Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Мицкевич В. А. Библиология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 3. Библейская география

Страны, в которых происходили библейские события, находятся в месте соединения Азии с Африкой и Европой. На западе Азиатского материка появился первый человек; здесь же жили ветхозаветные патриархи, потомки Ноя и израильский народ. Здесь создавались мировые державы древних времен: Ассирия, Вавилон, Персия, Македония и Римская империя. Развалины величественных городов, погребенные под песком и пеплом, и другие археологические данные свидетельствуют о многочисленности и богатстве когда-то живших здесь народов.
Избранный народ Божий, Израиль, обитал в Палестине. На земле Палестины раскидывал свои шатры Авраам - отец еврейского народа и жили на протяжении полутора тысяч лет его потомки. Здесь процветало царство Давида и Соломона, здесь был воздвигнут храм истинному Богу. В Палестине написана большая часть книг Священного Писания. На этой земле жил и совершил искупление Господь Иисус Христос.
Из Палестины ученики Христа понесли благую весть спасения всему миру. Эта земля в Библии имеет разные названия, а именно:
земля Ханаанская
земля Аморрейская - Быт.12,5; 16,3; 33,18;
земля Израилева - И.Нав.24,8; Амос.2,10;
Иудея и Израиль - 1 Цар.13,19;4Цар.6,23;
земля святая - Ис.14,2;
земля обетованная - Зах.2,12; -Евр.11,9.
Название "Палестина" дано этой территории греками в V веке до Р.Х. Вначале они называли этим словом только южную береговую полосу, населенную филистимлянами (евр. пелестим). Но позже европейские и еврейские писатели (Филон, Иосиф Флавий) стали называть Палестиною всю землю Израиля.
Палестина
- это небольшая территория на восточном берегу Средиземного моря. Она представляет собою полосу земли 250 км. длиной и 110-130 км. шириной, протянутую с севера на юг. Площадь страны около 28.000 кв.км., не учитывая, что царство Давида и Соломона было значительно больше.
На севере Палестина граничит по горам Ливан, Антиливан и Ермон (Хермон) и по реке Леонтес (Нахр эль Литани) - с Финикией и Сирией. Восточная граница проходит через Сирийско-Аравийскую пустыню вдоль горного хребта Ауран, где обитали аморреи и аммонитяне. У южных отрогов Аурана граница поворачивает на юго-запад вдоль потока Аорана и восточного берега Мертвого моря, отделяя Палестину от моавитской земли. Южная граница проходит от Мертвого моря по вади - долинам через Акравимскую возвышенность. Палестина здесь граничила с Едомом, амаликитянами и Египтом.
Западной границей является Средиземное море. На юге побережья Средиземного моря долгое время обитали филистимляне, а на севере - финикияне.
Палестина была со всех сторон изолирована и защищена естественными барьерами: на востоке и юге - пустынями, на западе - морем, а на севере - горами.
Через Палестину проходили известные торговые караванные дороги, соединяющие богатые страны Африки, Азии и Европы. Важнейшая дорога проходила через все Палестинское плато и соединяла Египет с Месопотамией (Египет - Вирсавия - Хеврон - Иерусалим - Сихем - Назарет - Капернаум - Дамаск и т.д.). Вторая дорога следовала вдоль берега Средиземного моря и соединяла Египет с Финикией и Сирией. По Заиорданью проходила дорога из Южной Аравии в Сирию. Этими путями велась оживленная торговля между Западом и Востоком, Севером и Югом.
Это центральное положение Палестины между тремя континентами привлекало внимание и завоевателей, которые часто превращали этот богатый оживленный край в мертвую пустыню.
За исключением узкого морского побережья вся Палестина - от Вирсавии до Дана - представляет собой плоскогорье, или плато, от 300 до 1.000 м. над уровнем моря. Среди плато возвышаются отдельные вершины и хребты бывших вулканических гор. Действием сил горообразования плато рассечено вдоль и поперек глубокими ущельями. Известно о 50-ти землетрясениях, происшедших в Палестине (См. Амос. 1,1; Матф.27,51). Последнее и одно из сильнейших землетрясений было здесь в 1929 году.
Земля Палестины состоит из известняков, которые легко разрушаются ветром и водой. Поэтому в Палестине изобилие пещер, тоннелей, подземных речек и озер. Палестинское плоскогорье изрезано многочисленными долинами - руслами временных водных потоков, образующихся в период дождей. Эти долины называются "вади".
