Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие МоисеевоОГЛАВЛЕНИЕТОМ III. КНИГИ ЛЕВИТ, ЧИСЕЛ И ВТОРОЗАКОНИЯЛекция 7. Семьдесят старейшин. Серебряные трубы духа (Кн. Чисел, гл. 10–12)Все события, описанные в Исх. 12 — Числ. 9, произошли в течение одного года, богатого свершениями и чудесами, как ни один другой в истории человечества: Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? (Втор. 4, 32) С главы 10 Книги Чисел начинается новый период времени — от второго года после исхода из Египта и до смерти Моисея. Во внешней жизни народа закончилось некое «затишье», связанное с разъяснением и изучением Закона, с интенсивной внутренней жизнью; началась эпоха активных действий. Впервые стан израильтян снялся с места по указанию Господню. К продолжению пути народ как бы «пробудили» звуки недавно изготовленных сигнальных труб: И сказал Господь Моисею, говоря: Сигналы труб призваны возвещать об отправлении в путь, о созывании князей и полководцев, о боевой тревоге (ст. 3–7). Трубить должны священники: …Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам установлением вечным в роды ваши; Трубный звук символизирует взывание к Богу, усиленную молитву всего народа: …При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. (Пс. 97, 6) Это также образ могучей и бесстрашной проповеди, побуждающей к покаянию: Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его и дому Иаковлеву — на грехи его. (Ис. 58, 1) Если народ Божий в ответ на призыв внутренне пробуждается, он обретает блаженство: Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи… (Пс. 88, 16) Такова роль священника: он «трубит», не позволяя людям духовно забыться; он призывает бодрствовать в молитве: Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; Но для этого священники сами должны постоянно бодрствовать, внимая указаниям свыше: И сказал он мне: «Эта комната, которая лицом к югу, для священников, бодрствующих на страже Храма…» (Иез. 40, 45) Вспомним, что как раз на южной стороне Скинии стоял негасимый («бодрствующий») светильник-менора… В трубы заповедано трубить не только перед снятием стана и при опасности, но также и для выражения радости и ликования: …И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш. (Числ. 10, 10) В такие дни священник призван «задавать общий тон» молитве посредством трубления, тем самым объединяя людей… Где же содержится указание, что трубление означает единение духовных сил всего народа? Слово חצצרה ‹хацоцра́›, «труба», восходит к глаголу חצר ‹хаца́р› — «окружать», «ограждать» (здесь в смысле «предостерегать»). Трубы были серебряными: כסף ‹ке́сеф› означает не только «серебро», но и «желание». Кроме того, они были «чеканными» (Числ. 10, 2) — מקשה ‹микша́›, от глагола קשה ‹каша́›, означающего «быть твердым», «быть непреклонным». Итак, твердое («микша») желание («кесеф») всего молящегося народа способно окружать его крепкой стеной, ограждая («хацар») от врагов видимых и невидимых: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Передвижению стана посвящена оставшаяся часть главы. Повеление отправиться в путь было дано свыше: Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца поднялось облако от Скинии откровения; Кроме облака путь указывал и ковчег, находившийся «в сердце» стана: И облако Господне осеняло их днем, когда они отправлялись из стана. Итак, с одной стороны, существовало рукотворное (хотя и созданное по прямому повелению Бога) «место присутствия Его» — ковчег. Именно над ним звучал в Скинии голос Божий, воспринимаемый Моисеем (Числ. 7, 89). С другой же стороны, Господь давал указания и посредством облачного столпа, шедшего впереди стана (Исх. 13, 21–22). Пребывание Всевышнего среди народа одновременно и в Скинии, и в облачном столпе говорит о двух сторонах общения с Ним. Это, во-первых, передаваемая из поколения в поколение традиция (символизируемая Скинией с преемственным служением в ней); а во-вторых, живое и непосредственное Богообщение, осуществляемое здесь и сейчас («облачный и огненный столп»). Посредством столпа давались только общие повеления (о передвижении стана и т. п.), подробные же наставления Моисей получал именно в Скинии. Ведь традиция определяет весь образ жизни верующего, в то время как лично получаемое откровение относится обычно к конкретной ситуации. Подчеркнем, однако, что традиция также должна приводить к общению с Богом (подобно тому, как беседовал с Ним в Скинии Моисей), а не сводиться к набору омертвелых догм и обрядов — «учению человеческому» (Матф. 15, 7–9). Каждый духовный наставник, представляющий эту традицию, обязан прислушиваться к голосу Божьему и понимать знаки, подаваемые ему свыше, как это делал Моисей. Иначе он уподобится тем вождям, о которых Иисус сказал: Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Матф. 15, 14) Только чистая традиция благочестия, сопровождаемая опытом живого Богообщения, препятствует тому, чтобы власть в общине захватили превратные толкователи — «лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20, 29–30). Живая вера общины не дает таким людям приобретать власть и влияние. Но бывает и омертвевшая вера, о которой сказано: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. (Иак. 2, 19) Как только «ковчег поднимается в путь», темные силы «рассыпаются» и «бегут» от лица Бога живого (Числ. 10, 35). Как только люди получают внутренний свет, внутренний опыт веры, сразу же всякий религиозный обман, злоба и корысть, прикрывающиеся формально-обрядовым догматизмом, «рассыпаются» — теряют силу и лишаются влияния. Только тогда и утрачивают власть те, кого обличал Иисус: Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Триумфальное «отправление в путь» ковчега состоялось в 1311 г. до н. э. (во второй год после исхода — Числ. 10, 11). В символическом смысле это «странствование» ковчега продолжается по сей день. За истекшие 33 столетия значительная часть человечества формально стала исповедовать Монотеизм (Иудейство, Христианство, Ислам). Но разве прекратились на Земле войны, разве иссякли вражда и взаимная ненависть, приводящие к истреблению своих ближних миллионами формально верующих?!. Когда же осуществится главная цель исхода и Синайского откровения, когда же ковчег «остановится», окруженный благоговеющей пред Богом всечеловеческой семьей,— и станет явью знаменитое пророчество Исаии? — И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его… Когда же «рассыплются» и «побегут» ненавидящие Господа и ближнего? Когда настанут времена исполнения обетований, символически представленные остановкой ковчега? — А когда останавливался ковчег, он [Моисей] говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! (Числ. 10, 36) В оригинале сказано: רבבות אלפי ישראל ‹ривэво́т альфэ́й Йисраэ́ль› — «тысячи десятков тысяч Израиля» (церковнославянское «тьма» означает «десять тысяч»). Итак, когда Господь «возвратится», а вернее когда все народы возвратятся к Господу, тогда Израиль будет состоять из десятков миллионов людей. Такой численности народ Израиля не достигал еще никогда за всю историю. …Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. Когда Дух Господень изольется на Израиль, множество людей из всех народов захотят присоединиться