Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Мицкевич В. А. Библиология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 19. Введение в Новый Завет (7)
Послания апостола Павла

Священное Писание свидетельствует о большом труде ап. Павла в благовествовании об Иисусе Христе. Он богодухновенно проповедовал не только в личном присутствии, но и через послания. Апостолы не оставили без внимания наставительные послания своего возлюбленного собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по избранию и апостольским трудам, по духу учения и дарам благодати. Ап.Петр находил даже в послании ап. Павла нечто неудобовразумителъное (2 Петр.3,15-16). Первохристианские учители и богословы с глубоким почтением взирали на ап. Павла и исследовали его послания, находя в нем великую высоту и глубину евангельского откровения. Послания ап. Павла являются плодом его апостольской ревности. Поэтому, чтобы лучше понять его послания, нужно хорошо знать его жизнь, его служение Иисусу Христу.
Мы имеем четырнадцать посланий с именем ап.Павла. Но не всегда все они приписывались ему. Большая часть богословов прошлого и настоящего времени не настаивает на авторстве ап. Павла Послания к Евреям. Обычно говорят, что ап. Павел писал включенные в канон послания семи церквам и трем лицам. Обширная и многолетняя деятельность апостола позволяет предполагать, что он писал много писем, кроме тех, которые угодно были Духу Святому и Церкви оставить нам как канонические книги Святой Библии (1 Кор.5,9 и 7,1; Кол.4,16).
Нелегко установить с точностью хронологический порядок посланий ап.Павла, так как трудно определить и время некоторых событий из его жизни. Есть различные размещения его посланий по времени.
Послания ап.Павла можно разделить на следующие группы:
1. Написанные во время благовестнических путешествий: 1-е и 2-е Фессалоникийцам, Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам и Галатам.
2. Написанные во время его тюремного заключения: Ефесянам, Филигшийцам, Колоссянам и Филимону.
3. Пастырские послания: 1-е и 2-е Тимофею и Послание Титу.
4. Послание к Евреям.
Стремления, действия и послания ап. Павла проникнуты одной главной мыслью: оправдание человека перед Богом. До обращения ап.Павел стремился достигнуть этого оправдания строгим исполнением закона. После обращения он осознал всю ничтожность этого средства и нашел оправдание в вере в Иисуса Христа, в совершенное Им искупление. "Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3,21-24). Раскрывая эту мысль, ап.Павел рассматривает её с двух сторон: со стороны закона (дел) и со стороны благодати. Учение об оправдании состоит из отдельных понятий, которые раскрываются в посланиях ап.Павла. Это прежде всего: 1) учение о грехе, как причине нашего осуждения перед Богом; 2) учение о законе, как средстве оправдания, или, следуя мысли апостола, средстве показать нам степень нашей греховности и бессилия к оправданию; 3) учение о благодати или благовестие о том, что Бог хочет нашего спасения и совершил его через Своего единородного Сына Иисуса Христа; 4) благовестие об Иисусе Христе; 5) учение о вере; 6) учение о вознаграждении верующих; 7) учение о суде и Царствии Божием; об оправдании или осуждении; 8) учение о Церкви.
Порядок в посланиях ап. Павла обычно следующий:
а) Приветствие ап.Павла и его сотрудников.
б) Благодарность Богу за Его действия в том месте, куда направляется послание.
в) Изложение догматических или нравственных тем (темы).
г) Практические советы по частным определенным нуждам.
д) Сообщение о личном положении. Приветствия известным лицам, прощальное благословение.
При внешнем однообразии послания апостола полны жизни и движения. Мысли его льются непрерывным потоком, доказательства его сильны и перемежаются с просьбами, убеждениями, повелениями, вопросами и восклицаниями свидетельствующими о глубоком и сильном чувстве, высоте духа и учения ап.Павла.
Послание к Римлянам
Хронологически, т.е. в порядке написания, 1-е и 2-е Послания к Фессалоникийцам были первыми, но логически первым является Послание к Римлянам, т.е. именно, как оно помещено в русском Новом Завете. Первым - в ряду посланий ап.Павла - оно помещено потому, что предлагает нам в систематическом виде все учение Нового Завета, что чрезвычайно важно и для изучения всего остального его содержания.
Весьма вероятно, что церковь в Риме возникла через личные свидетельства иудеев, уверовавших в господа Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян.Ап.2,10). Особенностью Павла было то, что он обычно трудился в местах, где другие апостолы еще никогда не были и где еще не была основана какая-либо поместная церковь; а так же там, где в этом оказывалась какая-нибудь особая и совершенно неотложная нужда (15,20; 2 Кор.10,16).
В Послании к Римлянам Павел называет верующих в Риме, подготовляя их к своему предполагаемому посещению (1,13; 15,23-24). Послание к Римлянам является одной из самых основных новозаветных книг, и учащиеся почерпнут исключительную пользу, проведя возможно больше времени за тщательным его изучением.
Главная тема Послания к Римлянам - оправдание верою, великая истина о том, что Бог, посредством искупительной жертвы Христа, не только снял вину греха с людей, уверовавших в Него, как в личного Спасителя, но и объявляет их праведными в Своих очах. Ап.Павел пользуется в своем Послании как бы картиной суда в котором Бог является верховным Судией, а он, Павел, пишущий Послание, занимает место обвинителя. Эти судебные обстоятельства и обстановка были хорошо знакомы и понятны жителям Рима. Итак, всякий человек, еврей ли то или язычник, занимает скамью подсудимого. Павел представляет свои доводы на основании закона, хотя в себе самом и "доброго" и хорошего, но совершенно бессильного, чтобы избавить от ответственности человека, по причине немощи греховной природы последнего (3,19-20). Вследствие этого осуждение человека (т.е. грешника) кажется неизбежным. Но в этот решающий момент в обстоятельства дела вводится благодать Божия, которая в лице Господа Иисуса Христа предлагает Жертву за вину грешника и возвещает оправдание всякому, принимающему искупителя (прочтите внимательно 3,21-24). Таким образом, высший Судия Вселенной возложил на Праведного (т.е. Господа Иисуса Христа) все наши грехи, и в то же время предлагает грешнику, уверовавшему в Него, единственное совершенное оправдание, исходящее от Того, Кто пострадал и вместо этого грешника, и за него. Христос никаким образом не заслужил нашей вины, а мы никаким образом не заслужили Его праведности; и, тем не менее, она даруется нам, грешникам, уверовавшим во Христа, чрез спасающую веру, по благодати Божией. Так в Послании к Римлянам Слово Божие открывает нам Христову благодать - совершенную и великую.
Поскольку церковь в Риме состояла как из евреев, так и из язычников, в Послании к Римлянам выделен особый раздел, а именно главы 9-11, который посвящен взаимоотношениям между этими двумя группами.
Все содержание Послания к Римлянам можно разделить на следующие части:
1) Вступление (1,1-17).
2) Осуждение (1,18 - 3,20).
3) Оправдание (3,21 - 5,21).
4) Освящение (главы 6-8).
5) Израиль и его отношение к Евангелию Христову (гл.9-11).
6) Практические увещания, советы и приветствия (гл.12-16).
Послание апостола Павла к Римлянам было написано из Коринфа в 58 г., в ожидании осуществления желанного посещения Павлом верующих в Риме. Оно было послано в Рим через Фиву, диакониссу церкви Кенхрейской (Деян.19,21; Римл.1,10-15; 15,23-28; 16,1). Послание это представляет собою самое полное, ясное и последовательное изложение евангельской истины, евангельского учения, т.е. благой вести о благодати Божией, нам дарованной.
Главная мысль начала Послания заключается в стихе: "Я не стыжусь "благословения Христова" (1,16). "Павел, раб Иисуса Христа", был "избран к благовестию Божию"; он почитал за честь и за высшее преимущество его всюду распространять; он его проповедовал и еврею, и язычнику. Это свое Послание он пишет также с целью яснее изложить благую весть евангельскую и указать её великое значение. Он называет её "благовествованием Сына Божия", "благовествованием Христовым", "священодействием благовествования Божия"; Павел так поглощен возвещением его "всем народам", что называет его во многих местах "благовествованием моим" (1,9,15-16; 2,16; 10,15-16; 15,16,19-20.29).
"Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (1,16). Высота, глубина, долгота и широта этого спасения с каждой главой открываются все более и более; все сильнее и сильнее сказывается его действие на самого апостола, на евреев, римлян, к которым написано это Послание, на образованных эллинов и на другие языческие народы, на "варваров", которым Павел принес это благовестие. Гражданам Рима, гордящимся своими победами и всемирно известными законами, пишет апостол о всепокоряющем могуществе Евангелия и о сильном действии на человека "закона Духа жизни" (7,25; 8,1-2).
В чем заключается это евангельское благовестие и как к нему следует относиться, это мы узнаем из 1,17-8. В главах 9-11 разбирается вопрос о владычестве Божием, о благодати избрания Божия и о деле искупления Израиля и язычников. Десятая глава, связывающая все другие, свидетельствует о личной ответственности всякого отдельного слушателя благой вести и подчеркивает тот факт, что Евангелие дарует спасение "всякому верующему". Эта часть послания кончается славословием (11,33-36), прославляющим все предназначения премудрости Божией как в судах, так и в милосердии Господа к человеку, в благоговейном трепете повергающемуся к ногам Его.
Главы 12-16 содержат в себе жизненное применение всего вышесказанного, описание действия благой вести на человека, её принимающего. Это выражается: а) личным посвящением Богу своей повседневной жизни (12 гл.); б) в сфере нашей общественной, гражданской жизни (13 гл.); в) в наших отношениях с нашими братьями и сестрами во Христе, членами тела Его (14,12,4); г) в самоотверженном служении неверующим в мире (15 гл.); д) в приветствиях посылаемых верующим, свидетельствующих о дивном единстве, о любви, общении, сочувствии, взаимной связи и зависимости от тех, которые чрез Евангелие соединены с Господом и в Нем друг с другом в истинную Церковь Христову. Заметим, что слово "Церковь" употреблено апостолом впервые только в этой главе Послания (16,1,4.16.23), причем оно относится к различным местным церквам, заключавшим в себе часто небольшое число членов. Послание это написано "всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым" (1,7). Оно представляет из себя изложение сущности веры (3-7; 10), надежды (5; 8; 15) и любви (12-16), трех евангельских даров, в различных проявлениях постепенно упоминаемых в посланиях апостола Павла.
В чем же заключается благая весть, излагаемая в Послании к Римлянам, "благовестие Божие, которое Бог прежде обещал через пророков Своих" в ветхозаветных Писаниях? Какую благую весть принес нам Иисус Христос, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим... чрез воскресение из мертвых" (1,1-4)?
По учению апостола, благовестие это есть откровение о правде, слове, постоянно повторяющемся в Послании. Правда Божия, говорит он, открылась и проявилась, прежде всего, в гневе Божием с неба на всякую неправду человека, подавляющих истину неправдою (1,17-18). Этот гнев и суд Божий обращен на: а) великое зло и идолопоклонство язычников (1,18-32); б) высокомерных, себя самих обольщающих евреев, гордящихся своими религиозными преимуществами, хвалящихся буквою закона но не покоряющихся в сущности ни духу, ни букве (2); в) весь мир (3,1-20), становящийся "виновным пред Богом" и, следовательно, достойный суда Божия и осуждения. Существование "праведного суда Божия" (1,32) для осуждения греха и неизбежное осуждение всех грешников считается Павлом существенной частью его благовествования (2,16; 1,17). Апостол не надеялся, что грешники отзовутся на предложенную им благодать, пока они не проникнутся глубоким сознанием греха.
Но если "мы молчим" и ничего не приводим в самооправдание свое (Матф.22,12), если мы признаем себя "виновными" и обреченными на смерть, тогда мы готовы к воспринятию дальнейшего проявления правосудия Божия, в благодати чрез Иисуса Христа нас оправдывающей от всякого греха (3,21-31; 2 Кор.5,21; Фил.3,6-9). Обилие благодати, для нас уготованное во Христе, сообщает нам "дар праведности" (5,17). Эту праведность Христос мог нам даровать только очищением греха, принесением Себя в жертву, дабы праведность Его вменена была нам (4,24; 3,24). Это правосудие Божие несет с собою нам не только прощение прежних наших беззаконий и грехов, но и жизнь вечную во Христе (5,18-21), совершенное изглажение греха, повлекшего за собой смерть (5,12; 6,23), и такую полноту спасения от греха и от своего "я", что Бог не перестает производить Свое дело в сердце человека, пока "оправдание закона не исполнится в нас", пока не воцарится в нас благодать чрез праведность (8,4; 5,21; 6), пока некогда отданные на служение греху, обреченные на смерть члены тела нашего не сделаются "орудиями праведности" на славу Господа (6,12-19).
Описав полученное им откровение о "правде Божией", обретаемой в Христе и чрез Него, независимо от дел закона (3,22-23), апостол Павел говорит о вере (3,22-5,2; 10). Познав, что праведность - духовный "дар", обрести его мы можем только верою. Если, как мы в этом убедились, дела наши нечисты в глазах Божиих, им нет больше места в нашей жизни, они лишь мешают нам. Верою должны мы получить оправдание от Бога, потому что благодать Божия ничего от нас не требует, и верою мы можем рассчитывать на Бога Одного. Вера знает, что "Бог силен" (4,21) исполнить все, хотя бы случай был безнадежный. "Бог силен" - вот два слова, руководящие верою: она знает, что Бог может Своими действиями произвести на нас праведность, научить нас "правде Божией чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих". Путь веры одинаков для всех и каждого, - как для иудея, так и для язычника, для завзятого грешника и для человека набожного, простого и образованного. "Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией". Один лишь способ и в Ветхом и в Новом Завете, один путь, которым Давид получил благословение и посещение от Господа, которым Авраам оправдался пред Богом. Один лишь существует путь - путь "надежды сверх надежды" (4,18), заключающийся всецело в Боге, Христе и Духе Святом.
Если мы соглашаемся с Божиим планом нашего оправдания верою и отказываемся от своих собственных человеческих планов, "мы имеем мир", мы готовы к восприятию преимуществ благословений и даров, к получению которых нас ведет чудная благодать Божия. Мы не только ею оправданы пред Богом, но почерпаем из полноты её жизнь, любовь, общение, победы, радость, надежду и славу (5-8).
В конце 5-ой главы христианин, т.е. человек, оправданный верою в Иисуса Христа, представлен в новом своем положении, живущим благодатью. Из своего прежнего состояния в Адаме, главе рода человеческого, в котором он был рабом закона греха и смерти, он перешел в новое состояние во Христе, как общем Главе Церкви - народа помилованного, праведного, обретшего жизнь вечную (1 Кор. 15,22-45).
Это отождествление со Христом влечет за собою отождествление с Ним в Его смерти, погребении и воскресении. Мы так соединены с Ним воедино, что мы становимся учениками страданий Его; мы сораспяты Христу. Когда Он однажды умер за грех, мы умерли с Ним для власти над нами греха, дабы освободиться от него и уже не быть рабами его. Мы также и совоскресли со Христом, "дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (6,4). Оживотворенные Духом Святым к новой жизни, свободной от служения греху, жизни святой, посвященной служению Богу, мы "стали рабами праведности". Таково содержание 6-ой главы, конец которой нам говорит то же, что и конец главы предыдущей.
