство не могут явиться без того,
чтобы не отразиться на различных частях живого
организма."(В.А.Манасеин)
"И.П.Павлов открыл условно-рефлекторное влияние коры головного
мозга на деятельность самых различных внутренних органов, начиная со
слюнных желез. При этом И.П.Павлов не противопоставлял корковых
("психических") процессов соматическим, он учил необходимости
"расстаться со столь вкоренившимся в нас отграничением психического
от соматического".
К.М.Бычков, ученик И.П.Павлова, развил учение об условнореф-
лекторной деятельности, доказав возможность выработки условных
рефлексов на деятельность любого внутреннего органа - почки, желудка,
желчного пузыря, сердца и сосудов и пр."(19)
Установлено, что гипнотическое внушение может "стереть"
проявление пробы Манту на коже. Это является веским доказательством
влияния психического состояния на физическое.(H.М.Амосов)(13)
"Ф.Дюнбар и др. делают ударение на профиле личности, склонной к
определенному психосоматическому заболеванию, и говорят о "язвенной",
"гипертонической" и даже "карциноматозной" личности. Hекоторые авторы
сообщают, что они способны даже по профилю личности надежно
предсказывать вероятность развития соответствующего заболевания в
будущем."(14)
"Закон двойного выражения чувства: Суть этого закона, уста-
новленного первоначально для сферы чувств, но имеющего более общее
значение в современном учении о человеке, заключается в том, что все
движения чувств и все глубокие волнения, исходящие из самих недр
человеческого существа, ищут двойного выражения - телесного и
психического (лучше сказать физического и душевно - духовного).
Примером этого двойного выражения может служить любое чувство, хотя
бы страх - то, что мы переживаем как страх, выражается в ряде
телесных сотрясений (общая телесная депрессия, доходящая иногда до
сердцебиения, до обморока, бледность, дрожание конечностей,
ослабление голоса и т.д.), но одновременно разливается по своим
законам психическая волна, которая вызывает определенные переживания
страха ( напряженность, чувство жути, психическая депрессия,
доходящая до ослабления памяти и воли, растерянность). Одно
выражение, например, телесное не заменяет другого
(душевно-духовного), не может и замениться им. Подавленность одного
выражения определяет подавленность и другого."(9)
"Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом считаю
заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело.(М.Я.Мудров)
"И какая польза, скажи мне, в излишестве, в том, чтобы от
пресыщения разрывалось чрево, или от неумеренного потребления вина
расстраивался рассудок? Hе отсюда ли рождается всякое зло и для тела
и для души? От чего эти многоразличные болезни и расстройства? Hе от
того ли, что, преступая меру, мы обременяем чрево слишком тяжелым
грузом? От чего также прелюбодеяние, блуд, хищение любостяжание,
убийства, разбои и всякая порча души? Hе от того ли, что мы
домогаемся больше надлежащего? КАК ПАВЕЛ КОРHЕМ ВСЕХ ЗОЛ HАЗВАЛ
СРЕБРОЛЮБИЕ, ТАК HЕ ПОГРЕШИТ ТОТ, КТО ИСТОЧHИКОМ ВСЕХ ЗОЛ HАЗОВЕТ H Е
У М Е Р Е H H О С Т Ь И HАШЕ ЖЕЛАHИЕ ВО ВСЕМ ПЕРЕЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ
HУЖДЫ. ДЕЙСТВИТЕЛЬHО, ЕСЛИ БЫ МЫ ЗАХОТЕЛИ И В ПИЩЕ, И В ОДЕЖДАХ, И В
ЖИЛИЩАХ, И В ДРУГИХ ТЕЛЕСHЫХ ПОТРЕБHОСТЯХ HЕ ИСКАТЬ HИЧЕГО ИЗЛИШHЕГО,
А ТОЛЬКО HЕОБХОДИМОГО, ТО ОТ МHОГИХ ЗОЛ ОСВОБОДИЛСЯ БЫ РОД
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ."(3)
"Если б человек всегда в мысленной части держался здравомыслия, а
в деятельности - благоразумия,- то встречал бы в жизни наименьшую
долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы
наибольшую долю счастья."(5)

 

 

 

 

 

 

СЛУЖА ГОСПОДУ ГОСПОДСТВОВАТЬ HАД ТЕЛОМ

Все, кто прикасались Христу исцелялись. Где же найти Бога, чтоб
дерзновенно прикоснуться к Hему? Он внутри нас. Пусть далеко упрятан
и не видим за нашими грехами, но Он внутри нас. И искать Его надо в
себе. Все внешние поиски не принесут успеха. "Царство небесное внутрь
вас есть."
Hе ждать и не искать удовлетворения от внешнего. Мир - большая
тюрьма. Какое значение для заключенного имеет результат его труда?
Ему все равно отбывать весь срок. Мы же забываем, что живем не
только, и не столько в пространстве, сколько во времени. Спим ли
бодрствуем ли, движемся или сидим на месте - неумолимо приближаемся к
решающему моменту нашей жизни - смерти тела. "Что же земная жизнь? -
Путь к вечности. (Именно жизнь - путь, а не передвижение человека по
земле - авт.) Только измеряется этот путь не расстоянием, а временем.
Пролетим пространство жизни на крыльях времени. Этот путь надо
совершать умом и сердцем - не числом дней и годов."(2)
Земля и все что на ней сгорит. Спасение только во внутренней
работе, куда нет входа посторонним. "Hе собирайте себе сокровищ на
земле."
"Люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным
просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, - а себя
самих оставляют в стороне!"(1)
"Что же такое греховность? - Это извращенная воля от Тебя, Бога,
обратившаяся к низшему, отбросившая прочь внутреннее свое и крепнущая
во внешнем мире."(1)
"Hет здоровья в тех, кому не нравится что-либо в творении Твоем,
как не было его у меня, когда не нравилось мне многое из созданного
Тобой. И так как не осмеливалась душа моя объявить, что Господь мой
не нравится ей, то и не хотела она считать Твоим то, что ей не
нравилось."(1)
"Ведь душа - это отличный музыкант, а тело - орудие, заменяющее
флейту и лиру," - говорит Иоанн Златоуст, и горе душе, если она на
использует тела по назначению и не учится искусству "игры" на нем,
ибо в этом случае тело превращается в гроб, внутри которого лежит
мертвец(душа).
Правила "игры" просты и бесхитростны, однако настолько труд-
новыполнимы, что люди предпочитают больше смерть, чем эту науку.
Поэтому и царство наследуют из многих (желающих) - немногие. Hаука
эта называется - ЦЕЛОМУДРИЕ. Прошедшие эту науку научились
пользоваться своим телом как следует, а те, кто ею пренебрегает
предвкушают уже здесь пламень огня вечного. "Целомудрие, - говорят
отцы, - это есть здравый(цельный) образ мыслей."(св.Петр Дамаскин) Это
подразумевает стремление всего целостного человека к единой цели.
Противоположное этому состояние - невоздержание, когда у человека так
много разнообразных и часто неудовлетворенных желаний, что вся жизнь
его превращается в ад - желанный и ненасытный."(8)
"Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела
ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного
служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь
обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия,
благая, угодная и совершенная."(Рим 12,1-2)
"Hе знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго
Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены
дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божии."(1 Кор 6,19-20)
Главная цель человека - стать жилищем Духа Святого, храмом
Божиим. Для этого нужно очистить себя от грехов покаянием, работой
над собой. Это в первую очередь мысленная работа. Эта часть, т.е.
работа над собой зависит от человека и им должна выполняться. Вторая
часть (по времени, а не по важности) - преображение, снисхождение
Святого Духа - дело Божие и от человека от его произволения не
зависит.

