Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Иванов М. Библейское учение о потере спасения

ОГЛАВЛЕНИЕ

5. Потеря спасения и другие библейские доктрины

Рассмотрим теперь взаимосвязь библейского учения о потере спасения в связи с другими доктринальными учениями, отраженными в Священном Писании.

Возможность утраты спасения в свете доктрины о спасении по вере

Кратко библейское учение о спасении по вере может быть выражено следующим образом. Во-первых, спасение усваивается нами исключительно посредством веры (Еф, 2:8). Во-вторых, спасение сохраняется посредством веры (Евр. 10:38). В-третьих, утрата спасительной веры означает аннулирование с Божьей стороны нашего спасения (Ин. 15:2-6). При этом, говоря о спасительной вере, (мы естественно) имеем в виду то, что человек имеет личное отношение со Христом как со своим Господом и Спасителем. Человек может утратить спасительную веру, сохранив все атрибуты внешней религиозности, подобно людям, которые, не будучи возрождены, являются прихожанами церквей различных христианских деноминации. О разнице между живой и формальной верой мы можем читать в различных местах Нового Завета. Особенно рельефно это показано в Послании Иакова (Иак. 2:14-26).
Обладая спасением через веру, мы конечно не можем потерять его лишь вследствие одного факта впадения в какой-либо, пусть даже самый безобразный, грех. Однако христианин не может постоянно пребывать в каком-либо тяжком пороке или явной ереси, одновременно обладая спасительной верой. Такая комбинация не представляется возможной, так как новая природа возрожденного человека чужда греху, не приемлет его и противостоит ему (1 Ин. 3:9; 5:18).
Это вовсе не означает, что вера превращается в некое дело, совершая которое, человек зарабатывает свое спасение. Вера является даром Божиим, который мы можем как принимать, так и отвергать. Форлайнс по этому поводу замечает:
«Библия ставит спасение в простую зависимость от веры. Спасение есть дар, и его сохранение при условии веры ничуть не более противоречит его природе, чем его восприятие при условии веры. Странно подумать, что кто-то пытается доказать, будто требование сохранения веры, как условие сохранения спасения, делает из веры «дело» и тем самым ставит спасение в зависимость от дел (Рим. 4:3-5).
Если бы вера рассматривалась как основание для оправдания, а не его условие, тогда можно было бы признать ее «делом». Вера абсолютно ничего не прибавляет к основанию для нашего оправдания. Это основание — смерть и праведность Христа, вмененная нам в заслугу, — не больше и не меньше! И когда мы проведем разграничение между основанием и условием, то уже никак нельзя будет сказать, что пребывание в вере как условие пребывания в оправдании делает из веры «дело».
Таким образом, мы видим, что возможность потери спасения вполне совместима и находится в полной гармонии с учением о спасении благодатью по вере.

Потеря спасения в свете Божьей любви, милосердия и отцовства

Несомненно, что Бог, в Которого мы уверовали, является Богом любящим (1 Ин. 4:16) и нашим милосердным Отцом (Лк. 6:36). Возможно ли, чтобы Бог, возлюбивший нас прежде, чем мы возлюбили Его (1 Ин. 4:19), и ради нас по Своей неизреченной любви отдавший на страдания и муки Своего Единородного Сына (Ин. 3:16), отвернулся от Своих возлюбленных детей, обретение которых Ему обошлось так дорого? С чисто богословской точки зрения, как это ни парадоксально звучит, видимо, следует дать утвердительный ответ.
Иисус говорил Своим ученикам: «ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Ин. 16:27). Любовь, которую Отец небесный питает к нам, верующим, обусловлена тем, что мы отвечаем пребыванием в вере и ответной любовью на Его божественную любовь.
Любовь Божия может проявляться как наказание Божие и Его строгость, потому что наш Небесный Отец не хочет нас потерять, зная, что такая возможность существует (Евр. 12:7-15).
Среди причин, которые заставляют многих христиан следовать концепции «вечной безопасности», есть причина на первый взгляд неприметная, но играющая особую роль для людей второй половины XX столетия. Огромные страдания, пережитые человечеством в период двух мировых войн, а также сокращение рождаемости в странах западной цивилизации привели к кардинальному изменению представлений о нормальных семейных отношениях. Балова-ние детей стало своеобразной нормой современного общества. Ребенок, часто единственный в семье, нередко растет в атмосфере излишних поблажек и гарантированного всепрощенчества со стороны своих родителей. Для нас кажется естественным, что родители всегда и при всех обстоятельствах стоят на стороне ребенка. Между тем библейское понимание отношения родителей к своим детям качественно отличается от того, что принято сегодня. Хотя Библия воспевает родительскую любовь, примером чего может служить известный текст из книги Малахии: «и буду миловали, их, как милует человек сына своего» (Мал. 3:17), но в то же самое время Ветхий Завет предписывает родителю не щадить сына или дочь, если они будут склонять его к идолослужению (Вт. 13:5-9). Таким образом, родительские чувства и любовь в библейском понимании отнюдь не слепы. И именно на это следует ориентироваться, когда мы пытаемся оценить отцовские чувства по отношению к нам. Бог суверенен, и точно так же, как Он усыновляет нас, Он волен указать нам на порог родительского дома в случае нашего наглого бесчестия. При этом Господь отнюдь не связан нашими преувеличенно сентиментальными представлениями о родительских чувствах.