Мыслящий человек, особенно еврей, вникая во все выше указанные учения апостола Павла, не мог не задать себе вопроса: "Но как же относиться к закону? Он был дан Богом, он свят. Следует ли не придавать ему больше никакого значения? Нужен ли он теперь?" К таким именно людям, знающим закон, и обращается дальше апостол Павел, объясняя им (7-8,4), что закон так же бессилен освятить верующего, как он оказался неспособным оправдать грешника (Гал.2,16; Деян.13,39; Римл.3,20; 8,3), вследствие слабости и извращенности грешного человека, хотя "закон свят, и заповедь свята и праведна, и добра" (7,12). Для того чтобы от закона освободиться, мы должны умереть со Христом и сделаться таким путем мертвыми для закона (как в 6,11 умерли для греха), прежде имевшего над нами власть. Затем должно нам руководиться новым духом, новыми побуждениями, в нас вложенными, нас побуждающими желать и делать угодное Богу, чего не мог в нас достигнуть закон.
Итак, закон здесь употребляется в двояком смысле:
1. Святой закон Божий, Богом установленный и нам предписывающий исполнение заповедей, - того, что следует, и того, что не следует делать. Это закон, не облекающий нас силою, поэтому он может только убеждать и осуждать.
2. Закон Божий внутренний - постоянное, неизменное действие силы. Это скрытая сила, внутренняя, производящая действие. В этом смысле "закон" остерегает совершать грех (7,21-25), влекущий за собою рабство и смерть. Для тех же, которые во Христе, "закон" становится силою живущего в них Духа Святого, действия Которого приносят жизнь, мир, послушание и свободу (8,2). Это есть отмена Ветхого Завета и установление Завета Нового, о котором апостол говорит в главе 8-ой (Иер.31,31; Евр.8,6; 10,15-16). В главе 7-ой слова "закон", "заповедь", в различном применении их, употреблены 28 раз; в главе же 8-ой, напротив, употреблено 28 раз слово "я", "меня", "мы". Эта 8-я глава, действительно, открывает тайну "хождения в обновленной жизни" и служения Богу "в обновлении Духа". Это описание духовного воскресения, перехода от греха и смерти в жизнь любви Божией. Здесь заключается все ранее написанное в Завете, и из него вытекают все последующие главы. Перечисление в этой главе духовных благословений исполняет сердце наше славословиями, высказанными апостолом Павлом в другом его послании (Ев.1,3).
Всю полноту, изображенную в этой главе, мы можем постичь только проникая в нее шаг за шагом, переходя через предыдущие главы - от веры в веру, от силы в силу, от благодати в благодать; от сознания греха к вере в Иисуса Христа, как Господа оправдания, от безопасного положения в Нем перед Богом к отождествлению с Христом распятым и с Христом воскресшим, для того, чтобы нас освободить от греха и от самих себя, для жизни во Христе силою Духа Его.
Бог, "кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Его... а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил". "Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (8,29-30, 38-39).
Первое послание к Коринфянам
Перед нами следующее послание одного из благословеннейших служителей Божиих - ап. Павла. С помощью Божией будем углубляться в его замечательные боговдохновенные творения, вникать в истинный смысл его слов. Нам в каждом отдельном случае следует представить всю обстановку церкви, которой направлено послание.
Более 19 столетий отделяют нас от тех дней, когда ап.Павел, озабоченный дошедшими до него сведениями о неустройстве жизни Коринфской церкви, написал (точнее продиктовал) ей свое послание. В это время он трудился в Ефесе, благовествуя Евангелие (Деян. 19-20 гл.; 1 Кор.16,8). Но он в своем сердце носил великую заботу и о других церквах. В это время его глубоко беспокоило положение в Галатийской и Коринфской церквах, и тревога эта имела весьма серьезные причины.
Древний Коринф находился на узком перешейке между двумя портами; на востоке - Кенхрея в заливе Эгейского моря, и на западе - Лехея в Коринфском заливе Ионического моря. Это был богатый торговый город, в котором процветали культ Венеры (Афродиты) и учение Эпикура. Идеи Эпикура: ради наслаждения можно заглушить укоры совести, что чувственные наслаждения - смысл жизни, были широко восприняты жителями этого города. Распущенность, явный разврат, безнравственные языческие праздники господствовали в Коринфе.
Во время своего второго путешествия ап.Павел посетил Коринф (Деян.18,1-18; 1 Кор.4,15) и основал в нем церковь. После отъезда апостола, искушения и соблазны обрушились на эту, еще не вполне утвержденную церковь. Несмотря на труд Аполлоса и других служителей, духовное состояние церкви было невысокое. Апостол получил эти сведения от Аполлоса и других служителей. Павел обратился к Коринфской общине с увещанием не общаться с блудниками и сообщал о намерении приехать к ним (5,9,11). Это послание потеряно, но оно послужило поводом для коринфян написать ап. Павлу. Это письмо и сообщения членов Коринфской церкви Стефаника, Фортуната, Ахаика и домашних Хлоиных (1,11; 7,1; 11,18) позволили Павлу нарисовать себе полную картину опасного состояния церкви в Коринфе, отправить к ним "возлюбленного и верного в Господе сына" своего Тимофея, передав ему свое послание, известное как Первое послание к Коринфянам.
В самых первых строках Послания Павел именует себя апостолом, по воле Божией призванным, как бы напоминая о своем апостольстве тем, которые перестали признавать его авторитет. Затем ап.Павел обращается к основанной им церкви со словами любви, призывая благодать и мир от Бога призванным святым, освященным во Христе Иисусе. Своим любовно строгим отношением к коринфянам с первых же строк послания апостол как бы задал тон всему дальнейшему письму, давая понять, что хотя в сердце его и заложена любовь к юной церкви, но он не намерен закрывать глаза на неурядицы, споры, разделения и другие недостоинства и непорядки Коринфской церкви.
Апостол Павел осуждает разделение Коринфской церкви на группы (1,10-13). В группах признавали авторитет одного из служителей Христа, умаляя других.
Для достижения святой мудрости необходима добрая сердечная почва, такой почвы еще не было в сердцах коринфян. Много плотского коренилось в них; их раздирали зависть, споры, разногласия, вызываемые материальными интересами. Жизнь их почти не выходила из обычной колеи жизни людей того времени.
Апостол Павел говорит с коринфянами не как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Он питал их лишь "словесным молоком", т.е. начатками учения Христа. Даже только разномыслия в церкви, разделение на партии говорило о господстве плотских устремлений. Ал. Павел решительно указывал коринфянам, на то, что он и Аполлос - только служители Христовы (3,5). Христианин на положенном основании, "которое есть Иисус Христос" (3,11), должен строить прекрасное строение своей жизни, равносильное храму Божию. "Но каждый смотри, как строит" (3,10).
Каждая дальнейшая глава этого послания свидетельствует, что коринфяне стояли на низком духовном уровне. Они допускали много неугодного Господу. Апостол говорит о прискорбном равнодушии коринфян к страшному греху одного из членов церкви (гл.5); обвиняет их в том, что тяжбы и междоусобицы разбирали люди, ничего не значащие в церкви (6,1-11); разоблачает их нравственную распущенность (6,12-20); опровергает ложные воззрения на брак (гл.7). Вслед за этим апостол обличает коринфян в отсутствии истинной христианской любви и самопожертвования (8-10 гл.); в том, что некоторые из них не признавали ап.Павла за апостола (9,1-3); допускали непорядки в богослужебных собраниях (11-14 гл.), превратили даже Вечерю Господню в угождение плоти. В заключение апостол объясняет истину воскресения мертвых (15 гл.). Апостол вынужден вновь напомнить им Евангелие (15,1). Но коринфяне не сознавали своего низкого духовного состояния. Ап.Павел с печалью восклицает: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали" (4,8).
Ключ к пониманию послания - умственное, моральное и духовное положение коринфян. Умственная гордость, моральное и духовное низкое состояние характеризовали коринфян. Послание написано в форме порицания, упрека и исправления (15,12), оно применимо к непорядкам всех времен.
