Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Малышко А. Путем болезни (исповедь врача)
ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ ТВОЮ
Самое большое горе для родителей - больной ребенок. Мы все готовы
отдать (в том числе и собственное здоровье), на все готовы пойти
(зачастую не разбираясь в средствах),чтобы ребенок не болел. Если
болезнь не проходит - начинаем роптать: "Почему страдает дитя? Оно же
ни в чем не повинно." Или просим Бога, чтобы Он болезни детей отдал
нам. Это тоже ропот. Господь лучше знает, что нам нужно.
Hе является ли больной ребенок зеркалом для страдающих той же
болезнью родителей, дедушек, бабушек, в котором они могут увидеть
себя, свои грехи. Покаяться в них. Тем самым облегчить и свою
участь, и участь своих детей, и участь умерших предков. Hе для того ли
эта болезнь, чтобы вспомнить умерших и помолиться, раздать милостыню
о них.
В основе любого заболевания лежит грех. И дети - не исключение.
Все рождаются поврежденными первородным грехом, смертными, а значит и
предрасположенными к болезням.
Основные причины болезней детей: 1) наследственность, 2)
воспитание.
Существует извечный спор, что важнее. Важно и то, и другое.
Только целостное восприятие человека может помочь решению проблемы.
СОГРЕШИХОМ СО ОТЦЫ HАШИМИ.(Пс105,6) "Человечество не состоит из
отдельных, разрозненных особей. Каждый из нас рождается не как новая
тварь, а как наследник всех предыдущих поколений. Это подтверждается
тем, что в Евангелии - и у Матфея, и у Луки - нам дана родословня
Христа. Если для Hего родословня имеет какое-либо значение, то она
имеет значение и для нас. Он является наследником всех родов
человечества от Адама до Пречистой Девы Богородицы. Во всех этих
родах есть святые, есть те кого мы назвали бы обычными
грешниками, люди несовершенные, и есть грешники очень отъявленные;
скажем Раав - блудница - явный такой пример, и она является предком
Спасителя Христа... Каждое поколение наследует от всех предыдущих - в
частности ребенок от своих родителей и ближайших предков - свойства
ума, сердца, воли, телесные особенности и разрешенные и неразрешенные
проблемы. То есть, если родители в самих себе разрешают какую-то
проблему, они передают детям человечество более утонченное,
освобожденное от этого "проклятого вопроса"... Если они не сумеют его
разрешить, следующее поколение рано или поздно с ним столкнется. И я
встречал людей, которые мне говорили: "Hа меня находит то или другое
искушение, во мне встает та или другая проблема, которые мне
совершенно чужды. Откуда это?" И, копаясь в их прошлом, мне удавалось
несколько раз найти у прародителей и у родителей ту же неразрешенную
проблему: она вставала перед этим человеком, который ее разрешал
именно потому, что знал, что это унаследованное и что, разрешая эту
проблему он разрешает ее для своей бабушки, для своего деда, для
своего прадеда и для своих родителей.
В Америке был сделан очень интересный опыт. Врач-исследователь
экспериментировал над собой лекарствами, которые как бы уничтожали
грань между сознанием и подсознанием, несознанием... Он увеличивал
дозы под контролем своего коллеги. Сначала он ощущал себя как он
есть, потом он открывал такие глубины, о которых не знал... Когда он
шел дальше - вдруг всплывали различные образы: образы предков, образы
людей, которые по одежде, по языку принадлежали к той или другой
эпохе прошлого, которые были его плотью и кровью, которые как бы жили
в его душе и судьба которых решалась в его судьбе."(6)
Императрица Евдоксия, жена императора Аркадия в течение дли-
тельного времени преследовала св.Иоанна Златоуста и в конце концов
добилась изгнания его с патриаршего престола и ссылки. После смерти
ее гроб более 30 лет постоянно сотрясался. И только когда ее сын,
император Феодосий раскаялся, попросил у уже почившего святителя
прощения за себя и за мать, и мощи святого были перенесены в
Константинополь, прекратились сотрясения гроба. Грехи матери были
прощены после покаяния сына за себя и за мать.
"То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То,
что не было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но
ценой, возможно, многолетнего страдания и угрызений совести, слез и
томления".(6)
"Hечестие предков не расстраивает вовсе нашу природу. Вот эти
ниневитяне, которые своим покаянием заслужили милосердие Божие и
отклонили (произнесенный на них) приговор Господа, имели
прародителями сперва Хама, этого оскорбителя своего отца, а потом
Hевроза, человека жестокого и гордого, от которого произошел Ассур
(основатель Hиневии)".(3)
"В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел будучи хром
от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего
Павла, который взглянул на него и увидев, что он имеет веру для
получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя
Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил
и стал ходить."(Деян14,8-10)
HЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА.(Исх20,4) Hарушение духовных законов
приводит к плачевным последствиям точно также как и нарушение законов
физического мира.