Плато Палестины, вследствие войн и хищнического хозяйствования на протяжении истории, постепенно превратилось в голые карстовые пустыни. В нашем веке постепенно исчезают голые просторы Палестины, которые покрываются изумрудной зеленью садов, лугов и молодых лесов.
Глубокая долина реки Иордан делит всю Палестину на две части которые значительно отличаются друг от друга. Восточная часть страны - Заиорданье или Трансиордания - представляет собой плоскую возвышенность 1.000 м. над уровнем моря, где лишь изредка встречаются одинокая гора или горный массив. Западная часть страны, за исключением узкой прибрежной равнины, покрыта горами с перемежением ущелий, долин, плоскогорий и равнин. Она делится с севера на юг на три отдельные части: Галилея, Самария и Иудея.
Галилея
Горы Галилеи. Галилея граничит на севере с Финикией и Сирией, на востоке - с Заиорданьем, на юге - с Самарией, а на западе подходит к Средиземному морю. Её площадь равна, примерно, 6.750 кв. км. Вся Галилея занята известковым плато и разделяется по линии Акка - Капернаум на Верхнюю Галилею (800-1000 м. над уровнем моря) и Нижнюю Галилею (300-600 м).
Верхняя Галилея окаймлена с севера отрогами Ливанских гор. На верхне-галилейском плато нет гор, упомянутых в Библии. На юге Нижней Галилеи тянется на северо-запад вдоль Ездрелонской долины короткий и невысокий хребет Гелвуйских гор (Джебель-Фукуа) с вершиной Гелвуй (518 м) (числа около гор и плато указывают высоту в метрах над уровнем моря).
На этой горе сражались и погибли Саул и его три сына. (2 Цар. 1,17-26).
Во время Саула Гелвуйские горы были покрыты буйными лесами. Ныне это пустые голецы. Несколько севернее горы Гелвуй величаво возвышается "усеченная меловая пирамида" горы Фавор - (588 м) (Хар Тавор). На этой горе собрали Варак и Девора галилеян против армии хананеев (Суд.4 гл.).
Гора Фавор на протяжении столетий служила израильтянам неприступной естественной крепостью в борьбе против захватчиков. На верху горы всюду видны развалины городов и укреплений, заросших ныне кустарником олеандра. На юго-западе от горы Фавор находится Назаретский горный хребет с вершиной Малый Ермон (515 м). На южной стороне этого хребта, 350 м. над уровнем моря, находился город Назарет - местожительство Господа Иисуса Христа до Его 30-летнего возраста. Сам город был небольшим провинциальным селением, но через него проходил важнейший торговый путь, связывающий Азию с Африкой. Древний Назарет лежит в развалинах, а современный - несколько ниже.
Поверхность Галилеи характерна тем, что здесь в изумительной последовательности тянутся с юго-запада на северо-восток невысокие, покрытые лесами, горные хребты, между которыми расстилаются широкие долины. Крупнейшая из них - Завулонская равнина - обширная, умеренно-волнистая, с необычайно плодородной почвой.
Изреельская, Ездрелонская, или Мегиддонская, равнина была местом более 20-ти крупных сражений. Вдоль западного побережья Геннисаретского озера расстилается небольшая, но важная для нас - "Геннисаретская земля". Бассейн Геннисаретского озера был всегда самой урожайной частью не только Галилеи, но и всей Палестины. Этому содействовали его природные условия. Озеро лежит в глубокой впадине, уровень его на 212 м. ниже уровня океана. Вследствие хороших природных условий деревья здесь никогда не сбрасывают свою листву, а фрукты созревают на месяц раньше, чем в иных местах страны. Финики, цитрусовые, оливки, миндаль, инжир и арбузы Геннисарета были признаны по всей Палестине самыми качественными и вкусными. Букетообразный колос, выращиваемой здесь палестинской (египетской) пшеницы, похож был на семираменный золотой светильник храма Божия. Около главного колоса вырастал еще кустик колосьев. Собирались даже 100-150-кратные урожаи такой пшеницы (Мат. 13,23; Быт.41,5).