Первое послание к Коринфянам можно разделить на следующие части: приветствие и благодарение за веру (1,1-9); озабоченность по поводу разделения (1,10-18); мудрость мирская и Божия (1,19-2,16); истинное служение (препятствия, источник успеха, руководство Господа - 3,1-4,21); ужасный грех и наказание (5 гл.); порицание за отсутствие братской любви (6,1-8); о целомудрии, браке и разводе (6,9-7 гл.); об идоложертвованной пище и христианской свободе (8 гл.); об авторитете и служении ап.Павла (9 гл.); урок от Израиля (10,1-15); закон любви по отношению пищи и питания (10,16-33); разные недостатки в церкви и наставление (11,1-22); хлебопреломление - великое духовное установление для Церкви (11,23-34); дары Духа Святого (12,1-11); пример единства Церкви Христовой как тела (12,12-31); любовь - наивысший дар (13 гл.); пророчество (проповедование) - великий дар (14 гл.); учение о воскресении (15 гл.); о сборе пожертвований (16,1-4); заключение (16,5-24).
Второе послание к Коринфянам
Повод к написанию
Первое послание ап.Павла произвело надлежащее действие на коринфян: беспорядки были устранены, сами виновники их были частью удалены, частью смирились; коринфяне приняли послание с любовью и страхом и, признавая в Павле апостольское достоинство, горели желанием видеть его лично. Между тем с апостолом произошли в Ефесе неприятности (Деян. 19,29-40). Дмитрий, серебренник ефесский, во главе других мастеров серебряных изделий храма Артемиды ефесской, возмутил общество язычников против апостола и едва не довел его до смерти. Павел вынужден был удалиться в Македонию (Деян.20,1); сухопутным путем достиг Троады. Здесь он поджидал возвращения Тита (2 Кор.2,12-13), которого прежде отправил в Коринф с другим учеником для сбора милостыни (8,16-19) и ознакомления впечатления, какое произвело на коринфян его послание (Тит.3,12). Не дождавшись его в Троаде, апостол с большим беспокойством продолжал свой путь в Македонию, и уже в Филиппах был обрадован пришествием Тита (2 Кор.7,5-7). Тит сообщил ему о благоприятном изменении коринфян по случаю послания апостола; но вместе с тем присовокупил, что долгое непоявление апостола в Коринфе дало повод некоторым лжеучителям заподозрить Павла в боязливости и непостоянстве (2 Кор. 1,17), а иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием апостола и обвинить его в разрушении закона Моисеева и, следовательно, в неправильном изъяснении христианства по отношению к иудейству (2,21). Задерживаемый делами проповеди в Македонии, апостол решил снова писать в Коринф и отправить второе послание через Тита.
Место и время написания послания
Во время отправления послания апостол находился в Македонии и, как утверждают древние подписи, в Филиппах. В самом послании есть следы тогдашнего пребывания апостола в Македонии. Так, он говорит об успешном сборе милостыни у македонян и о том, что он пред македонянами восхвалял усердие коринфян в этом деле (9,2-7; 5,6-7; 8,1.3.8.11; 9,4). Судя по отрывочности содержания послания и изменениям тона, можно также думать, что послание написано во время перехода апостола с одного места на другое.
Время послания почти единогласно определяется - вскоре после первого послания и даже в том же 58 году (9,2). Вычисляется это время указаниями книги Деяний. После праздника Пасхи следующего года апостол оставил Филиппы (Деян.20,6). Восходя от этого времени назад и отделяя небольшое время на приход ап. Павла из Эллады в Македонию, прибавляя сюда три месяца проведенных в Элладе (Деян.20,2) и на путешествие Тита в Ахаию (2 Кор.8,6-18; 9,2), мы придем к заключению, что послание могло появиться не позже 58 года.
Цель послания
Обстоятельства происхождения послания достаточно выясняют цель, которую имел апостол при написании своего второго послания к коринфянам. Объяснить им причины своего поведения и в особенности замедления с приходом в Коринф, и чрез то дать надлежащее понятие о себе и о своих действиях, - это главное. Следующее - разоблачить хитрость и клевету лжеучителей, которые, опираясь на известные в церкви авторитеты, смущали коринфян своими лжеучениями и подрывали авторитет самого ап. Павла. Наконец, устранив все недоразумения и повысив собственное достоинство в глазах коринфян, апостол облегчает сбор милостыни, необходимой для палестинских церквей. По важности вопроса о личном достоинстве апостола и по возбужденному состоянию духа, в котором находился он при написании послания, второе послание получило характер живости, дышит глубоким трогательным чувством убеждения и обличения, и отличается порывистыми переходами от одного предмета к другому; поэтому между частями послания нет строгой связи и последовательности.
Деление послания
В последовательном порядке изложения послание можно разделить на четыре отдела. В первом содержится указание причин, по которым апостол не мог исполнить обещания прибыть в Коринф (1 и 2 гл.). Во втором излагаются преимущества Нового Завета и его служителей пред служением ветхозаветных, и присоединяются увещания к терпению в страданиях и к чистоте жизни (3-7). В третьем отделе коринфяне приглашаются к сбору милостыни для вспоможения святым (8-9). В четвертом апостол защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей (10-13).
Контрольные вопросы
1. Послания ап.Павла. Общая характеристика.
2. Введение в Послание к Римлянам.
3. Введение в Первое послание к Коринфянам.
4. Введение во Второе послание к Коринфянам.
Лекция 20. Введение в Новый Завет (8)
Послание к Галатам
Это послание апостола Павла посвящено проблеме отношения к закону Ветхого Завета. В этом "великом послании освобождения" апостол призывает к свободе от закона, которым не могли спастись ни иудеи ни язычники. Эту свободу и спасение дает распятый Иисус Христос (3,13-14).
Галатия - это центральная часть Малой Азии, где ныне находится столичная область Турции (г.Анкара). 300 лет до Р.Х. племена галлов (галаты) из Франции вторглись в эти места и основали свое государство. Около 200 г. до Р.Х. Галатия была завоевана римлянами и стала римской провинцией, куда примыкали на юге города Антиохия Писидийская, Икония, Дервия и Листра, которые ап. Павел посетил во время первого благовестнического путешествия.
Церковь. Во время второго своего путешествия по Малой Азии ап.Павел прошел Галатию (Деян.16,6) и, задерживаемый болезнью (4,13), оставался здесь некоторое время. Галаты приняли его как ангела Божия (4,14), они скоро отказались от идолослужения, единодушно пошли путем Евангелия (4,8; 5,7) и с терпением перенесли испытание в вере (3,5). Во время третьего своего путешествия ап.Павел опять направился в Галатию для утверждения новообращенных в вере (Деян. 18,23; 19,1). Хотя в Малой Азии трудились и другие благовестники, первоначальное устройство церквей Галатии принадлежит ап.Павлу (1,6.8.11).
В 1 Кор. 16,1 ап.Павел говорит о "церквах Галатийских", а также упоминает Македонию (16,5), Ахаию (16,15) и Асию (16,19). Все эти названия означают провинции (области) Римской империи. Поэтому вполне определенно можно считать, что это Послание ап.Павла относится ко всем церквам Галатии.
Повод к написанию. Вскоре после второго посещения ап. Павлом Галатии, когда он находился в Ефесе, галаты перешли к иному благовествованию. Иудействующие лжеучители (1,6) совратили их, проповедуя спасение посредством дел исполнения обрядового закона и обрезания. Галаты поспешно воспринимали их взгляды. Эти лжеучители старались унизить ап.Павла за несоблюдение им обрядового Моисеева закона; за то, что он не из 12-ти апостолов. При посещении Галатии апостол уже имел случай говорить против этих лжеучителей. И вот в Ефесе ап.Павел, услышав об отступлении от истинной веры галатов, счел крайне необходимым, даже при отсутствии у него писца, написать собственноручно целое послание (6,11), чего он обыкновенно не делал.
О времени и месте написания послания к Галатам нет полного единомыслия. Большинство новозаветных историков считает, что оно написано в 56 году во время третьего путешествия ап. Павла, а именно: во время пребывания его в Ефесе. Но некоторые считают, что послание к Галатам написано до апостольского собора в Иерусалиме, так как о нем в послании не упоминается.