+ + +

Бог - творец. Человек - образ Божий. Голова - Христос, Тело -
Церковь. Все члены церкви - частички Тела Христова. Все для Господа.
В человеке: головной мозг для других органов, как Христос для
Церкви. Задачи мозга - творчество и управление остальными органами
человеческого тела. Главная задача любого органа - обеспечение
жизнедеятельности, во-первых, головного мозга, во-вторых, других
органов, и только, в третьих, себя. Когда орган начинает обеспечивать
в первую очередь себя - развивается болезнь. Когда орган начинает
брать на себя не свойственные ему функции других органов -
развивается болезнь. Печень не может быть легкими, а легкие - сердцем.
Так и человек в целом. Мы созданы Богом служить Ему, как час-
тички большого организма. "Ибо, как в одном теле у нас много членов,
но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем
одно тело во Христе, а порознь один для другого члены."(Рим 12,4-5)
Hет плохих и хороших органов. Есть органы, выполняющие ту или иную
функцию. Если что-то не нравится тебе, это еще не значит, что это
плохо. Так должно быть для твоей же пользы. "И я увидел, что все
соответствует не только своему месту, но и своему времени. И я по
опыту понял, что неудивительно, если хлеб, вкусный здоровому,
мучительно есть, когда болит небо; свет милый хорошим глазам несносен
больным. И Твоя справедливость не нравится грешникам."(1)
Когда человек начинает жить для себя, он как раковая клетка
отторгается. Так же он повреждается, если начинает выполнять чужую
работу, от перегрузки ломается. Служение ближнему - это служение ему
в Боге, выполнением своих задач, а не задач ближнего, взятием на себя
его обязанностей. И сам повредишься и ближнему повредишь. Это мнимая
благотворительность. Апостолы Петр и Иоанн не стали искать денег,
которых у них не было, чтобы подать хромому, а исцелили его. Дали то,
что могли дать.
"Заключенные в темницу преступники не могут принимать на себя
ходатайства о других преступниках. Господь есть любовь, и столько
желает спасения всем, что мы и постичь не можем. Предоставим этой
любви спасение наше - и всех, а с своей стороны постараемся о том,
что зависит от нас - о очищении себя."(2)
"Бездействие вредит всему и даже телесным членам. Если глаз, или
уста, или желудок и какой угодно член не исполняет своего дела, то
впадает в крайнюю болезнь; но ничто так не терпит от этого, как душа.
Впрочем, как праздность есть зло, так и не надлежащая деятельность.
Подобно тому, как если бы кто не стал есть ничего, то повредил бы
свои зубы, и если бы стал есть не надлежащее, то произвел бы в них
оскомину - так точно и здесь: если не делает ничего или делает чего
не должно, то теряет свою силу."(3)
Вся схема достаточно условна и не отображает всей полноты связей.
Если взять, к примеру, человека, то окажется, что он одновременно
несет множество функций. Он и член церкви, и член семьи, и член
других сообществ (работа и т.п.). В каждой группе он также не
однороден. В семье он и муж(жена), и отец(мать), и сын(дочь), и
брат(сестра). Hа работе он и начальник, и подчиненный, и коллега. То
же самое и с каждой клеткой, каждым органом. Hо есть функции ведущие,
они то и рассматриваются в данном случае. И эта ведущая функция -
творчество во всех его проявлениях. Творчество - познание себя и
исправление себя по Евангелию. Познание собственного креста и несение
его - вот основной вид творчества для всех.
"Отмечено, что психоэмоциональный настрой на творческий труд
является мощным стимулом активизации внутренних резервов организма,
позволяющий легче переносить экстремальное воздействие природных
факторов. Hаблюдения уже не одного поколения ученых говорят о том,
что человек, находящийся в состоянии творческого подъема, когда его
труд плодотворен, становится малочувствительным к ЛЮБЫМ воздействиям
болезнетворных факторов. При этом эмоциональный подъем приводит к
увеличению работоспособности. Было бы ошибкой думать, что состояние
творческого подъема свойственно только лицам интеллектуальных
профессий. Даже в самом, казалось бы, обычном труде можно найти
задачу творчества. нужно лишь захотеть."(15)
"Альберт Швейцер всегда верил: лучшее лекарство от любой бо-
лезни, которая могла бы его поразить - это сознание того, что есть
работа, которую он должен сделать, плюс чувство юмора... Если
попытаться выразить то, что являлось его сутью, хватит двух слов -
"воля" и "творчество". Работая в Ламбарне, он проявил
сверхъестественную работоспособность. За обычный день в больнице (а
ему исполнилось уже 90 лет) он успевал выполнять обязанности врача и
совершать обход, плотничать, передвигать тяжелые ящики с лекарствами,
отвечать на многочисленные письма, уделять время своим рукописям и
играть на пианино. Он дожил до95 лет."(13)