На этой равнине располагались известные библейские города: Тивериада, Магдала, Вифсаида, Капернаум и Хоразин. Через них проходила большая караванная дорога. Кроме Тивериады, во всех этих городах чудодействовал наш Господь, особенно в Капернауме, где он прожил несколько лет (Матф.4,13; 8,5; Марк.1,21; 2,1 и др.). Верная последовательница Христа Мария Магдалина (Иоан.20,14) была из гор.Магдалы, что на западном берегу Галилейского моря. В Евангелии Марка 8,10 гор.Магдала упомянут под названием Далмануфа. Из Вифсаиды, на северном берегу Галилейского моря, были ученики Христа: Петр, Андрей и Филипп (Иоан.1,44; 12,21). Из-за неверия этих городов их постигла судьба, предсказанная Господом (Матф.11,23; Лук.10,13). Только г.Тивериада на берегу Галилейского моря стоит и процветает до наших дней.
Ливанская долина тянется вдоль реки Иордана в верхнем ее течении. Эта плодородная долина окружена горными хребтами и орошается Иорданом и стекающими с Ливана и Ермона речками. В Библии она носит названия: земля Массифа, долина Мицфы, долина Ливанская, долина Ион - долина вод. Иордан здесь достигает 25 м. ширины.
Ливанская долина была также местом исторических сражений. Авраам разбил здесь союзную армию месопотамских царей, а Иисус Навин - хананейских царей (Быт.14 гл., И.Нав.Н гл.).
Воды Галилеи
Геннисаретское озеро лежит на 16 км. южнее озера Мером. Оно имеет следующие названия:
Киннереф (арфа) - Числ. 34,11;
Галилейское море - Матф.4,8;
Тивериадское море - Иоан.21,1;
Геннисаретское озеро - Лук.5,1.
Длина озера - 20 км., ширина - 10 км., максимальная глубина 48 м. Озеро лежит в глубокой впадине на 212 м. ниже уровня моря. Вода в нем пресная, теплая, изумительной прозрачности. Когда с Ливанских гор дуют холодные ветры, вода возмущается до самого дна и возникают неожиданные ураганы и сильные штормы. О такой буре мы читаем в Ев. Матф.8,24. Это озеро также очень богато рыбой. Из рыбаков Галилейского моря избрал Господь большую часть Своих учеников (Матф.4,18-21).
Поток Киссон (Кишон) образуется из слияния нескольких горных речушек и протекает вдоль Изреельской долины. На западном берегу его пророк Илия уничтожил 450 пророков Ваала (3 Цар. 18,40).
Средиземное море в Библии носит несколько названий:
море Великое - Числ.34,6; И.Нав.1,4; Иез.47,10;
море Филистимское - Исх.23,31;
море Западное - Втор. 11,24; Зах.14,3.
Когда в Библии говорится о море вообще, то всегда подразумевается Средиземное море. Значение его неописуемо велико. Оно являлось самым дешевым путем сообщения и неисчерпаемым источником разных материальных благ.
Самария
- географически составляет одно целое с Иудеей. Вся Самария, кроме приморской равнины, занята Самаринским плоскогорьем (600-700 м.), или горой Ефремовой, так как эту территорию получили в наследие сильное племя Ефрема, а северную часть - половина колена Манассии. Поверхность плато более ровная и покрыта урожайными полями, садами и лугами. О трех горах в Самарии много сказано в Библии.
Невысокий горный хребет Кармил тянется от Великого моря на юго-восток вдоль Изриельской долины. Вершина хребта - гора Кармил (528 м.). В древности Кармил покрывали славные дубравы, а сейчас - рощи оливы, пальмы, кипариса, лавра, тамариска, орешника. Гора Кармил (евр. Божий сад) - это гора парков, цветов и ароматов. В многочисленных пещерах Кармила во время крестовых походов селились монахи-отшельники.
Гора Гаризим и гора Гевал - эти две горы-близнецы находятся в окрестности г.Сихем: Гевал (938 м.) - на севере, Гаризим (868 м.) -на юге.
Древний город Сихем (Наблус) часто упоминается в Библии (Быт.33,18; И.Нав.24,32 и др.). Он был столицей царя Иеровоама - 3 Цар. 12,25. Южнее Сихема находится "колодец Иаковлев".
Вефиль (евр. - дом Божий) - древний укрепленный город на юге Самарии (Быт.28,19). Он стал местом идолопоклонства Иеровоама. Сейчас на этом месте маленькое селение Бейтин.
По побережью Средиземного моря простирается единственная низменная равнина Самарии - Саронская (Шарон). Она тянется полосой в 15 км. от Кармила до города Иоппии. Саронскую равнину отделяет от моря гряда песчаных дюн и невысоких скалистых холмов. Дождевые потоки зимой не могут пробиться к морю, и часть равнины заболочена. Равнина Сарон - чудесный уголок Палестины, который в период дождей покрывается великолепным ковром цветов (Ис.35,2; Пес.П.2,1).
