Исследователи обратили внимание, что по своей конструкции и некоторым выражениям «свидетельство Флавия» похоже на эпизод в последней главе Евангелия от Луки, в котором воскресший Иисус беседует с учениками, идущими в Еммаус. По мнению одних исследователей, это доказывает, что автором «свидетельства» был христианин, воспроизведший евангельскую фразеологию (H. Conzellman); по мнению других — оба эти рассказа восходят к некоему общему письменному источнику, впоследствии утраченному (G. J. Goldberg). В представленной ниже таблице полужирным шрифтом выделены смысловые совпадения. Полужирным курсивом выделены слова, которые совпадают в греческих оригиналах обоих текстов.
Древности, XVIII, 3.3
| Лк 24:19–21,25–27
|
[63] Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. [64] По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени.
| (19) Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк*, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; (20) как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. (21) А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. [...] (25) Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (26) Не так ли надлежало пострадать Христу[55] и войти в славу Свою? (27) И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
* В греческом оригинале буквально: «бывшего человеком пророком» (avnh,r profh,thj).
|
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ренан Э. Жизнь Иисуса. Введение. М., 1991. С. 26.
[2] Он приведен в приложении II.
[3] Понтий Пилат был пятым по счету римским наместником Иудеи (26–36 гг.)
[4] Знамя римской когорты (signum) обычно украшалось сверху какой-либо фигурой (со времен Гая Мария большей частью — орла), под которой находилось несколько круглых металлических пластин с изображениями полководцев и императоров. В некоторых средневековых хрониках внесение Пилатом знамен в Иерусалим помещалось по времени после распятия Иисуса и связывалось с его пророчеством о «мерзости запустения", которая, согласно Даниилу, должна наступить в «последние дни» (Мф 24:15; Мк 13:14).
[5] Вт 4:16–19.
[6] В Мегилат-Таанит («Постном свитке»), прибавлении к талмудическому трактату Таанит, где перечисляются праздничные и юбилейные дни, против 3-го хеслева (ноябрь-декабрь) написано: «день, когда были удалены значки с храмового двора». Возможно, имеется в виду именно это событие.
[7] Вопрос о принадлежности этих строк Иосифу Флавию и их аутентичности оригиналу «Иудейских древностей» рассматривается в предисловии к этому разделу, а также в предисловии к документам 2–4.
[8] Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх Галилеи и Переи в 4 г. до н. э. – 39 г. н. э. В 36 г. он потерпел поражение от набатейского царя Ареты IV.
[9] Буквально: «к знатному чтецу (=толкователю) Закона» (evpi. plei/ston a,kroa,sei).
[10] Как и свидетельство Флавия о Иисусе, его рассказ о проповеднике Иоанне так же часто цитировался христианскими авторами, не сомневавшимися в том, что речь у Иосифа идет о евангельском Иоанне Крестителе (Ориген, Евсевий, Иоанн Златоуст, Георгий Амартол, Фотий, Суда, Георгий Кедрин, Евфимий Зигабенский и др.).
Хотя некоторые ученые расценивают это место как христианскую интерполяцию, серьезных оснований тому нет. Общий стиль этого отрывка и отдельные выражения его вполне в духе Иосифа Флавия. Похожим образом он представляет несколько ранее Онию Праведного (Древности, XIV, 2.1), и самого Иисуса. Вопрос лишь в том, можно ли с полной уверенностью отождествить проповедника Иоанна с евангельским Иоанном Крестителем. Указание на ритуальное омовение, совершаемое проповедником, почти не оставляет сомнений, что это Иоанн Креститель. Не мешает отождествлению и то обстоятельство, что, согласно Евангелиям, Иоанн был казнен Иродом по наущению его жены Иродиады, разгневанной на Крестителя за то, что он осуждал их противозаконный брак (Мф 14:2–12; Мк 6:14–29), тогда как Иосиф считает причиной казни Иоанна подозрительность Ирода. Рассказ Иосифа таков, что не исключает и евангельской версии. Ненависть Иродиады могла быть дополнительной причиной расправы с неугодным проповедником.
Есть, впрочем, хронологическая неувязка. Согласно Иосифу Флавию, свадьба Ирода-тетрарха с Иродиадой состоялась незадолго до войны с Аретой IV. Война эта началась в наместничество в Сирии Вителлия, т. е. в 36 г. Между тем Евангелие от Луки (3:1) датирует выход Иоанна Крестителя на проповедь 15-м годом Тиверия Кесаря (29 г.). Крестившийся у него Иисус еще не начал свою проповедь, как Иоанн уже был взят под стражу. Казнь Крестителя произошла в 30–31 гг., что на пять-шесть лет предшествует браку Ирода и Иродиады. Выходит, нужно либо найти хронологические неточности в последовательном изложении Иосифа Флавия, либо пересмотреть датировку Луки, либо признать, что брак Ирода-тетрарха и Иродиады наступил много позже казни Иоанна и не имеет к его участи никакого отношения, либо, наконец, установить, что Флавиев Иоанн не есть Иоанн Креститель.