к народу Божьему, чтобы стать участниками великих благословений: И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа воинств в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Обратим внимание на еще одно событие: Моисей предложил своему шурину Ховаву, сыну Рагуила (т. е. Иофора — ср. Исх. 2, 18; 3, 1), присоединиться к Израилю (Числ. 10, 29–32). Однако тот проявил нерешительность, и Моисей использовал следующий аргумент: …Не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; Не кажется ли на первый взгляд странной просьба Моисея? Конечно, соплеменники Ховава — мадианитяне, жители Синайской пустыни — лучше израильтян знали местность и действительно могли стать для последних «глазами» (в оригинале двойственное число — עינים ‹эйна́йим›), т. е. опытными проводниками. Но разве народ Господень нуждался в таких проводниках? Ведь уже в следующем стихе вновь сказано, что каждый шаг израильтян определялся Господом: И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег завета Господня шел пред ними три дня пути, чтоб усмотреть для них место, где остановиться. (Числ. 10, 33) Так зачем же Моисей приглашал Ховава стать «глазами» израильтян? Очевидно, он заботился о приобщении своего родственника к истинной вере, о его спасении. Но Моисею показалось недостаточно посулить Ховаву награду («добро… мы сделаем тебе»). Человек (и в тем большей мере, чем он совестливей и благородней) хочет быть не только «пользователем», но и приносящим пользу. Ему как бы «неловко» разделять с другими одни лишь выгоды. Прекрасно зная это, Моисей утверждает, что весь Израиль нуждается в Ховаве и не может обойтись без его помощи. Но, с другой стороны, разве мог Моисей, глашатай истины Божьей, из любви к Ховаву покривить душой? Ведь ничего подобного он не делал на протяжении всего библейского повествования. Ответ заключается в следующем: говоря, что Ховав станет «глазами для Израиля», Моисей имеет в виду особый духовный дар — дар провидения, который может быть ниспослан его родственнику за преданность завету. Как известно, пророк, или прозорливец, «видел» явления духовного мира: …Отверзлись небеса, и я видел видения Божии. (Иез. 1, 1) И следующая, 11-я, глава Книги Чисел как раз повествует о наделении старейшин Израиля духовными дарами… Глава начинается с описания нового ропота народа. Недовольство вспыхивало всякий раз, как только люди не могли мгновенно удовлетворить свои желания, в большинстве случаев — материального характера (Исх. 15, 24; 16, 2–3 и др.) Особо выделяется ропот Корея, желавшего духовной власти (Числ. 16), и ропот всего народа, устрашившегося жителей Ханаана (Числ. 14). Но разве не свойственно всем людям, по их падшей природе, проявлять недовольство, страшиться, жаловаться, сомневаться, тревожиться — одним словом, роптать? Почему же особо греховен ропот израильтян, неоднократно описанный в Пятикнижии? Дело в том, что ропот каждый раз возникал в буквальном смысле «пред лицом Господним», в ближайшем присутствии Его. Люди роптали, хотя были свидетелями величайших чудес: казней Египетских, исхода, разделения Чермного моря, ежедневного выпадения манны, иссечения воды из скалы… Ропот против Моисея тоже являлся ропотом против Всевышнего, ибо пророк был точным исполнителем Его воли. Такой ропот можно уподобить оскорблению царя прямо в его дворце — притом со стороны человека, всесторонне им облагодетельствованного. Вот почему наказание и на этот раз наступило немедленно: Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана. (Числ. 11, 1) Вспомним, что предыдущие случаи ропота (Исх. 15, 24; 16, 2–3) не повлекли за собой наказаний: ведь тогда народ едва только покинул страну рабства, он еще не слышал громовых раскатов гласа Господня у Синая, не имел еще опыта жизни по Закону. Но теперь ропот стал уже непростительным… Какое же наставление можно извлечь из описания этого ропота? Урок здесь в том, что духовная жизнь не терпит застоя, неподвижности — всего того, что апостол Павел охарактеризовал емким словом «стоять»: «…кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (I Кор. 10, 12). Надо не стоять на месте, а продвигаться в познании Бога. В другом месте того же послания такое продвижение уподоблено уже не ходьбе, а бегу на ристалище (I Кор. 9, 24). Что же такое «огонь Господень», упомянутый и здесь, и в других местах (Числ. 16, 35; Пс. 77, 21 и др.)? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова из Песни Песней: …Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Бог любит «до ревности» (Иак. 4, 5); когда же Его любовь отвергается людьми и не может в первозданном виде достичь своей цели, ее чистый свет оборачивается палящим пламенем гнева. Одно и то же духовное воздействие любви воспринимается благочестивыми как свет и исцеление, а нечестивыми — как «печь пылающая»: Ибо вот придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день… В первый момент гнев, еще только разгораясь, попаляет лишь «край стана», предоставляя народу возможность покаяться: И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. Моисей, на которого как раз и роптали, заступается за непокорных. И так происходит всякий раз… В память о происшедшем стоянку назвали תבערה ‹Тавэра́› — «пылание». Но глагол בער ‹баа́р›, «пылать», означает также и «обезуметь». В момент ропота против Господа человек как бы лишается разума, и тогда пламя гнева настигает его… Особо подчеркивается роль пришельцев в возбуждении ропота. Мы помним, что вместе с сынами Израилевыми из Египта вышло также «множество разноплеменных людей» (Исх. 12, 38). Так переведено выражение ערב רב ‹э́рев рав› — буквально «смешение великое». В Книге Чисел о поведении некоторых из этих пришельцев сказано: Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели, и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? (Числ. 11, 4) Словом «пришельцы» передано אספסף ‹асафсу́ф› — «собрание», «скопище». Имеется в виду сборище разноплеменных людей, не принявших на себя «иго Царства Божия» и поэтому не ставших органической частью народа Господня. Такое разнородное «скопище» мыслей и мнений, желаний и эмоций остается в нашем внутреннем мире в течение всего пути к вышнему Иерусалиму (Гал. 4, 26). И, покуда эти внутренние «пришельцы» сохраняют влияние на строй нашей духовной жизни, вновь и вновь возобновляются вспышки ропота в нашем сердце. Это длится ровно до тех пор, пока все внутренние порывы не покорятся наконец благодати; до тех пор, пока «пришельцы» не станут во всем подобны «коренным жителям» — тем духовным состояниям, которые рождены покорностью Богу. Ропот наших внутренних «пришельцев» сводится к тому же, на что жаловались и пришельцы в пустыне. В оригинале их желание именуется תאוה ‹таава́› — «вожделение», «похоть» (в Синодальном переводе — «прихоти»). Имеются в виду чисто плотские, животные, желания, не находящие удовлетворения в «законной» жизни по заповедям и потому побуждающие человека сожалеть о прежнем, «беззаконном», периоде его жизни до уверования: Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок; Прошлое, которое было сопряжено с беспросветным рабством и угрозой смерти, представляется теперь «пришельцам» — нестойким, постоянно колеблющимся мыслям и чувствам человека — неким