На Саронской равнине находился город Галгал, где была пророческая школа и бывали многие пророки (1 Цар. 10,8; 13,7). Население Самарии образовалось от смешения различных народов. На берегу моря были селения финикийцев, на приморской равнине жили хананеи, на плато - ферезеи и иевусеи. Затем эту землю получило полуколено Манассии и колено Ефремове. В 722 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен 10 колен израильтян. В Самарию же из различных провинций Ассирии были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим количеством оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные взгляды, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Иегове, но не оставили при этом и служение своим идолам. Таким образом, религия самарян являлась смесью истины с заблуждением. Когда иудеи возвратились из вавилонского плена и начали строить храм, самаряне хотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями; тогда они выстроили себе храм на горе Гаризим. Этот храм был разрушен в 137 г. до Р.Х
Иудея
Южнее Вефиля начинается Иудейское плато, которое к югу поднимается выше и выше, а у города Хеврона резко переходит в низкое плоскогорье. От Вирсавии (300 м.) на юг простирается гористая пустыня "Негев", которая тянется до Акабского залива. Западный склон плато умеренно снижается к морю (50 км.), восточный склон крутой и короткий (15-20 км.). В 10 км. южнее г.Вефиля, в венце горных вершин, лежит "город великого Царя" - Иерусалим (Пс.124,2). Он не только окружен горами, но и сам построен на холмах. О четырех горах его много говорится в Библии.
Гора Мориа (Быт.22,2; 2 Пар.3,1) имеет и второе название "Иегова-ире" (Быт.22,10-14). Мориа лежит к востоку от горы Сион и тесно прилегает к ней. На горе Мориа был построен Соломоном Иерусалимский храм (2 Пар.3,1).
На горе Сион (евр. - крепость) Давид построил свою прекрасную столицу (Пс.47,2.3). Узкое значение слова "Сион" давно исчезло. Пророки Сионом называли и гору Мориа, и весь Иерусалим, и жителей Иерусалима, и даже весь Божий народ (Иоил.2,23; Пс. 149,2; 133,3; Ис.3,16; Иер.6,2).
Гора Голгофа, в виде череповидного холма, находится на севере от Иерусалима справа от дороги, идущей из Северных или Дамасских ворот (Иоан.19,20). На этой горе был распят наш Спаситель Иисус Христос.
Елеонская гора находится на востоке от Иерусалима. Склоны ее покрывали сады маслины. Гефсиманский сад находился у подножья Елеонской горы.
Об этой горе много написано. См. 2 Цар. 15,30; 4 Цар.23,13 и др. Елеонская гора (818 м.) поднималась на 60 м. выше Иерусалимского храма. С ее вершины открывался чудесный вид на Иерусалим, на далекие горы Галаада, долину Иордана, Мертвое море и холмы Вифлеема. Часто бывал Господь Иисус в садах Елеонской горы и в доме Лазаря у подножья горы, в Вифании. Здесь оплакивал Он Иерусалим (Лук.22,39-44) и отсюда вознесся (Лук.24,50-51).
Иудейская пустыня - это гористый район на западном берегу Мертвого моря. Здесь пребывал Иоанн Креститель и здесь Иисус Христос отражал искушения диавола - Мф.3,1; Мр.1,13. Крупных рек и озер в Иудее нет, но имеется много сезонных потоков и искусственных водоемов, колодцев.
Город Иерусалим окружен двумя долинами: с севера и востока - долиной потока Кедрон (4 Цар.23,4-6; 3 Цар.15,13; 2 Пар.29,16), а с запада и юга - долиной Иосафата. На юго-востоке от Иерусалима эти долины соединяются в одно ужасающе глубокое вади-ущелье. Южная часть долины Иосафата носила несколько названий: "долина сынов Енномовых", "геенна", "Тофет". Здесь приносили Молоху в огненную жертву своих детей жители Иерусалима, и среди них и цари Иудеи Ахаз и Манассия (4 Цар.21; 2 Пар.28,23-25). Царь Иосия разрушил идола и превратил Тофет (огнище) в свалку, где сжигали кучи мусора (4 Цар.23,4-10; Матф. 18,8-9).
Территорию Иудеи получили три израильских колена: Вениамина, Иуды и Симеона.