[11] Порций Фест был иудейским наместником в 60–62 гг.
[12] Т. е. Нерон, правивший в 54–68 гг.
[13] Луций Альбин — иудейский наместник в 62–64 гг.
[14] Агриппа II Младший (27–96 гг.), номинальный царь Иудеи с 54 г., державший сторону римлян в антиримском восстании иудеев 66–74 гг. В Деяниях апостолов рассказывается, как Агриппа Младший вместе со своей сестрой Береникой (Вереникой) допрашивал апостола Павла (25:22–26:32).
[15] Иосиф Кавий, первосвященник в 61–62 гг.
[16] Это известный по Евангелиям Анна (Лк 3:2; Ин 18:13-24), допрашивавший схваченного Иисуса. Он был первосвященником в 6–15 гг. н. э., но сохранил свое влияние и впоследствии, когда первосвященниками становились его сыновья и члены его клана, например, Иосиф Каиафа. Пятый его сын Анан Младший был первосвященником несколько месяцев 62 г.
[17] В «Иудейской войне» Иосиф Флавий отзывался об Анане Младшем как о «высшей степени справедливом человеке», который «горячо любил свободу и был поклонником народного правления» (IV, 5.2). Во время антиримской войны 66–74 гг. Анан занял умеренную позицию, выступил против непримиримых зелотов и был убит ими в вооруженном столкновении (IV, 5.5).
[18] Об аутентичности этого места см. далее, в предисловии к документам 5а–5е.
[19] Среди исследователей (S. Zeitlin, M. J. Gauvin, K. Olson и др.) бытует и такая точка зрения, что «свидетельство Флавия» сфабриковал в апологетических целях никто иной как сам Евсевий. Так, отмечается, что в «Евангелических доказательствах» Евсевий приводит testimonium в той главе, в которой он опровергает антихристианский взгляд на Иисуса как на чародея.
[20] Подробнее об этом см.: Schreckenberg H. Die Flavius-Josephus-Tradition in Antike und Mittelalter. Leiden, 1972. S. 85–86.
[21] У Фрекульфа: «и веровали в Христа».
[22] Латинский перевод «Иудейских древностей», а также другого сочинения Иосифа Флавия — «Против Апиона» осуществил Кассиодор (ум. 578 г.). «Иудейская война» была переведена несколько раньше Руфином из Аквилеи (ум. 410 г.).
[23] См.: Eisler R. Jesous Basileus ou basileusas. Heidelberg, 1928. S. 6 ff. Со своей стороны средневековый еврейский ученый Исаак Абрабанель (1437–1508 гг.) заметил: «Если Иосиф написал так, то мы имеем это не от него, поскольку он написал много, но не все истинно» (Majene ha-Jeschua, 10.7).
[24] Такого утверждения в трудах Иосифа Флавия нет. Но вслед за Оригеном об этом же, ссылаясь на Флавия, сообщают Евсевий Кесарийский (Церковная история, II, 23.20), Иероним Стридонский (О знаменитых мужах, 13) и другие церковные авторы. См. далее, документы 2д, 5б, 5в. К этому же утверждению можно возвести отчасти и ссылку Иоанна Малалы (документ 2ж). Здесь мы имеем дело с т. н. «исчезнувшим упоминанием» (lost reference). По мнению некоторых ученых, указание на то, что Иерусалим постигла беда в наказание за убийство Иакова Праведного, содержалось в рукописях «Иудейских древностей» (либо «Иудейской войны»), ходивших среди христиан, но впоследствии по каким-то причинам это указание было устранено.
[25] Слова «называемого Крестителем» отсутствуют в тексте Иосифа Флавия.
[26] Эти слова стоят в ранних списках сочинения Иеронима. В более поздних списках они уже исправлены на традиционную формулировку: «Это был Христос».
[27] Имеется в виду римско-иудейская война 66–74 гг. н. э. и разрушение Иерусалима.
[28] Ныне считается, что автором сочинения «Об универсуме» является Ипполит Римский (155–236 гг.).
[29] О версии Ш. Пинеса см. далее, документ 4.
[30] Schreckenberg H. Rezeptionsgeschichichtliche und Textkritische untersuchungen zu Flavius Josephus. Leiden, 1977. S. 13.
[31] В английском переводе Ш. Пинеса: «When, according to the example of our chief [and] principal [men], Pilate crucified him, those who had previously loved him were not silent» — «Когда по совету наших главных [и] уважаемых [людей] Пилат распял его, то те, которые сначала возлюбили его, не остались безмолвны». См.: Pines Sh. An Arab Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. Jerusalem, 1971. P. 25, n. 106.
[32] Розен В. Р. Заметки о летописи Агапия Манбиджского // Журнал министерства народного просвещения, 1884, янв., 2, 231. С. 47–75; Васильев А. Агапий Манбиджский, христианский арабский историк X века // Византийский временник. Т. 11; вып. 3–4. СПб., 1904. С. 574–588.