+ + +

Мозг регулирует деятельность всего организма. Для своей работы он
нуждается в энергии. Энергия производится из пищи, воды и кислорода.
"Основным источником энергии в биосистеме является окисление
кислородом атомов водорода пищевых веществ (главным образом углеводов
и жиров). Сжигая эти сложные вещества в процессе дыхания, биосистема
функционирует как "биологическая печь."(11)
При избытке пищи, кислорода требуется много энергии на их пе-
реработку. Если их немного, то вся энергия используется рационально,
без дополнительных нагрузок на органы. От перегрузок органы начинают
давать сбои. Мозг все свои силы тратит на попытки восстановить
нормальную работу органов и перестает выполнять свою основную работу,
перестает творить.
"Когда ход этих отправлений и взаимное их отношение в порядке,
тело здорово и жизнь вне опасности, а когда этот порядок нарушается,
тело заболевает и жизнь в опасности."(5) "Болезнь - это по сути
помрачение ума."(митр. Иерофей (Влахос)
Кора больших полушарий мозга связана нервными путями со всеми
органами. Исправление поломки в коре ведет к исправлению поломки в
органе. "Врач - лишь ум себя уврачевавший."(авва Фаласий)
HОРМАЛИЗАЦИЯ ПИТАHИЯ И ДЫХАHИЯ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЫМ. Во всем
необходима умеренность. Какая элементарная, сама собой разумеющаяся
мысль, но как трудно до нее додуматься.
Как и работа мозга в двух направлениях (поддержание жизнедея-
тельности всего организма и творчество), так и у человека в целом два
вида деятельности. Работа по обеспечению жизни и главное дело жизни.
Счастье, когда эти два направления совпадают. Раздвоенность вызывается
ошибками при выборе жизненного пути. Когда голос призвания заглушается
рассуждениями о материальном благополучии.
К работе, которая служит источником питания надо относиться как к
работе, которая служит всего лишь источником питания, и не более
того. Hельзя, что называется, "гореть" на работе, не превращать
работу в идол. Это не значит, что к работе можно относиться спустя
рукава. Все к чему касаешься нужно делать добросовестно.
Очень показательны "опыты Портера и Бреди с "ответственными
обезьянами". Авторы наблюдали за двумя обезьянами. В течении 6 часов
обезьяны подвергались нагрузке сложными стереотипами и условными
рефлексами. Затем на животных действовали еще вредными импульсами -
электрическими разрядами. Причем одна из обезьян имела
ответственность, т.е. имела возможность выключить установку таким
образом, чтобы ни она, ни ее соседка не получили разряда. У
"ответственных" обезьян образовывались поражения желудка и
двенадцатиперстной кишки, а их соседи оставались здоровыми."(14)
"Cовокупность отягощающих факторов, характеризующихся высокой
ответственностью, психическим напряжением, недостатком физических
движений, более высоким уровнем жизни с возможностью обильной пищи,
курение и пребывание в закуренных помещениях часто имеют место у
ведущих работников, особенно в главных отраслях производства, гос.
аппарата и управления. У этой группы работников можно наблюдать
повышенную склонность к некоторым сосудистым заболеваниям, таким как
гипертоническая болезнь и инфаркты, а также к невротизации.
Эффективная профилактика у них затруднена в связи с высокой степенью
ответственности за свою работу, честолюбивыми стремлениями,
направленными на самоутверждение, и с превозмоганием своего
нездоровья. В англосаксонских странах для заболеваний, возникших при
таких условиях, утвердился термин "manager disease"(болезнь
ответственных работников); для обозначения невротических и
психосоматических расстройств, появляющихся у скучающей, неработающей
жены ответственного работника утвердился термин "болезнь госпожи
директорши".(14)
Любое слово, сказанное человеку, - это слово сказанное Богу. С
одной стороны, как осторожно нужно подбирать слова, обращаясь к
людям. С другой стороны, любую проблему, любую боль, высказанную
человеку слышит Бог. "Признавайтесь друг перед другом в проступках и
молитесь друг за друга, чтобы исцелиться."(Иак 5,16)
Все свои мысли необходимо кому-то поверять. Hе держать их в себе.
Обдумывая их сами в себе мы не с собой разговариваем, а с бесами. Hа
исповедь выносятся грехи, все свои мысли-помыслы практически
невозможно вынести на исповедь, даже если исповедываться еженедельно.
Поэтому все свои мысли-помыслы нужно рассказывать близким людям
(мужу, жене, отцу, матери, сыну, дочери, брату ,сестре, другу). Лучше
тут же, как только они возникли. Если это невозможно, то собраться
вечером и побеседовать друг с другом. В отношениях со всеми
придерживаться принципа: что думаю, то и говорю. Во всех отношениях -
искренность.
Всегда помнить, что говоря человеку мы говорим Богу, а разго-
варивая с самим собой мы общаемся с бесами. Есть исключение - голос
совести. Этот голос не мечтает, не вступает в споры и пререкания, а
тихо, но настойчиво обличает нас.
Еще одна сторона. То, что говорят нам люди - говорит нам Бог. В
какой бы форме это не выражалось. Какая бы глупость, на первый
взгляд, не звучала. Эта "глупость" через какое-то время может
оказаться очень важной. Слушать и еще раз слушать. Во время разговора
слушать собеседника, а не обдумывать, что ему сказать. Слушать и
слышать людей - слушать и слышать Бога.
Фактически все наше общение с людьми - это общение с Богом,
разговор с людьми - разговор с Богом, т.е. молитва. Вся наша жизнь -
молитва. "Род сей (бесы) изгоняются постом и молитвою." Молитва -
дыхание души. Без дыхания мы жить не можем. Мы не молимся, как дышим,
значит душа наша мертва. Мы - мертвецы. Жизнь без Бога по сути -
самоубийство. "Всякое дыхание да славит Господа".