Возможность потери спасения в свете Божьего всеведения

Когда мы рассуждаем о принципиальной возможности потери спасения, может возникнуть естественный вопрос: каким образом всеведущий Бог, стоящий над временем и пространством и потому несомненно знающий конец каждого человека, как такой Бог может даровать кому-либо спасение, заведомо зная, что данный индивидуум затем отвергнет Божью благодать? Кажется, с нашей человеческой точки зрения, что если Бог дарует спасение таким людям, то Он поступает нерационально. Возможно ли это для всеведущего и премудрого Бога?
Прежде всего нужно выяснить, являются ли подобные действия Бога возможными с библейской точки зрения. Уже в Ветхом Завете Бог неоднократно показывал, что это возможно. Мы знаем, что Бог имел близкое общение с Саулом и благодатно общался с ним, зная его плачевный духовный конец (1 Цар. 10:6-10). Точно так же Бог вступил в близкие взаимоотношения с Соломоном в его молодые годы, хотя Господь несомненно был в курсе отступничества Соломона в старости (3 Цар. 3:5-15). Тем более мы можем убедиться, что Бог может входить в близкие отношения с людьми и даровать им полноту спасения, несмотря на то что эти люди в конечном счете предназначены для вечной погибели. Не об этом ли нам говорит текст Евр. 6:4-6?
Однако есть ли этому какое-нибудь объяснение? Думается, что можно попытаться выйти из видимого логического противоречия двумя способами:
1. Прежде всего никогда не следует забывать, что наше представление о разумном и неразумном, логичном и нелогичном и тому подобных вещах весьма ограниченны. Вряд ли можно подходить с нашими мерками рациональности к Божьим деяниям. Господь дал нам понять: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Таким образом, если премудрый Бог делает что-то, то Его действия несомненно рациональны с точки зрения Его высшей божественной мудрости, даже если это не укладывается в наше сознание. Итак, если Бог считает возможным спасать тех, кто затем все равно погибнут, то мы должны признать это разумным.
2. Библия приоткрывает нам еще одну грань, помогающую по-другому осмыслить данную проблему. Говоря о всеведущем Боге, мы в то же самое время говорим о любящем Боге, том Боге, Который, заведомо зная, что Иуда является «сыном погибели» (Ин. 17:12), до последнего момента старался предотвратить его грех. Наш Бог — это Небесный Отец, Который «повелевает солнцу Своему восходить над алыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Таким образом, Бог посылает Свои блага даже тем людям, которые вообще никогда не придут к Нему. Когда мы смотрим на нашего Господа с этой точки зрения, тогда нам не таким уж странным кажется то, что Он не отказывает в близком общении с Собой людям, которые будут лишены этого общения в вечности.