Заиорданье (Трансиордания) граничит на севере с Сирией, на востоке - с Сирийско-аравийской пустыней, на юге - с Моавитской землей и на западе - с долиной Иордана и Мертвым морем. Это Заиорданское нагорье (800-1000 м.) также перерезано многочисленными вади-долинами.
Северная область от горы Ермон до реки Ярмук имеет в Библии разные названия: Васан, Голан, земля Ауранская, селения Иаировы.
На территории Заиорданья упоминались в Библии две высокие горы: Ермонская и Васанская.
Ермон является самой высокой горой Палестины (2814 м.), и часто её вершина покрыта снегом. От нее начинаются многие потоки.
Средняя часть Заиорданъя - Галаад орошается рекой Иавок и представляет собой гористый край с плодородной почвой и приятным климатом. Сады и поля Галаада дают добрый урожай. В дни Господа Иисуса Христа северный Галаад назывался Десятиградием, а южный, совместно с Моавитской равниной - Персей.
Заиорданье принадлежало следующим коленам: Манассии, Гада и Рувима.
Иордан и Мертвое море
Образовавшись в горах Ермона, Иордан протекает через озеро Мером и - шестнадцатью км. южнее - через прекрасное пресноводное, богатое рыбой Геннисаретское, или Тивериадское, озеро (Галилейское море). По глубоким живописным ущельям и долинам бурно протекает Иордан - с быстротой водопада, что объясняется своеобразной горной особенностью. Уровень снижения воды от Ермона до Мертвого моря равняется 914 метрам. Геннисаретское озеро лежит на 210 м. ниже уровня океана, а Мертвое море - на 393 м.
Иордан не судоходен и не служит средством сообщения.
Мертвое море, в которое впадает Иордан, представляет собой самое низкое место на земных материках. Оно занимает более 900 кв.км. и имеет глубину 400 м. (793 м. ниже уровня мирового океана). Его называют также Асфальтовым морем, так как вода его, содержит горную черную смолу, плавающую на его поверхности. В Библии оно называется Соленым и Степным.
Мертвое море замечательно богатым содержанием в нем солей и других веществ, составляющих 24% его состава. В нем нет ни рыб, ни моллюсков, ни растений. Прозрачные воды Мертвого моря горьки и так тяжелы, что самые сильные ветры едва-едва колышат их поверхность. На берегах его нет птиц и растений. В Мертвое море впадают, кроме Иордана, потоки Арнон, Кедрон и другие, а из Мертвого моря вода не вытекает, а только испаряется.
Мертвое море состоит из двух бассейнов, из которых южный образовался, как предполагают, заполнив собою долину Сиддим (Быт. 14,3), где были испепелены города Содом и Гоморра.
Климат, растительный и животный мир Палестины
Климат Палестины в целом субтропический, средиземноморский, с жарким и очень сухим летом и теплой влажной зимой. Много солнечных дней. В период дождей (ноябрь - март) выпадает значительное количество осадков, а в летнее время (апрель - октябрь) царит зной и засуха. Климатические условия крайне разнообразны в зависимости от местности и высоты. На побережье Средиземного моря в районе Хайфы средняя температура августа +27° , января +12° . На Галилейском нагорье климат умеренный. Зимой иногда выпадает снег и бывают заморозки до -6° . Это явление объясняется близостью гор Ливана и Ермона. В бассейне Галилейского моря и Иордана царит вечное лето. Здесь климат тропический.
На климат Палестины сильно влияют три огромные пустыни: Сахара, Синайская и Сирийско-аравийская. Ветры, дующие из пустынь, губительно влияют на все живое.
В те времена, когда израильский народ жил в полном мире с Богом, вся Палестина была покрыта буйными лесами, чудесными садами и цветущими лугами; климат был необычайно приятный и мягкий. Дожди шли регулярно, всегда в свое время, и ранние и поздние. Это была земля, где буквально "текли молоко и мед", где было изобилие медоносных растений и пастбищ. Но раскол и идолослужение Израиля принесли несчастье этой земле и народу (Втор.28,23-24 и др.)