Цель послания. Апостол Павел глубоко переживал скорбь о совращении галатов и опасался уничтожения результата своих трудов действием лжеучителей. Прежде всего его целью было восстановление своего апостольского достоинства в глазах галатов; доказать им, что его авторитет не ниже авторитета прочих апостолов. Затем следовало раскрыть истинное значение закона, недостаточность его для спасения и необходимость оправдания через веру. С этой целью апостол богодухновенно написал свое Послание к Галатам.
Особенности послания: необыкновенно строгий тон всего послания; без особого приветствия в начале; без прошения о молитве за других (как они могли молиться от других, будучи сами отступниками). Послание к Галатам является как бы сокращением Послания к Римлянам. Оно изображает Иисуса Христа, как Избавителя от закона и внешнего почитания. Это укоризненное, обличительное и назидательное послание строгого, но любящего учителя церкви не утеряло своего значения в последующие столетия. Оно было любимым посланием М.Лютера и сыграло важную роль в Реформации. Учение об оправдании верою здесь выражено более ярко, чем в других посланиях. Апостол выразительно подчеркивает значение внутренней, духовной жизни верующего (1,16; 2,20; 4,6.19).
Подлинность послания. Апостол написал все послание к Галатам собственноручно (6,11), возможно потому, чтобы не дать повода лжеучителям отвергнуть его подлинность. Подлинность послания установлена древнейшими историческими свидетельствами со 2-го века. Его знали и цитировали Ириней, Клемент Римский, Игнатий, Поликарп и др. Оно находится в канонах Маркиона и Муратория, в переводах Пегдито, староиталийском и др.
Деление и содержание послания
Послание состоит из шести глав, которые можно разделить на три части:
I. Апологетика (защита) личного апостольства Павла (1-2,25).
1) Вступление - приветствие и порицание (1,1-9).
2) Доказательства апостольского посланничества от Самого Иисуса Христа (1,10-24).
3) Свидетельство, что он проповедует то же Евангелие, что и другие апостолы (2,1-10).
4) Независимость откровения от внешнего влияния (2,11-15).
II. Апологетика учения об оправдании верою (2,15 - 4,31).
1) Вера дарует оправдание и единение души с Господом. Личный опыт доказывает несостоятельность закона (2,15 - 3,6).
2) Оправдание верою доказывает завет с Авраамом (3,7-18).
3) Оправдание верою доказывает закон Моисеев. Детьми Божиими становятся по вере (3,19 - 4,31).
III. Назидание (5-6 гл.).
1) Свобода от закона - это освобождение от рабства греху и дел плоти, и жизнь в духе (5 гл.).
2) Попечение друг о друге (6,1-10).
3) Заключение (6,11-13).
Послание к Ефесянам
Сведения о Ефесской церкви. Город Ефес на Эгейском море был важным торговым портом Малой Азии, столицей провинции Асии. Он славился великолепным храмом Артемиды (Дианы) Ефесской, который причисляли к семи великим чудесам света.
Ап. Павел посетил Ефес в первый раз на пути из Коринфа в Иерусалим (Деян. 18,19-21). Затем он избирает Ефес местом долговременной своей деятельности (Деян. 19 гл.). Три месяца он проповедует в синагогах Ефеса, затем в училище Тиранна, и приобретает Христу многих последователей. После почти трехлетнего труда возмущение язычников вынудило ап. Павла оставить Ефес. Но он не забыл эту церковь. Возвращаясь в следующем году из Коринфа в Иерусалим, он имел прощальную беседу со служителями Ефесской церкви (Деян. 20,16-38). Он предсказал вторжение лютых волков в Ефесскую церковь и дал наставление внимательно пасти вверенное им стадо Христово. Позже он оставил на епископское служение в Ефесе своего любимого ученика Тимофея (1 Тим. 1,3). Через несколько десятков лет после Павла и Тимофея здесь продолжал дело устроения церкви апостол Иоанн. В это время Ефесская церковь процветала. Затем лжеучители поколебали веру и любовь этой церкви, и светильник её угас (Откр.2,5). Сейчас на месте Ефеса одни развалины.
Повод написания послания. Это послание было послание окружное, т.е. оно предназначалось не только Ефесской, но и другим малоазиатским церквам. Поводом послания могли быть вести Тимофея о церквах Малой Азии и любовь к ним ап.Павла.
Место и время написания послания апостол достаточно определяет указанием на свои узы (3,1; 4,1; 6,20). Четыре года провел апостол в местах предварительного заключения - два года в Кесарии и два года в Риме. Он продолжал поддерживать связь с церквами, благовествуя и поучая (Деян.23,16; 23,30-31). В это время он написал четыре послания: Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону. По свидетельству Филип. 1,13; 4,22 считают местом написания этих посланий г.Рим. Посылая письмо Филимону, Павел воспользовался возможностью передать письма церквам в Ефесе и Колоссах через Тихика, сопровождавшего Онисима (6,21; Колос.4,7-9). С Павлом в это время находились Аристарх (Деян.20,4), Епафрас, возлюбленный врач Лука, Димас и Марк (Колос.4,10). Упоминание этих имен в посланиях свидетельствует, что они были написаны в одно время.
Особенности и учение послания
Изучаемое послание превосходит все другие благодатным стилем и темой. Его главная мысль: Церковь - Тело Христа; основные тексты: 1,22-23; 5,30. Оно зовет к возрастанию во Христе.
Послание к Ефесянам учит относительно Церкви как Тела Христова и верующих как членов этого святого Тела. Оно доказывает, что Отец не только приготовил тело Господу Иисусу для страдания, но и духовное тело, в котором Он должен быть прославлен. Мы имеем два послания об оправдании (Римлянам и Галатам) и два - относительно Церкви (Ефесянам и Колоссянам). В Послании к Ефесянам представлена Церковь как Тело Христа, а в Послании к Колоссянам - Христос как глава Церкви. Изучаемое послание свидетельствует еще о двух образах Церкви Христа: храм (2,21-22); невеста (5,25-32).
Величественной темой этого послания является истина о единении верующего со Христом. Важно обратить внимание на постоянно повторяющееся выражение - "во Христе", а также на то духовное наследие, которое вытекает из этих новых отношений верующего со Христом.
Деление и содержание
I. Догматическая часть (1-3 главы)
1) Приветствие святых и верных; славословие Бога за усыновление, искупление и спасение (1,1-14).
2) Молитва о членах Церкви (1,15-23).
3) Мертвые по грехам и преступлениям были оживотворены через благодать для добрых дел в теле Его Церкви. Союз иудеев и язычников во Христе (гл.2).
4) Изъяснение тайны милосердия Божия, призвавшего язычников в Церковь Христову (гл.З).
II. Практическая (нравоучительная) часть (4-6 гл.).
1) Поступать достойно звания, сохраняя единство (4,1-16).
2) Освящение, возрастание в добродетелях (4,17 - 5,20).
3) Обязанности верующих друг ко другу - в семье и в служении (5,21 - 6,20).
4) Заключение (6,21-24).
Послание к Филиппийцам
Послание к Филиппийцам - самое дружественное и личное послание. Очень часто в нем встречается личное местоимение "я", но не в смысле защиты своего апостольского призвания, как это имело место во 2-ом Послании к Коринфянам и к Галатам. Церковь в Филиппах наиболее близка апостолу, и он чувствует, что эта привязанность взаимная - и его речь звучит мягко, без упреков, но с заботливым предупреждением: быть достойными небесного призвания (3,17-21).
Географические и исторические сведения. Город Филиппы (ныне в развалинах) был расположен в Македонии, на северном берегу Эгейского моря. Он получил свое название от Филиппа Македонского (отца Александра Македонского), на этом месте крепость. Город занимал очень выгодное положение у великой дороги, пересекающей Балканский полуостров с востока на запад. Император Август даровал городу Филиппы права римской колонии (Деян.16,2), в честь победы над республиканскими войсками в 42 г. до Р.Х.
