Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Мицкевич В. А. Библиология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 17. Введение в Новый Завет (5)
Введение в книгу "Деяния святых апостолов" /2/
Первое путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия

Первым местом проповеди о Христе Павел и Варнава избрали Кипр, родину Варнавы (4,36). Особый интерес к этому острову был вызван тем, что среди первых учеников Антиохии "были кипряне" (11,20); следует учитывать также и желание Варнавы в первую очередь сообщить радостную весть о спасении своему народу.
После Кипра группа ап.Павла направилась в Малую Азию, а Иоанн-Марк не захотел сопровождать их и вернулся в Иерусалим. В чем была причина разногласий, сказать трудно. Во всяком случае, это расхождение внесло элемент горечи в отношения между Павлом и Марком на некоторое время.
Антиохия Писидийская
Лука подробно излагает выступление Павла в синагоге Антиохии Писидийской (13,16-43). Его проповедь схожа с проповедью Стефана. Главная тема выражена в стихе 23: "Из его-то потомства (Давида) Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса". Но затем он высказывает новые мысли: "Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (13,38-39).
Хотя прощение грехов ради Христа было провозглашено Петром (2,32.36.38; 3,15.19; 5,30-31; 10,40-43), но до этого времени никто не учил так определенно о спасении человека и оправдании его перед Богом только через веру. Быть оправданным, значит быть признанным правым. Имея веру в Бога и Господа Иисуса Христа, принимая верой Его жертву на Голгофском кресте, всякий верующий обретает уверенность в спасении, независимо от дел закона. Это было углублением и развитием истины Иисуса Христа, раскрытием тайны Его жертвы.
Результатом проповеди были два последствия. Первое - "В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие", и второе - "Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому что говорил Павел" (13,44-45). И конечным результатом было решение Павла обратиться с проповедью к язычникам (13,46-48). Поэтому церковь в Антиохии Писидийской состояла, в основном, из обращенных язычников.
Икония, Листра и Дервия
Подобное же положение сложилось и в другом городе - Иконии, расположенном южнее Антиохии. Рождение церкви в этом городе было связано с синагогой. Однако разделение мнений в народе было так сильно, что апостолы, опасаясь за жизнь, вынуждены были удалиться в города Листру и Дервию.
В Листре ап. Павел встретился с ярким проявлением язычества. Жрец идола Зевса (14,13), увидев исцеление Павлом хромого, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение перед Варнавой и Павлом, сочтя их за богов, сошедших в образе человеческом. Но апостолы, "услышавши об этом, разодрали свои одежды и, бросившись в народ... едва убедили их не приносить им жертвы" (14,14-18).
Пребывание в Листре омрачилось и другим событием. Иудеи из Иконии и Антиохии, пришедши в город, взбудоражили невежественный народ против Павла. Возбужденная толпа учинила физическую расправу над благовестниками. Но господь восстановил силы ап. Павла.
Утверждая учеников и церкви в вере, апостол, возвратившись в Антиохию Сирийскую, рассказал церкви о своем путешествии и о том, что сотворил Бог с ними, и как он открыл дверь веры язычникам (14,27).
Значение этого путешествия трудно переоценить. Во-первых, оно утвердило ап. Павла как руководителя церкви язычников и, во-вторых, он был признан апостолами как равный. Оно послужило началом служения двух великих мужей - Иоанна-Марка и Тимофея. Во 2-ом послании к Тимофею 3,10-11, много лет спустя, апостол вспоминает об этом событии. И самое главное, во время путешествия было провозглашено и воспринято учение об оправдании через веру.
Разногласия по вопросу исполнения для обращенных язычников закона
Быстрый рост церквей среди язычников поставил для решения новую проблему. Если язычники становятся верующими в Иисуса как Мессию и если они принимают Его как Своего Спасителя и Господа, то в какой степени на них распространяется закон Моисеев, и как они должны исполнять его?
Церковь слагалась из членов - иудеев, знающих и исполняющих ветхозаветный закон, и - язычников, чужих закону и вступающих в христианские общины только через веру. Это обстоятельство порождало разногласие. Обращение сотника Корнилия ставит ап.Петра в положение ответчика перед иудействующими христианами Иерусалима. И только, когда он засвидетельствовал о том, что Дух Святой сошел на дом Корнилия так же, как и на них в день Пятидесятницы, иудеи-христиане допустили возможность спасения язычников (11,18). Иерусалимская церковь имела среди своих членов поборников исполнения Моисеева закона. Павел и Варнава возвратились из первого путешествия, рассказали об успехах проповеди Евангелия и обращении многих язычников. Но "некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись" (15,1).
