Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Брага Д. Как подготовить библейскую проповедьОГЛАВЛЕНИЕЧАСТЬ II. ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ПРОПОВЕДИ"Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15).
4. Структура проповеди Значение структуры проповеди Широко известный пастор Вестминстерской часовни в Лондоне Д.Мартин Ллойд-Джоунз указывал в своем труде "К изучению Нагорной проповеди", что проповедь - это не эссе и не литературное сочинение, предназначенное для публикации, чтения и перечитывания. Это послание, которое предназначено для восприятия на слух и которое должно оказать моментальное воздействие на слушателей. С тем чтобы обеспечить такое воздействие, проповедь должна быть свободна от неясностей, двусмысленностей и не содержать никакого материала, не связанного непосредственно с ее главной темой. С другой стороны, она должна обладать определенной формой или моделью, в которой содержащиеся там идеи должны указывать на последовательность мысли, а все рассуждение продвигаться к четко определенной цели или к кульминационному пункту. Другими словами, нужно выстроить проповедь таким образом, чтобы слушатели могли без труда понять главный смысл послания, так же, как и различные приемы, при помощи которых этот смысл раскрывается. Таковы требования к структуре проповеди. В последующих главах будет подробно рассказано о механике построения проповеди. К созданию действенных эффективных проповедей нет простых путей. Это требует большого напряженного труда и прилежной учебы. Чтобы достичь мастерства в гомилетике, необходимо изучить принципы построения проповеди, а затем кропотливо и постоянно применять их на практике. Однако награда за прилежание будет неизмеримо большей, нежели затраченные на это время и усилия. Ибо при исчерпывающем освоении принципов построения проповеди учащийся окажется гораздо ближе к тому, чтобы стать создателем проповедей. И его послания будут представлены столь ясно от начала до конца, что слушатели смогут следить - пункт за пунктом - за теми истинами Слова Божиего, которые он пытается донести до них. Форма плана проповеди В предшествующих главах говорилось о некоторых основных элементах плана проповеди, но для того, чтобы читатель получил полную картину правильной формы плана проповеди, мы представляем его ниже. Название Текст Введение 1. __________ 2. __________ Посылка Вопросительное предложение Переходное предложение I. Первый основной раздел 1. Первый подраздел Обсуждение 2. Второй подраздел Обсуждение Переходная часть II. Второй основной раздел 1. Первый подраздел Обсуждение 2. Второй подраздел Обсуждение 3. Третий подраздел Обсуждение Переходная часть Заключение 1. __________ 2. __________ 3. __________ Такая модель типична для построения большинства библейских проповедей, то есть текст предшествует введению, за ним идут посылка, вопросительное и переходное предложения именно в указанном порядке, затем основные разделы, подразделы и заключение. Переходная часть связывает основные разделы друг с другом и с заключением. (Более подробно о посылке, вопросительном и переходном предложениях см. в гл. 7; указания относительно переходный частей см. в гл. 8.) Одна из целей формы состоит в том, чтобы сделать данный план простым и понятным. Ясный и четкий план является бесценным помощником проповедника. Когда план составлен именно в такой форме, он служит в качестве визуального вспомогательного материала, позволяя проповеднику видеть всю проповедь сразу. Озаглавливание введения и заключения, а также нумерация входящих в них пунктов позволяют четко выделить каждую позицию во введении и заключении, и поэтому легко проследить за развитием мысли. Основные разделы помещаются с левой стороны листа бумаги, и благодаря использованию абзацных отступов четко видно, что подзаголовки играют подчиненную роль по отношению к основным разделам. Обратите внимание, что строки с основными разделами и подразделами размещены на странице через одинаковые интервалы, и таким образом их истинные взаимоотношения абсолютно очевидны. Основные и вторичные позиции, кроме того, помечены соответственно римскими и арабскими цифрами, а не с помощью букв алфавита. Причина состоит в том, что, если в ходе чтения проповеди надо коснуться темы, в которой проповеднику необходимо пронумеровать основные разделы или подразделы, ему будет гораздо легче говорить об этом с помощью цифр, нежели букв. Например, если проповедник хочет поговорить о тех словах, которые использует апостол Павел для описания христианского делателя во второй главе Второго послания к Тимофею, гораздо легче говорить