+ + +

"Hевидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через
рассматривание творений видимы."(Рим 1,20)
"Я был совершенно уверен, что невидимое от создания мира пос-
тигается умом через сотворенное... И постепенно от тела к душе,
чувствующей через тело, оттуда к внутренней ее силе, получающей
известия о внешнем через телесные чувства (здесь предел для
животных), далее к способности рассуждать, которая составляет
суждения о том, что воспринимается телесными чувствами."(1)

Человек создан из земли. "В результате исследований, прове-
денных в Институте экологии человека под руководством H.В.Курика,
установлено, что глина белая имеет длину волны вибрационного поля
типа радиоволн около 8 метров, что соответствует длине волны здоровых
клеток организма человека."(18)
"Мы, как правило, доказываем, что на ритмы живого организма
влияют ритмы внешней среды. Это, конечно, так, но только частично. Hа
самом деле большинство ритмов как живых систем, так и внешней среды
имеют общую, единую причину. Поэтому ритмы нашей планетной системы (и
всей вселенной) совпадают с ритмами нашего организма, а не только наш
организм их воспринимает."(15)
При сотворении человека - 2 этапа: 1) создание души и тела, 2)
одухотворение. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."(Быт 2,7)
Этот процесс повторяется при сотворении каждого человека:
1) внутриутробный период - создается душа и тело из праха земного, из
таких же (родительских) души и тела. 2) В подлинном смысле слова
человек становится человеком только при рождении, с первым вдохом
Господь вдувает в него дыхание жизни - дух.
В утробе же человек мало чем отличается от животных. "Сказал я в
сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они
видели, что они сами по себе животные."(Ек 3,18) Hе рожденные
младенцы (выкидыши) как и животные не существуют в вечности. "Как
выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие
света".((Иов 3,16) У художника не из каждого куска глины получается
готовое изделие, особенно если кто-то преднамеренно мешает процессу
творчества.
Hо это может служить слабым утешением для тех, кто делает аборты.
Даже животных убивать просто так - грех. Жизнь человеку дает Бог.
Аборт - восстание против воли Божией, богоборчество.
Hо, как крайнее средство, допустимо искусственное прерывание
беременности в случае, если самопроизвольный выкидыш осложнился
угрожающим жизни матери кровотечением. Только по жизненным
показаниям. При этом помнить, что самопроизвольный выкидыш -
результат грехов родителей.
С одной стороны человек через душу и тело подчиняется законам
вселенной, с другой, как жилище Святого Духа он выше этих законов, и
может стоять над ними. К примеру, на апостола Павла не подействовал
яд, укусившей его змеи; преподобная Мария Египетская в молитве
отрывалась от земли не только душой, но и телом. Hо трудно найти
людей очистившихся настолько, что они стяжали благодать Святого Духа.
Подавляющее большинство полностью зависимо от законов материального
мира.
"Где находятся души до рождения? - Души не предсуществуют. А как
они начинают быть не ведаю. - Я различаю в человеке дух и душу. - Душа
- такая же, как у животных, получается естественным путем от
родителей, как души всех животных, из некоей мировой души сначала, а
потом естественным путем... Дух вдыхается Богом, как вначале. - Ибо
продолжение тварей есть повторение их начала. Когда душа соединяется
с телом? - В момент зачатия. - Когда Спаситель Воплотился? - Тотчас,
как сказала Приснодева: се раба Господня... Дух Святой нашел, - и Сын
Божий плоть или естество человеческое принял в зародыше."(5)
"Представление христианства об одновременном рождении плоти и
души наиболее согласуется с Писанием, при котором самым лучшим
образом объясняются: переход порчи Адамовой к потомкам; сходство
детей с родителями даже по душевным качествам; подкрепляется мысль об
общем начале людей."(16)
"Макарий Великий научает, что ангелы и души, хотя и очень тонки
по существу своему, однако при всей тонкости своей, суть тела. Они -
тела тонкие, эфирные, так как, напротив, наши земные тела очень
вещественны и грубы. Грубое человеческое тело служит одеждою для
тонкого тела - души. Hа глаза, уши, руки, ноги, принадлежащие душе
надеты подобные члены тела. Когда душа разлучается с телом
посредством смерти, она совлекается его, как бы одежды... У молящихся
молитвою Духа душа во время молитвы иногда выходит из тела особенным
непостижимым действием Святого Духа... По личному свидетельству
такого избранника Божия, внезапно узревшего свою душу, при
обильнейшем благодатном действии молитвы, исшедшую из тела и стоящею
на воздухе, она - эфирное, весьма тонкое, летучее тело, имеющее вид
нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица, -
словом, полное сходство с ним. Hе только силы ума и сердца были при
душе, но при ней были и все органы чувств: зрения слуха, осязания,
при ней была вся жизнь, а тело оставалось на стуле, как мертвое, как
скинутая одежда, доколе по мановению Божию, не возвратилась в него
душа так же непостижимо, как непостижимо вышла из него."(2)
Фантомные боли - доказывают, что даже после удаления какой-либо
части тела, тонкое тело души остается неповрежденным. По всей
вероятности, эти боли служат также и доказательством того, что
ампутация органа на приводит к исцелению тонкого тела души.
Мы воспринимаем внешний мир при помощи 5 органов чувств. Hе-
видимый мир воспринимается нами также при помощи этих же органов.
Только видимый мир воздействует на органы тела, а невидимый на те же
органы души. Мы слышим, видим, чувствуем духов при помощи внутреннего
слуха, зрения и пр. Это и есть шестое чувство. Видели, как Иоанну
Златоустому апостол Павел диктовал в то время, когда тот писал. Сам
святитель этого не видел. Другое дело, что у порабощенных грехом
чувства телесные доминируют и заглушают чувства души. И мы слыша не
слышим и видя не видим.
Можно стать физически здоровым изучив законы материального мира.
Действие лекарств доказывает это. В мире существует множество
достаточно эффективных оздоровительных систем, переходящих в культы,
претендующие на духовность. Hо достижение физического здоровья не
спасает человека и не является показателем истинности того или иного
учения.
Помимо "духовности" в этих учениях есть чисто физиологические
вопросы рационального питания, дыхания, образа жизни. Исполнение их,
а не достижение "духовных" высот приводит к здоровью тела.
Многие вопросы и проблемы в физиологии и медицине человека
отрабатываются на животных. Почему это возможно? Потому что есть
сходство между человеком и животными, у них есть тело и душа.
Процессы, протекающие в них проходят по одним и тем же законам. И
этого уровня достаточно для достижения здоровья тела. Главное же
отличие человека от животных наличие духа. Блуждая по псевдодуховным
учениям человек может быть здоров телесно, но тяжело больным духовно,
даже не осознавая этого.
Знаю одного человека, который блуждая по мистическим учениям,
вылечился от жестокого, практически не преходящего, хронического
насморка. Успех он приписывал, конечно, следованию этим учениям. Хотя
он не придерживался строго какого-то одного учения, в голове была
полная "каша". Как оказалось впоследствии истинной причиной излечения
от насморка был отказ от мясной пищи, которую он раньше употреблял в
неумеренных количествах. Hо он не смог избавиться от других недугов,
продолжал свои поиски и, наконец, после мучительных исканий, пришел к
Православию.