Потеря спасения в свете всемогущества Божия

Прежде чем переходить к обсуждению того, совместимо ли учение о потере спасения с таким важным атрибутом Бога, как всемогущество, процитируем высказывание Беттнера:
«Возрождение скажется радикальной и сверхъестественной переменой во внутренней природе, посредством которой душа духовно жива, а насажденная новая жизнь — бессмертна. А так как эта перемена происходит во внутренней природе, то эта сфера, в которой человек не может осуществлять свой контроль. Ни одно творение не обладает необходимой свободой для того, что бы изменить фундаментальные принципы своей природы, потому что это прерогативы Бога, как Творца. Поэтому никакой другой сверхъестественный акт Божий не в состоянии обратить эту перемену в прямую противоположность и явиться причиной того, чтобы эта новая жизнь погибла».
Беттнер выражает известный взгляд, что потеря спасения противоречит Божьему всемогуществу, равно как в конфликте с Божьим всемогуществом оказывается свободная человеческая воля. Однако попытаемся задать себе несколько вопросов. Мог ли Бог спасти всех людей? Ответ, естественно, должен быть положительным, поскольку в противном случае мы отказываемся признавать Божье всемогущество. Теперь зададим себе другой вопрос: хочет ли Бог спасти всех людей? Ответ ясно следует из Священного Писания: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Почему же в таком случае все не спасаются? Одним из ответов будет являться то, что Бог по Своей суверенной воле уважает свободную волю человека и не стремится навязать ему Свою благодать.
Аналогично обстоит дело с так называемым «сохранением святых». Бог силен сохранить верующих. Эта истина ясно выражена в соответствующих местах Нового Завета, где говорится, что ничто не может отлучить нас от Христа и похитить из руки Господа (Ин. 10:28; Рим. 8:38-39).
Бог не только может, но безусловно хочет сохранить спасение каждого возрожденного христианина, что следует, например, из Первосвященнической молитвы Иисуса, где Иисус молится Отцу об учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).
Однако, так же как и в случае с принятием Божьей благодати, т.е. с обретением спасения, все вышесказанное не исключает возможности удаления человека от Бога по собственной воле. Тот же Бог, Который хранит верующих, наделил их и ответственностью за освящение и пребывание в вере. Апостол Павел пишет: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). Таким образом Бог не сделал человека заложником обитающей в нем благодати Святого Духа. У человека есть возможность удаляться от Бога, отказываясь таким образом от привилегий, связанных с нерушимыми Божьими обетованиями: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:11-12).
Кроме того, рассуждая о суверенитете Божием, мы часто оказываемся в плену личной или богословской ограниченности. Справедливо замечание Пицирилли:
«Мы верим в верховную власть Бога, но Бог волен сделать все, и в том числе поставить спасение в зависимость от условия. Наш Бог достаточно велик, чтобы действительно управлять Своим миром».
Если нам кажется, что суверенный Бог должен давать спасение без всяких условий и не беря в расчет личные желания людей, то из этого отнюдь не следует, что обязан поступать в соответствии с нашими представлении о Его суверенитете.
Начиная со времен Реформации многие протестантские теологи, не исключая и таких отцов протестантизма, как Мартин Лютер и Жан Кальвин, не могли гармонично совместить всемогущество Божие со свободной человеческой волей, предпочитая решать видимые неувязки в богословских схемах за счет человеческой свободы, либо обесценивая, либо и вовсе игнорируя ее.
Между тем свободная воля является Божьим даром, изначально данным человеку при сотворении. Наличие свободной воли у человека является реализацией Божьего замысла, поскольку Бог по Своей суверенной воле пожелал сделать человека нравственно свободным существом.
Библия нигде не учит, что человек лишается свободной воли, в смысле возможности выбора личной духовной и нравственной ориентации, как вследствие грехопадения, так и вследствие духовного рождения.
Когда в Библии говорится о порабощении человеческой воли грехом, то имеется в виду, что человек по своей природе греховен и не может изменить свою греховную природу без Божьей благодати (Рим. 3:23; Ин. 6:44). Однако при этом ни в коем случае не имеется в виду, что человек не может искать Бога и стремиться к добру (Деян. 17:26-27; Рим. 2:14-15).
Свобода духовной и нравственной ориентации не утрачивается и после возрождения. В противном случае человек не только не имел бы возможности отпасть, но и согрешить, поскольку грех не присущ новой природе верующего человека.
В конченом счете человек теряет спасение не просто потому, что он отверг спасительную веру и Божью благодать, но прежде всего потому, что Сам Бог допускает для человека возможность вероотступничества, и Он же по Своей суверенной воле решил не сохранять спасение за теми, кто сами бегут от Него. Следовательно, все, что делает человек, исходя из своей свободной воли, заведомо учтено в Божьем плане и никоим образом не ограничивает Его суверенитета.