подобием рая. Привлекательные подробности прошлого со всей яркостью возникают в памяти «совершившего исход»… Древнееврейское דג ‹даг›, «рыба», связано с глаголом דגה ‹дага́› — «разрастаться», «плодиться»; קשא ‹кишу́›, «огурец»,— с глаголом, означающим «напрягаться», «наливаться»; אבטיח ‹авати́ах›, «дыня»,— с глаголом, имеющим значение «опираться», «надеяться»; חציר ‹хаци́р›, «зелень»,— с глаголом, означающим «ограждать»; בצל ‹баца́ль›, «лук», пишется так же, как «бэ-цель» — «под сенью», «в тени»; наконец, שום ‹шум›, «чеснок», восходит к глаголу נשם ‹наша́м› — «дышать [свободно]», «переводить дух». Итак, страну «греха и смерти», Египет, пришельцы вспоминают теперь как место, где жизнь их протекала плодотворно, где их усилия увенчивались успехом, где они были надежно ограждены от бед и свободно дышали «под сенью» фараона. Не случайно из всех качеств злого духа в Писании особенно настойчиво подчеркивается его лживость: Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его… (II Пар. 18, 21) «Лжецом и отцом лжи» именует дьявола Иисус Христос (Иоан. 8, 44). Но Закон Господень совершенно несовместим с ложью, он не может быть принят в сердце и исполняем тем, кто держится пути лжи: Удали от меня путь лжи и Закон Твой даруй мне. (Пс. 118, 29) Если ненависть как таковая относится к чувствам безусловно порицаемым, то ненависть ко лжи, напротив, является условием любви к Закону: Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; Закон же Твой люблю. (Пс. 118, 163) Услышав речи ропотников, Моисей тоже обращается к Господу с жалобой; однако сетует он не на промысел Божий, а на свою паству, столь часто противящуюся Всевышнему. Здесь, однако, есть одно важное обстоятельство: Моисей — народный заступник перед Богом, и если теперь он выскажет все свои обиды на израильтян, это может привести к новому излиянию Божьего гнева… Поэтому пророк выражается весьма осторожно, не высказывая прямого упрека: И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Здесь Моисей весьма точно описывает свое положение по отношению к Израилю. Ведь он поистине как бы «заново родил» этот народ и «несет его на руках» в землю обетованную, отмаливая перед Создателем каждый его проступок… В определенном смысле всякий духовный учитель исполняет по отношению к ученикам роль родителя. Так, Павел, обращаясь к членам Коринфской церкви, говорит, что «родил их» во Христе Иисусе благовествованием (I Кор. 4, 15). Такое духовное «рождение» в некоторых особых случаях должно совершаться вновь. Тот же Павел, порицая отход некоторых учеников от первоначально преподанной им истины, восклицает: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19) …На словах как бы отказываясь от миссии «родителя» народа, Моисей на самом деле остается ей верен. Отнюдь от нее не отрекаясь, он только просит содействия Бога для отражения очередного ропота: Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Утверждая, что не может справляться с народом «один», Моисей этим намекает, что без постоянной помощи свыше он бессилен: здесь необходим Другой — всеведущий и всемогущий… Мало того, пророк вновь, как и при ходатайстве на Синае (Исх. 32, 31–32), готов принести в жертву собственную жизнь, лишь бы народ не был тяжко наказан за ропот: …Если Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. (Числ. 11, 15) И Господь в ответ на просьбу Моисея низводит Дух на его помощников, и они становятся духовными людьми.— И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к Скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Но ведь Моисей в свое время уже получил помощников, разделивших с ним тяжкий труд вождя и судьи? — …И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами. (Исх. 18, 26) Обратим внимание, что теперь Господь повелевает призвать к Скинии тех самых, лично известных Моисею, старейшин и надзирателей («которых ты знаешь»), то есть людей, наилучшим образом зарекомендовавших себя за время управления народом. Чего же не хватало этим людям, почему они еще не могли полноценно помогать Моисею? Ответ таков: на них не было Духа Божьего, Духа Святого. При всей своей мудрости, при всем умении управлять и судить, при всем опыте они оставались все же людьми «душевными», не способными проникать в духовные сферы (I Кор. 2, 14–15). Вот почему наиболее ответственное — духовное — попечение о народе лежало целиком на Моисее, а старейшины и надзиратели могли оказывать ему помощь только на плотском и душевном уровнях. По-видимому, Моисею не хватало даже пророческого участия Аарона и Мариам — требовалась помощь большего числа людей. Что же касается осуществления чисто плотских «чаяний» возроптавшего народа, об этом Господь сказал во вторую очередь, поскольку духовные проблемы важнее физических. Корни, причины материального находятся в области духовного: Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню и будете есть мясо… Обратим особое внимание на призыв: «…очиститесь к завтрашнему дню…» Мы еще скажем о тяжелых последствиях, вызванных невниманием народа к этому призыву… Как же произошло сошествие Духа Святого на столь большое собрание — семьдесят мужей? — И сошел Господь в облаке, и говорил с ним [Моисеем], и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. (Числ. 11, 25) Конечно, сказанное не означает, что Дух Божий, почивавший на Моисее, «умалился»: Моисей не стал после происшедшего «менее духовным». И Дух, конечно же, сошел на собрание старейшин свыше, а не был в буквальном смысле «взят от Моисея». Выражение «от Духа, Который на нем» означает только одно: сошедший Дух был тем же самым, Который вдохновлял Моисея. Последние слова этого стиха, ולא יספו ‹вэ-ло йаса́фу› (в Синодальном переводе — «но потом перестали»), можно понять и по-другому: «и не прибавляли». То есть не прибавляли к словам пророчества, к словам Духа собственных слов (толкований и т. п.). Такой перевод представляется более верным, поскольку известно, что дарованное Духом Божьим не отнимается без основательной причины (Римл. 11, 29), а посему 70 мужей, став пророками, не могли столь скоро «перестать пророчествовать». Правильность такого понимания можно подтвердить и тем, что Елдад и Модад (речь о которых пойдет ниже) пророчествовали в стане продолжительное время, отнюдь не переставая (ст. 26–28): ведь если бы они перестали пророчествовать, Иисус Навин не стремился бы им это запретить. Сравним описанное с другими свидетельствами Писания о даре Духа. Общение людей с Создателем, «обитание Бога с людьми» было изначальной целью сотворения человека. Эта цель полностью осуществится только в мессианском веке (в «новом Иерусалиме»): И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се Скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. (Откр. 21, 3) Именно тогда «смертное поглощено будет жизнью» (II Кор. 5, 4), и последствия грехопадения Адама (а следовательно, и всех человеческих душ) будут навсегда преодолены: И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21, 4) Живое общение человека с Богом происходит только посредством Святого Духа: Духом Господь поселяется в человеке, а человек пребывает в Боге. Об этом апостол Иоанн сказал так: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаëм из того, что Он