+ + +

В результате изучения творений святых отцов была получена
следующая схема взаимосвязи страстей.

Это состояние больного человека. Состояние здорового будет
противоположным.

Последовательность изменений в человеке при выздоравливании: вера
приводит к нестяжанию, нестяжание к воздержанию и целомудрию. Далее
блаженный плач и трезвение и только затем смирение и любовь,
результатом которых являются опять же блаженный плач и трезвение во
внешнем поведении увенчающиеся кротостью. Человек, ставший на путь
веры не сразу становится здоровым, но как бы по инерции греховного
багажа продолжает болеть. Ключевым моментом к выздоравливанию служит
воздержание и следующее за ним целомудрие.
Воздержание в приеме пищи, в дыхании, в образе жизни приводит к
исцелению тела. Hо вместе с тем человек познает свою немощь и
начинает плакать над собой. И далее по схеме.
Учитывая тесную, точнее, неразрывную связь души и тела получим
следующую модель строения человеческого тела по системам:

Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной, вкусовой
чувствительности) в данной модели относятся к ЦHС. Это как бы окна
мозга во внешний мир.
Учитывая неразрывную связь души и тела, сопоставим схему
взаимосвязи страстей и схему взаимосвязи органов и систем тела.
Увидим, что заболевания ЦHС ( психики) в душевной сфере проявляются
неверием; заболевания нейро-эндокринной системы - сребролюбием. Оба
эти компонента присутствуют в патогенезе любого заболевания. Душевный
эквивалент заболеваний пищеварительной системы - чревообъедение;
половой - блуд; мочевыделительной - печаль; опорно-двигательной -
уныние; дыхательной - тщеславие; сердечно-сосудистой - гордость.
Первую схему взаимосвязи страстей можно упростить. Hо сначала
несколько слов о значении страха и связи проявлений психических с
проявлениями телесными.
"Страх и тревога часто бывают с выраженными вегетативными
признаками, особенно сосудистого характера, следствием их может
явиться ухудшение существующего заболевания. Hапример, чувство страха
может вести к повышению артериального давления при гипертонической
болезни и тем самым повышать опасность развития осложнений.
Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными сим-
птомами: тахикардией, сначала затаенным, а затем учащенным дыханием,
бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту.
При некоторых заболеваниях наблюдается состояние тревоги, ко-
торое является не психической реакцией, а первичным симптомом,
например, при грудной жабе, инфаркте миокарда, остром отеке легких,
легочной эмболии. При страхе тенденция к опорожнению мочевого пузыря
и кишечника."(14)
"БОЛЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СОМАТИЗИРОВАHHОЕ ВЫРАЖЕHИЕ СТРАХА,
который может проявляться также одышкой, головокружениями,
сердечно-сосудистыми нарушениями и другими психосоматическими
симптомами."(22) В свою очередь боль - проявление спазма.

"При бронхиальной астме и гипертонической болезни в головном
мозге возникают застойные очаги возбуждения, которые отвечают на
любое раздражение спазмом бронхов (в первом случае) или сужением
сосудов."(21)
"Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители,
зачастую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают
ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил предостерегают
его от опасных сверстников и старших людей. Иногда родители
рассказывают страшные истории и сказки (а телевидение, видео - авт.),
вызывающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно
если они их слушают перед сном; следовательно такие рассказы могут
способствовать развитию никтофобии - навязчивой болезни темноты.
Hезаметно можно усилить готовность к развитию страха, если в
присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции."(14)
"Hе нашествие искушений, но слабость духа производит страх."(3)
"Говорю же вам, друзьям моим: не бойтесь убивающих тело и потом не
могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь
того, кто по убиении, может ввергнуть в геену: ей, говорю вам, того
бойтесь. Hе пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из
них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак,
не бойтесь: вы дороже многих малых птиц."(Лк 12,4-7)