о первом, втором, третьем и четвертом определениях, нежели говорить "определение А", "определение Б", "определение В" и так далее. Если понадобится перечислить некое количество позиции, которые входят в подразделы, они точно так же могут быть обозначены с помощью арабских цифр со скобкой - 1), 2), 3) и так далее. Конечно, количество основных разделов и подразделов отнюдь не ограничено тем числом, которое приведено в данной форме. То же самое можно сказать и о количестве пунктов во введении и заключении. Более подробно эти вопросы будут обсуждаться в дальнейших главах книги. Краткость в составлении плана проповеди План проповеди должен быть краток. Смысл введения и заключения, как и основных разделов, должен быть выражен столь малым числом слов, сколь возможно без ущерба для легкости восприятия. Таким же образом, содержащиеся в обсуждении пункты - которые по сути просто уточнение каждого подраздела - должны быть отмечены очень кратко. Другими словами, следует стремиться как бы сжимать целые абзацы в короткие простые предложения и вместо целых слов использовать сокращения там, где это возможно. (См. заполненный план проповеди в гл. 9 и 11.) Изменения в принципах гомилетики Несмотря на все преподанные им уроки того, как готовить и читать проповеди, д-р Джеймс М.Грэй однажды обратил внимание своего класса на то, что Господь не ограничен никакими правилами риторики или гомилетики. Более того, мы можем оказаться перед посланием из Слова Божиего, которое не имеет ни какого-либо явного плана, ни единства мысли. Таким образом, вовсе не обязательно, чтобы проповедник постоянно чувствовал себя скованным принципами гомилетики: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало" и с нашими сердцами, открытыми к тому, чтобы Святой Дух наполнил и использовал нас, давайте превознесем "слово жизни"! Однако непосредственно в ходе изучения гомилетики было бы неразумно пользоваться этой свободой. Напротив, начинающему следует жестко придерживаться всех правил, пока он полностью не овладеет ими. В его общественном служении еще придет время, когда, руководствуясь Духом Божиим, он сможет обходить некоторые из усвоенных принципов. По мере роста его проповеднического опыта он может счесть и полезным, и необходимым в некоторых случаях изменять изученные им правила, основываясь на своих собственных ощущениях и чувствах его слушателей в момент чтения проповеди, оставляя таким образом возможность для более страстного призыва. 5. Название Определение названия В процессе создания проповеди название обычно выбирают в самую последнюю очередь. Обычно сначала формулируют посыл и основной план, но, чтобы придерживаться порядка приведенной в главе 4 формы, мы обсудим проблему названия еще до рассмотрения прочих шагов в создании проповеди. С самого начала необходимо иметь четкое понимание значений предмета, темы и названия. Некоторые авторы трудов по гомилетике проводят различия между предметом и темой. Они утверждают, что предмет дает общее представление, о чем, собственно, идет речь, тогда как тема - это конкретные или отдельные аспекты предмета. Как бы то ни было, предмет или тема представляют собой основу для нашего обсуждения или изучения. Таким образом, предмет может быть очень широким, а может быть сужен до достаточно ограниченной области. Например, в широкой теме "Благодать Господня" существует весьма большое количество аспектов, как то: значение благодати Божией, ее источник, ее проявления, ее свидетельства, ее влияние и так далее, поэтому исчерпывающе осветить предмет в одном послании невозможно. Это значит, что составителю проповеди всегда лучше всего ограничить тему конкретным аспектом и осветить соответствующим образом данную узкую область. Название - это выражение конкретного элемента, который будет представлен в проповеди, кроме того, оно должно служить и для привлечения внимания к проповеди. Таким образом, название - это как бы украшение предмета. Например, если наш предмет или тема - "условия для приумножения благодати", наше название, которое будет подано как объявление в церкви или в газете, может звучать, например, так: "Как приумножить благодать" или "Укрепление духовного качества". А если мы в качестве библейского текста выберем вторую часть 17-го стиха 5-й главы Послания к римлянам: "То тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа", - общий предмет может быть определен как "победа", конкретный предмет как "предпосылки победы", и само название будет "Секрет успешной христианской жизни" или "Победоносная христианская жизнь". Иногда может получиться так, что тема и название проповеди абсолютно