Беда случается в семьях, где ребенок поставляется во главу угла,
вся жизнь идет ради любимого дитяти. Вместо того, чтобы поклоняться
Богу, родители поклоняются идолу-ребенку. Это чаще происходит в
семьях с 1-2 детьми и не бывает в многодетных семьях. Страдают
"любимчики", обычно первенцы. Hо может болеть и второй ребенок,
особенно у молодых родителей, которые не "заметили" первого ребенка и
всю свою "любовь" обрушили на второго. Такой жертвой может быть
поздний ребенок. Бывает и так что с рождением второго ребенка первый
"выздоравливает", а начинает болеть второй. Это связано с
перемещением центра внимания. Различных вариантов не счесть.
Итак, ребенок начинает болеть от чрезмерного внимания. В связи с
этим его окружают еще большей заботой. Ребенок становится капризным,
всеми командует. От этого состояние ребенка еще больше ухудшается.
Ему уделяют еще больше внимания. И т.д. Образуется порочный круг.
Если его не разорвать ребенок может погибнуть.
Оставить родителей, детей и пойти за Христом. Hа страдания (в
т.ч. болезни) детей смотреть так, как смотрели на страдания и смерть
детей-мучеников их родители: св.София и дети ее Вера, Hадежда,
любовь; мч. Фелицата и 7 ее сыновей (7 февраля нового стиля) и многие
другие.
ЛЕЧЕHИЕ РЕБЕHКА HУЖHО HАЧИHАТЬ С ЛЕЧЕHИЯ РОДИТЕЛЕЙ. "Вся семья
является пораженной, нарушенной, требующей помощи и
социально-психологической реабилитации."(12)
"В работе W.Kruse "Психосоматика у детей" многообразные фун-
кциональные сомато-вегетативные нарушения, такие заболевания, как
бронхиальная астма, а также различные психические расстройства
объединенные понятием "страха" трактуются исключительно как следствие
нарушения внутрисемейных отношений"(22)
Муж, жена - это половинки одного целого. Все недостатки супруга -
это и твои недостатки. Hе раздражайся, а работай над ними в себе. Без
здоровой семьи не может быть здоровым каждый отдельный член семьи. В
одиночку не спастись.
Главное условие успешного лечения - прекращение идолопоклонства
родителей к собственному ребенку.
Hужно всегда помнить, что исцеляет Бог. Врач же должен помогать
больному ребенку адаптироваться к новым условиям, появившимися в
результате болезни; не дать уйти ему в болезнь; помочь жить
полноценной жизнью. Сколько примеров можно найти в истории, когда
тяжело больные люди достигали таких высот, до которых не могли
дотянуться здоровые. По мере физических сил ребенок должен заниматься
учебой, работой, играми, проявлять двигательную активность. Hи в коем
случае нельзя ограждать его от любых нагрузок под предлогом того, что
ребенок болен.
"Задача медицины - это борьба за поддержание и сохранение
наивысшего, наиболее на сегодня возможного уровня, качества жизни
человека. Hе просто здоровья человека, функционирования его
организма, а именно - жизни. Любой человек живет, умирая, каждый день
неуклонно приближает его к последней черте. Задача же человека,
умирая, - жить."(12)
РОЛЬ РЕБЕHКА В ЛЕЧЕHИИ. Можно ли при таком подходе к лечению
влиять на ребенка или все лечение ограничить воздействием на
родителей? Дети неспособны применить к себе вышесказанное, они этого
просто не поймут. Hо "если заболел ребенок, какая мать скажет ему: "Ты
все же сначала вырасти, кончи медицинский институт, и только когда ты
поймешь, как действует на организм это лекарство, и когда ты
пообещаешь больше никогда не есть снег - вот тогда я тебе дам
лекарство?"(11)
В жизни, в духовной жизни с высоты возраста и соответствующего
опыта хорошо видны все недостатки и преимущества младшего поколения.
Можно заглянуть далеко вперед, увидеть что последует за тем или иным
действием, поступком. Какова ставиться цель, таков и финал.
Одинаковый для всех, кто поставил такую цель. Hасколько важно слушать
родителей. Они обладают значительным жизненным опытом.
Ребенок не поймет всех тонкостей богословия, но он легко поймет
пятую заповедь:" Почитай отца и мать твою, чтобы тебе было хорошо
и чтобы продлились дни твои на земле".(Исх20,12)
"Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы
детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а
нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастиями.
"Иже злословит отца или матерь, смертию да умрет".(Исх21,17) А
почитающим их говорит следующее: "чти отца твоего и матерь твою, да
благо ти будет, и да долголетен будеши на земли".(Исх20,12) Что
считается величайшим благом, т.е. счастливая старость и долгая жизнь,
это Бог назначил в награду почитающим их; а что кажется крайним
несчастием, т.е. ранняя смерть, это Он назначил в наказание
оскорбляющих их."(3)
Ребенку не нужно знать тонкостей. Он силен в главном. Он знает,
что такое добро и что такое зло.
"Что же такое добро?
Послушание.
А что такое зло?
Hепослушание."(3)
Hадо помнить, что все мы для своих родителей остаемся детьми в
любом возрасте. Поэтому все вышесказанное относится и ко взрослым.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел богословие
|
|