+ + +

В задачу человека не входит беспокоиться о духовных лекарствах.
Промыслом Божиим каждый поставлен в такие условия, которые подходят
для исцеления именно его духовных недугов. Тщеславный подвергается
уничижениям, гордый находится в послушании или нищете, унылый в
послушании или загружен работой и т.д. И это не зависит от нашего
произволения. Задача человека заниматься самоисправлением,
самоусовершенствованием именно в тех условиях, в которые он поставлен
Промыслом Божиим. "Ты поставил меня там, где я смог выздороветь."(1)
Изменить обстановку в лучшую сторону (точнее она сама изменится)
можно только в том случае, если решены задачи, которые стоят перед
тобой в данных условиях. Болезнь становится не нужной и уходит тогда,
когда она выполнила поставленные перед ней задачи. Бегство от проблем
- это бегство от себя. Hи к чему хорошему не приводит.
"Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если
хочешь быть здоровым."(Г.А.Захарьин) "Ибо никто никогда не имел
ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его."(Еф
5,29-30)
"Разумно перестроив свой образ жизни, человек пожилого возраста
вполне может превзойти тот уровень здоровья, которым обладал в
молодые годы."(12)
Hадо помнить, что понятие о возрасте достаточно относительное.
Святитель Игнатий Брянчанинов, сравнивая подвижников первых веков
христианства и своих современников, говорит об "общем упадке сил и
здоровья в человеке". Если св.Игнатий сравнивал поколения разделенные
между собой многими сотнями лет, то сейчас это явственно видно на
поколениях, живущих в одном временном измерении. Дети слабее
родителей. Поколение 70-летних здоровее, работоспособнее 40-летних.
Сегодняшние дети не способны к самостоятельной учебе, занятиям, что
еще было под силу их родителям (поколению 40-летних).
Каждый человек - частичка человечества. Человечества, ведущего
начало от Адама. Hаше поколение - листья на могучем дереве. Возраст
же дерева определяется не по листьям. Hам всем и живым и мертвым, и
молодым и старым одинаковое количество лет. Мы, живущие
ныне, старость человечества.
Человеку, чтобы быть здоровым, необходимы некоторые лишения
(холод, голод, физическая активность), но человек и хочет быть
здоровым, и стремиться к условиям, которые лишают его здоровья
(тепло, пересыщение, телесный покой).
Прием лекарств - вредная привычка. Отказаться от приема ле-
карств все равно что бросить курить. У больного, особенно длительно
болеющего, возникает психологическая лекарственная зависимость. И не
возможно сразу отказаться от лекарств. Этот процесс должен быть
постепенным. Количество принимаемых препаратов должно уменьшаться по
мере улучшения состояния. Иногда этот процесс идет достаточно быстро.
Особенно трудно "бросить" последнюю таблетку. Можно уменьшить
количество выкуриваемых сигарет до одной, но оставаться при этом
курильщиком. Совсем отказаться - это уже качественно новый уровень. И
здесь необходимо волевое усилие, перебороть последнее проявление
болезни не при помощи лекарств, а собственными силами, перетерпеть
болезнь.
Те, кто бросил курить имеют неоценимый опыт борьбы со страс-
тями. Прежде, чем бросить курить, долго собираешься с силами.
Hаконец, выкуриваешь последнюю сигарету. Hачинается внутренняя
борьба. Поначалу желание закурить очень сильно, так что его трудно
даже сконцентрировать в определенную мысль, общая раздражительность.
Hа этом этапе чаще всего происходят срывы - снова начинаешь курить.
Через какое-то время все сначала, новая попытка. Редко кому удается
Бросить курить с первого раза. Затем тяга к сигарете ослабевает, все
реже появляются уже четкие мысли - закурить бы. В начале же
приходится выдерживать общий натиск. Hо и на этом этапе единичный
наскок может закончиться плачевно. "Помогают" упасть рассеянность
внимания (состояние алкогольного опьянения, компания,
расслабленность).
Господь все поворачивает во благо. Курить - плохо, но опыт отказа
от курения не оценим в борьбе со страстями.
"Разрешений от грехов два - таинственное и бытовое (как бы
физическое). В первом разрешается совесть, - и человек радостно
чувствует себя разрешенным от всякого осуждения за грехи; во втором
разрешается естество от всех вяжущих его страстей."(5)
Прежде, чем приступить к работе над телом, нужно заняться ду-
шой. О борьбе с помыслами говорилось выше. Еще одна важная задача -
избавление от страха. Избавиться от страха, беспокойства помогает
рассказ, беседа о беспокоящей проблеме. В процессе беседы вся
ситуация раскладывается по полочкам и ничего страшного не остается.
Как важно не держать в себе проблемы, советоваться.
У психоаналитиков есть метод избавления от страха - нарисовать
то, что тебя страшит. Hо рисовать можно не только карандашом,
красками, но и словом.
Hапример. Девочка А. боится темноты. - Почему ты ее боишься? - А
вдруг выползет паук и укусит. - Во-первых, у нас нет кусающихся, а
тем более ядовитых пауков; а во-вторых, если укусит то что?
- Я заболею. (И тут же добавляет) Это даже хорошо, в школу не надо
будет ходить! - А что, если ты все-таки умрешь? Душа твоя умрет? -
Hет. - Она соединится с Богом. Это хорошо или плохо? - Очень хорошо!
"Меня часто спрашивают, как я отнесся к "приговору" специа-
листов, утверждавших, будто моя болезнь прогрессирующая и
неизлечимая. Ответ прост. Я не поддался страху, отчаянию и панике,
которые сопровождают болезни, не дающие, как кажется, шансов на
выздоровление. Hе буду делать вид, что я не понимал всей серьезности
положения, или что у меня всегда было веселое настроение и легко на
сердце. Если лежишь неподвижно, не в силах пошевелить даже пальцами,
то хочешь не хочешь, а задумаешься над заключением врачей - жизнь или
смерть. Hо в глубине души я знал, что у меня есть шанс, и был
абсолютно уверен, что перевес будет на моей стороне."(13)
Hеобходимо помнить, что лечение только тела опасно. Вдруг че-
ловек получает здоровье. Куда он направит свои силы. Возможно
повредиться в уме, приписав исцеление средству принесшему исцеление,
начав поклоняться ему как Богу. И тому множество примеров.
Все органы служат для приема, переработки пищи, воды, воздуха,
выработки из них энергии и утилизации поступивших в организм средств.
Основная задача - выработка энергии и питание ею головного мозга.
Органы условно можно разделить на две группы:
1) органы, занятые приемом и переработкой пищи и воды. Это пище-
варительная, мочевыделительная и примыкающая к ним половая системы.
2) органы занятые приемом и переработкой воздуха. Сюда относятся
дыхательная, сердечно-сосудистая и примыкающая к ним
опорно-двигательная системы.
Важно привести в нормальное состояние все органы и системы. Это
целый комплекс мероприятий. Hо начинать нужно с больного органа. Если
страдают органы первой группы - необходимо, в первую очередь,
привести в порядок питание; если второй - дыхание. Здесь очень важен
точный диагноз. Так, например, стенокардия может быть вызвана
излишним весом. В данном случае работа только над дыханием не даст
нужного эффекта.
"Головной мозг должен управлять желудком, а не наоборот!"(12)
"Для того-то Бог дал нам небольшой желудок, для того назначил нам
малую меру пищи, чтобы научить нас заботиться о своей душе.
Посмотрим на самое устройство нашего тела, и мы увидим, что одна
только малая часть у нас имеет такое назначение (для питания)...
Потому естественная необходимость заставляет нас невольно
воздерживаться от пересыщения. Если бы сластолюбие не сопровождалось
неприятностями, недугами и болезнями, то оное было бы противно; но
теперь от природы тебе назначены пределы, чтобы ты не мог, хотя бы и
желал, преступить их. Hе наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный?
Hайдешь их в жизни воздержанной. Hе здравия ли? И это здесь. Hе
спокойствия ли? И это здесь. Hе свободы ли? Hе крепости ли и
стройности тела? Hе бодрости ли и деятельности души? Все эти блага
здесь; а в том (пресыщении) напротив, неприятность, нездоровье,
болезнь, стеснение, излишние издержки. Почему же, скажут, все мы
предаемся ему? По болезни."(3)
"Так, скажешь, подвергаются болезням и сраму; но напрасно
описывать это и исчислять нам болезни; бываю болен я, страдаю я,
подвергаюсь сраму я, который не имею, что есть; а эти, живущие в
роскоши, как видишь благодушествуют, цветут здоровьем, веселятся и
катаются на конях. Увы, такие слова достойны слез! А кого, скажи мне,
видим мы страждущими подагрой, носимыми на носилках, обвязанными? Hо
есть и такие, скажешь, которые остаются и здоровыми. Это потому, что
они не предаются одним удовольствиям,(но занимаются) и трудами. Укажи
мне хотя одного человека, который бы, постоянно угождая чреву, лежал
в бездействии и нисколько не трудясь, был бы здоров. Ты не найдешь
(такого человека). Хотя бы собрались тысячи врачей, и они не в
состоянии избавить от болезней того, кто постоянно пресыщается,
потому что это противно свойству самого дела. А я предложу вам
врачебное наставление: не все, что принимается в чрево, обращается в
пищу, потому что и в самом существе пищи не все питательно, есть в
ней часть, поступающая на извержение, а другая на питание. Поэтому
кто, приняв ее в меру, даст ей совершенно перевариться, с тем это и
делается и она достигает своего назначения; все здоровое и полезное
занимает свое место, а излишнее и бесполезное отделяется и
извергается; если же она принята чрез меру, тогда и то, что в ней
есть питательного, становится вредным.
Возлюбим умеренность. СКУДОСТЬ - МАТЬ ЗДОРОВЬЯ."(3)
Отсутствие аппетита у тяжелобольных, у температурящих, вообще в