идентичны, особенно в тех случаях, когда тема или предмет достаточно привлекательны сами по себе, чтобы подходить и в качестве названия проповеди. Правильный выбор названия для проповеди невозможен без глубоких раздумий и мастерского построения фразы. Это обычно требует от начинающего значительных усилий, но затраченные им время и раздумья будут обильно вознаграждены повышенным интересом тех, кто прочтет названия его проповедей. Принципы выбора названий проповеди 1. Название должно быть связано с конкретным библейским текстом или с конкретным посланием. Очевидно, что название должно иметь четкую связь с библейским текстом или с самой проповедью. Например, если мы берем в качестве текста стихи 1-18 из 22-й главы Книги Бытие, где мы читаем о готовности Авраама принести в жертву своего сына Исаака, то название должно каким-то образом соотноситься с этим отрывком. Если главный упор в проповеди сделан на послушании, мы можем сузить наше название до "Цена послушания". Если, с другой стороны, наша основная идея состоит в том, чтобы показать Авраама как отца, мы вполне можем назвать проповедь "Примерный отец". 2. Название должно вызывать интерес. Название должно быть сформулировано таким образом, чтобы пробудить внимание. Оно должны быть привлекательным, причем не благодаря использованию чего-то новенького, а благодаря тому, что представляет для людей огромный интерес. Чтобы вызвать интерес, название должно соотноситься с обычными жизненными ситуациями и потребностями. На общественную жизнь и менталитет членов церкви может влиять множество различных обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера. Периоды духовного блаженства и дни испытаний, времена процветания или нужды, общественные и политические потрясения, праздники и юбилеи, радостные или печальные события - все это, так же, как и обстоятельства личной жизни отдельных членов церкви, затрагивает людей, к которым обращается пастор со своим словом. Поэтому он должен внимательно относиться к потребностям паствы, сталкивающейся время от времени с теми или иными обстоятельствами, и с помощью Господней его послания должны соответствовать тем конкретным условиям, в которых находятся люди. Названия его посланий точно так же должны соответствовать обстоятельствам жизни и устремлениям его аудитории. Таким образом, следует избегать названий, которые не имеют для паствы конкретного смысла или значения. Например, такие название проповеди по библейскому отрывку из стихов 1-6 17-й главы Третьей книги Царств, как "Илия у потока Хорафа" или "Голод во времена Илии", едва ли будут исполнены для современных людей особым смыслом. А вот название типа "Испытание на доверие" будет близко и значимо каждому, кто переживает период испытаний. Точно также, заголовок "У вод Мерры" для проповеди о случае с горькими водами, описанном в стихах 22-26 15-й главы книги Исход, наверняка не вызовет особого интереса, тогда как название "Горечь вод и горечь душ" сразу же вызовет ответную реакцию у тех, кто, возможно, несет в душе горечь по поводу какого-то неблагоприятного для них поворота Божиего промысла. Когда слова названия создают эффект аллитерации, это часто способствует привлечению внимания посредством самой необычности сочетания данных слов друг с другом. Эффективность такого рода моделей легко увидеть в следующих примерах названий проповедей широко известных проповедников прошлого и настоящего: "Большое обретение благочестия" Александра Макларена, основанная на стихах 25-34 4-й главы Третьей книги Царств. "Преодоление погибели" Т.А.Пирсона, основанная на 15-й главе Первого послания к коринфянам. "Метания мести" Кларенса Е.Маккартни, основанная на книге Есфирь. "Покой для беспокойных" Чарльза Сперджена, основанная на стихах 28-30 главы 11 Евангелия от Матфея. "Постижение печали" У.Х.Гриффита Томаса, основанная на Бытии 35:8-29. "Безжизненность или блаженство" Стивена Ф.Олфорда, основанная на книге Чисел 21:10-18. А вот еще некоторые примеры: "От слез к свидетельству", основанная на Евангелии от Иоанна 20:10-18. "Могучая молитва", основанная на Деяниях апостолов 12:1-19. "Обращая противодействие в помощь", основанная на Послании к филиппинцам 1:12-20. "Самодостаточность Спасителя", основанная на Послании к евреям 10:14. "Живая надежда в безнадежном мире", основанная на Первом послании Петра 1:3-9. Начинающему может потребоваться довольно много времени и известного напряжения ума, чтобы сформулировать название, способное вызвать интерес. Однако если заголовок проповеди привлекателен, и особенно если он обнародован заранее, он может стать средством привлечения людей в церковь и повышения интереса со стороны верующих. 