Церковь в Филиппах. Во время второго своего путешествия ап.Павел, проповедуя в Троаде, по откровению был призван проповедовать в Македонии (Деян.16,9-10). Переправившись через Эгейское море, он в первом для него европейском городе Филиппы провозгласил благую весть. Ал.Павла сопровождали Сила, Тимофей и Лука (Деян.Ап. 15,40; 16,1.10.19). Ап.Павел никого не знал в г.Филиппах. По своему обыкновению, он прежде всего разыскал евреев и начал работать среди них. В этом военном городе евреев было сравнительно немного, так что они не имели синагоги, а только молитвенный дом, и то за городом. Здесь апостол начал благовествование. Бог скоро благоустроил своих служителей (Деян.16,9-18). Но затем ап.Павел и Сила попадают в темницу.
Воеводы города, узнавши, что Павел был римский гражданин, освободили узников из темницы, но просили удалиться в другое место. Павел отправился в Фессалонику.
После этого ап.Павел посетил Филиппы, по крайней мере, два раза (Деян.20,1-2. 3-6; ср.2 Кор.2,12-13 с 7,5-6). Из посланий к Коринфянам видно, что он часто вспоминал о дорогих ему филиппийцах и имел с ними связь (2 Кор.8,1-5; 9,2-4; 11,9). Филиппинцы заботились об апостоле, оказывая ему помощь, когда он был в Фессалониках (4,16), и в Коринфе (2 Кор.11,8-9), и в Риме (4,18).
Повод к написанию и характер послания. Опечаленные тяжелым положением апостола в Риме, всегда расположенные к нему филиппийцы отправили к нему в Рим с богатым подаянием и для услуг своего верного служителя и возлюбленного Павлом сотрудника Епафродита (4,18). Тронутый таким вниманием, апостол счел долгом поблагодарить филиппийцев за их усердие и внимание к нему. К тому же Епафродит заболел в Риме и, по выздоровлении, пожелал скорее возвратиться на родину, чему ап.Павел не препятствовал. Отпуская от себя Епафродита, он вручил ему благодарное письмо к филиппинцам, в котором, кроме благодарности, успокаивал их по поводу своего положения; он утверждает в вере и предохраняет от несогласия и от лжеучителей.
По характеру своему, это послание отличается особенной нежностью и теплотой чувств, что и понятно по тем прекрасным отношениям, в которых находился апостол с филиппийцами. Но и кроме того, филиппийцы преуспевали во всякой добродетели, и потому в послании нельзя встретить ни одного замечания, ни одного упрека в недобром поведении, даже жалобы апостола на свое тяжелое положение.
Место и время написания послания определяется упоминанием об узах апостола и пребыванием при нем Тимофея (1,1). Узы эти, без сомнения, римские. Апостол говорит, что они сделались известными всей претории (1,13) и дали силу христианам смелее проповедовать свое учение. В самом доме кесаря уже находились уверовавшие во Христа; но Павел, имевший случай свидетельствовать о своей невинности пред римским судом, еще не знал, какая участь ожидает его (2,23). И потому время написания послания падает на конец двухлетнего пребывания апостола в Риме (Деян.28,30), когда и Евангелие уже достаточно было распространено в столице империи, и участь апостола еще не была решена, т.е. на конец 63-го или начало 64-го года.
Содержание. В Послании две темы. Одна из них - благовествование, упоминаемое апостолом девять раз. Он говорит "об участии в благовествовании" (1,5), об "утверждении благовествования" (1,7), об "успехе благовествования" (1,12), о "защите благовествования" (1,17), о "достойном благовествовании" (1,27), о "подвизании единодушно за веру евангельскую (за веру благовестил)" (1,27), о "служении в благовестии" (2,22), "о помощи в благовествовании" (4,3) и "о начале благовествования" (4,15).
Павел использует это выражение как определение веры и действия в проповеди Евангелия. В послании нет развернутого учения Евангелия, но его слова раскрывают глубочайшее значение христианства: Христос "смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной" (2,8); и "иметь праведность... которая через веру во Христа" (3,9). Первая весть - весть о том, что Христос умер за людей; вторая весть убеждает человека, что он может иметь праведность через веру во Христа.
Вторая тема, проходящая красной нитью через все послания - радость. Внешние обстоятельства в Риме для апостола были неприятные: узы, противоборства иудеев, ожидание суда... Но в послании нет ни одной ноты пессимизма, уныния. При всяком воспоминании о филиппийцах апостол радуется (1,3); как бы ни проповедовали Христа, он и тому радуется (1,18); он радуется единодушию (2,2), личным страданиям за Христа (2,17), радуется дарам и доброй воле своих друзей (4,10). Через все послание проходит радость веры, независящей от внешних обстоятельств.
План послания
1. Приветствие (1,1-2).
2. Благодарение за личное общение (1,3-11).
3. Ободрение в различных обстоятельствах (1,12 - 2,18).
4. Личные связи через посланников (2,19-30).
5. Личные предупреждения против отклонений от истинного учения (3,1 - 4,1).
6. Заключительные советы и приветствия (4,2-23).
Послание к Филиппийцам раскрывает внутренний мир апостола, его святую веру. Места 2,5-11 и 3,2-15 выражают соответственно повиновение Христа воле Божией, и горячее стремление Павла достигнуть Христа (3,2-15).
Послание к Колоссянам
Христианство во Фригии и церковь в Колоссах. Между областями Малой Азии, которые очень рано услышали слово Евангелия, была великая Фригия (Деян.16,6). Здесь в плодоносной равнине орошаемой Меандром, расположены были в виде треугольника, недалеко один от другого, три больших города: Лаодикия, Колоссы и Иераполь. Из них особенно славилась своей торговлей Лаодикия, столица Фригии. Другой город Колоссы, лежавший невдалеке от впадения реки Лика в Меандр, славился многочисленностью и богатством жителей. Но при Селавкидах, оказывавших покровительство Лаодикии, Колоссы приходят в упадок, а под римским владычеством и совсем потеряли прежнюю славу. Наконец, Иерополь известен был как главный город служения Цибеле (богине плодородия земли). В 10-й год царствования Нерона (64-й по Р.Х.) все эти три города были разрушены землетрясением, после которого Лаодикия скоро оправилась, но Колоссы уже не поднимались.
Во время второго апостольского путешествия Павел, посещая основанные им и Варнавой церкви в Малой Азии, проходил через Фригию, но неизвестно, как долго он оставался здесь и в каких городах проповедовал. Можно было бы предположить, что означенные большие города были просвещены проповедью апостола. Но почти все толкователи, на основании указаний самого апостола в послании к Колоссянам (1,7), утверждают, что Павел не проповедовал в этих городах, так как в означенное путешествие он спешил в другие места. Основателем же церкви Колосской, а равно церквей Лаодикийской и Иераполъской считается обыкновенно Епафраз, родившийся в Колоссах (4,12), которого апостол называет сотрудником своим и верным служителем Христовым (1,6-7). Из книги Деяний - 18,23 видно, что ап. Павел перед приходом своим в Ефес вторично посетил церкви фригийские и утверждал там христианство. И хотя достоверно не известно, был ли он теперь в Колоссах и соседних с ним городах, но судя по его апостольской ревности почти невозможно допустить того, чтобы он оставил без посещения церкви, основанные его учениками. Он мог только не оставаться там долго и не заниматься делом проповеди, как делал в других городах, поэтому очень многие жители означенных городов не были лично знакомы с апостолом (2,1). О процветании этих церквей можно отчасти судить по указаниям самого апостола в посланиях к Колоссянам и к Филимону. Так, например, из послания к Филимону видно, что в доме его была устроена домашняя церковь, в которой совершалось служение Архипом, вероятно, сыном Филимона (Колос.4,16 - Филип. 1,2). Такая же церковь находилась в Лаодикии в доме Нимфана (Колос.4,15) и, вероятно, в Иераполе. Церкви Иерапольская и Лаодикийская, близкие по месту к церкви Колосской, были близки к ней и по духу. Поэтому в своем послании к Колоссянам апостол повелевает им обменяться посланиями с Лаодикией. Соседство с Ефесом, где апостол правил три года (Деян.20,31), давало возможность фригийским христианам постоянно сообщаться с апостолом, и теперь, когда он находился в Риме, отправить к нему Епафраса. И по смерти ап.Павла церкви фригийские не оставались без утверждения. Известно, что когда ап. Иоанн утвердил свое пребывание в Ефесе и сделался главным наставником малоазиатских церквей, то церковь Лаодикийская (Откр.3,14), а с нею, вероятно, и другие церкви фригийские, находилась под его благодетельным попечением.
