Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Религиозные традиции мира

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Религиозные традиции иудаизма

Словарь терминов

Акиба — знаменитый рабби в древней Палестине (50—135 гг. н э ) Великий ученый, основавший академию в г Бне Брак, Акиба бен Иосеф был также легендарным мистиком и учеником   В 135 г  н э   замучен римлянами
Ашкенази — первоначально термин «ашкенази» относился к народам и странам, расположенным от Евфрата до Армении В средние века им стали обозначать область еврейского рассеяния в Северо Восточной Европе Ныне этот термин относится ко всему комплексу культурных проявлений в жизни евреев Восточной Европы и России (см также Сефарды)
Бар (бат) мицва — собственно «сын (дочь) заповеди» Первоначально выражение обозначало личную ответственность за исполнение божественных заповедей иудаизма Теперь относится к случаю достижения мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия для мальчиков — 13 лет, для девочек — 12 лет и один день
Бен (др.-евр. «сын») — Акиба бен Иосеф, Акиба сын Иосефа
Галаха — всякий нормативный еврейский закон, обычай либо их полный комплекс Галаха представляет собой ряд юридических установлений, сформулированных авторитетными раввинистическими юристами и учителями В более узком смысле «жить по Галахе» означает правильный и нормативный, с точки зрения иудаизма, образ жизни
Галут — «изгнание» Термин относился к изгнаниям евреев с их родины С течением времени это слово стало выражать собой более широкое понятие об отсутствии у евреев всякой родины и об их положении вечных изгнанников В более узком смысле «жить в галуте» — значит жить в диаспоре, а также пребывать в состоянии духовного и физического отчуждения
Гиллель — мудрец классического периода, живший в Вавилонии, часто именуется «патриархом» Его учение выражает идеалы фарисейства и является основой в традиции фарисеев и способах их интерпретаций Библии Школа его продолжателей, известная под названием Бейт-Гиллель, противоположна другой современной ей школе — школе Шаммая.
Завет — в Библии это слово относится к религиозному союзу, заключенному между Богом и народом Израиля на горе Синай, когда была дана Тора В иудаизме под Заветом понимается вечный союз между Богом и народом Израиля, основывающийся на соблюдении народом божественных заповедей Это — главное теологическое представление, выражающее собой идею о божественной милости и особой заботе Бога о евреях
Заповедь — согласно раввинистической традиции, имеется 613 заповедей, базирующихся на Торе Из них 248 утвердительных и 365 запретительных Такие цифры символизируют собой тот факт, что божественное служение должно осуществляться всеми частями человеческого тела в течение всех дней года По-древнееврейски заповедь — мицва Обычно мицвой называется любой акт религиозного послушания, в более узком смысле мицва — всякое благое дел                                                
Израиль — в библейские времена это название относилось к северным племенам исраилитов, хотя им обозначался также и весь народ В ходе своей истории евреи всегда считали себя прямыми наследниками древних израильтян, поэтому для них этот термин носил прежде всего культурно-религиозный смысл В наше время Израиль — также название государства, провозглашенного в 1948 г
Каддиш — молитва, произносимая скорбящим по умершему Имеется несколько вариантов этой молитвы, произносимых в тех или иных обстоятельствах Большинство из них написаны по-арамейски
Кошер — допустимая, правильно приготовленная с точки зрения традиционного иудаизма еда Иудейские пищевые запреты основываются на предписаниях Библии Только парнокопытные жвачные животные допускаются для употребления в пищу Кроме того, молочные продукты не должны ни храниться, ни употребляться вместе с мясными Из морских животных можно употреблять в пищу только тех, кто имеет плавник или чешую, т е рыбу Домашняя птица приравнивается к мясной пище
Маймонид — великий средневековый рабби, врач, ученый и философ (1135—1204), часто именуется акронимом Рамбам Родившись в Испании, Маймонид бежал от преследований в Марокко, а оттуда в Египет  Его труды включают в себя комментарии на Мишну, юридический труд, называемый Мишна-Тора, замечательное произведение средневековой еврейской философии — «Путеводитель для заблудшего».
Мезуза — «страж дверей». Небольшая коробочка с отрывком текста из Библии, укрепляемая на внешних (иногда и на внутренних) дверях дома Обычай укрепления Мезузы восходит к пассажу во Второзаконии 6:1—4.
Мессия — собственно «помазанник». Согласно древнему библейскому представлению, потомок царя Давида установит эпоху мира и справедливости для народа Израиля и всего мира. Надежда на вселенского избавителя сохранялась и развивалась в классическом иудаизме в течение веков Одними евреями мессианское время понималось как время установления всеобщей справедливости, другими — как время нового мира, который возникнет после Божьего суда и приговора. Под термином «дни Мессии» может пониматься весь период такого обновления мира, но не обязательно деятельность конкретной личности.
Мидраш — «толкование», или «объяснение», языка, идей, событий Торы. Состоит из двух больших частей: писанный Мидраш (Мидраш-Галаха) и неписанный Мидраш (Мидраш-Аггада). Последний включает в себя грамматические объяснения, теологические и этические учения, легенды, притчи.