3. Название должно соответствовать авторитету церковной кафедры. В попытках привлечь внимание некоторые проповедники совершают ошибку и используют названия, которые звучат довольно странно или даже сенсационно. Ниже приведены некоторые примеры: "Снупи или Микки Маус"; "Вино, женщины и песни"; "Шоу в стиле Ветхого Завета"; "Кошачьи усы"; "Следует ли мужу бить жену?"; "Умный Алек"; "Астронавты и человек на Луне"; "Горячее местечко"; "Хиппи и мини-юбки". Название проповедей типа вышеприведенных либо фантастичны, либо вызывающи и вульгарны и абсолютно не соответствуют священной задаче проповедования людям Библии. В попытках вызвать интерес привлекательным названием проповеди следует всегда поддерживать авторитет, достоинство и почитание, положенные Слову Божиему. Тут совершенно не нужно мудрить и всеми силами надо избегать сенсационности или того, что рассчитано на возбуждение неуместного в данной ситуации внимания или любопытства. И главное, никогда не следует использовать название, которое находится на грани фривольности или вульгарности. 4. Название обычно должно быть кратким. Короткое, компактное и четко построенное название обычно, гораздо более эффективно нежели длинное предложение. Кроме того, оно гораздо скорее привлечет внимание, чем строка из пятнадцати - двадцати слов. Таким образом, название следует, как правило, делать коротким, но не обрубленным. Не следует исключительно ради краткости жертвовать ясностью. Название, состоящее только из одного слова, выглядит обрубленным и обычно не может вызвать интерес. 5. Название может быть подано в форме либо утверждения, либо вопроса, либо восклицания. Хотя обычно названия кратки и состоят буквально из нескольких слов, бывают случаи, когда потребуется изложить его пусть коротким, но полном предложением. Предложение это может быть либо утвердительным, либо вопросительным, либо восклицательным. Есть случаи, в которых название станет гораздо более впечатляющим, если будет составлено в форме неожиданного вопроса. Посмотрите на разницу между названиями "Жизнь ценна" и "Ценна ли жизнь?" или "Мы должны быть на стороне Господа" и "Кто на стороне Господа?". Ниже приведены несколько дополнительных примеров. Вопросительные предложения: "Почему страдают благочестивые?" "В чем смысл веры?" Утвердительные: "Бог справится с вашими проблемами". "Что говорит Библия о смерти". Восклицательные: "Лучше, а не хуже!" "Обретение через потери!" 6. Название может состоять из фразы, за которой следует вопрос. Посмотрите на следующие названия: "Трудные подростки: какую ответственность за них мы несем?"; "Сложности жизни: как их преодолевать?". 7. Название иногда может быть сформулировано в форме сложного подлежащего. Посмотрите на следующие примеры: "Христианин и его друзья"; "Ученичество: его трудности и его цена"; "Знак времени и второе пришествие Христа". 8. Название может состоять из краткой цитаты из Священного Писания. Вот несколько цитат, использованных в качестве названий проповеди: "Приготовься к встрече с Богом"; "Кто мой ближний?"; "Научи нас молиться"; "Все тайное становится явным"; "Не судите, да не судимы будете". Примеры названий проповедей для специальных собраний На Новый год: "Новые горизонты"; "Порог блаженства"; "Как может моя жизнь значить больше для Бога?"; "Поверяя себя". На Великую Страстную Пятницу: "Значение креста"; "Печаль до смерти"; "Цена любви"; "Вдохновленный Богом"; "Неоценимая жертва". На Пасху: "Триумф воскресшего Христа"; "Где нет места сомнению"; "Сила воскрешения Христа"; "Утешение живого Христа"; "Твое личное знакомство с восставшим Господом". На Рождество: "Самый ценный Дар"; "Когда Бог стал Человеком"; "Рожденный погибнуть"; "Мудрость мудрецов". Упражнения 1. Нижеприведенные названия проповедей были напечатаны на церковной странице одной из газет в городе Портленде, штат Орегон. Выпишите номера тех названий, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к хорошим названиям для проповеди, и отметьте после каждого причину вашего решения. 1) "Пути Господни просты и исполнены силы". 2) "Возрождение или отступничество?". 3) "Возвращение к жизненной религии". 4) "Сила для нынешней жизни". 5) "Чем занимается братский совет?". 6) "Трепет ожидания". 7) "Вне лагеря". 8) "Приди и отобедай". 9) "Князь мира предрекает войну". 10) "До самого конца". 11) "Иллюзия и реальность". 12) "Дверь была заперта". 13) "Помогай богатым". 14) "Расчищая путь Богу". 15) "Послание Божиего узника". 16) "Иисус - это Господь". 17) "От страха к вере". 18) "Семь женщин удержат одного мужчину". 19) "Трагедия религиозного компромисса". 