Растительный мир Палестины очень богат и включает флору почти всех климатических зон земного шара (более 3 тысяч видов растений). Особенно пышно растут здесь представители субтропической флоры: финиковая пальма, алегатская сосна, ливанский кедр, тамариск, кипарис, туя, терпентиновое и тутовое деревья, каштан, платан и ситтим (арабская акация). Много росло здесь ароматических кустарников: ладан, смирна, фимиам, мирт. Чрезвычайно развито в Палестине садоводство и виноградарство. Очень распространены смоковница (фиговое дерево, инжир), которая плодоносит 2-3 раза в год; маслина (оливковое дерево), из плодов которой изготовляли оливковое масло (елей); финиковая пальма, особенно в районе г. Иерихона, названного в Библии "городом пальм" (Втор.34,3).
Иерихон - город аромата, т.к. там разводили бальзамический кустарник смирны. Из садовых деревьев преобладают в Палестине: апельсин, лимон, миндаль, сладкий рожок, яблони, груши, сливы, абрикос, персики, грейпфрут и орех.
В Палестине из злаков были известны пшеница, ячмень, чечевица и полба; из овощей - огурцы, лук, чеснок, арбуз. В настоящее время в Палестине возделывают много современных сельхозкультур, такие как рис, кукурузу, картофель, бобовые, подсолнух, сахарную свеклу, помидоры и другие.
Животный мир Палестины также очень богат, так как здесь встречались представители умеренной, субтропической и тропической фауны Из хищных зверей имелись: львы, медведи, барс, волк, лисица, гиена, шакал, кабан, рысь и др. (Амос.3,8; 4 Цар.2,24). В горах обитало много "благородных" животных (олень, серна, лань и др.; (Втор. 14,5). Из домашних животных разводились: вол, лошадь, верблюд, осел, корова, овцы и козы.
Библейское времяисчисление
Евреи считали началом дня заход солнца (Лев.23,32).
Разделение дня на часы появилось после вавилонского плена (Дан 36-4 16.30; 5,5). Во время Иисуса Христа иудеи разделяли естественный день от восхода до захода солнца на 12 часов (Ин.11,9). Час был разной продолжительности в зависимости от времени года, т.е. от продолжительности солнечного дня. До вавилонского плена еврейский народ разделял ночь на три стражи (Пс.62,7; 89,5); первая продолжалась от захода солнца до полуночи (Плач.2,19); вторая, или полночная стража, - до пения петухов (Суд.7,19); третья или утренняя стража, оканчивалась с восходом солнца (Исх.14,24; 1 Цар.11,11).
После завоевания Палестины римлянами (1 в. до F.X.) ночь стали делить на четыре стражи по 3 часа в каждой (Лук. 12,38; Матф. 14,25).
Неделя из 7 дней играла важную роль у израильского народа для определения дня покоя (субботы) и праздника седмиц (Пятидесятницы) (Быт.29,27-28; 2,2; Исх.20,11; Втор.26,9-10).
Год состоял из 12 лунных месяцев (по 29 и 30 дней), а через каждые три года для уравнения с солнечным годом прибавляли тринадцатый месяц. Сначала месяцы обозначали только порядковым числом (Быт.7,11; 8,4-5; Лев.23,34). Затем появились особые названия, которые после вавилонского плена изменились.
Еврейский календарь

Месяц священного года Месяц гражданского года Месяц евреев и приблизительно русский Праздники Времена года и произведения земли 1 7 Авив, или Нисан (зеленые колосья) 30 дней Исх. 13,4; Неем. 2,1 Апрель 1. Новомесячие 14. Пасха (Исх. 12,1-51; 13,3-10). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев.23,10-12). Идут поздние, или весенние, дожди (Втор. 11,14). Разливается Иордан (И. Нав. 3,15). Близ Иерихона поспевает ячмень. II 8 Зиф (Цветение) 29 дней 3 Цар. 6,1 Май 1. Новомесячие 14. Вторая Пасха для тех, кто не мог совершить первую (Чис. 9,10-11). Пшеница частично выколосилась. Жатва ячменя (Руф. 1,22). Спеет пшеница III 9 Сиван 30 дней Есф. 8,9 Июнь 1. Новомесячие. 