Разногласие стало настолько острым, что церковь Антиохии решила послать своих представителей к апостолам и старшим братьям в Иерусалим для решения этого вопроса. 15 глава Деяний подробно повествует об этом событии: "Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела" (15,6). После длительного обсуждения слово взял ап.Петр, который первый соприкоснулся с практической стороной рассматриваемого вопроса при обращении Корнилия. Ап.Петр указал:
1. Благая весть о Христе для язычников есть Божие повеление (15,7).
2. Они получают дар Святого Духа без какого-либо различия (15,8-9).
3. Что исполнение закона непосильно и для иудеев (15,10).
4. И что спасение как для иудеев, так и для язычников даровано только через благодать (15,11).
Это звучало весьма убедительно и своевременно. Павел и Варнава сообщили о своем евангельском служении среди язычников, особенно обращая внимание на "знамение и чудеса", сопровождавшие их служение (15,12). Они доказывали этим видимое одобрение Богом их труда.
Заключительное слово было предоставлено Иакову, главному защитнику старого соблюдения закона (Гал.2,12).
Словами Священного Писания Иаков подтвердил, что Бог жаждет спасения язычников, и не следует обременять ищущих спасения, но написать им воздерживаться от оскверненного идолами, от блуда, удавлины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Апостольский собор в Иерусалиме одобрил предложения Иакова и направил письма братьям из язычников. Решение Иерусалимской церкви и апостолов было принято в церквах Антиохии, Сирии и Киликии с одобрением. Павел и Варнава возобновили проповедь благой вести, и мир воцарился в церквах.
Второе путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия
После апостольского собора Павел и Варнава возвратились в Антиохию (15,35). Сравнивая 15,36 с 13,1-2 становится очевидным, что второе путешествие было организовано Павлом. "Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут" (15,36). Труд их должен продолжаться утверждением обращенных в вере и содействии им в духовном росте.
Варнава хотел взять с собой Марка, своего племянника, чтобы он загладил свою вину перед ними в том, что проявил малодушие и оставил их при первом путешествии. Ап. Павел предвидел трудности нового путешествия и не хотел рисковать, полагаясь на ненадежного попутчика. Оба они были правы.
Разногласие было разрешено лучшим путем для дела Божьего: Варнава с Марком отправились на Кипр, Павел с Силой - в Малую Азию. После этого в Деян.Ап. не упоминается о Варнаве, хотя ап.Павел имел с ним общение (1 Кор.9,6).
Это происшествие показывает, что разномыслия могут быть между добрыми служителями Христовой церкви. Что касается Марка, то впоследствии он стал самоотверженным служителем Христа и верным другом ап.Павла (Колос.4,10-11).
Путь апостола проходит через знакомые места: Сирию, Киликюо, Дервию, Листру, Иконшо, Фригию, Галатию. Павел хотел пойти дальше, вглубь Малой Азии, но незримая рука закрыла ему путь (16,6-7) и привела его в Троаду, город на берегу моря. А за морем лежала культурнейшая страна мира - Греция, а дальше Рим. Кто понесет им весть о Христе?
Ночью апостол видит видение: перед ним стоит македонянин и просит: "Приди в Македонию и помоги нам" (16,9). Это был зов Европы.
Павел и Сила направились в Грецию, которая состояла в то время из двух частей: Македонии и Ахаии. Город Филиппы был первым европейским городом, где было возвещено Евангелие. Здесь, в Македонии, образовались две самые любимые церкви ап.Павла: Филиппинская и Фессалоникийская. Послания к ним дышат особой любовью. О церквах Македонии ап.Павел писал во 2-ом Послании к Коринфянам (8,1-5).
Путешествие в Ахаию, Афины и Коринф
Павел направился в Афины - центр мировой культуры, где было много ученых и философов. В Афинах было множество языческих храмов. Павел "возмутился духом при виде города, полного идолов" (17,16) и начал говорить о Христе. Афиняне были любителями слушать и рассуждать о новом. Слова Павла их заинтересовали, и они привели его в ареопаг, чтобы его выслушали ученые и философы, историки и эпикурейцы. Это был ответственный момент в жизни ап.Павла. Слушателями были знатоки ораторского искусства, любители глубоких мыслей и новых теорий. Замечательную проповедь сказал ап.Павел (17,22-31). Из слушающих уверовали член ареопага Дионисий, женщина Дамарь и некоторые другие. В Афинах родилась церковь Христова.