20) "Мечта Навуходоносора сбудется". 21) "Идти в церковь? Зачем?". 22) "Моя величайшая потребность". 23) "Повозки Иосифа". 24) "Человек и вселенная". 2. Приведенный ниже список содержит двенадцать названий проповедей, основанных на том или ином библейском отрывке. Определите те названия, которые требуют изменения, и пометьте, как бы вы улучшили их. 1) "Ложь Раав", основанная на 2-й главе книги Иисуса Навина. 2) "Заповеди блаженства", основанная на Евангелии от Матфея 5:3-12. 3) "Совет молодому человеку", основанная на стихах 12-16 главы 4 Первого послания к Тимофею. 4) "Видение", основанная на Бытии 13:14-17. 5) "Бремя Павла ради Израиля", основанная на Послании к римлянам 9:1-5. 6) "Молитва любви", основанная на Послании к ефесянам 3:14-19. 7) "Человек благословенный", основанная на псалме 1. 8) "Ложное видение", основанная на книге Чисел 13:25-34. 9) "Угрызения совести", основанная на Евангелии от Матфея 14:1-12. 10) "О духовных дарах", основанная на Первом Послании к коринфянам 12:1-31. 11) "Христианское братство", основанная на стихах 4-21 Послания к Филимону. 12) "Город, расположенный четвероугольником", основанная на Откровении Иоанна Богослова 21:10-27. 3. Подберите подходящее название для проповедей, основанных на каждом из нижеприведенных библейских отрывков. 1) "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.15:1). 2) "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь" (Дан.1:8). 3) "Я... провел среди них" (Иез.3:15). 4) "Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1Кор.15:3). 5) "Не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром" (2Цар.24:24). 6) "Он ходил во всем путем отца своего Асы" (3Цар.22:43). 7) "Протяни руку твою" (Лк.6:10). 8) "Ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс.83:12). 9) "Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего" (Иер.15:16). 10) "И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией" (2Кор.8:5). 11) "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин.4:14). 12) "Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд" (Евр.11:27). 6. Введение Определение введения В реальной практике введение, как и название, в процессе подготовки проповеди обычно формулируют в последнюю очередь. Потому что после того, как написаны основная часть и заключение проповеди, проповеднику гораздо легче придумать введение, которое будет подходить к посланию и которое лучше всего мобилизует и удержит интерес слушающих. Но хотя введение обычно готовится позже, мы считаем полезным рассмотреть его именно на данном этапе и, таким образом, держаться порядка формы плана, приведенного в главе 4. В своей прекрасной книге "Теория проповеди" Остин Фелпс указывает на различие между просто вступительными словами проповедника и непосредственно введением. В первом случае могут быть сделаны какие-то общие замечания, которые не имеют прямого отношения к проповеди, но во втором - проповедник пытается настроить свою аудиторию на такое отношение к теме его проповеди, чтобы люди с готовностью слушали его рассуждения. Таким образом, введение - это прогресс, с помощью которого проповедник пытается подготовить аудиторию и обеспечить интерес к тому, что он сейчас скажет. Введение, таким образом, является жизненно важной составной частью проповеди, и успех всего послания очень часто зависит от способности проповедника добиться поддержки своих слушателей в самом начале своего выступления. Необходимо представить введение так, чтобы с самого начала вызвать интерес слушающих. Не стоит жалеть на это усилий. Цели введения Проповедник может добиваться с помощью введения самых разных целей, но все они могут быть сведены к двум основным задачам. 1. Расположить к себе слушателей. Хотя проповедник может быть вполне уверен, что аудитория весьма расположена и к нему, и к теме его беседы, это не всегда соответствует действительности. Более того, в среднестатистической конгрегации вполне вероятно присутствие одного-двух человек, которые по той или иной причине не симпатизируют ни проповеднику, ни тому, что он собирается сказать. Иногда отсутствие взаимопонимания имеет поверхностные причины и устраняется без особых сложностей. Но бывают случаи, когда определенные неблагоприятные обстоятельства или глубоко укоренившиеся обиды, или озлобленность приводят к тому, что слушатели негативно настроены либо к самому проповеднику, либо к проповеди. В подобных случаях именно введение должно изменить настроение аудитории и вызвать благосклонное внимание всей конгрегации, если это, конечно, возможно. Однако главный фактор в обеспечении позитивного расположения слушателей - это личность самого проповедника. Именно то, что мы из себя представляем, и определяет приемлемость нашего сообщения, и это в первую очередь относится к ситуации, когда проповедник выходит перед группой людей, чтобы донести до них послание из Слова Божиего. 