дал нам от Духа Своего. (I Иоан. 4, 13) В момент грехопадения Адам лишился внутреннего общения с Богом: Дух Святой удалился от него. Такое состояние человека Писание образно именует «смертью»: имеется в виду смерть духовная — при сохранении физического существования (Римл. 5, 12). Однако и в период всеобщего падения, «духовного омертвения» человечества Господь предлагает каждому с покаянием обратиться к Нему и получить «залог Духа» (II Кор. 5, 5). А это означает — возобновить молитвенное общение с Богом. Но возобновить лишь отчасти, о чем свидетельствует употребленное во II Кор. 5, 5 греческое слово αρραβων ‹аррабо́н› — «задаток» (в Синодальном переводе — «залог»). Человек, вернувшийся с покаянием к Создателю, получает «начаток Духа» (Римл. 8, 22–23), т. е. ступает на самую первую, начальную ступень той «лестницы Иакова», которая, начинаясь на земле, уходит в небо (Быт. 28, 12). Один из даров Духа, обитающего в человеке и позволяющего ему собеседовать с Богом,— это дар пророчества. Сам Дух Божий именуется Духом пророчества: …Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества. (Откр. 19, 10) Поэтому все, в ком обитает Дух Божий, иногда именуются в Писании «пророками», хотя дар пророчества как таковой проявляется лишь в некоторых из них: …Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей… (Откр. 22, 9) В допленную эпоху существовали целые сообщества «сынов» (т. е. учеников) пророков — общины, члены которых под руководством опытных наставников готовились к общению с Богом — к стяжанию Духа Святого. Писание упоминает «сынов пророков», живших в городах Вефиле и Иерихоне (IV Цар. 2, 3 и 5). Дух Божий порой нисходил на всех них одновременно, давая им единогласно свидетельствовать об одних и тех же грядущих событиях: И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. (IV Цар. 2, 3) Такие «сыны пророков», пророчествуя и проповедуя, играя на музыкальных инструментах и воспевая хваления Господу, ходили по дорогам Израиля целыми «сонмами» (др.-евр. חבל ‹хэ́вель› — «сонм», «сообщество», от глагола «хаваль» — «связывать воедино»): …Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; Став обителью Духа, человек совершенно меняется внутренне — «делается иным». Такая возможность давалась людям всегда — даже в допотопные времена. Именно за то, что люди в поколении Ноя «пренебрегли» Духом Божьим, не внемля Его призывам возвратиться к Создателю, они и были истреблены: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт. 6, 3) Один лишь Ной, который обрел благодать Духа и стал пророком (Быт. 6, 8), был спасен со своим семейством. После потопа духовные люди, в том числе пророки, движимые Духом Божьим (II Петр. 1, 21), встречались в каждом поколении. Они считались поручителями завета, который Всевышний установил между Собой и между всякой плотью, вышедшей из ковчега (Быт. 9, 16–17). Таких пророков, общавшихся со Всевышним, мы находим не только в среде избранного народа, но и вне ее. Так, во времена Авраама пророком был Мелхиседек (Быт. 14, 18–20), во дни Моисея — Валаам (Числ. 22–24)… Что же говорит Писание об обитании «в человеке» или «с человеком» Духа Божьего? Прежде всего обратим внимание, что разницу между этими двумя состояниями («с» и «в») особо подчеркивал Иисус: И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Иногда говорится, что Дух Божий «наполняет» человека (в Синодальном переводе — человек «исполняется» Духом). В этом случае употребляется глагол מלא ‹малэ́› — «наполнять», «дополнять», а также «настраивать», «приготовлять». Так, например, о Веселеиле, строителе Скинии, Господь говорит: …И Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством… (Исх. 31, 3) Также и всех мудрых сердцем, призванных помогать Веселеилу, Всевышний «исполнил Духа премудрости» (Исх. 28, 3). Иисус Навин, преемник Моисея, тоже «исполнился Духа премудрости» после того, как Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9). «Исполнялись» Духа Божьего и все позднейшие пророки. Так, пророк Михей (VIII в. до н. э.) говорит о себе: А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. (Мих. 3, 8) Греческий эквивалент древнееврейского глагола «малэ» — πληροω ‹плэро́о›, означающий «наполнять», «исполнять», «дополнять». Именно этот глагол чаще всего используется при описании взаимодействия Духа Божьего с духом человеческим в текстах Нового Завета, например: И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: Тот же глагол употреблен и в рассказе о сошествии Духа Святого на апостолов: И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4) Глагол «наполнять» ясно указывает, что Дух Божий находится «внутри» человека, наполняя Собой его «сердце», т. е. самую сердцевину его духовной жизни: Дух посылается «в сердца» верующих (Гал. 4, 6). И, однако, можно лишь весьма условно говорить о «пространственном положении» вездесущего Духа — даже по отношению к человеческому сердцу. Конечно, пребывание Его «внутри» человека скорее подразумевает состояние нашего сердца, а не «местоположение» Самого Духа: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Итак, Дух «наполняет» человека, присутствуя в нем, как в Храме (I Кор. 6, 19). Но есть и иные значения у глагола מלא ‹малэ́›: «настраивать», «приготовлять». Они могут служить указанием на то, что Дух, приготовляя человека к служению, «настраивает» его, подобно музыкальному инструменту. О готовности сердца к «музыкальному» восхвалению Бога говорится: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Сердце здесь как бы уподобляется «псалтири и гуслям». Существует даже учение об упоминаемых в псалмах музыкальных инструментах как символах определенных способностей духа и души, «настраиваемых» и используемых Духом Святым… В Книге Премудрости Соломона, где Дух Божий часто именуется просто «Премудростью» (ср. Прем. Солом. 7, 7), Его свойства описываются так: …Дух разумный, святый… Непостижимо соединяясь с духом человека, Дух Божий свидетельствует ему о вышних тайнах, а также сообщает сверхъестественные дары (Римл. 8, 16). Соединение с Ним духа человеческого именуется «рождением от Духа», «рождением свыше», «рождением заново», «возрождением и обновлением» (Иоан. 3, 5–8; Тит. 3, 5). Люди же, стяжавшие Дух Святой, называются «чадами Божьими», «родившимися от Бога»: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Подобно тому, как всякий орган человеческого тела имеет свое предназначение, так и каждый, кто движим Духом, получает свою миссию, свое место и задание в Церкви — теле Христовом (I Кор. 12, 27–28). …Применяются и другие глаголы для описания взаимодействия Духа Господня с духом человека. Это, например, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» (в Синодальном переводе — «возлагать»). Именно он встречается в рассматриваемом нами контексте Книги Чисел: …Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. (Числ. 11, 17) С той же целью применяется и глагол נתן ‹ната́н› — «давать»: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать… (Числ. 11, 25) В приведенном стихе употреблен также и глагол נוח ‹ну́ах› — «опускаться», «ложиться», «покоиться» (в Синодальном переводе — «почить»). Каждый из этих трех глаголов («сим», «натан», «нуах»), казалось бы, указывает