Состояние церквей фригийских и повод к написанию Послания к Колоссянам. Во время заключения ап. Павла в римских узах Епафрас пришел туда и принес ему известия о состоянии церквей фригийских. Он сообщил апостолу много утешительного о вере колоссян и о любви ко всем христианам (1,1-8), но вместе с тем должен был предупредить его об опасности, угрожающей Колоссам. Хотя церковь Колосская была составлена в большинстве из фригийцев (1,27; 2,13-16), но и в ней, как и в других малоазиатских церквах, находились христиане из обрезанных. Между этими последними появились учители, которые старались обольстить неопытных христиан из язычников мнимой философией, своим красноречием, своим аскетическим и мистическим настроением (2,8). Желая удержать закон Моисеев и древние еврейские установления, они составили целую систему толкования Ветхого Завета и выдавали её за лучшее средство изъяснить отношения Бога к миру. Краткие упоминания в Священном Писании об ангелах и их служении были для них точками опоры для составления обширных родословий, в которых все пропуски они очень усердно дополняли своими баснями, выдавая их или за древние предания или за откровения тайного знания (1 Тим.1,4; 4,7; Тит.. 1,14; 3,9). Конечно, все это учение, не имевшее твердого основания в Священном Писании (2,8.18), укоренившееся в суеверном настроении духа, могло быть очень легко открыто и опровергнуто; но для фригийцев, и в частности для колоссян, оно представляло серьезную опасность, потому что вообще фригийцы были склонны к мистицизму и, получив слово истины не из уст апостола, могли быть введены в заблуждение. Поэтому Павел спешит оградить Церковь Колосскую, а с нею и Лаодикийскую (4,16), и Иерапольскую, от вторжения опасного лжеучения и развивает в своем послании истины, прямо противоположные воззрениям лжетолкователей и могущие послужить к утверждению веры колоссян.
Послание написано несомненно по просьбе Епафраса (4,13) и назначалось не только для Колосс, но и для Лаодикии и Иерополя.
Время и место написания послания. О времени и месте написания почти нет никаких разногласий. Послание написано в конце двухлетнего пребывания в Риме, вместе с посланием к Ефесянам и к Филимону, и отправлено с Тихиком и Онисимом, рабом Филимона. Переписчиком же послания, вероятно был Тимофей, имя которого стоит в приветствии.
Главные предметы содержания и важность послания. По содержанию послание делится на две части: догматическую и практическую, представляющую ряд увещаний. В первой части (1 и 2 гл.) ап. Павел или излагает положительное учение об Иисусе Христе и о деле искупления, или опровергает заблуждения иудейства. Во второй - (3 и 4 гл.) показывает важность крещения и извлекает практические приложения к различным обстоятельствам нравственной жизни христиан.
Заблуждение церкви в Колоссах выразилось в стремлении познать Бога через философию, а не по Христу (2,6-10), в поклонении ангелам, как посредникам между Богом и человеком (2,18), в проповеди аскетизма (2,18-21). Весьма вероятно, что указанным заблуждениям способствовали иудействующие христиане.
Ответом на эти заблуждения апостол избирает не пространную аргументацию, а раскрытие сущности Христа и Его любви как совокупности совершенства.
Великое учение о Христе изложено апостолом в 1 гл. с 14 по 22 стихи. "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2,9). Во всем и всегда при рассмотрении вопросов творения, спасения церкви и личной жизни Христос должен стоять на первом месте.
Спасение - основное учение послания. Во Христе человек имеет прощение грехов (1,14). Через кровь Его, пролитую на Голгофе, человек примиряется с Богом (1,20-22). Вопросы смерти и воскресения также освещены в послании: "Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы держитесь постановлений?"; "Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога" (Колос.2,20; 3,1).
Данное послание написано в противовес стремлению объяснить Бога вне Христа. Но апостол показывает, что только Христос "есть образ Бога невидимого" (1,15), и "в Нем обитала всякая полнота" (1,19), и в Нем "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (2,3). Дальше апостол дает практические советы и указания для освящения и совершенствования человека.
По замечанию Златоуста, послание к Колоссянам отличается редкой возвышенностью мыслей. Опасности, предстваляемые гносисом лжеиудействующих, побудили апостола коснуться основных догматов христианства, божества Иисуса Христа, Его отношений к миру и совершения искупления для всего мира. Кратко здесь можно найти важнейшие догматы, развитые ап.Иоанном в начале своего Евангелия. Послание сходно и по содержанию, и по изложению с посланием к Ефесянам, так что оба они составляют взаимное дополнение, апостол предлагает колоссянам прочитать их вместе.
Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам
Город Фессалоники во время ап.Павла был метрополией, политическим и торговым центром Северной Греции.
Уже с более ранних исторических времен город являлся морским портом Македонии. В 315 году до Р.Х. порт был расширен и назван Фессалоники. Современное название города - Салоники - сокращение от прежнего. Город Фессалоники построен на самом берегу Эгейского моря, вытянут вдоль моря и прижат к нему горами. Далеко над синими водами залива виднелась гора Олимп с покрытой снегом вершиной.
Как торговый центр Фессалоники среди городов Греции уступал только Коринфу. За городом простирались плодородные земли. А когда Римское государство построило через Фессалоники одну из главных дорог, соединяющих Рим с восточными провинциями, то это еще больше повысило значение и благосостояние города. Через Фессалоники по суше шел путь из Рима в Византию, Антиохию и Иерусалим, а суда разных земель останавливались в порту.
Новообразовавшаяся христианская община очень скоро стала далеко известной. "От вас, - пишет апостол Павел, - пронеслось слово Господне не только в Македонии и Антиохии, но и во всяком месте" (1,8).
В Фессалониках иудеев было больше, чем в Филиппах, у них в городе была синагога (Деян.17,1). Через богослужения и чтение Ветхого Завета готовился путь Евангелию.
Город Фессалоники был свободный город с самоуправлением, без римского гарнизона.
Нравственная и религиозная жизнь в Фессалониках была более простой, чем в Коринфе или Афинах. Жители поклонялись божествам своих предков, если и не ждали от них чего-нибудь хорошего, то делали это на всякий случай, чтобы отвратить возможное зло. Служение идолам объединялось с пороками и развратом.
Были люди, которые больно ощущали это безнадежное состояние, но не видели никакого выхода. Они жили без Бога и без надежды в этом мире.
И иудейский закон, хотя и указывал людям на грех, не мог освободить от него.
Церковь. Первый раз в этот город евангельская весть пришла через ап. Павла и Силу, вскоре после их освобождения из заключения в Филиппах. Насколько можно понять из Послания к Фессалоникийцам, община там, главным образом, состояла из уверовавших язычников, которые стали членами общины после трехдневного проповедования ап.Павла в Фессалоникийской синагоге (1,10).
Указание Павла на тот образ жизни, который он вел среди фессалоникийцев, подразумевает более длительное время его пребывания в Фессалониках, это подтверждается тем фактом, что Павел "и раз и два" получал помощь от филиппийцев (1 Фес.2,9; 2 Фес.3,8; Филип.4,16).
Павел, как обычно, сначала проповедовал Евангелие иудеям, а потом, с ещё большим успехом, язычникам.
Церковь в Фессалониках состояла из небольшого числа верующих иудеев, из греков, которые поклонялись Богу и посещали иудейскую синагогу и ранее, и из язычников, которые "обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному" (1,9).