2. Возбудить интерес к теме. Кроме отсутствия симпатий к теме у отдельных индивидуумов, установлению требуемого внимания к проповеди может помешать ряд других обстоятельств. Одно из них - это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Исполнение церковного гимна, молитва и чтение Писания до начала проповеди могут способствовать выработке к этому моменту более благосклонного отношения большей части присутствующих. Но неизменно будет много тех, чьи головы, несмотря на все точно распланированные части службы до начала проповеди, все равно останутся занятыми своими радостями или печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами или обязанностями. Другое препятствие на пути установления внимания - это безразличное отношение некоторых людей к библейским истинам; таких людей не особенно интересуют духовные материи. Внимание могут отвлекать и другие обстоятельства, например, плохо проветриваемое, душное помещение, тусклое освещение, хлопающая дверь, холод в здании. Цель введения - пробудить внимание людей и настроить их так, чтобы они проявили активный интерес к затрагиваемой теме. Священник лондонского Вестминстерского аббатства и автор трудов по гомилетике У.Е.Сэнгстер пишет, что, когда проповедник приступает к своим рассуждениям, его первые фразы должны обладать как бы "металлическими крюками", которые моментально могут зацепить внимание слушателей. Принципы подготовки введения 1. Как правило, введение должно быть кратким. Так как цель проповеди состоит в том, чтобы донести людям Слово Божие, то чем раньше мы перейдем к основной части послания, тем лучше. И хотя обычно следует подходить к предмету постепенно, необходимо также избегать и излишних проволочек. Нам следует устранить все вторичное включая ненужные извинения, шутливые байки или цветистые поздравления по случаю праздника. Бывают случаи, когда вполне уместно сердечно поприветствовать аудиторию, особенно если на кафедру выходит разъездной проповедник, незнакомый публике, но такие приветствия не должны быть длинными. Нижеприведенный план, основанный на истории блудного сына в 11-24м стихах 15й главы Евангелия от Луки, показывает, как введение может быстро и прямо подводить к теме: Название: "Потерянный и обретенный". Введение: 1. На Всемирной выставке в Чикаго власти создали специальное "бюро находок", чтобы помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей. 2. Глава 15 Евангелия от Луки - это такой же "отдел утрат и находок" в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь, - овце, серебряной монете и сыне. 3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен, вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был "потерян и обретен". Предмет: Вехи жизненного пути раскаявшегося грешника. I. Вина грешника (ст. 11-13). II. Мытарства грешника (ст. 14-16). III. Раскаяние грешника (ст. 17-20). IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24). 2. Введение должно вызывать интерес. Первые несколько минут проповеди обычно все решают. Именно в этот момент проповедник либо добьется успеха, либо утратит внимание своей аудитории. Если его первые фразы состоят из скучных, пустых или не относящихся к делу замечаний, он, скорее всего, с самого начала утратит внимание, которое его слушатели в ином случае, возможно, были готовы уделить его посланию. С другой стороны, если он сможет начать свою проповедь с того, что близко и важно людям или что привлечет их, он с самого начала обретет их внимание и подготовит их к восприятию своего послания. В этом месте у читателя неизбежно возникнет практический вопрос - каким образом можно стимулировать интерес в самом начале проповеди? Один из способов привлечения внимания состоит в возбуждении любопытства. Люди по природе своей любопытны, и эта черта часто проявляется именно в начале проповеди. Например, проповедник может начать свое послание с описания своей беседы с неверующим. Он может, например, сказать: "Как только я заговорил с ним, он тотчас же задал мне вопрос: "Почему церковь никак не оставит меня в покое?"" Подобное начало непременно вызовет любопытство слушателей к тому, что же ответил священник неверующему, и смог ли он дать ему удовлетворительный ответ. Второй способ возбуждения интереса состоит |в разнообразии. Не начинайте все проповеди одинаково, каждую неделю задействуйте разные подходы. Одна проповедь может