Следующий город - Коринф. В отличие от "набожных" афинян, коринфяне были очень распущены. Культ Венеры был культом страшного разврата. Павел знал, что встретит там, и поэтому решил не проповедовать там ничего, кроме Христа распятого (1 Кор.2,2).
В Коринфе апостол встретился с Акилой и Прискиллой, поселился в их доме и совместно с ними делал палатки. Полтора года провел он в доме своих друзей (Римл.16,3-4). Каждую субботу проповедовал в синагоге (18,4), но иудеи "противились" и "злословили". Павел перенес свои собрания в дом чтущего Бога Иуста. Господь укрепил ап.Павла видением (18,9-11), но ненависть иудеев росла и выразилась в гонении на него.
В Коринфе образовалась большая община, сложная и трудная. В ней встречались грубые грехи, большие споры и разногласия. Ап.Павел стремился дать людям правильное воспитание и о вечере Господней, и в отношении "иных языков", и в отношении поведения сестер. Как видно из посланий, эта церковь и в дальнейшем причиняла много забот ап. Павлу.
Из Коринфа Павел решил вернуться в свою Антиохийскую церковь, которая послала его в это путешествие. Акила и Прискилла поехали вместе с Павлом и по пути решили остаться в Ефесе. Павел еще раз посетил Иерусалимскую церковь, а затем отправился в Антиохию.
Третье путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия
После недолгого пребывания в Антиохии, Павел отправился в свое третье путешествие с проповедью Евангелия. До прихода апостола в Ефес там произошло важное событие. Красноречивый иудей Аполлос пришел в Ефес и стал пламенно проповедовать о Боге в синагоге. Он учил о Господе, но не знал учения Христа, зная только Иоанново крещение. Акила и Прискилла пригласили его к себе и объясняй значение Христа. Аполлос всем сердцем принял Иисуса Христа как своего Спасителя и после этого отправился в Коринф, где Господь благословил его служение.
Ап.Павел три года провел в Ефесе. В этом городе был храм Артемиды, почитаемый язычниками всего мира. Миниатюрные изображения храма приносили огромный доход ремесленникам города. В городе было много волхвов и чародеев. Но при всем этом успех проповеди Павла был благословенным (19,10-20).
Однажды, против апостола поднялся мятеж почитателей Артемиды. Павла изгнали из синагоги, и он перенес свои беседы в здание школы некоего Тиранна (19,9).
За время пребывания в Ефесе апостол благовествовал в близлежащих городах: Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии, Лаодикии. Тогда же ап.Павел написал свое первое послание к Коринфянам. Из Ефеса ап.Павел отправился в Македонию. Его сопровождали Тихик и Трофим. В Троаде апостол надеялся встретиь Тита (2 Кор.2,12-13), но встретился с Лукой, автором книги Деян.Ап. Об этом мы можем судить по внезапно появившемуся местоимению: "мы" (20,6).
В Македонии было написано второе послание к Коринфянам, которое было им передано с Титом. Затем ап.Павел отправился в Ахаию и в г.Коринфе написал послания к Римлянам и Галатам.
Из Коринфа ап.Павел через Македонию и города Малой Азии отправляется в Иерусалим. Везде он прощался со своими духовными детьми, давая им последние наставления. Трогательна и величественна прощальная проповедь ап.Павла в Милите перед пресвитерами Ефесской церкви (20,18-36).
Путешествием в Иерусалим заканчивается самая ревностная и благословенная часть известного нам служения Павла. Десять лет... как много сделано! Распространение благой вести, насаждение и утверждение церквей Христовых во многих городах, подготовка благословенных служителей таких, как Лука, Тимофей, Сила, Аристарх, Тит и другие, которым он мог всецело доверить попечение о церквах и душах спасенных грешников. Его письма-послания изучаются во многих церквах для назидания и утверждения в вере.
Узы апостола Павла и его путешествие в Рим
Описание путешествия апостола Павла и его свидетельство пред многими иудеями, членами синедриона и римскими правителями подробно изложены в 21-27 гл. Деян.Ап.