Мицва — см. Заповедь
Мишна — древний свод еврейских законов, составленный, изданный и переработанный в начале III в. н.э. рабби Иудой. Свод разделен на 6 больших и 63 малых отдела Этот труд является продолжением традиции ранних мудредов и представляет собой основу при обсуждении и изучении Талмуда.
Моисей — великий библейский пророк, выведший евреев из египетского плена и давший им Закон. Он считается первым пророком и религиозным деятелем на протяжении всей еврейской истории, не знавшим себе равных.
Обрезание — хирургическое удаление крайней плоти (так называемое брит мила). Производится в возрасте восьми дней и символизирует собой установление договора между Богом и человеком.                                                                                                    
Пасха — праздник исхода из Египта. Праздник длится восемь дней, в течение которых евреи не едят ничего, что приготовлено на дрожжах. Ритуальная трапеза (седер), сопровождаемая гимнами, песнями и традиционными рассказами, символически воспроизводит события, связанные с исходом из египетского плена.
Рабби — «мой учитель» В еврейской традиции знаток Закона. Роль рабби менялась в течение веков Традиционно рабби (по-русски раввин) исполняет роль лидера своей общины. Этот титул может быть присвоен только после глубокого изучения иудейских текстов и религии. Фигура раввина является основным связующим звеном в иудейской традиции.
Раши — акроним рабби Соломона бен Исаака (1040—1105), великого средневекового мудреца, жившего во Франции. Он автор фундаментального комментария к Талмуду и один из самых почитаемых комментаторов Библии. Отличаясь ясностью, его комментарии выражают собой прямое, подчас буквальное понимание текста.
Седер — традиционная трапеза на праздник Пасхи, которая включает в себя особую пищу, символы, песни и рассказы (Аггада). Порядок и очередность в проведении трапезы строго регулируются. Само слово «седер» означает «порядок», «упорядоченность».
Сефарды — в библейские времена название Сефарад относилось к колонии изгнанников, которая находилась, по-видимому, либо в самих Сардах, либо поблизости от них. В средневековый период сефардами назывались потомки евреев, живших в Испании и Португалии до изгнания в 1492 г. Позже, как культурное понятие, термин стал относиться ко всему комплексу культурных явлений, связанных с евреями этого региона, а также Балкан и Среднего Востока. Термин «сефарды» употребляется в противоположность названию «ашкенази»; это не означает, что сефардами называются все евреи неашкенази.
Синагога — центральный институт общинной и религиозной жизни евреев. Архитектура синагог менялась в зависимости от времени и места постройки, однако всегда ковчег, где хранятся свитки Торы, смотрел по направлению к Иерусалимскому Храму.
Сион, сионизм — Сион — древнее название Иерусалима, но уже в древности оно употребляется для обозначения национальной родины евреев. Именно в этом смысле это слово жило в течение веков как выражение и символ национально-религиозной надежды на возрождение. С древности эта надежда выливалась в стремление вернуться к Сиону, кульминацией которого стало в наше время движение с тем же названием. Сионизм нашего столетия помогал евреям вернуться в Палестину, его усилиями в 1948 г. было провозглашено государство Израиль. Цель сионизма — политическое и духовное обновление еврейского народа на своей древней родине.
Талес — широкая накидка, надеваемая во время утренней службы. Особая бахрома и узлы на ней символизируют преданность в исполнении божественных заповедей. Мужчина хоронится в таллите, без бахромы.
Талмуд («учение», «наука») — первоначально это слово использовалось для обозначения классических толкований Мишны. Толкования, передававшиеся изустно, известны под названием Гемара, которое является также общим названием и для самого Талмуда, и для процесса его изучения. Существуют Вавилонский и Иерусалимский (Палестинский) Талмуды.
Тора (Пятикнижие Моисеево) — пять первых книг Библии. Словом «Тора» («наставление») часто обозначается учение иудаизма в целом.
Тфеллин (филактерии) — две черные коробочки, содержащие в себе цитаты из Библии, которые мужчины и мальчики (с момента религиозного совершеннолетия) укрепляют при помощи специальных ремешков на лбу и на руке во время утренней молитвы, кроме молитвы в Субботу или на праздник. Тфеллин с четырьмя отделениями закрепляется на голове, с одним — на левой руке, возле сердца. Библия провозглашает единство Бога и обязанность любить его «всем сердцем и разумом».
Шаббат — седьмой день недели, служащий напоминанием о завершении творения и об исходе из Египта. Этот день, посвященный Богу, является величайшим праздником. Заповедь полного отсутствия работы, содержащаяся в Библии, конкретизирована раввинами. В число субботних обязанностей входит изучение Торы и веселое расположение духа.

Шма («Слушай!») — название главного монотеистического догмата иудаизма. (Второзаконие 6:4 — «Слушай, Израиль: «Господь Бог наш, Господь един есть».) Этот догмат провозглашает единство Бога и произносится ежедневно во время службы, а также обычно вечером перед сном. Шма (6:5—9) вкладывается в Мезузы и тфеллины. Во время публичной службы произносится хором.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Религиоведение

Список тегов:
ашкенази сефарды 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.