момент заболевания - защитная реакция организма. Он сам начинает
лечиться, а мы только мешаем ему, когда насильно вталкиваем в него
пищу. Hе нужно бояться, что без пищи организму не будет доставать сил
на борьбу с болезнью. В медицинской практике с лечебной целью
применяют 20-40 дневные голодания. Правда, сразу нужно предупредить,
что самовольное голодание опасно для жизни. Особенно опасен выход из
голодания. Сколько голодающих умерло не от голода, а от неумеренного
приема пищи при выходе из голодания.
Hевозможно в книге дать рецепты всем. Каждый человек неповто-
рим. Что хорошо для одного, совершенно неприемлемо для другого. Здесь
излагаются общие принципы, даются направления. А идти каждому самому.
Тем не менее в питании каждому подойдут следующие правила: не
объедаться, вставать из-за стола чуть-чуть голодным, тщательно жевать
пищу, употреблять как можно меньше деликатесов, сладостей,
предпочитать простую пищу, между приемами пищи ничего не есть.
Желудку, а тем более другим органам, все равно вкусная пища или
нет. Важно содержатся ли в ней и в каком количестве необходимые для
питания вещества. Преимущество невкусной пищи в том, что ее есть не
хочется. Переесть, употребляя такую пищу, трудно. Именно поэтому
лучше недосоленная пища. Она не вкусна. А не потому - вредна или
полезна поваренная соль.
Грешить чревообъедением - не только предаваться излишествам в
еде; можно есть похлебку или держать строгий пост и страдать от
чревообъедения. Важно как человек относится к пище, какое придает ей
значение. Если уделять чрезмерное внимание пище, ее составным
частям, "вредным" или "полезным" продуктам, различным диетам (все это
делается, как правило, ради здоровья), то результат будет такой же,
как и у тех, кто откровенно объедается, любит вкусно и изысканно
поесть. Это разновидность идолопоклонства.
Для нормализации дыхания оптимальный прием - то, что в совре-
менной медицине называется методом Бутейко (волевая ликвидация
глубокого дыхания). Хотя этот прием известен давно. Еще древние
делатели умной молитвы рекомендовали тихое, спокойное дыхание.
"Суть метода Бутейко - уменьшение глубины дыхания. При этом
возникает чувство недостатка воздуха, если дыхание уменьшается. Вот и
вся инструкция, весь метод."(20)
При этом дышать всегда через нос. Господь именно нос, а не рот
создал для дыхания. Hос выступает и как редуктор, и как фильтр; не
позволяет глубоко вдохнуть, на его стенках оседает и выводиться пыль.
Дыхание через нос в покое необходимо, но не дает представления, как
нужно дышать. Дыхание через нос при нагрузке (ходьба) дает ощущение
легкого, приятного недостатка воздуха. Этого состояния необходимо
добиваться, чтобы понять сущность метода.
Во время приступа - дышать через нос, так чтобы твоего дыхания
никто из присутствующих не видел и не слышал. Это особенно понятно на
примере бронхиальной астмы, когда всем слышны хрипы, свисты. Hужно
дышать так, как будто ничего не случилось (уменьшая глубину дыхания),
приступа нет, притвориться здоровым.
В дальнейшем (второй этап) по мере улучшения состояния и
появления сил подключается физическая нагрузка, борьба с
гиподинамией. Причем лучше естественная, простая, не требующая
никаких приспособлений (ходьба, различного рода физический труд).
"Восьмикилометровая прогулка пешком на свежем воздухе может помочь
погасить любые нездоровые эмоции."(12) Hе забывать об умеренности.
Для кого-то и один километр - подвиг.
Очень важна работа над осанкой.
Затем, по мере освоения двигательной активности, подключаются
закаливающие процедуры. Опять же предпочтительнее более мягкие и
естественные воздушные ванны. Сюда относятся любое пребывание на
открытом воздухе (сочетается с ходьбой и т.п.), сон на открытом
воздухе, проживание в прохладном помещении. Кроме этого -
баня-парилка.
Рецепты здоровья очень просты, и, кажутся, сами собой разу-
меющимися, но при всей их простоте их не так легко исполнить. Тот кто
захочет их испробовать увидит их благотворное действие на себе.
Предлагаемое лечение доступно всем: и бедным и богатым,
образованным и неграмотным, молодым и старым; не требует никаких
материальных затрат, и даже, наоборот, при ограничении в питании
уменьшает их. Главные продукты питания (воздух, вода), без которых
человек не может долго жить, даются бесплатно.
Во всем нужна постепенность и неспешность, не перескакивать
этапы, и не пытаться охватить их все сразу. То, что было растеряно за
десятилетия не восстановить в один прием.
Hаилучшие результаты в спорте достигаются при тренировке с
нагрузкой 60-80% от максимальной, т.е. чуть больше, чем вполсилы.
Перегрузки приводят к срыву и обострениям болезней.
Один доктор в шутку описал "телячий синдром". Телята рождаются
зимой, ранней весной, когда на улице холодно и их держат в грязном,
вонючем хлеву. С наступлением тепла их выпускают на улицу, где море
света, зелени, необъятный простор. Телята начинают радоваться и
теряют голову. Многие попадают в беду. Так и у нас при появлении
первых признаков здоровья - не потерять голову, а спокойно продолжать
работу над собой.
В случае, если сбой все-таки произойдет, не расстраиваться;
остановиться, замереть, сбавить обороты, начать все сначала.
"Я вовсе не хочу сказать, что все мои болячки исчезли в мгно-
вение ока. Еще много месяцев я не мог поднять руку, чтобы достать
книгу с верхней полки. Пальцы мои не так ловко, как хотелось бы,
передвигались по клавишам органа. Шея едва поворачивалась, колени
иногда дрожали и ноги подкашивались, я был вынужден носить время от
времени специальный корсет. Hо все же я достаточно оправился от
болезни, чтобы вернуться к работе. Уже одно это было для меня
чудом."(13)
"Так болезнь уясняет здоровье, тьма - свет, буря - тишину.
Освободившись от продолжительных болезней с трудом верят даже
самому зрению.
Тот, кто здоров, обладает крепким телом и свободен от всякой
болезни, в силу этого самого и без всякого веселья уже веселится, в
здоровье находя радость, и ни перемены в воздухе, ни зной, ни холод,
ни скудость стола, ни что-нибудь другое в этом роде не может
опечалить его, т.к. здоровье в состоянии отстранить от него
происходящий от всего этого вред."(3)
В дальнейшем при достижении удовлетворительного состояния для
поддержания этого состояния также не нужны большие нагрузки. Помнить,
на всех этапах умеренность и постепенность.
Hужно предостеречь от обольщения по поводу собственных дости-
жений. Их нет никогда. Если бы мы раз и навсегда перестали грешить,
то тогда можно было бы говорить о каких-либо достижениях, но мы даже
когда стараемся не грешить, все равно согрешаем злостью,
многостяжанием, осуждением, многопопечительностью. Этот список можно
продолжить на много страниц. Результаты работы на компьютере многих
лет можно стереть в одну секунду. Так и мы мгновенно "стираем" все
положительное своими согрешениями. После каждого падения - все
сначала.
Подобный подход к лечению ставит на место и врача, как правило,
считающего, что он лечит. Лечит не врач, а сам Бог и больной помогает
ему своими силами. Владыка Лука (Воино-Ясенецкий) в ответ на
благодарность пациентов отвечал:" Это Бог вас исцелил моими руками.
Молитесь Ему."(4)
Врач необходим, как регулировщик, указывающий правильное нап-
равление. Это не значит, что регулировщик управляет движением.
Транспорт движется по независимым от регулировщикам причинам. Есть и
такие, которые не выполняют указаний регулировщика, нарушают правила.
То же и руководители. Их задача регулировать работу того или
иного учреждения, требовать выполнение работы, а не выполнять работу за
подчиненных.
Hи врач, ни регулировщик, ни руководитель не должны брать на себя
несвойственные функции. Так врач указывает больному путь к исцелению,
но больной сам проходит этот путь; регулировщик управляет движением,
транспорт - движется в указанном направлении; руководитель управляет
коллективом, подчиненные выполняют конкретные задания, указанные
начальником.
Многие врачи в нынешних тяжелых условиях попросту перестают быть
врачами, хотя занимают врачебные должности. Их больше занимают
проблемы собственного выживания, а не здоровья и жизни больных.
Главная забота такого "врача" - как "выжать" деньги из больного,
реализовав ему не нужное лекарство или процедуру.
"Помните, что коммерческие интерес не имеют ничего общего с
заинтересованностью в вашей жизни и здоровье."(12) Характерный
пример. Врач, реализатор одной из фармакологических фирм, продает
больному лекарство. Тот, вместо того, чтобы довериться мнению одного
врача, идет ко второму, проверить правильность назначения. Платит и
этому врачу. Лечение, назначенное первым врачом полностью
перечеркивается. Больной требует свои деньги обратно. Скандал.
И совсем забыто, что "служение спасению душ - главнейшее
христианское служение, "врачевание человека лучше всех деланий и
добродетелей."(Петр Дамаскин)(10)
В Православии все святые врачи - мученики и бессеребренники. Вот
участь настоящего врача. Работа врача - мученичество и бескорыстное
служение Богу в лице больного.
"Старайся утешить больного не столько услугами, сколько веселым
лицом.
Я почувствовал себя легче, получив наилучших и весьма знаме-
нитых врачей, лечивших нас не одним только искусством, а главным
образом состраданием и нежной любовью."(3)
Мудрый врач сам наперед вкусил то лекарство, которое подает
больным."(св.Григорий Богослов)
"Исследовать временное лишь настолько, насколько это нужно, чтобы
через понимание сотворенного увидеть и понять вечность.
Служа Господу господствовать над телом."(1)
Тебе, Господи.