6. Пятидесятница, или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23; 17.20) и начатков всех плодов земли (Исх. 23,19, Втор. 26,2,10). Жатва пшеницы. Начинается лето. Дождя не бывает от апреля до сентября (1 Цар, 12,17). IV 10 Фаммуз (Тамуз) 29 дн. Зах. 8,19 июль 1. Новомесячие 17. Пост. Жара усиливается V 11 Ав. 30 дн. Ездры 7,9. Август 1. Новомесячие 9. Пост. Разрушение храма Потоки высыхают, Сильный зной. Сбор винограда (Лев. 26,5). VI 12 Елуд. 29 дн. Неем. 6,15 Сентябрь 1. Новомесячие Жара все еще сильная (4 Цар.4, 18-20 Полный собор винограда (Чис. 13, 24) VII 1 Тишри, или Афаним 30 дн. 3 Цар.8,2 2 Пар. 5,3 Октябрь 1. Праздник труб (Чис. 29,1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16) 15. Первый день Праздника Кущей (Лев. 23,34). Начатки вина и елея (Втор. 16, 13). Начинаются ранние дожди (Иоиля 2,23). Начинается пахота и посев. VIII 2 Бул, или Мархешван (дождь). 29 дней Цар. 6,38 Ноябрь 1. Новомесячие Идут дожди. Пшеница и ячмень посеяны. Сбор винограда в Сев. Палестине IX 3 Кислев 30 дней Неем. 1,1 Декабрь 1. Новомесячие. 25. Праздник обновления (Иоан. 10,22-23) Начинается зима. На горах выпадает снег. X 4 Тебеф 29 дней Есф. 2,16 Январь 1. Новомесячие Самый холодный месяц. Град, снег. (И.Нав.10,11). XI 5 Шеват 30 дней Зах.1,7 Февраль 1. Новомесячие Погода постепенно становится теплее XII 6 Адар 29 дней Есф.3,7; 9,17 Март 1. Новомесячие 14,15. Праздник Пурим (Есф. 3,7; 9,21-24). Частый гром и град. Расцветает миндаль. XIII ВЕАДАР (вставной) В последней части марта и начале апреля. 1. Новомесячие. 2. Пост Есфири. 4,16. Пурим.

Весы, монеты и меры в Библии

Единицей веса у евреев был сикль (вес, тяжесть).
Сикль = 2 полусикля = 20 гер = 14,2 г. (Быт. 24, 22; Исх.38,26; 30,13; Лев.27,25; Числ.18,16). Во времена царей и позже единицей веса была мина (3Цар. 10,17). 1 мина = 50-60 сиклей (Иезек.45,12).
Талант (круглый) = 3.000 сиклей.
Общественные весы находились в скинии, чтобы обеспечить сохранность и производить проверку веса и гирь (Лев. 19,36; Притч.16,11; Исх.30,13; Числ.3,47). Эти весы были поставлены позднее в Иерусалимском храме и вверены левитам (1 Пар.23,29). В простых сделках купцы пользовались весами, которые носили у пояса с камнями определенного веса (Втор.25,13; Притч.16,11; 11,1; Ис.46,6; Иер.32,9-10 и др.). Отношение еврейских весов к нашей системе установлено благодаря найденным серебряным сиклям.
До вавилонского плена израильтяне не употребляли чеканных денежных монет. Большая часть покупок совершалась через обмен товаров. Драгоценные металлы, которыми стали пользоваться как обменной единицей, имели стоимость в зависимости от их веса и ценности. Они имели вид слитков, колец или кусков с определенным весом (И.Нав.7,21). Если они весили сикль, талант и т.п., то их и называли сиклем, талантом и т.д; поэтому денежная система точно соответствовала системе веса, а название монет было и наименованием веса. В Ветхом Завете упомянуты только золотые и серебряные денежные единицы. Золотые единицы были в 13-15 раз ценнее серебряных (Быт. 20,16; Исх. 30,13; 38,24).
После вавилонского плена иудеи, как денежную единицу, употребляли преимущественно драхмы (дарики).
Драхма = 1/60 вавилонской мины = 8,4 г. золота. См.Ездр, 2,69; 8,27: 1 Пар.29,7.
Монеты, находившиеся в обороте в Палестине, были, в основном, иноземной чеканки. Основой их ценности был драгоценный метал и вес. Эти монеты свидетельствовали о тесных торговых связях евреев с другими государствами и отражали трагическую историю Израиля. Иудеи стали чеканить свои монеты со времени Симона Маккавейского (140 г. до Р.Х.) и лишились этого права во время Иудейской войны 70 г.
Они чеканили только серебряные и медные монеты: сикль = 14,2 гр., полусикль = 7,1 гр. и др.
Во времена нашего Господа в Палестине находились в обороте преимущественно греческие и римские монеты.