В 63 году ап.Павел, наконец, предстал пред высшим римским кесаревым судом. Сам император не принимал личного участия в разборе дел, но все решения суда утверждались им. До нас не дошло выступление апостола Павла в римском суде, но известно, что он был оправдан и освобожден из-под стражи.
В Послании к Тимофею апостол Павел пишет: "Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестив, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей" (2 Тим.4,14-17).
После освобождения апостол Павел посетил Македонию (1 Тим.1,3) и остров Крит, где он оставил Тита (Тит.1,5). А затем он опять вернулся в Рим. Послания к Титу, Тимофею и Евреям написаны им уже после освобождения.
Но вот наступил страшный 64 год. До 64 года в Риме жестоких гонений на христиан не было, хотя римляне и смотрели на них косо. Из произведений писателей, философов и историков того времени мы видим, что христиан упрекали в том, что они превозносили не римского императора, а Иисуса Христа, к тому же еще еврея по национальности и позорно распятого римлянами на кресте. Неодобрительно к христианам римляне относились и потому, что среди христиан были люди всех национальностей. Римляне же стремились разобщать все народности, сеяли вражду между ними на религиозной почве. "Разделяй и властвуй" - такой был метод римлян, а тут вдруг появилась новая религия, которая в свои ряды привлекает людей разных национальностей и объединяет их вместе.
Христианским вопросом решил заняться сам Нерон. У него созрел план. Он решил поджечь беднейшие кварталы Рима. При этом у него были три цели. Во-первых, уничтожить беднейшие лачуги, источники непрекращающихся эпидемий, и на месте сгоревших лачуг построить новые здания. Во-вторых, с балкона своего дворца, стоявшего на высоком холме, насладиться зрелищем грандиозного пожара, которого ему еще не доводилось видеть. В-третьих, в поджоге обвинить христиан и одним ударом покончить с ними.
Пожар получился даже более грандиозным, чем ожидал Нерон: огонь перекинулся и на другие кварталы, пострадали языческие храмы, и самому Нерону пришлось во время пожара для безопасности выехать на свою загородную виллу. А императорские гонцы уже скакали из Рима во все концы с потрясающей вестью о том, что христиане подожгли Рим. По приказу Нерона начались аресты христиан и массовые казни их. Как пишет римский историк Тацит, христиан распинали на крестах, сжигали на кострах, обезглавливали мечом, на арене цирка бросали на растерзание львам. Предание говорит, что был арестован и апостол Павел, оказавшийся в это время в Риме. Казнями христиан Нерон успокоил народный гнев, вызванный пожаром Рима. Народ слепо верил, что христиане действительно подожгли Рим.
Апостолы Петр и Павел не сразу были казнены, а продолжительное время находились в строгом заключении. В 67 году Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел обезглавлен мечом. Ему уготовили более легкую казнь, чем апостолу Петру, принимая во внимание, что он был римским гражданином; распинать на крестах римских граждан не полагалось, распинали только преступников, не имевших римского гражданства.
Апостолы Павел и Петр встретили смерть, как добрые воины Христа. Великий апостол Павел просиял ярким светом Христовым не только в своей земной жизни но и в смерти.
Говорить о распространении христианства в первом веке - это значит говорить об апостоле Павле. Но взирая на жизнь и служение апостола Павла, мы воздадим славу Христу, ибо без помощи и силы Христа служение апостола Павла не имело бы никакого успеха.
Контрольные вопросы
1. Первое благовестническое путешествие ап.Павла.
2. Второе благовестническое путешествие ап.Павла.
3. Третье благовестническое путешествие ап.Павла.
4. Последние годы жизни ап.Павла.
5. Роль ап.Павла в истории христианства.
Лекция 18. Введение в Новый Завет (6)
Послания апостолов
Книги Нового Завета писали многие авторы, но первым наставником и вдохновителем их в этом труде был Дух Святой. Мы имеем совершенное внутреннее единство между Евангелиями, Деяниями апостолов и посланиями апостолов. Послания, в большей части, относятся к церквам, их служителям и членам. В посланиях мы также видим Божии планы с Церковью и израильским народом. Через послания мы ближе знакомимся с первохристианской Церковью.
Послания апостолов делятся на две группы: соборные послания и послания апостола Павла. На наших занятиях мы будем рассматривать эти богодухновенные произведения не в хронологическом порядке, а по их расположению в русском Новом Завете. В изданиях на других языках порядок расположения посланий в Новом Завете бывает иной, чаще всего после книги Деяний апостолов следуют послания ап.Павла, затем соборные послания и оканчивается Новый Завет книгой Откровение Иоанна.