начаться с уместной цитаты, другая - со строфы какого-нибудь гимна, третья - с ударного, неожиданного высказывания, а четвертая - с вопроса или с того, что проповедник как бы сам поставит под сомнение важность темы, которую он собирается предложить для обсуждения. В других проповедях можно коснуться исторического фона описанных в отрывке событий или связи данного отрывка с последующими и предыдущими главами. Другой способ возбуждения интереса заключается в том, чтобы изложить название проповеди или процитировать соответствующий 6иолейский отрывок. В этом случае следует объяснить причину выбора именно такого названия или именно этого отрывка, а потом перейти к показу отношения названия или цитаты вместе или по отдельности к теме. Еще один способ пробуждения интереса состоит в том, чтобы соотнести проповедь с обычными жизненными ситуациями, начав с изложения какой-то ситуации, которая наверняка касается жизни и образа мышления слушателей, их каждодневных проблем и потребностей. Например, рассказ об автомобильной аварии, в которой кто-то получил травму, о ребенке, который упал в колодец и которому удалось спасти жизнь, о пожаре в доме, о возникших у молодого человека сложных отношениях с соседом по комнате в университетском общежитии, о человеке, который заблудился в лесу и сгинул, об успехе какого-нибудь бизнесмена, о необычном случае на каком-нибудь местном массовом празднике - такие истории можно почерпнуть из повседневного общения с людьми. Именно использование таких элементов - самых обычных ситуаций и событий в жизни людей - сделает наши проповеди ближе к людям и наполнит наше послание понятным всем смыслом. Не следует, однако, рассказывать какие-то истории исключительно с целью развлечь публику. Нужно сделать так, чтобы приводимые случаи из жизни имели тесную связь с темой проповеди. Ниже мы приводим два примера введений к проповеди, в которых используются рассказы о жизненных ситуациях. Если тема нашего выступления "Равнодушные христиане", то мы можем начать проповедь, рассказав о случае, который произошел с пятилетней девочкой Кэрол Ли Морган, живущей недалеко от городка Астория на тихоокеанском побережье штата Орегон. Кэрол сняла трубку и сказала телефонистке: "Мама заболела, она не говорит со мной". Голос девочки звучал вполне серьезно. Почувствовав напряженность ситуации, телефонистка миссис Маделайн Маркем немедленно переадресовала звонок старшей телефонистке миссис Марджори Форнесс. Старшая телефонистка спросила у Кэрол ее полное имя, но девочка не могла вспомнить имени ни своего покойного отда, ни матери. Миссис Форнесс назвала ей имена девяти Морганов, записанных в телефонном справочнике Астории, и Кэрол, услышав их, наконец вспомнила имя матери - "миссис Роберта Морган". Тогда миссис Форнесс спросила, не помнит ли Кэрол, как зовут кого-нибудь из соседей. Через некоторое время Кэрол вспомнила имя миссис Бад Коппиш, которая жила через улицу. Старшая телефонистка позвонила миссис Коппиш, которая согласилась немедленно зайти к миссис Морган. Позднее миссис Форнесс узнала, что когда миссис Коппиш вошла в дом, она обнаружила там миссис Морган в состоянии, близком к коматозному, и позаботилась о том, чтобы ее отправили в больницу. Когда миссис Морган поправилась и вернулась домой, она выразила признательность телефонисткам, которые выслушали ее малышку, а те, в свою очередь, были счастливы, что смогли помочь и что помощь эта пришла вовремя. Мы все восхищаемся поступком телефонисток миссис Маркем и миссис Форнесс, их сообразительностью и отзывчивостью. Но, восхищаясь ими, мы спрашиваем себя: "А отнесемся ли мы сами к людям, находящимся в трудном положении, столь же чутко, как эти две служащие Тихоокеанской северо-западной телефонной компании отнеслись к беде в доме Морганов?". В то время, когда людей захлестывают волны смятения и безысходности, многие ли из нас действительно обеспокоены духовными бедами другого или хотя бы понимают их? Предположим, что нам предстоит выступить с религиозным обращением на тему "Бог, Которому мы можем доверять". Можно начать выступление рассказом о случае из жизни покойного В.