Динарий - серебряная монета (Мф. 18,28; 20,2.9-10.13; 22,19; Марк.6,37; 12,15; 14,5; Лук.7,41; 10,35; 20,24; Иоан.6,7; 12,5; Откр.6,6). Вес его был одинаков с драхмой - ок. 4,3 г. Во времена империи чеканили на нем изображение цезаря (Матф. 22,19-21).
Динарий составлял ежедневное жалование римского солдата (по Тациту); как драхма - жалование афинского солдата. Он был также платой за день работникам виноградника (Матф.20,2).
Динарий был данью, которую каждый иудей обязан был платить римлянам как поголовную подать (Матф.22,19; Марк.12,15; Лук.20, 24).
Ассарий (Матф. 10,29; Лук. 12,6) был медной монетой = 1/16 динария.
Кодрант (Матф.5,26; Марк. 12,42) = 1/4 медного ассария.
Полушка -лепта (Лук.12,59; 21,2; Марк.12,42) = 1/2 кодранта.
Ввиду того что в Палестине никогда не было единой денежной системы, господствовал всегда настоящий хаос сирийских, финикийских, египетских, греко-римских и других монет. По этой причине много было в Иерусалиме "меновщиков денег". Погоня за наживой довела их до того, что, совместно с продающими волов, овец и голубей, и меновщики денег сидели в храме. Господь Иисус вознегодовал на них, и "... деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Иоан.2,15).
Библейские меры длины и поверхности
Мерами длины у иудеев как и у других народов древности первоначально служили длины различных частей человеческого тела: локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 перста = приблиз. 50 см. (Быт.6,15-16; 3 Цар.6,2; Ис.40,12; 1 Цар.17,4 и др.).
Ладонь (Исх.25,25) = 4 перста = ок. 9 см.
Перст (Иер.52,21) = 1/4 ладони = ок. 2 см.
Стопа (Втор.2,5) = 4 ладони = ок. 32 см.
Трость (Иез.40,5-8; Откр.21,15) = 6 локтей = более 3 м.
Один день пути (Быт. 30,36) = ок. 30 км.
Субботний путь (Деян.1,12) = 2 000 шагов = 1 000 - 1 400 м.
Стадия (Лук.24,13; Иоан.11,18) = 125 шагов = 185 м.
Поприще, миля (Матф.5,41) = 1 000 шагов = ок. 1 500 м.
Сажень (Деян.Ап.27,28) = 1,6 м.
Меры вместимости были одни и те же для сыпучих и жидких веществ, но единица меры первых называлась ефою, а единица меры жидкости - батом.
Ефа (Исх.16,36; Лев.5,11; Иезек.45,10-11; Зах.5,6-7; Притч.20,10 и др.) - мера, вместимостью в 38,8 литров, предназначалась для измерения сухих веществ, чаще зерна и муки.
Мера в десять еф называлась хомером (куча), а позже - кор (круглый сосуд) см. Лев.27,16; Иезек.45,11-14; 3 Пар.4,22; 5,11; 2 Пар.2,10; 27,5; Числ.11,32 и др.
Лог = 1/72 ефы (Лев.14,Ю-12.21).
Таблица мер
1 каб. = 2,16 литр.
1 4/5 каб. - 1 гомер = 3,88 литр.
3 каб. = 1 2/3 гомер = 1 гин = 6 литр.
6 каб. = 3 1/3 гомер = 2 гина = 1 сат = 13 литр.
18 каб. = 10 гомер = 6 гин = 3 сата = 1 батефа = 38,8 литр.
180 каб. = 100 гомер = 60 гин = 30 сат = 10 бат (ефа) = 1 хомер (кор) = 338,8 литр.
Контрольные вопросы
1. Дайте общее представление о Палестине.
2. Расскажите о границах Палестины.
3. Расскажите о рельефе и делении Палестины в целом.
4. Дайте описание Галилеи - гор, равнин и городов.
5. Расскажите о Самарии (границы, горы, равнины, города, население).
6. Какие природные особенности Иудеи вы знаете (границы, горы, низменности, города, воды)?
7. Расскажите о географическом положении Иерусалима.
8. Дайте географическое описание Заиорданья (границы, деление, горы).
9. Расскажите о Иордане и Мертвом море.
10. Расскажите о климате Палестины.
11. Расскажите о растительном мире Палестины (библейская ботаника).
12. Расскажите о библейском времяисчислении (час, день, ночь, неделя, месяц, год).
13. Что вы знаете о системе мер, монет израильского народа?

 

 


Обратно в раздел библиология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.