на «внешнее» положение Духа по отношению к человеку (на которого Он «возлагается», которому «дается», на котором «почивает»). Из этого некоторые теологи делают вывод, что якобы в Ветхом Завете говорится исключительно о присутствии Духа Божьего «при» человеке, «рядом» с ним; и только после нисхождения Духа на учеников Иисуса Он стал обитать «в» человеке (вспомним оппозицию «с вами пребывает» — «в вас будет» согласно Иоан. 14, 17). Обратим, однако, внимание на то, что все три глагола употребляются в главе о даровании семидесяти старейшинам пророческого дара — событии, очень похожем на происшедшее с апостолами в праздник Пятидесятницы: И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян. 2, 4) Присутствовавшие при этом паломники «из всякого народа» воспринимали слова апостолов как пророчества «о великих делах Божиих» (ст. 11). И именно как дар пророчества воспринял происходящее Петр, сославшись на пророка Иоиля: …Но это есть предреченное пророком Иоилем: У Иоиля речь идет о пророчестве — следовательно, и исполнение его слов может быть связано только с этим даром. Кроме того, пророки Ветхого Завета «исполнялись» Духом Божьим — и точно так же новозаветные. А это свидетельствует о пребывании Духа «внутри» человека — равно и в Ветхом и в Новом Заветах. Глагол נוח ‹ну́ах› («почивать», «покоиться») употребляется у Исаии даже при описании взаимодействия Духа Божьего с самим Мессией — «отраслью от корня Иессеева»: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; Вряд ли хотя бы один теолог осмелится утверждать, будто Дух находился «при» Мессии, «рядом» с ним, а не «внутри» него! Между тем подобное пытаются доказывать относительно людей, взаимоотношения которых с Духом описываются в Ветхом Завете с помощью форм того же глагола. В греческом тексте всех трех синоптических евангелий говорится, что при крещении Дух нисшел «на» (греч. επι ‹эпи́›) Иисуса (Матф. 3, 16). А в Евангелии от Иоанна сказано, что Дух не только сошел, но и оставался («пребывал») именно «на» (снова греч. επι ‹эпи́›) Иисусе (Иоан. 1, 32–33). В подобных случаях употребляется также глагол צלח ‹цала́х› — «проникать [внутрь]», «проходить насквозь», «находить [на кого-либо]». Важно, что он встречается как с предлогом על ‹аль› — «на» (когда он описывает как бы «внешнее» положение Духа по отношению к человеку), так и с предлогом אל ‹эль› — «к», «в» (здесь уже явно имеется в виду «внутреннее» присутствие Духа). В Синодальном переводе это различие не передается. В качестве примера сошлемся на стих, в котором пророк Самуил говорит Саулу: …И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком. (I Цар. 10, 6) Здесь глагол «цалах» употреблен с предлогом «аль». Когда же описывается помазание Давида, при том же глаголе стоит предлог «эль»: И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… (I Цар. 16, 13) Правильнее было бы перевести так: «…и проницал Дух Господень Давида…» Поскольку же события, происшедшие с Саулом и Давидом, идентичны (оба, получив помазание, стали причастны действию Духа Божьего), то понятно, что и глагол «цалах» в обоих случаях означает именно внутреннее присутствие Духа, когда человек становится «проницаем» для Него и наполняется («исполняется») Им. То же относится и к глаголу לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» (в Синодальном переводе — «объять»): И объял Дух Амасая, главу тридцати, и сказал он: мир тебе, Давид, и с тобою, сын Иессеев… (I Пар. 12, 18) Здесь снова с помощью глагола, говорящего, казалось бы, о «внешнем» (подобном одеянию) положении Духа по отношению к человеку, описывается Его внутреннее действие — побуждение к пророчеству. На то, что воздействие Духа на пророков Ветхого Завета было «внутренним», а не «внешним», указывают и слова Иезекииля о «вхождении внутрь него» Духа Господня: И вошел в меня Дух, и поставил меня на ноги мои, и Он говорил со мною… (Иез. 3, 24) Скажем несколько слов о причинах, по которым действия Духа иногда описываются как «внешние» (говорится, что Он находится «на» человеке или «над» ним, «облекает» его, «почиет» на нем и т. д.). Каждое такое описание содержит некие таинственные указания на взаимоотношения между Духом Божьим и духом человека. Так, глагол שים ‹сим› — «класть», «помещать», «ставить» — указывает на «утвержденность» Духа во внутреннем Храме человека, где, благодаря вере, приготовлено для Него прочное место (Еф. 3, 16). Глагол נתן ‹ната́н› — «давать» — говорит о Божественном Источнике, постоянно «подающем Духа» (Гал. 3, 5) верным Ему. Глагол נוח ‹ну́ах› — «опускаться», «ложиться», «покоиться» — свидетельствует о том, что благодаря Духу человек «входит в покой Господень», т. е. пребывает в высших сферах духовности: Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр. 4, 10) Глагол צלח ‹цала́х› — «проникать [внутрь]», «проходить насквозь» — говорит о полной открытости, «проницаемости» верующего, который постоянно предает себя в руки Божьи, исполняясь Духом («ибо Дух все проницает» — I Кор. 2, 10). Глагол לבש ‹лава́ш› — «одевать», «облекать» — указывает на то, что Дух Божий облекает дух человека, подобно броне, сквозь которую не могут проникнуть вражеские стрелы. Дух «облекает силой свыше». Так, о грядущем духовном крещении своих учеников Иисус сказал: И я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. (Лук. 24, 49) В то же время описания Духа как пребывающего «на» человеке или «над» ним указывают на полную власть Духа над этим человеком. Но как же следует понимать «исполнение» Духом, выражаемое глаголом מלא ‹малэ́›? Верующий призван вести жизнь, полную жертвенной любви (Римл. 12, 1). Поэтому одним из образов его бытия является медный жертвенник, стоявший во дворе Скинии. Медный жертвенник снизу был до половины заполнен землей (Исх. 20, 24), верхняя же его часть оставалась пустой (Исх. 27, 8). Сверху он был покрыт решеткой, на которой сожигались жертвы. Вместе с углями, падавшими сквозь отверстия решетки (Исх. 27, 4), жар проникал внутрь, в полость жертвенника. Подобно этому, «снизу», со стороны плоти, человек создан из «земли», т. е. вещества (Быт. 2, 7). А «наверху» находится дух, пламенеющий, подобно огню (Римл. 12, 11). Промежуточная же область между ними — душа, вместилище чувств и мыслей,— наполняется духовным жаром, если «жаркие частицы», искры духа, проникают в нее (т. е. если она стремится к единению с духом, а не с плотью). В противном случае человек сам ощущает пустоту, незаполненность своей интеллектуально-эмоциональной жизни. Только Дух Божий, воспламеняющий, подобно «огненному языку» (Деян. 2, 3), дух человеческий, в силах наполнить смыслом и радостью наш внутренний мир… Вот почему в Писании столь часто употребляется глагол «исполнять» (в смысле «наполнять») по отношению к Духу. И всякий, кто ищет этого «исполнения Духом», обретает истинное благо. Тот же, кто считает себя самодостаточным и «не нуждающимся в Боге», рано или поздно сам ощутит в своем внутреннем мире некий изъян: …Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем… (Лук. 1, 53) Присутствие Духа Святого наполняет нас радостью, как об этом свидетельствует Писание. Например: А ученики исполнялись радости и Духа Святого. (Деян. 13, 52) …В числе мужей-старейшин, собранных Моисеем