Рэймонда Эдмана, бывшего президента колледжа в Уитоне, штат Иллинойс. Доктор Эдман описывает разговор, происходивший однажды между ним и управляющим супермаркета, в котором он делал покупки. После того, как управляющий принял чек у человека, стоящего перед доктором Эдманом в очереди к кассе, доктор Эдман спросил управляющего, доводилось ли ему принимать у постороннего человека чек, который впоследствии оказывался неоплаченным. Управляющий задумчиво отвечал: "Нет, потому что я смотрю не на чек, а на человека. Если я чувствую, что могу доверять человеку, то без колебаний беру у него чек". Каким уроком это должно быть для нас! Нам нужно только посмотреть на Того, Кто обещает, и тогда у нас не останется сомнений в достоверности Его обещаний. Точно и живо пересказанные злободневные факты, относящиеся практически ко всем сферам жизни, можно также с успехом использовать для привлечения внимания слушателей. Обратите внимание на пример введения к проповеди на тему "Общение с Богом", приведенного Эмори ван Терпеном в "Sudan Witness". В Африке, на кукурузном поле, находящемся неподалеку от нигерийского города Кано, от посторонних глаз спрятано обыкновенное на вид здание, обнесенное забором, внутри которого уместился целый городской квартал. Начиненное всевозможным электронным оборудованием, оно является станцией слежения (одной из восемнадцати подобных станций построенных по всему миру), ее задача - наблюдение за космонавтами, находящимися в космосе. Сложные электронные приборы постоянно измеряют пульс, кровяное давление астронавтов, следят за их дыханием, температурой и многими другими параметрами, в то время как космический корабль летит сквозь пространство. Одновременно с этим огромный магнитофон записывает всю эту информацию на ленту шириной в дюйм. Когда станция поддерживает связь с людьми на орбите, очень внимательно следят за тем, чтобы с земли не поступало никаких помех - ведь сигнал корабля так слаб! В радиусе полумили от станции запрещено движение автотранспорта, чтобы исключить создаваемые их генераторами помехи. Выключают даже радар, установленный в канском аэропорту, находящемся в нескольких милях от станции. То же самое можно сказать и о нашем общении с Богом. Если мы стремимся вступить в полноценное, непрерывное общение с Ним, мы должны оградить себя от всевозможных помех, идущих из внешнего мира. И тогда, сев в тишине перед Господом, мы сможем услышать, что Он говорит нам. 3. Оно должно подводить к главной идее или к основной мысли отрывка. Введение должно ориентироваться непосредственно на предмет проповеди. Составляющие его умозаключения должны представлять собой ряд последовательных мыслей, подводящих к главной цели проповеди. Необходимо, чтобы все приведенные цитаты, объяснения, примеры или случаи имели отношение к этой цели. Следует избегать повторений и громоздких фраз, введение должно быть простым и ясным, но в то же время не должно казаться незаконченным или поспешным. Посмотрите на помещенный ниже план, в котором введение состоит из ряда последовательных мыслей, подводящих к теме проповеди: Название: "Тайное оружие Бога". Текст: Бытие 18:17-33; 19:27-29. Введение: 1. Открытие тайны атома и обретение человеком в результате этого способности к уничтожению. 2. Тайна, открытая Богом Своим детям, - это сила более могущественная, чем любая атомная бомба. Атомное оружие разрушительно, а тайное оружие, переданное Богом в руки верующих, - созидательно, оно способно создавать и благословлять. Предмет: Истины о тайном оружии - о заступнической молитве. Что открывает нам текст об этом предмете? Из отрывка мы можем узнать три важные истины о молении - том тайном оружии, которое Бог предоставил верующим. I. Бог ищет людей, которые будут молить за других (18:17-21). II. Бог слышит молитвы тех, кто заступается за других, (18:22-33). III. Бог отвечает на молитвы тех, кто молит за других (18:23-32; 19:27-29). 4. В плане введение должно быть выражено несколькими короткими предложениями, представляющими собой последовательный ряд идеи. Следует избегать длинных и сложных предложений. Выражения, приводимые в сокращенном виде и, безусловно, заставляющие задуматься, все же должны быть достаточно понятны с первого взгляда. В качестве примера мы используем введение к помещенному в главе 3 плану проповеди "Псалом довольства" по псалму 22. Чтобы показать читателю, каким образом введение связано с проповедью, мы еще раз приведем здесь этот план: Название: "Псалом довольства". Введение: 1. Пастухи в Айдахо, имеющие стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце. 2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности. 3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме. Предмет: Причина довольства овец Господа. I. Пастырь овец (ст. 1). 1. Божественный Пастырь (ст. 1). 2. Личный Пастырь (ст. 1). II. Забота об овцах (ст. 2-5). 1. Покой (ст. 2). 2. Водительство (ст. 3). 3. Утешение (ст. 4). 4. Изобилие (ст. 5). III. Надежды овец (ст. 6). 1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6). 2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6). Обратно в раздел богословие |
|