1. Церковь состояла из малоимущих людей, которые должны были непрестанно трудиться, чтобы не нуждаться и не обращаться за помощью к другим (4,11). Но их скудные средства позволяли им нести жертвы с большой любовью и сердечностью (2 Кор.8,2).
2. Важное место в Фессалоникийской церкви и в других церквах Македонии занимали женщины. Их общественное положение и сердечное служение Евангелию способствовало расцвету Церкви Христовой.
3. Как в Филиппах, так и в Фессалониках церковь преследовалась. Оба послания свидетельствуют, что гонения продолжались и после того, как ап. Павел оставил Фессалоники. В городе было много иудеев, а во времена становления первых христианских общин иудеи были самыми большими их врагами.
То, что сказано в книге Откровения о Смирнской церкви, вполне может быть отнесено к Фессалоникийской (Откр.2,8-9).
Цель и причина написания. Причину написания этого послания мы находим указанной в нем же. После изгнания из Фессалоник, Павел все время в душе нес заботу о новообращенной церкви в тяжких обстоятельствах преследования и гонения. Ни один раз и он пробовал вернуться к ним, "но воспрепятствовал сатана" (2,18). Наконец, ап. Павел посылает Тимофея из Афин в Фессалоники, чтобы он их укрепил и ободрил. Тимофей пришел в Коринф к ап.Павлу, где тот ожидал его, и принес радостные известия о Фессалоникийской церкви: об их вере и любви и постоянстве в гонениях. Тогда-то он в восторге пишет это сердечное письмо.
Цель и назначение письма было тем же самым, как и направление к ним Тимофея, "чтобы утвердить и укрепить в вере" и "дополнить, чего недоставало" (3,2).
Главной целью послания не является сообщение каких-то истин или поучений, но напоминание о том, чему они уже были научены. Этим письмом ап. Павел желал передать то тепло сердца своего, которое они почувствовали бы, если он был с ними рядом. Он хочет поощрить взаимопонимание и доверие между ним и общиной, развить в членах общины сознание того, что они - одно целое, члены одного тела. Ап.Павел хочет, чтобы и они были полны того святого рвения в служении, как и сам он.
Время написания послания к Фессалоникийцам - конец 51-го или начало 52-го года. Это первое из всех посланий ап.Павла содержит торжественный наказ читать его открыто на собрании церкви.
Содержание послания. 1. В первой части послания (1-3 гл.) апостол высказывает свою благодарность и радость по поводу того, как фессалоникийцы приняли Евангелие и какую верность и постоянство показывают они в бедах и гонениях. Дальше он защищает поведение свое и своих сотрудников, проповедуя Евангелие, и высказывает свою сердечную заботу о благосостоянии фессалоникийцев.
2. В остальной части послания апостол дает практические поучения и указания. Он предупреждает воздерживаться от очень распространенного в их городе греха - блуда (4,3), призывает их воспитывать в себе все добрые качества христианина и особенно бодрствовать и жить свято и непорочно, как это и полагается в их счастливом и высоком положении и уповании (4,1-12; 5 гл.).
Апостол призывает верующих "усердно стараться житом, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками... чтобы поступали благоприлично пред внешними" (4,11-12).
Особенные слова утешения предназначены тем, которые через смерть потеряли своих близких (4,13-18).
В своих словах, основываясь на божественном откровении, он уверяет их в воскресении умерших в Господе в пришествие Христа, а также в восхищении живущих верующих навстречу Христу и побуждает их утешаться в скорби этой полной славы надеждой (4,13 - 5,11).
В конце послания еще он прилагает короткие, но важные советы - краткий перечень истин практического благовествования (5,12-22) - наставляя удерживаться от всякого рода зла (5,22) - и заключает письмо молитвой и словами благословения (5,23-28).
Особенно нужно отметить, что в этом и в следующем послании не затрагиваются вопросы, которые занимают важное место в позднее написанных посланиях ап. Павла. Это ясное Евангелие, которое ап.Павел проповедовал фессалоникийцам, изложено в следующих местах послания: 1,9.10; 2,11.12; 4,2-7.14. Он поставил особенное ударение на второе пришествие Христа - что Он воистину придет и придет внезапно, поэтому нужно бодрствовать и трезвиться. Из этого учения апостола его слушатели сделали неправильный вывод, что Христос придет сразу же, тотчас, и что их умершие братья будут лишены радости встретить Господа.
Поэтому и такое ударение на слова, которые находим 4,14-17: "потом мы, оставшиеся в живых" - эти слова не отрицают, что Христос может прийти еще при их жизни - и "мертвые во Христе воскреснут прежде".
Послание условно можно подразделить на несколько частей:
Адрес и приветствие - 1,1.
Воспоминание с благодарением за их терпение и упование - 1,2-10.
Обзор трудов апостола в Фессалониках - 2,1-16.
Уверение в любви, желание навестить, молитва за них - 2,17-3,13.
Побуждение жить в чистоте, святости и братской любви - 4,1-12.
Второе пришествие Христа - 4,13 - 5,11.
Наставления и слова благословения - 5,12-28.
Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам
Цель послания. Второе послание ап. Павла к фессалоникийцам так же, как и первое, написано из Коринфа всего через несколько месяцев после первого, когда Сила (или Силуан) и Тимофей еще были вместе с Павлом (2 Фес. 1,17).
Главной задачей послания было - исправить ошибочное представление, которое стало распространяться среди фессалоникийских христиан, о том, что пришествие Спасителя совсем близко. В письме содержится также протест против неправильного практического применения веры в скорое пришествие Христа. Основанием такому ошибочному суждению послужило неправильное истолкование слов ап.Павла, которые он написал в первом письме: "Потом мы, оставшиеся в живых..." Эти слова допускают, но не утверждают, что Христос должен прийти еще при жизни этого поколения. Некоторые распространители таких неверных взглядов опирались на откровение от духа и на будто бы написанные ап.Павлом послания (2,2).
Письмо направлено и против тех, которые, как будто по религиозным мотивам, бросали свои земные обязанности, не работали, "поступали бесчинно" (3,6-12).
Содержание послания. В начале и в конце послания имеется сердечная похвала, наряду с одобрением выстоять в притеснениях и призывом к святой жизни. В конце послания есть указания относительно тех членов церкви, которые "поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся", а также о том, как поддержать дисциплину в общине.
Во второй главе, стихи 1-12, ап. Павел освещает вопрос о заблуждениях по поводу дня пришествия Иисуса Христа. Напоминая фессалоникийцам о том, что при встрече рассказывал им, что день Христов придет внезапно, вдруг, он не имел в виду, что этот день вот-вот наступит. День этот не придет, "доколе не придет прежде отступление, и не откроется человек греха" (2 Фес.2,3), который после удаления определенных препятствий, превознесется выше всего и ложью и обольщением многих увлечет за собой.
Порядок изложения послания. Это самое короткое послание ап. Павла (за исключением послания к Филимону) и способ его изложения очень прост.
После приветствия (1,1-2) следует благодарение Богу за духовное возрастание Фессалоникийцев, за их терпение и веру в гонениях, а после идут слова ободрения и молитва (1,3-12).
Так выравнивается дорога предупреждению и пророческому слову сердечным поучениям и советам, которые составляют главную часть письма (2,1 - 3,5).
Последующие торжественные завещания указывают на то, что некоторые лица учение о втором пришествии Христа используют как оправдание безделью и беспорядочной жизни (3,6-15).
И, наконец, нужно было оградить фессалоникийцев от влияния ложных посланий, указывая, что каждое послание апостола Павла будет скреплено его подписью. Заканчивается послание обычными словами благословения (3,16-18).
Контрольные вопросы
1. Введение в Послание к Галатам.
2. Введение в Послание к Ефесянам.
3. Введение в Послание к Филиппийцам.
4. Введение в Послание к Колоссянам.
5. Введение в I Послание к Фессалоникийцам.
6. Введение во II Послание к Фессалоникийцам.

 


Обратно в раздел библиология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.