около Скинии (Числ. 11, 16 и 24), должны были находиться Елдад и Модад. По какой-то причине они, однако, остались в стане. Старейшин было 70, подобно тому, как 70 потомков, давших начало отдельным народам, было у Ноя (Быт. 10); столько же израильтян пришло в Египет с Иаковом (Быт. 46, 27): Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых… (Втор. 32, 8) Число народов равно числу потомков Иакова, пришедших в Египет. Это связано с миссией израильтян — возвещать истину Господню всем народам (Исх. 19, 5–6; Ис. 49, 1–6; 51, 4–8). Во времена Моисея главы (старейшины) 70 родов, произошедших от 70 потомков Иакова, составили наделенный обширными полномочиями совет старейшин — прообраз позднейшего Синедриона. Таково же, заметим, было число основных учеников Иисуса — следующего круга его последователей после ближайших двенадцати (Матф. 5, 22; 23, 1–3; Лук. 10, 1 и 17). Поскольку количество старейшин — помощников Моисея было определено свыше, Дух нисшел на всех них, включая и двоих, оставшихся в стане: Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане. Имена этих мужей — «говорящие»: אלדד ‹Эльда́д› означает «к Возлюбленному», מידד ‹Мейда́д› — «от Возлюбленного». Под Возлюбленным подразумевается Господь. Тем самым, имена как бы отражают движение Духа — «от Возлюбленного» (Дух посылается Отцом Небесным, нисходит свыше) и «к Возлюбленному» (Дух восходит к Отцу Небесному, ходатайствуя за нас — Римл. 8, 26–27). Дух Святой даруется человеку по любви Господа («Возлюбленного») — через веру, независимо от дел. Этот принцип действует во все времена — от сотворения Адама и до наших дней: по любви Господней, «через наставление в вере» (Гал. 3, 2) Дух нисходит на верующих. …Оба упомянутых мужа, оставаясь в стане, получили «крещение Духом». Скорее всего, они не пришли к Скинии по какой-то важной причине, может быть — из-за ритуальной нечистоты. Однако верный ученик Моисея Иисус Навин попросил учителя «запретить этим мужам пророчествовать» (ст. 28): по-видимому, он считал, что Дух не может сойти на тех, кто не вышел к Скинии, и потому подозревал, что они пророчествуют «иным духом» и пророчество их ложно. Но Моисей, конечно же, обладал совершенным духовным зрением — даром «различения духов». Особый дар различения духов упоминается в новозаветных источниках (I Кор. 12, 10; I Иоан. 4, 1); несомненно, им были наделены и пророки Ветхого Завета. Так, в Писании сохранилось прозвучавшее в IX в. до н. э. предостережение пророка Михея израильскому царю Ахаву: И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; Как видно из приведенного эпизода, пророк Михей обладал даром различения духов; этим даром, конечно же, в самой высокой степени был наделен Моисей. Посему он и засвидетельствовал Иисусу Навину, что на Елдада и Модада действительно сошел Дух Господень: Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числ. 11, 29) «Ревность» упомянута здесь в похвалу Иисусу Навину: он ревновал о чистоте учения, об истинности пророчества. Но замысел Божий был открыт ему еще не вполне… Согласно смыслу древнееврейского оригинала, вторая часть Моисеева ответа содержит утверждение о том, что некогда в будущем все в народе Божьем станут пророками. Когда это осуществится? Ответ содержится у Иезекииля: И узнают, что Я Господь, Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них; Итак, предвидение Моисея (выраженное в виде страстного желания того, чтобы весь Израиль стал народом пророков) осуществится после окончательного возвращения изгнанников в землю обетованную. Этому, как свидетельствует, в свою очередь, Иоиль, будет предшествовать явное для всех откровение Господа в Святой земле, после чего весь народ обратится и станет верен Ему, а «посрамление» — следствие прежних неверия и неверности — «снимется» с народа (ср. Ис. 25, 8): И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь, Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И только тогда всему Израилю откроется великая тайна страдающего Мессии — Иисуса из Назарета, искупившего смертью своей «грехи многих» (ср. Матф. 26, 28). В истинном свете, как предсказывает Захария, узреть «пронзенного» позволит Израилю только Дух Святой, отверзающий людям духовные очи: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на того, которого пронзили, и будут рыдать о нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. (Зах. 12, 10) Вот к какой будущей славе готовит Всевышний Свой народ, проводя его сквозь тысячелетние испытания: в конце дней он станет собранием пророков, чтобы возвещать учение Господне всему миру! С грядущим предназначением Израиля апостол связывает непреходящий характер избранности этого народа — даже и тогда, когда бо́льшая часть его, находясь под действием «духа усыпления», отвергает Евангелие (Ис. 29, 10–14; Римл. 11, 8 и 28–29). …Но возвратимся к событиям Книги Чисел. В то время как старейшины, верные Богу, «вкушали трапезу» духовную, ропщущему народу была ниспослана трапеза плотская. Ибо «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7–8), и что ищет, то и получит. И на сей раз Бог не замедлил осуществить желание народа: сильный ветер принес и разбросал вокруг стана огромные стаи перепелов, обессиленных долгим перелетом. Итак, Господь не покарал роптавших, но снизошел к их слабости и усталости. Однако вспомним Его призыв: «…очиститесь к завтрашнему дню…» (ст. 18). Милость Его должна приниматься со смирением и благодарностью. Так ли принял ее народ? — И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Ни слова благодарности Тому, кто чудесным вмешательством удовлетворил их желание: вместо хвалы на устах — одно лишь «мясо в зубах» (напомним, что голодных в народе не было, ведь манна выпадала постоянно). Вот за что возгорелся гнев Божий… И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили вожделевший народ. Названия стоянок израильтян в пустыне имеют символический смысл: они указывают на различные состояния тех, кто находится на пути из «страны рабства» в «землю Господню». Здесь мы встречаем два таких названия. Первое — קברות התאוה ‹Кивро́т hа-Таава́›, буквально «могилы вожделения». Под «вожделением» здесь подразумевается чисто животное отношение к жизни, когда люди ждут лишь удовлетворения плотских желаний. Получив же вожделенное, они даже «не тратятся» на малейшую благодарность Тому, о Ком сказано: …Насыщает благами желание твое… (Пс. 102, 5) И лишь если такое отношение к жизни — чисто животное «вожделение» — будет «похоронено», человек сможет перейти в иное состояние, называемое חצרות ‹Хацеро́т› — «дворы» (в Синодальном переводе — «Асироф»), т. е. войти «во двор Скинии» — приблизиться к вышнему Святилищу. Лишь дух, который умерил себялюбие и научился чем-то жертвовать во имя Бога; приобрел способность не только получать, но и отдавать; научился благодарить Создателя,— только он может быть допущен во «дворы Господни»: …Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его… (Пс. 95, 8) Совершенно иная, новая жизнь открывается пред тем, кто достигает этой ступени — пребывания «во дворах Его». Ведь один миг, прожитый в общении с Богом, лучше целой жизни, проведенной вдали от Него, в неведении о Нем, в бесплодных попытках заполнить душевную пустоту