Соборные послания
Название "Соборные послания" было дано общеучительным посланиям апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, так как они обращены не к отдельной личности или поместной церкви, как 14 посланий ап. Павла, а ко всем верующим. Это название имеется в трудах Оригена, Дионисия Александрийского, Евсевия и других древних богословов.
Послание апостола Иакова
Писатель послания называет себя Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. Из послания, обращенного к 12 коленам Израиля, находящимся в рассеянии, видно, что этот Иаков был муж, пользовавшийся особым уважением среди иудеев как христиан, так и не принявших Христа, Трудно поверить, что писателем этого послания был Иаков Зеведеев, так как он очень рано был умерщвлен (Деян.Ап.12,1-2). Послание не может относиться ни к кому другому, кроме Иакова, который в Новом Завете именуется вместе с Петром и Иоанном столпом Иерусалимской церкви (Деян.12,17; 15,13.21; 21,18; 1 Кор.15,7; Гал.1,19). Он известен как праведный муж и брат Иисуса Христа. Большинство богословов считают Иакова (Марк.6,3) двоюродным братом Христа, так как Иисус на кресте поручает заботу о Своей матери Иоанну, чтобы Она не чувствовала себя одинокой. Некоторые считают братьев и сестер Иисуса детьми Иосифа от первого брака.
При этом Иаков рос в обстановке и окружении, схожими с жизнью Иисуса. Они имели одни и те же уроки воспитания. И хотя Иаков и не верил в миссию Иисуса при Его жизни (Иоан.7,2-8), все же он был свидетелем Его воскресения (1 Кор.15,7); и был среди учеников в горнице в день Пятидесятницы (Деян.1,14). После ухода Петра Иаков возглавлял Иерусалимскую церковь (Деян.12,7). Он был сторонником соблюдения закона (Гал.2,12; Деян.21,17-26). В послании к Галатам говорится, что Иаков подал Павлу руку общения (Гал.2,9-10). Его послание отражает учение о нравственности и созвучно с учением ап.Павла.
О времени написания послания есть два мнения. Некоторые исследователи Писания видят близость этого послания с посланием к Евреям и относят его к позднейшему апостольскому времени.
Другие богословы считают, что это послание написано до деятельности ап. Павла, когда христиане еще очень были близки к иудеям, храму и синагогам.
Послание написано в Иерусалиме или, по крайней мере, в Палестине, так как неизвестно, чтобы Иаков когда-либо покидал эту страну.
Содержание послания апостола Иакова
1. Учение о терпении в бедствиях и о пользе искушений (1,1-18).
2. Учение об истинном благочестии (1,19-27; 2,1-26).
3. Увещания к хранению себя от нечистоты (3 гл. по 5 гл. 6 ст.)
а) о воздержании языка (3,1-13).
б) об истинной мудрости (3,13-18).
в) о самонадеянности (4,13-17; 5,1-6).
4. Средства к сохранению и укреплению веры (5,7-20).
Иаков, как и автор Притчей в Ветхом Завете, призывает в повседневной жизни вести себя мудро, благочестиво, высоконравственно.
Текст "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только" (2,2) не опровергает учения о спасении только через веру, а направлен против лицемерия и притворной веры, не подкрепленной делами. "Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих" (2,18). Веру человека можно видеть только через дела. Если нет дел - плода духа, то и вера без дел мертва.
Учение о спасении по вере легко может сведено к простому исповеданию устами, без подкрепления святостью жизни. Иаков не отрицал необходимость веры. Но он настаивал на том, что вера должна иметь плоды. Подобно Павлу, Иаков берет примеры из жизни Авраама. Павел указывает на спасительную веру Авраама в обетование Божие (Римл.4). Иаков же приводит пример из жизни Авраама - жертвоприношение Исаака - для доказательства того, что истинная вера должна подтверждаться делами (2,21-24). Два примера из жизни Авраама не противоречат, но дополняют друг друга.
