Фромм Э. Субботний ритуал
Эрих Фромм (1900—1989) — крупнейший философ
психоаналитического направления, автор книг „Бегство от свободы", И будем как
боги" и многих других. Публикуемая статья представляет собой отрывок из книги
„Забытый язык".
Правила соблюдения Субботы занимают в Библии исключительное место. Фактически и
это единственная из Десяти Заповедей, трактующая чисто ритуальный вопрос: „Помни
день субботний, чтобы святить его... Ибо в шесть дней создал Господь небо и
землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил..." (Исход, 20:8, 11); „И
помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя
оттуда... потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний"
(Второзаконие, 5:15).
Современному сознанию институт Субботы не представляется на первый взгляд чем-то
из ряда вон выходящим. Мысль о том, что раз в неделю человеку необходимо
отдыхать от работы, кажется нам очевидной. Однако такое объяснение, как
показывает более глубокий анализ, является недостаточным. В самом деле, почему
чисто социально-гигиеническому, казалось бы, предписанию придается такое
значение, что его включают в Десять Заповедей, которые во всех остальных случаях
провозглашают фундаментальные религиозные и этические принци-
55
пы? Далее, субботние запреты на различные виды работы зачастую много более
обременительны, чем сами действия, подвергающиеся запрету. В талмудической
интерпретации ритуала запрету подлежит не только работа в прямом смысле этого
слова, но и всякая активная деятельность вообще: нельзя зажигать огонь, даже
если этот запрет сопряжен с большими неудобствами; нельзя сорвать травинку или
цветок, хотя, с точки зрения затраты сил, это
— не работа; нельзя поднять что-либо, принадлежащее другому человеку, даже если
это столь легкое, как, например, носовой платок.
Так что же, имеем мы здесь дело просто с неуклюжим и изощренным усложнением
первоначально „разумного" ритуала или это наше понимание его слишком примитивно
и нуждается в пересмотре?
Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, что сущность его — отнюдь не в
утомительной обрядовой сверхпедантичности. Подлинная сущность Субботы — в
концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений.
Прежде всего, работа в библейском и (более позднем) талмудическом понимании — не
просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие,
которое можно определить следующим образом: „работа" — это всякое созидательное
или разрушительное вмешательство в жизнь природы. „Отдых" — это отказ от такого
вмешательства. Иными словами, в Субботу человек представляет природу себе самой,
никак не изменяя ее, ничего не разрушая, ничего не созидая. Суббота
— день перемирия между человеком и природой, а „работа" — все то, что может
нарушить это перемирие и равновесие между ними. В самом деле,
56
тяжелая работа (например, вспашка земли или строительство дома) одинаково
является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении.
Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических
усилий, — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход событий,
нарушают мир между человеком и природой, — и поэтому они запрещены.
Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать что-либо,
принадлежащее постороннему, как бы мало оно ни весило. Само по себе Поднятие
тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднять самый
тяжелый груз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях
(будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица) нельзя поднять
даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — идея мира
уже не с природой, а с окружающим социальным коллективом.
Таким образом, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться
в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий.
Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между
человеком и природой и между человеком и человеком. Не „работая" — иными
словами, не участвуя в процессе естественных и социальных изменений,
человек высвобождает себя из оков природы и социума, пусть всего лишь на один
день в неделю.
Но идея Субботы этим не исчерпывается. Вся ее многозначность может быть понята
лишь при более глубоком анализе библейских представлений о взаимоотношениях
между человеком, природой и другими людьми.
57
До грехопадения Адама (т.е. до появления „человека разумного") человек находился
в состоянии всеобъемлющей гармонии с природой. Первый акт неповиновения, с
которого началась человеческая свобода, одновременно „открыл ему глаза": человек
познал разницу между добром и злом; стал сознавать себя и своих ближних — таких
же, как он, и в то же время „иных". Так началась человеческая история. Так
первоначальная индивидуальная гармония сменилась борьбой с природой и
коллективными конфликтами. Что же, по мнению Библии и пророков, является отныне
целью человека? Возвращение к состоянию мира и гармонии с другими людьми, с
землей, с природой. Это не может, однако, стать возвратом к первоначальной
гармонии — это стремление к новой гармонии. А новая гармония возможна лишь
тогда, когда человек увенчает свое развитие истинной человечностью, когда он
познает сущность мироздания и его законы, когда совершенный разум освободит его
от угнетения другими людьми, от оков природы, от гнета иррациональных желаний и
страстей. Книги пророков буквально пронизаны образами этой грядущей гармонии: к
земле снова вернется безграничная плодоносность; мечи перекуют на орала; лев
возляжет рядом с ягненком; женщина без мук будет рожать детей своих; все
человечество объединится в истине и любви. И высшим символом новой гармонии,
достижение которой есть цель исторического процесса, является грандиозная фигура
Мессии.
Сказанное позволяет нам проникнуть в суть субботнего ритуала во всей его сложной
и многозначной полноте. Суббота есть не что иное, как предрешение мессианского
времени, — и именно поэтому месси-
58
анскую эпоху называют „продолжением Субботы". Более того, Суббота — не только
предвкушение пришествия Мессии, но одновременно и его предварение. „Если бы весь
Израиль хотя бы один раз соблюл Субботу, явился бы Мессия", — говорит Талмуд.
Следовательно, понятие Субботнего Отдохновения, т.е. „неработы", имеет
совершенно иное и несоизмеримо более глубокое содержание, нежели расхожее
современное словечко „релаксация"(расслабление, передышка). В Субботнем
Отдохновении человек ощущает возможность мессианской гармонии и свободы и
предвкушает их приход. Субботний ритуал занимает такое место в библейской
религиозной традиции не потому, что Суббота — просто „день передышки", а потому,
что она является символом спасения и освобождения. Суббота символизирует
Божественное Отдохновение, ибо, как бы величественны ни были творчество,
созидание, работа, — они есть временное „грехопадение" Бога: Бог почивает „в
день седьмый" не потому, что „устал", а потому, что полная мера Божественной
свободы воплощается лишь в состоянии Отдохновения, гармонии со Своим творением.
Поэтому и человек является в полную меру Человеком лишь в состоянии гармонии и
свободы. Вот почему субботняя заповедь один раз мотивируется Божественным
Отдохновением, а второй раз — освобождением из Египта. Обе формулировки,
дополняя и объясняя друг друга, гласят: Субботнее отдохновение есть свобода.
В той мере, в какой человек наделен разумом и свободой, он Богоподобен, т.е. не
подвержен ни времени, ни смерти. Но в той мере, в какой он „человек во плоти",
он подчинен законам природы
59
и отдан в рабство времени и смерти. Древние вавилоняне тщетно пытались
умилостивить бога времени самобичеванием в день Шапату. Библейская концепция
Субботы предлагает иное решение этого глубочайшего противоречия. Отказавшись на
один день от вмешательства в дела природы и общества, мы тем самым обособляем
себя от истории. Где нет ни работы, ни деятельной активности, там нет и времени.
В отличие от вавилонского Шапату, повергшего человека к ногам бога времени и
смерти, библейская Суббота (Шабат) символизирует победу человека над преходящим
и бренным: время остановлено, и смерть низвержена со своего трона.