удовлетворением животных желаний: Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. (Пс. 83, 11) …Глава 12 Книги Чисел повествует о попытке Мариам и Аарона как бы «стать наравне» с Моисеем, присвоив себе право осуждать его. Родственники высказали Моисею конкретный упрек, но за словами этого упрека проглядывает претензия на право руководить пророком в его личной жизни: И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену эфиоплянку, которую он взял,— ибо он взял за себя эфиоплянку… (Числ. 12, 1) Словом «эфиоплянка» переведено древнееврейское כשית ‹куши́т› (от названия народа Куш, в Синодальном переводе — «Хуш»; см. Быт. 10, 6) — так назывались женщины темнокожих народов хамитского происхождения, населявших Северную и Восточную Африку, а частично и Аравию. Кушитские языки распространены и в наши дни, составляя обширную ветвь семито-хамитской языковой семьи. Ранее в Торе говорилось лишь об одной жене Моисея — Сепфоре, родившей ему двух сыновей (Исх. 2, 21–22; 4, 20 и 25–26; 18, 2–4). Существует, однако, древнее предание, сохраненное Иосифом Флавием («Иудейские древности», кн. 2, гл. 10, п. 2) и Агадой, согласно которому, живя в Египте, Моисей возглавлял войско фараона в войне против Эфиопии и после победы женился на эфиопской царевне. Тем не менее ни о ней, ни о какой иной «жене-эфиоплянке» сама Тора до обсуждаемого места не сообщает. Если следовать упомянутому преданию, то с эфиопской царевной Моисей расстался еще в Египте, и упрекать его за столь давние события родичи не стали бы. Тем более, что традиционное выражение «взял [לקח ‹лака́х›] жену» подразумевает, что он не был с ней разведен; поэтому речь могла идти единственно о Сепфоре. Мадианитяне, из племени которых она происходила и которые являлись потомками Авраама (Быт. 25, 1–2), по-видимому, к тому времени частично смешались с темнокожими кушитами, обитавшими по соседству с ними. Это и могло дать основание Аарону и Мариам назвать Сепфору «эфиоплянкой». Своим упреком брату Мариам и Аарон как бы поставили под сомнение роль Провидения в жизни пророка: из их слов выходило, будто не Господь предопределил столь важное событие в жизни Моисея, как женитьба, но что пророк в этом отношении поступил своевольно. Будучи сами пророками, они еще не понимали до конца, насколько духовное положение Моисея превосходит их собственное. Им казалось, будто брат, подобно им самим, попеременно руководствуется то Божьей волей, то своей. Основываясь на этом, они изъявили желание управлять народом наравне с Моисеем: …И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь. (Числ. 12, 2) Они не ведали, что Моисей давно уже никаких решений не принимает по собственной воле, что он целиком и полностью водим Духом, что каждый его шаг направляется Богом. Именно об этом свидетельствует следующий стих: Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Числ. 12, 3) Выражение ענו מאד ‹ана́в мэо́д›, «смиренный весьма» (в Синодальном переводе — «кротчайший»), указывает на отсутствие у Моисея какого бы то ни было своеволия, даже малейшего противления воле Божьей. Слово ענו ‹ана́в› — «смиренный», «кроткий» — восходит к глаголу ענה ‹ана́›, означающему «сгибаться», «покоряться». Воля Моисея была подобна гибкой ветви в руке Господней, всецело покорной каждому движению Духа. К тому же корню «ана» восходит и слово עני ‹ани́› — «бедный», «неимущий». Моисей уже не обладал ничем «своим», в нем исчезли последние ростки себялюбия, вся его жизнь была жертвой во имя Господа и Его народа. Этими качествами Моисей и выделялся «из всех людей на земле»… Но почему же в таком случае Аарон и Мариам упомянуты вместе с Моисеем в качестве вождей народа при исходе из Египта? — Я вывел тебя из земли Египетской, и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. (Мих. 6, 4) Конечно, брат и сестра Моисея сохраняли первенствующее положение, но… только под главенством Моисея! Как только они попытались нарушить иерархию, утвержденную Богом, последовала кара свыше… Однако наказание Мариам, как сказано далее, длилось всего семь дней (ст. 14–15). Тогда почему же впоследствии сторонники Корея за выступление против Моисея «сошли живыми в преисподнюю» (Числ. 16, 32–33)? Ведь доводы Корея и его сообщников звучали сходно со словами Мариам: И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? (Числ. 16, 3) Дело в том, что Аарон и Мариам упрекали Моисея, как им казалось, «для его же пользы»: ведь нередко родственники мужа ссорятся с его женой, проявляя при этом любовь к нему самому. Сторонники же Корея собрались «против Моисея и Аарона» — они взбунтовались против самого замысла Господня относительно пророчества и священства. Кроме того, утверждение Мариам и Аарона касательно Господа: «Не говорил ли Он и нам?» — было истинным: ведь они были подлинными пророками! Лишь неведение о той наивысшей ступени пророчества, на которой стоял Моисей, побудило их говорить безрассудно. Слова же сообщников Корея: «Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» — содержали в себе сознательную ложь, направленную против ясных повелений Всевышнего о главенстве Моисея и Аарона. Эта ложь возглашалась в кощунственно-эгоистических целях. Вот почему наказание любящих, но ошибающихся, разительно отличалось от наказания ненавидящих и богохульствующих… И сказал Господь внезапно Моисею, и Аарону, и Мариам: выйдите вы трое к Скинии собрания. И вышли все трое. (Числ. 12, 4) Суровый разговор со Своими избранниками Господь пожелал вести не в присутствии посторонних, но «с глазу на глаз». Восхваляя же Моисея, Он, как отмечают агадисты, «тактично» отвел в сторону Аарона и Мариам (ст. 5), чтобы хвала не достигла слуха самого великого пророка. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; Словом «видение» переведено древнееврейское מראה ‹мар'а́›, означающее «зрительное» проникновение пророка в Божественную реальность. Это могло происходить в любое время суток. Так, например, Иезекииль созерцал видения днем (Иез. 1, 1), а в Быт. 46, 2 специально оговаривается ночной характер видения. Слово же חלום ‹хало́м›, «сон», указывает на откровение именно в состоянии сна. Итак, наитие Духа, экстаз Богообщения может посещать пророка как наяву, так и во сне. Но у данных слов есть и дополнительные значения: מראה ‹мар'а́› — это еще и «зеркало», а חלום ‹хало́м› восходит к глаголу חלם ‹хала́м› — «быть вязким», «оплетать». Следовательно, пророк видит духовные явления не непосредственно, а как бы «отраженными в зеркале». О таком «зеркальном восприятии» в духовном мире пишет апостол Иоанн, называя «зеркало», отражающее высшие ступени бытия, «стеклянным морем» (ср. Откр. 15, 2): …И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. (Откр. 4, 6) Кроме того, пророческое откровение, подобно сну, как бы «оплетает» человека, погружая его в иную реальность и на время делая неспособным воспринимать земные события. Например, пророк Даниил, пребывая в Сузах, во время видения ощущал себя находящимся в совсем ином месте: И видел я в видении,— и когда видел, я был в Сузах, престольном городе в области Еламской,— и видел я в видении: как бы я был у реки Улая. (Дан. 8, 2) А Валаам во время пророческих видений настолько терял связь с окружающей действительностью, что падал на землю: И произнес он притчу свою, и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, Но Моисей, в отличие от других пророков, находился на столь высокой ступени Богопознания, что Бог назвал его «верным во всем доме Моем» (Числ. 12, 7). Так что же, остальные пророки не могут быть «верными во всем доме Его»? И что подразумевается здесь под «домом Божьим»? Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня и где место покоя Моего? (Ис. 66, 1) В собственном смысле «домом Божьим» в Писании именуется совокупность всех сотворенных миров — «обителей» Отца Небесного: В доме Отца моего обителей много… (Иоан. 14, 2) В девтероканонической Книге Варуха о «доме Божьем» сказано: О, Израиль! Как велик дом Божий и как пространно место владычества его! Как видим, здесь имеется в виду вся вселенная, которая бесконечна не только физически, но и духовно… Итак, Моисей «верен во всем доме Господнем» — т. е. не только в руководстве вверенным ему народом, но и во всех мирах, созданных Всевышним. Словом «верен» передано древнееврейское נאמן ‹нээма́н› — «крепкий», «надежный», «стойкий», «истинный». Значит, помимо буквальной верности Богу, Моисей наделен еще, в отличие от прочих пророков, и способностью быть стойким при любых откровениях свыше (в то время как другие пророки с трудом переносили откровения, даже заболевали после них — ср. Дан. 8, 27). Моисей мог воспринимать Божественные истины во всех образах и формах — как явленных, так и сокрытых. При этом он не терял связи с окружающей действительностью. Часто он одновременно и судил народ (т. е. вникал разумом во все подробности юридических дел), и получал откровения свыше: И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; Если иметь в виду, что описанное в приведенном стихе происходило прежде, чем уставы и законы были объявлены на Синае, станет ясно, что Моисей каждый раз действовал по откровению свыше и в то же время внимательно вникал в споры приходящих к нему. Следовательно, он одновременно находился и в мире земном, и в мире высшем… …Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? (Числ. 12, 8) В этом стихе сокрыты глубокие духовные тайны. Древнееврейское выражение פה אל־פה ‹пэ эль-пэ›, «устами к устам», свидетельствует не только об уединенном, «интимном», сокрытом от посторонних взоров (будь то людей или ангелов) общении Господа с Моисеем, но и о том, что Дух Божий как бы передавался из «уст» Всевышнего (т. е. от Его сущности) в «уста» Моисея. Интерпретаторы-мистики сравнивают такое духовное общение с «поцелуем» Всевышнего… Выражение פה אל־פה ‹пэ эль-пэ› имеет в оригинале числовое значение 201, равное числовому значению слова אר ‹ор› — «свет». При таком написании этого слова в нем отсутствует буква ו ‹вав›, указывающая на опосредованную связь между א ‹а́леф› символом единого Бога, и ר ‹реш›, символом человеческого сознания (слово «рош» означает «голова»): вышний свет передавался от Господа Моисею прямо, без каких-либо посредников. С помощью перегруппировки букв, входящих в словосочетание פה אל־פה ‹пэ эль-пэ›, образуются следующие выражения: אפף הלאה ‹офэ́ф hал'а́› — «обступающий [или: „окружающий”] на расстоянии», а также הלא אף ‹hала́ аф› — «удалил гнев». Первое из них отражает парадокс восприятия Бога Моисеем: Он необыкновенно близок («обступающий», «окружающий»), так что глубочайшие тайны Божественной жизни становятся доступными; и, одновременно, Он достаточно удален, что позволяет пророку ясно ориентироваться в земном мире. Второе выражение указывает на умение Моисея «удалять» гнев Божий от народа благодаря своей особой к Нему близости. Другое выражение, встречающееся в этом стихе,— ומראה ולא בחידת ‹у-мар'э́ вэ-ло вэ-хидо́т› — «и [путем] созерцания, а не в намеках» (в Синодальном переводе — «явно, а не в гаданиях»). В отличие от «мар'а» («видение») — формы женского рода, «мар'э» («созерцание») — мужского рода. Пророческий дар Моисея сильнее дара других пророков, как мужчина по природе сильнее женщины. И те духовные явления, которые другими пророками постигались в отражениях, загадках и намеках (ср.: «видение подобия славы Господней» — Иез. 2, 1), Моисей созерцал прямо и непосредственно: «…образ Господа он видит…» Здесь употреблено слово תמנה ‹тэмуна́› — «образ», «лик», «изображение». Моисей «видел лик Господень» — лик Невидимого, Вездесущего… О чем это свидетельствует? О необычайной чистоте сердца пророка: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Матф. 5, 8) Моисей видел лик Единого всегда и везде — во всем множестве Его творений. Возможно, к такому восприятию Бога (но лишь отчасти) приближался и Давид, когда создавал свой знаменитый псалом: Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на меня руку Твою. Итак, мы перечислили совершенно особые свойства, отличавшие Моисея от других пророков. В чем же выразилось наказание Господне, постигшее родственников, упрекавших Моисея? — И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И тогда Аарон стал умолять Моисея ходатайствовать об исцелении сестры. Он выразил веру в совершенно особые свойства молитвы своего брата, т. е. сказал нечто противоположное тому, что только что утверждал вместе с Мариам! — И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили; Прокаженный подобен мертвому: прикосновение к нему оскверняет, его все сторонятся. Видимо, поэтому сам Аарон как первосвященник избежал подобной кары: иначе ему пришлось бы отстраниться от Богослужения (см. Лев. 21, 16–17). Почему же Мариам была наказана именно проказой? Этой карой Господь показал ей и Аарону, что для человека, познавшего Бога (а для пророка — особенно!), самовольное, «плотское» суждение о духовном подобно смерти. Ибо, отделяясь своим «плотским» умом от воли Всевышнего, такой человек воспроизводит грех Адама, наказанием за который и послужила смерть… И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее! (Числ. 12, 13) Эта, самая короткая во всем Ветхом Завете, молитва состоит в оригинале всего из пяти слогов: אל נא רפא נא לה ‹Эль на рфа на лаh› — буквально: «Боже, пожалуйста, исцели, пожалуйста, ее!» Обратим внимание, что Моисей не просто воззвал, а «возопил» — так любил он свою сестру, не тая на нее ни малейшей обиды. А сколько в этом воззвании сердечного усердия и какое благоговение перед Всемогущим!.. По краткости под стать этой молитве — лишь слова Иисуса, исцелившего прокаженного: И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: господин! если хочешь, можешь меня очистить. Мариам тоже была, по молитве Моисея, тотчас исцелена. И это стало новым подтверждением особой связи Моисея со Всевышним, которую пытались оспорить Аарон и Мариам. И, однако, сестре Моисея велено было пребывать, подобно прокаженной, вне стана в течение семи дней (ст. 14–15). И весь народ, из почтения к Мариам, не отправлялся в путь, дожидаясь ее возвращения. Согласно Агаде, такой почести она удостоилась за то, что некогда, пренебрегая смертельной опасностью, долгое время простояла на берегу Нила, наблюдая за тростниковой корзинкой с младенцем Моисеем… Так Господь и бесславие избранных Своих обращает в славу: За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле… веселие вечное будет у них. (Ис. 61, 7)
Ваш комментарий о книге |
|