Первое послание апостола Петра
Автор. Симон, сын Ионин, был назван Иисусом Христом Петром (камень). Он был из Вифсаиды (Иоан.1,44), по ремеслу - рыбак. Петр был призван после чудесного улова рыбы (Матф.4,18-22; Марк. 1,16-20). Его местожительство было в Капернауме, где жила его жена со своей матерью. По своему характеру он был активным и энергичным. Петр был первым из учеников, который увидел Иисуса Христа после Его воскресения (Лук.24,34; 1 Кор. 15,5). Петр, как деятельный служитель Церкви, показан в первых 12-ти главах Деян.Ап. Он трудился в Иерусалиме, Палестине, Коринфе и Вавилоне (Риме) (1 Кор.1,12; 3,22; 1 Петр. 5,13).
Время. Свое послание Петр писал в 63-64 гг. в период, когда имя "христиане" стало распространенным (4,16), после того как малоазиатские церкви лишились своего наставника Павла, и шла волна сильных гонений. Считают, что Петр был знаком с посланием к Ефесянам, написанным в 63 году.
В отношении места, откуда были отправлены послания, существуют разные мнения. Некоторые библиологи склонны считать, что приветствие от церкви в Вавилоне, переданное Петром (5,13), показывает, что оно написано в Халдее (Вавилоне), хотя сам город в апостольское время был уже в развалинах.
Другие церковные историки, и среди них Евсевий и Ириней, под Вавилоном подразумевают Рим. Свои послания апостол Петр написал в этом городе в конце своей жизни и послал их через Силуана (Силу) - 5,12, одного из сотрудников ап.Павла, церквам Малой Азии.
Это послание имело две цели: 1) показать, что взгляды апостола Петра относительно основ христианской веры одинаковы с учением ап.Павла. Петр послал это письмо малоазиатским церквам, насажденным Павлом, для укрепления их веры; 2) укрепить и ободрить христиан, которые переносили тяжелые испытания и, таким образом, исполнить то служение, которое ему поручил Господь (Лук.22,31-32).
Основные слова. 1. Слово "драгоценный", очевидно, было любимым у Петра. Он упоминает семь драгоценностей: (1,7; 2,4.6.7; 2 Петр. 1,1.4). 2. Вторым его любимым словом было упование: (1,3.13.21; 3,15). Если апостол Павел назывался "апостолом веры", Иоанн - "апостолом любви", то Петра называют "апостолом упования". 3. Петр велик в повествовании об избрании - 1,2; о предведении - 1,20; о Троице - 1,2; об искупительной смерти Христа - 1,2.18.19; 2,21.24; 3,18; 4,1. 4. Петр никогда не забывал об уроках, полученных в своей жизни. Он познал 1,17 в Деян.10,15.34; 2,4-8; в Ев.Матф.16,18; в Ев.Иоан. 18,4-5. 5. Но основное слово послания: "страдание", которое упомянуто 21 раз. Главная мысль: как следует переносить страдания - терпеливо, радостно и во славу Божию.
Содержание первого послания ап. Петра
1. Приветствие христианам и благодарность Богу, призвавшему нас к святой жизни (1,1-12).
2. Увещание к истинной христианской жизни (1,13-25; 2,1-10).
3. Правила христианского поведения (2,11-25; 3 гл. и 4 гл.):
а) О повиновении властям и безропотном перенесении обид (2,11-25).
б) О поведении супругов (3,1-7).
в) Увещание к добродетели и терпению по примеру Иисуса Христа (3,8-22).
г) Увещание к прославлению Бога своей жизнью (4,1-11).
д) О значении страданий для христианства (4,12-19).
4. Правила поведения христиан в отношении к церкви:
а) Наставление пастырям (5,1-4).
б) Наставление для всех верующих (5,5-11).
5. Заключение (5,12-14).
Со страниц послания звучит совет апостола-старца, умудренного богатым личным опытом. Ему знакомо чувство беспомощности и надежды. Его призыв любви ко Христу созвучен с призывом Иисуса: "Любишь ли ты Меня больше, чем они?" (1,8; Иоан.21,15); призыв к пастырям - "Пасите Божие стадо" (5,2) - согласовывается с личным повелением Христа апостолу (Иоан.21,15-17). Пять раз Петр говорит о страданиях Христа (2,23; 3,18; 4,1; 4,13; 5,1). Картина страданий Христа в Гефсимании и на Голгофе всегда стоит перед его взором.
Все лучшие и сильные стороны обновленного характера апостола выражены в этих его советах. Главная ценность послания - это указание христианам на то, как жить в окружающем мире. Спасение может сопровождаться искушениями, но оно приносит великую надежду, как проявление благодати Божией в личной жизни христианина.