[33] Pines Sh. An Arab Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. Jerusalem, 1971.
[34] Pines Sh. Op. cit. P. 69. Цитата эта приводится по кн.: Амусин И. Д. Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра Васильева // Ученые записки Тартуского гос. университета, вып. 365, серия VII, 1975. С. 298.
[35] Это место в рукописи повреждено. Используя сочинение ал-Макина, Ш. Пинес восстанавливает его следующим образом: «Мы нашли в многих книгах философов то, что они относят ко дню распятия Христа, и что они считают чудесным. Первый из них — философ Ифлатун (=историк Флегон), который говорит в тринадцатой книге своего сочинения о царях». См.: Pines Sh. Op. cit. P. 7. Ср. раздел I, документ 7.
[36] Этот же пассаж встречается в «Хронике» Михаила Сирийца (I, 143). См. раздел I, документ 7е; а также примечание 33.
[37] По мнению Ш. Пинеса, в сирийском оригинале Агапия сочинение Иосифа называлось dubhara de-yudaye («установления (=обычаи) иудеев»). В переводе на арабский язык слово dubhara было передано словом tadbir (с тем же значением); затем некий переписчик ошибся и написал вместо tadbir — sharr («бедствия, несчастья») (Op. cit. P. 8–9, n. 15). Заметим, однако, что сам Агапий явно смешивал «Иудейские древности» с «Иудейской войной». В другом месте его сочинения говорится, что Иосиф «составил двадцать книг об установлениях (tadbir) иудеев, об их священниках, о воинах с римлянами и о падении Иерусалима» (Ed. L. Cheiko, p. 255).
[38] Первосвященники действительно перечисляются Иосифом Флавием в «Древностях», XVIII, 2.2, но об Иисусе речи там нет. Источником всего абзаца служит Евсевий Кесарийский (Церковная история, I, 6.10; 7.13; 10.2–6). Такой же пассаж есть и у Михаила Сирийца (Хроника, I, 142–145).
[39] Вопрос о подлинности указания на Христа в Древностях, XX, 9.1, зависит от решения подобного вопроса относительно «свидетельства Флавия» (Древности, XVIII, 3.3). «Если подлинность первоначального ядра Testimonium Flavianum может быть серьезно подорвана или даже отвергнута, подлинность упоминания Иисуса в Древностях, XX, должна разрушиться вместе с ним» (Doherty E. Josephus unbound).
[40] Ориген комментирует Мф 13:55.
[41] По-видимому, это ссылка на «Иудейскую войну», но в имеющемся тексте ее не упоминаются ни Иисус, ни Иаков. См. также выше, прим. 25.
[42] Eisler R. Op. cit. S. 13.
[43] См. раздел IV, документ 1; раздел VII, документ 5.
[44] В смысле: царственного Младенца.
[45] Т. е. Леви.
[46] Славянский интерполятор относит начало деятельности Иоанна к правлению Архелая (4 г. до н. э. – 6 г. н. э.), не смущаясь тем, что, согласно Евангелиям, Иоанн был старше Иисуса всего на шесть месяцев, и при Архелае они оба были еще младенцами.
[47] По Евангелиям, спрашивающие Иоанна иудеи сами приходили к нему (Мф 3:7; Лк 3:7; Ин 1:19).
[48] По «Иудейской войне» II, 7.3 Симон-ессей состоял при Архелае снотолкователем.
[49] Следующая далее вставка продолжает рассказ об Иоанне, вставленный в гл. 7.
[50] Т. е. Моисей. Ср. Мф 16:14; Мк 8:28. См. также раздел III, прим. 46.
[51] В Мф 27:19 говорится лишь о том, что жена Пилата накануне видела во сне Иисуса и «много пострадала за Него».
[52] По Н. А. Мещерскому, выражение «от чистого закона» следует понимать: «отеческих обычаев».
[53] Т. е. апостолы. Лк 1:2 по ЦСП: «самовидцы и слуги бывшии словесе».
[54] Курсивом набраны слова, поставленные взамен соответствующих слов традиционной цитаты.
[55] В данном отрывке Евангелия от Луки ключевое слово «Христос» стоит не в том месте, в каком оно находится в «свидетельстве Флавия», но Г. Гольдберг замечает, что если мы обратимся к варианту Агапия, т. е. к арабскому варианту «свидетельства» (документ 4а), где слово «Христос» передается как «ал-Масих» (Мессия), то и здесь обнаруживается совпадение. См.: Goldberg G. J. The Josephus-Luke Connection // The Journal for the Study of the Pseudepigrapha. № 13 (1995). P. 59–77. Впрочем, если мы начнем сравнивать с данным отрывком Евангелия от Луки вариант Агапия в целом, то совпадений практически не окажется.
Обратно в раздел апологетика