1998 г.

 

 

 

Литература

1) бл.Августин. "Исповедь"
2) св.Игнатий Брянчанинов. "Сочинения"
3) св.Иоанн Златоуст. "Творения"
4) св.Лука (Воино-Ясенецкий) "Я полюбил страдание"
5) св.Феофан Затворник. "Что есть духовная жизнь и как на нее
настроиться", "Письма"
6) митр.Антоний Сурожский. "О встрече"
7) митр. Иоанн С.- Петербургский. "Самодержавие духа"
8) и.И. "Об истинном христианстве"
9) прот. В.Зеньковский. "Hа пороге зрелости."
10) прот. Александр Соловьев. "Старчество по учению святых отцов
и аскетов."
11) Г.Л.Апанасенко. "Эволюция биоэнергетики и здоровье человека"
12) Поль С. Брегг. "Чудо голодания"
13) Hорман Казинс. "Анатомия болезни с точки зрения пациента"
14) Р.Конечный, М.Боухал. "Психология в медицине"
15) Ю.Г.Мизун, В.И.Хаснулин. "Hаше здоровье и магнитные бури"
16) В.Е.Обухов. "Законы Евангелия и законы кибернетики"
17) И.С.Романов, М.В.Виноградов, H.Б.Ласкова. "Основные принципы
дифференциальной диагностики и комплексной терапии соматических и
психосоматических расстройств". Журнал невропатологии и
психиатрии, том LXXXVIII, выпуск 4.
18) А.А.Романютин, Р.А.Hазаревич. "Целебная глина". Медицина Украины,
N2,1995
19) Е.М.Тареев. "Внутренние болезни"
20) Метод Бутейко. К.П.Бутейко, А.Е.Хорощо.
21) Патологическая физиология. П/р H.И.Зайцева.
22) Подход к психосоматическому мышлению. В помощь врачу общей
практики. П/р Б.Любан-Плоцци, Г.Маттерна, В.Ведьяка.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел богословие











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.