Второе послание Петра
Это послание было написано незадолго до смерти апостола и адресовано церквам, которым было направлено Первое послание. Угроза гонений на церковь видимо миновала. Первое послание написано в дни жестоких гонений на христиан в Риме, при Нероне. Второе послание затрагивает не внешние гонения, а внутренние болезни церкви.
Апостол пишет: "У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2,1). Причина такого отступления от веры полностью не раскрыта. По-видимому, это были лжехристиане, отвергавшие искупительную жертву Христа и потворствовавшие страстям человеческим (2,10-12).
Петр видел опасность возникающего лжеучения и предупреждал верующих о страшных последствиях его. Что может сохранить верующих от падения? Утверждение в вере и познании Господа Иисуса Христа (1,10-13; 3,1-2). Апостол многократно взывает к познанию Христа для укрепления веры и ободряет тех христиан, которые ожидали немедленного исполнения обетованного пришествия Христа.
Итак, если основная тема первого послания Петра - страдание, то во втором послании - познание. Как видно из содержания послания, оно разделено на три части. Первая часть обсуждает природу истинного познания, как дарованного от божественной силы (1,3), через Его обетования (1,4). Следование по истинному учению укрепляет внутреннего человека, дает ему духовный рост и готовит его к вступлению в вечное Царство Иисуса Христа.
Второй раздел посвящен осуждению лжеучителей, которые появились в церкви, но полное проявление их деятельности относится к будущему.
Отступивших от веры ожидает страшная участь: "Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди" (2,21). Это напоминает слова Господа Иисуса относительно Иуды: "лучше было бы этому человеку не родиться" (Матф.26,24).
Основная тема третьего раздела - эсхатологические события (о последних днях перед вторым пришествием). Надежда на будущее должна покоиться на истинном разумении Божьей воли и терпеливом ожидании её исполнения.
Содержание второго послания ап.Петра
1. Увещание к строгому христианскому образу жизни (1,1-21).
2. Предостережение от лжеучителей (2,1-22).
3. Учение о втором пришествии Христа и заключительные увещания апостола (3,1-18).
Главным выводом послания является утверждение о Писании, "что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (1,20-21). Автором Писания является Дух Святой, ныне действующий в мире, Он открывает истину!
Здесь звучит предупреждение верующим не мудрствовать над трудными местами, не навязывать свои толкования другим. Смиренное изучение Слова Божия с молитвой о помощи Духа Святого в разумении - вот залог истинного познания правды Божией. Но для этого требуется большое усилие со стороны воли Человека!
Первое, второе и третье послания Иоанна
По словарному составу и стилю три послания близки к Евангелию от Иоанна. Первое послание начинается словами утверждения достоверности Истины: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни..." (1,1). Слова 5,13 созвучны словам Иоан.20,31. Евангелие предназначалось для познания веры: первое послание - для утверждения в вере. Появление послания относится к концу I века. К этому времени закончилось полностью размежевание христианства и иудейства. Обращенные язычники, наследники традиционных философских учений, стали основывать богословские христианские школы апологетического характера. Они интересовались личностью Христа.
Первое послание Иоанна направлено против зарождающегося гностицизма. Гностицизм покоился на предпосылках, что дух - добро, материя - зло и что они не могут быть совместимы. Спасение заключается в переходе из материального в духовное положение. Средства для перехода различны. Главным из них является познание (гносис), через которое человек может подняться выше связывающих его материальных земных начал и постигнуть небесную правду.
Наиболее острые разногласия между философией гностиков и христианами выразились в истолковании личности Иисуса Христа.
Во время Иоанна стали появляться первые признаки гностицизма, и апостол почувствовал в этом большую угрозу для христианства, поэтому так подробно перечисляет он факты, свидетельствующие о действительном образе Христа (1 Иоан.1,1). Он говорит, что отвергающий Отца и Сына есть антихрист (2,22), и провозглашает, что "всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (4,2-3). "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист" (2 Иоан.7). Иоанн призывает не принимать таких людей, "ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан.11).
В третьем послании Иоанн освещает внутреннюю церковную жизнь того периода. Служители церкви совершали поездки с целью благовестия и останавливались в домах верующих. Одним из таких гостеприимных хозяев был Гай. Апостол просит его принять посланных благовестников, так как руководитель церкви Диотреф отказывается принимать их. Рекомендация была нужна, поскольку появились лжеучители, желающие праздно жить за счет труда других.