Учение о потере спасения в связи с доктриной об искуплении

Если принять точку зрения, что Христос умер не за все человечество, а лишь за избранных, то при таком взгляде потеря спасения вряд ли возможна, так как в этом случае Бог Сам очертил круг лиц, на которых распространяется Его искупление. Таким образом человек логически исключается из процесса собственного спасения, такой взгляд находится в тесной связи и логически гармонирует с другими традиционными кальвинистскими доктринами, такими, как безусловное предопределение, безусловное сохранение святых и т.п.
Однако Писания содержат множество свидетельств, что Христос умер за всех людей, понеся на Себе грехи всего мира. Джон Драйвер пишет:
«Иисус, будучи послушен до смерти, через Свою заместительную смерть устранил власть последствий греха применительно ко всему человечеству».
Поэтому более целесообразно считать, что Бог не ограничил действий Своего искупления определенной группой людей. Тиссен по этому поводу пишет:
«Итак, можно обобщить тот смысл, в котором Христос является Спасителем мира: Его смерть щадит всех людей, предлагая промедление в исполнении приговора над грехом, предлагая время для покаяния... Мы приходим к выводу, что искупление не ограниченно в том смысле, что оно доступно для всех, а ограниченно оно лишь в том смысле, что действенно оно только для верующего. Итак, оно доступно для всех, а действенно для избранных».
При таком подходе определенная роль в принятии или отвержении Христова искупления лежит на самом человеке, причем свободный выбор человека допускается Самим Богом и никоим образом не ограничивает Христово искупление, которое в конечном счете все равно распространяется на все человечество.

Потеря спасения и уверенность в спасении

Несомненно, что уверенность в спасении считается весьма важной для баптистов как арминианского, так и кальвинистского направлений. Уверенность в спасении базируется на твердом библейском основании, напомним лишь два места из Священного Писания: «Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:24); «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
Однако что значит быть уверенным в своем спасении? Можно ли считать, что уверенность в спасении и уверенность в невозможности отпадения являются синонимичными понятиями? Сторонники концепции «вечной безопасности» несомненно будут настаивать на этом. Но как видно из приведенной выше цитаты из Послания к ефесянам, а также наших предыдущих исследований, спасение неразрывно связано с верой и обусловлено ею. Возникает закономерный вопрос: правомерно ли вообще в таком случае говорить об уверенности в спасении?
Думается, что уверенность в спасении прежде всего должна исходить из нашего упования на Христа и уверенности, что, пребывая со Христом и во Христе, мы пребываем в сфере действия спасительной благодати и имеем свободный вход в Царствие Небесное. Попросту говоря, уверенность в спасении есть просто вера в то, что «верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36). Однако надо помнить, что Христово обещание хранить нас действенно лишь в том случае, если мы являемся верующими, то есть пребывающими в спасительной вере, и не распространяется на отпадших от нее (2 Тим. 2:11-12). Форлайнс по этому поводу пишет:
«Спасение — это вопрос личных взаимоотношений между верующим и Христом. Никакая посторонняя сила не может оторвать верующего во Христа от Христа. И если человек отделен от Христа, это может быть лишь действием Бога Отца как хозяина дома или виноградаря, как сказано в Ин. 15:20, и лишь при том условии, что этот человек не пребывает во Христе (Ин. 15:6). А пребывать во Христе — значит обладать вечной жизнью, и тогда никакая внешняя сила или объединение сил не может отделить нас от Христа».
Иными словами, уверенность в спасении может быть выражена следующим образом: «Я уверен, что, если я сам по своей воле не отпаду от Христа, никто и ничто не в силах лишить меня спасения в Господе Иисусе». Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел богословие












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.