Содержание первого послания Иоанна
1. Вступление: историческое свидетельство очевидца (1,1-4).
2. Увещание к хождению во свете и очищающее действие крови Христовой (1,5-10; 2,1-11).
3. Предостережение от лжеучителей (2,12-28).
4. О благословенном состоянии детей Божиих (1 Иоан.З гл.; 4,1-6).
5. Увещание во взаимной любви (4,7-21; 5,1-5).
6. Свидетельство о Христе, Сыне Божием (5,6-12).
7. Заключение послания (5,13-21).
Свет и любовь, два любимых слова Иоанна, превалируют в послании. Оба выражения исходят из определения Бога: Бог есть свет (1,5) и Бог есть любовь (4,8), и развитие этих тем составляет главную часть послания.
Содержание второго послания Иоанна
Основная тема: Христианская верность.
1. Приветствие (1-3 ст.).
2. Призыв к любви и о наблюдении за собой (5,8 ст.).
3. Указание о духовной бдительности и об отношении к лжеучителям (9-11 ст.).
4. Заключение (12-13 ст.).
В послании звучит призыв к бдительности перед лицом надвигающейся опасности от лжеучителей.
Содержание третьего послания Иоанна
1. Введение (1-4).
2. Ободрение на пути правды (5-8).
3. Обличение противников правды (9-11).
4. Похвала свидетелей Истины (12).
5. Заключение.
Послания Иоанна давали твердое основание для верующих в борьбе с ересями. И ценность их не только в убедительной полемике, но и в истолковании учения Евангелий.
Послание Иуды
Без сомнения, второе послание Петра и послание Иуды написаны по одному и тому же поводу и очень близки по содержанию. Автором послания был Иуда, брат Иакова, руководитель Иерусалимской церкви. Они были братьями Иисуса по отцу Иосифу или двоюродными братьями Его (Марк.6,3). Как и Иаков, Иуда уверовал в Иисуса после воскресения. Иуда упоминается среди собравшихся в горнице в день Пятидесятницы. Иуда, по-видимому, не занимал выдающегося положения в апостольских церквах. Стиль изложения напоминает послание Иакова. Оба кратки в выражениях. Следует отметить, что автор не причисляет себя к кругу апостолов (стих 17).
Время написания послания, по-видимому, относится к 67-68 годам.
Иуда заявляет, что цель послания побудить читателей "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (1,3).
Необходимость послания диктовалась тем, что в церковь проникали люди "нечестивые", обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству, и отвергающиеся Единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (стих 4).
Деление послания Иуды
1. Приветствие (1-2 стихи).
2. Призыв подвизаться за веру (3-4).
3. Напоминание о наказании за неверие (5-7).
4. Обвинение лжеучителей (8-16).
5. Советы верующих (17-23).
6. Заключительное благословение (24-25).
Важно отметить, что в небольшом послании отчетливо выступает любовь автора к трем сторонам изложения своих мыслей. Шесть разделов делятся: первые два знакомят с размышлениями автора, следующие - обсуждают вероотступничество, и последние два раздела - заключительные. Себя автор представляет также с трех сторон: по имени - Иуда; по положению - раб Иисуса Христа; по отношению к христианской общине - брат Иакова.
Двадцать столетий истории христианства наполнены великими и малыми событиями. Были духовные победы, были и поражения. Причина поражений одна - неисполнение воли Божией, отступление от учения Христа и святых апостолов, изложенного в Новом Завете. Иуда дает и методы обращения с людьми, уклонившимися от веры. В Новом Завете нет моментов, где гонения или казни были бы против людей, уклонившихся от веры. Напротив, послание советует быть милостивыми и стараться спасти заблудившихся людей, будучи в то же время непримиримыми к лжеучению и греху. Величайшим благословением заканчивает Иуда свое послание. Только Христос может сохранить от падения верующего, пребывающего в любви Божией.
Контрольные вопросы
1. Послания апостолов. Авторы, деление, назначение. Соборные послания.
2. Введение в послание Иакова.
3. Введение в Первое послание Петра.
4. Введение во Второе послание Петра.
5. Введение в Первое послание Иоанна.
6. Введение во Второе послание Иоанна.
7. Введение в Третье послание Иоанна.
8. Введение в Послание Иуды.

 


Обратно в раздел библиология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.